На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Формирование лидерских качеств личности

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 25.04.2012. Сдан: 2012. Страниц: 54 (без приложений). Уникальность по antiplagiat.ru: 96.

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Феномен лидерства как социально – психологическая проблема и основные подходы 7
1.1 Лидерство как социально - психологическое явление 7
1.2 Основные теоретические подходы к изучению феномена лидерства 14
1.3 Особенности становления личности лидера 25
Глава 2. Экспериментальное исследование лидерских качеств учащихся подросткового возраста 33
2.1. Объект и методы исследования 33
2.2. Программа развития лидерства у подростков 40
2.3. Диагностика эффективности коррекционной программы 46
Заключение 48
Библиографический список 51

?
Введение
Современное общество характеризуется особой интенсивностью реформ в социальной, экономической, политической и культурной областях. Происходит обновление ценностей, перестройка отношений, как среди молодежи, так и взрослого населения. Новые реалии диктуют необходимость быстрого решения возникающих вопросов и проблем. В связи с этим возникает потребность в специалистах не только высокого профессионального уровня, но и способных сплотить и объединить людей для быстрого решения общих задач. Осуществить это могут только личности, обладающие развитыми лидерскими качествами. Именно лидерские качества помогают привлечь внимание окружающих к своим идеям и убедить в своей правоте. Уже сегодня на рынке труда требуются активные высококлассные специалисты, умеющие работать в команде, способные принимать важные решения и нести груз ответственности за их претворение в жизнь, строить продуктивные взаимоотношения с другими людьми.
Проблема лидерства достаточно обстоятельно исследуется как в отечественной, так и зарубежной психологической науке. В зависимости от методологических основ и направленности психологических теорий и концепций достаточно широко представлен содержательный состав и психологические детерминанты лидерства как такового, так и относительно различных социальных сред. В этой связи представлен харизматический подход, согласно которому лидер это личность с особым набором качеств исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости для более или менее широкого круга сопереживающих (М. Вебер[2]). Получает развитие теория черт, по которой эффективный руководитель (лидер) имеет как врожденные, так и приобретенные качества и черты характера, особые способности к лидерству (Е. Богардус, Э. Стогдил, P.P. Шток]) [2]. С позиций психоаналитического подхода лидерство трактуется как индивидуально-психологическое явление, объясняемое только исходя из него самого (3. Фрейд). В рамках функционально-ролевого подхода к лидерству выделяются основные функции, присущие лидерству: контроль, поощрение и наказание, планирование и др. (Э.Л. Баллачи, Д. Крейч). В 90-е годы XX в. в период глобализации получила развития концепция активизации, в рамках которой предлагается осуществлять организационные перемены на фоне фактической работы, связанной с личностным ростом и реализацией творческого потенциала личности (X. Аустин, В. Беннис).[2]
В отечественной психологической науке проблемы лидерства рассматриваются с точки зрения особенностей и нюансов руководства в коллективах и их деятельности, а также факторов взаимодействия и общения в малых учебных группах разного возрастного состава (И. П. Волков, Н.С. Жеребова, Р.Л. Кричевский [28], А.В. Петровский [32,86], Л.И. Уманский и др.).
Особое значение для понимания ключевых вопросов, связанных с лидерством, имеют работы Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской, Б.Д. Парыгина, Л.И. Божович [13, 16]. Большое количество работ разных авторов посвящены разработке различных аспектов лидерства, критике существующих социально-психологических теорий лидерства (Г.К. Ашин , И. П. Волков, Р.Л. Кричевский, изучению стилей лидерства (Н.Н. Обозов, А. В.Петровский [32]). Значительный интерес для понимания важнейших вопросов психологии лидерства представляют работы Л.И. Айдаровой, Т.Н. Березиной, П.С. Гуревича, М.В. Каминской, Н.Л. Нагибиной, В.В. Селиванова, Н.Ф. Талызиной, O.K. Филатова.
В целом, можно сказать, что для психологических исследований проблемы лидерства характерно то, что, как правило, лидерство увязывается со способностью личности доминировать, управлять и подчинять себе других людей. В то же время в основании выдвижения личности на позиции лидера могут лежать различные факторы: врожденные качества, определенные ситуации, функции, цели и задачи группы и т.д. А также на первое место выходит важность для группы той или иной деятельности, в ходе которой может быть сняты острые вопросы и достигнуты групповые цели.
В этой связи представляет интерес сомоценность подросткового возраста, стремление подростков к самоопределению и самоутверждению.
Все это послужило основанием для постановки проблемы настоящего исследования: построение психологического портрета школьного лидера на основе выделенных качеств личности и разработка психологического обеспечения развития лидерских качеств в процессе обучения.
Объект исследования: лидерские качества подростков как психологический феномен.
Предмет исследования - процесс развития лидерских качеств у школьников подросткового возраста.
Цель работы: изучить проблему лидерства в зарубежной и отечественной литературе, разработать и апробировать программу развития лидерских качеств личности в процессе школьного обучения.
В соответствии с целью исследования ставились и решались следующие задачи:
1. На теоретико-практическом уровне выделить лидерские качества, необходимые для профессиональной деятельности будущего специалиста, разработав методические рекомендации педагогам и студентам по формированию этих качеств в образовательной среде вуза;
2. Теоретически смоделировать психологический портрет студенческого лидера;
3. Выстроить комплексную методику диагностики уровня развития лидерских качеств студентов;
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность психологического обеспечения развития лидерских качеств студентов в процессе вузовского обучения.
В качестве гипотезы исследования понимается представление о том, что:
процесс развития лидерских качеств личности подростка будет более эффективным в том случае, если реализовать программу, разработанную в виде специализированных игр и упражнении личностного развития.
В работе использовался комплекс методов исследования:
1. Методы исследования на теоретическом уровне (анализ литературы, существующих теоретических положений и понятийного аппарата, моделирование процесса развития лидерских качеств личности подростков).
2. Эмпирические методы (комплексная диагностика лидерских качеств, наблюдение, социально-психологическое тестирование);
3. Математические методы анализа полученных данных.
Эмпирической базой исследования для получения диагностических данных послужил 7 «А» класс школы №43, в количестве 16 человек.
Структура курсовой состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.


?
Глава 1. Феномен лидерства как социально – психологическая проблема и основные подходы
1.1 Лидерство как социально - психологическое явление
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.[8, 24]
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения [31, с.263]:
- индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы) [9, с.179].
- лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.
Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые». Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей и плохо справляются с проблемами.
«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны; берутся за любые самые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают прочное доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, а устремлены в будущее. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной. Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера [26; c. 24].
Классификация лидерства
Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):
1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.
2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу пси-хологического комфорта.
3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.
Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера..............
?
Заключение
Проблема лидерства является частью широкого круга вопросов, связанных с взаимодействием личности и общества. В современных условиях нестабильности российской действительности ученые чаще всего обращаются к анализу лидерства личности в политической и экономической жизни, в предпринимательской среде и научной деятельности, но реже - к развитию качеств лидера в системах образования, обучения и воспитания.
Между тем, успешная профессиональная деятельность любого специалиста детерминирована определенными лидерскими качествами человека.
В подростковом возрасте особо обостряются требования и ожидания, которые предъявляют друг другу школьники в системе межличностных отношений. В этих обстоятельствах лидер старшеклассников часто является эталоном, наиболее референтным лицом в классе, с помощью которого все другие оценивают свои и чужие поступки. Иногда педагоги и родители исходят из предвзятого мнения, что положение лидера в классе занимают отличники учебы. Если для этого заключения есть определенные основания, когда речь идет об учениках младших классов, то в старших классах прямая зависимость между статусами отличника и лидера не прослеживается.
Лидер класса выступает для товарищей как носитель личностных качеств, становящихся образцом и ориентиром для подражания и следования. При этом личностные качества лидера отвечают ценностям, которые принимаются и признаются в данной возрастной группе.
В курсовой работе экспериментально установлено, что старшеклассники оценивают своих ровесников в связи с теми качествами, которые не только признаются особо ценными в этом возрасте, но и являются у них самих слабо развитыми или вовсе отсутствующими. Обладающие подобными качествами товарищи оказываются наиболее влиятельными и имеют наибольшие основания обрести авторитет, стать лидерами класса.
В эксперименте участвовали учащиеся 7 класса и учащиеся 11 класса. Эксперимент проходил в 3 этапа. На констатирующем этапе было проведено диагностирование с целью выяснения личностных особенностей подростков семиклассников и уровня развития лидерских качеств. Так же была построена социоматрица выборов учащимися, в которой были выявлены звезды, предпочитаемые и отвергаемые школьники в классе. В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, методика «Диагностика лидерских способностей» (Жариков Е., Крушельницкий Е.), социометрия (Дж. Морено).
Был проведен сравнительный анализ уровня сформированности лидерских качеств у семиклассников и одиннадцатиклассников. Был сделан вывод, что у учащихся 11 класса лидерские качества развиты у бoльшего количества школьников, чем в 7 классе. Поэтому сделали предположение, что с возрастом лидерские качества развиваются и необходимо создать условия для их формирования.
На формирующем этапе эксперимента была предложена учащимся 7 класса программа психолого–педагогического тренинга, целью которой являлась подготовка социально–положительного лидера.
В содержание данной программы вошли коррекционно–развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова “Тренинг социальной активности”, А.Ф.Шадуры “Тренинг жизненных навыков”, а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И. Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен).
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня развития лидерских качеств учащихся 7 класса. И было установлено, что увеличилось количество учащихся, обладающих сильно выраженными лидерскими качествами почти в 3 раза. Следовательно, уменьшилось количество учащихся, имеющих слабо и средне развитые лидерские качества. Таким образом, наблюдалась положительная динамика роста уровня развития лидерских качеств у семиклассников.
Следовательно, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.

?
Библиографический список
1. Алавидзе Т.А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
2. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
4. Аронсон Э. Социальная психология. М., 2002.
5. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности /В.Г.Асеев - М.:Мысль,2006.
6. Базарова К.Т. Лидерские качества руководителя как социально психологический феномен // Современный кадровый менеджмент. М., 2007.
7. Базарова К.Т. Лидерство и руководство: реинтерпретация традиции и рефлексия новой ситуации // Российский психологический журнал. 2006. № 3.
8. Базарова К.Т. Феномен распределенного лидерства: социально-психологическая рефлексивной ситуации // Новые в психологии: Сборник статей молодых ученых факультета психологии Московского университета / Отв. редактор М.А. Степанова. М., 2006.
9. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. СПб., 2009.
10. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1.
11. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. М., 2005.
12. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 2001.
13. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. – М.:Просвещение, 2008.
14. Большаков В.Ю. Развитие лидерской одаренности у старшеклассников. М., 2000.
15. Большаков В.Ю. Методы и методики выявления лидерской одаренности у старших школьников: Методические рекомендации для педагогов-психологов. М., 1999.
16. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения /Г.М.Бреслав. – М.:Просвещение, 2006.
17. Выгодский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С.Выгодский. –М.:Педагогика, 2001.
18. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005.
19. Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М. 2002. C.316-320
20. Дунаев, В.Ю. Общение и личность /В.Ю.Дунаев. – М.:Просвещение, 2006.
21. Евстифеева Н.В.Графический метод диагностики межличностных отношений // «Образование: исследовано в мире». М., 2002.
22. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. 2006. № 5
23. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. 2007. № 2.
24. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. СПб., 2000.
25. Кипнис М. Тренинг лидерства. М., 2004.
26. Крестов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3.
27. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2004.
28. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. 2000. № 4.
29. Курочкина М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера // Almamater. 2001. № 8.
30. Маврина И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 94-
31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологическая характеристика лидерства // Теоретическая психология. 2001.
32. Петровский, А.В. и др. Проблема личности в современной психологии /А.В.Петровский. – М.:Просвещение, 2009.- №4.
33. Пивоварова, Г.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей у детей /Г.Н.Пивоварова. – М.:Просвещение, 2007.
34. Семечкин Н. Социальная психология. М., 2004.
35. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1995. № 5.
36. Современная зарубежная социальная психология. / Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л.А. М., 2004.
37. Соснин В.А. Социальная психология. М., 2005.
38. Социальная психология. / Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. СПб., 2004.
39. Социальная психология. / Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М., 2005.
40. Социальная психология. / Под ред. А.П.Журавлева. М., 2002.
41. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. 2002.
42. Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией Гуровой), – М.:Просвещение, 2009.
43. Фресс, П., Пиаже, Ж. Экспериментальная психология /П.Фресс, Ж.Пиаже. – М.:Просвещение, 2005.
44. Чернобай В. Социальная психология. М., 2004.
45. Шатрова А.В. Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка // Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Ярмарка научно-практических инициатив студентов». Пермь, 2001.
46. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения / Под ред. А. Карелина. М., 1997.
47. psyfactor.org/lybr21.htm
48.psylib.org.ua/books/petya01/txt11.htm




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.