На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик инвестиционная политика государства в условиях модернизации и инновационного развития

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2012. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Структурные сдвиги в экономике России и стратегия их оптимизации…...6
1.1. Механизмы структурных сдвигов и проблемы структурной перестройки в экономике России………………………………………….…............................9
1.2. Структурная политика России в начале 21 века: цели, направленность, содержание……………………………………………………………………….12
2. Инвестиционная политика России в переходный период……….....………15
2.1. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства……………………………………………………………………….18
2.2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России…………………………………...…20
2.3. Проблемы и перспективы инвестиционной политики государства: определение стратегических приоритетов инвестирования………………….25
2.4. Создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики: основные методы……………………………………………………………………………27
3. Общие тенденции структурных сдвигов в системе экономических интересов в ходе инвестиционной политики……………………………….….38
Заключение………………………………………………………….…………....40
Список использованной литературы………………………………………...…42


?
Введение
За годы реформ, в процессе перехода на рыночный способ хозяйства, в российской экономике происходили сложные трансформационные процессы, связанные с изменением структуры экономики, при этом переходный процесс сопровождался значительным трансформационным спадом, по своим характеристикам не имевшем аналогов в мировой истории. Только начиная с 1999 г. в стране наметились признаки экономического роста, вызванного, прежде всего промышленным подъемом, однако уже в последующие годы положительные темпы роста, равно как и темпы инвестиций начали замедляться.
Необходимо отметить, что вопросы экономического роста остаются центральной темой экономико-политической дискуссии. Другой, не менее важный блок вопросов касается качественного содержания темпов развития экономики России. В течение многих лет структура народного хозяйства России развивалась по своим специфическим законам. В результате, когда в ходе либерализации российской экономики встал вопрос об интеграции экономики страны в мировое хозяйство, выяснилось, что данные экономические структуры во многом несовместимы.
В этих условиях особенно актуальным и значимым становится уточнение методики определения моментов и направлений структурных сдвигов, выявление устойчивых долгосрочных тенденций изменений структуры российской экономики в переходный период развития. Решение данной задачи требует соответствующих теоретико-методологических и организационно- экономических обоснований, критического анализа сложившейся экономической системы, объективной оценки практического опыта. Проблеме исследования структурных сдвигов как экономического феномена посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Среди них следует отметить труды Дж. Б. Кларка, В. Парето, Р. Харрода, Р. Солоу, У. Льюиса, Р. Стоуна, X. Удзава, К. Эрроу Л.В. Канторовича, В. Леонтьева, Н.Д. Кондратьева, СМ. Меньшикова, Г. Менша, А.И. Ноткина, В. Хруцкого, Ю.В. Яременко, В.А.Бессонова, М.Н. Узякова, А.В. Суворова и других авторов.
Вместе с тем, на мой взгляд, большая часть исследований структурных преобразований переходной российской экономики ограничена анализом докризисного периода (до 1998 г.), в то время как процессы структурных преобразований экономики России в начале 21 века остаются мало изученными.
На современном этапе развития российской экономики многие экономисты ставят вопросы о продуманной экономической политике государства. Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства. Важность инвестиционной политики заключена в создании “будущего” экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.
Одной из немаловажных проблем является наличие у многих крупных компаний и олигархии, в основном занятых экспортом природных ресурсов, крупных денежных средств, не направленных на развитие российской экономики, а уходящих за рубеж, или “бегство капитала”. Также является проблема привлечения немалых средств населения, а следовательно и восстановления доверия к государству.
Все сказанное выше подтверждает актуальность данной работы.
В своей работе я хотела бы более подробно изучить структурные сдвиги в экономике России, рассмотреть механизмы структурных сдвигов и проблемы структурной перестройки в экономике России. Наиболее глубоко рассмотреть проблемы и перспективы инвестиционной политики государства.
Целью курсовой работы является определение влияния структурных преобразований на экономический рост российской экономики, рассмотрение инвестиционной политики государства, определение её сущности и роли, а также выработка предложений по коррекции осуществляемой экономической политики.
Для достижения цели исследования в курсовой работе были поставлены и решались следующие задачи:
1) раскрытие понятия структурных сдвигов в экономике с определением их количественных и качественных характеристик, а также выявление и обоснование экономических факторов, инициирующих структурные изменения экономики;
2) определение влияния механизма структурных сдвигов на развитие основных элементов производительных сил и производственных отношений в российской экономике;
3) анализ последствий трансформации российской экономики в ходе реформ, а также определение причин усиления диспропорций в структуре российской экономики;
4) раскрыть этапы инвестиционной политики в условиях рыночной экономики и роли государства в инвестиционной среде
5) выявить проблемы и перспективы развития инвестиционной политики в Российской Федерации.

?
1. Структурные сдвиги в экономике России и стратегия их оптимизации
Экономика страны имеет определенную структуру – соотношение между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами. К началу переходной экономики (1991г.) структура российской экономики была крайне деформирована:
1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности;
2) неразвитость производства потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности;
3) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры;
4) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.
Главными задачами структурной политики сегодня являются:
1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного роста;
2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора экономики.
Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную (10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики. В этой связи должны произойти следующие структурные сдвиги в экономике:
1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;
2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование научно-технического потенциала страны;
3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного, энергетического, транспортного и складского обеспечения.
В целях решения названных задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен и открытости экономики. Открытая экономика – экономика, участвующая во внешней торговле. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.
В товарной структуре российского импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной. В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.
Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия будет направлена на обеспечение:
– наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
– эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
– доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);
– благоприятного платежного баланса страны;
– эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
– соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
Присоединение России к ВТО позволяет ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.
?
1.1. Механизмы структурных сдвигов и проблемы структурной перестройки в экономике России
Реализация структурных сдвигов в экономике происходит, как и в любой самоорганизующейся системе, через соответствующий механизм. В научной литературе достаточно подробно исследованы некоторые виды экономических механизмов – хозяйственный механизм, рыночный механизм ценообразования и т.п.
Под механизмом структурных сдвигов вообще мы понимаем противоречивое взаимодействие элементов экономической структуры, при помощи которого осуществляются структурные изменения. Применительно к структуре экономики механизм структурных сдвигов можно определить как механизм согласования сдвигов в структуре производства, распределения, обмена и потребления со сдвигами в структуре потребностей.
Как и любой экономический механизм, механизм структурных сдвигов состоит из субъектов, объектов и их взаимодействия. Субъектами структурных сдвигов являются хозяйствующие субъекты на различных уровнях экономики: индивидуумы, домашние хозяйства, предприятия, отрасли и регионы, государства и национальные хозяйства в рамках мирохозяйственных отношений. Объектами структурных сдвигов являются различные элементы экономической системы, включая уже названных субъектов хозяйствования, составляющие те или иные экономические пропорции, обладающие качественной и количественной определенностью на макро, мезо, микро и наноуровнях. Это могут быть отдельные категории населения с различным уровнем дохода, элементы спроса и предложения, производственные единицы, ранжированные по формам собственности, объему произведенной продукции, отраслевому признаку и т.п.
Механизм структурных сдвигов охватывает основные элементы производительных сил и производственных отношений. Можно выделить два уровня механизма структурных сдвигов: поверхностный - наиболее подвижный, подверженный влиянию любых, в том числе и случайных, причин; и глубинный, соответствующий необратимым сдвигам в экономической структуре и структуре потребностей.
Поверхностный уровень механизма структурных сдвигов охватывает наиболее подвижный организационно-экономический пласт производственных отношений, так называемый хозяйственный механизм. Это и есть та видимая оболочка, в которой протекают глубинные социально-экономические структурные сдвиги, сопровождающиеся изменением экономических интересов и потребностей субъектов, взаимосвязей между элементами системы и основных (интегральных) системных качеств.
Преобразование административно-командной хозяйственной системы в рыночную экономику сопровождается сменой приоритетов в формировании структуры народного хозяйства. Прежде всего, такая смена диктуется необходимостью преодоления структурных перекосов, унаследованных от прошлого. Прежняя структура народного хозяйства СССР характеризовалась высокой степенью огосударствления всех экономических процессов и монополизации производства, искаженной структурой народно-хозяйственного комплекса с высокой долей добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при существенном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.
Всесторонняя структурная перестройка экономики России - отраслевая, региональная, управленческая, технологическая, организационная, социальная - является необходимым условием преодоления кризиса и выхода на траекторию роста. Эффективной признается такая структура экономики, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, выход национальной экономики на передовые рубежи научно-технического прогресса и на этой основе обеспечить высокий уровень жизни населения.
Основными направлениями структурной перестройки экономики являются:
развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для развития перспективных наукоемких производств; свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий.
Решение проблем структурной перестройки облегчается наличием в стране уникальных природных ресурсов, высокого научно-технического и кадрового потенциала. Однако пока позитивных изменений в структуре экономики не происходит, наоборот, наблюдаются негативные тенденции, прежде всего в промышленности. От развития промышленности в первую очередь зависят состояние производственного и научно-технического потенциала, эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов.
Негативные тенденции выражаются в росте доли добывающих и падении доли обрабатывающих отраслей. Это противоречит общемировой тенденции опережающего роста обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей топливно-энергетического комплекса и металлургических отраслей во многом ориентировано на внешний рынок вне пределов национальной экономики. Отечественная экономика все сильнее втягивается в худший вариант международного разделения труда в качестве поставщика топливных и сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий.
Тем не менее в стране имеются большие возможности в области высоких технологий, которых, по скромным оценкам специалистов, насчитывается более 3 тыс. В случае успешной "раскрутки" этих технологий можно повысить долю России на мировом рынке наукоемкой технологии с нынешних 0,3 до 10-12%, а это только по экспорту дало бы до 140-180 млрд долл. США в год2.
Усилия должны быть сконцентрированы в тех отраслях обрабатывающей промышленности, которые имеют конкурентные преимущества, позволяющие создавать экономические структуры, способные завоевывать мировые рынки. В первую очередь это касается авиационной и аэрокосмической промышленности, ядерной энергетики, ряда отраслей приборостроения, сферы высоких технологий.
?
1.2. Структурная политика России в начале 21 века: цели, направленность, содержание
В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Реализации конкурентных преимуществ этих секторов (наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п.) препятствуют как несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и сложившиеся к настоящему времени стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.
Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение трех взаимосвязанных целей:
• Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
• Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.
• Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.
Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных предприятий, являются:
• низкий уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров;
• низкий уровень интеграции отечественной экономики в мировую экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами;
• недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;
• недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;
• недостаточная гибкость рынка труда, связанная с барьерами на пути межрегиональной миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.
В этих условиях первоочередными задачами структурной политики становятся:
1)повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
2)стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
3)снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
4)прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем многопрофильных городов;
5)сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;
6)повышение эффективности естественных монополий и ужесточения контроля за их издержеками;
7) формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах;
8) обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;
9)реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.
В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых принципов:
1)конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
2)минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
3)открытость экономики;
4)либерализация экономической деятельности на микроуровне.
Структурная политика будет направлена на опережающее развитие тех отраслей и подотраслей, продукция и услуги которых пользуются спросом на мировом рынке. В рамках такого подхода можно выделить "традиционные" экспортные отрасли (прежде всего, в сырьевом секторе и перерабатывающей промышленности), а также "новые" экспортные отрасли в сфере услуг.
Будет поощряться переход компаний с крупными государственными пакетами акций (прежде всего естественных монополий) к закупкам оборудования на основе открытых конкурсов.

?
2. Инвестиционная политика России в переходный период
Реформирование экономики любой страны включает три этана: этап I - разрушение старой экономической системы; этап II -макроэкономическая нестабильность; этап III - экономический рост. Сегодня экономика России находится на этапе II и охвачена мощным экономическим кризисом. При этом темпы падения капиталовложений в два раза опережают темпы падения ВВП и национального дохода.
Инвестиции в основной капитал за 90-е гг. снизились в шесть раз, а уровень этих инвестиций составляет примерно 10% ВВП и уступает развитым и быстро развивающимся странам, где этот показатель достигает 30% и выше. При этом следует учесть, что сам ВВП в нашей стране за годы реформы сократился в 2 раза и является очень низким. Это не обеспечивает даже простое воспроизводство в России. Внутренний рынок России продолжает сжиматься. У большинства предприятий нет оборотных средств и израсходованы основные фонды. Доля оплаты труда в ВВП, как было уже сказано, снижается. В конце 1999 г. каждого третьего человека, а не четвертого, как в 1998 г., можно назвать неимущим (их доходы ниже прожиточного минимума).
К причинам инвестиционного кризиса в России можно отнести следующие: во-первых, негативные тенденции, сложившиеся в 70-80-е гг. в экономике нашей страны; во-вторых, просчеты в государственной экономической политике 90-х гг., приведшие к полной потере управляемости народным хозяйством; в-третьих, реформы привели к децентрализации управления инвестициями, демонтажу системы планирования, переходу к управлению на базе рыночных отношений; в-четвертых, в ходе приватизации был нанесен тяжелый удар по крупным и сверхкрупным предприятиям (ПО и НПО), на базе которых было создано множество карликовых предприятий, что привело к резкому ограничению инвестиций на них; в-пятых, резкое снижение производства в отраслях, поставляющих продукцию инвестиционного назначения; в-шестых, мощный отток капиталов за рубеж, большой объем бартера во всех рыночных сделках (до 54% всех сделок в стране), низкий уровень инвестиций в реальный сектор и сферу услуг.
Недостаток инвестиций — главная причина затруднения выхода экономики страны из затянувшегося экономического кризиса. Для структурной перестройки экономики необходимы инвестиции. Государство, отдав в частные руки свою собственность, потеряло прежние функции распределителя материальных и денежных ресурсов внутри страны. У предприятий реального сектора экономики нет средств и заинтересованности вкладывать капиталы в производство (высокие налоги на прибыль).
Переход к рыночной системе ведения хозяйства в России сопряжен с формированием новой модели инвестиционного процесса. Благоприятный инвестиционный климат стимулирует рост совокупных объемов инвестиций из различных источников: государственных, частных, иностранных.
Чтобы России выйти на устойчивую траекторию экономического роста, потребуется более динамичное наращивание инновационно-технологического обновления физически изношенного и обесцененного кризисом производственного аппарата. Таким образом, можно будет повысить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. А для этого необходима стабильная финансовая база расширенного воспроизводства, максимальное вовлечение в инвестиционную сферу национальных сбережений. Прогнозы показывают, что выход на траекторию устойчивого экономического роста в России потребует увеличения масштаба накоплений в ВВП в 1,6-2 раза.
Можно выделить ряд потенциальных источников инвестиций в российскую экономику: а) Доходы предприятий, заблокированные в неплатежах. При этом только просроченные кредиторские долги составляли на начало 2000 г. 1,3 трлн.руб., что в 3 раза превышает объем всей денежной массы в стране;
б) Для оживления жилищного строительства необходимо активно развивать ипотечное кредитование. Можно расширить создание кредитных союзов, кредитных потребительских кооперативов граждан, товариществ взаимного финансирования на вере;
в) Денежные сбережения населения являются основным источником инвестиций в нормальной рыночной экономике. Они материализуются в средствах производства, а также трансформируются посредством финансовой инфраструктуры во вклады, акции. облигации и другие активы. Однако, если в советский период до 70% финансовых активов населения приходилось на вклады в сбербанках и от 20% и более в наличных деньгах, то в 1997 г. в структуре финансовых активов населения иностранная валюта стала составлять от 58 до 61%, вклады (включая валютные) - 22-24%; денежная наличность - 13-14%, ценные бумаги - 4%
По экспертным оценкам, для модернизации российской экономики нужны инвестиции в объеме 2-2,5 трлн. долл. США в течение 10-25 лет, т. е. по 100 млрд. долл. в год. В то же самое время бюджет 2000 г., как и все предыдущие, имеет ярко выраженный приоритет потребительских расходов над инвестициями. А это сдерживает экономический рост.
?
2.1. Понятие, история и принципы инвестиционной политики государства
Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.
Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.
В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.
Инвестиции - это понятие, охватывающее:
1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).
Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".
2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.
На сегодняшний день, располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами российская экономика не имеет устойчивой тенденции к росту и это обусловлено многими причинами и в первую очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Так объем инвестиций в 2001 г. к уровню 1990 г. составил одну пятую часть, ежегодный дефицит инвестиций в России составляет 42-45 млрд. дол. (общемировой нормативный уровень не менее 10% от ВВП), в то время как у населения находиться 50-60 млрд. дол., за рубеж вывезено 70 млрд. дол.
Проблема 2003 г., стоящая перед Россией, затрагивает все сферы деятельности. По оценкам специалистов, через 3 года ожидается выбытие до 25% (в 2006 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем инвестиций должен быть увеличен в 3 раза.

?
2.2. Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России
Становление новой модели инвестиционной деятельности, адекватной рыночной системе хозяйствования, предполагало замену централизованного распределения инвестиционных ресурсов рыночными формами инвестирования. Это, в свою очередь, обусловливало необходимость разработки новой инвестиционной политики, отвечавшей изменившимся экономическим условиям. Между тем заданные приоритеты экономической политики определили "вторичность" задач инвестиционного развития по отношению к финансовым целям.
Как уже отмечалось, официальная концепция рыночного реформирования российской экономики базировалась на упрощенно-монетаристских принципах, реализация которых на практике выразилась в конкретных мерах по минимизации роли государства в экономике, ускоренной либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, приватизации государственной собственности, формировании рыночных структур.
Инвестиционная политика начального периода рыночного реформирования. Меры государственной инвестиционной политики в рассматриваемый период были связаны в основном с комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономике России, Бюджетом развития на период 1997-2000 гг., концепцией среднесрочной программы развития российской экономики на 1997-2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост".(Приложение 1)
Основные направления государственной инвестиционной политики, изложенные в этих документах, включали:
• проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлеченных средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
• переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе;
• усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;
• сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;
• использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финансирования;
• стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.
В соответствии с принятым курсом экономических реформ восстановление инвестиционного процесса должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счет снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящихся вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.
Между тем, как уже отмечалось, на базе рыночных методов регулирования не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике не сложились условия, позволяющие полностью отказаться от методов государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов. Жесткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики хотя и облегчили в определенной мере адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства и экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало, с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой - привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.
Не были созданы макроэкономические предпосылки для мобилизации сбережений населения в форме иностранной наличной валюты, притока отечественного и иностранного частного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путем расширяющейся эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и повышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряженности в бюджетно-налоговой сфере в условиях жесткой фискальной политики и деформации платежной системы................


?
Заключение
В данной курсовой работе я рассмотрела тему «Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России». Я выбрала эту тему, потому что считаю её актуальной в экономике. После изучения данной темы она стала мне понятной и интересной. Я считаю, что поставленные мною задачи были раскрыты.
Россия находится на этапе переходной экономики, которому присущ ряд общих закономерностей стран с переходной экономикой: изменение экономической роли государства, приватизация, структурная перестройка экономики, смена инвестиционной стратегии: формирование новых рыночных субъектов экономики, рынка капитала и рынка труда; специфика ценообразования; изменение положения страны в мировой экономике.
Несмотря на противоречивость происходящих процессов, в качестве положительного момента в рыночных преобразованиях экономики России можно отметить следующее: подорван монополизм государственной собственности, начался, хотя и противоречиво, процесс формирования многоукладной экономики; сломан, пусть не окончательно, аппарат административно-командного управления и распределения; складывается инфраструктура рыночной экономики, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере; достигнуто равновесие на потребительском рынке; появился и расширяется слой предпринимателей новой волны, ориентированный на рыночные модели поведения.
Однако указанные сдвиги не являются результатом оздоровления экономики России, не носят долговременных тенденций и оплачены неоправданно высокой ценой.
Российская экономика характеризуется тенденцией сужающегося воспроизводства в реальном секторе, ускоренным развитием торговли, финансово-банковских секторов, снижением эффективности использования ресурсов. Россия уже не может обеспечить себя продовольствием, товарами народного потребления, средствами производства. Страна живет только за счет своих природных ресурсов и стремительно превращается в сырьевой придаток развитых стран. Обвальное падение объемов производства и еще большее при этом падение объемов капиталовложений обусловливает дальнейшее падение уровня жизни.
Низкий уровень жизни россиян - наглядное подтверждение того, что проводимый курс реформ сдерживает колоссальные возможности развития нашей страны. Сам по себе переход к рынку не может быть целью экономической реформы ни в одной стране. Реформы должны быть социально ориентированы. Пренебрежение интересами человека, возможно, является одной из коренных причин несостоятельности российских реформ. Люди должны быть уверены, что экономические преобразования в стране приведут к улучшению качества их жизни, тогда они будут заинтересованы в проведении реформы.

?
Список использованной литературы
1. Варфаловская Р. Структурная инвестиционная промышленная политика России. // Власть. - 2007. - № 1.
2. Воронкова О., Пузакова Е. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учеб.пособие / под ред. Е. Пузаковой. - М.: Экономистъ, 2007.
3. Глазьев С. «Стабилизация и экономический рост» М., Ж. «Вопросы экономики», №1, 2008г.
4. Игонина, Л. Л. Инвестиции: учеб. пособие/ Под ред. д. э. н., проф. В. А. Слепова. - М.: Юристъ, 2002.
5. Кондратенко Е. «Инвестиционные ресурсы – проблемы аккумуляции» М., Ж. «Экономист», №7, 2007г.
6. Мартынов А. «Активизация инвестиционной политики» М., Ж. «Экономист», №9, 2007г.
7. Международные экономические отношения: Учебник / ред. Б. Смитиенко. - М.: ИНФРА-М, 2007.
8. Основы теории переходной экономики (вводный курс): Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Киселевой, М.П. Чепурина. Киров, 2006.
9. Сухарев О. Национальное богатство и структурная политика. // Экономист. - 2006. - № 2.
10. Фетисов Г. "Голландская болезнь" в России: макроэкономические и структурные аспекты. // Вопросы экономики. - 2006. - № 12.
11. Френкель А. Основные тенденции развития российской экономики в 2007 г.: прогноз развития экономики России на 2007-2008 гг. // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 6.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.