На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности формирования налоговой отчетности при УСН на примере ООО Веста

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление

Введение 3
Глава 1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности 5
1.1. Сущность упрощенной системы налогообложения 5
1.2. Роль и значение спецрежимов в налогообложении организаций и предпринимателей 12
1.3. Уплата налогов при упрощенной системе налогообложения 14
1.4. Проблематика УСН: проблема применения и пути совершенствования 20
Глава 2. Оптимизация налогообложения ООО «Веста» путем перехода на упрощенный режим налогообложения 27
2.1. Оценка налоговой нагрузки ООО «Веста» 27
2.2. Оптимизация налоговой нагрузки путем перехода на упрощенный режим налогообложения 31
2.3. Налоговая отчетность ООО «Веста» при упрощенной системе налогообложения 36
2.4. Основные проблемы и перспективы использования упрощенной системы налогообложения 44
Заключение 53
Список литературы: 56



Введение

В национальном хозяйстве России происходят глубокие социально-экономические преобразования. Формирование рыночных отношений, развитие форм собственности и методов хозяйствования определили необходимость совершенствования экономического механизма, включая налогообложение.
В настоящее время в России завершается налоговая реформа, направленная на формирование новой налоговой системы, основными целями которой являются, с одной стороны, - обеспечение повышения эффективности экономики, а с другой – обеспечение социальной налоговой справедливости.
Тема данной работы очень актуальна в наши дни, в связи с тем, что в условиях рыночной экономики ведение бухгалтерского учета представляют собой объективную необходимость.
Особенный интерес она представляет для развивающихся фирм, в связи с тем, что методики учета не разработаны, а требования к финансовому, управленческому учету повышаются с каждым днем.
Пока на российских предприятиях не существует двух достаточно самостоятельных систем учета, как это принято в странах с развитой рыночной экономикой, - для собственно управленческих нужд и для работы с налоговой инспекцией. В результате уровень управленческого учета неадекватен потребностям предприятия, а бухгалтерский учет, ориентированный на цели налогообложения в ряде случаев просто искажает реальное положение дел. Он направлен, скорее, на сокрытие информации, чем на ее ясное и четкое представление. Стремление скрыть истинное состояние дел от налоговых структур зачастую приводит к тому, что управленческие решения принимаются на основе искаженной информации, сама природа которой не допускает эффективного управления финансами. Таким образом, именно несовершенство существующей системы учета и отчетности очень часто оказывается основной причиной принятия неэффективных, а иногда и просто ошибочных решений в области финансов.
Для эффективного функционирования предприятие должно обладать бухгалтерской информацией, чтобы в условиях жесткой конкуренции, правильно выбрать направления своего развития, виды выпускаемой продукции, оптимальные объемы производства, политику сбыта продукции.
На основе накопленной информации владельцы и руководители предприятия, акционеры, инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные лица должны принимать обоснованные решения по данному предприятию.
Целью данной дипломной работы является исследование особенностей формирования налоговой отчетности при упрощенном режиме налогообложения.
В рамках дипломной работы будут решены следующие задачи:
• Рассмотрены теоретические аспекты упрощенной системы налогового учета и отчетности;
• Проведена оценка целесообразности перехода ООО «Веста» на упрощенную систему налогообложения (УСН);
• Рассмотрены особенности финансовой отчетности при УСН.
Объект исследования – ООО «Веста».
Предмет исследования – упрощенная форма налогового учета и отчетности.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности

1.1. Сущность упрощенной системы налогообложения

Наряду с обычным порядком исчисления и уплаты налогов и сборов Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие "специальные налоговые режимы".
"Специальный" - относящийся к роду, виду, частностям, к подробностям предмета... . Таким образом, "специальные налоговые режимы" являются подробностью (институтом) налогового права, которое регулирует определенные правоотношения в целом, а также устанавливает и определяет правовое поле налоговых режимов, имеющих отличия от общего режима налогообложения. Необходимость данного института налогового права обусловлена потребностью регулирования налоговых правоотношений субъектов специальных налоговых режимов.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах (ст. 18 НК РФ).
Следует отметить, что перечень специальных налоговых режимов, содержащийся в Налоговом кодексе в связи с императивным характером определяющих их норм, является исчерпывающим и может быть дополнен только путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Принятием Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" законодатель создал систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), тем самым пополнив перечень специальных налоговых режимов.
К специальным налоговым режимам относятся:
• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
• упрощенная система налогообложения;
• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Наиболее распространенными являются первые три режима из перечисленных.
Упрощенная система налогообложения - это специальный налоговый режим, который применяться на всей территории Российской Федерации, начиная с 1 января 2003 года, наряду с общепринятой системой налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ ч. II .
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ ч. II. Это означает, что организация или предприниматель может самостоятельно выбрать налоговый режим из двух возможных вариантов: общепринятая система налогообложения и упрощенная система налогообложения, при условии соблюдения определенных ограничений, о которых подробно будет рассказано в следующих разделах нашего информационного массива.
С 2004 года порядок применения специального налогового режима сельскохозяйственными товаропроизводителями существенно изменился.
С 1 января 2004 года единый сельскохозяйственный налог введен в действие федеральным законом, что означает, закона субъекта Российской Федерации о введении данного налога на его территории не требуется. До 2004 года единый сельхозналог (далее ЕСХН) устанавливался региональными законами.
Единый сельскохозяйственный налог действует на всей территории России, но переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН согласно пункту 2 статьи 346.1 НК РФ осуществляется налогоплательщиками в добровольном, а не в принудительном порядке, как это было ранее. Следовательно, сельхозпроизводителям дано право выбора: переходить на уплату сельхозналога или платить налоги в обычном порядке.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2004 года №449 «Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы». Согласно перечню, приведенному в приложении к указанному Постановлению, к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, относятся сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства и животноводства) и (или) выращенная рыба (продукция рыбоводства), прошедшие технологические операции переработки для сохранения их качества и обеспечения длительного хранения, используемые в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемые без последующей промышленной переработки потребителям:
Мясо и мясные продукты;
Рыба и рыбные продукты переработанные;
Овощи и фрукты переработанные;
Растительные и животные масла и жиры;
Молочные продукты;
Продукция мукомольной промышленности;
Пищевые продукты прочие;
Виноматериалы;
Солод и другое сырье;
Сырье для табачного производства;
Сырье для текстильной промышленности;
Сырье для производства меховых изделий;
В целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) доходы от реализации, для признания индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственными товаропроизводителями, определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, которые связаны с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженных в денежной и (или) натуральной формах.
При этом для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и (или) рыбы в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья и (или) выращенной ими рыбы.
Изучение единого налога на вмененный доход представляет особый интерес в виду реализации реформы местного самоуправления в России в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , в связи с происходящим в стране процессом распределения полномочий между уровнями власти и закреплением источников их финансирования.
С 1 января 2003 года главой 26.3 НК РФ был введен в действие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Уплата единого налога для организаций предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для индивидуальных предпринимателей помимо перечисленных налогов предприниматель освобождается от налога на доходы физических лиц.
При этом страховые взносы на обязательное страхование уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством. А также применение ЕНВД (единого налога на вмененный доход) не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по соблюдению законодательно установленного порядка ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах.
Переход на уплату ЕНВД для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обложению ЕНВД является для этих видов деятельности обязательным. При осуществлении нескольких видов деятельности, облагаемых ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, должен вестись раздельно по каждому виду. Если помимо деятельности, облагаемой ЕНВД организацией (предпринимателем) осуществляется деятельность, не облагаемая ЕНВД - налогообложение по такому виду деятельности осуществляется в соответствии с иными режимами налогообложения.
Глава 26.4 НК РФ устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и отвечают следующим условиям:
1) соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", и признания аукциона несостоявшимся;
2) при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции;
3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.
Установленный главой специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.
При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:
• налог на добавленную стоимость;
• налог на прибыль организаций;
• единый социальный налог;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• плату за негативное воздействие на окружающую среду;
• водный налог;
• государственную пошлину;
• таможенные сборы;
• земельный налог;
• акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 настоящего Кодекса.
Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

1.2. Роль и значение спецрежимов в налогообложении организаций и предпринимателей

Впервые упрощенная система налогообложения была установлена Федеральным законом № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого пред-принимательства» от 29 декабря 1995 г. (далее — Закон № 222-ФЗ) .
Данный Закон установил общие принципы упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, положения которого были конкретизированы в законах субъектов Российской Федерации.
Закон № 222-ФЗ был поистине революционным. Впервые у малых предприятий появилось право выбора системы налогообложения. Он позволил заменить сложную систему налогов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, единым налогом. Стало возможным вести бухгалтерский учет также по упрощенной форме, в связи с чем отпала необходимость в содержании штата бухгалтеров, что значительно снизило управленческие расходы малых предприятий, позволив направить освободившиеся средства на развитие бизнеса. Кроме того, субъекту Российской Федерации предоставлялось право определять ставку единого налога, которая поступает в бюджет субъекта Российской Федерации.
За последние полгода произошли коренные изменения в зако-нодательстве об упрощенной системе налогообложения. Они касаются как организаций и индивидуальных предпринимателей, которые применяют данную систему налогообложения, так и тех, кто только собирается это сделать.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ3 с 1 января 2003 г. введена новая глава Налогового кодекса РФ 26.2 «Упрощенная система налогообложения». За основу при разработке данной главы Налогового кодекса РФ был взят все тот же Закон № 222-ФЗ, поэтому новая упрощенная система для организаций напоминает действующую . Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них упрощенная система налогообложения изменилась в корне: если до 1 января 2003 г. они уплачивали только стоимость патента, которая являлась заранее установленным фиксированным платежом, то с 2003 г. упрощенная система для организаций и индивиду-альных предпринимателей будет практически одинаковой.
Необходимо учитывать, что Федеральным законом № 191-ФЗ от31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российский Федерации» в главу 26.2 Налогового кодекса РФ были внесены существенные изменения и дополнения .
Изучив историю законодательного закрепления понятия специальных налоговых режимов, можно привести следующие определения, которые в тот или иной период времени можно было дать на основе анализа норм действовавшего законодательства о налогах и сборах:
1) специальные налоговые режимы – это система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных НК РФ;
2) специальный налоговый режим – это система налогообложения, в соответствии с которой вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена определенной законом совокупности налогов и сборов одним налогом. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
3) специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Действующая с 1 января 2005 г. редакция ст. 18 НК РФ определяет, что специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, установленных ст.ст. 13–15 НК РФ.

1.3. Уплата налогов при упрощенной системе налогообложения

Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, который применяться на всей территории Российской Федерации, начиная с 1 января 2003 года, наряду с общепринятой системой налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ ч. II.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ ч. II. Это означает, что организация или предприниматель может самостоятельно выбрать налоговый режим из двух возможных вариантов: общепринятая система налогообложения и упрощенная система налогообложения, при условии соблюдения определенных ограничений, о которых подробно будет рассказано в следующих разделах нашего информационного массива.
Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты нескольких налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период.
При этом для организаций, применяющих данный налоговый режим, единый налог заменяет
• налог на прибыль организаций,
• налог на имущество организаций,
• единый социальный налог.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, единый налог заменяет
• налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),
• налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
• единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц .
Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ ч. II организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таким образом, упрощенцы с 1 января 2003 года уплачивают только так называемый «таможенный НДС» при ввозе импортных товаров на территорию РФ, при этом они должны уплачивать НДС в соответствии с положениями ст. 150, 151 и 152 НК РФ ч. II, а также положениями ТК РФ .
Следует особо отметить, что и организации и индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, уплачивают:
• страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
• страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Законом РФ «Об обязательном социальном страховании», а также ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование на 2000 год».
• другие обязательные платежи, например платежи за квотирование рабочих мест согласно «Положению о квотировании рабочих мест в городе Москве».
Кроме того, упрощенцы уплачивают все налоги, не поименованные выше, в соответствии с общепринятым режимом налогообложения. То есть, в случае, если налогоплательщик, перешедший на УСН, является, например, плательщиком налога на рекламу или транспортного налога, то он обязан представлять в ИМНС соответствующую налоговую отчетность по этим налогам, исчислять и уплачивать эти налоги в соответствии с общепринятым режимом налогообложения .
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. А это значит, что они должны обязательно уплачивать в бюджет, как налоговые агенты все налоги, в отношении которых они могут быть налоговыми агентами. В качестве примеров можно привести следующие налоги: налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников); налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы, при аренде помещений, собственниками которых являются РФ или г. Москва); налог на прибыль организаций (например, с сумм начисленных и выплаченных дивидендов организациям - учредителям) и т. д.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций («Порядок ведения кассовых операций») и порядок представления статистической отчетности .
Президент подписал Закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах, сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. Закон был принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года.
В соответствии с данным законом с 1 января 2006 года объем дохода за девять месяцев, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения, увеличен с 11 до 15 млн. руб. Одновременно с 15 до 20 млн. руб. повышается порог дохода, выше которого находящееся на УСН предприятие уже обязано вернуться на общий режим налогообложения. При этом с 1 января 2007 года сумма дохода будет ежегодно индексироваться на величину инфляции .
Если организация выбрала упрощенную систему налогообложения, то вести учет своей хозяйственной деятельности она может, не применяя правил бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.
Данное положение зафиксировано в пункте 3 статьи 4 закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» - «Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете ».
Таким образом, предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, ведет свой учет, так, как зафиксирует в своей учетной политике.
В налоговом планировании особое место занимает использование упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.
Решение о переходе юридического лица на единый налог принимается добровольно и должно быть обоснованным и мотивированным. Основной фактор, влияющий на принятие такого решения, — экономическая целесообразность, которая определяется по снижению совокупных налоговых платежей вследствие смены системы налогообложения. Однако фактор минимизации налогового давления не единственный и не всегда определяющий. Так, иногда переход на единый налог может привести даже к увеличению налоговых платежей и все равно решение о переходе принимается .
Принимая решение об упрощенной системе налогообложения юридические лица должны определить, насколько целесообразен данный переход. Решение этой проблемы зависит от сферы деятельности предприятия, осуществляемых хозяйственных операций, ожидаемого экономического эффекта и даже от субъективных факторов (склонности к риску лица, принимающего решение, умения комплексно оценить последствия перехода и т. п.).
Эта задача многофакторная, а факторы, влияющие на оценку целесообразности применения той или иной системы налогообложения, носят не только количественный, но и качественный характер. Поэтому для его решения, наряду с сугубо количественными методами анализа, нужно использовать качественные методы оценки и логический анализ .
В любом случае при принятии решения об использовании альтернативных систем налогообложения необходимо тщательно проанализировать их преимущества и недостатки с максимально возможным учетом специфики работы субъекта предпринимательской деятельности в будущем.
Совокупность налогов, уплачиваемых субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, определяется организационно-правовой формой:
Таблица 1
Организации Индивидуальные предприниматели
1. Уплата стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, 680 рублей в год (пп.1 ст.4 областного закона от 24.11.2000 № 35-ОЗ) 1. Уплата годовой стоимости патента на занятие определенным видом деятельности (стоимость патентов в зависимости от вида деятельности установлена в пп.2 ст.4 областного закона от 24.11.2000 № 35-ОЗ)
2. Уплата единого налога по результатам хозяйственной деятельности: 8,33% от валовой выручки (3,33% - в федеральный бюджет, 5% - в областной и местный) 2. Налог на добавленную стоимость
3. Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ), отчисляемый в размере 35,6% от фонда оплаты труда 3. Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ), отчисляемый как:
35,6% от фонда оплаты труда работников
22,8% от 1/10 части выручки
4. По мере возникновения обязательств уплачиваются также:
таможенные платежи
государственные пошлины
налог на приобретение автотранспортных средств
лицензионные сборы

Под валовой выручкой понимается сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной ценны имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Так как налоговым периодом при упрощенной системе налогообложения является квартал, то уплата единого налога с валовой выручки для налогоплательщиков - организаций и уплата годовой стоимости патента для налогоплательщиков - предпринимателей производится ежеквартально.
Для организаций уплата единого налога по результатам хозяйственной деятельности должна быть произведена до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. До 20 числа организация обязана предоставить расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием полученной за отчетный период валовой выручки. При этом организация представляет также для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа) .

1.4. Проблематика УСН: проблема применения и пути совершенствования

1 января 2008 года глава 26.2 Налогового кодекса об упрощенной системе налогообложения действует в новой редакции. Часть внесенных в нее изменений носит принципиальный характер, другие же являются скорее техническими. А некоторые нововведения наконец устранили ряд неясностей и противоречий, имевших место в «упрощенной» главе.
Прежде всего, остановимся на поправках, внесенных в статью 346.12 НК РФ о плательщиках единого налога. Ранее действовал запрет на применение «упрощенки» иностранными фирмами, которые имеют филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации. Теперь же переходить на УСН запрещено всем без исключения зарубежным организациям (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Напомним, что к таковым Налоговый кодекс относит иностранных юридических лиц, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с зарубежным законодательством, международные организации, а также их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Благодаря поправке, внесенной в пункт 4 статьи 346.12 НК РФ, окончательно устранена неясность по поводу того, какую сумму дохода должны оценивать «вмененщики», которые хотят одновременно применять УСН. Дело в том, что представители финансового и налогового ведомств неоднократно настаивали в своих разъяснениях на суммировании поступлений от «вмененной» и прочей деятельности. Они утверждали, что коммерсант вправе стать «совместителем» режимов, только если эта сумма не превышает лимита перехода на «упрощенку». Теперь же в кодексе четко указано, что сравнивать полученный за 9 месяцев доход с предельно допустимой величиной потенциальный «упрощенец» должен исходя только из поступлений от деятельности на общем режиме.
Между тем, «упрощенные» ограничения по средней численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов необходимо будет по-прежнему определять исходя из всех видов деятельности, которые ведет фирма.
Причем по новым правилам информацию о величине этих показателей на 1 октября текущего года нужно сообщать инспекторам при переходе на «упрощенку» наряду со сведениями о 9-месячном доходе (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Есть среди «упрощенных» поправок и не очень радостные вести для участников простых товариществ. Как известно, они могут платить единый налог исключительно с разницы между доходами и расходами (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Поэтому если фирма, которая платит «упрощенный» налог с доходов, станет участником совместной деятельности, от применения спецрежима ей придется отказаться. Перейти на уплату всех «общих» налогов нужно будет, начиная с квартала, в котором компания вошла в состав простого товарищества (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Впрочем, финансисты уже давно настаивают именно на таких последствиях для плательщиков единого «доходного» налога при их вступлении в товарищества (см., например, письмо Минфин России от 01.08.2006 № 03-11-02/169). И это вполне логично, если учесть, что платить налог с доходов «упрощенцы»-«товарищи» не вправе. Таким образом, внесенное изменение лишь упорядочило связанные с данной нормой положения кодекса.
Внесенные поправки прояснили еще один довольно проблемный момент «упрощенного» налогообложения. Пользователи этого спецрежима применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Поэтому полученные от покупателей суммы авансов они обязаны включать в доходы по факту поступления денег. Из прежней редакции пункта 1 статьи 346.17 НК РФ, устанавливающего данную норму, не следовало ответа на весьма практический вопрос. А именно: как и когда нужно отражать в учете предоплату, которую «упрощенец» вынужден был вернуть покупателю.
Разъяснения Минфина по данному вопросу, к сожалению, единообразием не радовали. Финансисты предлагали различные варианты: от снижения доходов в периоде получения аванса до полного запрета корректировать «доходную» часть учета на сумму возврата. «Победила» в итоге наиболее ранняя точка зрения финансовых специалистов (письмо Минфина России от 28 апреля 2003 года № 04-02-05/3/39). В упомянутом пункте кодекса теперь четко указано, что при возврате предоплаты на ее сумму нужно уменьшать доходы того периода, в котором деньги были перечислены покупателю. Таким образом, ни подавать «уточненку», ни пересчитывать прошлые доходы в такой ситуации «упрощенцам» больше не придется.
Не обошли вниманием законодатели и «расходную» часть единого «упрощенного» налога. Изменения коснулись как закрытого перечня затрат, которые спецрежимники вправе учитывать при налогообложении, так и порядка признания некоторых расходов. Причем действие большей части нововведений, вступивших в силу в январе текущего года, распространяется и на прошлый. То есть их необходимо учитывать при составлении декларации за 2007 год.
Список «разрешенных» к налоговому учету УСН-расходов заметно расширен. Прежде всего его пополнили затраты на модернизацию, реконструкцию, достройку, дооборудование и техническое перевооружение основных средств. Напомним, что в прежней редакции кодекса было оговорен лишь учет расходов на покупку и постройку таких объектов (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Впрочем, финансисты давно перестали возражать против снижения «упрощенного» налога на сумму затрат по «усовершенствованию» активов (см., например, письма Минфина России от 26 октября 2006 г. № 03-11-04/2/226, от 20 октября 2006 г. № 03-11-04/2/215).
Такая же «судьба» и у затрат на обслуживание контрольно-кассовой техники. Хотя в статье 346.16 они раньше поименованы не были, ведомственные специалисты разрешали списывать их в «упрощенные» расходы. Теперь эта точка зрения закреплена законодательно (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Не столь лояльны были финансисты в отношении затрат по вывозу твердых бытовых отходов. Они указывали, что к материальным издержкам производственного характера «мусорные» расходы относить нельзя, а «собственного» пункта в закрытом перечне для этих затрат не предусмотрено (письмо Минфина России от 10 января 2006 г. N 03-11-04/2/1). Теперь ситуация в корне изменилась: такие расходы тоже получили «прописку» в кодексе (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
«Расходные» поправки имеют обратную силу и действуют с 1 января 2007 года. А с начала текущего года список «упрощенных» расходов пополнен расшифровкой затрат на приобретение и создание нематериальных активов. В частности, теперь в перечне напрямую упомянуты затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, «ноу-хау» и прав на использование этих результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора; расходы на патентование результатов интеллектуальной деятельности; расходы на НИОКР, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК РФ (подп. 2.1-2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Имеют место изменения и в порядке признания затрат.
Так, теперь в составе «упрощенных» расходов на последнее число периода можно учитывать фактический размер понесенных расходов на покупку, сооружение, создание и «усовершенствование» основных средств и НМА. Дожидаться, пока активы буду полностью оплачены, больше не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Позитивными оказались и поправки в отношении затрат по обслуживанию, транспортировке и хранению товаров, приобретенных для перепродажи. В налоговые расходы «упрощенцы» могли включать их и раньше, но только после реализации товаров. Это требование следовало из старой редакции подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и активно поддерживалось финансистами (письмо Минфина России от 17 октября 2006 г. № 03-11-05/233). И это несмотря на то, что кодекс в то же время позволяет учитывать затраты после их фактической оплаты (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Теперь противоречие устранено. Согласно новому порядку, возможность учета «торговых» издержек от факта продажи товаров не зависит.
Прежняя редакция главы 26.2 Налогового кодекса не давала четкого представления о том, как «упрощенцам» учитывать доходы и расходы в переходном периоде при утере права на применение спецрежима.
Поправки внесли уточнение в пункт 2 статьи 346.25 НК РФ. Выручку за товары, проданные при УСН, включают в доходы по налогу на прибыль, если покупатель не перечислил оплату до момента перехода на общий режим. А затраты на покупку товаров, которые «упрощенец» не успел оплатить до перехода на общий режим, он вправе учесть в налоговых «прибыльных» расходах. Принять к налоговому учету доходы и расходы необходимо в том месяце, когда было потеряно право на «упрощенку».
Кроме того, пользователи УСН-режима наконец получили точные «инструкции» по учету налога на добавленную стоимость в переходный период. Так, при переходе с общей системы налогообложения можно принять к вычету уплаченный НДС с авансов за товары, которые были отгружены уже на «упрощенке». Если, конечно, документально подтвержден факт возврата налога покупателю. А при утере права на спецрежим можно «вычесть» НДС по товару, купленному до перехода. Но только если суммы налога не были включены в состав «упрощенных» расходов.
Относительно новый вид «упрощенки» - на основе патента – тоже не избежал корректировки. Перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе применять данный спецрежим, теперь выглядит иначе. Однако изменения коснулись лишь формы, содержание списка практически не изменилось.
Введение «патентной» УСН на территории региона не запрещает предпринимателям применять обычную «упрощенку» по своему усмотрению. Однако теперь в кодексе появилось уточнение, что сменить режим ПБОЮЛ может не раньше, чем истечет срок выданного ему патента (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ). Кроме того, по новым правилам, предприниматель обязан уведомлять свою инспекцию об утрате права на применение патентного режима. Сделать это нужно в течение 15 дней после перехода на иную систему налогообложения. А вновь работать по патенту можно будет не раньше чем через три года (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ).
«Упрощенный» патент, как уточнено теперь в пункте 5 статьи 346.25.1 НК РФ, действителен только в регионе его выдачи. Однако при необходимости ПБОЮЛ может подать заявление на получение другого патента по «упрощенке» и в ином российском субъекте.
Потенциально возможный годовой доход по каждому из видов патентной деятельности ежегодно устанавливают региональные власти. При этом, согласно новым правилам, если измененное значение дохода установлено не было, применяют прошлогодний показатель с корректировкой на коэффициент-дефлятор (п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ).
По окончании срока действия патента при оплате оставшейся части стоимости ее можно уменьшить на сумму страховых пенсионных взносов. До внесения поправок такой точки зрения придерживались финансисты (письма Минфина России от 26 сентября 2005 г. № 03-11-02/44, от 30 июня 2006 г. № 03-11-02/149). Теперь же она законодательно закреплена в пункте 10 статьи 346.25.1 НК РФ.

Глава 2. Оптимизация налогообложения ООО «Веста» путем перехода на упрощенный режим налогообложения

2.1. Оценка налоговой нагрузки ООО «Веста»

Объектом исследования является организация оптово-розничной торговли ООО «Веста».
Предприятие ООО «Веста» организовано с 1996 года.
Общество с ограниченной ответственностью «Веста» создано путем регистрации, действует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 года № 14-ФЗ, Учредительным Договором от 03.04.1996 года и Уставом.
Общество является юридической организацией, созданной как добровольный союз учредителей для осуществления совместной хозяйственной деятельности.
Основные функции ООО «Веста»: В соответствии с учредительными документами, предприятие может осуществлять следующие виды деятельности:
• розничная торговля;
• оптовая торговля;
• посреднические услуги при купле-продаже товаров народного потребления;
• посреднические услуги при купле-продаже продукции с/х;
• внешняя торговля негосударственных организаций;
• общественное питание
• производство консервов
Анализ структуры и динамики источников средств предприятия ООО «Веста» проведён в таблице 2.

Таблица 2
Анализ структуры и динамики пассивов ООО «Веста»
ПАССИВ На начало отчетного года Доля в % На конец отчетного периода Доля в % Изм-е абс Изм-е относит

1 3 4
III. Капитал и резервы 50698 83,20% 53396 84,64% 2698 5,32%
Уставный капитал 9 1,48% 500 0,79% 491 5455,56%
Добавочный капитал 50504 82,88% 50476 80,01% -28 -0,06%
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 185 0,30% 2420 3,84% 2235 1208,11%
IV. Долгосрочные обязательства 5742 9,42% 5751 9,12% 9 0,16%
Отложенные налоговые обязательства 5742 9,42% 5751 9,12% 9 0,16%
V. Краткосрочные обязательства 4496 7,38% 3939 6,24% -557 -12,39%
Кредиторская задолженность 4496 7,38% 3939 6,24% -557 -12,39%
в том числе: поставщики и подрядчики 2061 3,38% 2183 3,46% 122 5,92%
задолженность перед персоналом организации 1059 1,74% 0 0,00% -1059 -100,00%
задолженность по налогам и сборам 609 1,00% 662 1,05% 53 8,70%
прочие кредиторы 767 1,26% 1094 1,73% 327 42,63%
БАЛАНС 60936 100,00% 63086 100,00% 2150 3,53%.................


Рассмотрим, как уменьшится налоговая нагрузка ООО «Веста» в результате применения упрощенной системы налогообложения (перейти на ЕНВД организация не может, т.к. не попадает по действие требований, изложенных в ст. 346.26 НК РФ).
Для расчета примем, что ООО «Веста» при переходе на упрощенную систему налогообложения будет уплачивать единый налог с разницы доходов и расходов.
Предположим, разница между доходом и расходом средств ООО «Веста» в 2008 году составят 30000 тыс. руб.
Таблица 15
Налоги Общепринятая система налогообложения Упрощенная система налогообложения
НДС 500 -
Налог на прибыль 3300 -
Налог на имущество 1500 -
ЕСН 1200 -
Единый налог - 30000 х 0,15 = 4500
Всего: 6500 4500

Таким образом, переход на упрощенную систему налогообложения потенциально выгоден для ООО «Веста», т.к. позволяет уменьшить сумму уплачиваемых налогов на 2000 тыс. руб.

2.3. Налоговая отчетность ООО «Веста» при упрощенной системе налогообложения

Согласно ст. 346.21 НК РФ единый налог исчисляется как процентная доля налоговой базы, соответствующая ставке налога, и определяется налогоплательщиками самостоятельно.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта обложения доходы, уменьшают сумму единого налога (авансового платежа) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот период в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более чем на 50%.
В соответствии с изменениями, внесенными в эту статью Законом от21.07.2005 № 101-ФЗ, с 1 января 2006 г. ограничение в размере 50% распространяется не только на сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, но и на выплату по больничным листам.
Кроме того, налог может быть уменьшен на сумму страховых взносов, уплаченных за отчетный период только в пределах начисленных за этот же период сумм.
Порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы (далее – работодатели), установлен Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».
Статьей 2 Закона № 190-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, и за счет средств работодателей – в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата работникам осуществляются по общим правилам, установленным нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
В том случае, если работодатели в соответствии с положениями ст. 3 Закона № 190-ФЗ добровольно уплачивают в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в порядке, установленном названной статьей, выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 1 января 2005 г. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности – за счет средств Фонда (письмо Минфина России от 16.02.2005 № 03-05-02-05/2).
Согласно пунктам 1 – 3 ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 6 названного Закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
Пунктом 3 ст. 28 Закона № 167-ФЗ обязательный минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 руб. в месяц.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 29 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе добровольно осуществлять уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации сверх суммы страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, предусмотренной законодательством.
Осуществляемые индивидуальными предпринимателями фиксированные платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации в части, превышающей установленный законодательством об обязательном пенсионном страховании размер, уплачиваются на основании договора с Пенсионным фондом, заключенного в добровольном порядке.
Поскольку эти платежи носят добровольный характер, сумму единого налога (авансовых платежей) они уменьшать не должны.
С выплат, производимых в пользу физических лиц, индивидуальные предприниматели должны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифам, установленным подп. 1 п. 2 ст. 22 Закона №167-ФЗ (письмо Минфина России от 23.05.2005 № 03-03-02-05/22).
Согласно пунктам 3 и 4 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
С 1 января 2006 г. авансовые платежи должны будут исчисляться не с учетом ранее уплаченных, а с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. При этом слово «квартальных» исключено, так как к зачету принимаются не квартальные авансовые платежи, а платежи за отчетный период (I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Исчисленные суммы авансовых платежей по налогу могут засчитываться при исчислении сумм авансовых платежей по налогу не только за налоговый период, но и за отчетный период.
Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Статьей 346.23 НК РФ определены сроки представления налоговой декларации по налогу налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения.
В 2005 г. применялась форма налоговой декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 03.03.2005 № 30н.
Но уже декларация за I квартал 2006 г. должна представляться по форме, утвержденной приказом Минфина России от 17.01.2006 № 7н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения».
Отличие новой формы налоговой декларации от ранее применявшейся заключается в том, что из нее исключен Раздел 2.1 «Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по единому налогу за налоговый период». Кроме того, в декларации вместо понятия «единый налог» употребляется понятие «налог».
Налоговый учет показателей, необходимых для определения налоговой базы по единому налогу, осуществляется налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в Книге учета доходов и расходов.
Форма Книги и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждаются Минфином России. До 1 января 2006 г. применялась форма Книги, утвержденная приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».
Следует отметить, что в течение 2003 – 2004 годов в форму Книги учета доходов и расходов дважды вносились изменения, предусматривавшие ведение учета доходов и расходов, как учитываемых, так и не учитываемых при налогообложении (приказы МНС России от 26.03.2003 № БГ-3-22/135 и от 24.05.2004 № САЭ-3-22/332). Но поскольку эти изменения не вытекали из действующего налогового законодательства, ВАС РФ признал их не соответствующими положениям главы 26.2 НК РФ (решение ВАС России от 08.09.2004 № 9352/04). Поэтому Приказом Минфина России от 04.02.2005 № 15н названные приказы МНС России были признаны недействующими.
С 1 января 2006 г. приказом Минфина России от 30.12.2005 № 167н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка ее заполнения» вводится новая форма указанной Книги.
В связи с тем что Законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ для индивидуальных предпринимателей введен порядок учета доходов, аналогичный порядку, установленному для организаций, а также, в связи с изменением указанным Законом порядка учета расходов в графах 4 – 7 раздела I Книги учета доходов и расходов отражаются общая сумма доходов и расходов налогоплательщика и сумма доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы.
Подпунктом 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ установлено, что расходы по приобретению основных средств учитываются в течение налогового периода по отчетным периодам равными долями.
Поэтому в раздел II Книги введены графа 10 «Доля стоимости объекта основных средств или нематериальных активов, принимаемая в расходы за налоговый период (%)» и графа 11 «Доля стоимости объекта основных средств или нематериальных активов, принимаемая в расходы за каждый квартал налогового периода (%) (гр. 10/гр. 9)».
При этом доля стоимости объекта основных средств или нематериальных активов, принимаемая в расходы в налоговом периоде, отражаемая в графе10 Книги, определяется исходя из количества налоговых периодов, вкоторых она будет учитываться.
Доля стоимости объекта основных средств или объекта нематериальных активов, принимаемая в расходы в каждом квартале налогового периода, отражаемая в графе 11 Книги, определяется путем деления значения показателя, приведенного в графе 10 Книги, на количество кварталов эксплуатации этого объекта основных средств (нематериальных активов) в налоговом периоде.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 статьи 243 Налогового кодекса (НК)).
По итогам года (налогового периода) налогоплательщики не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, должен представить в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН. Действующая в настоящее время форма декларации утверждена Приказом Минфина от 31.01.2006 №19н (Приказ).
Налоговая декларация по ЕСН может заполняться шариковой или перьевой ручкой черного либо синего цвета, а также может быть распечатана. Представляется на бумажном носителе либо в электронном виде. Декларация на бумажном носителе может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговая декларация по ЕСН состоит из следующих разделов:
1. Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды
2. Расчет единого социального налога
• Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности
• физических лиц по интервалам шкалы регрессии
• Сводные показатели за налоговый период для расчета единого социального налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению налоговой декларации
3. Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400 - 0440 Раздела 2
• Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ
Титульный лист, Разделы 1, 2, 2.1 налоговой декларации представляются всеми налогоплательщиками. Страница 002 титульного листа представляется физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, в случае отсутствия у них ИНН Раздел 2.2 декларации представляется организациями, имеющими обособленные подразделения, исполняющие обязанности организации по исчислению и уплате налога и представлению налоговой декларации. Разделы 3, 3.1 декларации заполняются налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии с пп. 1, 2 п. 1 статьи 239 НК.
В верхней части каждой заполняемой страницы декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), который присвоен организации тем налоговым органом, в который налогоплательщик представляет декларацию.
Для российской организации ИНН и КПП по месту нахождения организации указываются налогоплательщиком согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; КПП по месту нахождения обособленного подразделения - согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ.
Для иностранной организации ИНН и КПП по месту нахождения отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории РФ, указываются на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации.
Для физического лица указывается ИНН в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.
В каждую строку и соответствующие ей графы декларации вписывается только один показатель, значения показателей отражаются в целых числах. В случае отсутствия каких-либо показателей в строке и соответствующей графе ставится прочерк. То же касается и таблиц, которые налогоплательщиком не заполняются – в полях таких таблиц ставятся прочерки.
В случае обнаружения ошибок в заполнении каких-либо граф декларации для их исправления следует перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное значение показателя и поставить подпись налогоплательщика (для организации - подписи должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера)) под исправлением, с указанием даты исправления. Все исправления заверяются печатью организации (штампом - для иностранных организаций) или подписью индивидуального предпринимателя, а также физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем. Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или аналогичного средства.
После заполнения и комплектования декларации в поле «Стр.» проставляется сквозная нумерация заполненных страниц.
Достоверность и полнота сведений, указанных в декларации, подтверждаются налогоплательщиками в нижней части титульного листа, а также каждого заполняемого Раздела декларации подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации. При этом фамилия, имя, отчество названных лиц указываются полностью и проставляется дата подписания декларации.

2.4. Основные проблемы и перспективы использования упрощенной системы налогообложения

В условиях современной России налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.
Налоговая система РФ практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система, которая в период с 1992 по 2007 гг. подвергалась многочисленным дополнениям и изменениям.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Необходимо найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим, российским, условиям.
Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимателя, если останутся неизменными основные принципы налогообложения. Частые изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и объем известен предпринимателю хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.
В последнее время отечественная экономика заинтересована в формировании среднего класса, т.е. в развитии среднего и малого бизнеса. Политическая установка на помощь данной сфере влияет и на курс налоговых реформ. Так, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет льготные системы налогообложения, которые облегчают ведение как налогового, так и бухгалтерского учета.
Специальные налоговые режимы закреплены в ст. 18 НК РФ и могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
В НК закреплены следующие виды специальных налоговых режимов:
• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
• система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
• система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
• упрощенная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения (УСН) - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Законодатели ставили задачу облегчить положение представителей малого бизнеса.
Переход к упрощенной системе налогообложения, равно как и возврат к общему налоговому режиму, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, регламентируемом главой 26.2 НК РФ.

Рис. 1. Расчет и уплата единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения при выборе объекта налогообложения

Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов как для организаций так и для индивидуальных предпринимателей, устанавливаемых общим налоговым режимом (п. 2, п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Однако это не освобождает их от обязанностей налоговых агентов.
Процедура расчета налога, подлежащей уплате в бюджет, зависит, прежде всего, от выбора объекта налогообложения. Как известно, существует два подхода:
• при выборе объекта - доход (рис. 1):
• алгоритм расчета налога в случае выбора в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, зависит от периода – отчетного или налогового (рис. 2).

Рис. 2. Схема расчета и уплаты авансовых платежей по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения при выборе объекта налогообложения доход – расход

Использование упрощенной системы налогообложения значительно снижает налоговое бремя налогоплательщика, что обуславливает стремление предприятий и индивидуальных предпринимателей перейти на этот специальный режим.
Подтвердить данный вывод можно путем сравнения результатов применения УСН и общепринятой системы на примере предприятия (таблица 16).


Таблица 16
Сравнительная характеристика применения УСН и общего режима налогообложения на предприятии ООО Гидромонтаж; за 2006 г. в руб.
Налоговые платежи и взносы Общий режим налогообложения Упрощенная система налогообложения
предприятие является плательщиком НДС * предприятие не является плательщиком НДС в качестве объекта налогообложения выбран доход в качестве объекта налогообложения выбран доход –расход
Налог на прибыль организаций 101 838 51 690 - -
НДС 233 357 - - -
Налог на имущество организаций 450 534 - -
Единый социальный налог 133 143 133 143 - -
единый налог при УСН - - 98 598
(за вычетом взносов на ОПС) 25 883
(минимальный налог)
Страховые взносы на ОПС ** - - 56700
(менее 50% от единого налога) 56700
Страховой взнос на травматизм*** 4 609 4 609 - -
Транспортный налог - - - -
Итого налоговых платежей и взносов 473 397 189 976 155 298 82 583
* - НДС - Налог на добавленную стоимость, налогоплательщики могут быть освобождены от уплаты этого налога при соблюдении правил, установленных ст. 145.
** - ОПС – Обязательное пенсионное страхование
*** - Страховой взнос на травматизм – взнос по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Представим полученные результаты в виде графика (рис. 3)

Рис. 3. Налоговая нагрузка при различных налоговых режимах

• ОРНО с НДС – Общий режим налогообложения с уплатой НДС.
• ОРНО без НДС - Общий режим налогообложения с учетом возможности использования льготы по НДС, установленной ст. 145 НК РФ.
• УСН 6% - Упрощенная система налогообложения при выборе в качестве объекта налогообложения доходов.
• УСН 15% - Упрощенная система налогообложения при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов.
Проанализировав график и сравнив полученные результаты, можно сделать вывод, что самая минимальная нагрузка возникает при применении предприятием упрощенной системы налогообложения с выбором в качестве объекта налогообложения – доход, уменьшенный на величину расходов (УСН 15%). Следующим оптимальным режимом является УСН при выборе объекта дохода (УСН 6%). Для данного предприятия наиболее выгоден режим УСН с выбором объекта доход - расход, но бывают такие ситуации, когда налоговая нагрузка ниже при использовании УСН с выбором объекта доход. Это возможно при достаточно низких и незначительных расходах либо в случае, если расходы организации не подходят под жестко установленный налоговым законодательством перечень расходов.
Самая высокая налоговая нагрузка при выборе общего режима налогообложения. Хотя при условии, что используется льгота по НДС, налоговая нагрузка по сравнению с нагрузкой при общем режиме с уплатой НДС снижается более чем в два раза.
Таким образом, можно резюмировать, что упрощенная система – это один из способов поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Однако постоянные изменения налогового законодательства усложняют попытки создать новое дело или поднять только организованный бизнес.
В развитых странах с рыночно ориентированной экономикой малое предпринимательство пользуется существенными льготами, в том числе и налоговыми. Структура налогообложения в развитых зарубежных странах обычно такова, что обязательно создает преимущества для малого бизнеса.
В США ставка налога на прибыль предприятий построена таким образом, что налог взимается ступенчато, что важно для небольших предприятий с невысокими валовыми доходами. Налогооблагаемая прибыль исчисляется после вычета довольно многочисленных общих льгот. В Канаде предприятия малого бизнеса облагаются налогом на прибыль по пониженным ставкам. В Англии налог на прибыль предприятий и организаций вносится по ставке 33%. Но малому бизнесу ставка снижается и составляет 25%. Во Франции предприятия, хозяйственный оборот которых за предыдущий финансовый год не превысил 70 тыс. евро, освобождаются от уплаты основного налога страны - налога на добавленную стоимость. Если численность работающих на предприятии не достигает 10 человек, то предприниматель по французскому законодательству освобождается от некоторых видов налогов. В Германии предприятие с капиталом до 120 тыс. евро или с доходом до 36 тыс. евро в год признается относящимся к малому бизнесу и освобождается от промыслового налога, базой исчисления которого служат прибыль и капитал. В Испании пониженная ставка налога на прибыль применяется по отношению к кооперативам – 26% вместо общей ставки 35%. Размеры не ограничиваются. В Японии суммарный налог на прибыль предприятий и организаций превышает 39 %. Но если прибыль не превышает 8 млн. иен в год, ставка понижается до 28%. А для кооперативов, общественных организаций и медицинских учреждений суммарный налог установлен в размере 27%.
Таким образом, во всех развитых странах малое предпринимательство пользуется поддержкой государства и муниципальных органов. Основными методами поддержки являются налоговые методы. К этому добавляются налоговые льготы и освобождения, которые могут производить региональные и местные органы власти в отношении соответствующих видов налогов и сборов.
В Российской Федерации до тех пор, пока не вступила в действие гл. 25 Налог на прибыль организаций НК РФ, субъекты малого предпринимательства также пользовались достаточно большими льготами по налогу на прибыль.
Со вступлением в действие главы 25 НК РФ большинство налоговых льгот было отменено. Это непосредственно коснулось и системы малого бизнеса. Поэтому после введения налога на прибыль организаций остро встал вопрос о необходимости серьезного реформирования налогообложения малого бизнеса. Это особенно важно для дальнейшего проведения экономической реформы, завершения перехода к подлинно рыночной экономике.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под условия, установленные Налоговым кодексом РФ, предусматривает не только замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется также право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующими положениями о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная система налогообложения – это один из специальных режимов, который подвергается постоянной реформации. Так, с 2006 г. в главу 26.2 НК РФ внесены некоторые изменения, которые способствуют развитию малого предпринимательства и расширяют границы применения данного налогового режима.
Но несмотря на некоторые трудности при переходе на упрощенную систему налогообложения, большинство представителей малого и среднего бизнеса, подпадающих под рамки УСН, стремятся использовать этот режим, т.к. он позволяет экономить не только денежные средства за счет снижения налогового бремени, но и облегчают ведение бухгалтерского и налогового учета.
Таким образом, направлений по совершенствованию упрощенной системы налогообложения предостаточно. Это не только расширение рамок действия УСН, которое было достигнуто путем увеличения в 2006 г. размера максимально возможного дохода для использования данного специального режима. Направления совершенствования могут быть как системные, т.е. расширение возможностей применения упрощенной системы налогообложения за счет создания новых форм действия УСН (например, новая система на основе патента), так и структурные, путем изменения некоторых положений, связанных с ведением бухгалтерии, с формами отчетности при применении УСН и сроками изменения основных компонентов упрощенной системы налогообложения.



Заключение

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Залогом устойчивого и поступательного развития экономики во всех развитых странах является наличие широкого слоя частных предпринимателей и малых предприятий. Традиционно наибольшее их количество присутствует в таких сферах, как бытовое обслуживание, торговля, производство продуктов питания. Частные предприниматели и малые предприятия являются наиболее мобильной частью субъектов рыночных отношений, которая быстро реагирует на потребности рынка и имеет возможность приспосабливаться к его быстро меняющимся условиям.
Опыт ведущих мировых государств показывает, что малому предпринимательству принадлежит значительная роль в экономике, в насыщении рынка разнообразными товарами и услугами. Вместе с тем следует отметить, что эта часть участников экономических отношений является и самой незащищенной.
Деятельность субъектов малого бизнеса во многом зависит от государства. Без специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства развитие малого бизнеса невозможно.
Введение специального налогового режима, предусмотренного ст. 18 Налогового кодекса РФ, в виде упрощенной системы налогообложения направлено именно на реализацию положений Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства».
2. Налоговый режим обладает следующими признаками:
• имеет нормативное правовое закрепление;
• имеет целью определенным образом регламентировать такой вид общественных отношений, как налоговые отношения;
• представляет собой порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
• налоговый режим создает конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права.
Единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог могут быть отнесены к федеральным налогам.
Единый налог на вмененный доход может быть отнесен к числу местных налогов. В качестве особенностей его применения следует назвать условия освобождения лиц, уплачивающий данных налог, от налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц), единого социального налога.
3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и упрощенная система налогообложения (УСН) начали применяться сравнительно недавно. Положения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), посвященные ЕНВД, заменили действовавший до 1 января 2003 года Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Специальный налоговый режим в виде УСН введен с 1 января 2003 года главой 26.2 НК РФ. Этот налоговый режим сменил применявшуюся до вышеуказанной даты систему, установленную Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". В качестве плательщиков УСН и ЕНВД, как правило, выступают субъекты малого предпринимательства, деятельность которых связана с предоставлением услуг населению. Увеличение количества малых предприятий, улучшение их финансового состояния являются шагом на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста и на этой основе повышения благосостояния населения. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что без весомой государственной поддержки малого предпринимательства, выработки оптимальных инструментов налогового регулирования его деятельности невозможно обеспечить быстрыми темпами развитие малых предприятий, сформировать эффективно функционирующую налоговую систему.
На основании проведенных в работе расчетов можно сделать вывод о том, что переход на упрощенную систему налогообложения потенциально выгоден для ООО «Веста», т.к. позволяет уменьшить сумму уплачиваемых налогов на 2000 тыс. руб.


Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
2. СЗ РФ от 6 октября 2003 г., N 40, ст. 3822.
3. Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого пред-принимательства» от 29 декабря 1995 г
4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ3
5. Федеральный закон № 191-ФЗ от31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российский Федерации»
6. Антипин В.В. Основы бухгалтерского учета. - Ростов-на-Дону, 2007.
7. Аронов А.В., Кашин В.А., Налоговая политика и налоговое администрирование, Изд. Экономистъ, 2006
8. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - М., 2007.
9. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита. - М., 2007.
10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Рус. яз., 1999. Т. 4
11. Иванько А.Р. Бухгалтерская отчетность предприятия. – М., 2006.
12. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета - М.: Финансы и статистика, 2007.
13. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет на основе налогового кодекса. - М., 2004.
14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2007.
15. Майбуров И. А., ред., Налоги и налогообложение, Изд. ЮНИТИ, 2007
16. Николаева С.А., Калинина Е.М., Рабинович А.М. Комментарии к составлению бухгалтерской отчетности: 2005/2006. - М., 2006.
17. Пархачева М.А. Упрощенная система налогообложения 2007. - 2-е изд., перераб. и доп.
18. Пошерстнник Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет и аудит. Т.1 - М.: Герда, 2006.
19. Правовые основы бухгалтерского учета. - М.: Инфра-М, 2006.
20. Рахман Б., Шеремет А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. - М.: Инфра-М, 2005.
21. Российская газета. N 255. 30.12.2001
22. Ряховский Д.И., ред., Налоги и налогообложение: Практическое руководство, Изд. Эксмо-Пресс, 2006
23. Толмачев И. А. Специальные режимы налогообложения. – М., 2007.
24. Черник Д.Г., Налоги и налогообложение: Учебник, 2006




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.