На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Выявление связи между акцентуацией характера и типом темперамента.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: 37.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………… 5
1.1. Обзор теорий акцентуаций характеров…………………………….. 5
1.1.1. Определение акцентуации характера……………………….. 5
1.1.2. Типология акцентуаций характера по К.Леонгарду……….. 6
1.1.3. Классификация акцентуаций характера по А.Е. Личко…… 10
1.2. Обзор теорий типологий темперамента……………………………. 15
1.2.1. Определение темперамента. Основные компоненты, определяющие темперамент…………………………………
15
1.2.2. Конституционные типологии темпераментов (Э.Кречмер, У.Шелдон)…………………………………………………….
16
1.2.3. Физиологическая основа темперамента. Типы высшей нервной деятельности (И.И.Павлов)………………………...
18
1.2.4. Психологическая характеристика типов темперамента…… 21
1.3. Связь темперамента со свойствами личности……………………... 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………… 28
2.1. Планирование исследования………………………………………... 28
2.2. Определение акцентуаций характера……………………………… 29
2.2.1. Выбор методики исследования……………………………… 29
2.2.2. Обработка и анализ полученных результатов……………… 29
2.2.3. Выводы по результатам исследования……………………… 30
2.3. Определение преобладающего типа темперамента………………. 32
2.3.1. Выбор методики исследования……………………………… 32
2.3.2. Обработка и анализ полученных результатов……………… 32
2.3.3.Выводы по результатам исследования………………………. 33
2.4. Координационный анализ результатов исследования по двум
тестам…………………………………………………………………
34
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………... 39
Приложения……………………………………………………………………. 41


ВВЕДЕНИЕ
Тесно связанный с направленностью личности, характер человека вместе с тем имеет своей предпосылкой его темперамент. Темперамент и характер отличны и вместе с тем тесно связаны друг с другом. Их научное изучение шло не совпадающими, но неоднократно скрещивающимися путями.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми – различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, природная основа, на котором формируется личность как социальное существо. То есть темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека, и одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными и в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
В отличие от темперамента характер возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.
Характер человека является одновременно и устойчивым и изменяющимся образованием. Устойчивым в силу того, что черты характера обуславливают определенное поведение индивида. Изменяющимся, так как сами черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов (условий жизнедеятельности, профессиональной активности и т.п.).
Как и при изучении, других образующих личности, при изучении характера наблюдается ряд подходов. В некоторых из них характер рассматривается как созвездие основополагающих особенностей поведения личности. Например, с помощью MMPI диагностируются такие проявления характера как норма, оригинальность, интроверсия, твердость, воля, педантизм, ригидность, чувствительность, тревога, мнительность, самоконтроль и прочие. К. Леонгард при исследовании характера выделял ряд обобщенных проявлений – акцентуаций.
Гипотеза исследования – существует связь между типом темперамента и акцентуацией характера.
Актуальность данного исследования заключается в том, что при выявлении связи между акцентуацией характера и типом темперамента у подростков возможно определение направления развития их личности, а также предупреждение развития возможных психических патологий.
Объект исследования – группа подростков обоего пола в возрасте 15 – 17 лет в количестве 10 человек, учащихся ООШ №4 г. Одессы (директор Аббас Н.А.).
Предмет исследования – акцентуации характера и типы темперамента исследуемых.
Цели исследования – получение и анализ экспериментальных данных по акцентуациям характера и типам темперамента группы исследуемых; выявление связи между типом темперамента и акцентуацией характера исследуемых.
Задачи исследования:
Изучение теоретических и экспериментальных подходов к исследованию типов темперамента и акцентуаций характера разных авторов;
Выбор методики исследования;
Проведение тестирования;
Анализ полученных результатов;
Выводы по результатам тестирования.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Обзор теорий акцентуаций характеров
1.1.1. Определение акцентуации характера
Характер – это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые, научно обоснованные методы его исследования.
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.
Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практически акцентуация – это предельная величина, крайний вариант проявления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе.
В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации относят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляющих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.

1.1.2. Типология акцентуаций характера по К.Леонгарду
Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.
По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:
1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
2. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.
3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – как люди с дистимной акцентуацией.
4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратный, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение...........................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Темперамент», «характер», «личность» – в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова «темперамент», «характер», «личность» употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика – замкнутость и застенчивость; у флегматика – безразличие к людям, сухость; у сангвиника – поверхностность, разбросанность, непостоянство.
Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения и определить наиболее благоприятные пути развития личности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. – Пятигорск, 1990.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб.: Издательство «Питер»; 2000.
3. Всемирная сеть Интернет. Материалы сайта www.vsetesti.ru
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: «Юрайт» 2002.
5. Климов Е.А. «Индивидуальный тип деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы», – Казань, 1969
6. Кречмер Э. «Строение тела и характер»
7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. – Киев, 1981.
8. Либин А.В. «Дифференциальная психология» – М: изд.СМЫСЛ, 2000.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, – Л., 1983.
10. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М, 1964.
11. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий, – М: 1982
12. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
13. Хрестоматия по общей психологии. Субъект деятельности. Под ред. В. В. Петухова. — М.:2000.
14. Общая психология: Учебник для вузов/А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
15. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов – М. ВЛАДОС, 1995.
16. Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова – М. изд-во МГУ, 1982.
17. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2т. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Т.1. – 312с.: ил.
18. Рупчева И.В., психолог. Темперамент. Психофизиологические особенности человека.
19. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал. – 1989. – Т.10, – №1.
20. Русалов В.М.. Биологические основы индивидуально-психологических различий – М, 1979
21. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: Гуматин. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.


Приложение 1.
Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека)
Назначение теста
Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».
Термин «акцентуированные личности» занял место между психопатией и нормой. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».
...............


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.