На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теория человеческого капитала проблемы изучения

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Основы теории человеческого капитала

Введение. Проблемы теории человеческого капитала
Глава 1. Проблемы исследований человеческого капитала
Глава 2. Основные дефиниции термина «человеческий капитал»
Глава 3. Классификация человеческого капитала
Заключение
Литература
Приложение

Введение. Проблемы теории человеческого капитала

Теорией человеческого капитала начали заниматься еще в XIX веке. Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.
С точки зрения социологии теорию человеческого капитала исследуются в трудах таких представителей чикагской школы, как М. Коллингсворт, К. Ланкастер, Дж. Минсер, Р. Уиллис. Теоретические основы концепции человеческого капитала разрабатывались М. Блаугом, У. Боуэном, Б. Вейсбродом, Э. Денисоном и др.
Существенный вклад в развитие теории человеческого капитала также внесли советские экономисты Л. Я. Гомберг, Ф. М. Волков, И. А. Машинский, И. М. Мусатов, М. В. Солодков, Ю. М. Толыпин и др., детально разработав отдельные ее элементы. В 1990-х г.г. в России проблемы человеческого капитала исследовались социологами B. C. Автономовым, B. C. Гойло, Л. С. Гребневым, А. И. Добрыниным, С. А. Дятловым, И. В. Ильинским, М. М. Критским, Р. И. Капелюшниковым, В. В. Радаевым, В. Т. Смирновым и др.
Вопросы, связанные с ролью института образования в формировании человеческого капитала, привлекали к себе внимание ведущих отечественных и зарубежных ученых-социологов с начала XX в. Так, проблема самоопределения студенческой молодежи в условиях изменения структуры общества и переоценки ценностей стала объектом исследования Л. М. Клейнборта. Важное методологическое значение применительно к теме данного исследования имеет интегративного общества П. Сорокина.
В 1960-х годы в зарубежной и отечественной социологии объектом исследования многих ученых становятся процессы профессионализации. На основе выводов П. Друккера, Д. Имей, В. Г. Подмаркова, М. Х. Титмы, О. Н. Шкаратана, Шубкина В. Н. и др., воспроизводство профессионального, высококвалифицированного работника рассматривается как многообразное межсистемное взаимодействие субъектов социокультурной деятельности. Особый интерес с этой точки зрения представляют методологические аспекты исследования социально-профессиональных ориентиров студенчества, рассмотренные в трудах В. А. Ядова.
Широкий круг проблем, касающихся воспроизводства населения во взаимосвязи со здоровьем, рассматриваются в трудах В. И. Кричагина, Н. А. Крапченко, П. Г. Петрова, B. C. Ягья, Л. Ф. Серенко, В. В. Ермакова, Г. И. Сидоренко, Е. Н. Кутенева, М. Ю. Гедышева, M. И. Николаева и др.
Исследования проблем формирования культуры граждан, которая составляет основу морально-нравственных качеств человеческого капитала нашли свое отражение в трудах ряда отечественных и зарубежных политологов. В этом плане заслуживает особого внимания рассмотрение различных аспектов процесса формирования гражданского общества и гражданской культуры в работах таких авторов, как К.С. Гаджиев, М.М. Кравченко, Н.П. Кочетков, В.Г. Смольков, Л.Г. Титов, П.Ф. Янкевич, и др.
Общеметодологическое значение для разработки теоретических основ исследования соотношения человеческого и других видов капитала имеют труды Г. Беккера, М. Коула, К. Кука, М. Шиффа, Р. Эмерсона, В.В. Радаева и др.
Проблемы оценки человеческого капитала рассмотрены в трудах С.А. Курганского, Быченко Ю.Г., В.А. Сенкова, Л.Г. Симкиной, Синицыной Г.И., И.Г. Саксельцева, Н.Н. Шаш и др.
В настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой произошел или завершается переход от индустриального к постиндустриальному обществу, который влечет за собой кардинальную перестройку системы общественных отношений.
Такие процессы как обновление производственной базы, автоматизация, компьютеризация, широкое внедрение информационных технологий, изменения в организации труда, структурные изменения в экономике, сокращение общей доли добывающей промышленности, быстрый рост сферы услуг и непроизводственных отраслей вызывают необходимость по-новому решать задачи правового регулирования труда, искать новые механизмы, регулирующие трудовые отношения.
Последние пятьдесят лет в мире наблюдается возникновение компаний и технологий, предоставляющих нетрадиционные услуги, помогающие эффективнее строить бизнес, снижать риски, оптимизировать бизнес процессы. Данное явление не обошло стороной и такую сферу, как управление человеческими ресурсами.
На современном этапе, несмотря на наличие самых разных концепций, существующих на сегодняшний день в сфере воспроизводства, реализации, сохранения и измерения человеческого капитала, ощущается дискуссионность многих вопросов. Требуется критическое переосмысление ряда теоретических представлений: нуждаются в исследовании вопросы определения особенности человеческого капитала в современном воспроизводственном процессе, роли социальных институтов в формировании человеческого капитала; необходимо исследовать социокультурные источники сохранения и наращивания совокупного человеческого капитала, выявить основные критерии измерения особенностей человеческого капитала в условиях рыночной экономики.
Развитие теории человеческого капитала вызвало к жизни множество трактовок этого явления.
Чаще всего под человеческим капиталом понимают знания, умения и навыки человека, способствующие повышению его производительной силы, а, следовательно, и заработков. Многие экономисты определяют человеческий капитал как совокупность наследственных и приобретенных физических, а также духовных качеств и свойств человека, которые могут использоваться на протяжении определенного периода времени для производства товаров и услуг, а также в состоянии обеспечивать своему владельцу определенный доход. Исходя из данного утверждения, концепция капитала в рассматриваемой теории основана на том, что все то, что реально существует и обладает экономическим свойством оказывать будущие услуги определенной стоимости, можно назвать капиталом. Кроме этого под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем. К важнейшим видам человеческих инвестиций относят образование, подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитание детей.
Аналогию между человеческим и "обычным" капиталом нельзя считать полной. Во-первых, в современном обществе человек - в отличие от станка или пакета акций - не может быть предметом купли-продажи (такое возможно лишь в рабовладельческой экономике). Как следствие, на рынке устанавливаются только цены за "аренду" человеческого капитала (в виде ставок заработной платы), тогда как цены на его активы отсутствуют.
Во-вторых, человеческий капитал способен повышать эффективность деятельности, как в рыночном, так и внерыночном секторе и доход от него может принимать как денежную, так и неденежную форму. В результате потребительские аспекты вложений в человека оказываются не менее важными, чем производственные.
Современное состояние теории человеческого капитала обусловлено следующими проблемами:
1. Движущей силой экономического роста становятся люди, обладающие высоким уровнем образования и способные в условиях ус-корения научно-технического прогресса более эффективно использовать капитал. Внедрение новейших технологий ведет к качественным сдвигам во всей структуре и организации труда, воздействует не только на занятость, но и на квалификацию, условия труда, способствует возникновению новейших профессий, требующих высокой квалификации и лучшей профессиональной подготовки. Это свидетельствует об усилении роли человеческого капитала в условиях перехода к постиндустриализации.
2. Важнейшей закономерностью, определяющей современное развитие мировой экономики, является возрастание роли человеческого фактора. Человек, обладающий запасом знаний, умений и навыков общего и профессионального характера становится ведущим фактором развития и стабильности экономики. Акценты развития смещаются от производства физического капитала к производству и накоплению человеческого капитала.
Вследствие этого представляется необходимым рассмотреть проблему развития производства образовательных услуг. Для России она является актуальной вследствие необходимости решения сразу двух задач: построения социально-ориентированной рыночной экономики и перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Решение первой задачи требует изменения социально-экономических основ системы производства образовательных услуг, а решение второй задачи предполагает изменение места самой этой системы в общественном производстве.
В процессе формирования в России основных субъектов смешанной экономики (домохозяйств, фирм и государства) происходит пересмотр действовавшего в рамках советской системы социального контракта, что влечет за собой перераспределение издержек и выгод инвестиций в человеческий капитал. Возникает проблема создания новой институциональной организации производства и накопления человеческого капитала. В данной связи актуальным представляется рассмотрение институциональных факторов, определяющих распределение инвестиционных затрат между экономическими субъектами и содержания заключаемого между ними социального контракта по поводу производства человеческого капитала. Подобный анализ современной институциональной организации производства образовательных услуг формирует методологическую основу для создания нового организационно-экономического механизма образования.
3. С увеличением роли научно-технического прогресса в экономическом росте изменилось отношение западных экономистов-классиков к проблемам воспроизводства рабочей силы. Центр внимания ученых сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, в то время как ранее основными были проблемы использования налично данной рабочей силы. Структурные изменения в экономике современного капитализма и послужили той объективной основой, на которой возникла современная концепция человеческого капитала.
4. За последние годы в мировой экономике произошло изменение структуры совокупного капитала. Это связано с доминированием человеческого капитала в структуре национального богатства . В качестве базовых факторов формирования общественно-экономических отношений теперь наряду с собственностью и властью с нарастающей активностью выступает «символический капитал» - знания, ценностные предпочтения, культурно-психологические мотивы интеракции. В этой ситуации ориентир на «высокие знания» и непрерывное образование становится доминантным ценностным предпочтением человека.
5. Совокупная стоимость некоторых компаний основывается на человеческом капитале, таком, как преданный персонал, квалифицированные менеджеры. Исключительно на человеческом капитале основывается "владение" футбольной или баскетбольной командой. В общепринятых системах бухгалтерского учета такие активы игнорируют из-за трудности объективной и поддающейся проверке оценки. Очевидно будущую экономическую стоимость служащих трудно определить с какой-либо точностью, и даже при учете по первоначальной стоимости нелегко добиться ясности при исчислении затрат на создание таких активов и выявить ненужные затраты. Тем не менее, в литературе выработаны некоторые простые методы оценки человеческого капитала. Они предусматривают накопление затрат на найм и обучение штата с учетом увольнения его части и т.п.
6. Современной экономике присущи тенденции глобальной информатизации общества. В зарождающемся информационном обществе формируется исторически новое явление - информационная экономика, которая на данном этапе заметно развита лишь в нескольких странах, но отдельные ее элементы встречаются повсеместно. К настоящему моменту концепция развития информационной экономики находится на стадии разработки, формируются ее основные черты. Представление об информационной экономике, как новой категории экономики еще очень размыто и противоречиво.
В рамках этой теории меняется значение человеческого фактора как основополагающего экономического звена. В первую очередь это связано с кардинальными изменениями роли человека в производстве. В ин-дустриальной экономике традиционная технология нацелена на мини-мизацию вмешательства человека в производственные процессы. По мере перехода к информационному обществу возрастает значение личных характеристик индивида: аналитические способности, информационная восприимчивость, коммуникабельность, обучаемость. Появляются новые формы человеческой деятельности, которые недостаточно исследованы на текущем этапе. Динамично формируется человеческий капитал, который, прежде всего, выражается в постоянно обновляющихся знаниях и навыках. Непрерывное обучение и повышение квалификации человека становится необходимым условием современной экономики.
7. В современных условиях важнейшим критерием формирования структурных элементов общества становится собственность индивида на человеческий капитал – важнейший ресурс, дающий человеку неравную возможность доступа и участия в профессиональной трудовой деятельности, неравный вклад в совместные трудовые действия, неравную результативность трудовых действий, неравные экономические результаты труда, и как итог – неравные доходы и доступ к материальной собственности и потреблению. Поэтому владение неоднородным человеческим капиталом приводит к расслоению общества относительно участия его членов в социально неоднородной профессиональной деятельности и социально неоднородном потреблении, а также к воспроизводству социально неоднородных духовных и материальных потребностей людей.
В этой связи важно отметить, что воспроизводство социального неравенства и воспроизводство человеческого капитала выступают стратегически однородными процессами, осуществляющимися в структурах нематериального производства общества, и поэтому можно говорить, что система образовательного целевого развития человека является в то же время системой социального расширенного воспроизводства культурного человеческого капитала, определяющая структурно изменяющийся процесс воспроизводства социального неравенства в обществе.
Социальная неоднородность собственников человеческого капитала представляет собой не только различия в способностях и потребностях членов общества, но и различия в возможности удовлетворения и развития материальных и духовных потребностей как основе расширенного воспроизводства человека в структуре всякого рода его деятельности, в том числе и производительной. Поэтому те или другие носители человеческого капитала – это не только какая-либо общественная группа, это социальная страта, отражающая иерархическое ранжирование общества относительно общих условий существования и причинно-следственных связей в специфике их жизнедеятельности. Поэтому формирование человеческого капитала и появление в нем качественных сдвигов представляет собой основу совершенствования социальной структуры общества, перехода одного социального слоя в другой, совершенствование и появление новых общественных слоев.
Переход к каждому новому уровню человеческого капитала приводит к определенному этапу формирования и накопления капитала, росту результативности трудовой деятельности, изменению социальной структуры человеческой жизнедеятельности, а значит, и к социальному переструктурированию всего общества. Происходит изменение социальной структуры общества, совершенствование деятельной характеристики того или иного общественного слоя, закрепления его качественных характеристик, способностей. Те или иные виды деятельности закрепляются совокупностями людей, проявляющиеся в их отношениях с другими людьми в процессе создания духовных и материальных благ, способствующих развитию дальнейшей их жизнедеятельности. Совершенствование общественной структуры осуществляется в результате процесса формирования человеческого капитала. Данные социальные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Место индивида в данной объемной системе измерения определяется его принадлежностью к какой-либо общественной стратификационной группе, объединенной по признаку наличия у индивидов основных компонентов культурного человеческого капитала. Определение статусных общественных групп через призму их собственности на реально задействованный и функционирующий человеческий капитал предполагает рассмотрение его потенциальной формы как предпосылки основного квалификационного требования для возможности индивидом занять то или иное профессиональное место с целью использования своего человеческого потенциала и получения экономической или социальной выгоды. .................



Заключение

1. Изучение экономической литературы по проблеме человеческого капитала показывает, что на сегодняшний в основном поле исследований человеческого капитала сформировано в комплексную теорию, объединившую в себе концептуальные положения классической политической экономии (А. Смит и др.), неоклассического направления экономической теории (А. Маршалл и др.), некоторые достижения институционализма (М. Альбер и др.), а также современные исследования по различным аспектам человеческого капитала (социология образования, экономика семьи, экономика образования и т.п.).
Вместе с тем многие вопросы, связанные с изучением комплексных проблем остаются вне поля исследователей, в частности не до конца сформирована научная мысль в отношении того, что же собой представляет человеческий капитал.
Анализ различных подходов позволяет в интегрированном виде представить человеческий капитал на общественном и индивидуальном уровнях.
На индивидуальном (микро-) уровне в качестве:
- накопленного актива (физического или человеческого, обладающего способностью генерировать поток будущих доходов);
- динамического процесса развития личных характеристик работника (физиологические и социально-психологические особенности и другие качества, оказывающие влияние на результаты трудовой деятельности);
- определенного результата развития всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм.
На общественном (мезо-, макро- и мега-) уровне человеческий капитал представляется в качестве:
- капитальных общественных ресурсов, вложенных в людей;
- экономических отношений между людьми:
- определенный итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию (сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций и др.).
2. В литературе также широко представлены другие понятия, «пограничные» с термином человеческий капитал (социальный, интеллектуальный, культурный, личностный, символический и ряд других), часто включаемые в его сущность, или выделяемые из нее.
Чтобы выявить рациональное начало, мы использовали такие критерии, которые наиболее часто встречающиеся в исследованиях структурные компоненты указанных капиталов (совокупность коллективных знаний, способностей, умений и навыков; характер совокупности отношений; человеческий фактор развития; совокупность социальных ресурсов; стоимость совокупности интеллектуальных активов; деятельный процесс реализации культуры индивида), по которым можно было бы определить, какое из понятий лишнее, надуманное, или, наоборот – неотъемлемое.
Проведенный нами анализ показал, что:
а) такой структурный компонент, как совокупность коллективных знаний, способностей, умений и навыков – большинством авторов включается в состав
интеллектуального, культурного, личностного и символического капиталов;
б) характер совокупности отношений – в состав социального и интеллектуального капиталов;
в) человеческий фактор развития - в состав культурного, интеллектуального и личностного капиталов;
г) совокупность социальных ресурсов - в состав социального и культурного капиталов;
д) стоимость совокупности интеллектуальных активов - в состав интеллектуального и символического капиталов;
е) деятельный процесс реализации культуры индивида - в состав культурного и символического капиталов.
Таким образом, если сравнить названные нами характерологические признаки человеческого капитала со структурными компонентами других рассмотренных капиталов, то в широком смысле: по показателю ресурсы человеческий капитал тождественен социальному и культурному капиталам; по показателю общественные отношения человеческий капитал имеет сходство с социальным и интеллектуальным капиталами; по показателю определенный итог общественного развития у человеческого капитала много общего с интеллектуальным, культурным, личностным и символическим капиталами.
В узком смысле: по всем показателям человеческий капитал есть ничто иное, как культурный, интеллектуальный и личностный капиталы.
Для подтверждения данного вывода нами была проведена классификация видов человеческого капитала.
3. В проведенном типологическом исследовании основных видов человеческого капитала главное состоит не столько в конструировании их идеального типа, сколько в поиске и обосновании наиболее существенных, общих и устойчивых признаков и свойств данных явлений.
В качестве таких признаков нами называются совокупность элементов институционального, социологического, экономического порядка, основными из которых можно считать: основания и состояния человеческого капитала; формы, в которых он воплощается; уровни и группы качеств, а также и экономические аспекты (вложения, отдачи, характер содействия благосостоянию общества и некоторые другие).
Выделение указанных оснований типологии человеческого капитала позволяет реально синтезировать его содержательные и формальные признаки, показать их органическую связь с общественными отношениями, социально-экономическую значимость. В практическом плане выделение названных признаков способствует разработке более обоснованных предложений по совершенствованию качества человеческого капитала.
Рассматривая типологию, как результат применения тех или иных современных научных методов исследования, мы, проведя обобщение представленных в литературе классификаций человеческого капитала и составив свою, утвердились в научности вывода, что по своим типологическим характеристикам человеческий капитал в широком смысле есть определенный итог исторического развития человеческого общества, достигнутый в процессе экономических отношений и выраженный в накоплении капитальных ресурсов общества, вложенных в людей.
В узком смысле человеческий капитал – это аккумулированные культурный, интеллектуальный и личностный капиталы в характер социальных отношений, уровень культуры и личностные, экономические и социальные характеристики индивида.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.