На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Формирование готовности студентов вузов на основе принципа гуманизации высшего образования

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 25.04.2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Формирование готовности студентов вузов на основе принципа гуманизации высшего образования

Система высшего образования, имеющая длительную историю, к сегодняшнему моменту накопила достаточно большой опыт в подготовке профессионалов, отвечающих самым высоким требованиям и играющих важную роль в жизни общества. Использование этого богатейшего опыта, его переосмысление через призму современных требований и творческий перенос в современные условия позволили бы более эффективно решать возникшие перед системой высшего образования проблемы. Часть этих проблем сформировалась сравнительно недавно, но, тем не менее, приобрела значительную остроту.
В условиях развития современного общества все отчетливее выступает одна из этих проблем – осознание необходимости изменения качества образования человека, его ориентация на создание новой системы ценностей, в которой определяющую роль будут играть духовные факторы и готовность к профессиональной деятельности. Эта тенденция тесно связана с развитием процесса высшего образования как процесса гуманизации. Однако, эта проблема не нова. Поэтому для поиска путей ее решения необходимо обратится к опыту прошлого, для того чтобы в ходе ретроспективного анализа рассмотреть, каким образом с помощью гуманизации образования на различных этапах развития системы высшего образования происходило формирование готовности студентов к профессиональной деятельности.
Формирование готовности к профессиональной деятельности тесно связывалось с идеями гуманизма, изменяющимися с течением времени и зависящими от социально-экономического и исторического развития общества, что получило отражение в процессе становления высшего образования.
«Официальная» история высших учебных заведений Univcrsitas inagistrorum et scolarum (сообщество преподавателей и учеников) начинается, как из¬вестно, в средние века. Однако прообразы высших учебных заведений существовали и в более раннее время. Это Пифагорейский союз – закры¬тое объединение послушников и математиков (VI век до н.э.); философ¬ская школа Платона в Древней Греции, которая получила название Ака¬демия (IV век до н.э.); Ликей Аристотеля, где особое внимание уделя¬лось наукам о природе (философии, физике, математике и др.). Первая в истории европейской культуры система образования формировала не столько специалиста и профессионала, сколько личность, подготовлен¬ную к гражданской ответственности, личность с определившимися и востребуемыми обществом ценностными ориентациями. Гимназическое образование, воспитанность сочетались с должным «почитанием богов» и законов, образованностью и эстетической развитостью, включая забо¬ту о здоровье и красоте тела – т.е. образование того времени формирова¬ло и развивало все те качества человека, которые и сегодня составляют суть понятия «культурный человек»[27].
Свое развитие идеи гуманизации образования нашли в античной системе образования. Предположения о том, что не следует бояться богов или ожидать от них помощи, вера в то, что человек способен перенести все страдания и сострадать ближнему, что каждый человек достоин счастья и может его достичь, получили свое развитие в Древней Греции.
История провысшего образования в III веке до н. э. связа¬на с именами Птолемея, Архимеда, Евклида, Эратосфена. Наиболее из¬вестным образовательным центром в 308 – 246 гг. до н. э. был Музей, основанный Птолемеем в Александрии. Данное учебно-научное учреж¬дение было ориентировано на преподавание в основном естествен¬нонаучных дисциплин (астрономии, геометрии, географии, физики, ме¬дицины и др.). Занятия велись в форме лекций, не отличавшихся, впро¬чем, особой системностью. Слушателям была предоставлена не всегда оправданная свобода выбора, что существенно сказывалось на качестве образования. Научные исследования того времени были автономны, дисперсны и не всегда предполагали наличие школы, возглавляемой выдающимся ученым, передаваемые знания – отрывочны и бессистемны[96].
Таким образом, ориентация на гуманизацию и демократизацию образования (в том её понимании) не всегда приводила к желаемым результатам и не оправдывалась с точки зрения качества получаемых знаний, ориентировала на развитие личности, а не профессиональной готовности.
Большой интерес в свете исследования образовательного процесса представляет система обучения того времени, рассматривающая различные формы и методы приобретения знаний в их целостном единстве. Система обучения того времени лишь отдаленно напоминает со¬временные институты высшего образования, однако именно тогда произошла ин¬теграция двух видов деятельности (научной и образовательной), которые впоследствии стали признаком высшего образования. Кроме того, интерес вызывает опыт формирования иерархии ценностей на ос¬нове мировоззренческих представлений, не потерявший своей актуаль¬ности и в настоящее время.
Формирование христианского мировоззрения, основанного на этике и принципах христианской морали, также внесло свое понимание личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе образования. Причем здесь на первый план выходит понятие смысла, воплощенное в системе особых моральных норм и ценностей. Например, в идее человеколюбия: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих… Я уже не называю вас рабами, что раб не знает, что делает господин его; но я называю вас друзьями,… Сие заповедаю вам, да любите друг друга»[7; С.200]. Идеи гуманизма в образовании не только «научат чему-то, но воссоздает образ души человеческой»[84; С.6].
К концу XIII в., основной формой высших учебных заведений являлись университеты, которые, несмотря на свою малочисленность, пре¬вратились в важнейшие центры культурной жизни Европы. Они отличались наднациональностью, демократичностью, богатством интеллектуальной и духовной жизни. Основной их миссией было приобщение молодых людей к совокупности всех видов знаний, развитие интеллекта ради обновления культуры. Общеевропейскую известность в это время приобрели университеты гг. Болоньи, Пари¬жа. Монпелье, Оксфорда, Падуи, Саламанки, Кембриджа.
Таким образом, средневековые университеты рассматривали личностно-смысловую готовность к профессиональной деятельности исключительно как «нравственное улучшение»[1381; С.23]. Данный принцип находит свое отражение в трудах Григория Нисского и Иоанна Лествичника. Августин Блаженный в рассмотривал готовность к профессиональной деятельности как процесс совершенствования учащегося, как динамическое развитие человеческой личности[28; С.158]. Именно позиция Августина Блаженного, ставшего непререкаемым авторитетом в вопросах теологии и философии, вплоть до Фомы Аквинского, легла в основу преподавания в средневековых университетах.
Эпоха великих географических открытий не внесла дополнений в проблему формирования личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности. В лучшем случае ее связывали с формированием системы моральных и нравственных ценностей.
В исламском мире прототипами высшего образования были медресе (появившиеся в XI-ХШ веке на Ближнем Востоке) и Высшие школы Кордовы, Толедо, Севильи (в Испании, которая в то время была мусульманской). Для данных учебных учреждений также было характерно понимание готовности к профессиональной деятельности как личностного совершенствования. Так, Ибн Баджжа, арабский философ, преподававший в медресе Сарагосы и Гранады, в своей работе «Образ жизни уединившегося» рисует картину нравственного самосовершенствования человека. Он считает, что человек в несовершенном обществе может достичь счастья, слившись с «универсальным активным умом» [131]. Не менее важное значение для проуниверситетской системы Востока имели труды Ибн Рушда. Его идея о постепенном интеллектуальном развитии человечества стала одной из основных в высшей школе на Востоке.
В основе такого подхода лежит концепция Конфуция. Он впервые показал, что «фундаментом всего образования и воспитания оказывалось взращивание моральной воли в человеке. Человеческая личность… первичнее и важнее отвлеченного знания» [84; С.16].
Университетское образование в период Возрождения продолжало тради¬ции прошлых эпох по формированию личностно-смысловой готовности к профессиональной деятельности. В боль¬шинстве европейских, американских и азиатских университетов «пере¬дача личного опыта Учителя» была необходимым компонентом ее формирования.
В. Дафельтре, М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский и другие развивали идеи о гармоническом развитии личности, связи воспитания с жизнью, развития самодеятельности и активности детей, рассматривая эти качества как основу профессионализма. Так, например, Монтень М. в работе «Опыты» утверждает, что преподаватель и студент – равноправные искатели истины, а наилучший способ обучения – беседа.[150; С.114].
Заслуга эпохи Возрождения состоит в том, что они впервые сформулировали идеал гармоничного человека, сущностным признаком которого является гармония как соответствие телесной организации человека его духовно-нравственному миру, то есть определили взаимосвязь личностного и смыслового компонентов готовности студентов к профессиональной деятельности. Н.Д. Соколова высказала положение о том, что гуманизм XV-XVI вв. взрастил «нового» человека с такими качествами как: уважение к человеку, вера в его силы [150; C.93].
Верджерио П., итальянский гуманист, в педагогическом трактате «О благородных нравах и свободных науках» впервые дал систематическое изложение принципов педагогики, так же отразившихся в университетском образовании. К числу основных принципов гуманистической педагогики им были отнесены такие принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, их социальная направленность; светский характер обучения и воспитания; придание решающей роли в образовании гуманитарным дисциплинам (моральная философия, история, риторика); учет возрастных особенностей; признание важности физического воспитания [51; С.140].
Таким образом, в трудах гуманистов эпохи Возрождения были заложены основы педагогики, характеризующие личностную готовность к профессиональной деятельности: «… уважение к личности, индивидуальности; необходимость гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализация, гуманизация отношений «преподаватель-студент» посредством исключения из них насилия и авторитаризма; необходимость создания условий для всестороннего развития обучающихся»[150; C.15]. Эти положения приобретают особую актуальность в современный период, когда проблема формирования готовности к профессиональной деятельности в процессе гуманизации образования вновь выходит на передний план.
В гуманизме эпохи Возрождения нашли отражение утверждающиеся в то время проявления «эгоистического антропоцентризма в понимании человеческой цивилизации». «Человек был поставлен в центр цивилизации, вследствие чего формировалась новая конечная цель – человек может всемерно использовать окружающую природу, брать из нее все»[124; C.17].
В конечном итоге это привело к формированию новоевропейской системы образования (бэкониаиская модель образования), соответство-вавшей «отраслевой» структуре общества. Для нее было характерно признание истинным лишь инструментальное знание и освобождение науки от философского анализа. Характерными чертами университетского образования становятся изменения в гуманитарных науках – происходит обособление от естествознания, растет специализация отдельных дисциплин [58]. Окончательно формируется задача высшего образования не просто дать определенный набор знаний, но и сформировать готовность к профессиональной деятельности и наполнить ее личностно-смысловым содержанием.
В это время (начало XVIII века) в России не существовало ни науки европейского типа, ни университетов. По Велению Петра I 28 сентября 1724 года создается Российская академия наук и Петербургский универ¬ситет. С самого начала университетское образование в России строилось на двух основных принципах, сочетании профессиональной и интеллек¬туальной подготовки студентов и объединении в ед...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.