Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности картины мира младших школьников в норме и при отклонениях

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.04.2012. Сдан: 2009. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………………....2
Глава 1 Теоретические основы формирования целостной картины мира
1.1. Становление биологической картины мира……………………………………........6
1.2. Понятие мировоззрения и его структура…………………………………………..13
1.3. Особенности формирования биологической картины мира у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………....18
1.4. Анализ содержания естественнонаучного образования младшего школьника в разных системах обучения………………………………………………………………26
Глава 2 «Картина мира» и ее роль в формировании мировоззрения
2.1 Исследование картины мира у младших школьников в норме и при отклонениях в развитии…………………………………………………………………………………28
2.2. Организация и проведение исследования ………………………………………....37
2.3. Результаты исследования …………………………………………………………..40
2.4 Рекомендации по развитию картины мира младших школьников с отставанием в развитии …………………………………………………………………………………..47
Заключение………………………………………………………………………………..50
Глоссарий…………………………………………………………………………………53
Список литературы……………………………………………………………………….56
Приложения………………………………………………………………………………58

Введение

Одна из генеральных потребностей детства — стать взрослым — у младшего школьника принимает вид стремления быть хорошим учеником, получить признание окружающих именно в этом качестве. Возникновение такой потребности по времени совпадает с созреванием тех структур мозга, органических процессов и психологических новообразований, которые объективно являются основанием для начала регулярного образования.
Удовлетворить потребность быть хорошим учеником ребенок может только в учебной деятельности, но эта деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, психики, личности. Она, как отмечает Л. Ф. Обухова, поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, понимания того, «чем я был и чем стал». Вот почему учебная деятельность становится в этот период жизни ведущей. Но, к сожалению, она не всегда «ведет» ребенка к совершенствованию.
Общеизвестно: в процессе обучения происходит стандартизация условий жизни ребенка, нивелирование его познавательных интересов. Учебная деятельность зачастую сводится лишь к рутинному овладению школьными умениями и навыками; она не всегда соответствует индивидуальным особенностям и творческим возможностям младшего школьника. Часто ребенок не чувствует себя хорошим учеником, т. к. не удовлетворяет свою генеральную потребность. Эта ситуация в любом случае негативно отражается на процессе развития ребенка в целом: и тогда, когда его низкая самооценка своих учебных успехов адекватна; и тогда, когда она неадекватна. (Например, ребенок справляется с освоением учебной деятельности, но, естественно, иногда допускает ошибки и промахи: ведь он только начал ею овладевать. Однако притязания и ожидания его родителей чрезвычайно высоки, и потому школьные успехи их ребенка кажутся им недостаточными. Вслед за родителями и сам ребенок начинает недооценивать себя как недостаточно успешного ученика.) В таких ситуациях возможны различные отклонения от нормального пути развития ребенка.
Младший школьник начинает вытеснять учебную деятельность на периферию своей жизни, отчуждается от всех требований, которые предъявляются к школьнику, теряет свойственные возрасту оптимизм и доверие к учителю, родителям. В результате преобладающими в развитии ребенка могут оказаться потери, а не обретения.
В структуре деятельности младшего школьника важное место продолжает занимать игра, развивающее значение которой все еще велико. В частности, она позволяет сделать скрытый смысл изучаемого в школе ясным, наполняет учебную деятельность чувствами. И она подчиняется учебной деятельности: на игру отводится все меньше времени, содержание игр зависит от школьной жизни, партнерами по игре становятся однокашники, она все чаще происходит в воображении, во внутреннем плане.
Интересы младшего школьника, по мнению многих ученых, неустойчивы (А. А. Люблинская), недолговечны (С. Л. Рубинштейн), ситуативны (Н. Г. Морозова), поверхностны (В. В. Давыдов). Ярко выражен познавательный интерес, который основывается на интуитивном принятии ценности знания (В. В. Давыдов).
Специальное изучение этого вопроса установило, что диапазон познавательных интересов современного московского младшего школьника достаточно широк. Он интересуется вопросами мироздания и космическими полетами, существованием Бога и появлением жизни на Земле, своим настоящим и будущим, мировыми событиями и природными явлениями. Его интересует мир во всех проявлениях и возможность изменить его к лучшему.
Развивающиеся познавательные интересы делают ребенка способным не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их причины. Школа, к сожалению, недооценивает эти его способности, а школьные занятия не актуализируют разнообразные познавательные интересы, которые удовлетворяются главным образом с помощью книг, журналов и телепередач. Младший школьник готов смотреть все телепередачи подряд: научные и документальные фильмы, новости, сериалы, игры и пр. Он с интересом рассматривает яркие детские журналы и энциклопедии, заглядывает в словари и медицинские издания, читает сказки.
Учебные интересы часто существуют параллельно с познавательными, и они достаточно динамичны. В первом классе ребенка интересует сам процесс учебы, одобрение взрослыми его учебной деятельности, школьная отметка; во втором — содержание и результат учебной деятельности; в третьем и четвертом — возможность проявить самостоятельность и творчество в ходе учебы.
Кроме познавательных интересов, младшему школьнику интересны рисование и конструирование, он любит петь, танцевать, мастерить. О направлении развития его интересов дает представление частное исследование, проведенное студенткой МПГУ А. Воробьевой в одной из московских школ. Она спрашивала у детей разного возраста, что бы они купили, если бы все могли. У первоклассников преобладали сладости и прочие нехитрые удовольствия; у второклассников — книги; у детей более старшего возраста — путешествия по историческим местам.
Высокая эмоциональность, недостаточная способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения.
Любой возраст отличается и специфической чувствительностью, отзывчивостью, особой направленностью активности, т. е. сензитивностью. Возрастная сензитивность обусловлена сплетением органического и социального рядов в целостном психологическом развитии ребенка: сплетением процессов созревания с культурными накоплениями ребенка, с педагогическим мастерством воспитателей (Б. Г. Ананьев). Важно, что обостренная отзывчивость, чувствительность ребенка, особая направленность его активности, в свою очередь, обусловливают меру готовности к преобразованиям в ходе воспитания.

Глава 1 Теоретические основы формирования целостной картины мира
1.1 Становление биологической картины мира

В XX в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки — раскрытию сущности жизни. Радикально изменились и сама биология, и ее место, роль в системе наук, отношение биологической науки и практики. Биология постепенно становится лидером естествознания.
Выражением этой тенденции являются следующие процессы: укрепление связи биологии с точными и гуманитарными науками; развитие комплексных и междисциплинарных исследований; увеличение каналов взаимосвязи с теоретическим познанием и со сферой практической деятельности, прежде всего с глобальными проблемами современности; явное участие запросов" практики в актуализации тех или иных проблем биологического познания; непосредственным основанием исследовательской деятельности в биологии все в большей степени выступают прямые практические потребности, интересы и запросы общества; непосредственно программирующая роль биологии по отношению к аграрной, медицинской, экологической и другим видам практической деятельности; возрастание ответственности ученых-биологов за судьбы человечества (прежде всего в связи с перспективами генной инженерии); непосредственное проявление гуманистического начала биологического познания, широкое внедрение ценностных подходов и др. Все в большей мере становится ясно, что логика биологического познания в перспективе будет непосредственно задаваться потребностями практического преобразования природы, развития общественных отношений и интересов людей.
Вступление в XX в. ознаменовалось в биологии бурным развитием генетики. Важнейшим исходным событием явилось новое открытие законов Менделя. В 1900 г. законы Менделя были переоткрыты независимо сразу тремя учеными — Г. де Фризом в Голландии, К. Корренсом в Германии и Э. Чермаком в Австрии. Далее последовала лавина эмпирических открытий и построение различных теоретических моделей. За относительно короткий срок (20—30 лет) в учении о наследственности был накоплен колоссальный эмпирический и теоретический материал..............

Заключение
Младший школьник чрезвычайно сензитивен к искусству, природе, отношению взрослых, что является своеобразной детской одаренностью (Н. С. Лейтес). Воспитание, опирающееся на эту особенность, оказывается чрезвычайно эффективным, а ее излишняя эксплуатация взрослыми пагубно сказывается на развитии детей.
Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого.
С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительных обязанностей, живущим в свое удовольствие (гедонистом), опекаемым, ведомым, эмоционально и материально зависимым от взрослых, не несущим серьезной ответственности за свои действия и т. д.
С другой стороны, ему крайне важно стать школьником, т. е. человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг перед взрослыми и своим будущим, подавляющим сиюминутные желания, и пр. Это основное противоречие конкретизируется в целом ряде других, возникающих в связи с поступлением ребенка в школу. Назовем наиболее типичные из них, вызванные изменением внешних условий жизни ребенка:
• потребность растущего организма в интенсивной двигательной активности вступает в противоречие с необходимостью вести малоподвижный образ жизни, буквально не двигаться на уроке, при выполнении домашних заданий и даже на перемене;
• тяга к игре противоречит необходимости отказываться от нее в пользу учебной деятельности;
• общительность должна сочетаться с необходимостью дисциплинированного поведения на уроке, где нельзя разговаривать и следует работать самостоятельно;
• монотонность школьной жизни, недостаточность ярких, красочных событий в ней, акцент на умственном развитии вступают в конфликт со способностью ребенка бурно переживать происходящее, эмоционально реагировать на все события;
• противоречие между потребностью младшего школьника в личностном, неформальном общении со взрослыми и преобладанием делового, функционального общения с одним из самых значимых взрослых — с учителем;
• всеядность интересов мешает концентрации на усвоении школьной программы;
• стремление хорошо учиться, которому мешает потребность быть свободным и пр.
Столкновение названных противоречий создает определенное, иногда достаточно сильное напряжение. Оно может, как провоцировать конфликтное поведение младшего школьника, так и стимулировать развитие его психики. Существуют и внутренние противоречия, не связанные напрямую с изменением образа жизни ребенка. Например, дети в этом возрасте демонстрируют высокую креативность в игре, познании, художественной деятельности. И в то же время они отзывчивы, привержены к стереотипным формам организации жизнедеятельности, требуют от взрослых привычного поведения.
Младший школьник чрезвычайно активен, что проявляется и в его неуемной любознательности, и в готовности вступить в контакт с любым человеком, и даже в ябедничестве. Но при этом он не тяготится быть механическим исполнителем чьих-то не всегда ему понятных замыслов. Большинство детей обладает относительно высоким уровнем общего развития, а школьная зрелость, готовность к школе при этом недостаточны; словарный запас довольно богат, но к овладению письмом ребенок не готов, поскольку его произношение часто бывает нечетким и неправильным, а мелкая моторика развита недостаточно.
Игровая деятельность по-прежнему привлекательна, приучила детей к относительно демократичным взаимоотношениям с партнерами, но они принимают и даже поддерживают авторитарный стиль взрослого.
Младшие школьники высоко ценят людей, уважающих других, способных поделиться чем-то, помочь, поддержать в трудную минуту, но быть такими им самим трудно. Чаще всего в жизни они неосознанные эгоисты, у которых недостаточно развито чувство уважения, ответственности и долга перед товарищами, родителями.
Дети младшего школьного возраста характеризуются особыми отношениями «к миру (картина мира) и с миром (чем мир является для человека), к себе (образ «Я») и с собой (чем человек является для себя)» (А. В. Мудрик).














Глоссарий:
1. Аксиология (от αξια — ценность) — теория ценностей, раздел философии. Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания.
2. Апробация - концепции воспитательной системы школы и программы воспитания Разработка концепции и апробация программ профилактики
3. Внимание — избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.
4. Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.
5. Гаметы (от греч. γᾰμετή — жена, γᾰμέτης — муж) — репродуктивные клетки, имеющие гаплоидный (одинарный) набор хромосом и участвующие в гаметном, в частности, половом размножении. При слиянии двух гамет в половом процессе образуется зигота, развивающаяся в особь (или группу особей) с наследственными признаками обоих родительских организмов, продуцировавших гаметы.
6. Дезоксирибонуклеиновая кислота́ (ДНК) — один из двух типов нуклеиновых кислот, обеспечивающих хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках — долговременное хранение информации о структуре РНК и белков.
7. Депривация — (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. В социальной психологии используют понятие относительной депривации и фрустрации.
8. Естествознание — область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятая как целое.
9. Индивидуализация — под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные
10. Интелле́кт (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.
11. Интериориза́ция (фр. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития вцелом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.
12. Мировоззрение — одно из основных философских понятий, представляющее собой … Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет
13. Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.[1] Однако в психологии существует множество других определений. Например — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
14. Научная картина мира - система представлений о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов. Использует научный язык для обозначения объектов и явлений материи.

15. Оптимизм — взгляд на жизнь с позитивной точки зрения , уверенность в лучшем будущем. Оптимизм утверждает, что мир замечателен, из любой
16. Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
17. Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание.
18. Унификация — наиболее распространенный и эффективный метод стандартизации, который предусматривает приведение объектов к однотипности на основе установления рационального числа их разновидностей. Даёт возможность снизить стоимость производства новых изделий, повысить серийность и уровень автоматизации производственных процессов. Основой унификации является систематизация — распределение предметов продукции в определённом порядке и последовательности, которые создают удобную систему использования. Уровень унификации определяется с помощью системы показателей, из которых обязательными (в некоторых странах) являются коэффициент использования на уровне типоразмеров. Под коэффициентом принимают отношение количества заимствованных, купленных и стандартизованных типоразмеров к общему количеству типоразмеров изделия












Список литературы:
1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - Изд-е второе, перераб. и доп. - М.: Аспект пресс, 2000. - С.181
2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние - СПб.: Питер, 2000. - С.46
3. Калина Н.Ф. Основы психотерапии. - М.: Рефл-бук, 1997. - С.121-122
4. Майерс Д. Социальная психология/ Перев. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - С.79-87
5. Методика "Сюжетные картинки" / Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. - С.35
6. Определение "Я-концепции" / Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. Дерманова И.Б. - СПб., 2002. - С.67

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. М., 1984. Т4
8. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-пресс. 1993
9. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М.: "Мир", 1992.
10. Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал, 1999, том 20, №6
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986
13. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М., 1984
14. Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников //Вопросы психологи
15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 266.
16. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М, 1978. - С. 167-169.
17. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. - М., 1992.
18. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999. - С. 8, 238-243.
19. Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник. - М., 1990.
20. Богословский В.В., Ковалев А.Г., Степанов А.А., Шабалин С.Н. Общая психология. - М., 1973. - С. 317-332.
21. Бодалев А.А. Психология личности. - М., 1988. - С. 5-11, 37-59.
22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 108-113.
23. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.
24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1984.
25. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М., 1997. - С. 306.
26. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М., 1984. - С. 42.
27. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. -М., 1998. -С. 398.
28. Владин В., Капустин Д. Гармония семейных отношений. - Минск. 1986. - С. 29-48.
29. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М, 1984. Т 4.- С. 248, 255-259.
30. Гребенщиков И.В., Дубровина И.В., Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. - М., 1987. - С. 17-32.
31. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. - М., 1991. - С. 17-32.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.