На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие творческого мышления у студентов - будущих педагогов

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 24.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 92. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ПЕДАГОГА ………………………………………………………..
1.1. Сущность понятий ………………………………………….
1.2. Развитие творческого мышления педагога ……………….
1.3. Методы развития творческого мышления педагога ……..
1.4. Теоретическое обоснование тренинга творческого
мышления ………………………………………………………….
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ ……………………………………………………..
2.1. Констатирующий эксперимент ……………………………..
2.2. Программа проведения формирующего эксперимента …...
2.2.1. Тренинг, как наиболее эффективная форма развития
творческого мышления будущих педагогов ……………………
2.3. Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ.
В настоящее время в эпоху преобразования и модернизации происходит переход от стратегии выживания к стратегии «процветания». Поэтому особенно востребованы профессионалы вообще и в сфере педагогики в частности, т.е. люди, обладающие, прежде всего, высокой культурой творческого мышления.
Теоретические и практические проблемы творческого профессионального мышления привлекали к себе внимание многих авторов. Среди них такие видные исследователи, как О.С.Анисимов, Д.В. Вилькеев, И.И. Казимирская, В.Д. Шадриков, Ю.К. Карнилов, А.В. Карпов, Ю.Н. Кулю-ткин, А.К. Маркова, И.М. Митина, Н.В. Кузьмина и др.
Творчество характеризуется открытием нового для себя и для других. Новаторство проявляется в создании новых оригинальных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явления, перестраивающих общественный педагогический опыт.
«Мы стремимся не подражать великим мастерам, а найти то, что они искали» - гласит восточная мудрость. Данный контекст понимания творчества позволяет отметить, что не следует воспроизводить ситуации, в которых родилось подлинное единство, а нужно создавать новое ради других, иногда более высоких целей.
Задача преподавателя, желающего работать по-современному, заключается в овладении новыми образовательными технологиями.
При освоении педагогической деятельности на более высоком уровне важно не только развивать те знания, умения и навыки, которые необходимы для определения деятельности, но и качества, значимые для освоения и творческого выполнения деятельности.
Таким образом, обучение должно учитывать не только освоение деятельности, но и развитие субъекта деятельности. Наиболее эффективным является обучение, которое развивает тренируемые качества. Современный преподаватель стремится не научить чему-то, а научить обучаемых учиться. Благодаря этому происходит формирование саморазвивающейся личности, а не техническая подготовка специалиста.
Творчество преподавания в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение вариативных, нестандартных способов решения педагогических задач. Творчество преподавателя востребовано спецификой высшей школы, в которой наблюдаются следующие тенденции:
- неподготовленность студентов к работе с устной информацией (неумение выделять и систематизировать главное в сообщаемой информа-ции, быстро конспектировать), следствием этого является широко распространенная пассивность студентов при восприятии и интеллектуальной переработке получаемой информации;
- презентация знаний в виде готового материала, не требующего дополнительных усилий для его получения и практического использования;
- монологичность в трансляции учебного материала («преподаватель – студент» или «студент – преподаватель»).
Творческая активность педагога всегда связана с осознанием цели и с выработкой решения о действиях, способствующих достижению поставленной цели в создавшихся условиях.
Каждый человек становится ответственным за свои поступки, за свою жизнь в целом. Оказываясь в разных ситуациях, порой, неожиданных, он старается успешно справиться с возникшими затруднениями. Но имеющихся умений порой не хватает, поскольку для решения проблем требуются умения, которые находятся за рамками накопленного опыта. Для решения возникшей проблемной ситуации необходимы такие умения, как:
- самоанализ;
- активизация собственных потенциальных возможностей и собственного опыта;
- умение повысить критичность к своим действиям;
- выходить за пределы непосредственно данной ситуации.
Поэтому современный педагог должен привлекать для решения проблемных ситуаций не только практические, но и теоретические социально-психологические знания. Современному педагогу необходимо обладать надситуативным уровнем педагогического мышления т.е. как специалисту обладать способностью подниматься выше над уровнем решаемой проблемы, ставить цели, избыточные с точки зрения профессиональной задачи, стремиться к доказательственности и обоснованности своей профессиональной позиции. Такие специалисты, использующие надситуативный уровень мышления, являются более успешными в творческом выполнении своих профессиональных функций, чем их коллеги.
Творчество основано на комбинации применения специальных правил и методов, в результате чего формируется новое видение проблемы, ситуации, а затем – «новое» решение. Поисковая активность и способность к созданию многозначного контекста решаемой ситуации, лежащие в основе творческой активности, повышают адаптивные возможности преподавателя. Искренняя увлеченность преподавателя предметом неотразимо действует на обучаемых. И в то же время это являет собой пример яркого проявления непреднамеренного косвенного внушения.
Таким образом, сама природа внутренних условий творчества по К. Роджерсу такова, что их проявление нельзя спровоцировать, но им можно способствовать.
В связи с этим представляется возможность поспособствовать возникновению и развитию творческого мышления посредством психолого-педагогического тренинга, в ходе которого мы достигнем поставленных целей. А именно: способствует появлению нового современного педагога, способного преобразовывать среду, а не пассивно к ней приспосабливаться, толерантного по отношению к неопределенности, умеющего находить многообразие вариантов решения ситуации, генерирующего большое число идей, способного выдвигать нестандартные идеи, а главное – открытого для нового опыта, который он впоследствии может передавать своим ученикам.
Целью дипломной работы является исследование проблемы творческого мышления будущих педагогов.
Задачи:
1. Провести анализ теоретического материала по проблеме творческого мышления профессионала.
2. Изучить методы развития творческого мышления.
3. Разработать программу экспериментального исследования.
4. Исследовать эффективность тренинговых занятий, как средства развития творческого мышления будущих педагогов.
Объект исследования: личность студентов – будущих педагогов.
Предмет исследования: творческое мышление будущих педагогов.
Гипотеза: тренинговые занятия являются фактором развития творческого мышления будущих педагогов.
Экспериментальная база исследования: Северо-Осетинский Государственный Педагогический Институт.
В экспериментальном исследовании участвовали студенты 2-го курса коррекционно-педагогического факультета и студенты 5-го курса психолого-педагогического факультета.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе были продиагностированы и контрольная и экспериментальная группы. Во время диагностики в каждой группе применялись 3 методики.
На втором этапе проводился психолого-педагогический тренинг креативности. Тренинг проводился только в экспериментальной группе.
На третьем этапе проводилось повторное диагностирование и в контрольной (не прошедшей тренинговых занятий), и в экспериментальной группе.
Затем, после сравнения полученных результатов диагностики до и после тренинга проводился сравнительный анализ полученных результатов.


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПЕДАГОГА

1.1. Сущность понятий

Для более детального уяснения сущности понятия «творческое педагогическое мышление» обратимся к рассмотрению смежных с ним категорий, таких как «творчество», «креативность», «творческая личность», «педагогическое творчество».
Понятие «творчество» имеет множество определений. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Творчество – уровень овладения человеком социальным и профессиональным опытом, характеризующийся самостоятельным выбором направления своей деятельности, способностью нетрадиционно подходить к решению проблем, умением создавать новый продукт.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося индивидуального или социального опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов – материальных и духовных.
В целом, творчество – это попытка сформировать своё будущее посредством открытия новых перспектив. Творчество является высшей формой активности и самостоятельности в деятельности человека.
Творчество – это особый вид человеческой деятельности, для которой характерны следующие признаки:
1. Наличие созидающей цели. В творческой деятельности должна быть социальная и личностная значимость и прогрессивность, т.е. она должна вносить определенный вклад в развитие общества и личности.
2. Наличие противоречия. Умение вступить в спор с общепризнанным.
3. Наличие объективных – социальных, материальных – предпосылок, условий для творчества.
4. Наличие субъективных предпосылок для творчества: личностные качества, мотивация, творческие способности, творческое мышление.
5. Новизна и оригинальность процесса и ли результата.
По мнению Сухомлинского В.А., без творческой жизни личность не может быть воспитана. Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта. Он называет творчество самой сутью жизни в мире знаний и красоты. По мнению К.Роджерса, нетворческих людей не существует, но далеко не все люди способны актуализировать свой творческий потенциал. А по мнению Л.С.Выготского, чем мы становимся старше, чем приспособленнее и удобнее начинаем чувствовать себя в жизни, тем меньше остается в нас творческого духа и тем труднее поддаемся мы воспитанию. К.Юнг неоднократно подчеркивал, что творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры в отличие от обычного человека, который страшится многих побуждений и подавляет их.
В целом же для творческой личности, по мнению Я.А.Пономарева, характерны 3 группы свойств:
1. Перцептивные (связаны с восприятием информации): необычная способность концентрации внимания, восприятия, большая впечатлительность. К числу перцептивных особенностей личностей, обладающих огромным творческим потенциалом, чаще всего относились такие, как: необыкновенная напряженность внимания, огромная восприимчивость. К числу интеллектуальных – интуиция, могучая фантазия, выдумка, обширность знаний.
2. Интеллектуальные. Присуще наличие интуиции, огромной фантазии, способности предвидения, знания.
3. Характерологические. Свойственно частое уклонение от шаблонов, оригинальность инициативность, упорство, высокая трудоспособность и самоорганизованность, желание заниматься творчеством, интерес ко всему новому способность удивляться, восхищаться.
По Р.Стренбергу, творческая личность должна обладать следующими чертами: способностью идти на разумный риск; готовностью преодолевать препятствия; толерантностью к неопределенности и готовностью противостоять мнению окружающих.
Р.Стернберг и С.Любарт отмечают, что для формирования и проявления творческих способностей необходимо наличие 6 условий:
1. Интеллектуальные способности – представляют из себя синтетическую способность видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления; аналитические способности, позволяющие оценить стоящие идеи; практически-контекстуальные способности, которые выражаются в умении убедить другого в ценности идеи.
2. Знания - иными словами, необходимость иметь достаточно знаний о своей сфере деятельности.
3. Законодательный стиль мышления – предполагает наличие собственных принципов и законов движения мысли.
4. Личностные характеристики – заключаются в готовности преодолевать препятствия, принимать на себя разумный риск, терпеть неопределенность.
5. Внутренняя мотивация – т.е. сосредоточенность на задаче.
6. Поддержка окружающей среды.................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамичность современного нам общества, становящаяся все более очевидной ролью антропного фактора в средовых изменениях; изменения в технологиях делает, как никогда, актуальной проблему человека, как субъекта собственной внешней и внутренней жизни.
Способность личности гибко и адекватно реагировать на новшества складывающейся ситуации, профессиональной, в том числе, есть функция креативности, как интегративной личностной черты, ведущая роль в которой принадлежит творческому мышлению. Именно поэтому данный феномен – творческое мышление – стал центральным предметом нашего теоретического и практического изучения, а также экспериментального воздействия на первом этапе исследования нами был проведен анализ теоретического материала по проблеме творческого мышления профессионала.
Анализ теоретического материала по данной проблеме позволили выявить имеющиеся подходы в понимании сущности структуры, методов развития как базового конструкта исследования творческого мышления будущих педагогов, так и смежных с ним, таких, как: креативность, творчество, творческая личность, педагогическое творчество, профессиональное мышление.
В дальнейшем в нашем исследовании нашли практическую реализацию методологические предпосылки этой части работы.
Второй этап исследования планировался как экспериментальный, включающий констатирующий эксперимент по выявлению изначального и последующего срезов выделенных диагностируемых показателей, связанных с творческим мышлением будущих педагогов: ситуативного/надситуативного мышления, творческой активности, творческого мышления в экспериментальных и контрольных группах, а также составлена и реализована программа формирующего воздействия на изучаемые параметры в экспериментальной группе.
Программа исследования проводилась в три этапа и включала в себя 8 занятий, каждое из которых рассчитано на 3 часа. Таким образом, общий объем программы составлял 24 часа. Исследование проводилось на базе Северо-Осетинского Государственного Педагогического Института. В экспериментальном исследовании участвовали студенты 2-го курса коррекционно-педагогического факультета в количестве 25 человек. Возраст участников исследования от 18 до 24 лет.
Результаты экспериментальной части работы такие: ситуативный уровень педагогического мышления после формирующего воздействия снизился на 70 процентов - с 90 до 20%, а надситуативный уровень педагогического мышления возрос на 70% - с 10 до 80%.
Таким образом, можно говорить о том, что у 80%испытуемых произошли положительные сдвиги в изучаемых параметрах.
Высокие показатели творческой активности после тренинга возросли на 40% - с 10 до 50%, а низкие показатели вообще исчезли. Таким образом, можно говорить о том, что у 90% испытуемых после тренинга произошли положительные сдвиги. Также после формирующего воздействия доля лиц с низкими показателями творческого мышления снизилась на половину - с 60 до 10% за счет того, что низкие показатели возросли до среднего уровня, а высокие показатели сохранились у 10%. Это позволяет говорить о том, что у всех испытуемых произошли положительные сдвиги (см. приложение) по всем диагностируемым показателям. Таким образом, выявленная динамика произошедших изменений позволяет нам констатировать тот факт, что основная цель и задача психологического воздействия достигнуты. Наблюдение и опрос участников эксперимента показали, что после тренинга они стали более восприимчивыми к проблеме, научились вникать в нее, видеть перспективу. У них развилась способность обнаруживать несколько непривычных функций объекта, находить разнообразные варианты решений; способность продуцировать оригинальные и редкие идеи и названия, а также способность находить необычные ассоциативные связи между двумя разными вещами.
А самое главное – стали преодолевать барьеры прошлого опыта и нестандартно мыслить.
В контрольной группе по истечении срока проведения эксперимента изменений в диагностируемых параметрах выявлено не было, что даем нам все основания полагать, что именно проведенное нами развивающее мероприятие в рамках тренинга творческого мышления будущих педагогов явилось фактором, обусловившим наступившие изменения в определенных параметрах, что в свою очередь, позволяет считать тренинг развития творческого мышления будущих педагогов эффективным методом развития исследуемого личностного качества, а, следовательно, цель настоящего исследования – достигнутой, а гипотезу – подтвержденной.
Результаты исследования могут иметь практическую пользу если будут осуществлены в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса вуза, колледжа Тренинг развития творческого мышления профессионала является эффективным методом реализации принципов личностно-ориентированной парадигмы образования и эффективным средством формирования таких значимых в педагогической профессии качеств личности, как:
- открытость ума
- готовность поверить своим и чужим фантазиям
- восприимчивость к новому и необычному
- высокая толерантность к неопределенности и неразрешимым ситуациям
- развитое эстетическое чувство
- стремление к красоте
- рефлексия
- ассертивность – готовность человека делать все по-своему, уверенность в себе, склонность к свободному самовыражению.
Отдельные элементы тренинга могут в качестве развивающего компонента быть использованы во время учебных занятий.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.