На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Анализ литературы по проблеме человеческого капитала

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 25.04.2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Анализ литературы по проблеме человеческого капитала

Анализ литературы по проблеме человеческого капитала показывает, что данное понятие - human capital - нашло широкое распространение в науке и практике.
Как известно, такие экономисты как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль, К. Маркс и др. включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие исследователи, как Ж.-Б. Сэй, Дж. Маккуллох, Н. Сениор, В. Рошер, Г. Маклеод, Л. Вальрас, И. фон Тюнен, И. Фишер и др. считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.
В экономической теории XVIII-XIX вв. можно выделить две основных точки зрения на содержание человеческого капитала: 1) рассмотрение его как одного из факторов труда; 2) отождествление с живой человеческой личностью.
Согласно первому подходу, в состав общественного богатства включались приобретенные способности, знания, навыки, квалификация работников как производительных факторов труда. «Само человеческое существо... - отмечает экономист Дж. Милль, - не является капиталом. Человек служит целью, ради которой существует богатство. Но его приобретенные способности, выступающие только как средство и реализующиеся только посредством труда, с полным основанием можно отнести к категории капитала» [Mill J. Principles of Political Economy. L, 1920, p.756]. Ученый-экономист Г. Сиджвик считал, что капитал состоит только из тех благ, которые произведены человеческим трудом, это понятие включает свойство, которое обнаруживает любое богатство вплоть до момента его потребления [Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. - 600с. /с. 289].
Второй подход предполагает расширенную трактовку самого человека с его приобретенными знаниями и навыками в качестве капитала. «Все факторы, в том числе труд, находятся в руках частных собственников, которые продают их предпринимателям на рынках факторов производства», - таким образом, была выражена позиция Л. Вальраса [История экономических учений. Часть II. - М.: Прогресс, 1994. - 236с. / с. 54]. Такой точки зрения придерживался И. Фишер, который толковал, что «многие услуги, связанные с процессом производства, лишь подготавливают другие услуги. Но, в конечном счете, все они находят завершение в психологическом доходе индивида» [Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. - 600с. / с. 342]. Л. Вальрас отмечал: «Доход человека - это полный поток услуг, который обеспечивает его собственность» [История экономических учений. Часть II. - М.: Прогресс, 1994. - 236с. / с. 54], а, по мнению И. Фишера, зарплата есть выплата из дохода, а не часть какого-то капитального фонда [Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. - 600с. / с. 289].
Как видно, отличия данных подходов незначительные: второй подход в этой теории рассматривает человека просто намного шире и включает в себя первый.
Таким образом, экономистами XVIII-XIX веков были разработаны отдельные элементы теории человеческого капитала. Но эти элементы были слабо связаны между собой и не представляли сколько-нибудь организованной системы.
Определенный вклад в становление теории человеческого капитала внес К. Маркс, который в центр исследования капиталистических производственных отношений поставил анализ человека как рабочей силы и определил, что с точки зрения непосредственного процесса развития человеческих способностей «можно рассматривать производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек» [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. - Т. 46. - М.: Политическая литература, 1960. – 805 с. / с. 221]. Данная способность к труду являлась источником получения прибавочной стоимости. Рабочая сила - это, по Марксу, совокупность физических и духовных способностей человека, реализуемых в процессе производства. «Главные агенты самого этого способа производства, капиталист и наемный рабочий как таковые, сами являются лишь воплощениями, персонификациями капитала и наемного труда; это определенные общественные характеры, которые накладывают на индивидов общественный процесс производства» [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. - Т.25. - М.: Политическая литература, 1960. – 926 с. / с. 452].
Критикуя теории, в которых рабочая сила рассматривалась как капитал, а заработаная плата - как процент на него, К. Маркс писал: «… имеются два обстоятельства, неприятным образом опрокидывающих это безмозглое представление: во-первых, рабочий должен работать, чтобы получать эти проценты, и, во-вторых, он не может обратить в звонкую монету капитальную стоимость своей рабочей силы путем ее передачи другому» [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. - Т. 25. - М.: Политическая литература, 1960. - 926с./ с.8]. По нашему мнению, К. Маркс здесь акцентирует внимание на том, что существуют различные виды труда (физический, интеллектуальный), и отмечает их специфические особенности, которые способны при реализации потенциальных возможностей индивида (человеческого капитала) принести дополнительный доход.
Тем не менее, никто из перечисленных выше мыслителей не употреблял понятие «человеческий капитал». Но, как считается, само его возникновение было в значительной степени подготовлено ходом социально-экономической мысли, а многие из важнейших, использующихся в современном анализе идей, берут свое начало в прошлом веке.
В научном представлении, оформление теории человеческого капитала приходится на конец 1950-х и начало 1960-х годов в США. У ее основания стояли известные американские экономисты, представители так называемой «чикагской школы»: Т. Шульц и Г. Беккер, Б. Вейсброд, Дж. Минцер, Л. Хансен. Позднее большой вклад в ее разработку внесли М. Блауг, С. Боулс, Й. Бен-Порэт, Р. Лэйард, Дж. Псахаропулос, Ф. Уэлч, Б.Чизвик и другие.
Поскольку такой феномен, как человеческий капитал, представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное понятие, вполне закономерно существование множества определений, обусловленных различными авторскими подходами к анализу проблемы.
В процессе научно-технической революции, с развитием электроники, автоматизации, повышением роли качества труда и технологических процессов в начале 60-х годов XX столетия произошло становление современной теории человеческого капитала, которая в короткий срок заняла прочное место в структуре экономической науки.
У истоков формирования теории человеческого капитала стояли американские экономисты Т. Шульц и Г. Беккер. Позднее большой вклад в ее разработку внесли М. Блауг, И. Бен-Порэт и др.
Г. Беккер считает, что «главным побудительным фактором стало осознание того, что в большинстве стран рост физического капитала объясняет относительно невысокую часть роста дохода. Поиск удовлетворительных объяснений привел к разработке более совершенных измерителей физического капитала и вызвал интерес к менее осязательным сущностям, таким, как технический прогресс и человеческий капитал» [Becker G.S. Human capital: A Theoretical and Empical Analisis with Special Reference to Education. N.Y., Columbia University Press, 1975, p. 1].
Наряду с собственниками средств производства появляется и развивается новая группа собственников - владельцы человеческого капитала: «...неквалифицированные рабочие стали капиталистами в том смысле, что приобрели много знаний и навыков, которые имеют экономическую ценность» [Schultz T.W., Economic value of education, N.Y.- L., 1963, р. 16].
С точки зрения У. Боуэна, «человеческий капитал состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены челов...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.