На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сознание, его происхождение и сущность

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Философия. Добавлен: 12.04.2012. Сдан: 2005. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ СПО Йошкар-Олинский строительный техникум

РЕФЕРАТ
По предмету: Философия
на тему:
Сознание, его происхождение и сущность


Выполнил: студент гр. ЗЮ-34
Проверил: преподаватель Королева Н.Л.


г. Йошкар-Ола
2005 год


План

1. Происхождение человека и его сознания
2. Что такое отражение
3. Сознание и мозг
4. Сущность и активность сознания
5. Сознание и кибернетика
Список использованной литературы


1 Происхождение человека и его сознания
Человек неисчислимыми нитями родства связан с животным миром. Eго породил животный мир. По многим анатомно-физиологическим признакам шимпанзе больше напоминает человека, поэтому его называют чело-векообразной обезьяной. Рост шимпанзе - 1,4 - 1,5 м, вес - 50 - 60 кг. У него нет хвоста. Строение головного мозга тоже приближает шимпанзе человеку. У человека и обезьян во внешнем облике и во внутреннем строении есть много общих признаков, которые подтверждают, что люди эти черты унаследовали от животных предков. Например, у человека, как у обезьян, волосы на руке от плеча и от кисти направлены к локтю. Кожные узоры на ладонях и подошвах человека поразительно похожи на обезьяньи. А если взглянуть на ногти, то обнаруживаем удивительное сходство.
Наблюдается много общего и в процессе их жизненного цикла. После 8-9 месяцев внутриутробного развития у человекообразных обезьян рождается детеныш весом около 2 кг. До 5-6 месяцев детеныш беспомощен и еще долго питается молоком матери. У него, как у ребенка, 20 молочных зубов, которые к 12-15 годам заменяются 32 постоянными, половое созревание наступает в возрасте 8-12 лет, а у самцов позже. У человекообразных обезьян те же, присущие и человеку четыре группы крови. 18 общих видов наружных и внутренних паразитов, которые у других млекопитающих не встречаются. Все это свидетельствует о тонком биохимическом родстве человека с обезьянами.
Большие изменения поверхности материков и ландшафтов, климата заставили предков человека осваивать наземный образ жизни. Первым шагом на пути перехода от обезьяноподобного предка к человеку было осваивание прямой походки, изменяются функции передних конечностей. Они стали совершенствоваться, так постепенно развиваются человеческие руки. Условия жизни оказались менее благоприятными, чем в лесах. Пищи было меньше и добывать ее было гораздо сложнее. В борьбе за существование они начали пользоваться предметами, пригодными для добывания пищи и защиты от хищников. Этот был путь к очеловечиванию. Употребление таких «орудий» сделалось у наших двуногих предков систематическим, привычным занятием и хорошо помогало им в борьбе за жизнь. Появились первоначальные трудовые действия, то есть в их руках оказывались уже настоящие, специально сделанные орудия, хотя очень простые. Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» создал трудовую теорию происхождения человека В ее основе лежит глубокая вера о том, что именно трудовая деятельность сформировала человека, то есть труд создал самого человека.
Овладение огнем - огромное достижение древнейших людей, которое помогло им преодолеть многие трудности существования. Огонь согревал, появилась возможность употреблять вареное мясо. Мясная пища богата важными питательными веществами, которых не содержат растения. Она укрепляла организм древнейших людей, способствовала лучшей работе их головного мозга и развитию умственных способностей. В процессе становления человеческого рода объектом отбора стала не только физическая сила, но и развитие мозга. Этот процесс отбора затрагивал прежде всего умственные способности первобытных людей, так как группы людей с более развитым мозгом получили решительное преимущество. Их потомки быстро вытеснили представителей оставшихся групп.
Неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовалась, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим. Так возникает членораздельная речь. Но этому предшествовала «долгая» история. Вся совокупность суровых условий жизни, коллективная деятельность первобытных людей во время охоты, защиты от врагов, изготовление и применение орудий труда, добывания и использования огня и т.п. требовали определенного согласования и распределения трудовых функций между людьми. Выполнение этих функций создавало жестокую не-обходимость и потребность что-то сказать друг другу и постепенно возникает соответствующий орган речи.
Язык также древен, как и сознание. Сознание возникает одновременно с речью. Например, пока у ребенка нет речи, у него нет и сознания. У животных нет сознания и языка равного человеческому. То немногое, что животные умеют сообщать друг другу, может быть сообщено без речи. Например, тело пчел покрыто буквально лесом чувствительных волосков и клеток, благодаря которым пчела быстро обнаруживает корм, улавливает перемену погоды, реагирует на потребности семьи. Важнейшее средство общения между пчелами - особое телодвижение на сотах, так называемые «танцы». Действительно, в этих движениях, как в настоящем танце, ест ритм, какие-то определенные фигуры, довольно четкие повороты, пробеги, круже-ния. Танцующая пчела такими движениями передает своим сестрам определенную информацию. Однако все эти средства сигнализации принципиально отличаются от человеческой речи.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Происхождению речи человека предшествовал длительный период развития. И в объяснении этого явления существуют различные теории. Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма, то есть совершенствованием органов чувств, речевого аппарата и мозга. Среди биологических теорий наиболее известны две - звукоподражательная и междометная. Звукоподражательная теория объясняет происхождение языка эволюцией органов слуха, воспринимающих крики животных (особенно домашних). Согласно этой теории язык возник как подражание животным.
Междометная (или рефлексная) теория объясняет происхождение языка теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова по этой теории - непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы, которые выражали боль или радость, страх или голод. В дальнейшем эти выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. В данной концепции игнорируются социальные факторы. Биологическая сторона вопроса преувеличивается.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства сыграли особую биологическую основу в формировании сознания и речи человека. Язык жестов и в настоящее время наблюдается у многих племен. Например, у австралийского племени аранда известно около 450 различных жестов, которые не только указывают предметы, но и обозначают общие представления. Вдовам австралийского племени варрамунга запрещается говорить в течение года, Но они, собравшись вместе и молча, ведут оживленный разговор при помощи пальцев и локтей.
Жестикуляция - явление историческое и социальное. Она начинает играть различную роль у разных народов. На протяжении часового разговора, например, мексиканец использует жестикуляцию 180 раз, француз - 120 раз, итальянец - 80, а финн - всего один раз. Русские сдержаны в проявлении своих чувств. Если они начинают активно размахивать руками, то такое речевое поведение часто осуждается как признак невоспитанности.
В ходе эволюции человека звуковой язык совершенствуется, а язык жестов начинает играть вспомогательную роль. Жесты менее удобны, чем звуки. Произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с теми или иными предметами и действиями. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств.
Сознание возникает прежде всего под воздействием трудовой деятельности. Истинно трудовая деятельность человека и возникновение у него сознания начинается с процесса изготовления орудий труда, который знаменует начало целенаправленной, сознательной деятельности человека. Трудовая деятельность способствовала становлению логических форм мышления: анализа и синтеза, суждения и умозаключения. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия.
Человеку недостаточно иметь биологически полноценный мозг, чтобы обладать человеческим сознанием. Он должен еще жить в обществе, в коллективе. Вне коллектива, семьи, общества нет и человеческого мышления. Он возникает как результат жизни людей в обществе. Вне общества не может быть сознания, точно также не может быть и речи, языка. Лишь в процессе труда человек все глубже и глубже отражает в своем сознании предметы, сравнивает их между собою, подмечает общие признаки, их различие, получает определенные понятия. Формирование человека обусловлено той общей социальной средой, в которой он живет и трудится. Социальная среда - это все то, что окружает человека в его жизни. Человек, в отличие от животных, живет в особой среде, какой является общество. Человека нельзя рассматривать изолировано от общества, от среды, в которой он живет. Ребенок, появившись на свет, является человеком и в то же время таковым не является. Он пока человек только в возможности, а станет действительно человеком тогда, когда освоит человеческие условия существования.
Труд и речь явились главными факторами для развития головного мозга первобытных людей, а также их сознания. В течение 10-15 млн. лет длился процесс преобразования обезьяноподобного предка человека в существо, способное производить необходимые средства к жизни, что неразрывно связано с появлением сознания. Наконец, 40-50 тыс. лет тому назад появился собственно человек.
Известно немало фактов, когда малолетние дети выросли вне человеческого общества, так и не приобретая признаков человеческого облика. В настоящее время известны десятки случаев нахождения «диких детей», выращенных волками, медведями и даже самкой леопарда. Все они бегали на четвереньках, питались сырым мясом, не умели говорить, не обладали человеческим разумом. Так, в 1920 году в Индии в волчьем логове были найдены две девочки в возрасте 3-х и 8-ми лет. Меньшую назвали Амалой, старшую – Камалой. Вскоре младшая умерла. Старшая прожила среди людей около девяти лет. В первое время они протяжно выли по-волчьи. Их глаза светились в темноте, ели мясо без помощи рук, лакали воду. Камала выучила всего около 100 слов. Умерла она в 17-летнем возрас-те, достигнув уровня развития 4-летнего ребенка. Здесь возникает такой вопрос: почему мышление у них так отстало? Чтобы обладать человеческим сознанием при наличии биологически полноценного мозга, человек должен жить в обществе, в семье, коллективе.


2 Что такое отражение
Миллионы лет назад на нашей Земле была только неживая природа и не было никаких живых организмов. Затем возникла жизнь, появились растения и животные. Возникновение жизни на Земле - новая ступень в развитии материи, которая явилась более сложной по своему строению и приобрела особые свойства. Одним из них стало такое свойство, как раздражительность, то есть способность реагировать на внешние раздражения. Такие свойства имеются у растений. Например, если прикоснуться к мимозе, она свернет свои лепестки. Реагируют на внешние раздражения даже простейшие животные: амеба и различные одноклеточные растения и животные. Отражение является всеобщим свойством материи. Оно связано с тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения, которые выступают в виде определенного «следа», который фиксирует эти воздействия. Например, некоторые окаменелости отчетливо хранят отпечатки древнейших рыб и растений. На снегу остаются следы на шей обуви. Каждый из нас наблюдал, как растения своеобразно реагируют на холод и тепло. Цветы весьма тонко «чувствуют» влияние прохлады вечером или ночью, в холодную и теплую погоду.
При дальнейшем развитии органического мира на Земле появились животные с более сложным строением, которые стали обладать чувствительностью. Чувствительность — это более высокая форма отражения внешнего мира, которая является свойством нервной системы животных. Органы чувств - это «аппараты», служащие для отражения, для информирования организма об изменениях в окружающей среде или внутри самого организма. Чем большего развития достигают нервная система и мозг животного, тем более высокий у него и уровень психики. Наибольшего развития она достигла у человека.............


Список использованной литературы
1. Бердяев Н.А. Самосознание. М., 1963.
2. Введение в философию. М., 1991. Ч. 1
3. Ведин И.Ф. Бытие человека. Деятельность и смысл. Рига, 1987.
17. Пекелис В.Д. Твои возможности человек. М., 1986.
18. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.
19. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1983.
20. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.