На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Должностное лицо в законодательстве и правовой теории

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 19.04.2012. Сдан: 2012. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: 81.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


Курсовая работа

по дисциплине «Административное право »

Тема «Должностное лицо в законодательстве и правовой теории»


Студент ХХХХХХХХХ

Группа ЮРбз-331ДО

Преподаватель: _____________


« » 2012г.


Тольятти 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………… 3
1 Организационно – правовые основы понятия должностного лица и элементы его правового статуса…………………………………….
5
1.1 Развитие понятия «должностное лицо»………………………... 5
1.2 Понятие «должностное лицо» и виды должностных лиц……………………………………………………………………….
13
2 Понятие «должностное лицо» в правовой теории………………….. 22
3 Понятие «должностное лицо» в законодательстве………………… 31
Заключение……………………………………………………………… 42
Список использованных источников…………………………………. 46


Введение

Проблема понятия должностного лица является одной из сложных и важных в учении о служебных (должностных) преступлениях и правонарушениях. В уголовно-правовой науке этой проблеме уделялось и уделяется достаточно много внимания . Однако до настоящего времени не все вопросы решены до конца и однозначно , и единого для всех отраслей права понятия должностного лица в отечественной науке нет. Административно-правовое (в смысле ответственности за совершение административных правонарушений) и уголовно-правовое понятия должностного лица не тождественны. Так, в КоАП к должностным лицам отнесены наряду с другими и предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), в уголовном праве нет (см. примечания к ст.2.4 КоАП РФ, ст.285, ст. 201 УК РФ). Представляется несостоятельным утверждение некоторых авторов о том, что указание о ПБОЮЛ как субъекте должностного правонарушения не может относиться к рассматриваемым правоотношениям, оно якобы устанавливает особенности привлечения к административной ответственности "определенной" категории субъектов административных правонарушений . Поскольку речь идет именно о совершении ими административных правонарушений в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя . В теоретических работах должностными лицами именуются также служащие негосударственных организаций, наделенные распорядительными полномочиями .
Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы курсовой работы, целью которой является исследование понятия "должностное лицо" в законодательстве и в правовой науке. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
охарактеризованы основные подходы к определению понятия должностного лица в правовой науке;
раскрыто понятие должностного лица в современном российском законодательстве.
Таким образом, объектом данного исследования является российское законодательство и правовая наука, предметом - понятие "должностное лицо".
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


1 Организационно – правовые основы понятия должностного лица и элементы его правового статуса

1.1 Развитие понятия «должностное лицо»

Смысл существования любого закона - это регулирование общественных отношений. Однако иногда законодатель не успевает создать новую норму права из-за скорого развития общественных отношений, и как следствие появляется правовой дефект - действительность требует нового порядка регламентации.
Это справедливо, и по отношению к определению понятия "должностное лицо". Предусмотренное законодателем в примечаниях к ст. 2.4 КоАП, ст. 285 УК понятие "должностное лицо" - это лишь нормативно закрепленная оболочка общественных отношений, существовавших еще в союзном государстве в период действия Уголовного кодекса 1960 г. С тех пор произошли социально-экономические изменения: приватизация, акционирование и продажа государственных предприятий и государственной собственности, аутсорсинг государственных услуг. Не претерпев никаких изменений, данное законодателем понятие стало не соответствовать требованиям действительности. Появившиеся многочисленные "недолжностные" с точки зрения закона лица осуществляют функции, которые ранее были сугубо государственными и после их передачи в частные руки не потеряли своей общегосударственной важности.
По мнению большинства ученых, ни закон, ни действующее на сегодняшний день толкование, предложенное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", не дает четкого понимания всех аспектов этого понятия . Поэтому многие авторы выступают с критикой существующего определения.
Так, в литературе говорится о нецелесообразности выделения среди функций должностного лица административно-хозяйственной функции . Дополнительно к "управлению вещами" (административно-хозяйственная функция), выделяемому авторами в отличие от "управления людьми и организациями" (организационно-распорядительная функция), предлагается в понятие должностного лица включать такой признак, как совершение юридически значимых действий.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" частично отразило эти теоретические изыскания: полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, суд относит к организационно-распорядительным функциям (абз. 2 п. 4 указанного Постановления). Однако сущность понятия "должностное лицо" не претерпела каких-либо кардинальных изменений.
В этом плане опыт зарубежных стран мог бы оказаться полезным для России. В 80-х гг. прошлого века в Великобритании правительство инициировало конституционную и организационную реформу, которая включала в себя сходные с РФ процессы приватизации государственных компаний (газовых и электрификационных) и государственной собственности, стимулирование саморегулирования промышленности и аутсорсинг (contracting-out/out-sourcing) оказания государственных услуг (таких как сбор мусора и др.).
Соответственно, несколько изменилось первоначальное понимание публичного права в институциональном смысле (в смысле органов и агентств центрального и местного правительства), а также и понятие должностного лица, с переходом от институционального смысла к функциональному.............


Заключение
В Кодексе РФ об административных правонарушениях должностные лица указаны субъектами административной ответственности более чем в 430 случаях. Кроме КоАП РФ предусмотрено установление административной ответственности и иными нормативными актами (п.1 ст.2.1 КоАП РФ). К примеру, налоговое законодательство РФ также предусматривает ответственность должностных лиц за совершение налогового правонарушения (п.4 ст.108 НК РФ). При таком обширном и разностороннем правоприменении особенно важна унификация понятия "должностное лицо" для различных отраслей права. Понятие должностного лица в КоАП РФ содержит признаки понятия должностного лица, указанного в ст.285 УК РФ, и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, указанного в ст. 201 УК РФ. В примечании к ст.318 УК РФ дается определение одной из категорий должностных лиц - представителя власти. Причем тоже недостаточно определенно указано - "должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное".
Под должностным лицом согласно примечанию к ст.2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации; а также руководители и другие работники иных организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (в последнем случае указано - если законом не установлено иное).
Однако в законодательстве РФ не определены понятия организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности, что в практике вызывает затруднения для установления того, является ли лицо специальным субъектом правонарушения. Поэтому желательно законодательно определить понятия "организационно-распорядительные функции" и "административно-хозяйственные функции". Отсутствие такого законодательного определения восполнено разъяснениями в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе", который указал: "... к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)". Другие должностные лица (помимо представителей власти) выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, которые в общих чертах указаны в п.3 указанного Постановления: "Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. ". При этом лица, выполняющие только профессиональные, производственные функции, не могут быть субъектами должностных правонарушений (врачи, преподаватели и т.п.).
Четкое законодательное регламентирование понятия должностного лица необходимо и для целей административной юстиции даже при том, когда он будет не субъектом правонарушения, а ответчиком по административному делу. В настоящее время защита прав от неправомерных действий органов власти рассматривается по нормам гл.24 - 26 ГПК РФ, дискутируется не первый год и решается вопрос о принятии Административного процессуального кодекса, об учреждении административных судов. Казалось бы, эта проблема не по теме статьи, но полагаю позволительным высказаться о том, что проведение кодификации законодательства и создание полноценной административной юстиции не должно означать автоматически создания новых судов - о чем предложения высказываются. Помимо огромных финансовых ресурсных затрат это на многие годы неминуемо снизит качество рассмотрения дел по жалобам на действия власти. Есть такая максима - судьей становятся через 4 - 5 лет работы в этой должности (так говорили и мои первые наставники в середине 1980-х гг.). Эту максиму трудно кому-либо опровергнуть. Более полноценным специалистом можно стать, работая в сложившейся системе, коллективе. Имея опыт рассмотрения (кроме уголовных и административных) также и гражданских дел (более 9 лет), могу утверждать: создание коллегий по рассмотрению административных дел (по будущему Административному процессуальному кодексу), т.е. специализация в судах общей юрисдикции, предпочтительнее. Именно потому, что кроме писаного закона необходимо судейское мировоззрение, потому что "кадры решают все" (кто считает выражение крайним - от уровня подготовки кадров зависит многое), а судья - это "штучный товар", если только господин, получив назначение на должность, не превращается в "ремесленника в мантии".


Список использованной литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.10.2011)// СПС Консультант Плюс
2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.07.2011)(с изм. и доп., вступающими в силу с 07.08.2011)// СПС Консультант Плюс
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)// СПС Консультант Плюс
4. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.07.2011)// СПС Консультант Плюс
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)//СПС Консультант Плюс
6. Административное право: учебник / Под ред.Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2005.
7. Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство и административная юстиция // Современное право. 2005. N 5.
8. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.
9. Виговский Е.В. Процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. 2002.
10. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб.: "Юридический центр "Пресса", 2005.
11. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: Юристъ, 2000.
12. Егорова Н. Управленческие функции специального субъекта преступления (уголовный закон, теория, судебная практика) // Уголовное право. 2007. N 2.
13. Засов К.П. Понятие должностного лица в законодательстве и юридической практике // Современное право. 2003. N 8.
14. Лысиков А.А. Развитие понятия "должностное лицо" // Законность. 2011. N 6.
15. Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. М., 1997. С.39; Макаров С. Субъекты должностных и "служебных" преступлений // Российская юстиция. 1999. N 5.
16. Петров Ю.А. К понятию должностного лица // Правоведение. 1974.N 6.
17. Петухов Г.Е., Васильев А.С. Понятие должностного лица в советском законодательстве и правовой науке // Известия вузов. Правоведение. 1980.N 3
18. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / А.Г. Бабичев, П.П. Беликов, С.Ю. Зюзин и др.; под ред. А.Г. Бабичева, С.Ю. Наумова. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.
19. Советское административное право. М., 1962. С.143.
20. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2004.
21. Чаннов С.Е. Должностное лицо как особый субъект административной ответственности // СПС "КонсультантПлюс".
22. Ямпольская Ц.А. О должностном лице в советском государственном аппарате // Вопросы советского административного права. М.; Л., 1949.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.