На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности государственного регулирования рыночной экономики в России

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 16.04.2012. Сдан: 2010. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ В г БАРНАУЛЕ


КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА


КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
На тему: «Государственное регулирование рыночной экономики»

Исполнитель:
Факультет: менеджмента и маркетинга
Группа
№ зачетной книжки
Руководитель:


БАРНАУЛ 2010

Содержание
Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 4
2. Основные направления и методы регулирования государством
рыночных экономик 9
3. Главные отличия государственного регулирования в России
от развитых рыночных экономик 14
Заключение 21
КТЗ-I 23
Что из перечисленного относится к экономическим функциям государства?
А. Развитие системы образования;
Б. Осуществление перераспределения доходов;
В. Поддержка предпринимательства;
Г. Создание системы обороны государства.
КТЗ-II
Меры (методы) экономической политики включают:
А. Запрет;
Б. Разработку и реализацию комплексных программ;
В. Принуждение;
Г. Стимулирование.
Список литературы 24

Введение
Сегодня имеет место тенденция к постоянному расширению регулирующей и контролирующей роли государства в управлении рыночной экономикой. Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на рыночную экономику. Поиск наиболее благоприятных форм и методов регулирования рыночной экономики – основная задача государства. Ведь именно от этих форм и методов государственного регулирования рыночной экономики зависит экономическое развитие любой страны.
В настоящее время происходящая в России глубокая социально-экономическая трансформация поставила комплекс теоретических и практических вопросов о государственном регулировании рыночной экономики. Политические и экономические изменения в российском обществе за последние годы привели к необходимости формирования нового подхода к оценке роли государства и его функций. Правильное использование методов регулирования рыночной экономики в обозримом будущем поможет создать современную экономическую систему в нашей стране, обеспечивающую динамическое развитие и повышение благосостояния народа.
Объектом курсовой работы является - Российская экономика, а предметом - государственное регулирование экономики.
Цель: выявить особенности государственного регулирования экономики в России.
Задачи:
1 Обосновать необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы;
2 Изучить основные направления и методы регулирования государством рыночных экономик;
3 Найти отличия государственного регулирования в России от развитых рыночных экономик.
1 Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы
Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит от организации государственного управления, поэтому бессмысленно отрицать роль государства
в современной российской экономике. Вопрос состоит только в том, первостепенной или второстепенной эта роль должна быть.[2. с. 98]
Рассмотрим границы необходимого вмешательства государства
в экономику. Прежде всего, это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.
1. Правильная организация денежного обращения.
2. Предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и так далее. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
3. Устранение государством последствий внешних эффектов.
В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения
и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции, выполняемые государством, по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо
в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. [4. с. 75]
Кратко обозначим эти сферы:
- Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка.
Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться
в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.
Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы
и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
- Конкуренция служит основным регулирующим механизмом
в экономике. При конкуренции индивидуальные производители
и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и, в конечном счете, банкротство.
Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.
Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места................



Заключение
Итак, государственное вмешательство в рыночную экономику необходимо в тех сферах, в которых механизм рынка не в состоянии устранить различные последствия внешних эффектов либо несправедливостей самой рыночной системы. Этих сфер с развитием экономики становилось все больше, и тем сложнее становились формы государственного вмешательства в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа производства формы вмешательства государства приобрели настолько сложный вид, что рассмотреть все последствия экономической деятельности государства невозможно. Тем
не менее, существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо, это перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенный характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики, кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов.
К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование экспорта, импорта и так далее. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Главной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям. Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики – основы рыночного хозяйства, а значит и всей страны.
Что касается Российской Федерации, то здесь в условиях переходной экономики исключительно важное значение приобретают системофор-мирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящии функции государства. Именно от их реализации зависят создание инфраструктуры рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования и воспроизводства. Сегодня в России необходимо использовать следующие меры государственного регулирования:
1 Активизация инновационной деятельности в народном хозяйстве. Основой национальной инновационной политики должно являться поддержка отечественной науки и производства.
2 Структурные трансформации. Структурные сдвиги должны быть направлены как в сторону менее ресурсоемких отраслей и секторов, так и мер, обеспечивающих повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики. Задача обеспечения структурных сдвигов требует принятия мер уже в настоящее время, т.к. не может быть решена в короткие сроки и является приоритетным направлением в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
3 Стимулирование инвестиций. Скачкообразное наращивание объемов и улучшение структуры инвестирования народного хозяйства – залог быстрого и качественного экономического роста. Для ускоренного экономического роста требуется порядком больший, нежели нынешний объем инвестиций.
Поэтому одна из главных задач, стоящих сейчас перед Российским государством, заключается в поиске наиболее благоприятных форм и методов регулирования рыночной экономики. Ведь именно от этих форм и методов государственного регулирования рыночной экономики зависит экономическое развитие любой страны.
КТЗ-I
Что из перечисленного относится к экономическим функциям государства?
А. Развитие системы образования;
Б. Осуществление перераспределения доходов;
В. Поддержка предпринимательства;
Г. Создание системы обороны государства.
Правильный ответ: Б, В
Первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д.

КТЗ-II
Меры (методы) экономической политики включают:
А. Запрет;
Б. Разработку и реализацию комплексных программ;
В. Принуждение;
Г. Стимулирование.
Правильный ответ: А, В, Г. это меры по разрешению, запрету или ограничению деятельности экономических субъектов, например, монополий. К методам экономической политики относится бюджетное, налоговое, кредитно-денежное регулирование. Для экономического воздействия государству необходимы значительные финансовые ресурсы, которые формируются в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Еще одним направлением бюджетной политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов, в результате которых образуется госбюджет. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее.

Список использованной литературы

1. Бабинцева Н.С. Некоторые новые подходы в экономической теории. - М.: Норма, 2006 г.
2. Кочетков А.А. Основы экономической теории. - М.: Велби, 2006 г.
3. Лобкович Э.И., Плотницкий М.И. Основы экономической теории. - СПб.: Бизнес-центр, 2006 г.
4. Николаева И.П. Экономическая теория. - М.: КноРус, 2006 г.
5. Романова Е.В. Экономическая теория. - М.: Экзамен, 2005 г.
6. Тамбовцев В.Л. Введение в экономическую теорию. - М.: Инфра-М, 2006 г.
7. Бессонов В.К., Изряднова О.А. Структурные сдвиги в российской экономике // Вопросы экономики. 2006. №8.
8. Иларионов А.Н. Основные тенденции и итоги социально-экономического развития России // Российская газета. 2007. №6.
9. Кузнецов В.П. Особенности функционирования рыночной экономики в России // Экономист. 2006 г. № 11.
10. Рогов В.А. Современное состояние экономики России // Эксперт, 2007 г. № 9.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.