На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Совершенствование методики раследования угонов автотранспортных средств

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Юриспруденция. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2010. Страниц: 89. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение…………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретико-методологические основы выявления краж и
угонов автотранспортных средств………………………………………..5
1.1. Оперативно-розыскная характеристика краж и угонов автотранспорта………………………………….................................5
1.2. Понятие и сущность раскрытия и выявления краж и угонов автотранспорта……………………………………………………..29
1.3. Основания и условия ОРМ при выявлении и раскрытии краж и угонов автотранспорта…………………………………………….35
Глава 2. Организация краж и угонов автотранспорта…………………41
2.1. Первоначальные и последующие ОРМ при выявлении и раскрытии краж и угонов автотранспорта…………………………………………………41
2.2. Использование и предоставление результатов ОРД при выявлении и раскрытии краж и угонов………………………………………………….……48
Заключение………………..………………………………………….......77
Библиография…………………………………………………...……….84


Введение

Переход к рыночной экономике, связанное с ним усложнение отношений собственности, а также снижение уровня жизни многих граждан нашей страны привели к обострению криминологической ситуации в целом и к росту посягательств на чужое имущество. Преступления против собственности и борьба с ними превратились в одну из самых актуальных проблем современной юридической практики. Особенно актуальна проблема борьбы с кражами и угонами автотранспорта.
Так, в 2008 г, в России было угнано и похищено 90 тыс. 937 транспортных средств. По итогам 2008 года в Красноярском крае совершено 2 711 краж и угонов транспортных средств. В России в целом было угнано и похищено в общей сложности 90 937 автомобилей, сообщили в пресс-службе ГИБДД по краю. Сотрудниками ГИБДД в 2008 году раскрыто 629 преступлений.
Практика свидетельствует, что на момент возбуждения уголовного дела, когда местонахождение автотранспортного средства не установлено, далеко не всегда возможно дать правильную квалификацию содеянного - кража или угон, потому представляется необходимым разрабатывать единые рекомендации по расследованию данных видов преступлений.
В ходе изучения уголовных дел по кражам и угонам автомобилей или иных транспортных средств и последующего обобщения практики расследования и раскрытия этих преступлений, можно констатировать - профессиональный уровень действий преступников по подготовке, совершению и сокрытию преступлений повышается, увеличивается число деяний, совершаемых преступными группами с разной степенью организованности. Неочевидность совершения краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств приводит к значительным трудностям в получении информации об обстоятельствах совершения преступления, о личности преступника. Наиболее характерно эта тенденция проявляется в крупных городах.
В то же время продолжают существовать недостатки в деятельности органов внутренних дел по расследованию и раскрытию краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств, выражающиеся в недостаточно оперативном реагировании органами внутренних дел па событие преступления, а также в неполном и некачественном проведении первоначальных следственных действий, что приводит к отсутствию или неполноте информации о содеянном, особенно на первоначальном этапе расследования, что, в свою очередь, ведет к неверной оценке складывающейся следственной ситуации.
Все это требует совершенствования методики расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств. Такая методика не является разработкой сегодняшнего дня. Этому вопросу уделялось значительное внимание и в предыдущие годы различными авторами, например Л.Г. Аристакесян, ЕЛ, Асташкина, Н.К. Баранов, АЛ. Броуна, Н.А. Бурнашёва, В.М. Быкова, Э.Л. Вечернина, Н.С. Дергач, С.А. Елисеева, В.С. Корнелюк, Ф.Х. Кульмашев, Н.Л. Маркова, К А. Марочкина, В.Л. Петрунева и др.
На современном этапе политического, экономического и социального развития государства, когда многие кризисные явления, возникающие в связи с переходом страны к рынку, не устранены и продолжают усугубляться, а также в связи с изменениями, произошедшими в практике расследования преступлений в свете принятия нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства, перед учёными встали новые масштабные задачи, связанные с совершенствованием имеющихся и разработкой новых научно-обоснованных рекомендаций по расследованию краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств.
Изложенные ранее соображения обусловливают выбор и актуальность темы дипломного исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при расследовании краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств.
Предметом исследования выступают закономерности совершения краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств и соответствующие им закономерности их расследования.
Цель и задачи дипломного исследования. Цель исследования состоит в разработке комплекса рекомендаций по совершенствованию методики расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств.
Научная новизна исследования обусловлена изменениями, произошедшими в практике расследования краж и угонов автомобилем или иных транспортных средств в связи с принятием нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Проведенный анализ судебной практики позволил сформулировать ряд рекомендаций, направленных на совершенствование методики расследования краж и угонов автомобилей или иных транспортных средств в целях повышения эффективности расследования данных преступлений.


Глава 1. Теоретико-методологические основы выявления краж и угонов автотранспортных средств.
1.1. Оперативно-розыскная характеристика краж и угонов автотранспортных средств

Вопрос о том, что такое оперативно-розыскная характеристика преступлений, и каковы ее элементы, неоднократно поднимался в научной литературе, но и по сегодняшний день продолжаются споры о необходимости, содержании и структуре криминалистической характеристики. Оперативно-розыскная характеристика состоит из криминологической, уголовно-процессуальной, криминологической характеристики данного вида преступления. Попробуем подробно раскрыть каждую из этих характеристик.
Оценивая практику изложения криминалистических характеристик в современных вузовских учебниках, Р.С. Белкин отмечал: «схема такого изложения типична и включает:
1) данные об уголовно-правовой квалификации преступления;
криминологические данные о личности преступника и типичной жертве преступления, о типичной обстановке совершения преступления (время, место, условия); типичном предмете преступного посягательства;
описание типичных способов совершения и сокрытия данного вида преступлений и типичной следовой картины (последствий), характерной для применения того или иного способа.
Если провести операцию по удалению из такой характеристики данных уголовно-правового и криминологического характера, то в ней окажется лишь один действительно криминалистический элемент - способ совершения и сокрытия преступления и оставляемые им следы» .
Стремление к наиболее полному выявлению криминалистически значимой информации о преступной деятельности и ее использованию в практике расследования преступлений привело к появлению нового термина «механизм преступления», под которым понимается система процессов взаимодействия участников преступления, как прямых, так и косвенных, между собой и с материальной средой, сопряженных с использованием соответствующих орудий, средств и иных отдельных элементов обстановки .
Исследуя содержание понятий «криминалистическая характеристика преступления» и «механизм преступления», СИ, Коновалов пришел к выводу, что рассматриваемые понятия дублируют друг друга . Позволим себе не согласиться с уважаемым профессором, в связи, с чем рассмотрим структурные элементы обоих понятий,
В содержание криминалистической характеристики преступлений включаются следующие системные сведения:
о способе совершения преступления;
о предмете преступного посягательства;
об условиях совершения преступления;
о личности потерпевшего;
о личности преступника .
Основными элементами механизма преступления многие ученые-криминалисты считают:
деятельность (реже - отдельные действия и движения) субъекта преступного события (преступника, преступной группы, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы, преступного сообщества)
комплекс (совокупность) действий, поступков и иных движений жертвы преступления.;
комплекс (совокупность) действий, поступков и иных движений лиц, оказавшихся косвенно связанных с преступным событием;
отдельные элементы обстановки, используемые участниками преступного события;
предмет преступного посягательства .
Таким образом, в механизм преступления не вошли такие сведения, как характеристики личностей потерпевшего и преступника. В тоже время считается совершенно неоправданным включение в систему криминалистически значимой информации о преступлении комплекса (совокупности) действий, поступков и иных движений лиц, оказавшихся косвенно связанных с преступным событием. Данный комплекс действий, может быть напрямую, и не связан с преступлением и зачастую не учитывается преступником. В тех же случаях, когда преступник рассчитывает, что иные лица поступят тем или иным образом, то он стремится определенными путями направить их действия, что охватывается понятием «деятельность субъекта преступного события».
Если внимательно проанализировать основные элементы механизма преступления, то приходим к выводу, что содержание первого элемента обусловлено содержанием последующих элементов. Действительно, конкретные действия преступника напрямую зависят от предмета преступного посягательства, условий обстановки и действий потерпевшего. Однако эти действия определяются еще и личностью самого преступника. Так, при наличии одного и того же предмета преступного посягательства (например, автомашина), одинаковых условий обстановки (время, место) и действий потерпевшего (например, халатность к сохранности своего имущества, выразившееся в не запирании двери автомашины) разные типы преступников будут действовать по-разному (один угонит автомашину с целью просто покататься, другой - с целью покататься, а потом украсть из нее вещи, третий - украдет машину для последующей продажи). Таким образом, можно сделать вывод, что оперативно-розыскная характеристика преступлений по объему содержащейся в ней криминалистически значимой информации шире, чем механизм преступления, и более приспособлена для нужд практики, поскольку позволяет ориентировать следователей на выдвижение обоснованных версий.
Поскольку в механизм преступления не включаются сведения личностного характера, то, правильнее было бы говорить не о механизме преступления в целом, а о механизме совершения преступления, как о комплексе действий преступника, обусловленных предметом преступного посягательства, условиями обстановки и действиями потерпевшего. При таком подходе, механизм совершения преступления выступает в качестве структурного элемента оперативно-розыскной характеристики преступлений.
Необходимо отметить, что на момент возбуждения уголовного дела сведения о механизме совершения преступления и о личности потерпевшего становятся известны следователю практически в полном объеме. Именно, исходя из этих сведений, следователь выдвигает версии о лице, совершившем конкретное преступление, естественно с учетом сведений из криминалистической характеристики о личности возможного преступника. Таким образом, криминалистическая характеристика преступлений, фактически, состоит из двух разных по степени значимости для процесса расследования взаимозависимых блоков информации: того, что ему уже известно, и того, что ему необходимо установить. Поэтому, структуру оперативно-розыскной характеристики преступлений можно представить в следующем виде:
1. Механизм совершения преступления.
2. Сведения о личности возможного преступника.
Некоторые ученые-криминалисты, говоря о структуре криминалистической характеристике преступлений, выделяют в качестве самостоятельного элемента механизм следообразования . Однако в процессе деятельности субъект преступного события взаимодействует как с иными участниками данного события, так и с окружающей средой, что, в свою очередь, закономерно обуславливает образование соответствующих материальных и идеальных следов. Поэтому механизм еле до образования должен рассматривается не самостоятельно, а в рамках описания деятельности субъекта преступного события.
Необходимо заметить, что объединение в один элемент криминалистической характеристики преступлений сведений о комплексе действий преступника, обусловленных предметом преступного посягательства, условиями обстановки и действиями потерпевшего повлечет за собой изменение содержания и объема данного понятия, что позволит формировать более целостные характеристики, использование которых на практике повысить эффективность расследования.
Как показывают исследования, кражи автомобилей совершаются лицами, имеющими возрастные и профессиональные особенности, определенный социальный статус и другие характерные криминологические признаки.
Анализ возрастной характеристики лиц, совершивших кражи автомобилей показал, что наибольшей криминальной активностью обладает возрастная группа от 18 до 24 лет. Ими «стабильно» в среднем совершается около 70 % всех таких краж. За ней следует возрастная группа от 25 до 29 лет. Удельный вес преступлений, совершенных этой группой, составляет менее 20 %. Чуть реже совершаются такие преступления несовершеннолетними. И еще меньше преступниками в возрасте от 30 до 40 лет. Следует подчеркнуть, что 87 % противоправных посягательств на автомобили совершается в группе. Исследование социальных характеристик показало, что 52 % задержанных за кражи автомобилей нигде не работали, 19 % трудились в сфере экономики, 15 % по роду занятий учащиеся (студенты), 14 % были заняты в иных сферах (работали охранниками, на государственной службе, были предпринимателями). 64,3 % лиц, участвовавших в совершении краж автомобилей, являлись профессиональными водителями.
Большинство преступников по отношению к месту совершения хищения автомобиля являлись местными жителями .
Анализ статистических данных показывает, что в зимний период активность правонарушителей проявляется меньше, чем в наиболее интенсивный период эксплуатации транспорта с апреля по ноябрь включительно.
При этом значительное количество краж автомобилей совершается в вечернее и ночное время (с 19.00 до 02.00 часов), что обусловливается большей свободой действий при реализации преступного умысла и отсутствием очевидцев преступления.
Однако в последнее время растет количество фактов краж автомобилей совершаемых и в дневное время, когда повышена деловая активность граждан. Нередко кражи совершаются на виду у прохожих и потерпевших, что свидетельствует о дерзости и повышенной общественной опасности преступников.
Изучение мест совершения указанных преступлений показывает, что хищения автомобилей совершаются чаще всего в местах скопления автотранспорта (стоянки возле концертных залов, гостиниц, рынков, крупных магазинов), по месту жительства и работы потерпевшего.
Изучение уголовных дел и дел оперативного учета, позволило выделить последовательность и алгоритм действий ОПТ по совершению рассматриваемых преступлений:
подготовка к совершению краж автомобилей с целью их возврата законным владельцам за деньги (поиск объекта преступления - автомобиля;
разведывательные мероприятия в отношении предполагаемого потерпевшего);
кража автомобиля и укрытие его в подготовленном заранее месте;
действия преступников по возврату автомобиля (переговоры с потерпевшим и (или) с посредниками; получение выкупа; возврат похищенной автомашины собственнику).
Действия по подготовке к совершению кражи автомобиля начинаются, как правило, с момента принятия решения совершить преступление. С этого времени преступники начинают проведение мероприятий по выбору предмета преступления (автомобиля) и сбору сведений об автовладельце (или о пользователе транспортного средства). Преступники изучают образ жизни, выявляют места парковки и хранения автомобиля, наличие установленных на транспортном средстве и месте нахождения охранных и запорных устройств. Иными словами, проводится своеобразная «криминальная разведка».
Для сбора информации злоумышленники осуществляют различные мероприятия, внешне схожие с официальными оперативно-розыскными мероприятиями:
наблюдение;
опросы граждан, в том числе зашифрованные и легендированные;
обследование автостоянок, мест парковки и хранения транспортного средства, участков местности (с целью выбора оптимального пути отхода с места хищения);
приобретение источников информации или внедрение членов преступной структуры в фирмы и на предприятия, занимающиеся продажей, ремонтом, гарантийным обслуживанием автомобилей, установкой на них охранных систем, а также в охранные структуры гаражно-строительных кооперативов (ГСК), автостоянок.
Необходимо подчеркнуть, что кража автомобиля невозможна в принципе без применения технических средств. Подготовка к совершению рассматриваемых преступлений выражается в приискании и приспособлении различных технических средств, необходимых для проникновения на объект хранения (парковки) и в само транспортное средство, для отключения или повреждения сигнализации и запорных устройств, для запуска двигателя. Преступниками заранее заготавливаются дубликаты ключей, различные отмычки, слесарный и специальный инструмент (сварочные аппараты, автогены, радиомаяки, сканеры кодов сигнализации и т.д.).
На этапе подготовки преступления заранее издается возможность хранения, переделки, разбора, сбыта похищенного автомобиля или его возврата за выкуп владельцу. Для этих целей снимаются в аренду гаражи, автомастерские, в которых планируется разбирать, хранить или переделывать похищенный автомобиль. Практике известны случаи, когда, изучив образ жизни потерпевших, преступники снимали в аренду гаражи рядом с местом предполагаемого хищения, чтобы снизить риск быть задержанными с поличным. В такой ситуации проведение операции «Перехват», как правило, не дает положительного результата.
Кража автомобиля и укрытие его в подготовленном заранее месте
Как показывают материалы уголовных дел и дел оперучета, автомобиль похищает наиболее слабое звено в организованной преступной группе -лица, пользующиеся наименьшим авторитетом. Как правило, это молодые люди 18-25 лет, ранее не судимые, но в тоже время дерзкие, отчаянные и амбициозные, в задачу которых входит самый опасный, с точки зрения уголовного преследования, "участок работы".
Проникая в помещения, где хранятся автомобили, преступники сознательно идут на значительный риск и трудности, связанные с преодолением запорных устройств. Это происходит в тех случаях, когда они намерены похитить конкретное транспортное средство, привлекающее их своими индивидуальными качествами. Изучение уголовных, оперативных и оперативно-поисковых дел показывает, что применяются различные способы проникновения преступников в гаражи и иные помещения, где хранятся автомобили:
перепиливание дужек замков, дверных петель;
отгибание створок ворот гаражей;
подкоп под одну из стен гаража с последующим открыванием двери изнутри (такой способ применяется, если гараж имеет земляной пол);
разбивание кладки стены гаража или выбивание в ней отверстия;
разрезание ворот или стен металлического гаража специальными ножницами;
высверливание замков, отверстий в стенах гаражей;
вырезание отверстий, срезание петель дверей и дужек замков автогеном, сварочным аппаратом;
открытие замка способом подбора ключа или специальной отмычкой;
открытие замка дубликатом ключей или специально для этой цели похищенными у потерпевшего ключами;
подъем и перемещение металлического гаража краном, подъемником.
Данный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. В зависимости от места стоянки (хранения) автомобиля и наличия технических средств защиты преступниками применяют все новые способы хищения.
Оказавшись вблизи транспортного средства, преступники применяют следующие способы для проникновения внутрь салона и запуска двигателя:
отключают сигнализацию и электронно-механические запирающие устройства. Охранные системы, как правило, преступниками изучаются заранее. Ими приобретаются пароли, коды, дубликаты пультов или используются специальные приборы (сканеры радиосигналов) для записи и воспроизведения электронного сигнала на отключение сигнализации и открытие двери;
используют дубликаты ключей от дверного замка и замка зажигания. Дубликат изготавливается со слепков ключей, которые часто снимаются в автомастерских, мойках, автостоянках, где потерпевший оставляет на время связку ключей без внимания;
подбирают ключи к дверному замку автомобиля и замку зажигания.
Перечисленные два последних способа встречаются наиболее часто, поскольку в этих случаях не остается видимых повреждений на автомобиле, что избавляет похитителей от необходимости его ремонта и не снижает его стоимость. Указанные способы часто применяются при хищении транспортного средства с улицы, чтобы не привлечь внимание окружающих.
Автомобиль также может изыматься с места преступления и с применением других транспортных средств путем буксировки, в том числе и с частичной или полной погрузкой на другое транспортное средство.
Характерные действия преступников при совершении кражи автомобиля можно проследить на следующем примере. Преступная группа в составе четырех человек решила похитить автомобиль с целью последующего его возврата за деньги потерпевшему. Преступники заранее выследили автомобиль «Тойота – Камри», преследовали его по городу до места парковки. Согласно имевшейся договоренности и распределению ролей двое преступников должны были наблюдать за вышедшим из автомобиля водителем, а остальные двое проникнуть в автомобиль с помощью заранее подготовленных приспособлений и похитить его. Связь между преступниками поддерживалась с помощью радиостанции. После совершения кражи трое преступников на своей автомашине скрылись, а четвертый на похищенном автомобиле проследовал в заранее арендованный гаражный бокс в ГСК. После этого преступники стали ждать объявления потерпевшего в бегущей строке одного из городских телеканалов о готовности выплатить деньги за возврат похищенного автомобиля.
Действия преступников по возврату законным владельцам похищенных автомобилей за денежное вознаграждение
После совершения кражи исполнитель сообщает лидеру группы о совершенном преступлении (где и какая похищена автомашина). Для сокрытия похищенного автомобиля используются определенные места, которые заранее планируются, а иногда и готовятся (автостоянки, дворы домов, автомастерские, гаражи, лесополосы).
В большинстве случаев потерпевшие незамедлительно заявляют о краже транспортного средства в милицию. Но как показало изучение уголовных дел, делают это исключительно с целью объявления автомобиля в розыск, надеясь, что он случайно будет обнаружен.
В некоторых случаях потерпевшие не заявляют о краже автомобиля в правоохранительные органы, а выжидают момент, когда похитители выйдут на них и предложат вернуть автомашину за выкуп. С этой целью они дают объявления в средства массовой информации с просьбой за денежное вознаграждение вернуть автомобиль, либо сообщить о его местонахождении по указанному телефону.
Выяснив способ выхода на потерпевшего, как правило, это домашний или мобильный телефон, преступники предлагают свои услуги по возврату похищенного автомобиля, за определенное денежное вознаграждение . При этом они предлагают потерпевшему найти посредника, через которого надо будет передать названную ими сумму, либо предлагают своего человека, как правило, члена иной преступной группировки. Зачастую в роли посредников выступают одни и те же лица, известные преступникам. Посредник необходим преступникам для обеспечения их собственной безопасности, для недопущения нежелательных контактов с потерпевшим и сотрудниками милиции.
Сумма выкупа составляет в среднем около 20 - 30 % от стоимости автомобиля, что устраивает владельца и преступников, т.к. именно столько будет стоить похищенный автомобиль на «черном рынке».
Отметим, что в ходе телефонных переговоров преступников с потерпевшим последнему разъясняется, что в случае его обращения к сотрудникам милиции автомобиль будет уничтожен либо продан по запчастям. Как правило, эти аргументы оказывают сильное влияние на потерпевшего. В дальнейшем потерпевший отказывается от контактов с сотрудниками милиции, либо вводит их в заблуждение, предоставляя искаженную информацию. Обычно, после передачи денег, автомобиль выгоняется из гаража - "отстойника" и паркуется неподалеку. О его местонахождении посредник, выступая гарантом «сделки», сообщает владельцу по телефону в течение суток.
Получив похищенный автомобиль, потерпевший, следует «инструкциям» преступников и обращается в орган внутренних дел с заявлением о том, что граждане якобы откликнулись на опубликованное им объявление и сообщили ему о месте нахождения автомобиля. При этом он умышленно скрывает фактические данные о лице, с помощью которого получил автомобиль и механизм его возврата. В дальнейшем автомобиль снимается с учета как находящийся в розыске, но преступление остается не раскрытым, так как преступники не установлены.
Обстановка совершения краж и угонов транспортных средств характеризуется совокупностью различных факторов внешней среды. Прежде всего, это место и время совершения преступления, а также условия хранения предмета. Данные о распространенности краж и угонов транспортных средств по месяцам года показывают, что в зимний период активность правонарушителей проявляется менее, чем в период с апреля по ноябрь включительно (наиболее интенсивный период эксплуатации транспорта, тогда как в зимний период значительное число транспортных средств стоит на ремонте или консервации). Для этих преступлений характерны временные циклы, которые условно можно обозначить:
"сезон эксплуатации" (апрель-октябрь), в котором совершается 70,6% краж и угонов транспортных средств;
"сезон консервации" (ноябрь-март), на который приходится около 29,4% данных посягательств.................

Заключение.

Кражи являются самыми распространенными и интенсивно растущими преступлениями, около 15 % из них составляют кражи транспортных средств и автомобилей. Поскольку в России, как и во всем мире, автомобильный парк увеличивается, то и сохраняется тенденция роста завладения транспортными средствами. Так, в 2007 г. в России было совершено около 58 тыс. краж транспортных средств и около 45 тыс. автомобилей. При этом раскрываемость краж транспортных средств составила 26,1 %, а краж автомобилей - 20 %.
В данной работе были исследованы вопросы, касающиеся современных методов расследования краж транспортных средств. Объективная необходимость усиления борьбы с кражами автомобилей определяется рядом обстоятельств: их многочисленностью, распространенностью, устойчивыми тенденциями роста, появлением теневого рынка, влияющего на рост случаев противоправного приобретения автомобилей и развитие «нелегального автомобильного бизнеса», высокой степенью организованности при подготовке совершения краж автомобилей, а также налаженными безопасными средствами транспортировки, легализации, сбыта и другими негативными факторами.
На современном этапе развития нашего общества в изменившихся условиях возникли новые проблемы правового, организационного и тактического обеспечения деятельности органов внутренних дел, прежде всего, оперативно-розыскной, требующие проведения дополнительных ис-следований. Это предопределено следующими обстоятельствами:
- неудовлетворительными результатами работы подразделений органон внутренних дел, функционально отвечающих за организацию борьбы с кражами и угонами автомашин, их ведомственными разногласиями, которые приводят в конечном итоге к низкой раскрываемости краж автомобилей;
- недостаточным уровнем профессионализма сотрудников органов внутренних дел;
- отсутствием надлежащих данных по единой форме статистической отчетности, объединяющей все виды противоправных посягательств на автотранспортные средства, что не дает возможности достаточно томно оценить данную проблему и своевременно принимать оптимальные решении;
- низким уровнем координации сил и средств, привлекаемых к борьбе с кражами и угонами автомашин на местном и региональном уровнях;
- недостаточным использованием существующих и отсутствием дополнительных информационных баз данных;
- неудовлетворительно осуществляемыми оперативно-розыскными мероприятиями по выявлению и документированию подготавливаемых и совершенных краж и угонов автомобилей, а также розыску похищенных автомашин и лиц, причастных к данным преступлениям;
- неудовлетворительным использованием достижений науки и техники специальных технических средств, применяемых для предупреждения, пресечения, раскрытия данных видов преступлений;
- отсутствием достаточно единообразно понимаемых определений, терминов, используемых в законодательных актах, ведомственной нормативной практике и специальной литературе.
Таким образом, на сегодня до конца не исследованы вопросы, связанные с кражами и возвратом автомашин. Но в данной работе мной был дан ряд теоретических рекомендаций.
Для успешной реализации мер профилактики необходимым становится, прежде всего, осознание важности борьбы с данными видами преступлений, научного выявления степени и форм обратного воздействия преступности на социальную и экономическую сферы, обеспечивающего растущий уровень ее воспроизводства.
Антикриминогенным потенциалом обладают мероприятия обще-социального уровня по снижению темпов процесса прогрессирующей имущественной дифференциации населения.
Важную роль в усилении профилактики краж и случаев неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством должна играть система криминологической экспертизы, основой которой могут стать комиссии, объединения, ассоциации независимых экспертов из числа специалистов-криминологов, юристов, экономистов, социологов, ученых других специальностей и специалистов-практиков, осуществляющих постоянный экспертный мониторинг социальной эффективности действующего законодательства, различных программ экономического и социального характера, а также оценивающих и прогнозирующих возможные последствия законопроектов с точки зрения их криминогенности (или антикриминогенности).
К комплексу организационно-технических мер профилактики относятся мероприятия, обеспечивающие охрану, учет, определение количественных и качественных показателей состояния имущества, движения денежных средств, усовершенствования системы регистрации автотранспорта и т.д. Конкретной реализацией этих мероприятий является внедрение современных компьютеризированных систем охраны складских, торговых и конторских помещений, внедрение технических устройств, обеспечивающих охрану транспорта, внедрение единой всероссийской системы учета угнанных транспортных средств, установкой на транспортные средства противоугонных устройств и т.д.
В качестве важного мероприятия профилактического характера можно назвать создание единой компьютерной системы учета информации о лицах, когда-либо привлекавшихся к уголовной ответственности за подобные деяния.
Личность преступников, совершающих посягательства на собственность, характеризуется большим разбросом уголовно-правовых, социально-демографических, нравственно-психологических и иных признаков (их сочетание). Это могут быть злостные преступники: многократные судимые рецидивисты, профессиональные воры, организаторы, участники устойчивых преступных формирований. Незаконное завладение транспортным средством без цели хищения довольно часто совершается подростками, только приобщающимися к преступной деятельности, но порой и лицами причастными к организованной преступности, например, с целью использования угнанного автомобиля для совершения убийства или бандитского нападения.
Органы внутренних дел ведут работу в плане – выявления, анализа и обобщения характерных методов совершения преступлений, связанных с незаконным завладением транспортными средствами, способов и мест угона, сокрытия, разукомплектования, легализации, установление направлений передвижения разыскиваемых транспортных средств, подготовки соответствующих информаций, рекомендаций, обзоров для всех подразделений УВД и иных учреждений и организаций.
Также УВД осуществляют в целям предупреждения краж и угонов транспортных средств следующие мероприятия:
а) организацию единой системы контроля за соблюдением установленного порядка лицензирования деятельности предприятий по торговле и ремонту транспортных средств, получения и использования информации о работе таких предприятий;
б) подготавливает, координирует проведение специальных мероприятий по пресечению хищений автотранспортных средств, выявлению мест отстоя, разукомплектования похищенных транспортных средств, их подготовки к легализации;
в) проведение оперативных мероприятий по пресечению и раскрытию хищений автотранспортных средств, совершенных организованными преступными группами, а также носящих межрегиональный и межгосударственный характер;
г) разрабатывает предложения в соответствующие органы исполнительной власти по реализации комплексных мер по предупреждению преступных посягательств на транспортные средства, устранению объективных причин, способствующих их совершению;
д) организует взаимодействие со средствами массовой информации по предупреждению преступных посягательств на транспортные средства.
С целью предупреждения преступлений против собственности в полном объеме используются средства и методы виктимологической профилактики. Издавая и распространяя брошюры, памятки, буклеты с информацией населению о возможных посягательствах на транспорт, о способах, уловках применяемых ворами, о технических и иных вариантов охраны имущества.
Предупреждением краж и угонов транспортных средств является организация охраняемых платных автостоянок, оборудованных соответствующими техническими средствами. В гаражных кооперативах в этих целях применяются поочередные ночные дежурства. Большое развитие получило установка автосигнализаций различных модификаций с звуковой и световой индикацией.
Федеральной Программой РФ по усилению борьбы с преступностью предусмотрено восстановление и развитие общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе по работе с несовершеннолетними лицами и молодежью. Но этот процесс тесно связан с местными условиями и возможностями, поэтому здесь существенно возрастает роль местного самоуправления в интересах населения на основе своих материальных ресурсов, включая вопросы профилактической деятельности.
Анализ практики показывает, что основная проблема при раскрытии и расследовании данной категории преступлений заключается в розыске похищенной.или угнанной автомашины. Так, только по 31 % уголовных дел было организовано правильное взаимодействие всех необходимых в данном случае подразделений органов внутренних дел. Поэтому в работе вопросы взаимодействия были рассмотрены в рамках решения только одной тактической задачи - розыск похищенного или угнанного автотранспорта.
Но делам данной категории на первоначальном этапе расследования складываются следующие ситуации:
1. Задержан преступник и обнаружена автомашина. Данная ситуация имеет две разновидности:
2) Преступник задержан в похищенной автомашине сотрудниками ГЛИ-ГИБДД (в ходе проведения операции «Перехват», но полученному сообщению),
1) Преступник задержан во время преступления в момент проникновения в автомашину.
2. Лицо, совершившее кражу или угон автотранспортного средства, не
задержано, по обнаружена автомашина
Данная ситуация также имеет две разновидности:
Автомашина обнаружена на месте ее оставления преступниками (в лесопосадках, оврагах и т. п.).
При постановке автомашины на учет в ГАИ выявлен факт подделки документов или перебития номеров.
3) Не обнаружена ни автомашина и не установлены преступники.
По данным ситуациям в работе предложен соответствующий алгоритм действий следователя.
Кроме того, в работе рассмотрены тактические особенности использования результатов ОРД для проведения таких следственных действий как осмотр места происшествия, осмотр документов, допрос свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, очная ставка: назначение различных экспертиз (технико-криминалистическая экспертиза документов, автотехническая экспертиза, дактилоскопическая, трасологическая и судебно-медицинская экспертиза но образцам биологического происхождения.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // Российская газета от 25 декабря 1993г. - N237.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001г. N174-ФЗ // Российская газета от 22 декабря 2002г. - N249.
3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. N63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996г. - N25. - Ст. 2954
4. Федеральный закон от 12 августа 1995г. N144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995г. - N33. - Ст. 3349
5. Закон РФ от 18 апреля 1991г. N1026-I "О милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991г. - N16. - Ст. 503
6. Приказ МВД РФ от 17 февраля 1994 г. N 58 "О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства" (с изм. и доп. от 7, 12 сентября 2000г.) / СПС «Гарант – мастер», декабрь, 2008г.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 октября 1969г. N50 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" (в ред. от 21 декабря 1993г.) (с изм. и доп. от 25 октября 1996г.) // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации 1961 - 1993. - М.: Юридическая литература, 1994. – 890с.
8. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960г. (Федеральным законом от 13 июня 1996г. N64-ФЗ настоящий Кодекс признан утратившим силу с 1 января 1997г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17 июня 1996г. - N25. - Ст. 2955
9. Кутафин О.Е. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / О.Е. Кутафин (Официальный текст на 1 августа 2003г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д. Зорькина. - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003г. – 289с.
10. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / В.М. Лебедев. - М.: Юрайт – М., 2001. – 420с.
11. Дудчепко В.Л. Уголовное дело о «заказных» нападениях с цепью завладения транспортными средствами //Информ. Бюллетень СК МВД России. М., 1995. № 4 (85). С. 39-42.
12. Николюк В.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Николюк В.В. - М.: "Спарк", 2000. – 220с.
13. Радченко В.И. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.И. Радченко - М.: Юстицинформ, 2004. – 490с.
14. Корнелюк B.C. Особенности расследования краж автотранспортных средств. Волгоград, 2001. С. 1
15. Борзенков Г.Н. Курс уголовного права. Том 1-6. Общая и Особенная части / Г.Н. Борзенков, В.С. Комисcаров. - М.: "Зерцало-М", 2002 – 932с.
16. Быховский И.Е. Проверка показаний на месте / И.Е. Быховский, Н.А. Корниенко. Изд-во Лимпресс. - Л., 1987. – 265с.
17. Васильев В.Л. Тактика следственных действий / В.Л. Васильев. Изд-во Просвещение. СПб, 1997. – 330с.
18. Васильев В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. Изд-во БЕК. – М.: 2006. – 498с.
19. Волынский А.Ф. Криминалистика / А.Ф. Волынский. Изд-во Норма. - М., 2004. – 377с.
20. Велов С.М. Раскрытие краж автотранспортных средств. Сборник материалов о положительной практике работы органов внутренних дел России / С.М. Велов. Изд-во БЕК. - М., 2005. – 539с.
21. Волков Е.А. Расследование мошенничества / Е.А. Волков. Изд-во Право. - М., 2006. – 403с.
22. Гордон Э.С. Осмотр места происшествия / Э.С. Гордон, С.П. Кровец. Изд-во Спутник. - Ижевск, 2003. – 440с.
23. Драпкин Л.Я. Тактика отдельных следственных действий / Л.Я. Драпкин, В.Н. Долинин. Изд-во Правовед. - Екатеринбург, 1994. – 378с.
24. Криминалистика: Учеб. Волгоград, 2000. С. 279; Криминалистика: тактика, организация и методика расследования преступлений: Учеб./Под ред. А.П. Резвана, М.В. Субботиной. Волгоград, 2001. С. 62; Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений. Учеб, В 2 ч./Под ред. А.П. Резвана, М.В. Субботиной, Ч. 1. М., 2002. С. 10.
25. Жулев В.И. Расследование дел об угонах и кражах автотранспорта
/ В.И. Жулев, В.Г. Баяхчев. Изд-во БЕК. - М., 2003. – 549с.
26. Жулев В.И. Транспортные преступления / В.И. Жулев. Изд-во Право. - М., 2001. – 380с.
27. Замылин Е.И. Тактико-психологические основы допроса в конфликтной ситуации: Учебное пособие / Е.И. Замылин. Изд-во Лига. - Волгоград, 1998. – 387с.
28. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса / Г.А. Зорин. Изд-во Юристъ. - М., 2001. – 576с.
29. Зотов Б.Л. Расследование и предупреждение автотранспортных преступлений / Б.Л. Зотов. Изд-во МИР. - М., 2001. – 387с.
30. Иншаков С.М. Зарубежная криминология / С.М. Иншаков. Изд-во Лига. - М., 1997. – 418с.
31. Кондрахин С.А. Исходные следственные ситуации по материалам о кражах и криминалистические метолы их разрешения / С.А. Кондрахин. Изд-во Норма. - М., 1994. – 356с.
32. Кульмашев Ф.Х. Расследование угонов автотранспортных средств / Ф.Х. Кульмашев. Изд-во Просвещение. - Волгоград, 2003. – 298с.
33. Лившиц Е.М. Тактика следственных действий / Е.М. Лившиц, Р.С. Белкин. Изд-во Право. - М., 1997. – 402с.
34. Овчинский В.С. Основы борьбы с организованной преступностью / В.С. Овчинский. Изд-во Юристъ. - М., 2006. – 398с.
35. Пампушко И.П. Совершенствование правовых и организационных методов применения криминалистической техники в раскрытии преступлений / И.П. Пампушко. Изд-во БЕК. - М., 1996. – 452с.
36. Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии / Н.И. Порубов. Изд-во ПРИОР. - М., 1998. – 503с.
37. Ратинов А.Р. Психология допроса обвиняемого / А.Р. Ратинов, Н.И. Ефимова. Изд-во Свет. - М., 1998. – 367с.
38. Романов В.В. Тактика следственных действий / В.В. Романов. Изд-во Право. - М., 1996. – 288с.
39. Селиванов Н.А. Руководство для следователей / Н.А. Селиванов, В.А. Снетков. Изд-во Спутник плюс. - М., 1998. – 520с.
40. Кустов А. М Типовая модель механизма преступления - основа частной криминалистической методики // Вестник криминалистики. № 1 (9). 2004. С. 16.
41. Статкус В.Ф. Осмотр места происшествия / В.Ф. Статкус. Изд-во Сфера. - М., 1995. – 455с.
42. Чистова Л.Е. Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия / Л.Е. Чистова. Изд-во Норма – Инфра. - М., 1998. – 390с.
43. Чуфаровский Ю.В. Тактика следственных действий / Ю.В. Чуфаровский. Изд-во БЕК. - М., 1996. – 543с.
44. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология / Ю.В. Чуфаровский. Изд-во БЕК. – М., 1997. – 429с.
45. Яблоков Н.П. Криминалистика / Н.П. Яблоков. Изд-во Инфра. - М., 2004. – 476с.
46. Чаюк В.К. Использование связей элементов криминалистической характеристики для построения методики расследования краж государственного или общественного имущества, Автореф, дисс,..канд. юриц, наук. Киев, 1985, С. 12
47. Бородиновский А. Ловушки для торпед / А. Бородиновский // Щит и меч. - 18.12.2005. - №3. – С.4
48. Белов В.А. Автомобиль как объект права собственности гражданина / В.А. Белов // Законодательство. – 1998. - NN11,12. – С.24-25,17
49. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2001 С. 500
50. Веременко В.М. Проблемы борьбы с противоправными посягательствами на автотранспортные средства и некоторые пути их решения / В.М. Веременко // Вестник Владимирского УВД РФ. - 2002. - №1. – С.121
51. Веденеев В.В., Дюжаев А.В. и др. Тактика выявления и
задержания угнанных и похищенных автотранспортных средств. М., 1989. 100с.
52. Зверев B.C. Общие вопросы взаимодействия в ходе расследования завладения автотранспортными средствами путем грабежа или разбойного нападения. Краснодар, 2000. 81с
53. Субботина М.В. Теория и практика расследования хищений чужого имущества. Волгоград, 2002.138с.
54. Корнелюк B.C. Особенности расследования краж автотранспортных средств, Волгоград. 2001. 84с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.