На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Проблемы регулирования естественных монополий

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 18.04.2012. Сдан: 2010. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: 76.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ:


Введение ……………………………………………………………………………….4
1. Сущность естественных монополий………………………………………………..6
1.1. Понятие монополии……………………………………………………...………...6
1.2. Возникновение и сущность естественных монополий………………..………..10
1.3. Признаки и границы естественных монополий………………………..14
2. Регулирование естественных монополий………………………………….27
2.1. Методы регулирования………………………………………………….27
Заключение (основные выводы)…………………………………………..37


Введение.
Проблема регулирования естественных монополий является одной из наиболее актуальных тем, особенно в условиях финансово?экономического кризиса. Естественные монополии образуются в отраслях, в которых невозможна конкуренция по каким–либо причинам. Такими причинами могут быть, например, использование редких ресурсов при производстве товара, или необходимость иметь определённую лицензию на данный вид деятельности. К естественным монополиям относят предприятия, в которых размеры начальных вложений очень велики, поэтому другой фирме просто невыгодно вступать в конкурентные отношения. Естественные монополии – это отрасли, рассчитанные на большую часть населения, поэтому такие отрасли нуждаются в государственном регулировании для поддержания интересов не только самих монополистов, но и всего населения.


1. Сущность естественных монополий.
1.1. Понятие монополии
Для того чтобы понять сущность и способы регулирования естественных монополий, необходимо, для начала, разобраться с понятием монополии в целом. Монополии бывают разных типов и видов, и существует множество различных определений этого понятия, вот некоторые из них:
«Монополия – это исключительное право в определённой сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.п., прежде всего на производство или продажу чего?либо».
«Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определённого товара, не имеющего близкого заменителя».
«Монополия – это исключительное право на какое?либо дело, вид деятельности, мероприятие. Это право предоставляется определённому лицу, группе лиц или государству. Монополия характерна для следующих видов деятельности – производства, промысла, применения, использования определённых материальных ценностей, продуктов».
Но на практике этот термин не столь однозначен. Практически невозможно найти экономику, на рынке которой существовал бы только один монополист в определённой отрасли, то есть это означает, что практически невозможно найти чистую абсолютную монополию. Это сравнимо с рынком совершенной конкуренции, ситуация, к которой стремятся, но достичь которую очень трудно. Исходя из этого, можно утверждать, что совершенная конкуренция и чистая абсолютная монополия – это два логических предела рынка. «… монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…». Монополия в отличие от совершенной конкуренции не использует кривую издержек для определения оптимального производства. Максимальная прибыль зависит от кривой спроса. При росте спроса увеличивается не только объём продукции, но и цена, несмотря на сокращение издержек. Монополия продаёт товар по завышенной цене и производит меньше, чем при свободной конкуренции. Существование монополий невозможно представить без препятствий для входа на рынок.
Монополии делятся на три основные типа:
? Монополистическая конкуренция – тип монополии, на котором имеется достаточно большое количество фирм, продаётся дифференцированная продукция и происходит некоторый контроль над ценой в узких рамках. Небольшие препятствия для входа на рынок.
? Олигополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется несколько фирм, происходит частичный контроль над ценой, существуют большие препятствия для входа на рынок.
? Чистая монополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется единственный продавец товара, который влияет на общий объём предложения и на цену товара, отсутствуют близкие заменители этого товара, и существуют высокие барьеры для входа на рынок.
Первые в России монополии появились в 80-х годах 19 века. Отрасли, которые имели особое значение для государства, находились под строгим контролем государственных органов. К таким отраслям можно отнести: металлургию, транспорт, машиностроение и др. Монополии чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов. В то время ещё отсутствовали какие?либо законодательные и административные нормы, которые должны регулировать деятельность монополий. Из?за этого распространялись официально нерегистрируемые монополии. 1910?1913 года – это период промышленного подъёма. В это время резко выросло и число монополий.
Можно выделить формы монополий по историческому критерию:
? Простейшие объединения: конвенции, пулы, ринги, концерны. Признаком таких объединений является временное соглашение о ценах.
? Картели – монополистические объединения фирм одной отрасли, в которых существует соглашение между этими предприятиями по некоторым вопросам, но при этом фирмы остаются самостоятельными.
? Синдикаты ? объединения предприятий одной отрасли, которые лишаются своей самостоятельности.
? Тресты – объединения предприятий одной или нескольких отраслей с полной потерей их самостоятельности во всех отношениях.
? Комбинаты – объединения предприятий, связанных друг с другом.
? Концерны – объединения предприятий разных отраслей, установления полного финансового контроля, путём скупки акций................


Заключение.

В данной работе я подробно изучил сущность естественных монополий, их возникновение, деятельность, признаки. Также я выяснил, что естественные монополии – это отрасли, которые необходимо регулировать. В этом и состоит проблема естественных монополий.
Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами – это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.
Проблема регулирования естественных монополий в условиях кризиса является одной из наиболее значимых проблем. До кризиса наблюдался стремительный рост тарифов естественных монополий. Но население не сильно обращало на это внимание. Поэтому вопрос о снижении темпов роста тарифов особо не рассматривался. С наступлением кризиса, этот рост стал существенно ощутимым. Соответственно, возник вопрос о решении этой проблемы. Существуют три пути решения данной проблемы.
Замораживание тарифов выгодно, прежде всего, для населения и отраслей промышленности, зависящих от продукции естественной монополии. Населению никогда не был выгоден рост цен на коммунальные услуги и железнодорожные перевозки. Тем не менее, до кризиса, этот рост не ощущался так сильно. С наступлением кризиса всё поменялось. Политика замораживания тарифов не
устраивает самих монополистов. Замораживание может привести к сокращению инвестиционных программ, что очень важно.
Другой путь решения проблема – продолжение роста тарифов. Эта политика выгодна монополистам и невыгодна потребителям. То есть если увеличить инвестиционные программы, то есть повысить темп роста тарифов, то естественные монополии после кризиса могут быстрыми темпами поднять промышленность и улучшить экономическое благосостояние страны, то есть помогут стране как можно раньше выйти из кризиса и с меньшими потерями. Но если тарифы и дальше будут расти, то это приведёт к массовым неплатежам, что тоже не является решением проблемы.
Множество мнений существует на счёт решения проблемы регулирования естественных монополий. Но как было написано ранее, роль государства – нахождение и сохранение баланса между потребителями и производителями. И в решении данной проблемы необходим компромисс.
Компромисс заключается в снижении темпа роста тарифов. На мой взгляд, это наиболее правильное решение. В таком случае никто не останется в проигрыше. Учитываются интересы обеих сторон: монополии будут получать достаточные средства, чтобы не сокращать количество инвестиционных программ, а население не будет вынуждено много платить за коммунальные услуги, что позволит избежать массовых неплатежей.


Библиографический список:

1. 15 Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
2. Акулов В.Б. Теория организации. Петрозаводск, 2002
3. Андросов К.Г. Государственное регулирование естественных монополий. СПб., 2000
4. Дубов К.С. Формирование экономического механизма развития предприятия - субъекта естественной монополии. СПб., 2001.
5. Ковалева Т.В. Естественные монополии: проблемы реформирования. Красноярск, 2000.
6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.,1983
7. Робинсон Д. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.,1986
8. Саакян Ю. Федеральный справочник. М.,2008
9. Смит А. Богатство народов. 1962
10. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М.,1996
11. Шаститко А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. М., 2000.
12. Шелехов Д.Ю. Управление развитием естественной монополии: (на примере газового комплекса). М., 2000.
13. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий //Общество и экономика. 2003.
14. Белоусова Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика. - 2002.
15. Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты // ЭКО. – 2001.
16. Бутыркин А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. – 2003.
17. www.inventech.ru
18. www.be.economicus.ru
19. www.bd.fom.ru
20. www.pokapital.ru
21. www.faito.ru
22. www.erudition.ru
23. www.50.economicus.ru
24. www.mosenergo.ru
25. www.ref.by
26. www.rbc.ru
27. www.bfm.ru
28. www.gosgaz.ru
29. www.revolution.allbest.ru
30. www.wikipedia




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.