На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Оценка эффективности и качества управления

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 43. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА


Оценка эффективности управления


Оглавление

Введение
Гл.1. Эффективность управления организацией
1.1 Критерии и показатели оценки эффективности управления
1.1.1 Управленческая эффективность
1.1.2 Экономическая эффективность
1.1.3 Социальная эффективность
1.2 Методы оценки и анализа эффективности управления
Гл.2. Факторы повышения эффективности управления
Заключение
Список используемой литературы


Введение

«Управлять значит знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом ». Ф. Тейлор
В современном мире, вступившем в третье тысячелетие, менеджмент выступает в качестве главного и основного ресурса стран, ставших на путь реформирования экономики, реструктуризации народного хозяйства с целью роста эффективности производства, благополучия и благосостояния граждан. Менеджмент является средством, обеспечивающим качество функционирования хозяйственной системы общества.
В условиях социально-ориентированных преобразований в российской экономике в центре внимания ученых и специалистов находятся проблемы повышения эффективности управления деловыми организациями, бизнесом. Особенностью эффективного менеджмента является то, что он определяется рациональной комбинацией различных методов управления организацией как сложной социально-экономической системой, учитывающей влияние внешних и внутренних факторов.
Современная теория и практика менеджмента считает, что приоритетными факторами эффективного менеджмента являются, во-первых, гибкость систем управления, во-вторых, адаптивность к условиям внешней среды, которая определяет стратегию и тактику управления организацией, в-третьих, ориентация на социальные аспекты управления, которые связаны с решением проблем трудового коллектива и ориентацией деятельности на потребителя, удовлетворение потребностей общества.
Оценка эффективности управления имеет первоочередное значение для многих аспектов управления, т.к. с её помощью определяется правильность, обоснованность, действительность работы руководителя.
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры.
Важными требованиями являются способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.
Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в целом. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. Для характеристики эффективности применяются обещающие показатели и система частных показателей экономической социальной эффективности.
Изучение научных разработок в области менеджмента показывают, что многие авторы постоянно пытаются найти факторы эффективности управления, чтобы дать менеджерам фирм практические рекомендации эффективного управления. Актуальность этой проблемы привлекает большое внимание к ней учёных и практиков, которые по-разному представляют сущность показателей повышения эффективности, порядок подхода к их определению. В данной курсовой обобщены работы В.Г. Игнатов, Л..К. Албастова, А.Л. Масс, В.Ф.Уколов, И.К. Быстряков, Ю.В. Василева, Л.И.Ушвицкого, А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина, М. Гардарики, Г.В. Атаманчук, А.Ф. Баранников, К.Л. Кравченко и других.
Цель данной курсовой – выявление критериев, показателей и факторов повышения эффективности управления.
Задачи:
1) Раскрыть критерии и систему показателей эффективности системы управления организацией.
2) Раскрыть методы оценки и анализа эффективности управления.
3) Выявить факторы повышения эффективности управления.


Гл.1. Эффективность управления

Эффективность управления — это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики. Другими словами, эффективность деятельности управляющей системы должна быть выражена, в конечном счете, через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики.

1.1 Критерии и показатели оценки эффективности управления

В теории управления качественную сторону полученного результата обозначают термином критерий эффективности (отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка каждого явления), количественную сторону полученного результата — показателем эффективности.
Рассмотрению эффективности менеджмента должно предшествовать обращение к общему понятию эффективности, охватывающему различные сферы человеческой деятельности. Такой подход диктуется не только методическими соображениями, но и тем, что указанное общее понятие пока еще не получило однозначной трактовки. Буквально «эффективное» (от латинского «effectus») означает действенность, результативность, производительность. Вообще говоря, эффектом обладает любое взаимодействие, имеющее какой-то результат, и в этом самом широком смысле эффект можно рассматривать как абсолютное, характеризующее результат, свойство любого взаимодействия или процесса. При всей близости категорий «эффект» и «эффективность» они друг с другом не совпадают. Эффективность свойственна не всякому взаимодействию, а лишь целенаправленному; поэтому данная категория носит управленческий характер и отражает, прежде всего, степень достижения преследуемых целей. Таким образом, в отличие от эффекта, эффективность — это всегда определенное соотношение (результата и целей или результата и затрат на его получение), т. е. величина относительная. Этой исходной позицией определяется и понимание эффективности управления.
Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективности в широком смысле» и «эффективности в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в целом. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.
Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:
- по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям организации;
-по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требования к его содержанию, организации и результатам.
Критерии эффективности управления находятся в тесной связи с целями фирмы. Специфика управления состоит в том, что выработка целей является функцией самого управления, а их реализация осуществляется как в рамках функционирования субъекта управления, так и в рамках управляемого объекта. Поэтому для определения эффективности управления используют такие критерии, как, во-первых, собственно управленческая эффективность; во-вторых, экономическая эффективность; в-третьих, социальная эффективность. Рассмотрим их.

1.1.1 Управленческая эффективность
Эффективность управления отражает результативность обеспечения социально-экономического развития предприятия. В этой связи эффективность управления проявляется в достигнутых показателях результативности всей деятельности предприятия.
Организация существует для реализации определенных целей и, если эти цели достигнуты, то эта организация может считаться добившейся успеха, а ее руководитель эффективным менеджером.
Самый общий показатель управленческой эффективности:

Э упр. = результат / цель * 100%

Также эффективность управления может быть выражена и оценена не только по конечным результатам работы всей фирмы, но и по таким параметрам, как скорость принятия решения и осуществления конкретных шагов, отдача от осуществления решения, измеряемая в стоимостных показателях. Для определения эффективности отдельного решения можно сравнить планируемые и фактические «входы» и «выходы» и измерять полученную отдачу от решения, т. е. отношение «выхода» к «входу». Эффективность системы внутрифирменного управления определяется в этом случае как экономический эффект от принятия управленческих решений.
Поскольку управление носит информационный характер, то информация также представляет результат действия, а, следовательно, является «выходом» системы управления.
Кроме того, эффективность управления определяется эффективностью функционирования и использования каждого элемента системы управления — рациональностью структуры, применением научных, передовых методов управления, скоростью, полнотой информационного обслуживания, квалификацией управляющих кадров, их умением творчески подходить к решению конкретных проблем управления.

1.1.2 Экономическая эффективность
Показатели экономической эффективности:

Э упр.= результаты / затраты * 100%
Э упр.= затраты фактические / затраты плановые * 100%

Экономическая эффективность как показатель результативности предполагает соизмерение затрат с результатом и всегда является относительной величиной. Следует иметь в виду, что универсального показателя экономической эффективности нет и не может быть, поскольку многочисленное количество факторов обусловливает ее. В качестве результата может рассматриваться прибыль как конечный итог деятельности, а в качестве затрат — основные производственные фонды и оборотные средства или издержки производства.
Организация может выжить только благодаря результативности и экономической эффективности. Следовательно, эти два критерия эффективности управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важной количественной характеристикой экономической эффективности является производительность. Производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству единицу на входе. Этот показатель экономической эффективности отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации).
Среди экономических показателей эффективности организации обычно называются:
1. стабильность (производство, структура, положение на рынке)
2. рост (темпы роста производства, численности занятых, число нововведений) 3.способность организации приспосабливаться к изменениям внешней среды (взаимосвязь показателей внешней среды и деятельности организации).
Все эти показатели необходимо анализировать не в абсолютном выражении, а в динамике, то есть в сопоставлении с предыдущими периодами.
Эффективность организации во многом зависит от ее способности планировать свою деятельность в долгосрочном масштабе, прогнозировать будущие изменения. Это позволяет в определенной степени минимизировать риск в условиях нестабильной экономики.
Таким образом, эффективность управления напрямую зависит от эффективности производства как элемента системы. Все другие стороны деятельности организации также требуют эффективного управления: это маркетинг, управление персоналом, управление инновациями, стратегический менеджмент. Причем управляющая подсистема должна обеспечить эффективное управление по всем

Таблица 1.
Количественные
ДД Доля рынка Ро Рост объема продаж
Дн Дни потерянные из-за забастовок Уровень затрат и эффективности функциональным подразделениям (табл. 1).производства
Ур Уровень затрат и эффективности сбыта Т Текучесть кадров
Н Невыходы па работу Чи Чистая прибыль
Ку Курс акции Норма дивидендов
Д \ Доход в расчете на акцию П Прибыль на капитал
Вы Выплаты по ценным бумагам
Качественные
С Способность привлечь высококвалифицированных менеджеров
Удовлетворенность работников Расширение объема услуг клиентам
Углубление знания рынка
Снижение количества опасностей
Использование возможностей

Рассматривая все эти показатели в динамике, то есть в сравнении с предыдущим периодом, можно судить о повышении / или понижении эффективности управления.
Методика расчёта экономического эффекта зависит от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо. При этом методики расчёта отличаются во многом в зависимости от того, какой характер имеют мероприятия и к какой подсистеме системы менеджмента они относятся – «входу», «процессу преобразования» или «результату». Подробнее эти особенности учтены ниже при изложении четырёх конкретных методов расчета экономического эффекта совершенствования системы менеджмента фирмы.
1)Мероприятия по улучшению качества «входа» системы – качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем. Экономический эффект внедрения этих мероприятий проявляется:
А) у изготовителя товара за счёт повышения качества процесса, что влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и комплектующих, уменьшении производственного брака.
Б) у потребителя товара за счёт повышения качества его изготовления (качество разработки не изменяется), что позволяет изготовителю повысить цену товара. Так как сырьё, материалы и комплектующие изделия входят в текущие затраты – себестоимость товара, то затраты на повышение качества «входа» системы могут превысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов и комплектующих за счёт сокращения остановок производства и брака. В этом случае суммарная составляющая изменения себестоимости товара будет отрицательной.
Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов комплектующих изделий (качества «входа» системы) рассчитывается по формуле.

Эт = ?[-?Ст вх + ? Ст пр+ (Цтн – Цтс) * В] - Звх

где Эт – ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по приобретению более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий (качества «входа» системы) за срок применения мероприятий.
?Ст вх – перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году за счёт приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества «входа»).
? Ст пр – снижение себестоимости единицы товара в году за счёт повышения качества процесса при применении качественного «входа».
Цтн , Цтс – прогноз цены соответственно нового (старого) товара (после внедрения мероприятий) в году.
В – прогноз объёма выпуска данного товара в году, натуральные измерители, шт., т и т.п.
Звх – единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества «входа» ( анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных проектов и т.д.).
При выполнении расчётов обязательно следует соблюдать рассмотренные выше принципы оценки ( фактор времени, сопоставимость вариантов и др.).
2)Мероприятия по повышении качества процесса в системе – по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации. В этом случае эффект получается у потребителя за счёт «переноса» высокого качества «входа» системы через процесс системы к её «выходу».
Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологий, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства (в целом – повышение качества процесса в системе) у изготовителя товара определяется по следующей формуле (расчёт ведет изготовитель).

Эк =?? ( Цт - Ст – Нт )* В –Зпр

где Эк – ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок применения мероприятий (Т).
Цт – прогноз цены товара в соответствующем году.
Ст – прогноз себестоимости товара в соответствующем году.
Нт – прогноз налогов по единице данного товара в соответствующем году.
В – прогноз объёма выпуска товара в соответствующем году.
Зпр – единовременные затраты ( инвестиции) на повышение качества процессов ( на совершенствование технологий, организации и т.п.) в соответствующем году.
При проведении расчетов необходимо учитывать разновременность затрат и поступлений по каждому товару с использованием финансовых коэффициентов.
3)Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара (повышение производительности, надежности, экологичности и др. показателей) определяется по следующей формуле ( расчёт ведет изготовитель).

Экт = ? ( Цт – Ст – Нт )* В + ? Эсоп - ? Зк

где Экт – ожидаемый экономический эффект повышения качества товара за нормативный срок его службы.
Эсоп – сопутствующий экологический или социальный эффект в денежном выражении от использования товара повышенного качества.
Зк – единовременные затраты ( инвестиции) на повышение качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных производственных фондов в связи с освоением и внедрением нового товара ( если при ликвидации этих элементов получается прибыль, то они вычитаются из Зк).
4)Ожидаемый экономический эффект приобретения потребителем нового товара – орудия труда, с помощью которого им выпускается продукция, определяется по следующей формуле.

Эп = ?? ( Цп – Сп – Нп )* П - ?Зт

где Эп – ожидаемый экономический эффект приобретения и применения потребителем единицы нового товара – орудия труда – за нормативный срок его службы.
Цп – прогноз цены единицы продукции, выпускаемой с применением нового товара в каждом году.
Сп – прогноз себестоимости единицы продукции в соответствующем году.
Нп – прогноз доли налогов по единице продукции в соответствующем году.
П – прогноз полезного эффекта (производительности) нового товара по продукции в соответствующем году.
Зт – инвестиции на покупку единицы товара, его транспортирование, монтаж, пуск, строительство ремонтной базы, подготовку кадров для обслуживания, создания оборотного фонда запасных частей и другие единовременные затраты, включая затраты ( экономию) на ликвидацию элементарно старых основных производственных фондов, выводимы в связи с освоением нового товара в году из вложения.
Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.

1.1.3 Социальная эффективность
Социальная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов работников предприятия. Социальная эффективность проявляется:
во-первых, в развитии потенциала персонала;
во-вторых в возможности реализации этого потенциала.
Понятие социальной эффективности включает требования гармоничного развития личности каждого работника, повышение его квалификации и расширение гибкости и мобильности, формирование благоприятного социального климата, усиление социальной активности и совершенствование всего образа жизни; все это является проявлениями качества трудовой жизни.
Если все эти составляющие социальной эффективности не соблюдаются, то неизбежно снижаются и темпы роста производительности труда. Причем следует иметь в виду, что как нет единого синтетического показателя эффективности управления вообще, так нет и единого показателя социальной эффективности.
Р.Л. Кричевский считает, что ими могут быть:
1. Удовлетворенность членством в трудовом коллективе и трудом;
2. Мотивация членов коллектива;
3. Авторитет руководителя;
4. Самооценка коллектива.
Таким образом, анализ социально-психологических аспектов проводится на основе критериев мотивации персонала, характеристики морального климата, количества и качества межличностных коммуникаций, гибкости системы продвижения по службе, полномочий работников и их ответственности, степени удовлетворения от выполняемой работы, авторитета руководителя и собственной оценки коллективом сложившихся отношений в организации.
Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:
1. степень выполнения заказов потребителей
2. доля объёма продаж фирмы на рынке и др.
Обобщающее показатели социальной активности в узком смысле являются:
1. доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива
2. количество работников, привлечённых к разработке управленческого решения и др.
Частными показателями социальной эффективности являются:
1. своевременность выполнения заказа
2. полнота выполнения заказа
3. оказание дополнительных услуг
4. послепродажный сервис
Примечательно, что Правительство РФ, начиная с 1999 года, проводит конкурс по определению «Российской организации высокой социальной эффективности».
Конкурс проводится в целях привлечения внимания к решению социальных вопросов и демонстрации на примере лучших организаций высокой эффективности решения социальных проблем, широкого распространения и поддержки положительного опыта в данной сфере. Эта акция может быть расценена как реальный курс на строительство социально ориентированной рыночной экономики.
Подводя итог рассмотрения критериев и показателей эффективности управления, можно сделать вывод:
Руководитель считается эффективным, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим критериям эффективности: управленческим, экономическим и социальным.
В самом широком смысле под эффективностью менеджмента следует понимать прежде всего такое управление, которое обеспечивает функционирование и развитие организации как целостной системы.
Современная теория управления приходит к необходимости согласования показателей эффективности управления с показателями экономической эффективности и производительности фирмы и к необходимости учета влияния многосторонних факторов воздействия на фирму, используя набор дополнительных критериев.
Система управления и ее эффективность рассматривается не на одном, а на трех уровнях:
— как органическая часть более высокой системы.
— как самостоятельная целостная система.
— как сосредоточие компонентов, входящих в эту систему, с присущими им специфическими свойствами.
В этом случае эффективность управления на первом уровне может быть выражена через результативность деятельности фирмы, так как результат деятельности по управлению проявляется опосредованно через результаты всей организации, в ее взаимоотношениях с внешней средой.
На втором уровне эффективность системы управления выражается через характеристики ее способности к самостоятельному действию, т. е. к разрешению непосредственно стоящих перед ней задач и достижения поставленных целей.
На третьем уровне выделяется эффективность действия составляющих элементов системы. Именно здесь может быть рассмотрено в конкретных формах функционирование всех входящих в систему элементов как в технико-организационном, так и в социально-психологическом плане. Практически эффективность третьего уровня может быть сведена к эффективности управленческого труда конкретных менеджеров.
Таким образом, анализ существующих теоретических и практических подходов к оценке эффективности управления в рамках организации позволяет выделить следующие направления исследования различных сторон эффективности как слагаемых общей эффективности управления:
— экономические показатели эффективности управления;
— эффективность в обеспечении внешней и внутренней социальной политики; социальная ответственность менеджмента;
— эффективность управления как саморегулируемой системы; адаптационная способность к требованиям научно-технического прогресса, изменениям социальных условий и внешних факторов производства;
— эффективность информационной системы;
— информационное обеспечение управления и управляющего воздействия на персонал.
— Таким образом, современный комплексный анализ «выхода» фирмы с точки зрения ее эффективности включает многосторонний учет социальных, экономических и экологических последствий производственной деятельности, влияние производимой продукции или услуг на потребителя и т. д.

1.2 Методы оценки и анализа эффективности управления

В настоящее время единого подхода к оценке эффективности управления фирмой не существует. Ввиду того, что на практике разброс взглядов, размерность оценок достаточно велики, а количественные сравнения параметров управляемого объекта (фирмы) зачастую провести невозможно, оценить все аспекты управления не удается. Поэтому в ряде случаев оценка эффективности управления ограничивается анализом финансово-экономического состояния фирмы.
Поскольку задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть обеспечена по степени достижения этих целей: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала и т. п.
Самым простым примером может служить оценка эффективности управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя. То есть, если оценить соответствие результатов деятельности фирмы действиям менеджмента, то полученный показатель будет являться критерием экономической эффективности управления.
Более сложный экономический анализ эффективности управления фирмой включает в себя оценку деятельности фирмы с использованием сравнительных показателей, которые отражаются в финансовой отчетности фирмы.
Таким образом, исторически сложилось, что основным критерием экономической эффективности управления принято считать прибыльность. Другим экономическим критерием эффективности, подчиненным критерию прибыльности, является продуктивность, характеризуемая показателями индивидуальной и групповой производительности труда, объемом выпускаемой продукции, качеством продукции. Сюда же относятся показатели использования материальных ресурсов (показатели сбалансированности товарно-материальных запасов, текущие прямые и накладные расходы и др.), человеческих ресурсов (затраты на наем рабочей силы, на подготовку и повышение квалификации, показатели организации труда), внедрение нововведений (наличие соответствующих мощностей, производственные резервы).
В то же время наличие нескольких вариантов решений в организации управления ставит вопрос о сопоставлении результатов с затратами. Это сопоставление становится все более необходимым по мере роста свободы выбора с одной стороны, и с интенсификацией использования ресурсов — с другой.
В такой интерпретации эффективность управления все чаще отождествляется с экономичностью: полезный результат сравнивается с затратами деятельности.
В дореформенной централизованной системе управления категория эффективности управления не отделялась от показателей эффективности производства. Последние приводились к затратам на управление (заработной плате или управленческим расходам) и таким образом связывались с результатами труда управленческих работников.
Принципиальное значение для оценки эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определения уровня эффективности, который принимается за нормативный. Один из подходов дифференцирования сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта систем управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных. При этом может применяться также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.
Часто используется экспертная оценка организационно-технического уровня анализируемой и проектируемой системы, а также отдельных её подсистем и принимаемых проектных и плановых решений, или комплексная оценка системы управления, основанная на использовании количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.
Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвязанные группы.
1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управление. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могут рассматриваться объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т. п.
2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.
При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гибкость, оперативность, надежность.
а)Производительность аппарата управления может определяться как количество произведенной организацией конечной продукции или объемы выработанной в процессе управления информации.
б)Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объема отдельных видов работ.
в)Адаптивность системы управления определяется ее способностью эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.
г)Гибкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.
д) Оперативность принятия управленческих решений характеризует современность выявления управленческих проблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.
е)Надежность аппарата управления в целом характеризуется его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным, то надежность определяется способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утвержденных нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.
3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее техническо-организационной уровень. К ним относятся: количество звеньев системы управления, уровень централизации, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.
Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры.
Важными требованиями являются способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.
В наиболее общем смысле оценка эффективности управления должна включать совокупность различных методов, что позволит получить наиболее полную оценку эффективности управления объектом.


Гл.2. Факторы повышения эффективности управления

Организация как сложная социально-экономическая система функционирует и развивается под воздействием определенной совокупности факторов, образующих интегральную целостность и комплексность процесса.
Фактор эффективности (от латинского — делающий, производящий) — движущая сила какого-либо процесса или явления.
Изучение научных разработок в области менеджмента показывает, что зарубежные авторы постоянно пытались найти факторы эффективности управления, чтобы дать менеджерам фирм практические рекомендации эффективного управления.
В 1939 г. Ч. Барнард утверждал, что для выживания организации и повышения ее эффективности существенны желание сотрудничать, способность налаживать общение, наличие цели и ее одобрение всеми работниками фирмы.
В 1954 г. П. Друккер охарактеризовал семь ключевых факторов успеха, которые фирма должна отслеживать для достижения эффективности. Это удовлетворение спроса со стороны потребителя, социальная ответственность, результативность работников, эффективность руководства, внутренняя производительность, настроение персонала, подготовка руководителей, операционная смета, нововведения.
В 1986 г. Р. Уотермен и Т. Питерс установили непосредственную связь между культурой и успехом в работе организации. Взяв за образец успешные американские компании и описав управленческую практику, они выявили ряд ценностей организационной культуры, приведших эти компании к успеху:
- вера в действия (решения принимаются даже в условиях недостатка информации, откладывание решений равносильно их неприятию).
- связь с потребителем (информация, поступающая от потребителя, так называемый фокус на потребителя – ценность для всех работников).
- поощрение автономии и предприимчивости (крупные и средние компании зачастую состоят из филиалов, которым представляется определённая самостоятельность, необходимая для творчества и разумного риска).
- рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности ( человек – наиболее важный актив компании, поэтому он – центр внимания и объект инвестиций).
- знание того чем управляешь ( руководители управляют не из кабинетов, а постоянно бывая на объектах).
- концентрация вокруг основного вида деятельности (слишком сильная диверсификация в стороне от основного бизнеса неприемлема).
- простая структура и немногочисленный штат управления ( в высшем эшелоне управления приветствуется минимальный штат сотрудников).
- одновременное сочетание гибкости и жесткости в организации ( гибкость и адаптивность в конкретных действиях достигается при достаточно инерционной и жесткой системе разделяемых культурных ценностей).
Культуру организации как фактор эффективности изменений и развития следует рассматривать значительно шире ,а именно в контексте деловой культуры, т.е. культуры деловых отношений, культуры получения прибыли. В этой связи уместно говорить о роли государства в формировании и развитии деловой культуры. Перефразирую известное высказывание советского физика Б. Арцимовича относительно науки, можно утверждать, что организационная культура также «находиться на ладони государства и согревается теплом этой ладони».
От государства, его чиновников общество ждёт не только упорядочения отношений бизнеса и власти, но и разумной степени регулирования экономии, внедрения этических норм в практику предпринимательства, обеспечения поддержки предпринимательству в международной деятельности, ориентации на воспитание организационной культуры всей системы образования, учреждения специальной награды – государственной премии предпринимателям « За службу Отечеству».
Обобщив эти исследования, Д. Скотт Синк в 1989 г. называет семь основных факторов эффективности:
- действенность,
- экономичность,
- качество,
- производительность,
- качество трудовой жизни,
- прибыльность,
- нововведения.
Для оценки обычно используются следующие показатели:
— своевременность;
— количество;
— качество.
Все эти попытки вычленить факторы повышения эффективности управления свидетельствуют о сложности проблемы, решение которой не может быть однозначным и простым.
Для российских организаций к факторам эффективности управления следует отнести:
во-первых, профессионализм руководителей;
во-вторых, наличие у них соответствующих личностных качеств и способностей к управленческой деятельности;
в-третьих, социальная ответственность менеджмента, позволяющая учитывать интересы многих субъектов внешней и внутренней среды организации;
в-четвертых, умение использовать такие социальные факторы управления, как организационная культура, организационный порядок, самоорганизация и самоуправление;
Залогом повышения эффективности являются следующие параметры организации:
1. Поддержка и поощрение творческой активности, новаторства сотрудников.
2. Отслеживание динамики развития отрасли для выбора оптимального темпа ритма изменений собственной организации.
3. Формирование кредо фирмы (миссия организации, цель деятельности, основные принципы, стиль работы, обязательства по отношению к клиентам, партнерам, персоналу, обществу).
в-пятых, умение формировать предпринимательское организационное поведение, создавать инновационную среду и оказывать поддержку менеджерам — интрапренерам.
в-шестых, умение использовать эффективные методы и технологии управления.
в-седьмых, наличие развитой инфраструктуры менеджмента, включающий сеть профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров, законодательную, информационную и консультативную базу.
в-восьмых, эффективная командная работа (это постоянное динамическое равновесие между общими интересами команды и личными потребностями каждого из ее участников).
Эффективность управления командой предполагает :
- единство видения цели;
- содействие проведению изменений, способствующих достижению цели;
- ответственность членов команды за свои действия;
- делегирование полномочий по выполнению заданий;
- свобода действий команды и обеспечение их в рамках определенных полномочий;
-совершенствование системы мотивации к труду, укрепление коммуникации.
Данные факторы, влияющие на эффективность управления, неоднозначны, влияние на эффективность управления оказывают не прямо, а опосредованно. Менеджер-профессионал должен их знать, умело использовать в профессиональной деятельности.
Для определения факторов роста эффективности управления предлагается использовать комплексную методику анализа систем управления.
Комплексная методика анализа систем управления включает:
- анализ организационно- производственных структур ( уровень специализации, концентрации, кооперирования, централизации производства).
- анализ организационных структур управления (функции, управленческие процессы, состав управленческих звеньев и их взаимодействие).
- анализ интеграции предприятий ( факторы, объекты).
- анализ хозяйственной самостоятельности организаций.
- анализ обеспечивающих подсистем управления (информационное, кадровое и техническое обеспечение).
Обобщённая система показателей, используемых при анализе системы управления, приведена в табл.2.


Таблица 2.
Обобщённая система показателей, используемые при анализе системы управления.
Группа показателей: Направление использования
1. Показатели, характеризующие эффективность элементов системы управления.
Кадры руководителей и специалистов: Обоснование потребности в кадрах, разработка кадровой политики
состав кадров руководителей и специалистов по квалификации, профессиональной подготовленности, стажу работы Анализ и планирование развития подготовки и повышения квалификации работников системы управления
уровень организации целевой учёбы, повышения квалификации переподготовки кадров Разработка кадровой политики
стабильность кадров и их продвижение, загруженность отдельных категорий работников Анализ и планирование совершенствования организации труда в аппарате управления
Информация: Анализ и проектирование информационных массивов
полнота информационных массивов
соотношение форм обеспечения информацией
экстенсивное и интенсивное использование информационных массивов
интенсивность информационных потоков
прямоточность, непрерывность потоков информации
Техника управления: Анализ и проектирование информационных потоков
состав, соотношение и пропорциональность
мощности основных групп техники управления
Группа показателей: Направление использования
уровень технического оснащенности труда различных групп работников аппарата управления
загруженность различных видов техники
обеспеченность основных видов работ по управлению мощностью техники управления (вычислительной, организационной, связи и т.д.)
2. показатели, характеризующие организацию процессов управления (технологию управления): Анализ и проектирование технологии управления
плотность управленческих циклов
прямоточность процессов управления
пропорциональность и ритмичность загрузки отдельных подразделений аппарата управления
3. Показатели характеризующие организационную структуру управления: Анализ и проектирование организационной структуры управления
уровень централизаций функций управления
специализация отдельных подразделений аппарата управления
развитость и устойчивость межфункциональных связей
полнота реализации функций управления в системе управления
4. Показатели, характеризующие экономический механизм: Анализ и планирование развития экономического механизма
непрерывность и стабильность планов
дифференцированность форм организации заработной платы
Группа показателей: Направление использования
состав, соотношение и доля фондов материального стимулирования в общем составе фондов доходов трудящихся
разнообразие видов цен на готовую продукцию
5. Показатели эффективности системы управления: Анализ эффективности системы управления и оценка мероприятий по её развитию
экономичность организации управления
эффективность отдельных функциональных подразделений системы управления
эффективность деятельности линейных руководителей и системы управления в целом..............



Заключение

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики. Важной количественной характеристикой эффективности является производительность. Производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Она отражает комплексную результативность использования всех видов ресурсов (труда, капитала, технологии, информации). Количественная оценка эффективности управления во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда.
Основными понятиями эффективности управления являются: эффективность труда работников аппарата управления; эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения); эффективность системы управления (с учетом иерархии управления); эффективность механизма управления (структурно-функционального, финансового, производственного, маркетингового и др.). В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.
Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирование системы в целом. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. Для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.
Д. Скотт Синк в 1989 г. называет семь основных факторов эффективности:
- действенность,
- экономичность,
- качество,
- производительность,
- качество трудовой жизни,
- прибыльность,
- нововведения.
Для российских организаций к факторам эффективности управления следует отнести:
1) профессионализм руководителей;
2) наличие у них соответствующих личностных качеств и способностей к управленческой деятельности;
3) социальная ответственность менеджмента, позволяющая учитывать интересы многих субъектов внешней и внутренней среды организации;
4) умение использовать такие социальные факторы управления, как организационная культура, организационный порядок, самоорганизация и самоуправление;
5) умение формировать предпринимательское организационное поведение, создавать инновационную среду и оказывать поддержку менеджерам — интрапренерам;
6) умение использовать эффективные методы и технологии управления;
7) наличие развитой инфраструктуры менеджмента, включающий сеть профессиональной подготовки и переподготовки менеджеров, законодательную, информационную и консультативную базу;
8) эффективная командная работа;
Данные факторы, влияющие на эффективность управления, неоднозначны, влияние на эффективность управления оказывают не прямо, а опосредованно. Менеджер-профессионал должен их знать, умело использовать в профессиональной деятельности.


Список использованной литературы

1. Теория управления: учебник / В.Ф.Уколов, А.Л. Масс, И.К. Быстряков.- М.: Экономка, 2003.-576с.
2. Теория управления: учебник / под ред. Ю.В. Василева, Л.И.Ушвицкого-2-е изд. доп.- М.: Финансы и статистика, 2005.-608с.
3. Теория управления.: учебник изд. 2-е / под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина- М.: изд. РАГС, 2005-558с.
4. Теория управления: учебное пособие.- М. Гардарики,2005.-416с.
5. Игнатов В.Г., Албастова Л..К. Теория управления: курс лекций- М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006.-464с.
6. Управление- фактор развития (размышление об управленческой деятельности)/ Г.В. Атаманчук- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.-567с.
7. Теория организации: Баранников А.Ф. учебник для вузов- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004-700с.
8. Основы теории управления : учеб. Пособие- под ред. В.Н. Парахиной - М.: Финансы и статистика, 2003-560с.
9. Кравченко К.Л. Организационное строительство и управление персоналом крупной компании.- М.: академический проект, 2005-640с.
10. Теория управления: учебное пособие- М.: ИНТРА- М, 2007-139с.Бурганова Л.А.
11. Управление организацией: учебное пособие/ под ред. В.Н. Мельникова и проф. Н.Л. Маренкова.- М.: КНОРУС, 2004.-240с.
12. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб пособие для вузов.- М.: академический проект; культура, 2006-544с.
13. Теория управления: Учебник изд. 3-е, доп. и перераб./ под ред. А.Л. Гапоненко.- М.: изд-во РАГС 2008.-560с.
14. Журнал : «Проблемы Теории и практики управления» 2007г., статья №7 : «Команда в организации: эффективность совместной деятельности».
15.Журнал : «Проблемы Теории и практики управления» 2007г., статья №12: «Эффективность инструментов управления организацией», авторы Валиулова Алсу, Приходько Владимир.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.