На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Проблемы изучения нарушений звукопроизношения у детей с ОНР

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Особенности развития речи у детей: обзор психолого-педагогической литературы
2. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей с ОНР.
3. Общая характеристика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ОНР.
4. Основные направления работы по исправлению нарушений звукопроизношения свистящих у детей с ОНР.
Заключение
Литература


ВВЕДЕНИЕ

Речевая функция представляет собой важнейшую психическую функцию человека. Процесс речевого развития содействует формированию высших форм, как познавательной деятельности, так и способности к понятийному мышлению. Способность к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым происходит формирование и уточнение представления ребенка об окружающей действительности, а так же совершенствуются формы ее отражения.
Различные диссонансы в психическом развитии ребенка возникают в результате отрицательного влияния на него нарушений речи, которые могут проявляться в той или иной степени, т.е. в зависимости от характера речевого расстройства, что также может негативно отражаться на деятельности ребенка и его поведении.
Вызванная вследствие речевых нарушений ограниченность речевого общения может отрицательно сказаться на формировании личности ребенка. Среди проблем вызванных различными нарушениями речи необходимо отметить такие, как психические наслоения, характерные особенности эмоционально-волевой сферы. Все это может негативно повлиять на развитие таких качеств характера, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, чувство неполноценности, что отрицательно сказывается на успеваемости ребенка, овладении навыков обучения (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Группа ведущих ученых (ГА. Каше, Р.Е. Левина, Л Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, А В. Ястребова, И.К. Колповская) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Все это отрицательно сказывается на успеваемости, на овладении профессией (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева).
Практика показывает, что у многих детей при поступлении в школу обнаруживаются нарушения речи. В связи с этим проблема правильности и чистоты детской речи представляется очень серьезной и требует немедленного решения.
В процессе школьного обучения речевые нарушения могут отразиться на успеваемости, а также на письменной речи. Младшие школьники большей частью пишут так, как говорят. Часто орфографическая грамотность страдает из-за неправильного звучания, что говорит о тесной связи между ними. Как уже отмечалось, дети с недостатками речи, болезненно воспринимают их, из-за чего могут замыкаться или стесняться. Все это может повлиять на качество обучения.
Следовательно, воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста является задачей общественной значимости, так как позволяет избежать проблемы при обучении в школе и дальнейшем развитии ребенка по причине нарушений речевых процессов. В современной науке существует много различных средств исправления недостатков речи (упражнения, игры, художественные произведения и т.д.).
Одна из сторон речи – звукопроизношение, которая является основной составляющей речевого процесса. Формирование правильного произношения у детей представляет собой сложный процесс, когда они учатся управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к ним речь, осуществлять наблюдение за речью окружающих и собственной. Но у большинства детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, но устраняются при правильно построенной коррекционной работе.
При общем недоразвитии речи у всех детей отмечается нарушение звукопроизношения. Отметим, что среди многочисленных вариантов речевых дефектов немаловажное место занимают нарушения произношения, которые определяют качество звучащей речи.
Одним из видов нарушения звукопроизношения является нарушение произношения свистящих (сигматизм). Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методике преодоления речевых расстройств посвящены работы таких специалистов как Е.А. Пожиленко, Т. Б., Филичева, Т. В. Туманова, С.Е.Большакова, Р.И. Лалаева, Н.А. Чевелева и, конечно же, классиков логопедии М.Е. Хватцевой, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой.
1. Исторический обзор психолого-педагогической литературы
об особенностях развития речи у детей

Речевые расстройства как болезнь рассматривались уже в самые ранние времена нашей науки. Развитие данного учения происходило в двух главных направлениях. Некоторые исследователи рассматривали нарушения речи, как наружные болезни, которые необходимо лечить хирургическим путем. Другие же ученые относились к ним, как к внутренним болезням.
Впервые было произведено серьезное научное отграничение между косноязычием (stammeln) и заиканием (stottern) в 1830 году Рудольфом Шультессом. Он объясняет косноязычие, как такое речевое расстройство, при котором отдельные звуки либо совсем не выговариваются, либо выговариваются неправильно. Заикание же отличается тем, что оно характеризуется внезапной невозможностью произнести слово или слог.
Изначально в классической медицине причины расстройства речи рассматривались как следствие поражения мозга, либо анатомического нарушения артикуляционного аппарата. Такая точка зрения впервые была затронута Гиппократом, но более полно выражена Галеном, который обращал внимание на артикуляционные особенности при произношении, т.е. участии при этом губ, зубов, носовых отверстий и т.д. Именно при нарушении функций одного из органов, участвующих в произношении, обнаруживается заикание или косноязычие. Такое учение имело силу до XIX века.
Следующая теория, которая господствовала более 2 тысяч лет, принадлежала Аристотелю. Древнегреческий ученый посвятил много времени исследованию языка и окружающей его части у различных животных. В результате он пришел к выводу, что все необходимые для произношения раздельных звуков принадлежности и свойства имеются только у человеческих органов речи. Исходя из данных исследования, Аристотель пытается дать объяснение патологии речевой деятельности человека. Он считает, что в случае недостаточно удобно подвижного языка у человека речь может быть косноязычной или шепелявой, иногда такие люди могут быть совсем лишены способности четко произносить звуки. Если же язык слишком плотно прикреплен, то такой человек лишен речевой деятельности. Этим он объясняет лепет детей, невнятность произношения звуков, т.к. их язык недостаточно развит.
Таким образом, по мнению Аристотеля, способность речи, зависит от особенностей строения, а также возможностей периферических органов речи. Необходимо отметить, что при всей отдаленности от истины, теория Аристотеля, тем не менее, обладает наличием всех явлений научной теории и потому являет собой удачное обобщение всех известных данных науки тех времен.
Заметим, что в классической медицине, а за нею и в средневековой, причина речевых нарушений виделась либо в поражении мозга, либо объяснялась анатомическими расстройствами артикуляционных органов (языка и отчасти смежных частей). Характерны понятиям того времени чисто механические моменты объяснения существенности данной болезни.
Большой вклад в исследование развития детской речи внес крупный представитель педагогической мысли античности Марк Фабий Квинтилиан (42 – 118 п.) оратор и теоретик ораторского искусства. На протяжении 20 лет его риторская школа пользовалась широкой популярностью в Римской империи................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Одной из важных предпосылок формирования речи являются способность ребенка к подражанию.
Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.
Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.
Одной из причин неправильной речи детей М.Е. Хватцев называет «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.
Своевременное использование в практической деятельности разных средств формирования правильного звукопроизношения – артикуляционной гимнастики, логопедических игр, упражнений и т.д. способствует эффективному устранению дефектов произношения речи у детей с ОНР.

Список использованной литературы

1. Александрова Т.В. Живые звуки или фонетика для дошкольников. – С.-П., 2005.
2. Балобанова В.П., Богданова Л., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2001.
3. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. – М., 1991.
4. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. – М., 1972.
5. Бородич А.М. «Методика развития речи у детей». – М., Просвещение, 1981.
6. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. – С.-П., 2004.
7. Волкова Л.С. Логопедия. – М., 2004.
8. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. – М.: Айрис-Пресс, 2005.
9. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи//Дефектология, 1995. – № 1.
10. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрослых: Пособие для логопеда ? М.: ВЛАДОС, 2001.
11. Генинг М., Герман Н.А. «Обучение дошкольников правильной речи». – Чебоксары, 1980.
12. Гербова В.В. Занятие по развитию речи старшей группе детского сада. – М., 1984.
13. Гомзяк О.С. Говорим правильно: конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе: 1 период обучения. ? М.: ГНОМ и Д, 2007.
14. Городилова В.И. «Воспитание правильной речи». – М.: УЧПЕДГИЗ, 1996.
15. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит. – М., 2004.
16. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
17. Жукова Н. С. Логопедия. – Екатеринбург, 1998.
18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичёва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
19. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1963.
20. Звуки на все руки: 50 логопедических игр. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
21. Каше А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
22. Коваленко В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения. – М., 1999.
23. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков. Спб. 1995.
24. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002.
25. Коноваленко В.В., Коновалевко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. ? М.: ГНОМ и Д, 2006.
26. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). – М., 1998.
27. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР («Осень», «Зима», «Весна», «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна»). – М.: Гном и Д, 2000-2001.
28. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи. – М., 1999.
29. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп. – Ростов-на-Дону, 2005.
30. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. СПб, Союз, 1999.
31. Левина Р.Е. Недостатки произношения у детей. 1970. ? № 5.
32. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. – М. 1981.
33. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1989.
34. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. – М., 1967.
35. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправления. – М.: Просвещение, 1867.
36. Методика развития речи детей дошкольного возраста Пособие для воспитателя детского сада (под ред. Федоренко Л.П., Фомичева Т.А.) 2-е издание. – М.: Просвещение, 1984.
37. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
38. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. –М., 2003.
39. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
40. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003.
41. Основы теории и практики логопеда // Под ред, Р. Е. Левиной. – М., 1968.
42. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – С.П., 2004.
43. Парамонова Л. Логопедия для всех. – С.П., 2004.
44. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. – Ростов-на-Дону, 2003.
45. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. – М., 2005.
46. Радина Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 1968.
47. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. /Под ред. Гаркуши Ю.Ф. – М., 2004.
48. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2004
49. Салахова А.Д. «Развитие звуковой стороны речи ребенка». – М.: Педагогика, 1986.
50. Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение, 1988.
51. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2004.
52. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
53. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
54. Туманова Т.В. «Формирование звукопроизношения у дошкольников». – М., 1999.
55. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей. – М., 1989.
56. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993.
57. Филичева Т. Б., Чиркина В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ст. гр. детского сада). – М., 1998.
58. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.
59. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина В. Основы логопедии – М., 1989.
60. Ханьшева В. Практикум по логопедии: Коррекция звукопроизношения. ? 2-е изд. ? Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
61. Хватцев М. Е. Логопедия. – М., 1999.
62. Хлиян Е.О. Большая книга логопеда для маленьких детей. ? Ростов н/Дону: Феникс, 2006.
63. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
64. Яшина В.И. и др. Теория и методика развития речи у детей ? М.: Академия, 2006.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.