Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основные подходы к формированию системы среднего образования - реферат для аспирантуры

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 25.04.2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Основные структурные компоненты системы общего среднего образования
2. Система среднего профессионального образования
Выводы
Литература

Несмотря на то, что в Федеральном законе «Об образовании» дается понятие системы образования , все-таки данная категория гораздо шире и включает в себя, как система, следующие составляющие: правовые (сфера законодательства); социальные (реальная образовательная практика); политические (Конституция; законы; решения и действия правительства, исполнительной власти на местах); экономические (реальные возможности государства по исполнению, обеспечению и реализации предыдущих).
Изучение подходов в различных источниках к понятию система общего среднего образования в указанных составляющих показало, что определить данный аспект - значит соотнести его со многими сторонами жизни общества, связать с его проектированием и развитием, с действием частных закономерностей и общих законов, соотносящихся со всей образовательной сферой, с выделением конкретных ситуаций, ограниченных контекстами и целостных мировоззренческих позиций в отношении проблемы нашего исследования.
В научной литературе установлено, что для формирования системы общего среднего образования, адекватного познанию и конструированию педагогической реальности обучения и воспитания, в учебном заведении сформулированы, наряду с традиционными подходами - личностным, деятельностным, системным, индивидуальным, - ряд новых походов - философско-антрополо-гический, акмеологический, феноменологический, синергетический, средовой, событийный, герменевтический, позиционный и др.
Анализ подобного многопланового массива, на наш взгляд, крайне затруднителен. В тоже время, определение исходных положений в характеристике системы общего среднего образования, как нам представляется, возможно при условии разработки и мониторинга характерологических признаков, на основании которых можно решить такую задачу, как обобщение структурных компонентов системы общего среднего образования и выделение наиболее общих из них и важных для предмета нашего исследования. Таковыми, на наш взгляд, являются организационно-правовой, содержательный и деятельностный аспекты.

1. Организационно-правовой аспект.
Как известно, в 1990-е годы государство фактически ушло из образовательной сферы, сохранив свое присутствие лишь на уровне принятия документов, не подкрепленных механизмами их реализации. Система сохранилась за счет увеличения самостоятельности, но при этом стала в значительной степени замкнутой и маловосприимчивой к внешним запросам. В дальнейшем для развития российской системы образования было принято несколько важных документов. Прежде всего, это Национальная доктрина образования и Концепции модернизации (2001) и «усовершенствованный» Закон об образовании (внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части регламентации деятельности образовательных учреждений, касающиеся организации итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в учреждения среднего образования, а также в части изменения типологии образовательных учреждений и уточнения понятия и структуры государственного образовательного стандарта).
Благодаря реализации ряда мер, определенных данными документами, в сфере образования наметился ряд позитивных изменений (компьютеризация системы образования и широкомасштабные эксперименты по росту вариативности программ, переход к единым требованиям в оценке знаний и использованию нормативного финансирования на разных уровнях образования и т.п.).
В 2004 г. принят Закон «О новом государственном стандарте школьного образования .
Начиная с декабря 2004 года, выполнен ряд мероприятий, направленных на реализацию принятых приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации:
- в регионах организовано профильное обучение на старшей ступени общего образования и введен единый государственный экзамен;
- в рамках Федеральных программ развития образования на различные годы и Федеральной целевой программы «Развитие единой информационной образовательной среды» реализуется более 170 проектов, направленных на обеспечение условий для выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (создание концепции второго поколения стандарта общего образования, разработка моделей деятельности институтов общественного участия в управлении образованием и пр.);
- разработана концепция Общенациональной системы оценки качества образования .
Документами, по-своему способствующими формированию системы общего среднего образования, являлись принятые федеральные целевые программы «Молодежь России» (2001-2005 гг.), «Дети России» (2003-2006 гг.) и др.
В декабре 2007 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» , принятый Государственной Думой 14 ноября 2007 года и одобренный Советом Федерации 23 ноября 2007 года.
Закон вносит изменения в законодательство в части замены существующих государственных образовательных стандартов в составе трех компонентов (федерального, регионального и компонента образовательного учреждения) на федеральный государственный образовательный стандарт.
Федеральный государственный образовательный стандарт будет включать в себя федеральные государственные требования: к результатам освоения основных образовательных программ, к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и другим.
Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов будет осуществляться в порядке, установленном Правительством РФ. При этом реализация программ высшего профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ.
За образовательным учреждением сохраняется право на формирование образовательной программы. У органов управления образованием сохраняется возможность влиять на её содержание с учётом региональных и национальных особенностей.
Анализ нормативных документов показывает, что основные стратегические цели и задачи развития системы образования изложены в «Национальной доктрине развития образования Российской Федерации» , в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» , в проекте «Кодекса РФ об образовании» .
Можно также заключить, что содержание указанных выше и многих аналогичных документов, как федерального, так и регионального уровней в основном сводится к следующему: сначала формулируются новые социальные требования к системе российского образования, затем дается характеристика состояния российской системы образования и необходимость ее модернизации или наоборот. Далее следуют цели и основные задачи модернизации образования, вопросы обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования; создание условий для повышения качества образования, формирования эффективных экономических отношений в образовании, обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом, управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и т.п.
Однако для нашего исследования, приводимые в «стратегических» документах положения, могут, как представляется, использоваться лишь в методологическом понимании, поскольку система общего среднего образования в них рассматривается как часть всего российского образования в основном лишь в «целевом» ракурсе.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в программных документах в тезисе «обновление содержания образования» отмечается необходимость принятия государственных стандартов общего образования; организации экспериментальной апробации нового содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны; создание условий для введения профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы.
Более «адаптированные» к предмету нашего исследования задачи содержит Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы . Вот эти задачи:
- совершенствование содержания и технологий образования;
- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
- повышение эффективности управления в сфере образования и др.
Согласно данной концепции указанные задачи следует решать по следующим направлениям:
- оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждениях и расширение возможностей дополнительного образования учащихся;
- введение профильного обучения в старшей школе с предоставлением учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана;
- внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Таким образом, на современном этапе существует и расширяется определенное правовое поле, обеспечивающее формирование системы общего среднего образования. Однако как отмечается, практически во всех источниках, оно является «явно недостаточным», «часто не отвечающим требованиям жизни», но позволяет, по нашему мнению, концептуализировать систему общего среднего образования в содержательном и деятельностном векторах.

2. Содержательный аспект.
Проблемы содержания общего среднего образования широко представлены в современной педагогической науке. Разработаны вопросы содержания образования как системы (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, А.Н. Ростовцев и др.); структуры содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер и др.); дана характеристика уровней содержания образования (И.К. Журавлев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер и др.); сформулированы принципы отбора содержания образования (В.В. Краевский, B.C. Леднев, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.); охарактеризованы свойства содержания образования (Л.М. Перминова, А.Н. Ростовцев и др.); обоснован принцип и выделены критерии и способы оптимизации содержания образования на различных уровнях (Ю.К. Бабанский, А.Н. Ростовцев и др.); обозначены подходы к отбору ценностей в целостный учебно-воспитательный процесс (В.А. Караковский, Р.М. Рогова) и содержание образования (И.К. Журавлев, И.Я. Зорина, И.Я. Лернер, И.М. Осмоловская и др.). Однако проблема соответствия содержания образования современным требованиям остается до конца нерешенной.
Согласно современным теоретическим представлениям (Ю.К. Бабанский, И.К. Журавлев, Л.Я. Зорина, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я Лернер, И.М. Осмоловская, Л.М. Перминова, А.Н. Ростовцев, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.), содержание образования рассматривается как сложная, динамичная, многокомпонентная и многоуровневая система. Анализ различных источников показывает многоаспектность разработки проблем содержания образования и неоднозначность взглядов исследователей по вопросам его состава, структуры, свойств, принципов отбора, принципов и критериев оптимизации.
В советский период содержание обра¬зования трактовалось как «один из компонентов процесса обучения, система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всесторон¬нее формирование их коммунистического мировоззрения, морали поведе¬ния, подготовку к общественной жизни, труду. Кроме того, ут¬верждалось, что «с точки зрения теоретической концепции содержания общего среднего образования его социальная сущность выра¬жается в требовании общества к тому, что должен знать и уметь человек, какими качествами он должен обладать… содержание образования может рассматриваться также в аспекте его педагогической принадлежности как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа…» .
Данный подход обнаруживает, на наш взгляд, несколько существенных проблем. Во-первых, при таком толковании содержания образования, кате-гории «цели образования» и «содержания образования» оказываются прак-тически неразличимыми - и то, и другое есть «педагогическая модель соци-ального заказа».
Во-вторых, в самом подходе к определению содержания образо¬вания одновременно присутствуют, как минимум, три источника: содер¬жание раскрывается как «теоретическая концепция» (научное знание), од-новременно выражает «социальные требования» (идеологическое знание), а также призвано «обеспечить передачу и освоение подрастающим поко¬лением опыта старших поколений» (историко-культурное знание). Далее, при структурном анализе содержания выделяются такие его компоненты, как:
- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельно-сти;
- опыт осуществления известных способов деятельности;
- опыт творческой, поисковой деятельности по решению проблем;
- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности.
Очевидно, что все перечисленные четыре компонента выражают различные аспекты индивидуальной деятельности.
Таким образом, сам концепт «содержания образования» предста¬ет в виде чрезвычайно запутанного многообразия, в котором социальные, природные, деятельностные, научные и иные аспекты сочетаются доста¬точно произвольно. Совершенно очевидно, что при такой интерпретации ни конструктивное использование концепции содержания, ни его содержа-тельный анализ не представляются возможным: единственным способом постижения этого «всеединства» остается вера в абсолютное единство и согласованность всех (в том числе, социальных, культурных, историче¬ских, научных, политических) процессов и систем.
Интересный, на наш взгляд, подход к пониманию содержания образования обнаруживается в некоторых зарубежных источниках. Например, В. Оконь делает попытку разделить по сути дела генетический подход к содержанию и его структурно-функциональный аспект. Кроме того, автором осознается, что «культура и в рамках ее системы наука - это третья, наряду с ребенком и обществом, система взаимосвязи школьных программ». Еще более важным, по мнению автора, представляется об-суждение структурных моделей различ¬ных предметов: математики, родного языка, истории, физики, трудового обучения и др.
Ч. Куписевич рассматривает вариативные «педагогические теории отбора содержания образования» - дидактический материализм, дидактический формализм, дидактический утилитаризм, структурализм, функциональный материа¬лизм и др.
В целом необходимо отметить, что именно у данных авторов заложены некоторые ключевые идеи решения проблем современ¬ного образования.
Во-первых, содержание осмысливается как сложное и неодно¬значное единство различных тенденций и элементов. Это, в свою очередь, позволяет более четко формулировать проблемы соответст¬вия/несоответствия между собственно содержанием образования и социо¬культурными требованиями к нему. Кроме того, процесс обновления со¬держания приобретает характер естественного решения и трансформации актуальных проблем и противоречий, но не исполнения некоего абстракт¬ного «социального заказа». Во-вторых, построение вариативных концепций содержания об-разования или же моделей содержания различных предметов представляют собой внешнее выражение важнейшей идеи полиструктурности (равно, как и поликультурности) содержания образования. В-третьих, принципиальной основой педагогических концепций содержания является понимание того, что содержание образо¬вания не есть продукт пассивного «отбора» (наподобие эволюционных из¬менений), но - сознательного и целенаправленного конструирования. Эта идея связана с необходимостью и неизбежностью перехода от формальных принципов или критериев отбора ко вполне определенным стратегиям и технологиям, позволяющим адекватно учитывать сложность и многознач¬ность содержания.
Все высказанные выше идеи оказываются столь же существен¬ными в современном образовательном контексте. В частности, Концепция структуры и содержания общего среднего образован...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.