На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование функционирования рыночной экономики в РФ

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 10.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Оглавление:

Введение 3
Глава 1. Система рыночной экономики, ее развитие в России 6
1.1. Условия для формирования и функционирования рыночной экономики 6
1.2. Становление и развитие рыночной экономики в России 9
1.3. Закономерности взаимосвязи и взаимовлияния рынка и государства 14
Глава 2. Тенденции и проблемы развития рыночной экономики РФ 29
2.1. Анализ развития рыночной экономики в России 29
2.2. Пути повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса в рыночной экономике 45
2.3. Механизмы повышения эффективности антиинфляционной политики 51
Заключение 58
Список литературы: 63



Введение

По определению профессора Чепурина, рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном и без личностном механизме ценовых сигналов . Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.
По определению Кэмпбелла Р. Макконнелли и Стэнли Л. Брю рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг .
Главная установка рыночной экономики — свобода выбора видов и форм деятельности — декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров, оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением; изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения, посредством обязательных платежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основе законодательства, выпускаемых Характер развития экономики во многом определяется взаимодействием рынка и государства. За последние два столетия система взаимосвязи двух институтов претерпела немалые изменения. Оба института непрерывно развивались, однако характер динамики в каждом случае был различным. С конца XIX в. до 70-х годов XX в. наблюдалось усиление функциональной роли государства как макроорганизатора общественного и экономического порядка. Этот институт постоянно вносил коррекции в работу рыночного механизма, исправляя периодически возникавшие сбои.
Перемены в данном взаимодействии наступили, начиная с последней трети XX в., когда рыночная система смогла достичь нового качественного состояния (чему способствовало государство). Сформировался феномен «новой экономики», что позволило расширить экспансию рыночных субъектов на мировом уровне. Развернулся процесс глобализации, основу которого преимущественно заложил частный бизнес, и в чем государство сыграло в основном вспомогательную роль. В современных условиях глобализация превратилась в ведущий фактор, предопределяющий характер большинства экономических процессов.
Усложнение взаимосвязи между институтом рынка и государства, происходящие изменения в ролевых функциях, возрастание макроэкономической значимости крупных корпораций, их экспансия в экономическое пространст во государства - все это представляет собою актуальный комплекс проблем для исследователей.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства. Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.
Степень разработанности проблемы. Проблема взаимодействия рыночной системы и государства является областью активного изучения как в мировой, так и в российской экономической науке.
Наиболее серьезные исследования, давшие общий анализ экономической политики государства, содержатся в работах таких зарубежных экономистов, как А.Вагнер, Дж. Бьюкенен, Дж. Гэлбрейт, Дж.Кейнс, Р.Масгрейв, К.Мюллер-Армак, В.Ойкен, Дж. Стиглиц, В.Танци, Я.Тинберген, Л.Эрхард.
Говоря о вкладе российской экономической науки в дело изучения взаимодействия рынка и государства, следует упомянуть имена таких экономистов, как И.Албегов, Е.Бабашкина, Е.Балацкий, Е.Гайдар, В.Гутник, М.Ершов, В.Кушлин, А.Сорокин, В.Тамбовцев, Л.Ходов, Ф.Шамхалов, Г.Явлинский, Л.Якобсон, Е.Ясин4.
Аспекты воздействия фирм на государство, а также общая проблематика взаимодействия бизнеса и власти обстоятельно исследованы в работах не только зарубежных, но и российских экономистов: С.Ю.Барсуковой, Н.Д.Берлина, З.Л.Бештоевой, Э.Н. Волковой, Г.Э.Григора, Л.Е.Ильичевой, П.Д. Половинкина, Ф.И.Шамхалова .
В целом в мировой литературе исследованы многие прикладные аспекты, связанные с воздействием экономических субъектов на государство. Однако работ, содержащих общий систематизированный подход к вопросу о данном влиянии, в настоящее время опубликовано мало.
Следует отметить определенную специфику в процессе исследования проблем взаимодействия рынка и государства. Она заключается в наличии определенной импульсивности (или волнообразности) в подходах к данной области науки. Главной причиной этого является неравномерный характер возникновения и развития экономических проблем в реальной жизни общества. Целесообразно отметить и такой фактор, как наличие феномена «политического цикла». Например, перемена акцентов в значимости решения альтернативных проблем (безработица-инфляция) определяется, как правило, тем, в руках какой партии находится в настоящее время власть.
Целью данной работы является исследование функционирования рыночной экономики РФ.
В рамках данной работы будут решены следующие задачи:
1. рассмотрены основные закономерности формирования и развития рыночной экономики РФ;
2. исследованы тенденции развития экономики России;
3. рассмотрены важнейшие направления повышения эффективности функционирования рыночной экономики РФ.
Глава 1. Система рыночной экономики, ее развитие в России

1.1. Условия для формирования и функционирования рыночной экономики

Рыночная экономическая система (как и всякая другая система) обладает свойством внутренней целости, которое позволяет ей сохранять себя во взаимодействии с внешней средой и саморазвиваться. Система - это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений. Саморазвитие системы и взаимодействие ее элементов совершается по определенным законам.
Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. С известной долей условности по мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики :
Таблица 1.1
Методы экономической политики
По используемым методам

Пассивная Активная
По вьщвинутым целям Защитная Конкурентная политика путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование Антимонопольное регулирование в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционисткой политикой

Наступательная Конкурентная политика, сочетающая антимонопольное регулирование с созданием благоприятного экономического климата путем использования методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика в целях ускорения экономического роста, разработка системы координации экономических решений (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями. Мы классифицируем такую политику как защитную, поскольку большинство ее целей «негативны»: государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Несмотря на энергичные и решительные действия, связанные с осуществлением такой политики, мы условно можем классифицировать ее как политику пассивную: с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой стороны, этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности. Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем. Одним из аргументов против выбора модели пассивной и защитной отраслевой политики является то, что ее осуществление ставило бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.
Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но безусловно содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную» . Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения. Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий....................


Заключение

Подводя итоги проведенной работы, можно сделать следующие выводы:
Исследование процесса взаимодействия рыночной системы и государства, влияния институтов рынка на экономическое регулирование позволило сделать следующие выводы:
1. Процесс взаимодействия рыночной экономики и государства относится к числу сложных феноменов развития человеческого общества. Данный симбиоз двух институтов представляет собою систему, в функционировании которой можно обозначить три закономерности: 1) оба института взаимно обусловливают друг друга; 2) между бизнесом и государством существует позитивное взаимовлияние, служащее основой «синергетического эффекта»; 3) каждый из двух институтов обладает относительной самостоятельностью, что обусловливает наличие различных, иногда противостоящих интересов.
Особую многогранность взаимодействие рыночной экономики и государства приобретает в трансформационный период, в условиях которого не все компоненты рыночной системы достигли должного состояния развития, а государство, деформированное на стартовом этапе реформации, находится в состоянии восстановления своих функциональных возможностей.
2. В процессе анализа взаимодействия двух институтов большой теоретический и практический интерес представляют обе стороны анализа: 1) изучение влияния государства на рыночную экономику (процесс экономической политики), 2) воздействие бизнеса на государство. Развитие экономической науки предопределило преимущественный уклон в сторону исследования закономерностей экономического регулирования государства, в частности, - коррекции сбоев рыночного механизма. Наступление нового этапа в развитии мировой экономики, обусловленного, в первую очередь, глобализацией, а также новым этапом «самоопределения» предпринимательских структур, привело к заметному повышению активности рыночного механизма в деле макроэкономического регулирования. Это делает необходимым поворот исследовательской линии в сторону того воздействия, которое оказывает бизнес на государственные структуры и их регулирующие функции.
Анализ влияния спонтанного воздействия рынка на государство показывает, что симбиоз «рынок-государство» эволюционирует, демонстрируя на разных этапах развития человеческого общества различное соотношение сил двух институтов. Если на этапе индустриального развития доля государственного сектора повышалась (что заметно отражалось в показателе квоты расходов государственного бюджета), то на постиндустриальном этапе проявляется замедление или даже стагнация относительной динамики государственного сектора.
Приобретя новые качественные черты в условиях глобализации (формирование международного финансового рынка, образование большого слоя транснациональных структур) рыночная система овладела новыми возможностями в деле саморегулирования. Это обстоятельство стало сдерживающим образом влиять на функционирование государственных институтов.
Современное государство находится под влиянием не только спонтанно действующего рынка, но и четко обозначенной стратегии конкурентных фирм. На протяжении последнего столетия лоббизм, как прямой механизм влияния со стороны корпораций, стал традиционным инструментом. В условиях трансформируемой экономики России он получил, к сожалению, не только легальный, но и нелегальный, скрытый характер. В развитых странах практика показала, что лоббизм, несмотря на его негативы, - неизбежный вариант поиска компромиссов. Однако он должен быть под контролем, которого в условиях России пока, к сожалению, еще мало.
Актуальной проблемой для российской экономической политики является проблема отслеживания тех косвенных форм, с помощью которых бизнес может влиять на экономическое мировоззрение населения, его потребительские предпочтения (через демонстрацию массовой культуры), на поведение бюрократов (через аспекты образования и экономической науки). Следует учитывать то обстоятельство, что в условиях становящейся все более открытой экономики, Россия оказывается в русле экспансии многих транснациональных корпораций. Реагируя на давление со стороны своих национальных обществ, ТНК выносят из экономического пространства развитых стран ряд производств (или потоков сбыта) за рубеж, перемещая их, в частности, на территорию России. С помощью СМИ, средств массовой культуры, ТНК способствуют формированию в России образцов потребительского поведения, необходимого, в первую очередь, корпорациям. Активная кампания о ценности свободы СМИ имеет не только общечеловеческий смысл, но и в значительной мере - прикладной, чисто коммерческий. При этом проявляется вариант косвенного влияния зарубежных корпораций на российское государство.
В России крупный бизнес сформировался быстрее и играет большую роль, чем в других переходных экономиках. При этом организатором (творцом) российского крупного бизнеса выступил не рынок, а государство. Его состав и соотношение сил между основными игроками, как существовавшие в 90-е годы, так и сложившиеся к настоящему времени, в решающей степени были предопределены следующими действиями исполнительной власти: формированием вертикально-интегрированных нефтяных компаний в 1992-1995 гг.; созданием институтов уполномоченных банков в 1993-1995 гг.; залоговыми аукционами 1995 г. с заранее известными результатами; серией аукционов и конкурсов с инвестиционными условиями в 1996-1998 гг., победители которых также были предопределены. Однако функционирование и развитие возникших по воле власти корпоративных структур с самого начала происходило в основном в соответствии с рыночной логикой и приоритетами и независимо от государства. Поддержка или ограничения с его стороны имели для них, хотя и существенное, но нерешающее значение.
Надлежащее качество законодательства, регулирующего правовое положение и деятельность корпоративных структур, является необходимым условием правового обеспечения экономических реформ и в значительной мере предопределяет результаты этих реформ. Прежде всего, это касается вопросов связанных с выбором оптимально необходимой степени влияния государства на субъекты рыночных отношений и оптимизации доли участия государства в капитале этих предприятий.
Мировая динамика корпоративного строительства развивается в пользу более демократичной американской модели, и при принятии решений по вопросам корпоративного развития необходимо оставлять возможность движения в этом направлении. Россия, так же, как в свое время США должна установить и тщательно оберегать принцип отделения банковской деятельности от владения акционерной собственностью и инвестиций собственных средств. Это позволит ликвидировать фундаментальные основы возникновения олигархических отношений в России, так как лишит группировки возможности концентрировать финансовые ресурсы в масштабах, необходимых для обеспечения их существования и экспансии.
Государство, в рамках промышленной политики, должно взять на себя инициативу по оживления деловой активности, обеспечению справедливой конкуренции, расширению кооперации и специализации производства, стимулированию эффективности и содействию внедрению новых технологий. При этом промышленная политика должна строиться принципиально иначе - как диалог, как согласование стратегий частного бизнеса, государства и общественных организаций, позволяющее каждой стороне, при разумном компромиссе, реализовать свой интерес и разделить риски. Форматы такого диалога и взаимодействия могут быть различными: начиная с государственно-частного партнерства в конкретных проектах и заканчивая дискуссиями по самым острым проблемам экономического развития. Диалог предполагает известный уровень доверия, доверие невозможно без понимания тех принципов, которым следует другая сторона в своих действиях.
Сегодня инфляционные процессы в той или иной степени характерны для всех стран мира. При этом инфляция является в некоторых случаях даже желательной, поскольку при небольших темпах (в среднем до 10%) она увеличивает платежеспособный спрос, что, в свою очередь, стимулирует развитие производства. В случае более быстрых темпов обесценения денег инфляция оказывает негативное воздействие на экономику. Именно поэтому практически во всех странах мира первоочередной задачей денежно-кредитной политики является управление инфляцией (либо поддержание её на определенном уровне, либо снижение темпов инфляции). Мировая экономическая мысль выработала уже достаточно много методов управления инфляционными процессами, но, к сожалению, универсального средства борьбы с инфляцией не существует в связи с разнообразием видов инфляции и причин, её вызывающих.
Анализ антиинфляционного регулирования, проводимого Центральным банком в рамках денежно-кредитного регулирования, показал, что на сегодняшний день в распоряжении Центрального банка отсутствуют действенные инструменты управления денежной массой, соответственно, инфляцией, что делает используемые монетарные режимы малоэффективными. Как свидетельствует опыт денежно-кредитного регулирования, используемые Центральным банком России сегодня монетарное и инфляционное таргетирование являются не эффективными вследствие отсутствия необходимых условий для их применения.
Антиинфляционная политика будет эффективной только в том случае, если удастся достичь скоординированности и согласованности всех форм государственного воздействия на экономику, и, прежде всего, бюджетной, фискальной, антимонопольной и денежно-кредитной политик. С точки зрения повышения эффективности денежно-кредитной политики, Центральному банку необходимо развивать инструменты косвенного воздействия на экономику, позволяющих эффективно регулировать количество денег в обращении.


Список литературы:
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г. (ред. 29.12.2006 г.)
3. Федеральный Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 (ред. От 29.12.2006 г.)
4. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма « № 115-Ap от 07.08.2001 (ред. От 27.07.2006)
5. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.:МГУ им. М.В.Ломоносова, изд-во "ДИС", 2008.
6. Балабанов И.Т., Савинская Н.А. Банки и банковское дело. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008.
7. Банки и небанковские кредитные организации и операции. / под ред. Е.Ф. Жукова. – М., 2007.
8. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. - М.: ЮНИТИ, 2007.
9. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2008.
10. Вавилова E.B. Экономическая география и регионалистика.M.: Гардарики, 2008.
11. Вешкин Ю.Г. Банковские системы зарубежных стран. Курс лекций / Ю.Г. Вешкин, Г.Л. Авагян. - М.: Экономист, 2007.
12. Вишневский А.Г. Банковское право Европейского Союза. – М., 2007.
13. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 2008. С. 206.
14. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О.И. Лаврушина. – М., Финансы и статистика, 2008.
15. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2008.
16. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М: ЮНИТИ. Банки и биржи, 2008.
17. Котилко В.В. Региональная экономическая политика Учебное пособие - М. Изд-во РДЛ. 2007.
18. Лаврушин О.И. Банковское дело. – М.: Прогресс. - 2008.
19. Молчанов А.В. банк в современной России. Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2007.
20. Новаторов Э.В. Методика оценки качества банковских услуг. Практический маркетинг. - 2008. - № 10. С. 21.
21. Рубель К. Финансовый менеджмент. - Санкт-Петербург, 2007. С. 128.
22. Самуэльсон П. Экономика т.1 М.: НПО «Алгон» ВИИСИ «Машиностроение» 2007.
23. Севрук В.Т. Банковский маркетинг. - М.: Дело ЛТД, 2008.
24. Сиваков Д., Котяшкин М. Симфония спроса и предложения // Эксперт. — 2008. — №13.
25. Федоров Б.Г. Новый банковский и экономический словарь. – М: Лимбус Пресс, 2008.
26. Центральный банк в условиях рыночной экономики: Научный альманах фундаментальных и прикладных исследований. – М., 2008.
27. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – М., АСТ, 2008.
28. Экономическая теория: Учебное пособие/ Акулов В.Б., Акулова О.В. Петрозаводск: ПетрГУ, 2008.
29. Мельников С.Д. Пути повышения эффективности управления корпоративными предприятиями с долей государственной собственности // Экономика региона, 2008, №1 (13)
30. Мельников С.Д. К вопросу о повышении эффективности управления государственным сектором в промышленности // Промышленная политика в Российской Федерации, 2008, №3.
31. Совершенствование корпоративного управления предприятиями с долей государственной собственности // Теория и практика институциональных преобразований в России. Сборник научных трудов ЦЭМИ РАН, выпуск 9, Москва, 2007.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.