На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Комплексное исследовании норм гражданского, природоресурсного и иных отраслей права, посвященных праву собственности на природные ресурсы (понятие, объект, субъекты, отдельные аспекты содержания, формы собственности на природные ресурсы)

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 18.04.2012. Сдан: 2009. Страниц: 80 + перезентация. Уникальность по antiplagiat.ru: 78.

Описание (план):


Природные объекты и право собственности на природные ресурсы

Содержание:

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы 7
1.1. Понятие, содержание и признаки права собственности на природные ресурсы 7
1.2. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы 14
1.3. Формы собственности на природные ресурсы 21
Глава 2. Право собственности на отдельные природные ресурсы в России 32
2.1. Право собственности на недра и ресурсы недр 32
2.2. Право собственности на землю (земельные участки) 40
2.3. Право собственности и правовой режим особо охраняемых природных территорий 49
Глава 3. Проблемы реализации права собственности на природные ресурсы 58
Заключение 68
Список использованной литературы 72
Приложение 79

Введение

В современной России собственность имеет исключительно важное значение: с ней тесно связаны практически все общественные явления, она лежит в основе большинства экономических преобразований и является непременным условием построения правового государства.
Понятие собственности в праве относится к числу базовых, наряду с понятиями свободы, власти, здоровья, жизни и т.п. Право собственности в экологическом праве приобретает специфическое содержание и особое значение. Собственность можно рассматривать и как экономическую категорию  это отношения людей по поводу материальных благ, обусловленные их принадлежностью данным лицам, и отчужденностью от них всех других лиц, и как юридический институт, охватывающий правовые нормы, закрепляющие и охраняющие состояние принадлежности материальных благ конкретным лицам.
В Основном Законе нашей страны  Конституции РФ указано, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Все формы собственности в соответствии со ст. 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом. Отнесение указанных статей Конституции Российской Федерации в раздел «Основы конституционного строя» подчеркивает особое значение проблем собственности на природные ресурсы.
Актуальность темы дипломной работы очевидна, поскольку отношения собственности на природные ресурсы затрагивают интересы всего населения России, являются фундаментом жизни и деятельности народов России, базисом национальной и экологической безопасности, национальным богатством российского государства.
Если мысленно очертить область человеческой деятельности, связанную с освоением природных ресурсов, то окажется, что она размещается внутри некоего треугольника, каждая сторона которого представляет собой ограничение определенного вида.
Одна сторона треугольника  экономика, т. е. ограничение права собственности на природные ресурсы необходимостью достижения определенных экономических показателей (прибыль, себестоимость, эффективность инвестиций и др.).
Вторая сторона  безопасность, т. е. ограничение права собственности на природные ресурсы необходимостью достижения определенного уровня экологической безопасности.
Третья сторона  право, т. е. ограничение права собственности на природные ресурсы необходимостью соблюдения правовых норм, установленных государством.
Поскольку нерациональное, не комплексное использование природных ресурсов может вызвать (и, зачастую, вызывает) значительные неблагоприятные последствия для окружающей среды и экономики страны, для государства очень важно иметь соответствующие юридические акты, регулирующие этот процесс в интересах ныне живущего и будущего поколений. Всем вышесказанным и подтверждается актуальность темы исследования.
Цель работы состоит в комплексном исследовании норм гражданского, природоресурсного и иных отраслей права, посвященных праву собственности на природные ресурсы (понятие, объект, субъекты, отдельные аспекты содержания, формы собственности на природные ресурсы).
Представленная в работе цель определила следующие задачи:
 провести анализ понятия и содержания права собственности на природные ресурсы, а также рассмотреть признаки права собственности на природные ресурсы;
 охарактеризовать объект и субъекты права собственности на природные ресурсы;
 описать формы собственности на природные ресурсы;
 рассмотреть право собственности на отдельные природные ресурсы в России: на недра и ресурсы недр, на землю, на особо охраняемые природные территории и объекты;
 выявить проблемы реализации права собственности на природные ресурсы.
Объектом исследования выступают отношения собственности на природные ресурсы. Будучи сложным объектом исследования, правоотношения в данной сфере имеют неоднородный, комплексный характер, включают в свою сферу широкий круг участников.
Предмет исследования составляет комплекс действующих нормативно-правовых актов и документов в сфере правового регулирования отношений собственности на природные ресурсы в Российской Федерации.
Методологическую основу дипломной работы составляют общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания социальных и правовых явлений.
Нормативно-правовая база работы основывается на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ и иных федеральных законах, других нормативно-правовых актах, касающиеся данной темы.
Теоретическую основу работы составляют научные труды ученых в области общей теории права, гражданского и природоресурсного права, юриспруденции и общественных наук, в частности теоретическим фундаментом послужили труды С.А. Боголюбова, М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик, М.Б. Егоровой, Б.В. Ерофеева, Ю.Г. Жарикова, Б.Д. Клюкина, О.И. Крассова, В.П. Мозолина, М.Е. Певзнера, А.И. Перчика, В.В. Петрова, С.А. Степанова, С.А. Сосны, Е.А. Суханова, О.М. Теплова и др.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав (подразделенных на параграфы), заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Общая характеристика права собственности на природные ресурсы

1.1. Понятие, содержание и признаки права собственности на природные ресурсы

Собственность  одна из опор общества, и отношение к ней во многом определяет ход общественных процессов. Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность представляет основу, становой хребет любого общественного строя и общества. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой стороны  собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.
Россия не обделена природными ресурсами и по объемам разведанных запасов минерального сырья занимает одно из ведущих мест в мире. По данным бывшего Министра природных ресурсов Б.А. Яцкевича при численности населения в России в 3% и площади территории в 10% от планетарной доля разведанных запасов нефти составляет 10 %, газа – 30 %, железной руды - 27 %, меди - 11 %, полезных ископаемых металлоплатиновой группы - более 40 %, угля - 12 %, значительная часть запасов алмазов, цветных и редких металлов. Необыкновенно богата Россия также водными ресурсами, лесами, ресурсами животного мира.........

Заключение

Важнейшие национальные интересы на современном этапе заключаются в рациональном использовании и защите природных ресурсов России в целях ее социального развития и обеспечения благосостояния граждан. Создание благоприятной для жизни людей окружающей среды должно быть главной целью формирования, модернизации экологического права и законодательства и всех мероприятий в защиту природы. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы права собственности на природные ресурсы.
Право собственности на природные ресурсы можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Содержание правомочий собственника на природные ресурсы, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников природных ресурсов.
Проведенный в настоящей работе анализ действующего законодательства, регулирующего вопросы права собственности на природные ресурсы, изучение литературы позволяет сделать ряд выводов, которые сводятся к следующему.
В настоящее время разграничение частной и публичной форм собственности на природные ресурсы производится исходя из позиций того, что природные ресурсы, совокупный эколого-экономический статус которых исключительно важен (лесной фонд, водный фонд) – ограничены с точки зрения возможности нахождения их на праве частной собственности; ограничиваются возможности частного субъекта по обладанию правом собственности в отношении отдельных категорий природных объектов – исходя из стратегической значимости указанных объектов с точки зрения целевых характеристик их использования.
В результате анализа природоресурсного законодательства можно сделать вывод, что кроме земельных и водных ресурсов, все остальные не могут находиться в частной собственности, а некоторые – и в муниципальной. Таким образом, налицо противоречие положений всех федеральных природоресурсных законов Конституции России. Однако суть данного анализа заключается не в приведении этих законов в соответствие с Конституцией, а, наоборот,  в ст. 9 Конституции РФ при подготовке ее новой редакции необходимо внести изменения, исключающие возможность нахождения всех видов природных ресурсов во всех формах собственности. В связи с этим нецелесообразным видится закрепление частной или любой другой формы собственности на ресурсы атмосферного воздуха, а также целесообразность закрепления частной или муниципальной собственности на лесные участки или участки недр.
Действующее законодательство Российской Федерации не только налагает жесткие режимные ограничения хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, но и предусматривает полный запрет изъятия предоставленных им земельных и водных участков. Это связано с особенностями правового статуса особо охраняемых территорий и объектов, основными чертами которых являются: их принадлежность к объектам общенационального достояния; полное или частичное изъятие их из хозяйственного использования; установление особого режима охраны; отнесение их к объектам государственной собственности; получение особого статуса  федерального, регионального, местного; включение в государственный кадастр особо охраняемых территорий; установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов.
В дипломной работе были выявлены следующие проблемы.
1. До сих пор существует проблема разграничения собственности на природные ресурсы. Муниципальные образования и их органы местного самоуправления обладают незначительной собственностью на природные ресурсы. Они, то наделяются функциями участия в публичном управлении и распоряжении государственной собственностью, то лишаются их полностью либо частично. Если исходить из требований государственной собственности на природные ресурсы, то муниципальные образования, будучи самостоятельным обладателем права муниципальной собственности на природные ресурсы, должны уменьшать свое участие в осуществлении права государственной собственности. Важно отметить, что признание с 1 июля 2006 г. Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» утратившим силу, дополнение Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не снимают проблемы осуществления размежевания права собственности на землю между гражданами, юридическими лицами, муниципальными и иными публичными (федеральными, региональными) образованиями.
2. Проводимая административная реформа и федеральные законы внесли свои коррективы в эти положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в сторону сокращения вмешательства государства в природопользование и усиления гражданско-правовых средств воздействия на природопользователей. По нашему мнению, государство, уменьшая свое вмешательство в частные дела, уступая свои некоторые полномочия по регулированию природопользования, должно еще более внимательно поступаться ими в части распоряжения и владения природными ресурсами, принадлежащими ему на праве собственности.
3. Важным звеном экономических механизмов в области природопользования и охраны окружающей среды является природоохранное планирование и финансирование. Большинство природоохранных целевых и иных программ выполняются неудовлетворительно, с грубейшими нарушениями сроков, качества и срывом запланированных мероприятий ввиду их регулярного недофинансирования и заведомой недооценки их стоимости, которая в связи с инфляцией постоянно растет. В Законе «Об охране окружающей среды» 2002 г. ни экологических фондов, ни порядка и целей расходования природоохранных средств не предусматривается. Нереализованными могут стать ст. 14 и 17 вышеназванного закона, согласно которым оказываются государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, посредством установления налоговых и иных льгот, предоставление льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов.
В связи с этим необходимо реализовать следующие основные меры.
Можно обратиться к конкретным обязанностям потребителей и загрязнителей природных ресурсов восстанавливать потраченный или нарушенный природный объект либо его часть или свойство по соответствующим, установленным в нормативных правовых актах таксам и методикам либо в натуре. Это означало бы серьезный поворот в организации природопользования и охраны окружающей среды и сняло бы многие проблемы реализации права собственности на природные ресурсы и размеров платы за их использование, и особенно за загрязнение.
Имущественная и иная ответственность загрязнителей окружающей среды за экологические правонарушения, применяемая единообразно и повсеместно, может стать ключевым способом решения современных проблем реализации многообразных форм права собственности на природные ресурсы, его совмещения с обеспечением их рационального использования и с охраной природной среды в интересах настоящего и будущих поколений.



Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты и материалы практики:
1. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (Заключена в г. Рамсаре 02.02.1971 г.).
2. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (Принята в г. Париже 16.11.1972 г. на 17-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО).
3. Конвенцией ООН «О биологическом разнообразии» (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992 г.).
4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. № 237 от 25 декабря 1993 г. (с изм., внесенными Указом Президента от 21.07.2007 № 5-ФКЗ).
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31. Ст. 3823.
6. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2006, № 23. Ст. 2381.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32. Ст. 3301.
8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2001, № 4. Ст. 4147.
9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2006, № 50. Ст. 5278.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117ФЗ. Часть 2 // Собрание законодательства РФ, 2000, № 32. Ст. 3340.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, № 25. Ст. 2954.
12. Указ Президента Российской Федерации от 16.12.1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 51, ст. 4932.
13. Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, № 10. Ст. 823 (с изм., внесенными Федеральным законом РФ от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
14. Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ, 1995, № 9. Ст.713.
15. Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 12. Ст.1024.
16. Федеральный закон РФ от 30.11.1995 г. № 187ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4694.
17. Федеральный закон от 24.04.1996 г. № 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 17. Ст. 1462.
18. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30. Ст. 3594.
19. Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.
20. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 155ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3833.
21. Федеральный закон РФ от 17.12.1998 г. № 191ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 51, ст. 62.
22. Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // Российская газета, № 91 от 13.05.1999.
23. Федеральный закон РФ от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2.
24. Федеральный закон от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // Российская газета, № 2749 от 20.07.2001 г.
25. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 2. Ст. 133.
26. Федеральный закон РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст. 3018.
27. Федеральный закон РФ от 11.06.2003 г. № 74-Фз «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Российская газета, № 115 от 17.06.2003 г. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ).
28. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 202 от 08.10.2003.
29. Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из конвенции о вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2.02.1971г.».
30. Постановление Правительства РФ от 19.02.1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1996, № 9, ст. 808.
31. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 293 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 26. Ст. 2669.
32. Судебные акты Арбитражного суда г. Москвы от 22 января 2004 г. и от 1 июня 2004 г. по делу № А40-45834/03-119-308 и постановление ФАС МО от 11 августа 2004 г. № КГ-А40/6793-04.
Специальная литература:
33. Боголюбов С.А. Проблемы реализации права собственности на природные ресурсы // Журнал российского права. - М.: Норма, 2006, № 12.
34. Боголюбов С.А., Волков Г.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М., 2006.
35. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений.  М.: Юристъ, 1998.
36. Бринчук М.М. Отношения собственности на природные ресурсы в контексте предмета экологического права // Межвузовская научно-практическая конференция «Отношения собственности в Российской Федерации: правовой и социально-экономические аспекты». Голицыно, 2000
37. Быстров Г.Е. Правовое регулирование лицензирования пользования недрами // Правовые проблемы нефтегазового комплекса. Сб. науч. тр. // Под ред. М.И. Клеандрова, О.И. Клоца. Тюмень: Издательство «Вектор-Бук», 1999.
38. Волков Г.А. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы // Государство и право1996, № 9.
39. Габитов Р.Х. Теоретические проблемы правовой охраны атмосферы земли в современных условиях: Дис. д-ра юрид. Наук. Уфа, 2000.
40. Гражданское право в вопросах и ответах: учеб. пособие // под ред. С.С. Алексеева. М.: ТК Велби, 2007.
41. Данилова Н.В. Право недропользования: Учебное пособие.  Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005.
42. Дмитриев А.В. Возникновение права собственности на землю в силу закона. Журнал «Законодательство», № 6, 2005.
43. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
44. Егорова М.Б. Проблемы правового регулирования управления государственной собственностью на природные ресурсы. [Электронный ресурс] // Русская цивилизация, 2004. URL: rustrana.ru/article.php?nid=3101&sq=19,28,238,352&crypt= (07.12.07).
45. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших учебных заведений. - М., ООО «Профобразование», 2003.
46. Жариков Ю.Г., Масевич М.Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. Научно-практическое пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997.
47. Жариков Ю. Новое в российском законодательстве о недрах // Законодательство и экономика. 2000. № 7.
48. Земельное право. Учебник // Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК Велби. 2002.
49. Земельное право: учебный курс // О.Ю. Украинцев. Электронный курс. М.: МИЭМП, 2007. Режим доступа к курсу: e-college.ru.
50. Клюкин Б. Многообразие форм собственности на природные объекты // Право и экономика. 1998. № 1.
51. Ковальчук Н.И. Социальная функция права собственности на землю. Право и правовое регулирование в системе устойчивого социального развития. Материалы конференции. Новосибирск, 1995.
52. Комментарий Федерального закона «О недрах» // Законодательство и экономика. 1999. № 4.
53. Комментарий к Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» // Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2003.
54. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М.: Юристъ, 2000.
55. Крассов О.И. Земельное право современной России: учеб. пособие. - М.: Дело, 2003.
56. Малая Т.Н. Право собственности на животный мир. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.06 // Малая Т.Н. - М., 1996.
57. Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. – М.: Юристъ, 1999.
58. Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. – М., 1992.
59. Нецветаев А.Г. Экологическое право // Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2004.
60. Окорокова Л.Я. Правовой режим государственных заповедников в СССР // Л.Я. Окорокова. Воронеж. 1982.
61. Орлов В.П. Федерализм и недропользование – М.: ООО «Геоинформцентр», 2002.
62. Павлов П. Особенности права собственности на животный мир // Российская юстиция1998. № 4.
63. Певзнер М.Е. Право собственности в недропользовании // Государство и право. 2002. № 3.
64. Перчик А. Реализация принципа совместного владения, пользования и распоряжения недрами. Организационно-правовые аспекты // Нефть, газ и право. 1997. № 2.
65. Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов.  М.: Изд. БЕК, 1995.
66. Разумова Е.Р. Экология [Электронный ресурс] // ЦДОТ МИЭМП:– М.: Моск. ин-т экономики, менеджмента и права, 2006-2008. URL: e-college.ru/xbooks/xbook028/book/index/index.html (12.12.08).
67. Савиньи Ф.К. Обязательственное право. СПб. 2004.
68. Солдатенков О.О. Конституционный механизм разграничения собственности на природные ресурсы. ХГАЭП. 2006.
69. Сосна С.А. Комментарий Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». М.: Юристъ, 1997.
70. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. – М.: Юрид. лит., 1991.
71. Хвостов В.М. Система римского права. – М.: Спарк, 1996.
72. Щербаков В.П. Действующее законодательство о недропользовании и привлечение иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 1995. № 3.
73. Экологическое право: пособие // под ред. С.А. Балашенко, Т.И. Макаровой, В.Е. Лизгаро.  Минск: Выш. школа, 2009.


ДОКЛАД
(ЗАЩИТНОЕ СЛОВО)

Уважаемый Председатель! Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии!
Тема представляемого к защите диплома – «Природные объекты и право собственности на природные ресурсы».
Интерес к данной теме вызван тем, что в современной России собственность имеет исключительно важное значение: с ней тесно связаны практически все общественные явления, она лежит в основе большинства экономических преобразований и является непременным условием построения правового государства.
Актуальность темы дипломной работы очевидна, поскольку отношения собственности на природные ресурсы затрагивают интересы всего населения России, являются фундаментом жизни и деятельности народов России, базисом национальной и экологической безопасности, национальным богатством российского государства. В соответствии с этим:
Цель дипломной работы такова − комплексное исследование норм гражданского, природоресурсного и иных отраслей права, посвященных праву собственности на природные ресурсы (понятие, объект, субъекты, отдельные аспекты содержания, формы собственности на природные ресурсы).
При исследовании сущности понятия собственности я столкнулась (ся) с тем, что в литературе нет единого подхода к определению этого понятия. Поэтому, рассмотрев существенные признаки собственности, был сделан вывод, что собственность (право собственности) представляет собой комплексный, многоотраслевой институт, охватывающий правовые нормы, регулирующие владение, пользование и распоряжение материальными благами. Следовательно, право собственности на природные ресурсы можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области владения, пользования и распоряжения природными ресурсами.
При этом важно отметить, что содержание правомочий собственника на природные ресурсы, выражающееся в их правах и обязанностях, имеет очевидную специфику, которая нашла отражение в законодательстве и заключается в более жестком законодательном закреплении прав и обязанностей собственников природных ресурсов. Право собственности на природные ресурсы не является абсолютным и ограничивается общественно значимыми интересами.
Самостоятельными объектами права собственности на природные ресурсы выступают: земля (земельные участки); недра (участки недр); водные объекты; лесные участки в составе земель лесного фонда; животный мир; особо охраняемые природные территории и природные лечебные ресурсы.
При рассмотрении форм собственности на природные ресурсы было выявлено следующее. В действующем законодательстве закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В настоящее время разграничение частной и публичной форм собственности на природные ресурсы производится исходя из позиций того, что природные ресурсы, совокупный эколого-экономический статус которых исключительно важен (лесной фонд, водный фонд) – ограничены с точки зрения возможности нахождения их на праве частной собственности; ограничиваются возможности частного субъекта по обладанию правом собственности в отношении отдельных категорий природных объектов – исходя из стратегической значимости указанных объектов с точки зрения целевых характеристик их использования. Налицо то, что кроме земельных и водных ресурсов, все остальные не могут находиться в частной собственности, а некоторые – и в муниципальной.
При проведении анализа права собственности на недра был сделан вывод о том, что особенностью института государственной собственности на недра в настоящее время является то, что действующий Закон «О недрах», закрепляя исключительное право собственности государства, четко не определяет, кто именно является субъектом этого права: Российская Федерация или субъекты РФ. Последние изменения, внесенные в Закон РФ «О недрах» свидетельствуют о том, что, законодательство о недрах развивается путем централизации управления государственным фондом недр преимущественно на федеральном уровне.
При рассмотрении права собственности на особо охраняемые природные территории и объекты можно сказать о том, что действующее законодательство Российской Федерации не только налагает жесткие режимные ограничения хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях, но и предусматривает полный запрет изъятия предоставленных им земельных и водных участков. Это связано с особенностями правового статуса особо охраняемых территорий и объектов, основными чертами которых являются: их принадлежность к объектам общенационального достояния; полное или частичное изъятие их из хозяйственного использования; установление особого режима охраны; отнесение их к объектам государственной собственности; получение особого статуса  федерального, регионального, местного; включение в государственный кадастр особо охраняемых территорий; установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов.
В дипломной работе были выявлены следующие проблемы:
1. До сих пор существует проблема разграничения собственности на природные ресурсы. Муниципальные образования и их органы местного самоуправления обладают незначительной собственностью на природные ресурсы. Они, то наделяются функциями участия в публичном управлении и распоряжении государственной собственностью, то лишаются их полностью либо частично. Если исходить из требований государственной собственности на природные ресурсы, то муниципальные образования, будучи самостоятельным обладателем права муниципальной собственности на природные ресурсы, должны уменьшать свое участие в осуществлении права государственной собственности. Важно отметить, что признание с 1 июля 2006 г. Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» утратившим силу, дополнение Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не снимают проблемы осуществления размежевания права собственности на землю между гражданами, юридическими лицами, муниципальными и иными публичными (федеральными, региональными) образованиями.
2. Проводимая административная реформа и федеральные законы внесли свои коррективы в эти положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в сторону сокращения вмешательства государства в природопользование и усиления гражданско-правовых средств воздействия на природопользователей. По нашему мнению, государство, уменьшая свое вмешательство в частные дела, уступая свои некоторые полномочия по регулированию природопользования, должно еще более внимательно поступаться ими в части распоряжения и владения природными ресурсами, принадлежащими ему на праве собственности.
3. Важным звеном экономических механизмов в области природопользования и охраны окружающей среды является природоохранное планирование и финансирование. Большинство природоохранных целевых и иных программ выполняются неудовлетворительно, с грубейшими нарушениями сроков, качества и срывом запланированных мероприятий ввиду их регулярного недофинансирования и заведомой недооценки их стоимости, которая в связи с инфляцией постоянно растет. В Законе «Об охране окружающей среды» 2002 г. ни экологических фондов, ни порядка и целей расходования природоохранных средств не предусматривается. Нереализованными могут стать ст. 14 и 17 вышеназванного закона, согласно которым оказываются государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, посредством установления налоговых и иных льгот, предоставление льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов.
В связи с этим необходимо реализовать следующие основные меры:
Можно обратиться к конкретным обязанностям потребителей и загрязнителей природных ресурсов восстанавливать потраченный или нарушенный природный объект либо его часть или свойство по соответствующим, установленным в нормативных правовых актах таксам и методикам либо в натуре. Это означало бы серьезный поворот в организации природопользования и охраны окружающей среды и сняло бы многие проблемы реализации права собственности на природные ресурсы и размеров платы за их использование, и особенно за загрязнение.
Имущественная и иная ответственность загрязнителей окружающей среды за экологические правонарушения, применяемая единообразно и повсеместно, может стать ключевым способом решения современных проблем реализации многообразных форм права собственности на природные ресурсы, его совмещения с обеспечением их рационального использования и с охраной природной среды в интересах настоящего и будущих поколений.
Спасибо за внимание. У меня все. Если у присутствующих имеются вопросы, то, пожалуйста,  я постараюсь на них ответить.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.