Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Тревожность и особенности саморегуляции у подростков с девиантным поведением

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 10.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: 53.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………...6
1.1. Формы проявления девиантного поведения……………………………….....6
1.2. Психологические особенности подростков с девиантным поведением…...10
1.3. Формирование саморегуляции в подростковый период…………………….17

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ…………………………………………………………………...28
2.1. Организация исследования…………………………………………………..28
2.1.1. Планирование исследования………………………………………………..28
2.1.2. Обоснование испытуемых методов………………………………………...31
2.2. Результаты исследования у подростков с девиантым поведением……...…38
2.3. Выводы и рекомендации…………………………………………………….54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..57

Список литературы…………………...……….......………………………………..59

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………...…………………………………………..65


Введение

Актуальность. Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, которые чаще всего вытесняются в связи со страхом осознания.
Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющемся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных тенденциях и т. д.
Одной из черт поведения подростков, ведущей к девиантному поведению, является тревожность. Часто преодоление тревожности еще в детском возрасте препятствует проявлению отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
Причиной возникновения тревожности в подростковом возрасте может быть внутренний конфликт или противоречивость стремлений. Внутреннее состояние подростка может быть вызвано: противоречивыми требованиями к нему, исходящие из разных источников, неадекватными требованиями, несоответсвующими возможностям и стремлениям ребенка; негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. В результате возникает чувство «потери опоры»; утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.
Чем выше уровень проявляемой тревожности у подростка, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Под воздействием внутренней тревоги человек зачастую совершает необдуманные поступки, так как все разумные мысли парализованы чувством страха и неуверенности в себе. Таким подросткам тяжело идти на контакт, они очень редко достигают успеха в чем-либо.
В связи с этим актуальной становится саморегуляция подростков. Проблема регуляции человеком своего поведения и деятельности стала в последние десятилетия одной из ключевых в психологической науке.
Для формирования саморегуляции подростковый период развития имеет особое значение. В ходе развития личности роль внешней регуляции поведения постепенно уменьшается за счет увеличения роли саморегуляции. Так, Л.С. Выготский (1931) отмечал, что совершенствование волевой регуляции, произвольности поведения, происходит в переходном возрасте, сопровождаясь овладением подростком не только своими действиями, но и своим внутренним миром. Подросток от преимущественно реактивного поведения переходит к действиям в соответствии с сознательно поставленной целью, так как становится реальным субъектом своего развития.
В зависимости от стиля и развитости саморегуляции зависит успешность личности в обществе. У подростков с отклоняющимся поведением недостаточно развиты процессы саморегуляции, что проявляется в социально-дезадаптированном поведении, в подчинении групповым тактикам и программам поведения, низком уровне рефлексии (осознании собственных поступков и программировании поведения) и высоком уровне самостоятельности.
Проблема состоит в том, что в современной научной литературе достаточно полно описаны особенности саморегуляции здоровых подростков, но остается открытым вопрос об особенностях саморегуляции подростков с девиантным поведением. А это необходимо для успешной диагностики и коррекции личностных механизмов саморегуляции подростков данной категории.
Объект исследования: психологические особенности подростков.
Предмет исследования: особенности саморегуляции подростков
Цель исследования: выявить особенности саморегуляции подростков с девиантным поведением
Гипотеза исследования: способность к саморегуляции у девиантных подростков ниже, чем у подростков без девиантного поведения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие психологические особенности подростков с девиантным поведением.
2. Выявить уровень тревожности и особенности саморегуляции подростков с девиантным поведением.
3. Исследовать саморегуляцию подростков с девиантным поведением.
Методы исследования: тест-опросник А. В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции»; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой. Во введении их не пишем. Тест на исследование тревожности («Шкала самооценки» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина); методика «Шкала личностной тревожности» О. Кондаша, адаптированная А.М. Прихожан;
Теоретическая база исследования: исследования по развитию подростков с девиантным поведением (М.А. Егорова, Ю.Г. Волков, С.В. Тетерский), по психологической природе тревожности (А. М. Прихожан); по саморегуляции подростков (Т.Е. Егорова, Н.А. Нестер и др.)


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1.Формы проявления девиантного поведения

Во всех обществах поведение некоторых людей порой выходит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за рамки того, что другие люди рассматривают как допустимое поведение. Для социальной жизни характерным является не только конформизм, но и отклонение. Девиация, по мнению Волкова Ю.Г. и др. авторов, — это «отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое» . Обычно большинство людей рассматривают поведение, как девиантное, в зависимости от того, какую оно получает отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.
Отклоняющимся (асоциальным, девиантным), по мнению С.В. Тетерского, называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм:
- корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции, протекции и т. д.);
- агрессивной ориентации (действия, направленные против личности; оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство);
- социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид) .
По мнению О.А. Федосенко , в основу классификации видов и форм девиантного поведения могут быть положены различные основания.
В зависимости от субъекта девиантное поведение может быть индивидуальным и групповым.
С точки зрения объекта, то есть того, какая норма нарушена, девиантное поведение подразделяется на следующие категории:
1) аномальное поведение, подразумевается наличие явной или скрытой патологии;
2) асоциальное или антисоциальное поведение, то есть нарушающее какие – то социальные и культурные нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.
По своей направленности девиантное поведение может быть направлено на себя, на других, на частную, государственную собственность и т.д.
Среди многих трактовок причин девиации (Ц. Ламброзе (к.19 – н.20 вв.), Уильям Х. Шелдон), наиболее развернутое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Дюркгейму , основной причиной девиации является аномия, буквально - «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути, аномия - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность, приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций............

Заключение
Подростковый возраст - один из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим; подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской; “героем” подростка является активный, целеустремленный, успешный человек; подросток склонен к мечтанию и фантазированию. Диспропорция физического и социального созревания с явным преобладанием темпа физического развития создает дополнительные психологические трудности и во многом определяет особенности психики и поведения подростков, может привести к нарушениям поведения.
Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения – преступность и уголовно не наказуемое (не противоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.). Для оказания помощи таким детям необходимо создавать специализированные учреждения по социальной реабилитации детей из неполных семей с отклоняющимся поведением, утративших семейные связи, отказавшихся жить в семье. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
С учетом проанализированных исследований, в данной работе, саморегуляция определяется как активность личности, важнейшими чертами которой являются осознанность, целостность, направленность, избирательность, ответственность. От степени совершенства саморегуляции зависит эффективность произвольной активности и развитие личности в целом. В структуру саморегуляции входят все основные компоненты личности: ценностно-смысловая сфера, рефлексия, произвольность и др. Поведение человека всегда подчинено определенной программе (плану), который включает в себя следующие элементы: цели и прогнозы; планирование, критерии оценки качества; информацию о ходе процесса, коррекцию процесса (в случае необходимости).
Опытно-экспериментальная работа проходила на базе двух образовательных учреждений: Муниципального автономного учреждения «Центр внешкольной работы «Дзержинец» г.Тюмени (одно из направлений работы Центра, деятельность по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних) и школы №27 г. Тюмени. В учебных учреждениях были исследованы учащиеся 8-го класса, в которых есть подростки стоящие на учете в детской комнате милиции. Всего обследовано 60 подростков в возрасте 13-14 лет.
Анализ полученных данных показал, что в контрольной группе испытуемых мы можем отметить преимущество таких важных просоциальных характеристик личности как: высокий уровень общего самоконтроля и саморегуляции, самообладания и настойчивости; приемущество интернальности, характерными чертами которой являются: эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, воображение, общительность и сила воли, толерантность, ответственность, принятия своего «Я». В результате исследования мы выяснили, что у испытуемых подростков средний уровень тревожности и средний уровень (но с тяготением к низкому) уровень саморегуляции.
Исходя из гипотезы нашего исследования, тревожность и низкий уровень саморегуляции ведут к девиантному поведению. Необходимо проводить коррекционную работы по повышению уровня саморегуляции и снижению тревожности.
Итак, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла экспериментальное подтверждение.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2001. - 29 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с.
3. Арпадьев Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. - 2006. - № 2. – С.41- 44.
4. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Академический Проект, 2005. – 208с.
5. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2005. - С. 15-26.
6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. – 270 с.
7. Венар Ч., Кериг П. Психопатология детского и подросткового возраста. СПб.: прйм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 384с.
8. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.
9. Дети из неполных семей имеют худшее здоровье и чаще становятся объектом насилия // leq.ru/Deti/Detzdrav/Deti-iz-nepolnyh-semei-imejut-hudshee-zdorove-i-chawe-stanovjatsja-obxektom-nasilija // 20.03.2007
10. Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М.: Дело, 2004. – 348 с.
11. Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция состояний тревожности // Психологическая наука и образование. - 2007. - №3. – C. 68 – 76.
12. Егорова, М.А. Психологический анализ развития подростков с девиантным поведением в детском доме [Электронный ресурс] / М.А. Егорова // Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, факультет психология образования, 2009 // Режим доступа: fpo.ru/psypodrostkov/egor4.html
13. Захаров А.И. Как помочь детям избавиться от страха. – СПб.: Питер, 2005. – 418 с.
14. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
15. Иовчук Н.М., Северный А.А. Депрессии у детей и подростков. – М.: Издательство: «Школа-Пресс», 1999. – 123 с.
16. Исследование волевой саморегуляции: тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана [Электронный ресурс] // Практикум по общей психологии / СИНТОН: тренинг-центр, Москва // Режим доступа: syntone.ru/library/books/content/4418.html?current_book_page=8
17. Карлсон Р., Батчер Дж., Минека С. Аномальная психология. – 11-издание – Спб.: Питер, 2004. – 1167 с.
18. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 3. - С.69-78.
19. Корнилова Т. и др. Подростки групп риска. Питер, 2005. – 336с.
20. Лаут Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков. М.: «Академия», 2005. – 224с.
21. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Если ваш ребенок… Популярная психология для родителей. М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с.
22. Методика «Шкала личной тревожности» О. Кондаш, адаптированная А.М. Прихожан [Электронный ресурс] // Режим доступа: vsetesti.ru/336/
23. Моросанова В.И. Саморегуляция поведения и самосознание в юношеском возрасте // Информационный бюллетень отделения психологии и возрастной физиологии №8 [Электронный ресурс] // Режим доступа: pirao.ru/ru/news/news_detail.php?ID=5719. 15.10.2009
24. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 213 с.
25. Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2005. - № 2. – С. 26-29.
26. Нестер Н. А. Реализация свободы в саморегуляции социально-дезадаптированного поведения подростков: Автореферат диссертации // Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева; Центр социологии образования РАО. – Тобольск, 2005 // dissercat.com/content/realizatsiya-svobody-v-samoregulyatsii-sotsialno-dezadaptirovannogo-povedeniya-podrostkov
27. Нестер Н.А. Диагностика и коррекция девиантного поведения подростков (подросток в поисках свободы): практическое пособие. – Тобольск: ЗСГИ, 2005. – 168 с.
28. Нестер Н.А. Значимость свободы и ее реализация в социально-дезадаптированном поведении подростков // Научный вестник ЗСГИ. – Тобольск: ЗСГИ, 2005. – С. 5-25.
29. Нестер Н.А. Исследование психологических особенностей понимания свободы и саморегуляции отклоняющегося поведения подростков // Подросток Тобольска на рубеже эпох: Социально-психологический аспект. – Тобольск: ТГПИ, 2003. – С. 65-79.
30. Нестер Н.А. Особенности ценностно-смысловой структуры подростков-девиантов // Вестник 2. Научно-исследовательская работа факультета ПиМНО. – Тобольск: ТГПИ, 2000. – С. 10-12.
31. Нестер Н.А. Реализация комплексного подхода в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения в рамках массовой школы // Проблемы педагогической инноватики: Сб. тезисов и докладов. – Тобольск: ТГПИ, 2001. – С. 153-155.
32. Нестер Н.А. Свобода и регуляция поведения девиантных подростков // Вестник 1. Научно-исследовательская работа факультета ПиМНО. – Тобольск: ТГПИ, 1999. – С. 40-44.
33. Нестер Н.А., Маняпова Н.А. Психокоррекционная работа с подростками по развитию навыков осознанной саморегуляции // Подросток Тобольска на рубеже эпох: Социально-психологический аспект. – Тобольск: ТГПИ, 2003. – С. 121-134.
34. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Конспект лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 224с.
35. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33.
36. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.20-33.
37. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов - М.: Академия, 2004. - 184 с.
38. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореферат диссертации [Электронный ресурс] // Режим доступа: childpsy.ru/upload/dissertations/
39. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 303 с.
40. Психология криминального поведения. СПб.: Питер, 2004. – 496с.
41. Психология подростка. Учебник. /Под редакцией А.А.Реана. СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480с.
42. Психология современного подростка. /Л.А.Ретуш/. СПб.: Речь, 2005. – 400с.
43. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2003. - 624 с.
44. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. Издательство "Питер", 2000. – 608 с.
45. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы 60 конспектов уроков. М.: Айрис-пресс, 2004. – 176 с.
46. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 544 с.
47. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. Педагогическое общество России., 2005. – 128 с.
48. Терешко О.С. Особенности саморегуляции психических состояний девиантных подростков // Психолого-педагогические проблемы профессиональной деятельности и общения: Материалы I Международной научно-практической конференции г. Гродно, 17 апреля 2009 / Министерство образования Республики Беларусь учреждение образования «Гродненский Государственный университет имени Янки Купалы». – Гродно: ГрГУ им. Я.Купалы, 2009. - С.415-420.
49. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2006. - 496 с.
50. Федосенко О. А. Психологические особенности подростков с девиантным поведением и причины ухода их в асоциальные группы [Электронный ресурс] // Наука, образование, общество. - № 2009. - № 1 // Режим доступа: journal.sakhgu.ru/new/
51. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.– Мн.: НИО, 1997.– 198 с.
52. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2004. – 351с.
53. Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: «Академия», 2004. – 160с.
54. Центр внешкольной работы «Дзержинец» [Электронный ресурс] // Режим доступа: tmntower.ru/index.php/2010-01-19-17-24-21
55. Шкала самооценки Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина: Тест [Электронный ресурс] / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Волховский филиал, кафедра гуманитарных дисциплин // Режим доступа: fortuna2005.ucoz.ru/load/ssja/psikhologicheskaja_chast/shkala_samoocenki_d_spi



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.