На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Историко-правовой аспект миграционной системы

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 10.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание


1. Историко-правовой аспект отечественной миграционной системы: дореволюционный этап (1756 – 1917 гг.); советский этап (1917 – 1991 гг.); современный этап (с 1992 г.).

2. Анализ факторов, влияющих на миграционную систему России


Список используемой литературы 39


Задание 1

Историко-правовой аспект отечественной миграционной системы: дореволюционный этап (1756 – 1917 гг.); советский этап (1917 – 1991 гг.); современный этап (с 1992 г.).

Генезис отечественной МС осуществлен в соответствии с принципа-ми историзма, научности и преемственности. Основными условиями их реализации избраны: поиск закономерного характера исторического развития МС; анализ функционирования МС во взаимодействии с про-исходящими в государстве и обществе политическими, экономическими, социальными, демографическими, географическими, правовыми и другими процессами; предварительное определение основных направ-лений совершенствования системы и ее подсистем.
В развитии социальных систем, как правило, исследователями определяются этапы их возникновения, становления, зрелости и преобразования (регресса или прогресса). Основываясь на том, что в развитии МС в России исследователями выделяются, в основном, дореволюционный (60-е годы XVIII в. - 1917 г.), советский (1917 - 1991 гг.) и современный (с 1992 г.) этапы развития, проведем их историко-правовой анализ.
Дореволюционный этап (60-е годы XVIII в. - 1917 г.)
Распад русской первоначальной народности на две ветви и колонизация других земель начались приблизительно с XIII в., когда население центральной среднеднепровской полосы разошлось в противоположные стороны, а Киев перестал быть их связующим центром. Колонизация русских переселенцев в область средней Оки и верхней Волги определялась двумя условиями: с одной стороны, этно-графическими (встреча русских переселенцев с инородцами в междуречье Оки - Волги), с другой стороны, географическими (воздействие природы края). Упомянутая встреча имела мирный характер. Колонисты не воевали с туземцами, так как принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившему из юго-западной Руси от тамошних невзгод и искавшему среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Поэтому происходило не завоевание, а заселение края, что подтверждается чередующимися финскими и русскими названиями сел и рек на пути «из варяг в греки», которые сохранились до сих пор.
Вместе с тем «из жития преподобного Авраамия видно, что в XI в. в Ростове только один конец был населен чудью. Русские имена боль-шинства ... городов Ростовской земли показывают, что основаны они были русскими и что Русь образовала господствующий элемент в составе их населения». Расширение территории превратило Русь в многона-циональное государство с особой этнографической структурой. Мил-лионы русских, украинцев, белорусов переселились в Сибирь, на Дальний Восток, в Центральную Азию, Закавказье. Прибалтику. Сотни тысяч коренных жителей этих регионов влились в население европейской части единого Российского государства.
Основываясь на обобщении перечисленных и ряда других трудов, можно констатировать, что «отчетливая и эффективная миграционная политика начала проводиться в конце XVII в., когда Россия, не имея миграционного потенциала на своей территории, начала активно при-влекать иностранцев для заселения и освоения огромных территорий». Для этого ша законодательном уровне 4 декабря 1762 г. Екатериной II был издан Манифест «О свободном поселении иностранцев в России», а в 1763 г. - Указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают». Коренное русское население могло только завидовать правам и льготам переселенцев-иностранцев: они получали российское подданство, а прожившие в стране десять лет и более беспрепятственно вывозили все нажитое. Видимо, это обстоятельство в последующем повлияло на установление срока проживания старожилов в 10 лет.
Изучение правового регулирования торгово-промышленного предпринимательства в России во второй половине Х1Х-начале XX в. и тенденций его развития свидетельствует, что: с изданием Новоторгового устава 1667 г. было впервые законодательно регламентировано общее правовое положение иностранных купцов в России, а объем предостав-ляемых им торговых прав значительно ограничивался; Петр I вернул режим благоприятствования для иностранных предпринимателей, но уже к 20-м годам XVII в. с введением протекционизма в торговле и промышленности пребывание иностранцев в России жестко законода-тельно регламентировалось рядом указов Петра I «об иноземцах».
Осуществляя непосредственное руководство создаваемой миграци-онной системой, царствующая особа позаботилась об обеспечении пе-реселенцев, существенно дополнив приведенные и другие законода-тельные акты законами о льготах и привилегиях для них, реестрами свободных и удобных для поселения земель. Причем обеспечение пе-реселенцев было всесторонним, они освобождались от обязательной гражданской службы, уплаты налога в виде регионально дифференци-рованных льгот вне зависимости от численности населения в поселении (колонии) и рода деятельности; не несли воинскую повинность; имели свободу вероисповедания и все условия для отправления религиозных культов; им выплачивались из казны для обзаведения хозяйством и при-обретения инвентаря ссуды с рассрочкой возврата через десять лет и др.
Таким был внешний контур функционирования МС, по интенсивности управляющих, законодательных и всесторонности обеспечивающих воздействий явно доминирующий над внутренним, собственно российским, контуром функционирования системы. Упорядочение внутренней миграционной деятельности связано с отменой крепостного права, а также кардинальными государственными реформами 1861 г. В это время потребовалось переместить огромные массы населения в малонаселенные зауральские территории как по политическим, так и по экономическим причинам.
Было создано специальное переселенческое управление в составе ведомств, занимающееся земельными вопросами, ведь к началу XX в. в стране насчитывалось 2 млн. хозяйств без земельных наделов, а еще около 10 млн. за счет имеющейся земли не могли прокормиться. Причем для привлечения крестьян к переселению правительство отпускало зна-чительные средства: переезжающим в Сибирь и на Дальний Восток вы-давалась ссуда соответственно 250 и 400 руб. золотом, огромные для того времени деньги. Кроме того, переселенцу выделялась не только земля для освоения, но и участок леса для постройки дома и хозяйственных строений. На государственном уровне обеспечивалось строительство дорог, школ, больниц, колодцев. Благодаря целенаправленной государственной поддержке МС с 1896 г. до начала Первой мировой войны продемонстрировала высокую эффективность функционирования - в районы Сибири и Дальнего Востока переместилось свыше 4 млн. хозяйств.
Следовательно, активное расселение разных народов для освоения присоединяемых территорий, в первую очередь русского, в России осу-ществлялось с начала XVIII в. И если восток и север страны до второй половины XIX в. едва заселялся, то Кавказский регион и Центральная Азия имели собственное население - расселяемых выходцев из европейских районов. Таким образом, представляется правомерным возникновение МС в России связывать не с колонизацией русскими финских земель, происходившей спонтанно, неуправляемо, а с 60-ми годами XVIII в. - временем начала целенаправленного государственного регулирования миграционной деятельности в стране.
Основными государственными институтами управления миграционной деятельностью в то время были:
Особенная канцелярия Министерства полиции и Министерства внутренних дел (25 июня 1811 г.- 3 июля 1826 г.), заведовавшая, в том числе, сбором сведений о положении крестьян, наблюдением за населением пограничных губерний; размещением военнопленных, интернированных в период Отечественной войны 1812 г., борьбой со шпионажем, наблюдением за иностранцами, принятыми в русское подданство. Она же выдавала виды на жительство, вела сбор сведений о происшествиях, боролась с «антирусскими» настроениями на Кавказе и в Польше, собирала сведения о политическом положении в зарубежных странах и др. Функции Особенной канцелярии с 3 июля 1826 года были переданы III отделению Собственной е.и.в. канцелярии;
Дореволюционная Россия располагала нормативно-правовыми актами: о документе, удостоверяющем личность; свободе передвижения и выборе места жительства, регистрационном учете населения, выезде из Российской империи и въезде на ее территорию, правовом положении иностранных граждан в России, российском подданстве. Особенностями формирования и функционирования паспортной системы России в XVIII-начале XX в. являются:
первое упоминание о документе «вид или письмо», по существу, выполнявшем роль паспорта, появляется в Соборном уложении 1649 г., но окончательно этот институт сложился только в первой трети XVIII в.;
паспорт как документ, удостоверяющий личность и право на «отлучку», стал использоваться государством с середины XVII в. и первоначально выполнял функции справки об освобождении из мест заключения;
Указ от 30 октября 1719 г. запрещал жителям России покидать места жительства и службы без узаконенного вида или паспорта;
установление паспортной системы в России связано с подписанием Петром 1 в 1724 г. нормативного акта, названного «Плакат»;
паспортное законодательство конца XVIII в. складывалось по на-правлениям: регламентация учета и паспортизация населения; выработка механизмов преследования беглых и дезертиров;
с принятием Закона от 10 февраля 1864 г. «О принятии иностранцев в русское подданство» окончательно оформляется институт подданства Российской империи, хотя вопрос о выходе из российского подданства на законодательном уровне так и не был решен вплоть до 1917 г.;
характерной чертой дореволюционной паспортной системы был ее сословно-классовый характер - так, 8 октября 1906 г. вышел Высочайший указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний», благодаря чему крестьяне получили право свободно избирать место постоянного жительства на одинаковых основаниях с лицами других сословий и др.
К началу XIX в. законодательство, регламентирующее учет населе-ния и паспортный режим, стало юридической основой системы имми-грационного контроля (СИК) Российской империи, состоящей из трех основных элементов, сложившихся в институты:
«места жительства», в рамках которого с помощью различных сис-тем учета населения устанавливалось место проживания российских и иностранных подданных;
паспортов, которым устанавливался порядок отлучки с места жи-тельства различных категорий населения страны;
беглых и дезертиров, который определял механизмы деятельности полицейских органов по преследованию данной категории населения и санкции к нарушителям паспортного режима.
По Указу Елизаветы Петровны от 11 октября 1755 г. пограничным таможням вменялось в обязанность «делать отметки в паспортах о пере-сечении границы. Чиновник таможни брал с купцов расписку, что они вернутся обратно в Отечество вместе со своими работниками. Самовольно отлучавшихся за границу поселян отдавали в солдаты, а негодных к службе - в крепостную работу, дворян предавали к суду, а их имения конфисковались».
Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел (4 но-ября 1819 г. - 8 апреля 1904 г.), образованный для руководства городским хозяйством, организации снабжения населения продовольствием, усовершенствования земледелия и других отраслей сельского хозяйства, занимался организацией переселения и устройством колоний. Его 4-е отделение вело дела по устройству земского управления, а 5-е отделение - осуществляло земское управление в европейских губерниях России, Сибири. В связи с учреждением Главного управления по делам местного хозяйства 22 марта 1904 г. этот департамент был упразднен;
Манифестом от 8 сентября 1802 г. впервые сбор статистических сведений как отдельная отрасль государственного управления был возло-жен на МВД. В миграционной системе эти функции с 30 апреля 1863 г. выполняли: Статистическое отделение Министерства полиции (МВД, с 12 мая 1823 г. - Департамента полиции исполнительной МВД), Стати-стический совет и Центральный статистический комитет.
Статистический совет (30 апреля 1863 г. - 26 октября 1917 г.), созданный с целью «содействовать министерствам и другим главным управлениям в работе по административной статистике», определял «правильнейшие» и «вернейшие» способы собирания и обработки ста-тистических сведений и добивался единообразия в подготовке стати-стических материалов. Председатель Статистического совета назначался Министром внутренних дел;
Центральный статистический комитет (30 апреля 1863 г. - 25 июля 1918 г.) осуществлял сбор, проверку, обработку статистических дан-ных «по разным отраслям государственного управления» с правом тре-бования статистических материалов от всех учреждений, исключая сек-ретные сведения;
Переселенческое управление (2 декабря 1896 г. - 19 сентября 1905 г.), учрежденное для заведования переселенческим делом, приравнивалось к департаментам и руководило делами разрешений на переселение, за-ведовало всеми кредитами по МВД на переселенческое дело, рассмат-ривало дела, возложенные на управление Министром внутренних дел.
Возникновение МС в России связано не с колонизацией русскими финских земель, происходившей спонтанно, неуправляемо, а с началом целенаправленного государственного регулирования миграционной деятельности в стране во второй половине XVIII в. Дореволюционная МС, по существу, представляла собой совокупность органов и учреждений: управляющих ею (Переселенческое управление); осуществляющих правовую деятельность (Особенная канцелярия – III-е отделение Собственной е.и.в. канцелярии); поставляющих данные обра-ботанных статистических сведений (Статистическое отделение, Стати-стический совет и Центральный статистический комитет), а также все-сторонне ее обеспечивающих (Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел).
Основными тенденциями ее развития были: переход от стихийной, спонтанной колонизации финских земель к государственному регули-рованию миграционных потоков; достойное государственное обеспечение мигрантов, особенно переселенных в Сибирь и на Дальний Восток; становление иерархической структуры МС и ее развитие в процессе ре-шения важнейших государственных задач; управляющее воздействие царствующих особ государства.

Советский этап (1917 - 1991 гг.)
В советском этапе развития миграционной деятельности исследова-тели, как правило, выделяют периоды - 20-е начало 30-х годов, 30-50-е годы, 50-60-е - начало 90-х годов.
Становление советского этапа функционирования отечественной МС осуществлялось на принципах преемственности, государственного регулирования при доминировании централизованного руководства. Так, с 25 июля 1918 г. перестал существовать Центральный статистический комитет и его функции были переданы Центральному статистическому управлению и Статистическому отделу НКВД.
Деятельность советской МС характеризуется следующими положениями.
На внешнем международном уровне (внешний контур функционирования) функционирование МС было едва выраженным и в целом представляло собой:
в управленческом аспекте: командно-административную систему управления политическими, социально-экономическими, демографическими. общественно-государственными и иными процессами; государственное обеспечение «железного занавеса»; жесткую борьбу с любыми проявлениями нерегулируемой миграции за пределы страны; принудительную высылку из страны политических мигрантов (десидентов, объявленных «врагами народа»).
в правовом аспекте:
выборочное принятие международных нормативных и правовых актов в области миграционной деятельности; тесное сотрудничество со странами социалистического содружества в области социалистической интеграции и кооперации.
На внутреннем уровне (внутренний контур функционирования) функционирование МС представляло собой:
в управленческом аспекте:
практически с первых лет советского этапа применялась админист-ративная высылка, руководство которой было возложено на Объеди-ненное государственное политическое управление (ОГПУ). Устано-вившаяся командно-административная система управления внутренней миграционной деятельностью (МД) способствовала ускоренному разви-тию страны при реализации планов первых пятилеток. С 1936 г. руково-дство переселенческим делом было возложено на НКВД. При этом органы НКВД награждали отличившихся на строительстве вольнонаем-ных работников, досрочно освобождали за ударную работу (за строи-тельство канала Москва - Волга было освобождено 55 тыс. заключенных), осуществляли гласный надзор за ссыльными и высланными, ведали спецпереселениями, делами о военнопленных и интернированных и др.
Вместе с тем политическое регулирование МД породило явление репрессивной высылки целых народов - калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев и карачаевцев, крымских татар, турок, курдов и хемшилов; принудительное заселение собственных и присоединенных территорий;
в правовом аспекте:
осуществление правовых функций для регулирования МД в связи с доминированием командно-административной системы долгое время являлось прерогативой органов внутренних дел. Активизация попыток упорядочения законодательной основы МС относится ко второй половине 40-х гг. Так, в 1949 г. при Министерстве внутренних дел Союза ССР было создано Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний. Это способствовало снятию некоторых ограничений в местах специальных поселений, хотя порой приводило к волнениям и восстаниям переселенцев и заключенных (восстание заключенных в особом лагере Кенгир, в Казахстане, летом 1954 г. и др.).
По вопросам регистрации и учета граждан, контроля соблюдения правил пребывания иностранцев в СССР и гражданства был издан ряд законов. В них нашли отражение положения и нормы, регулирующие: учет, приобретение прав российского гражданства, порядок восста-новления в правах гражданства, принятие иностранцами и их лишение Российского гражданства и др.
Правовые основы для регулирования выезда - въезда в страну отражали жесткую государственную позицию, направленную на реализацию комплекса ограничительно-распорядительных мер.
Среди них основными были:
правила въезда и выезда из России, предусматривающие взимание сбора за выдачу общегражданских заграничных паспортов, за визу на-циональных паспортов иностранных граждан органами народных комиссариатов внутренних дел союзных республик, за выдачу разрешений и виз на въезд в СССР и выезд из СССР и видов на жительство для иностранцев; порядок высылки иностранцев из пределов страны; инструкции о порядке выезда за границу определенных категорий лиц; нормы, регламентирующие обеспечение миграционной деятельности -с предоставлением окружным административным отделам прав по оп-ределению гражданства, выдаче видов на жительство и разрешений на выезд за границу, приема заявлений о выдаче видов на жительство для иностранцев и продление их сроков, о въезде и проживании в пограничных полосах и др.
Вместе с тем государство реализовывало целенаправленную политику в отношении беженцев и пленных. Для этого была учреждена Центральная Коллегия по делам пленных и беженцев, которая с 24 мая 1919 г. вошла в качестве самостоятельного отдела в состав НКВД РСФСР.
Правовой аспект деятельности Коллегии составили следующие нормативные правовые акты: запрещение выдачи пропусков беженцам вне плана Центрального Управления по эвакуации населения, определение размеров сухого пайка для беженцев, ликвидация Центрального Управ-ления по эвакуации населения и его местных органов («Центральное Управление по эвакуации населения (до 26 февраля 1920 г. именуемое Центральной Коллегией по делам пленных и беженцев - Центропленбеж) с 1 января 1923 г. ликвидируется. На НКВД возложить организацию приема и водворения на места жительства»), установление формы анкеты для репатриантов, регистрацию и отправку беженцев, порядок признания беженцев репатриантов, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам и др.
Становлению советской МС способствовала деятельность Государ-ственного научно-исследовательского колонизационного института (1922-1930 гг.). В этот период прослеживается преемственность исторического развития отечественной МС, организуется текущий учет миграций, пространственная мобильность населения была включена в программу переписи населения (1926 г.), анализируется интенсивно нарастающий поток сельской и городской миграции. Так, показана органическая связь миграции с перераспределением трудовых ресурсов, оплатой труда, ценообразованием. Решалась проблема организации переселения из малоземельных регионов в многоземельные, особенно на Дальний Восток в связи с усилением его военно-стратегического и политического значения вплоть до Великой Отечественной войны.
Таким образом, советская МС, представляла собой совокупность административно-управляющих, правовых, информационных и обеспечивающих организаций, учреждений, органов и средств, функционирующих с целью жесткого государственного партийно-политического регулирования миграционной деятельности. Основными тенденциями развития ее развития были: определенная преемственность развития дореволюционной системы; партийно-политический и командно-административный характер управленческой деятельности; репрессивное воздействие на проектирование миграционных потоков, перемещение мигрантов и их содержание в специальных поселениях; крайне низкий уровень обеспечения миграционной деятельности (научного, финансового, экономического, продовольственного, жилищного и др.); превалирование политики «железного занавеса» во внешнем контуре функционирования системы.
Современный этап (с 1992 г.)
Современный этап развития МС явился отражением парадигмы ми-грационных условий, прежде всего связанных с попытками разрешения военно-политических проблем в Абхазии, Грузии, Закавказье. Молдавии, Прибалтике, Чечне и других регионах страны:
на фоне общего снижения интенсивности и масштабов миграции произошел коренной перелом в межрайонном перемещении населения;
началось разрушение демографического и трудового потенциала Севера, Дальнего Востока, в Сибири;
возникло положительное сальдо миграции сельского населения;
на пространство распавшегося государства хлынули потоки бежен-цев, перемещенных лиц и вынужденных переселенцев;
произошла либерализация эмиграционно-иммиграционного законодательства;
страну оставила часть наиболее образованных, профессионально подготовленных людей (добровольное и безвозмездное «донорство умов»);
образовались потоки нелегальных иммигрантов, концентрирующихся в избранных регионах российской территории (китайцы - на Дальнем Востоке; азербайджанцы, таджики - в Москве и др.);
завершилась всеобщая паспортизация населения и др.
Поэтому разработка теоретико-методических аспектов миграцион-ных проблем современной МС существенно дифференцирована по вре-мени разрешения перечисленных и иных конфликтов. Это связано и с тем, что управление системой с самого начала приобрело децентрализованный характер. К этому вынуждали как финансово-экономические, так и социально-демографические трудности: из-за хронического недо-финансирования стали рушиться научные коллективы, в них резко со-кратилась прослойка молодежи, возросла коммерциализация МД, прак-тически была парализована репрезентативная социологическая база ис-следований и др.
Ситуацию удалось выправить только к концу XX в. в результате анализа правовой и организационной деятельности в сфере регулирования вынужденной миграции, определения ее соответствия нормам Конституции РФ и международному праву, а также благодаря финансовой поддержке иностранных фондов. В результате функционирование МС РФ приобрело направленность на разрешение проблем вынужденной миграции, изобилующих нарушениями прав человека, включая мигран-тов. Впервые в российской истории 1 января 2000 г., на базе Государст-венного университета управления был создан Институт управления ми-грационными процессами, обеспечивающий получение выпускниками вуза квалификации «менеджер» по специальности «управление миграционными процессами».
Тем самым еще больше укрепилась роль и значимость подсистемы управления МС, испытывающей сильнейшее международное влияние в связи с принятием Российской Федерацией ряда важнейших междуна-родных правовых норм. Напротив, проблемы внутренней миграции в России потеряли актуальность. Тем не менее все большее количество исследователей и авторских коллективов (М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев, Б.С. Хореев и др.) стали выступать за интегрированное развитие миграции населения как вполне самостоятельной науки в виде четко выраженного научного направления - миграциологии .
Генеральной идеей миграциологии является разработка общей тео-рии миграционной подвижности населения, основанной на ее системном изучении, законе подвижности населения и усилении социально-экономической необходимости миграционного движения в общественном прогрессе. Под миграционным движением понимается совокупность всех видов территориальных передвижений, обусловленных различными факторами и мотивами, которые лежат в основе понятия «миграционная система».
В отличие от концепции «миграционных систем», данное понятие представляет собой четырехблочную систему: общая миграционная подвижность или миграционная активность населения, территориальное перераспределение населения, миграционное поведение населения и механизм воздействия.
В основе «концепции миграционных систем» лежит системный под-ход, интегрирующий различные подходы по феноменологии миграции в доказательство того, что миграционные потоки между странами выезда и определенными странами въезда тесно взаимосвязаны. Причем, поскольку миграция создает некое объединенное пространство (миграционную систему), заключающее в себя страны выезда и въезда, то для понимания ее динамики необходимо рассматривать всю систему в целом. При этом географическая близость может играть значительную роль, но обязательным условием не являться, так что определенные страны могут составлять часть глобальной миграционной системы.
Кроме перечисленных, существуют и другие системные подходы к исследованию миграционных процессов. Среди них выделяется антро-пологический подход, активно разрабатываемый Центром стратегических исследований Приволжского федерального округа (ПФО) и пред-полагающий, что для обеспечения управления миграционными процес-сами России необходимо решить две ключевые задачи: правовую - не-обходимо создать систему селективной иммиграции и тем самым мак-симально сократить нелегальный сектор миграции, и управленческую - решения в области иммиграции и натурализации должны приниматься при балансе интересов четырех сторон, заинтересованных в мобильном и качественном рынке труда бизнес - структур, отвечающих за правопо-рядок органов внутренних дел, местного населения и местных властей, зачастую настроенных против иммигрантов.
Предварительные результаты анализа изменений современных антропоструктур под воздействием мировых человеческих течений пока-зали, что государство в итоге получает сбалансированную систему при-влечения и удержания миграционного потока, отвечающего заданным характеристикам - квалификационным, образовательным, половозраст-ным, языковым и культурным.
Само понятие «антропоток» обозначает идентификационные формы социальной динамики и в узком смысле слова представляет собой «человеческие течения»: сезонные и вековые, локальные и глобальные ми-грации - от переезда из деревни в райцентр до «походов Аттилы и Та-мерлана». В широком смысле слова это - совокупность социокультурных процессов переноса и трансляции, восстановления и смены, вос-производства и развития идентичностей, представленных на уровне яв-ления.
При этом процесс переноса идентичностей проявляется в миграци-онных потоках, когда люди и сообщества транспортируют свои куль-турные и религиозные характеристики, обычаи и навыки из одного гео-графического и социального пространства в другое посредством инсти-тута традиции. Это присуще стремительно развивающимся образова-тельным процессам, осуществившим прорыв к системе дистанционного образования. К антропотоку отнесен ряд социокультурных процессов: изменение половозрастной, профессиональной, конфессиональной, эт-нической, расовой, языковой структуры населения, возникновение-уничтожение-трансформация культурных и сословных страт, классическое «изменение численности и состава населения».
С точки зрения структуры антропоток включает морфологические, функционально - деятельностные и контекстно-онтологические аспекты:
к морфологическим аспектам относятся; демографический - описывающий изменение социума вследствие естественных процессов рождения – взросления – старения - омоложения, и миграционный - учитывающий физические трансграничные перемещения индивидуумов;
к функционально - деятельностным аспектам относятся процессы изменения квалификационной матрицы и образовательного потенциала нации, региона, отрасли и т.п.;
к контекстно-онтологическим аспектам относятся:
идентифитарный - маркирующий изменение идентичностей;
средовой — описывающий смену социокультурного контекста;
аксиологический - обостряющий процессы, происходящие при революционных изменениях ценностной, парадигмальной, онтологической «карты» социума.
Считается, что антропоток позволяет видеть в процессах «великих переселений народов» не только условную связь миграций варваров, кочевников, нравственного упадка, драматических идеологических и политических изменений, но и в определенном смысле — системный процесс, подчиняющий себе этногенез отдельных народов и вписанный в планетарную демографическую динамику.
Среди системных характеристик антропотока выделяются:
основной системообразующий элемент - антропотип, определяемый ментальностью и объективными условиями жизни и хозяйственной деятельности (антропотип приграничника, первопроходца, оседлого хозяйственника — в пространственном антропотоке, предпринимателя, наемного работника, исследователя, проектировщика -в социальном антропотоке);
основной компонент системного понятия антропотока — антропо-модуль (формальное объединение схожих по типу антропотипов: ан-тропомодуль освоителей-предпринимателей, антропомодуль оседлых хозяйственников - наемных работников и т.д.);
главная связь этой системы - антроповектор (целенаправленное од-новременное развитие пространственного и социального антропотока: антроповектор приграничного развития, антроповектор количественного снижения неконкурентоспособного населения и др.).
Такой подход к структурированию антропотока позволяет с иных позиций исследовать МД на уровне государственной политики. Так, для интенсивного освоения приграничных территорий наиболее востребо-ванным станет антропотип-приграничник, ставящий собственные жиз-ненные ценности вровень с жизненными ценностями других культур, являющийся носителем минимум двух приграничных языков, предпри-нимателем, способным освоить приграничный информационный рынок с созданием информационного потока.
С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что к на-чалу XXI в. сложились вполне объективные причины для исследования сущности, структуры и модели функционирования существующей в России МС с целью ее совершенствования. Среди них:
нормативно-правовые - Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики (2002г.); утверждение на его основе «Положения о Федеральной миграционной службе Министерства внутренних РФ» (2002 г.); Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной миграционной службы» (2004 г.), включение в систему федеральных органов исполнительной власти федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, с подчинением Федеральной миграционной службы МВД России Президенту РФ и передачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функций по оказанию государственных услуг в сфере миграции от МВД (2004 г.);
научно-теоретические - разработка «концепции миграционных систем», «миграционной системы», «миграциологии» и других, основан-ных на преимуществах системного подхода к объекту социального ис-следования; необходимость в обобщении и систематизации накопленного исследовательского материала для совершенствования МС;
социально-политические - потребность высших органов государст-венной власти России, ФМС России в научно-обоснованной концепции совершенствования МС в Российской Федерации;
геостратегические - зависимость ближайшего будущего России от эффективности решения миграционных проблем, особенно тесно свя-занных с ее государственной безопасностью, государственными интере-сами и ролью на международной арене;
демографические - по переписи населения (2002 г.) в современном мире Россия занимает 7-е место, уступая Китаю, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистану;
по переписи населения (2003 г.) в современном мире Россия занимает 7-е место, уступая Китаю, Индии, Пакистану, США, ФРГ и Бразилии;
экономические - России удалось коренным образом выправить экономические показатели развития, добиться 6%-го роста валового внутреннего продукта, решить проблему выплат внешнего долга, создания рекордного золотовалютного запаса (84 млрд. $);
исторические - наличие и востребованность собственного отечественного опыта в различных сферах миграционной деятельности и др.
Таким образом, историко-правовой анализ возникновения, становления и развития МС РФ показал, что с самого начала ее функционирование было основано на системообразующем факторе - верховенстве закона. Это позволило выявить контуры подсистем управления, права, информатизации и обеспечения, сбалансированное функционирование которых привело в 60-е годы XVIII в. к созданию отечественной МС.
Становление МС в России связано с государственным регулированием процесса заселения присоединяемых территорий Сибири, Дальнего Востока, юга страны (потемкинские деревни). Периодически совершенствовалась структура МС, прежде всего ее высшие органы и учреждения. Большими полномочиями обладало Переселенческое управление, интегрированный орган, осуществлявший государственно-правовое регулирование МД.
Много нового было внесено в МС в ходе советского этапа ее развития, фундаментом которого служила преемственность традиций и принципы функционирования преобразованной дореволюционной МС. В конце 80-х годов прошлого века были предприняты попытки научного обоснования сущности понятий «миграционная система», «концепция миграционных систем», «миграциологии», а в конце 90-х годов - «антропоток».
Эффективности научно-исследовательской деятельности передовых отечественных ученых способствовало применение перспективного системного подхода как интегрированного метода. Однако большую часть советского этапа развития в МС доминировала подсистема управ-ления, нацеленная, главным образом, на беспрекословное следование «воли партии и народа», что снижало эмерджентность системы, эффек-тивность функционирования ее подсистем права, информатизации и обеспечения.

Задание 2

Анализ факторов, влияющих на миграционную систему России
Под фактором в общем смысле слова понимается «момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении», а под условием - «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; требование, предъявляемое одной из договаривающейся сторон; правила, уста-новленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; данные, требования, из которых следует исходить».
Одни авторы под факторами миграции подразумевают: «всю сово-купность социальных условий, в которых протекает данный процесс и которые оказывают заметное влияние на его объем, интенсивность, на-правления, каналы и другие параметры»; «некую совокупность условий и обстоятельств, которые благодаря особому сочетанию и взаимодействию влияют на территориальную подвижность населения; условия всегда богаче, шире и многообразнее, чем факторы»; «быть или не быть тому или иному компоненту окружающих человека условий фактором миграции, всецело зависит от природы конкретных явлений и процессов; зависимость миграции населения от условий, ее порождающих, складывается в последовательности: условия - факторы - причины -явление».
Другие авторы классифицируют факторы миграции населения, вы-деляя среди них объективные (территориальные различия в значимых для человека условиях жизни) и субъективные (особенности структуры личности – потребности, интересы, стремления, ценностные ориентации, - обусловливающие дифференциацию решений, принимаемых в одних и тех же условиях разными индивидами или группами).
Однако для оценки влияния групп факторов на систему важно определиться с совокупным влиянием на нее каждого фактора. Отсюда значимость определения связей взаимодействия между факторами и их со-вокупностью, что является источником их противоречивого развития в своей подсистеме и в контуре функционирования МС. Для оценки взаимосвязи групп факторов по выделенным их показателям избран корреляционный анализ и установлено:
подсистема управления - менее связаны между собой (5), но по ко-личеству корреляционных связей (8) с другими подсистемами эти факторы наиболее представительны. Самыми значимыми оказались такие факторы, как: наличие концепции развития МС РФ (1); государственное регулирование миграционной политики (2), а также состояние руководства миграционной деятельностью (3). Менее значимы: организация взаимодействия с федеральными органами власти (8), сбалансированность функционирования подсистем МС (7), готовность и профессиональная пригодность персонала МС (6);
подсистема права - менее взаимосвязаны между собой (6), но по количеству корреляционных связей (7) с другими подсистемами эти фак-торы достаточно представительны. Наиболее значимы среди них: упре-ждающая готовность правовой основы миграционной деятельности в РФ (1); высокая профессиональная готовность и правовая компетентность персонала (2); учет концептуальных установок федеральных органов власти (3). Менее значимы: установление единых категорий, понятий и терминов (8); стремления, интересы, ценностные ориентации мигрантов, их групп (7); возможность расширения миграционной деятельности (6);
подсистема информатизации - тесно связаны между собой (7), корреляционных связей с другими (4). Наиболее значимыми оказались та-кие факторы, как: понимание и принятие персоналом решений руководящих органов (1); эффективность работы по предупреждению правонарушений (2); автоматизация основных функциональных процессов в МС (3). Менее значимы: возможности внедрения перспективных моделей и технологий (8); информационное сопровождение миграционного процесса (7); психологическое состояние участников миграционного процесса (6);
подсистема обеспечения - тесно связаны между собой (6), корреля-ционных связей с другими (3). Наиболее значимыми оказались такие факторы, как: состояние финансового обеспечения МС (1), состояние научного обеспечения МС (2), состояние трудового обеспечения МС (3). Менее значимы: состояние таможенного обеспечения МС (8); состояние гражданского обеспечения МС (7); состояние муниципального обеспечения МС (6).
Например, неэффективность функционирования системы иммигра-ционного контроля в МС РФ порождает потоки незаконной иммиграции из Китая, Вьетнама, Таджикистана, Украины и других стран, в основном постсоветского пространства. Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции и противоречия в научном, таможенном, жилищном, муниципальном обеспечении МС, в конечном счете, причиняющие серь-езный ущерб состоянию национальной безопасности России. Согласно анализу, далеко не все положения законодательства РФ по МД нашли отражение в соответствующих нормативных и правовых актах субъектов управления.
Это создает дополнительные трудности и препятствия при их прак-тической реализации. Вместе с тем, в работе учитываются результаты ранее проведенных исследований, связанные с анализом действия ос-новных групп факторов на процессы перемещения населения страны.
Можно сделать вывод, что усложнение миграционных процессов в стране было связано со снижением роли общественно организованной формы территориального движения населения и усилением влияния индивидуально-психологических факторов.
В целом исследование факторов, в наибольшей степени влияющих на МС РФ, позволило определить приоритетность каждого фактора в своей группе и степень их ролевого взаимодействия между собой в кон-туре функционирования МС. Такой подход к оценке факторов позволил выявить значимость подсистем в МС. Проведенные расчеты показали, что наибольшее влияние на развитие системы оказывают подсистемы управления и права, затем подсистемы обеспечения и информатизации. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о тесном взаи-модействии между собой факторов, определяющих эффективность функционирования подсистем управления, права и информатизации.
Таким образом, для создания перспективной МС РФ резервным по-тенциалом обладает подсистема обеспечения, функционирующая отно-сительно обособленно от других подсистем, что также является одним из основных источников противоречий и проблем МС.

Выявление закономерных связей в миграционной системе России.
Исходя из того, что научное исследование идет от познания единич-ного, анализа конкретных факторов к общим выводам с выделением среди многообразия миграционных явлений общего, повторяющегося в них, очень важно установить закономерное в развитии МС. С этой целью в ходе историко-правового анализа развития отечественной МС выявлено разнообразие сущности и структуры системы, ее целостность и относительную самостоятельность как системной реальности.
Учитывая, что закономерности МС как комплексное выражение в ней наиболее существенных связей и отношений являются предметом истории права, представляется необходимым вначале рассмотреть об-щемировые закономерности миграции населения. Это обусловлено на-личием сложившихся мировых миграционных центров (ММЦ), притя-гивающих мигрантов: Австралии, Ближнего Востока, Западной Европы, Канады, США, государств Юго-Восточной Азии, формирующих совре-менную геомиграционную ситуацию, существенно влияющую на на-правленность международной миграционной политики.
При этом под миграционной политикой понимается совокупность законодательных актов, международных соглашений и социальных мер по регулированию миграционных потоков для противодействия факторам, вызывающим нежелательную миграцию. Вместе с тем, по мнению Ж.А. Зайончковской, «стратегическая миграционная политика РФ - это иммиграционная политика».
Основными общемировыми закономерностями миграции населения являются: увеличение масштабов международной миграции, ее глоба-лизация; рост экспорта и импорта иностранной рабочей силы; увеличение среди мигрирующих доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации; рост нелегальной миграции; увеличение вынужденных мигрантов.
Установлено, что увеличение масштабов миграции характеризует глобализацию международной миграции. Для разработки международных стандартов и совершенствования миграционной политики создана Глобальная комиссия по международной миграции. По заключению Генерального секретаря ООН, «в отсутствии иммиграции население 25 стран ЕС сократится с 450 до 400 млн. в 2050 г.». Рост экспорта и им-порта иностранной рабочей силы обусловливает становление мирового рынка труда, который в конце XX века насчитывал более 45 млн. трудя-щихся мигрантов.
Наибольшую тревогу в России вызывает увеличение среди мигран-тов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной ква-лификации. Так, в 1989-2001 гг. число работающих в сфере науки в Рос-сийской Федерации сократилось более чем втрое (с 2,3 до 0,7 млн. чело-век), а уехали работать за границу не менее 100 тыс. ученых ключевых областей науки - математики, физики, химии, биологии. Причем уехали в основном молодые ученые в возрасте 35-45 лет. .................


Задание 3

Тест 1
Задачи ФМС России:
А. Служба реализует 7 основных задач
Б. Служба реализует 12 основных задач
В. Служба реализует 8 основных задач
Г. Служба реализует 6 основных задач
Д. Служба реализует свои полномочия в сфере миграции

Основными задачами ФМС России являются:
1) реализация общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
1.1) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
1.2) производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;
2) осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;
3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
4.1) осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
5) разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
6) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
7) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
8) управление территориальными органами ФМС России, ее загранаппаратом, а также иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач .

Тест 2
Вертикаль управления миграционной системой России:
А. Президент-Правительство-МВД-ФМС-терорганы ФМС
Б. Президент-Правительство-ФМС-ф/округа -терорганы ФМС-паспортные столы
В. Президент-Совет Безопасности – Правительство – МВД – ФМС - терорганы ФМС - подразделения по делам миграции
Г. Президент-Правительство-МВД-ФМС-терорганы ФМС-ПИК
Д. Правительство-МЗСР-МВД-ФМС-терорганы-паспортно-визовые подразделения


Вподсистеме управления административно-правовое регулирование миграционных процессов является прерогативой деятельности президентской и исполнительной ветвей власти, образующих иерархи-ческий, вертикальный уровень управления: Президент РФ, Правительство РФ, МВД, ФМС, территориальные органы ФМС РФ, местные тер-риториальные образования.
При этом вертикальный уровень управления образуют подсистемы:
международная - МОМ, УВКБ ООН, МОТ и др.
федеральная - Президент РФ, МВД России, ФМС. Основное функциональное предназначение федеральной подсистемы состоит в административно-правовом регулировании миграционной политики, разработке и утверждении федеральных программ и других проектов для регулирования миграционной деятельности в интересах роста численности населения и трудовых ресурсов, реализации интеллектуального и трудового потенциала мигрантов при соблюдении принципов национальной безопасности России;
региональная – территориальные органы ФМС РФ. Основное функциональное предназначение региональной подсистемы состоит в формировании региональной миграционной политики в соответствии с федеральной миграционной политикой, с учетом особенностей региональ-ной миграционной обстановки в интересах прогрессивного экономического и демографического развития субъектов РФ;
ведомственная - департаменты, управления и отделы ФМС. Основное функциональное предназначение ведомственной подсистемы состоит в формировании ведомственных стандартов в административно-правовой, информационно-правовой и обеспечивающей областях миграционной деятельности для реализации международной, федеральной и региональной политики в интересах эффективного функционирования МС РФ;
местного самоуправления - (ГОВД, РОВД). Основное функциональное предназначение местной подсистемы состоит в контроле за соблюдением различными категориями мигрантов установленных правовых норм поведения; предупреждение правонарушений среди участников миграционного процесса, регулирование миграционной деятельности в своей территориальной зоне.

Список используемой литературы

1. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 30 мая, 24 июля, 6 сентября, 7, 14 октября, 3, 25, 31 декабря 2008 г. Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» // Собрании законодательства Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 20 ст. 2290
2. Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р // СЗ РФ. 2003. № 10.
3. Ионцев В.А. Международная миграция населения: Теория и история изучения. М., 1999.
4. Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли / Сост. В.А. Александров М.: Правда, 1990.
5. Кутузов М. Антропоток как системное понятие (Рус. геогр. общ.).Copyright © Рус. Архипелаг. 2003.
6. Миграция и национальная безопасность / Гл. ред. В.А. Ионцев. М.: МАКС Пресс, 2003.
7. Миграция населения. Вып.1-6: Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001.
8. Прудников А.С., Самойлов В.Д. Деятельность Федеральной миграционной службы. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 288 с.
9. Прудникова С.А. Административно-правовое регулирование миграции населения в Российской Федерации: Автореф. дис... кюн. М., 2003.
10. Прудникова Т.А Международно-правовые основы регулирования трудовой миграции: Автореф. дис. …кюн. М., 2007.
11. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). М.: РАН, 2003.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.