На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик НАРУШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: 72.

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра коррекционной педагогики

НАРУШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Курсовая работа по специальности 031800 «Логопедия»

Студентка
43 группы ФППД ХХХХХХХХХХХХХ

Научный руководитель
к. пед. н., доцент кафедры Лариса Валентиновна
коррекционной педагогики Ковригина


НОВОСИБИРСК – 2011
?
Содержание
Введение
Глава 1. Состояние готовности к обучению в школе у детей с общим недоразвитием речи.
1.1. Понятие готовности к обучению грамоте………………………….…
1.2. Структура готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
1.3. Понятие психической и речевой готовности к обучению грамоте
Глава 2. Организация экспериментальной работы по исследованию уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Организация исследования, обоснование и описание методики
2.2. Анализ результатов исследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заключение………………………………………………
Список литературы…………………………………….
?
Введение
Проблема готовности детей к обучению грамоте восходящая своими корнями к трудам Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем возрастной и педагогической психологии. Практически все исследователи дошкольного периода развития имеют свои, часто прямо противоположные, «критериально-ориентированные» представления о его сути и показателях готовности детей к грамоте. Однако до сих пор данное понятие, несмотря на наличие большого количества публикаций, все еще не определено в теоретическом аспекте и недостаточно изучено и идентифицировано в диагностическом плане.
Основная цель работы – изучение формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми.
Предмет исследования – логопедическая работа по формированию готовности к обучению грамоте детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: уровень готовности к обучению грамоте детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотиза: мы предполагаем, что логопедическая работа по формированию готовности к обучению грамоте детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будет эффективной, если использовать специально подобранные дидактические игры.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по формированию готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
2. Составить диагностическую методику обследования уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список используемой литературы.
?
ГЛАВА 1
СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. Понятие готовности к обучению грамоте
Первые попытки обучения грамоте детей шестилетнего возраста были предприняты в 30-е годы Е.И.Тихеевой, Ю.И.Фаусек и другими. Снижение начального возраста обучения с 8 до 7 лет (1943 г) стимулировало обучение шестилетних детей как средства обеспечения преемственности между детским садом и школой [7]. В специальных педагогических исследованиях, в частности, в области логопедии, вопросами разработки проблемы формирования готовности к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи занимались такие специалисты как Каше Г.А., Комаров К.В., Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. и другие.
Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Понятие готовности к обучению, взятое в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, т.е. способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира. Школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей. Усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей.
Более узкое понимание готовности к усвоению грамоты включает целый ряд вопросов о становлении тех процессов и функций в ходе онтогенетического развития ребенка, которые участвуют в формировании письменной речи. Путь становления устной речи, по словам Р.Е.Левиной, «содержит в себе последовательно накапливаемый опыт познавательной работы как в сфере звуковых обобщений, так и в сфере морфологического анализа. Чем лучше обеспечены данные линии речевого развития, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму» [11]. Специфику готовности ребенка к усвоению грамоты составляют сложные процессы, которые формируются в ходе самого обучения чтению и письму. К ассоциативному ряду, включающему слуховой, речедвигательный и зрительный образы слова, добавляются графические навыки, т.е. мышечно-суставное восприятие речи. Для овладения письменной речью необходимы два основных условия: осознание своей речи (в то время как устная речь протекает неосознанно) и произвольное владение ею [13].
Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи.
Проблеме обучения грамоте в педагогике уделяется большое внимание (В.Г.Горецкий, 1985, З.Д.Гольдин, 1997, Л.Е.Журова, 1992, Н.А.Зайцев, 1998, В.А.Кирюшкин, 1985, А.К.Клышко, 1985, Д.Б.Эльконин, 1976 и др.).
Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а с другой, предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности – письменной речи [8].
Выдающийся психолог Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания.
Эффективности же в обучении грамоте, по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: уровня его мышления, восприятия, речи, памяти.
У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы» (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда). Мозг человека, как утверждает Т. Г. Визель, включает в себя клетки, которые ведают «запоминанием и умением использовать буквы».
Таким образом, наиболее благоприятный возраст для начала обучения грамоте – 5 лет, а наиболее оптимальный для обучения чтению – 6 лет [5].
Д.Б.Эльконин считает, что основа обучения грамоте – работа не с буквами, а со звуками человеческой речи, и дает такое определение процесса чтения: «Чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения» [7].
К обучению грамоте следует приступать только после усвоения детьми определенного минимума правильно произносимых (т. е. произносимых плавно, с правильным артикулированием каждого звука и с правильным ударением), понятных детям слов и предложений. Этот необходимый минимум слов и предложений усваивается детьми в первый период обучения. Во второй период обучения продолжается интенсивное накопление слов и предложений, часть из них не только усваивается в произношении, но закрепляется в чтении и письме.
Обучение грамоте в условиях несформированности звуковой стороны речи приводит к затруднениям в овладении как чтением, так и письмом. Необходимо учитывать и то, что несформированным является и грамматический строй речи. Все это заставляет процесс овладения чтением и письмом не только растягивать во времени, но по-иному располагать материал, пользоваться иными методическими приемами, чем в массовой школе [9]. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «Послушай, как поет синичка!». Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно [7].

1.2. Структура готовности к обучению грамоте.....................

?
Заключение
Проблема готовности детей к обучению грамоте – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.
Целью курсовой работы является изучение формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимой для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми.
Все поставленные в начале курсовой работы задачи были выполнены. Была проанализирована вся основная психологическая литература по формированию готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что проблема формирования готовности к обучению грамоте остаётся актуальной и изучена недостаточно. На основе проанализированного материала была составлена методика, в которой предлагались задания, традиционно используемые в обследовании для оценки уровня готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Критерии готовности или неготовности к обучению грамоте связаны с психологической и речевой особенностью ребенка.
Было выявлено, что большинство детей показали средний уровень, а некоторые дети – низкий уровень готовности к овладению грамотой, который характеризуется недостаточной сформированностью навыков фонематического анализа, синтеза и восприятия; мышления, воображения, бедностью словаря; недостаточной развернутостью и связностью речи. Таким образом, в ходе работы были получены данные о том, что в старшем дошкольном возрасте не все дети готовы к овладению грамотой.
?
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
3. Венгер, Л.А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6т. Т. 2. М., 1982.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т-3. Проблемы развития психики. /Л.С. Выготский — М., 1983.
6. Гейци, Э.Д. Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста. /Э.Д. Гейци – Новосибирск, 2006.
7. Исследование психо-педагогических и медико-гигиенических проблем обучения детей 6-летнего возраста в общеобразовательных школах и детсадах. /под ред. В.С. Грибов. – М., 1983.
8. Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец. – М.:Учпедгиз, 1953. – 370 .
9. Каше, Г.А. Обучение произношению и подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. /Г.А. Каше. //Пособие для логопедов. – М., 1985.
10. Корнев, А.Н. Нарушения письма и чтения у детей: Учебно-методическое пособие. /А.Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 1997.
11. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алапиков). /Р.Е. Левина – М., 1951.
12. Немов, Р.С. Психология : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. Общие основы психологии /Р.С. Немов. – 3-е изд. – М. : Гуианит. изд. центр ВЛАДОС. – 1кн. – 1997. – 688 с.
13. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. /И.Н. Садовникова. — М.: Владос, 1997.
14. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. /Р.Д Тригер. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2000.
15. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : учеб. пособие для дефектол. фак., практ. работников спец. учреждений, воспитателей дет. садов и родителей /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина ; Моск. гос. заоч. пед. ин-т. — М.:Альфа, 1994. – 103 с.
16. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1988.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.