На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологическая готовность к материнству, у женщин 25-30 лет

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 17.04.2012. Сдан: 2009. Страниц: 81. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Российский Государственный Педагогический Университет
им. А.И.Герцена

Психолого-педагогический факультет
Кафедра


Дипломный проект на тему:

«Психологическая готовность к материнству,
у женщин 25-30 лет»


Работу выполнила:
студентка 6 курса, гр.35С
ХХХХХХХХХХХ

Научный руководитель — Баканова А.А.
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологической помощи

Санкт-Петербург 2009


Содержание
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности к материнству 7
1.1. Понятие психологической готовности в современной психологической науке 7
1.2. Понятие материнства в современных науках 27
Глава 2. Исследование психологической готовности к материнству, у женщин 25-30 лет 38
2.1. Гипотеза, объект и предмет исследования, цели, задачи. 38
2.2. Методы и методики исследования. 39
2.3. Описание выборки 45
2.4. Результаты и их анализ 47
2.4.1. Характер благополучия испытуемых 47
2.4.2. Характер готовности к материнству испытуемых 52
Литература 68
Приложение 71

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы «психологическая готовность к материнству у женщин 25-30 лет» является одной из наиболее актуальных для современной России.
Актуальность. Смысл жизни всего человечества в самореализации, в самопознании и безусловно в передаче всего этого своим потомкам — реализуя эту возможность мужчины и женщины создают семейные пары и рожают детей. Но в современном мире неуклонно все несколько видоизменяется: молодые люди нередко имеют ценности и стремления, смещенные в сторону обеспечения себя материальными благами, в списке которых наличия семьи и, тем более, детей места нет.
И не смотря на политику государства, поддерживающую рождаемость, в нашей стране продолжается острое ухудшение демографической ситуации
А между тем, репродуктивный возраст человека ограничен. Чем старше человек, тем больше появляется факторов, препятствующих деторождению, в основном заключающихся в ухудшении здоровья. При этом здоровье женщины – главный фактор, который влияет на процесс беременности и возможность родить здорового ребенка.
Однако понятие «материнство» включает в себя очень много психологических факторов. Именно поэтому изучение этого феномена становится все более популярным как в теоретическом, так и в прикладном аспектах в настоящее время.
Поток современных исследований в области психологии материнства и смежных проблем отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. Если обобщать имеющиеся направление исследований, то можно обнаружить, что материнство, как псхосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины.
Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей (Титаренко В.Я., Мытиль А. и др.). Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины – этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. Отечественные и зарубежные исследователи считают, что несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии.
В тоже время изучение психологии материнства остается одной из малоразработанных наукой областей. Изучение готовности к материнству только в последние годы набирает обороты, ведется в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних. В своей работе я бы хотела рассмотреть один из этих аспектов, а именно фактор, который увеличивается во всем мире с каждым годом - возраст женщины становящейся матерью впервые.
Цель данной работы: изучит особенности психологической готовности к материнству женщин в возрасте 25-30 лет.
Гипотеза состоит в том, что существует некий процент женщин в возрасте 25-30 лет, которые при благополучии в материальной, социальной и семейной сферах — по каким-либо причинам откладывают рождения детей. Как правило, чаще всего как аргумент приводится причина «я не уверена в завтрашнем дне» - что в более развернутом виде чаще звучит как: «я не уверена что смогу сейчас дать ребенку все, что я хотела бы ему дать, как с материальной точки зрения, так и с морально-эмоциональной».
Для достижения цели работы и проверки (подтверждения или опровержения) выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. На основании теоретического анализа тематической литературы систематизировать знания о проблемах психологической готовности к материнству.
2. Исследовать психологическую готовность к материнству, у женщин 25-30 лет.
3. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
В работе использованы следующие методы исследования:
 монографический (теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы);
 анкетирование.
 тестировние.
Теоретическая значимость исследования заключается в представлении и особенностях психологической структуры образа матери. Представлений о функциях материнства в развитие личности женщины.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при проведении консультационной работы с женщинами, психологически неготовыми к материнству по тем или иным причинам.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической готовности к материнству
1.1. Понятие психологической готовности в современной психологической науке

Проблема психологической готовности рассматривается в отечественной психологической науке с конца 50-х — начала 60-х годов прошедшего века.
А.Н.Леонтьев в 1948 году предложил понятие «психологическая готовность», где одним из компонентов готовности указал развитие способности управления собственным поведением.
Б.Г. Ананьев и С.Л. Рубинштейн определяли его сущность как наличие способностей, А.В. Веденов как отношение, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович как особое психическое состояние личности, в концепции Д.Н. Узнадзе через готовность определяется установка.
В литературе содержатся различные трактовки и определения понятия психологическая готовность, что часто связано со спецификой рассматриваемой деятельности в каждом конкретном случае.
Можно выделить два основных подхода к трактовке понятия «психологической готовности» человека, функциональный и личностный. Первый рассматривает это понятие в контексте активного взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, второй подход рассматривает его как неотъемлемый и существенный компонент развития личности.
Определение сущности данного психологического феномена неоднозначно в силу несовпадения теоретических позиций исследователей и специфики деятельности, в контексте которой он рассматривается.
В формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту. Вне мотива невозможно осуществление ни одной деятельности.
А.С. Мельничук считает, что наличие мотивационной готовности не может свидетельствовать о наличии у субъекта психологической готовности к деятельности. Согласно Г.Г. Филипповой, мотивационная основа материнского поведения формируется на протяжении всей жизни женщины под влиянием как благоприятных, так и неблагоприятных факторов.
Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве (К.К. Платонов, М.А. Котик, В.А. Сосновский,Р.Д. Санжаева, Л.И. Захарова и другие).
Психологическая готовность — психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности.
Объединяющим моментом перечисленных исследований является определение понятия готовности как особого состояния.
В исследованиях Н. Д. Левитова, В. Н. Мясищева, А. Ц. Пуни психическое состояние трактуется, прежде всего, как целостное проявление личности, занимающее как бы промежуточное место между психическими процессами и свойствами личности, образующее функциональный уровень, на фоне которого развиваются эти процессы.............

Заключение
Материнство - основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка.
Одной из определяющей чертой готовности женщины к материнству должна быть общая личностная зрелость. А так же способность к принятию решений и ответственности, прочная привязанность, отсутствие зависимостей. Женщина должна иметь такие личностные качества необходимые для эффективного материнства как; способность к совместной деятельности, творческие способности, интерес к развитию другой личности, интерес к деятельности выращивания и воспитания, умение получать удовольствие. Очень важен адекватный стиль эмоционального взаимодействия с ребенком, операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками такими как уверенность, бережность, ласковость движений. Все эти качества матери необходимы для воспитания целостной личности ребенка.
Психологическая готовность к материнству не является прижизненной психологической данностью женщины, а проходит длительный индивидуальный путь становления, имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы.
Материнство и психологическая готовность к нему представляет собой результат интериоризации общественных представлений и определяется конкретно-средовыми и социально-психологическими условиями жизни и развития женщины.
Итак, психологическая готовность к материнству (вне зависимости от опыта) положительно связана с выраженной компетентностью во времени; со стремлением к сохранению личного психологического пространства; с выбором стратегий самоактуализации, не противоречащих логике конкретного этапа развития материнства.
Психологическая неготовность к материнству связана с низким уровенем проявления женского начала ; дискретным восприятием своей жизни; активным стремлением к сохранению личного психологического пространства и его элементов; стремлением к самоактуализации вне ситуации развития собственного материнства; наличием конфликта между ценностями материнской сферы и ценностями из других сфер.
Как показало эмпирическое исследование среди женщин репродуктивного возраста психологическая неготовность к материнству – достаточно распространенное явление. При этом таким женщинам характерно объяснять нежелание рождения ребенка в данный момент причинами, не связанными с реальным ощущением неготовности стать матерью. Чаще всего как аргумент приводится причина «я не уверена в завтрашнем дне» - что в более развернутом виде чаще звучит как: «я не уверена что смогу сейчас дать ребенку все, что я хотела бы ему дать, как с материальной точки зрения, так и с морально-эмоциональной».
Исследование также позволило утверждать верность гипотезы, выдвинутой в начале исследования: среди женщин в возрасте 25-30 лет имеются такие, которые при благополучии в материальной, социальной и семейной сферах — по субъективным причинам откладывают рождение детей. Истинная же причина переноса срока рождения ребенка на более позднее время — психологическая неготовность.
Безусловно, такое состояние необходимо преодолевать, поскольку наносит вред как самой женщине, так и обществу. Особенную психологическую опасность психологическая неготовность к материнству составляет в ситуации, когда ребенок у такой женщины уже родился, когда отношение матери к ребенку имеет огромное влияние на развитие малыша.
Формирование же психологической готовности к материнству необходимо закладывать еще в период детства. Ранний коммуникативный опыт, будущая мать получает в общении с близкими взрослыми. Если родители ласковы, общение с ними оставляет в памяти женщины яркий след, если была сильная привязанность к матери или другим родственникам, значит, в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел.
Большое значение в становлении родительского поведения также имеет общение со сверстниками, старшими и младшими детьми, когда общение со сверстниками проходит путь своего становления по мере преобразования объектного отношения к другому ребенку в субъектное. В этот период особенно важным является опыт, приобретаемый будущей матерью в играх с куклами, в «дочки-матери». О характере этого опыта можно судить по воспоминаниям будущей матери о любимых играх и игрушках, по наличию у нее предпочтений к детям того или иного возраста.
Также безусловно важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения ребенка. В это время в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, актуально подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему собственному конкретному еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Преодоление психологической неготовности женщины, уже находящейся в период беременности может быть реализовано с помощью тренинга (например, приложение 2).
Разумеется, это не все условия, которые необходимо соблюдать для адекватного возрасту формирования психологической готовности к материнству у женщины. Но изучение условий ее формирования не входит в цели нашего исследования, поэтому в работе мы только коснулись этого аспекта.
В целом же, подводя итог работы отметим, что цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза, выдвинутая нами, подтверждена. Изложенные в работе теоретические и эмпирические выводы способствуют развитию дальнейших исследований в области психологической готовности к материнству у женщин. В качестве более углубленного изучения проблемы может стать исследование формирования готовности к материнству женщин других возрастных периодов, изучение психологической готовности к материнству в ее связи с физиологическим компонентом, сравнение психологической готовности к материнству женщин имеющих и неимеющих детей.















Литература
1. Батуев А.С. Психофизиолгичекие доминанты материнства. //Психология сегодня.-1996.-вып.4.-с.69-70.
2. Бойко В.В. Малодетная семья.- М.:Пр.1988.
3. Большой толковый социологический словарь (пер. с англ.). В 2 т. Т. 1. - М.: Вече ACT, 1999. - С. 248.
4. Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для ВУЗов.-М.:Акадкмия,2002.
5. Брутман В.И., Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью.//Психология сегодня.-вып.4.-1996.-с.150-151.
6. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.С. Некоторые результаты социологического обследжования женщин, отказавшихся от своих новорождённых детей.//Вопросы психологии.-1994.-№5.-с.24-27.
7. Брутман В.И. Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период беременности//Вопросы психологии.-1997.- №7.-с.38-47.
8. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю.Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии.-2002.-№1.-с.59-69, №3.-с.109-117.
9. Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта/Пер. с англ. М.И. Завалова. - М.: Независимая фирма "Класс", 2004 . - 208 с.
10. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., 2000
11. Дружинин В. Н. Психология семьи. - Екатеринбург: 2000. - 3-е изд. испр. и доп. - 208 с.
12. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России//Социс.-2000.-№11.
13. Кораблина Е.П. Становление личности женщины. Психологическая проблема самореализации личности. - СПб., 1997.
14. Кораблина Е.П. Женщина в мире экзистенциальных проблем. - СПб.,1997.
15. Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2000
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат. 1970.
17. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. К.:ВГГУ,2004.
18. Матвеева Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества».-Москва-Нью-Йорк.:2004.
19. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии.-2002.-№5.-с.18-27.
20. Минюрова С.А. Тетерлева Е.А Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал.-2002.-№5.-с.63-75.
21. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Издательство Института Психологии, 2003. - 319 с.
22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М.:1984.
23. Психология.Словарь. / под общей редакцией А.В. Петровского / Политиздат, 1990
24. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 192 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989 г.
26. Сборник психологических тестов / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.
27. Скоромная Ю.Е. Рождение ребенка как фактор изменения отношений между мужчиной и женщиной // Педагогика и психология ХХI века: Материалы 3 межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, 12 апреля 2002 г., Москва. – М., 2003. – С. 67-69.
28. Скоромная Ю.Е. Психологическая готовность беременных женщин к материнству. – М.: МОСУ, 2002. – 100 с.
29. Скоромная Ю.Е. Генезис развития родительской установки // Психология и жизнь: Международный сборник научных трудов. – М.: МОСУ, РАГС, РПО, 2001. – Вып.3. – С. 284-293.
30. Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет//Вопросы психологии.-2004.-№2.-с.15-19.
31. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе//Психология сегодня.-вып.3.-1996.-с..36-38.
32. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002.
33. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопросы психологии.-2001.-№2.-с.22-37.
34. Филиппова Г.Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнк//Cемья и школа.-2003.-№2.-с.7-9.Филиппова Г.Г. Сравнительно-психологический подход //Психологический журнал.-1999.-№5.-с.81-88.
35. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность//Человек.-1993.-№6.-с.24-37.
36. Яковлева А. Психологическая готовность юношей и девушек к отделению от родителей// Дипломный проект под рук. Васильевой С.В. – С.Пб – 2008
37. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1999 г.
Приложение
Приложение 1.
Тест-опросник удовлетворенности браком
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семей¬ной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.
а) верно;
б) не уверен;
в) неверно................




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.