На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Экологическое воспитание в школьном туризме

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 10.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 112. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


183
Экологическое воспитание в школьном туризме


Оглавление:

Введение 3
Глава 1. Современное состояние, основные проблемы и перспективы развития школьного экологического туризма 5
1.1. Основы формирования экологической культуры личности 5
1.2. Экологическое воспитание в школе: цели и принципы 14
1.3. История школьного туризма в России. Понятие «школьный туризм». 27
1.4. Экологическое воспитание в школьном туризме: теоретические аспекты. Понятие «экологический туризм» 38
1.5. Социально-психологические особенности младших школьников 52
1.6. Экскурсия в природное сообщество как разновидность школьного экологического туризма 58
1.7. Анализ учебно-методического комплекта по программе Плешаковой «Зеленый дом» 63
Глава 2. Разработка мероприятий по совершенствованию экологического воспитания в школьном туризме 67
2.1. Характеристика базы исследования 67
2.2. Анализ досуговых интересов в сфере школьного туризма целевого сегмента исследования 71
2.3. Разработка программы работы кружка «Юные туристы» по экологическому воспитанию 92
2.4. Методические рекомендации по внедрению программ работы кружка «Юные туристы» в организацию внеклассной деятельности с младшими школьниками в среднем общеобразовательном учреждении 97
Заключение 106
Список использованной литературы 109

Введение

В настоящее время нет необходимости доказывать остроту и масштабность, а значит, и опасность сложившейся и мире экологической ситуации.
Научные достижения XX века создали иллюзию почти полной управляемости миром, однако хозяйственная деятельность человеческого общества, экстенсивное использование природных ресурсов, огромные масштабы отходов — все это входит в противоречие с возможностями планеты (ее ресурсным потенциалом, запасами пресных вод, способностью самоочищения атмосферы, вод, рек, морей, океанов).
Ученые выделяют два аспекта экологической проблемы: — экологические кризисы, возникающие как следствие природных процессов; и кризисы, вызываемые антропогенным воздействием и нерациональным природопользованием.
Наряду с широко развитой системой экологического образования и воспитания, интегрирующей всю сумму получаемых субъектом знаний, являющихся основой (базой) экологического сознания остается неизменной проблема изменения того образа Природы, как средства человеческой жизнедеятельности, который был сформирован в ходе исторического развития человека.
В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Однако, многообразие трудов, школ, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.
Целью данной дипломной работы является разработка методов экологического воспитания школьников посредством туризма.
В рамках данной дипломной работы будут решены следующие задачи:
• рассмотрены основы формирования экологической культуры личности;
• рассмотрены цели и принципы экологического воспитания в школе;
• исследована история развития школьного туризма в России;
• рассмотрены теоретические аспекты экологического воспитания в школьном туризме;
• проведен анализ учебно-методического комплекта по программе Плешаковой «Зеленый дом»;
• рассмотрены возможности применения экскурсии в природное сообщество как метода экологического образования;
• проведен анализ досуговых интересов и экологической грамотности младших школьников;
• разработаны меропрития по совершенствованию экологического воспитания в школьном туризме.
Предметом исследования являются методы экологического воспитания в школьном туризме.
Объектом исследования являются ученики второго класса средней общеобразовательной школы № 1623 г. Санкт-Петербург.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Современное состояние, основные проблемы и перспективы развития школьного экологического туризма

1.1. Основы формирования экологической культуры личности

Экологическое образование, являясь необходимым элементом общей культуры современного человека, имеет целью становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.
Согласно научным исследованиям, экологическая культура представляет собой систему ряда взаимосвязанных элементов: экологических знаний, экологического сознания, устанавливающего причинно-следственные, вероятностные, прогностические и ценностные связи; экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией системы экологических знаний и деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение (Т. И. Абрамова, М. И. Будыко, А. Ф. Борискин, Н. С. Дежникова, Л. В. Моисеева, Г. П. Сикорская и др.), – является базисной в системе экологического образования.
Экологическая культура личности, определяя новую парадигму существования человечества и взаимодействия его с Природой и Космосом, выступает ценностно-смысловой основой ноосферной цивилизации. «Если культура вообще, – пишет Н. М. Мамедов, – представляет собой способ социального развития, определяющий, каким образом люди с помощью материальных и духовных средств обеспечивают свое сохранение и развитие как социальных существ, то экологическая культура – это способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение и, по-видимому, улучшение окружающей природной среды» .
Проблемой образования становится система экологических знаний как важная составляющая развития экологической культуры взрослеющего человека, которая в наиболее общем смысле понимается как новообразование личности, основанное на развитии ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер. Она выражается в экологически обоснованном поведенческом взаимодействии человека с окружающей социоприродной средой. Поэтому доминировавшее в последние годы в сознании педагогов представление о вспомогательной роли экологического образования в системе общего образования несостоятельно, так как несет в себе деструктивность. Все более необходимым становится развитие духовной сферы личности, становление нравственного компонента экологической культуры.
В работах последних лет понятие «экологическая культура» используется как одно из основных при рассмотрении экологического образования, в то время как в 1980-е и, тем более, 1970-е годы речь шла лишь о формировании бережного, ответственного отношения к природе и организации соответствующей природоохранной деятельности школьников. И все же использование термина «экологическая культура» во многих работах пока носит только декларативный характер, так как не содержит качественных характеристик и употребляется в одном ряду с такими категориями как «эколого-экономическое воспитание, формирование ответственного отношения к природе» и т. п., что не противоречит его сущности, но не раскрывает в полном объеме ее место в структуре целостной личности. Также следует заметить, что экологическое воспитание рассматривается как вторичный, сопутствующий, вспомогательный процесс относительно экологического образования.
В связи с этим мы считаем, что особое значение приобретает концепция лаборатории экологической культуры Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО (Б. Т. Лихачев, Н. С. Дежникова и др.). Спецификой рассматриваемой концепции является культурологический подход к экологической проблематике, рассмотрение экологической культуры как психолого-педагогического феномена, тот или иной уровень которого является результатом воспитания и образования. При этом воспитательное пространство предполагает целостное влияние семьи, школы, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации.
Изучение экологической культуры осуществляется исследователями в двух измерениях: являясь частью общей культуры личности, экологическая культура рассматривается как процесс, связанный с освоением, приобретением знаний, технологий и опыта передачи их от одного поколения к другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура – это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой.
В качестве одной из наиболее существенных задач в воспитании экологической культуры учащихся авторы данной концепции считают преодоление в сознании экокультурного акцента через приоритет человека над природой и развитие нового мироощущения, при котором природа и человек в ней воспринимаются во взаимной связи и зависимости. «Суть состоит в том, – отмечает Н. С. Дежникова, – чтобы донести до сознания воспитанников, что человек – часть природы и поэтому зависит от нее не только биологически, но и духовно, учась у нее гармонии, ритму, целесообразности и т. п., потребительское отношение к окружающей среде необходимо постепенно вытеснить пониманием того, что окружающий мир является для людей объектом постоянной заботы и за его благосостояние каждый несет персональную ответственность» . Иначе, цели и результат экологического образования, выразил в свое время К. Н. Вентцель, – воспитание «сыновнего чувства космоса».
Человек приспосабливается к жизни в природе с помощью материальной и духовной культуры. Она становится не только средством, но и средой его существования, что стало особенно ощутимо в последнее время. Люди, овладевая культурой, участвуют не только в ее создании, но и в разрушении. Культура сохраняется, накапливается и передается только совокупными усилиями людей, проживающих в определенное время на одной территории, поэтому она носит национальный, исторический и региональный характер. Люди создают ее и адаптируются к ней. Достижение высокого уровня развития экологической культуры рассматривается нами как цель экологического образования и воспитания (воспитывающего образования, согласно В. В. Зеньковскому). По определению Б. Т. Лихачева, сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности» .
Итак, экологическая культура личности является ее новообразованием и создается в определенном возрасте. Поэтому, учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, целесообразно в качестве целевой установки определить развитие экологической культуры личности в процессе образования и воспитания. При этом педагогический процесс является необходимым условием для эффективного развития экологической культуры личности школьника, и он строится в ключе возрастной психологии и педагогики.
В практике современного экологического образования следует придерживаться единой концепции, суть которой можно выразить понятием комплексный подход к формированию основ экологической культуры на примере природы родного края. Следует выделить три важнейших аспекта данного подхода.
1. Комплексность компонентов экологической культуры.
Родная природа – идеальное средство для развития каждого из компонентов экологической культуры, а именно: экологических знаний и представлений, экологического мышления, культуры чувств (положительного эмоционального отношения к природе) и экологически оправданного поведения.
Знать, уметь, любить и беречь – эти глаголы наполняются для ребенка особым смыслом, если формирование его экологической культуры осуществляется на примере природы родного края.
2. Комплексность всех сфер воспитания ребёнка и развития его личности, затрагиваемых в процессе формирования экологической культуры.
Процесс формирования экологической культуры младшего школьника не автономен, он затрагивает самые различные стороны эмоционального, социального, эстетического развития. Это значит, что необходимо искать универсальное средство, позволяющее объединить все указанные аспекты воспитания. Вне всякого сомнения, таким средством является ближайшее природное окружение ребенка, т.е. родная природа. Безусловно, формирование экологической культуры средствами родной природы положительно влияет на процессы нравственного, эстетического и трудового воспитания младших школьников. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько усилий вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.
3. Комплексность родной природы как единой экосистемы.
Природу родного края следует рассматривать как единое целое, как экосистему, во взаимосвязи всех её компонентов. Мы считаем, что программы формирования экологической культуры младших школьников на материале природы родного края не должны быть «узкоориентированными», сосредоточенными на выбранных произвольно видах флоры, фауны, сегментах экосистемы. Это серьезный недостаток, отмечаемый даже в некоторых крупных программах для детских садов. При комплексном подходе к изучению природы родного края дети гораздо успешнее усваивают тезис о том, что и человек является частью изучаемой экосистемы родной природы.
В силу возросших познавательных способностей в младшем школьном возрасте методы и формы работы по формированию основ экологической культуры средствами природы родного края могут быть весьма разнообразны. Их взвешенный и адекватный отбор – также неотъемлемая часть комплексного подхода.
Например, очень эффективны игровые методы формирования основ экологической культуры на примере природы родного края. Даже в старшем младшем школьном возрасте игра остается ведущей деятельностью. С другой стороны, обусловленные возрастом познавательные способности младших школьников, позволяют значительно усложнить структуру и содержание игр. В играх различного вида (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, словесных и др.) дети получают возможность получить в интересной, увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе.
Сохраняет свою актуальность метод наблюдения, иллюстративно-наглядный метод, который помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно (например, о жизнедеятельности редких видов животных родного края).
По классификации Л.М. Маневцовой и П.Г. Саморуковой к иллюстративно-наглядным материалам следует относить: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы . Помимо перечисленных, традиционных видов наглядно-иллюстративного материала, желательно использовать наглядные материалы на электронных носителях (обучающие компьютерные программы для детей (экологического содержания), DVD-фильмы и т.п.). Очень большие перспективы имеют в этом плане мультимедийные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Слайды мультимедийных презентаций обладают исключительным качеством изображения. Они ярки, привлекательны для детского восприятия. Воспитатель может отбирать информацию для создания слайдов по собственному усмотрению. Это могут быть экологические карты изучаемого региона, изображения объектов природы родного края и т.п. Произвольность выбора скорости подачи слайдов на монитор позволяет педагогу по ходу занятия делать необходимые пояснения, отвечать на вопросы детей, стимулировать их активность.
Комплексный подход к формированию экологической культуры на примере природы родного края может включать и использование нетрадиционных методов. Очень интересную, оригинальную классификацию методов экологического воспитания, в частности, предлагают С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин (1, 340):
Метод экологической эмпатии (от греч. empatheia - сопереживание) заключается в педагогической актуализации сопереживания ребенком состояния животного (или растения), а также сочувствия ему. Данный метод стимулирует понимание ребенком тех состояний, которые испытывает живое существо, через отождествление с ним (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния живого существа (сочувствие).
Метод экологической идентификации (лат. identificaге - отождествлять) заключается в актуализации постановки ребенком себя на место того или иного живого существа, погружения себя в ситуацию, обстоятельства, в которых оно находится. Этот метод стимулирует процесс психологического моделирования состояний природного объекта, способствует лучшему пониманию этих состояний, углубляя тем самым представления ребенка о данном объекте.
Метод экологической рефлексии (лат. reflexio - обращение назад) заключается в актуализации самоанализа ребенком своих действий и поступков, направленных на мир живых существ, с точки зрения их экологической целесообразности. Данный метод стимулирует осознание ребенком того, как его поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает. Этот метод имеет важное значение в коррекции стратегий и создании мотивации совершенствования индивидуальных технологий взаимодействия ребенка с миром родной природы.
Метод экологических экспектаций (англ. expectation - ожидание). Его суть в следующем: ребенок заранее готовится к встрече с природным объектом, психологически настраивается на эту встречу, планирует свое поведение таким образом, чтобы не навредить родной природе, чтобы соответствовать тем «требованиям», которые предъявляются миром природы к людям, вступающим с ним в общение.
Метод экологической заботы, коактивности (от лат. coactio - содействие). Заключается в педагогической актуализации экологической активности ребенка, направленной на оказание помощи и содействие объектам живой природы ближайшего окружения, особенно в трудных для них ситуациях. Данный метод стимулирует проявление поддержки, деятельного участия в жизненных ситуациях природных объектов.
Необходимым условием реализации комплексного подхода является участие самых различных заинтересованных субъектов, т.е. социальных партнеров. Такое партнерство может быть организовано по нескольким направлениям.
1. Использование ресурсов музейной педагогики. Практически в каждом крупном населенном пункте имеются краеведческие музеи, где собраны коллекции экспонатов, позволяющие сформировать у посетителей музея четкие представления о природе родного края, в том числе и в историческом аспекте ее развития. Регулярное посещение краеведческого музея, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия для младших школьников – огромный вклад в процесс формирования экологической культуры средствами родной природы.
2. Использование библиотечных ресурсов. Далеко не каждый детский сад располагает необходимым количеством такой литературы. О наличии же специализированных детских журналов, газет экологической тематики дети часто даже не подозревают. А между тем, фонды детских библиотек, как правило, комплектуются новейшей, актуальной, качественной с полиграфической точки зрения литературой о природе. Кроме того, современная детская библиотека – это не просто книжное хранилище. Это многопрофильное социокультурное учреждение, на базе которого могут проводиться самые различные мероприятия по формированию у младших школьников экологической культуры средствами родной природы. Специалисты ДОУ должны всячески пропагандировать деятельность библиотек, вносить вклад в расширение читательской аудитории современной детской библиотеки.
3. Работа с семьей. Очень важно в процессе формирования экологической культуры у младших школьников обеспечить партнерские отношения между ДОУ и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей.
Опора в процессе формирования экологической культуры у младших школьников на принципы комплексности и регионализма поможет педагогам решить одну из главных задач образования - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

1.2. Экологическое воспитание в школе: цели и принципы

В настоящее время стало очевидным, что развитие научно-технического процесса привело людей к нарушению ими той критической грани в отношении общества к природе, когда это отношение ухудшает, а в перспективе может и полностью уничтожить природные условия, без которых жизнь человека невозможна. В истории человеческой цивилизации наступил период, когда общество вынуждено осознать и четко соизмерять свою активность с возможностями природы .
В нашей стране экологическая безопасность граждан России постоянно снижается. Это наиболее заметно проявляется в ухудшении качества среды обитания человека, ведущей к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения; а также в образовании новых обширных по территории зон экологического неблагополучия и бедствия, росте социальной напряженности в результате неблагополучной экологической обстановки. Поэтому в российском обществе на первый план выдвигается социальный заказ на формирование личности граждан, обладающих экологическим мышлением, нужными для этого индивидуальными качествами, установками сознания, определенным мировоззрением, т.е. имеющим современную экологическую культуру .
В образовательной сфере российской государственной политики экологическое образование выступает сегодня в качестве приоритетного направления средней и высшей школы и системы профессионального образования в целом. Сохранение природных условий, пригодных для жизни человека, требует от него целостного мировосприятия действительности, приобщения к духовным и нравственно-этическим образцам жизнедеятельности в окружающей среде. Для этого необходимо самоопределение воли индивида и социума, направленное на коренную перестройку экологического мировоззрения людей, переоценку ценностей в области духовно-нравственной деятельности.
Образовательная система должна обеспечить постепенное внедрение в практику обучения нравственных ценностей экологического сознания. При этом целостность экологического образования должна быть осознана во всех параметрах процесса обучения – субъекте познания, учебном материале, формах и методах подачи знаний и организации образовательной среды, тесно связанной с социальным и природным окружением. Практическая реализация предусматривает непрерывный характер экологического образования, начиная с дошкольных лет и завершая взрослыми годами, экологизацию образовательного процесса, реализацию межпредметных связей и использование разнообразных форм обучения с особым акцентом на практическую деятельность обучаемых. При этом следует учитывать, что нравственные идеи природосообразности в воспитании и образовании не являются для педагогики чем-то новым, они проходят красной нитью через все прогрессивные, гуманистические педагогические учения; соответственно экологические проблемы рассматривались как глубинные связи, зависимости, закономерности взаимодействия, как единство человека и природы.
Само понятие «экологическая культура» очень многозначно и полифункционально. Оно представляет собой относительно целостную систему профессиональной и общей культуры человека, связанной с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, деятельности). Сущность экологической культуры личности может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой конкретно-практической деятельности . Ядром экологического сознания является экологическое мышление – умственная аналитико-синтезирующая способность человека, дающая ему возможность осознания, понимания, выражения в понятиях, категориях, выводах и обобщениях закономерных связей и зависимостей, на основании которых возможно продуманное, научно обоснованное, взвешенное вмешательство в природу, жизнь общества и отдельных индивидов, сохранение экологического равновесия. Экологические эмоционально-психические состояния основаны на экологическом, чисто интуитивном ощущении, чувствовании фауны и флоры. Экологическое чувствование основано на сознательно-бессознательном единении человека с природой. Экологически направленная воля предполагает непреклонное осуществление практического действия в природе и обществе только и исключительно с учетом экологически позитивных последствий, недопущения ущерба от вмешательства, отказа от преобразований в случаях риска и непредсказуемости последствий.
Рассмотрение основных понятий, входящих в структуру экологической культуры личности, позволяет определить содержание процесса ее воспитания и образования. В него входит необходимость формирования: на основе широкого круга знаний экологического характера – сознательно-научного отношения к экологическим проблемам, на эмоционально-чувственной основе – нравственно-эстетического отношения к ним, на деятельностно-практической основе – их реального разрешения. При этом фундаментом сознательно-научного отношения являются собственно экологические и связанные с ними знания. Их получают в школе, узнают из средств массовой информации, добывают из книги другими способами самообразования. Это прежде всего знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, нарушение которых порождает негативные необратимые процессы, губительные для природы, общества и человека изменения.
Другой фундаментальной содержательной составной частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, являются эмоционально-чувственные переживания. Экологическое сознание только тогда обретает действенно-стимулирующее значение, когда оно органично подкреплено чувством, эмоциональными состояниями. Это, прежде всего, эмоционально-ценностное, глубоко нравственное отношение к природе, обществу, людям. И, наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности, которое, в тесном единстве с развивающимися экологическим сознанием и чувствами, формируется в трех направлениях. Во-первых, речь идет об образовании надежной психологической установки на деятельностно-практическое, целесообразное, экологически обоснованное творчество в природе и обществе. Такая установка является своеобразным нравственным контролером в сознании каждого в процессе его деятельности. Во-вторых, деятельностно-практическое отношение целесообразно тогда, когда оно неразрывно связано с развитием природы самой личности, ее сущностных сил, способностей, талантов и дарований. В-третьих, очевидно, что деятельностно-практическое отношение не может быть осуществлено без соответствующих умений и навыков. Таким образом в целом экологически культурную личность образуют только в единстве развитое экологическое сознание, духовно эстетическое и деятельностно-практическое отношения, основанные на высокой нравственности, которая и является основой ее формирования на современном этапе развития общества.
Одно из значимых направлений деятельности школы — работа по экологическому образованию. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Если литература и история нужны для усвоения ценностей культуры, естествознание — закономерностей природы, то экологическое образование необходимо для формирования компетентного отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоение специфических закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Все изменения природной среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни здоровья населения.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя планеты . Ответственность — универсальная форма связи и взаимной зависимости личности и общества, соответственно она является существенной характеристикой человека. Развитие личности тесно связано с воспитанием чувства ответственности за судьбы своей страны и близких людей, природы родного края и всей планеты. Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
Все, кто связан с деятельностью, оказывающей вредное влияние на природную среду и здоровье людей, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку. Лица, не обладающие такой подготовкой, не должны допускаться к работе. Если учесть, что почти любая человеческая деятельность может при нерациональной ее организации быть опасной для окружающей среды, то понятно, что практически каждый работник государственной власти и управления нуждается в соответствующей общей и профессиональной экологической подготовке. Поэтому необходимо признать экологическое образование приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем.
Различают экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование — это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня. Выделяют два основных направления экологического образования: 1 — воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей; 2 — приобретение специальных, профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.
Экологизация системы образования — характеристика проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовка экологически грамотных специалистов различного профиля.
Реально система образования всегда отстает от научных исследований. Учитывая специфику экологической проблемы, когда решение многих ее проявлений требует большей оперативности, такое отстаивание должно быть сведено до минимума. Экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образования, одним из факторов ее развития.
Экологизация содержания школьного образования отражена в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования», опубликованного в 1998 году. Экология выделена как самостоятельная область знания. Преподавание осуществляется в рамках предмета «Экология» или материал может быть распределен по традиционным предметам (биология, география, химия, физика) с соответственным увеличением количества часов на их изучение. Дифференциация в обучении проявляется в выделении двух уровней: базового и углубленного (расширенного) изучения предмета.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах . Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.
Содержание природоведения обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
В курсе изучения природоведения можно выделить три уровня изучения природы:
1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.
2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.
3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень – это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.
Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.
Не менее важна раскрываемая перед уча щимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека – условие использования и охраны природных богатств родного края.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе – идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.
Ведущие идеи содержания экологического образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.
По мере изучения тем о природе на уроках природоведения и чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразовательной школы.
К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.
Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторые элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают.
Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках природоведения и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.
Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий .
Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.
Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников . Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; игра формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.
В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.
Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.
Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.
Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

1.3. История школьного туризма в России. Понятие «школьный туризм».

С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.
В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий, организаторами и пропагандистами которых были передовые педагоги, важным средством обучения считавшие экскурсии, на которых закреплялись знания, получаемые на уроках. Определенную роль в развитии ученических экскурсий сыграло введение в 1902 г. специального льготного тарифа на проезд учащихся-экскурсантов, а также циркуляр Министра народного просвещения 1910 г., которым отменялись летние каникулярные работы учеников, и взамен их рекомендовалось организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия. В новой программе для высших начальных школ 1916 г. указывалось, что для каждого класса должны быть разработаны план и программа экскурсий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учебных дней в течение года. Таким образом, в школах России экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправной среди других форм учебной работы Официально годом создания государственной системы детско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предложению Н.К. Крупской, в целях урегулирования приема школьников и помощи им, Народный Комиссариат Просвещения РСФСР организовал Центральное бюро школьных экскурсий. Перед органами просвещения ставятся задачи организации экскурсионного дела в школах, для чего начали создавать загородные естественноисторические станции для проведения экскурсий со школьниками под руководством опытных педагогов. Летом 1920 года было проведено одно из первых дальних школьных путешествий, организованное учителем А.А. Коленкиным из сельской школы Тамбовской губернии, которое продолжалось целое лето. Организуются дальние экскурсии учащихся по древним русским городам, Волге и Северной Двине, на Дон, Урал, в Крым и на Кавказ. Получила развитие изыскательская деятельность школьников по заданиям государственных органов. В основе этой работы лежал краеведческий подход к изучению природы родного края, что значительно расширяло кругозор и сферу приложения сил детей. Программы и указания Наркомпроса ставили перед школой задачу изучать местный край, вести работу по охране природы, чтобы "...привить питомцам школы полезные навыки в этом государственном деле". Рекомендации основывались на важной идее: краеведение должно быть связано с охраной природных богатств.
Переломным в развитии детского туризма стал 1930 год, когда государство решило поставить его на службу социалистического строительства, сделать его важным средством идейно-политического воспитания детей. Для этого необходимо было организовать систему детского туризма и помочь его развитию. Интерес детей к экскурсиям был велик, у многих ребят появлялась тяга к самостоятельным путешествиям по стране, неорганизованные путешествия принимали форму бродяжничества. В постановлении ЦК ВЛКСМ 1931 года указывалось, что "экскурсии, являясь средством комвоспитания, должны войти во всю систему работы пионеротрядов как один из наиболее красочных приемов общественно-политической и культурно-массовой работы". Базой для развертывания экскурсионно-туристской работы среди детей признавался пионерский отряд и школа, а основной формой работы - местные экскурсии с включением туристских элементов и дальние экскурсии на новостройки, в национальные области и пролетарские центры. Совет Народных Комиссаров РСФСР в постановлении 1931 года выдвинул перед краеведением следующие задачи: "Изучение производительных сил и природных богатств страны, изыскание дополнительных местных ресурсов, могущих быть использованными в интересах развития социалистического строительства и ускорения культурного роста страны..." Коллегия Наркомпроса РСФСР в 1932 г. рассмотрела вопрос о состоянии экскурсионно-туристской работы с детьми и приняла постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле максимального повышения качества работы школы, общеобразовательной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе, в соответствии с программами, включить в учебный план и расписание школы минимум проведения местных экскурсий в порядке учебной работы школы. В постановлении ЦК ВКП (б) 1932 года "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе" говорилось о необходимости внедрения элементов краеведения в предметы школьной программы. В целях развертывания массовой туристско-краеведческой работы в школах Коллегия Наркомпроса вынесла решение о проведении в 1941 г. Всероссийской туристской экспедиции пионеров и школьников по изучению своего края, вменив в обязанность всем школам принять в ней участие. В экспедиционных отрядах объединилось около двух миллионов школьников.
Война помешала дальнейшему развитию экскурсионно-туристской работы с детьми. Перед детским туризмом в годы войны встали задачи военно-физической подготовки школьников, привития туристских навыков, имеющих оборонное значение, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту: изыскание местных природных, хозяйственных ресурсов, сбор лекарственного сырья, дикорастущих полезных растений, помощь школам в освобожденных от фашистов районах, сбор биографических данных о героях Великой Отечественной войны, исторических данных о войне. В 1946 году ЦДЭТС и газета "Пионерская правда" объявили массовое путешествие пионеров и школьников по родному краю. Количество школьников, принимавших участие в этом путешествии, с каждым годом росло: в 1946 г. - 1 млн., а в 1948 г. - 6 млн. человек. В 1952 году Министерство просвещения РСФСР опубликовало инструктивное письмо "Об организации туристских походов с учащимися семилетних и средних школ", регламентирующее порядок организации туристских групп, состав и возраст участников, обязанности руководителей групп, администрации учреждений, примерные нормы, разрядные требования по туризму, программы семинаров по подготовке руководителей туристских групп. В целях улучшения туристской и экскурсионно-краеведческой работы с учащимися органам народного образования рекомендован ряд мер, среди которых: разрабатывать тематику и маршруты походов, экскурсий и путешествий по родному краю, организовать в школах по окончании учебного года такие походы и экскурсии под руководством учителей и пионервожатых, по возможности с каждым классом, начиная с четвертого; в целях улучшения руководства утвердить в каждом рай(гор)ОНО ответственных лиц за проведение экскурсионно-туристской работы, во всех семилетних и средних школ выделить из числа учителей организаторов этой работы в школах; В 1957 году детские экскурсионно-туристские станции были созданы во всех территориях России, экскурсионно-туристская работа стала органической частью учебно-воспитательной работы значительного числа школ. Всесоюзные туристско-краеведческие экспедиции стали регулярными и их этапы посвящались памятным датам в истории государства, в них принимали участие миллионы школьников.
60 - 70-е годы характеризуются как период относительной стабилизации туристско-краеведческой работы в школах и внешкольных учреждениях. Основное внимание уделялось районным и городским внешкольным учреждениям, которые работали непосредственно со школьниками. Шло создание отделов туризма и краеведения в домах и дворцах пионеров, выделение туристских организаторов в системе райгорОНО. Формируется система организации и проведения массовых туристских мероприятий и подготовки туристских кадров. На местах проводятся слеты и соревнования, идет специализация по видам туризма, по различным направлениям деятельности - от чисто краеведческих конференций до соревнований по спортивному туризму. В 1965 году вся страна отмечала двадцатилетие Победы в Великой Отечественной войне, которое дало резкий толчок развитию поисковой работы, массовому проведению походов по местам былых сражений, росту числа школьных музеев боевой славы, к созданию которых были привлечены ветераны войны. В период подготовки и проведения Всероссийской экспедиции пионеров и школьников "Мое Отечество" продолжилась реализация идеи комплексного изучения родного края. Складывается стройная система спортивных туристских мероприятий. В 1969 г. под Ленинградом прошли первые соревнования сильнейших команд школьников по спортивному ориентированию, положившие начало активному развитию этого вида в России. В целях привлечения учителей России к занятиям краеведением и туризмом проводится первый слет учителей - организаторов туристско-краеведческой работы со школьниками. С 1970 г. традиционными стали ежегодные конференции актива школьных музеев, они проводились как по общим вопросам музейного дела, так и по проблемам школьных музеев различного профиля. Итогом смотра школьных музеев республики явилась их паспортизация, была создана единая картотека школьных музеев.
В 80-е гг. проводилась серьезная планомерная работа по совершенствованию системы организации и проведения массовых туристских мероприятий с детьми. Одним из основных направлений деятельности ЦДЭТС в этот период стала подготовка кадров детско-юношеского туризма. На базе станции и в других городах России проводились семинары для методистов и руководителей туристско-краеведческих объединений, судей и тренеров по туризму и ориентированию. Экспедиционные отряды в этот период работали в рамках Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции "Моя Родина - СССР". В конце восьмидесятых годов создались условия для открытия городских станций юных туристов - учреждений, основная задача которых - непосредственная работа со школами своего населенного пункта. Станции юных туристов стали включать в свою деятельность вопросы экологии, создавать экологические тропы, проводить экологические экспедиции.
Период с 1991 года в истории детского туризма, как и в истории всей страны, очень сложный. Ломаются привычные устои, идет пересмотр ценностей, что сказывается и на состоянии туристско-краеведческой работы. На повестку дня ставятся вопросы выживания в новой ситуации, сохранения традиций, системы, необходимой детям, родителям, народному образованию. Заинтересованность общества в сохранении системы туристско-краеведческой работы с детьми подтверждается тем, что в течение 90-х годов, когда распались мощнейшие структуры, в России сеть станций юных туристов увеличилась более чем в два раза, причем этот рост состоялся за счет создания районных и городских учреждений. В образовании идет переход от внешкольной работы к системе дополнительного образования детей. Пересмотрена вся нормативная база детского туризма, сняты различные ограничения, дана возможность педагогу продолжать заниматься любимым делом, не оглядываясь на вышестоящие организации. Регулярно стала издаваться учебно-методическая литература по вопросам детского туризма и краеведения. Отсутствие финансирования из бюджета заставило переводить мероприятия на хозрасчетную основу, за участие в мероприятиях собирается стартовая плата, причем эта система самофинансирования позволила проводить соревнования по различным видам туризма. В конце 80-х - начале 90-х гг. наступило затишье в краеведческом движении, т.к. происходила его переориентация, деидеологизация. Началось сокращение количества школьных музеев, рассказывающих о боевом пути отдельных воинских соединений, истории комсомольских и пионерских организаций. Но музеи, связанные с историей и традициями родного края, своей школы сохранились, начался их рост. Разработаны программы нового туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации "Отечество", в которых использовались лучшие традиции школьного краеведения и все то, что наработано на местах. Начиная с середины 90-х гг. стала ясно прослеживаться тенденция роста интереса к краеведению в регионах, особенно в малых городах России. Стали регулярно проводиться конференции участников движения "Отечество". Отсутствие средств на местах на проведение летней оздоровительной работы, на кружковую деятельность сократили количество дальних категорийных походов в отдаленные районы. ЦДЮТур с начала 90-х годов взял курс на создание в районах полевых туристских лагерей, требующих малых материальных затрат. Самым острым стал вопрос кадрового обеспечения туристско-краеведческой деятельности. Для его решения после многолетнего перерыва в 1995 году был проведен Всероссийский туристский слет учителей, который стал ежегодным и дал новый импульс повышению квалификации педагогов-туристов. Министерство образования Российской Федерации утвердило новую программу подготовки инструкторов детско-юношеского туризма, которая позволяет создать в образовательных учреждениях корпус педагогов, имеющих туристскую подготовку. Туристские соревнования и отдельные элементы стали составной частью слетов и соревнований по новому учебному предмету средней школы "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), начали проводиться всероссийские и местные лагеря юных спасателей. Разработаны программы нового поколения для объединений туристско-краеведческого профиля. Всего в туристско-краеведческих объединениях образовательных учреждений дополнительного образования детей ежегодно занимается более 300 тыс. учащихся; в походах, ежегодно проводимых этими учреждениями, участвует более 1,5 млн. человек. В различных типах образовательных учреждений созданы и действуют 4780 паспортизированных школьных музеев (1997 г.). В детских туристских учреждениях работают более 11 тыс. опытных педагогов. Таким образом, туристско-краеведческая деятельность доказала свою востребованность обществом, заняла достойное место в системе дополнительного образования детей.
Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.
Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду .
В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.
Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.
Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией походов.
Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.
Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.
Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медика биологические, физиологические, геологические и другие исследования.
В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:
• оздоровительные
• учебные
• спортивные
• познавательные и другие цели.
Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.
Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.
Содержательные цели туризма:
• Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможностьсамим понять преимущества регулярных занятий.
• Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
• Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
• Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.
Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей и лишение походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.
Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течении всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.
К спортивному содержанию похода относятся:
• естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),
• ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,
• автономное жизнеобеспечение,
• туристско-краеведческая работа.
При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.
Педагогический потенциал туризма весьма велик коэффициент полезного педагогического действия зависит от подхода и организации туристского похода учителей, от их понимания, умения и опыта в этой области. Школа использует далеко не весь воспитательный потенциал туризма. Исходя из приоритета обучения, предпочтение в туризме отдается краеведению, экскурсиям, не походам, в которых идёт воспитание здоровой, социализированной личности.
Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации, но не несут оздоровительного фактора, который влияет на физическое и нравственное воспитание школьников.
Эффективность туризма снижает и его, изменяя спортивность (марш-броски, сложные подъёмы и др.) и чрезмерная опека и комфортность.
Для повышения педагогического потенциала туристского похода важен демократический стиль руководства, уважительное отношение участников похода к друг другу.
Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку . Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.

1.4. Экологическое воспитание в школьном туризме: теоретические аспекты. Понятие «экологический туризм»

Как отмечает большое количество исследователей, понятие "экотуризм" долгое время имело довольно размытые границы. Причиной тому - первоначальное использование слова маркетологами для привлечения туристов, ориентированных на природу, ее защиту и активный отдых (outdoor). На самом деле таких туроператоров мало заботила охрана окружающей среды. Поэтому идеи экотуризма еще долгое время вызывали и вызывают скептическое отношение теоретиков туризма. Например, Б. Виллер, побывав в "экотуре" на Кубе, заметил, что в течение часа, пока туристы обедали в ресторане, водитель их автобуса не глушил двигатель, чтобы в салоне работал кондиционер. Сидевшие неподалеку местные жители вряд ли испытывали восторг от такой заботы о комфорте туристов.
По словам П. Шэклфорда, представителя ВТО в Европе, термин "экотуризм" используется в индустрии туризма уже более 10 лет. Имеют место также утверждения, что впервые термин был использован Миллером в 1978 г. как обозначение одного из вариантов устойчивого развития туризма.
Однако в одних случаях имеются в виду путешествия, предпринимаемые в нетронутые цивилизацией уголки природы: экотуризм - "путешествия к относительно неискаженным или незагрязненным областям с уникальными природными объектами для восхищения и наслаждения пейзажем, дикорастущими растениями и дикими животными, а также любыми культурными проявлениями в этих областях". В других случаях - это усилия по поддержанию экологического равновесия в природе: экотуризм - "природный туризм, который включает изучение природной и культурной окружающей среды и служит для улучшения обстановки в этой среде".
Наблюдаются и географические отличия в определениях, которые связаны с различиями во взглядах на экотуризм. Эксперты из развитых стран - поставщиков экотуристов, видят эко-туризм глазами потребителей (гостей), вернее, согласуясь с их желаниями и рекреационными потребностями. Туроператоров и исследователей принимающей стороны (хозяев) волнует прибыль и вклад туризма в социально-экономическое развитие данной страны.
В России термин "экологический туризм" появился в середине 80-х годов в Бюро международного молодежного туризма (БММТ) "Спутник" Иркутского обкома ВЛКСМ, когда его специалистами были разработаны и внедрены такие маршруты, как "Экотур по Кругобайкальской железной дороге", "Экотур по долине реки Голоустной", и др. Эти маршруты впервые в стране были официально названы "маршрутами экологического туризма" и именно под таким названием вошли в каталоги БММТ "Спутник" ЦК ВЛКСМ. Тогда под словосочетанием "экологический туризм" подразумевались маршруты, оборудованные таким образом, чтобы присутствие туристов минимально отражалось на природной среде, а сами они не только отдыхали, но и знакомились с экологическими проблемами Байкала, более того, по возможности участвовали в их решении. Понятие "экотуризм" в те времена воспринималось скорее как моральная категория, нежели экономическая, поскольку в организации своих маршрутов БММТ "Спутник" тесно взаимодействовал с зарождавшимся байкальским экологическим движением, боевой студенческой дружиной им. Улдиса Кнакиса факультета охотоведения Иркутского сельскохозяйственного института.
Не трудно догадаться, что само понятие "экотуризм" - сокращенный вариант словосочетания от "экологический туризм", использование которого не совсем верно с точки зрения экологии как науки.
Одна из самых первых и удачных, на наш взгляд, отечественных трактовок экотуризма, предложенная Г. С. Гужиным, М. Ю. Беликовым и Е. В. Клименок в 1997 г., такая: "В основе экотуризма лежит забота об окружающей среде. На первый план выходит организация поездок с ограниченным числом участников в природные зоны с возможным посещением мест, представляющих культурный интерес с целью реализации различных проектов охраны и рационального использования природных ресурсов".
Данное определение имеет много общего с определением Международной организации экотуризма (TIES): экотуризм -"ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняющее окружающую среду и поддерживающее благосостояние местных жителей" .
Выделяется целый спектр признаков экотуризма:
• любое путешествие, в течение которого путешественник изучает окружающую среду;
• путешествие, в котором природа является главной ценностью;
• доходы от экотуризма направляются на финансовую поддержку защиты окружающей среды;
• экотуристы лично участвуют в действиях, которые сохраняют или восстанавливают ресурсы дикой природы;
• экотур - это путешествие, в котором все действия являются "экологически мягкими".
Необходимо отметить, что помимо всего прочего рассмотренные выше разночтения не позволяют получать точные статистические данные развития экотуризма. Поэтому эксперты ВТО в подсчете прибытий и поступлений от видов туризма используют понятие "туризм, ориентированный на природные туристские ресурсы", или "природный туризм" (nature based tourism), куда относят и экотуризм. Любопытно, что понятийная неразбериха вынудила некоторые турфирмы отказаться от использования термина, так как он понимается различными группами потребителей по-разному.
Положение усугубляется использованием других терминов, схожих, казалось бы, по смыслу с экотуризмом: "природный туризм", "мягкий туризм", "зеленый туризм", "ответственный туризм", агротуризм и т.д. В связи с этим президент Общества экоту-ризма Д. Вестерн заявил: "Никогда не будет твердого различия между туризмом и экотуризмом. Экотуризм должен определить себя как авангардный лагерь, отрасль, которая привносит все лучшее на туристский рынок и являются образцом для подражания во всем мире".
Обобщая все рассмотренные варианты, можно выделить три основных компонента экотуризма:
1) "познание природы", т.е. путешествие предполагает наличие элементов изучения природы, получения туристами новых знаний, навыков;
2) "сохранение экосистем" подразумевает не только соответствующее поведение группы на маршруте, но и участие туристов, туроператоров в программах, мероприятиях по защите окружающей среды;
3) "уважение интересов местных жителей" - не только соблюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в социально-экономическое развитие туристских дестинаций. К
Как показывает опыт проведения природоохранных мероприятий в различных регионах мира, прежде всего горных, работу нужно вести "не с землей, а с людьми", т.е. необходимо стимулировать активность местных жителей в создании и управлении средой обитания, их домом и будущим их детей.
При отсутствии хотя бы одного из этих компонентов нечего и говорить об экотуризме.
В табл. 1.1 сгруппированы недостатки определений понятия "экотуризм".
Таблица 1.1.
Недостатки некоторых определений экотуризма
Определение Недостатки
Посещение национальных парков и других природных объектов с целью наблюдения и получения наслаждения от видов растений, животных, а также местной культуры Не учитываются интересы местных жителей, не сохраняется экосистема
Познавательное путешествие, обогащающее знания о природе, помогающее сохранить экосистему, при этом оставляя нетронутыми обитателей природной среды Проявление неуважения к интересам местных жителей
Ответственный туризм, сохраняющий естественные природные объекты и улучшающий благосостояние местного населения Исключает познание туристами природы
Туризм, который включает путешествие в относительно нетронутые местности, с целью исследования и наслаждения пейзажем, дикими животными и растениями, а также памятниками культуры. Не учитываются интересы местных жителей, не сохраняется экосистема
Туризм, который основан на сравнительно нетронутой природной среде, не является разрушающим, осуществляется в режиме адекватного менеджмента, способствует продолжительной защите и управлению охраняемыми территориями Проявление неуважения к интересам местных жителей
Туризм, чувствительный к окружающей среде Проявление неуважения к интересам местных жителей, не сохраняется экосистема
Путешествие с целью понимания культуры и истории природы, извлечения экономической выгоды, в то же время не затрагивающее экосистему Проявление неуважения к интересам местных жителей

Все вышерассмотренные определения не отвечают на главный вопрос: почему именно сегодня теме экотуризма отдается приоритет? Проблема возникла еще 30 лет назад, и уже тогда говорили о необходимости рационального использования туристских ресурсов. В чем принципиальное отличие этого вида туризма от других? Ответив на этот вопрос, мы смогли бы понять, как и где развивать экотуризм, на кого возможно опереться, где встретить препятствия.
Как уже отмечалось выше, термин "экотуризм" был предложен маркетологами, а не учеными, аналитиками туризма, т.е. экотуризм появился в результате потребностей самих туристов, проявившихся в спросе на экотуры. Если ранее устойчивым развитием занимались туристские организации (турфирмы, администрации по туризму), формирующие туристское предложение, то экотуризм возник в результате появления новых групповых и общественных потребностей в изучении и охране природы, культурного наследия, т.е. в результате спроса . Таким образом экотуризм - новая, экономически более действенная форма побуждения туроператоров к реальному действию. Не случайно мнение Джеймса Пирсона, председателя Общества приключенческого туризма (The Adventure Travel Society): "Уклончивые термины вроде экологически ответственного туризма используют люди, на практике далекие от туризма. Они просто не представляют, что это такое - зарабатывать нелегкий хлеб обслуживанием туристских групп, платить гидам, водителям, сохранять прекрасные отношения с местными жителями, обеспечивать безопасность туристов "..." Бесспорно, экономика - приводной ремень экотуризма".
Следовательно, определение экотуризма, должно звучать следующим образом: "Экотуризм - вид туризма, основанный на туристском спросе, связанный с туристскими потребностями в познании природы и внесении вклада в сохранение экосистем при уважении интересов местного населения".
В настоящее время выделяют четыре вида экотуризма и эко-туров.
1. Научный туризм. В ходе научных экотуров туристы участвуют в различного рода исследованиях природы, ведут полевые наблюдения. Например, широко известны экотуры, связанные с наблюдением за поведением птиц в Латинской Америке, подсчетом численности популяций китов в Тихом океане. Как правило, туристскими дестинациями в таких турах выступают особо охраняемые природные территории (ООПТ): заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. К научному туризму относятся и зарубежные научно-исследовательские экспедиции, а также полевые практики студентов, обучающихся на естественно-научных факультетах университетов и институтов................

Заключение

Экологическое образование обладает такими особенностями, как актуализация идеи о неразрывной связи физической и духовной жизни человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы: сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических достоинств окружающей Среды, рациональное использование природных ресурсов. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и большой внеклассной работы.
Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной Среды и ее охраны привлекательными и интересными.
Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.
Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой.
Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы.
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой.
В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1. экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
2. Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
3. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
4. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка «Юные туристы», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

Список использованной литературы

1. Айдинян М.А. Практическая психология. – М., 2003.
2. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. – 1999. - №1.
3. Алексеева М.С., Бодиева Н.Ф., Бодиев А.Б.. Формирование экологической культуры личности в трансформирующемся обществе // Философия образования: Серия трудов.- Том XI: Проблемы образования в трансформирующемся обществе.- Новосибирск: Изд. НГИ, 2005.
4. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение,2006.
5. Багин Д.В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 26-27 июня 2003 г.: В 3 ч.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2003.- Ч. I.
6. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 2001
7. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. – 2006. - №6.
8. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 2005.
9. Бодиев А.Б., Бодиева Н.Ф. О формировании экологической культуры личности // Современные проблемы экологии и безопасности: Первая Всероссийская научно-техническая Интернет-конференция: Сб. матер. конф.: В IV т. Т. IV. / Под ред. Э.М. Соколова. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2005.
10. Бодиева Н.Ф., Бодиев А.Б. Экологическая культура личности как основа практической природосберегающей деятельности современного общества // Энергосберегающие и природоохранные технологии (встреча на Байкале): Материалы II международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 20 - 25 августа 2003 г. - Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного технологического университета, 2003.
11. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 2005.
12. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М. Просвещение, 2001.
13. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
14. Буковская Г. В. Воспитание экологической культуры в системе туристско-краеведческой деятельности // Педагогика. – 2002. № 5.
15. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. – 1998. № 6.
16. Гужин Г. С, Беликов М. Ю, Клименко Е. В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме. - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2007.
17. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. – 1998. №6. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.
18. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
19. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Издательство Московского Университета, 2002.
20. Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев – 1988.
21. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М., 2003.
22. Ефремов Ю. Природа и нравственность // Чувство земли: Советские писатели и ученые об охране родной природы, об экологии хозяйствования / Сост. Ю. Мазуров.- М.: Мысль, 1988.
23. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. – 1989. №10-11.
24. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. – 1998. №6.
25. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 2001.
26. Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // НШ. – 1998. №6. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 2001
27. Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – СПб., 2003.
28. Лихачев Б. Т. Воспитание и космизм. М., 1999; Лихачев Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты: Сб. тр. к 25-летию Научного Совета по экологическому образованию президиума РАО / Под ред. А. Н. Захлебного, Л. П. Симоновой-Салеевой. М., 1997.
29. Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М., 1996.
30. Мир природы и ребенок.: Учебное пособие для педагогических училищ / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой.- СПб.: «Детство-пресс», 2003.
31. Монтанер Х. Монтехано. Структура туристического рынка/ Пер. с испан. - Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.
32. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания школьников: Учебное пособие.- М.: ИЦ «Академия», 2005.
33. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 2001.
34. Пятецкий С.М. Статус подростка и его личностная самооценка. – М., 2003.
35. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М.: ИД «Карапуз», 2001.
36. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. // НШ. – 1991. №4.
37. Сенин В. С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2000.
38. Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. – 1987.
39. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.: Молодая гвардия, 1980.
40. Устойчивое развитие туризма: пособие для специалистов по местному планированию. - Мадрид: ВТО, 1992.
41. Федосенко А.В. Психология и педагогика. – М., 2001.
42. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. - М., 2001.
43. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2001.
44. Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО – 1996.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.