На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ на примере ГУО Гатовская СШ Минского района

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2012. Страниц: 109. Уникальность по antiplagiat.ru: 76.

Описание (план):


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты ценностных ориентаций личности
1.1. Зарубежные и отечественные психологи о проблеме ценностных ориентаций личности
1.2. Психологические особенности юношеского возраста и факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
2.1. Эмпирический анализ ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
2.2. Анализ факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
2.3. Пути оптимизации ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения



Введение

В ценностных ориентациях сосредоточены уровень притязаний личности, представления о нравственных ценностях, готовности или неготовности действовать в соответствии с моральными нормами и правилами. Ценностные ориентации являются саморегулирующим механизмом поведения личности. В теории диспозиционной структуры личности они рассматриваются как элементы ее внутренней структуры, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процесса социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через принятие им определенных ценностей и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.
Изучение ценностных ориентаций в психологии объясняется тем, что в подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Актуальность данной тематики обусловлена социально-экономическими преобразованиями, реформированием системы образования, с одной стороны, и ростом числа преступлений среди подростков, деформацией ценностей в подростковой среде - с другой.
Цель: изучение ценностных ориентаций учащихся общеобразовательных учреждений.
Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
1. Изучить понятие «ценностные ориентации» в историческом аспекте.
2. Изучить процесс формирования ценностных ориентаций.
3. Определить систему ценностных ориентаций и ее основных элементов.
4. Изучить виды ценностных ориентаций и их различия у юношей и девушек.
Объект исследования: ценностные ориентации.
Предмет исследования: ценностные ориентации учащихся общеобразовательных учреждений.
В ходе исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы, которые заключались в предположении:
1. Существуют различия ценностных ориентаций подростков с различными типами родительского отношения;
2. Основными путями оптимизации ценностных ориентаций учащихся является социально - психологический тренинг;
3. Существуют половозрастные различия ценностных ориентаций подростков.
Методологической основой исследования являются научные концепции о личности, ценностях и ценностных ориентациях, их месте в ее структуре и развитии, роли различных факторов в становлении ценностных ориентаций. Применяя аксиологический подход, мы обращаемся к категории «несовершеннолетняя молодежь». Несмотря на большой диапазон возрастных границ данной категории, мы для решения задач нашего исследования определили конкретные возрастные группы учащейся молодежи школьного возраста, а именно: подростки и молодые люди, находящиеся на юношеском этапе возрастного развития.
Методы исследования. Разные этапы исследования подразумевали применение следующих методов: 1) На теоретическом уровне был использован анализ психологической, социологической, педагогической и методической литературы; 2) На эмпирическом – тест ценностных ориентации М. Рокича; тест СЖО Д.А. Леонтьева; тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина); «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной [10, с.169]. комплекс тестовых методик: тест СЖО Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым; тест ценностных ориентации М. Рокича, адаптированный А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым и модифицированный Д.А. Леонтьевым; тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина); наблюдение; социально-психологический тренинг.
Методы математической обработки данных. Для анализа и обработки полученных данных использовалась компьютерная программа «STATISTIKA версия 6.0».
Социальная значимость изучения ценностных ориентаций в подростковом возрасте заключается в том, что именно данная возрастная группа через несколько лет будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан нашей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие.
Эмпирическая база исследования: ГУО «Гатовская СШ» Минского района, 40 учеников (из них 20 юношей и 20 девушек) 9-х, 11-х классов в возрасте 15-17 лет.


Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
1.1. Зарубежные и отечественные психологи о проблеме ценностных ориентаций личности

Изучение проблемы ценностных ориентации личности представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии и психологии. Понятие «ценностные ориентации» неразрывно связано понятием личность, поскольку тесно соприкасается с изучением человеческого поведения, побуждений и мотивов. Понятию «ценность» авторами психологического словаря А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским [14] придается несколько значений, в зависимости от рассматриваемой проблемы: 1. Ценность как общественный идеал (выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни), - это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности. 2. Ценности, предстающие в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков. 3. Социальные ценности преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности и входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.
Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах.....................

Заключение

На основании проведенного теоретического анализа мы сделали следующие выводы:
Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.
Теоретическим аспектам изучения «ценностей» и «ценных ориентаций личности» уделяли внимание такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Рубинштейн, в.А. Ядов и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Гатовская СШ» Минского района. В исследовании приняли участие 40 подростков, возраст 15-17 лет. В ходе проведенного исследования был проанализирован и синтезирован ряд данных.
Были выделены 2 группы родителей с различными типами родительского отношения:
1-я группа – родители с негативными проявлениями родительского отношения (отвержение, авторитаризм в отношениях), 18 семей;
2-я группа – родители с позитивными проявлениями родительского отношения (кооперация, социальная желательность), 22 семьи.
Далее нами были изучены особенности ценностных ориентаций первой группы подростков.
Изученная иерархическая структура ценностных ориентаций подростков позволяет сделать вывод о различии ценностных ориентаций подростков с различным типом родительского отношения. Это подтверждает гипотезу о влиянии родительского отношения на систему ценностных ориентаций подростков.
В целом же система ценностных ориентаций подростков с позитивным родительским отношением направлена в сторону самоактуализации.
Подростки, с негативным родительским отношением выбрали для достижения ценностей-целей, таких как «материальная обеспеченность», «уверенность в себе», «здоровье», «активная деятельная жизнь», «продуктивная жизнь» используют следующие ценности-средства – «твердая воля», «эффективность в делах», «независимость», «самоконтроль».
Подростки с позитивным родительским отношением для достижения ценностей-целей «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь» выделяют следующие ценности-средства «воспитанность», «аккуратность», «ответственность». Для достижения «активной деятельной жизни», обретения «жизненной мудрости», «интересной работы», «материально обеспеченной жизни» и «хороших и верных друзей» как ценностей-целей выделяют следующие ценности-средства «жизнерадостность», «независимость», «честность», «образованность». Отметим, что подростки с позитивным родительским отношением разделяют ценности «счастливая семейная жизнь» и ценности профессиональной реализации и самоактуализации, чем существенно отличаются от группы подростков с негативным родительским отношением.
Как показало проведенное исследование отношения между подростками и родителями оказывают существенное воздействие на формирование и становление личности старшеклассника, поэтому должна проводиться своевременная коррекция и оптимизация негативных состояний родительского отношения.
Повторное исследование детско-родительских отношений в первой группе показало, что после проведения коррекционной программы изменились показатели детско- родительских отношений в исследуемой группе. У родителей отмечаются высокие показатели по шкале социальной желательности, низкие показатели по шкале отвержения, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация и инфантилизация.
Таким образом, проведенная нами работа показала свою эффективность и позволила улучшить детско-родительские отношения.
Повторное исследование особенностей ценностных ориентаций первой группы подростков показало, что ценностные ориентации подростков первой группы изменились. В структуре значимых целей (ранговые места с 1 по 6) первое место занимает «счастливая семейная жизнь» эта ценность понимается как потребность во внимании и эмоционально близких отношениях. «Любовь» оказывается на втором месте, как одно из необходимых условий теплых отношений с близкими, далее следует «здоровье».
Отвергаемыми ценностями является «материальная обеспеченность жизни», «общественное признание» это говорит о том, что подростки не считают материальное выше духовного, им в большей степени важны отношения с близкими.
Мы считаем, что у подростков, после проведения социально-психологического тренинга увеличилась потребность во внимании и поддержке со стороны близких и друзей. Выделенные особенности ценностных ориентаций подростков при повторном исследовании включают ценности социализации и адаптации. Тогда как при первом исследовании у подростков преобладали ценности самоактуализации. Подростки выделяют ценности личной жизни. Необходимо обратить внимание, что центральная ценность в данной группе – любовь. Для данной группы подростков характерна неотъемлемая связь счастливой семейной жизни, основанной на любви и здоровье.
Таким образом, первая гипотеза исследования подтвердилась, действительно существуют различия в ценностных ориентациях подростков с различными типами родительского отношения. Проведение коррекционной работы по оптимизации родительского отношения способствовало оптимизации ценностных ориентации подростков.
При изучении ценностных ориентаций у подростков, отмечается изменение показателей тестирования у школьников в зависимости от возраста, что подтверждает вторую выдвинутую нами гипотезу. У старшеклассников происходит сдвиг в системе ценностных ориентаций с внутренних на внешние. Внутренние – основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, а внешние – на ценностях материального благополучия, социального признания и физической привлекательности. Следует заметить, что стремление к здоровью и привязанности имеют смысл и как факторы личностного развития, и как факторы видимого благополучия.
Проведенный анализ указывает на то, что в исследуемых классах существует разница в определении особенностей ценностных ориентаций, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Например, если юноши уделяют большое значение таким ценностям, как физическая подготовка и увлечения, то девушки предпочитают высокое материальное положение и общественную жизнь.
Итак, мы видим, что формирование и развитие ценностных ориентаций сложный, длительный и динамичный процесс, который в свою очередь зависит от многих факторов, например, таких как социализация и средового фактора (подробно описанного в третьем параграфе первой главы работы).
По результатам данного исследования обнаружено, что учащиеся старших классов общеобразовательных школ характеризуются низким уровнем личностной и социальной зрелости. Отсюда следует, что одной из ответственных задач, которые должна решать сегодня школа, является разработка и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий, направленных на формирование у учащихся стойкой установки постоянного совершенствования самих себя, на нравственно-положительное восприятие окружающей действительности и построение смысла своего Я в соответствии с общечеловеческими высоконравственными нормами отношений.
В заключение хотелось бы отметить, что существует много путей формирования активной, интеллектуально развитой личности, но самое важное, и, пожалуй, самое сложное – это формирование в сознании человека чувства ответственности за последствия своих действий, а также бездействий. Одной из целей образования на нынешнем этапе должна стать активизация ценностно-смыслового компонента сознания и личности учащихся, побуждение их к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентаций. Современное образование должно быть призвано обеспечивать развитие личности, способной к самоопределению в социуме и культуре, к многоаспектной творческой деятельности.
Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что многие вопросы, затронутые в ней, требуют специального изучения и составляют, на наш взгляд, перспективу исследований.

Список использованных источников

1. Анурин, В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. //Сборник научных трудов. Горький, 1982. - С. 116 - 129.
2. Ахмерова, Л.В. Менталитет как важнейшая предпосылка формирования ценностных ориентаций личности учащихся / Л.В. Ахмерова // Сацыяльна-педагагічная работа. – 1997. - №4. – С.10-15
3. Ахмерова, Л.В. Ценностные показатели организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе / Л.В. Ахмерова // Весці акадэміі адукацыі. – 1997. - №3. – С.13-18
4. Ахмерова-Ильина, Л.В. Ценностные ориентации личности учащихся и их роль в организации образования в общеобразовательной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 22.00.06 / Л.В. Ахмерова-Ильина; Нац. акад. наук Республики Беларусь, ин-т социологии. - Мн., 1998. – 23с.
5. Бабосов, Е.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в трансформирующем обществе / Е.М. Бабосов, С.Е. Бабосов, Ю.М. Бубнов; под ред. Е.М. Бабосова. – Мн.: Современное слово, 2001. – 159с.
6. Бабосов, Е.М. Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже ХХІ века: Материалы регион. научно-практической конференции. – Могилев, 1998. – 36с.
7. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. академия, 1995.
8. Васина, Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 22.00.06 / Е.А. Васина; Петерб. гос. ин-т социологии. - Спб., 1993. – 23с.
9. Дубровина, И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций // Ценностные ориентации и интересы школьников: Сборник науных трудов / Под ред. Т.Н. Мальковской. – М., 1983
10. Каминская, С.О. Профессиональные ценностные ориентации: проблемы формирования / С.О. Каминская. – Могилев, 2000. – 169с.
11. Касьяник, Е.Л. Психологическая диагностика самосознания личности / Е.Л. Касьяник, Е.С. Макеева. – Мозырь: Содействие, 2007. – 224с.
12. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи / С.М. Корявая // Адукацыя і выхаванне. – 2006. - №10. – С.49-54
13. Леонтьев, Д.А., Калашников, М.О., Калашникова, О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентации // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №1. - с. 150 - 155.
14. Мясищев, В.Н. Структура личности и отношение человека к Действительности // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. - с. 35 - 38.
15. Непомнящая, Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 265с.
16. Пойкалайнен, М.В. Ценностные ориентации школьников как фактор адаптации к условиям социальной среды: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.02 / М.В. Пойкалайнен; Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2005. – 25с.
17. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -2-е изд. М., 1990. - 494 с.
18. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656с.
19. Развитие субъективности личности в процессе ее социализации / Под ред. Я.Л. Коломинского, С.И. Коптевой, А.П. Лобанова. – Мн.: БГПУ им. М.Танка, 1999. – 89с.
20. Селиванова, З.К. Ценностные ориентации городской молодежи старшего подросткового возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук: 22.00.04 / Селиванова З.К.; Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа, 2000. – 22с.
21. Слободчиков, В.И. Новое образование как путь к новому обществу // Новые ценности образования: образование и общество. – Вып. 5. – М., 1996. – С.24-29
22. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672с.
23. Федоришкин, А.Н. Специфика ценностных ориентаций учащихся профессионально-технических учебных заведений / А.Н. Федоришкин // Адукацыя і выхаванне. – 2006. - №8. – С.40-46
24. Хузиахметов, А.Н. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации / А.Н. Хузиахметов. – Казань, 1997. – 272с.
25. Шашок, В.Н. Современный подросток: проблемы личностного развития / В.Н. Шашок // Психологическая служба. – 2003. - №3. – С.26-34
26. Шашок, В.Н. Фрустрация мотивационно-потребностной сферы подростка как фактор личностных проблем // Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сб. научн. тр.: Вып.4 / Под научн. Ред. Ю.Н. Карандашева, Т.В. Сенько. – Мн.: Карандашев Ю.Н., 2003. – С. 64-69.
27. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000. - 204 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Морфологический тест жизненных ценностей
(В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина..................



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.