На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Развитие творческого профессионального мышления

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 25.04.2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1. Творческое мышление педагога.
2. Развитие творческого мышления профессионала
3. Методы развития творческого мышления профессионала
4. Модели решения педагогических ситуаций.
5. Цели и задачи программы тренинга по развитию творческого
профессионального мышления
6. Стратегия тренинга творческого мышления профессионала


Введение

Деятельность, когда педагог ничего не принимает слепо на веру, а все проверяет, исследует и на основе уже достигнутого проектирует и создает собственный опыт, совершенствует CBOJ педагогическое мастерство. У преподавателя появляется потребность работать нестандартно, на основе последних до¬стижений науки и практики, современных требований обще¬ства, планомерно совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышая его эффективность и качество.
Все виды творчества преподавателя можно связать со следующими блоками профессиональной компетентности:
1. Педагогическая деятельность.
2. Педагогическое общение.
3. Сфера личности.
1. В педагогической деятельности это будет диагностическое и методическое творчество (поиск и нахожде¬ние новых способов изучения учащихся, применение
и создание новых диагностических приемов; новые сочетания методов обучения).
2. В педагогическом общении - это коммуникативное творчество (поиск и нахождение новых коммуника¬тивных задач, новых способов взаимодействия с обу¬чаемыми, оригинальных средств мобилизации меж¬личностного взаимодействия обучаемых на занятии, создание новых форм общения в групповой работе и
т.д.). Критериями успешности педагогического обще¬ния можно считать: стремление его участников про¬должить контакт; развитие личности (изменение ка¬честв в позитивном направлении).
3. В сфере личности - это самореализация преподавателя на основе осознания себя творческой индивидуальнос¬тью, определение индивидуальных путей своего лич¬ностного и профессионального развития, построение программы самосовершенствования. Новизна творчес¬ких находок преподавателя проистекает из уникальных качеств преподавателя.
Так, Митина Л.М. понимает под творчеством преподавателя процесс, в котором он (преподаватель) реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности. Именно в условиях данного процесса и происходит саморазвитие педагога. Движущей силой профессионализации, по мнению Л.М. Митиной, является внутриличностное противоречие между Я действующим и Я отображенным.
Вектором профессионального развития выступает творческое Я личности. Интеллектуальная гибкость, способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, я также возможность отказаться от компрометирующей себя гипотезы, идеи и найти способ конструктивного решения проблемы. Структура педагогической гибкости включает три вида: интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую, которые в реальной профессиональной деятельности взаимосвязаны.
Преподаватели неплохо относятся к учащимся послушным, спокойным, легко обучаемым и воспитуемым. Но если обуча¬емый обнаруживает признаки своего возраста в формах, требу¬ющих именно профессионального участия педагога, это вызывает у него возмущение, гнев, ожесточение. Там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или мно-гословием раздражения и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Под гибкостью, пластичностью поведения понимается, по мнению Л.М.Митиной, способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, средств деятельности и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принци¬пах и нравственных основаниях жизнедеятельности.
Маркова А. К. рассматривает творчество в деятельности педагога как творческий потенциал являющийся характеристикой личности преподавателя.
Креативность педагога связана с проблемой соотношения между нормативно заданным и творчески созидаемым в деятельности преподавателя.
Творческий характер педагогической профессии опреде¬ляется, во-первых, высокой социальной значимостью и не¬повторяемостью ее продукта, сформированностью личности обучаемого во всем богатстве ее индивидуального своеобра¬зия. Во-вторых, сам процесс педагогической деятельности, основанный на взаимодействии преподавателя и обучаемых, не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач преподавателя могут быть разными. Искусство препо¬давателя проявляется и в том, как он строит учебное занятие; и в том, как он находит контакты и нужный тон общения с обучаемыми в тех или иных ситуациях словом, творчество - это не какая-то отдельная сторона педагогического труда, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика.
Итак, можно говорить о новаторской технологии и собс¬твенно новаторстве в педагогической деятельности. Под но¬ваторской технологией понимается рационализаторская дея¬тельность, новаторство по способу решения поставленной извне задачи. Собственно новаторство - есть новаторство по способу обнаружения задач в проблемной реальности с пос-ледующим нестандартным решением и возвращением его в педагогическую практику.
Для освоения и реализации педагогической деятельности на более высоком уровне особая роль принадлежит, на наш взгляд, такому важному элементу педагогической креативности, как профессиональное творческое мышление.

1. Творческое мышление педагога.

Под профессиональным мышлением принято понимать обобщённое отражение в сознании специалиста значимых фактов, явлений, процессов в их необходимых, существенных связях и отношениях, характерных для данного вида деятельности. Педагогическое мышление проявляется в умении проникать в закономерную природу фактов, явлений и процессов , проектировать на этой основе и добиваться на практике оптимальных результатов.
Как предмет психологического исследования, педагогическое мышление обладает рядом отличительных признаков. Это - полифункциональность, имплицитность (внутренняя_свернутость мыслительных операций), динамичность, вариативность и тентативность (случайные педагогические решения, которые не опираются ни на знания, ни на опыт). Уровень творческого мышления, в первую очередь, как утверждает Д.В.Вилькеев, зависит от идейности этого мышления, то есть от того, насколько учитель руководствуется психологическими, педагогическими и другими научными идеями в конструировании учебно-воспитательного процесса, в своих каждодневных поисках со¬вершенствования данного процесса. Идейное мышление, когда человек руководствуется в поисках ответа на возникший у него вопрос определенной идеей, является принципиально отличным от элементарного, рассудочного, на это указывал ещё К.Д.Ушинский. По его мнению, педаго¬гическая деятельность является одним из видов практического искусства, которое требует от преподавателя высокоразвитого творческого мышления. Источником дальнейшего развития идейного мышления как важной основы творческого_является групповая деятельность единомышленников, людей связанных общей идеей. Творческое мышление означает максимальное объединение, создание единства смыслов и целей, сотрудничества, совместной предпосылки развития индивидуальности личности. Наличие у преподавателя ведущих идей, превратившихся в его личностное достояние, является необходимым условием развития у него «чувствительности к проблемам» - качества, характерного для всякого творческого мышления.
Как преподаватель воспринимает и осмысливает ситуацию, так он и поступает. Его творческие мысли предопределяют соответствующие педагогические действия, направленные на эффективное разрешение конкретной ситуации. Управлять процессом становления творческого мышления будущего специалиста возможно при условии учета психологических закономерностей и механизмом его функционирования.
В связи с этим представляется перспективным соотнесение закономерностей обучения и закономерностей твор¬ческого мышления преподавателя. Закономерности обуче¬ния - выражение действия законов в конкретных ситуациях. Это устойчивые, существенные связи между компонентами процесса обучения. Одни из них проявляются всегда, неза-висимо от действий участников учебного процесса, другие проявляются как тенденция, то есть не в каждой отдельной ситуации. Различают внешние и внутренние закономерности обучения. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономи¬ческой и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, иначе говоря, зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом.
Проявление закономерностей творческого педагогического мышления характеризуется подъемами и спадами. Один и тот же фактор (например, аттестация) может помогать или ме¬шать развивать преподавателю свои творческие способности.
Самой постоянной характеристикой жизни является ее постоянное изменение. Что нужно для того, чтобы жить и трудиться в этом изменяющемся мире?
1. Умение работать с новой информацией.
2. Быть готовым к новомy.
3. Человек сам должен быть изменяющимся, должен быть креативным. Поэтому становление креативности личности подчиняется следующим закономерностям:
• Чувствительность к проблемным ситуациям и форму¬лированию проблем.
• Если среда удовлетворяет познавательной потреб¬ности, то происходит развитие креативной личности.
• Уровень развития академического интеллекта гаран¬тирует успехи в школе, но не в жизни. Поскольку в жизни, по мнению Р.Стернберга, требуется высокий
уровень развития практического интеллекта. В школе же дети с низким интеллектом получают высокие баллы по оригинальности мышления.
• Эмоциональная способность - это мета-способность, которая обеспечивает развитие личности. Межлич¬ностный интеллект характеризуется учетом интересов
других людей и умением адекватно реагировать на это.
Рассмотрение психологических закономерностей творческого мышления позволяет выявлять и управлять его меха¬низмами Механизм - есть понимание реконструкции по¬нятия «неопределенности».
Работа преподавателя не может стать творческой, если не обеспечены её механизмы диссоциации и ассоциации. Раз¬ложить действительность на элементы, освоить их для того, чтобы потом в конкретных условиях быть способным вос¬соединить их в необходимой - соответственно ситуации - комбинации, - вот суть творчества.
Запускает механизмы творчества приводной ремень, кото¬рый условно можно назвать «личностное притяжение». Поэтому преподавателю важно овладеть искусством личной самопре¬зентации - умением «подавать» себя, делать доступными свои лучшие личностные качества. Непринятие этой, незатейливой на первый взгляд, идеи грозит преподавателю тяжелыми пос-ледствиями. Студенты таких преподавателей награждают прозвищами и делают из него предмет разнообразных насмешек.
Исходя из понимания креативности как способности удивляться и познавать, умения находить решения в нестан¬дартных ситуациях, как нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта (Э.Фромм, 1959) можно выделить следующие основные группы меха-низмов творческой деятельности:
1. Механизм творческого мышления, по мнению Я.А. Поно¬марева, как способ конструктивной саморегуляции и самораз¬вития личности в проблемно-конфликтной ситуации, состав¬ляет конфликт интеллектуальных содержаний и рефлексивно осмысленных и отчужденных личностных содержаний.
2. Рождение нового связано с нарушением привычной
3. Поиск неизвестного с помощью механизма «анализ через синтез» (С.Л.Рубинштейн). Этот механизм означает выявление свойств объекта через установление его взаи¬мосвязей с другими объектами. В процессе решения любой задачи происходит расчленение ее на несколько частей: что известно, что надо найти (анализ), а потом результаты реше¬ния данных вопросов объединяют в единый, который и будет ответом к задаче.
4. Поиск неизвестного на основе взаимодействия ин¬туитивного и логического начал. Ход удовлетворения пот¬ребности в новом знании всегда предполагает интуитивный момент, вербализацию и формализацию его эффекта; то ре¬шение, которое можно назвать творческим, не может быть получено непосредственно путем логического вывода.
5. Поиск неизвестного с помощью ассоциативного ме¬ханизма. Под ассоциациями понимается установление взаи¬мосвязей между явлениями на основе наличия у них сходных или различных признаков.
6. Соотношение интериоризации и экстериоризации как двух сторон единого эвристического процесса. Интериоризация как формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности (П.Жане, Ж.Пиаже, А.Валлон и др.). Экстериоризация (от лат. exterior - наружный, внешний) - про¬цесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. нa основе преобразования ряда внутренних структур, сло¬жившихся в ходе интериоризации внешней социальной дея¬тельности человека. Поиск неизвестного осуществляется с помощью следующих эвристических приемов: а) переформу¬лирование требований задачи; б) рассмотрение крайних слу¬чаев; в) блокирование составляющих; г) аналогия.
7. Механизм перехода с ситуативного уровня профессионального мышления на надситуативный позволяет профес¬сионалу в более полной мере актуализировать собственный творческий потенциал. Такой механизм осуществля¬ется через речевые конструкции + рефлексивные средства (осознание того, что стоит за рамками конкретной ситуации. Реализация метапозиции в осмыслении происходящего характеризуется отсутствием ситуационной, внешней детер¬министической зависимости) + внешняя помощь (обучение приемам надситуативного мышления). Учет данного меха¬низма позволяет успешно формировать у будущих специа¬листов приемы надситуативного мышления как психологи¬ческую основу творческого профессионального мышления.
8. Творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности рассматривается Я.А.Пономаревым, также через призму соотношения осознанных и неосознава¬емых механизмов по следующей схеме: на начальном этапе (постановки проблемы проявляет активность сознание, за-тем на этапе решения - бессознательное, а отбором и про¬веркой правильности решения на третьем этапе занимается сознание.
9. Механизм синергетической альтернативы является способом снятия рассогласований в профессиональной дея¬тельности. Это обнаружение такого варианта выхода из ситу¬ации, который не только устранял бы её исходную противо¬речивость, но и заставлял бы сами противоречия «работать» на преодоление друг друга.
10. Работа профессионала не может стать творческой, если не обеспечены её механизмы диссоциации и ассоциации. Разложить действительность на элементы, освоить их для того, чтобы потом в конкретных условиях быть способ¬ным воссоединить их в необходимой - соответственно ситу¬ации - комбинации, - вот суть творчества.
11. Механизм творческой рефлексии: осознание и пони¬ма...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.