На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Ценностные ориентации студенческой молодежи как показатель личностного соответствия студента избранной профессии

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 25.04.2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2.2. Ценностные ориентации студенческой молодежи как показатель
личностного соответствия студента избранной профессии

Проводимые в обществе реформы ускорили и одновременно затруднили про¬цессы самоопределения студенчества. Если раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предшествующих поколений, то сейчас в обществе, осно¬ванном на рыночных отношениях, она лишена этих ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт.
В общественном сознании существуют «сквозные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести об¬разованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интелли¬гентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сего¬дня можно говорить об определенной девальвации в массовом сознании нрав¬ственных жизненных критериев. Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому образование я получаю для позна¬ния себя и других объектов, а не для того, чтобы снискать с его помощью об¬щественное признание и послужить этому обществу» [Положение детей и молодежи в России: проблемы, политика, благотворитель¬ная деятельность. М.: Агенство социальных информации. 1998. С. 15]. Вместе с тем, исследо¬вания показывают, что «представление о кризисе идеалов и ценностей студен¬тов нуждается в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях ока¬залась более устойчивой. [Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х // Со-циологические исследования. 1997. № 10. С. 60].
В выборе жизненного пути студентов важнейшую роль играют социаль¬ные ориентации - система представлений индивида или группы о существую¬щих общественных отношениях и о своем реальном или предполагаемом месте в системе этих отношений. В качестве иллюстрации социальных ориентации студенческой молодежи исследователи выделяют три основные стратегии её поведения в зависимости от того, как молодые люди оценивают сегодняшнюю ситуацию, насколько им удается приспособиться к рыночным отношениям, к новым требованиям в сфере труда [Лоншакова Н.А. Развитие жизненных и профессиональных ориентации студентов технического вуза. Дисс. канд. Екатеринбург. 1998. С. 36; Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М. 1995. С. 22-23].
Первый тип - это «профессиональная ори¬ентация», для его представителей работа является ценностью в плане раскры¬тия личных способностей, возможностей реализации профессиональных зна¬ний. Содержание труда для этой группы является основным критерием в выбо¬ре работы, не позволяющим отдать предпочтение менее квалифицированному, но более высоко оплачиваемому труду, ущемляющему их личностное и про-фессиональное достоинство. Большинство принадлежащих этой группе в пери¬од обучения в вузе подрабатывают только по своей специальности и в даль¬нейшем сохраняют верность своей профессии. Хотя для данной категории свойственны высокие профессионализм и степень удовлетворения выполняе¬мой работой, избежать серьезных проблем психологического плана, связанных с неадекватно низким материальным вознаграждением за свой труд, ей удается далеко не всегда.
Второй тип - это «стратегия прагматического поведения», которая исхо¬дит из отношения к работе исключительно как к источнику материальных благ. Данный тип предполагает сознательную ориентацию на зарплату, внешние ма¬териальные стимулы, независимо от содержания деятельности. Носители дан¬ной стратегии легко вписываются в нынешние рыночные отношения, свободно меняют род занятий, без труда находят себе новое рабочее место и, прежде все¬го, рассчитывают на собственные силы, а не на государственную политику в сфере занятости, призванную облегчить вхождение выпускников вузов в ры¬нок. Высшее образование выступает для представителей этой группы в качест¬ве инструмента, необходимой стартовой ступени для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться бизнесом. По нашему мнению, представителям данной группы свойственен активный конформизм. Для этого типа приспособление к новым условиям пройдет наименее болезненно.
Тенденция преобладания инструментальных мотивов получения высшего образования ведет к тому, что процесс выбора специальности в вузе, профес¬сии, стал за последние 5-8 лет абсолютно прагматичным. «Ценность образо¬вания как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план» [Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М. 1995. С. 24].
Третий тип - «конформистский», представителям которого свойственно успешное приспособление к любому виду деятельности, так как у них практи¬чески отсутствуют профессиональные амбиции, они не претендуют на возмож¬ности профессионального и должностного роста. Эту поведенческую стратегию рассматривается как пассивный конформизм. Основой такого типа социаль¬ного поведения является ослабление установки на самоопределение, на само¬стоятельный выбор пути. Данную группу студентов, с одной стороны, можно назвать «не определившимися», для которых образование и профессия не пред¬ставляют интереса, так как первоначальный выбор специальности в вузе был ошибочным и самоопределение произойдет позже. С другой стороны, у представителей этой группы, как правило, актуальными являются проблемы лично¬го плана - бытовые, жилищные, семейные.
Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи как показателя личностного соответствия студента избранной профессии представляется нам как анализ не только приведенных трех стратегий поведения молодежи. Приобретение профессии выражается различными уровнями цен¬ностных ориентаций. Во-первых, ориентация на желае¬мую специальность, доминиро-вание ценности труда по избранной профессии в иерархии ценностей структуры отражают один из наиболее общих уровней ориентации – уровень жизненных ориентаций.
В этом случае труд является основной сферой жизнедеятельности человека, самовыражения и самоутверждения личности, профессия сферой проявления ориентации на труд, местом реализации ориентации.
Во-вторых, этот уровень цен¬ностных ориентации тесно связан с другим, когда цен¬ностью, на которую направлена ориентация, становится сама профессия.
В-третьих, ориентация на приобретение спе¬циальности проявляется через ценности образования, так как различные типы учебных заведений, являясь каналами профессиональной подготовки, предоставляют воз-можность реализации ориентации на приобретение специальности.
В-четвертых, в выборе ценностями ста¬новятся различные стороны профессии – самовыраже¬ние, материальное и моральное вознаграждение, условия труда и др. Именно этот уровень ценностных ориентаций наиболее часто выступает непосредственной мотивацией самого выбора, когда определяющими решение указыва¬ются данные стороны профессии. Например, выбор «юридической» спе¬циальности, как показывают наши исследования, чаще всего отражает не привлекатель¬ность и даже не престиж профессии, а ориентацию на материальное вознаграждение.
Общественное мнение во многом опережает реаль¬ные возможности общества в предоставлении рабочих мест высококвалифицированного труда, к которому стремится молодежь. Ориентация учащихся на приобре¬тение профессии основывается на представлениях моло¬дежи об объектах выбора и критериях, на основе кото¬рые предпочитаются определенные сферы профессио¬нальной подготовки. Критериями опенки выступают ценности образования и профессии, а также значение, придаваемое различным сферам жизнедеятельности че¬ловека, референтом же объектов выбора выступают престиж и привлекательность профессий.
Изучая ценности структуры мотивационной основы выбора профессии, необходимо, на наш взгляд, учитывать степень сформированности ориентации, особенно время начала фор¬мирования ориентации на профессию, так как длитель¬ность и постоянство профессионального интереса указы¬вают на более глубокое усвоение ценностей профессии, на более высокую степень сформированности ориента¬ции на приобретение специальности (причем на различ¬ных уровнях). Важно учитывать также степень инфор¬мированности молодежи о различных сторонах про¬фессии. Следует отметить, что указанные аспекты формирования ориентации на приобретение профессии в то же время являются и показателями самого процесса выбора профессии, т.е. отражают объективную сторону выбора. Так, степень удовлетворенности выбором опре¬деленного типа учебного заведения, в котором приобре¬тается профессия, отражает степень эффективности де¬ятельности данного учебного заведения. Ведь неудовлетворенность выбором учебного заведения может вызывать после начала трудового пути текучесть кадров, усили¬вать миграцию, что свидетельствует о неэффективности подготовки.
Анализ данных следует начать с опре¬деления значимости работы по специальности в иерархии жизненных, ценностей молодежи. Эта ценность является одной из наиболее значимых - свыше половины опрошенных нами студентов – представители электромеханического и строительного факу...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.