На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Возникновение государственности у древних славян

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: История. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 2
I. Возникновение государственности у древних славян 4
II. Становление древнерусского права 11
III. Государство и право Северо- Западной Руси 32
IV. Влияние Орды на развитие древнерусского права 39
Заключение 47
Список литературы 49
Глоссарий 50

Введение
Актуальность темы. Исторический феномен России формировался в основных чертах в условиях Московского государства. Тогда же родилось и закрепилось само название страны, которое существует до сегодняшнего дня. Однако феномен России имеет глубокие исторические корни, которые являются общими для всex народов: русского, украинского и белорусского. Истоки связаны с эпохой Киевской Руси, которая охватывает IX-XII вв.
Есть все основания говорить о том, что в древности на территории Киевской Руси развитие шло по прогрессивному пути. Восточные славяне как самостоятельная ветвь выделись из славянства в VI в. и постепенно заселили европейскую равнину. Они представляли собой смешение различных расовых линий: индоевропейских и арийскик ощутимым добавлением урало-алтайских ветвей монгольских, тюркских и финских народов. Они рассматривали себя как часть европейского мира, осознавали свою близость с ним. Развивалось сельское хозяйство, ремесла, возникли города. Широкие торговые связи прослеживаются как с Западом, так и с Востоком. Важным шагом на пути общественного прогресса было появление государства.
На протяжении VI--IХ вв. у восточных славян шел процесс классообразования и создания предпосылок феодализма. Территория, на которой начала складываться древнерусская государственность, находилась в месте пересечения путей, по которым шла миграция народов и племен, пролегали кочевые трассы. Южнорусские степи были ареной бесконечной борьбы перемещающихся племен и народов. Нередко славянские племена нападали на пограничные регионы Византийской империи.
В VII в. в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось хазарское государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского царства распространялась до Днепра и Черного моря. В начале VIII в. арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение, и через Северный Кавказ глубоко вторглись на север, дойдя до Дона. Большое число славян -- союзников хазар -- было взято в плен.
С севера в русские земли проникают варяги (норманны, викинги). В начале VIII в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование. В Тмутаракане образуется столица русско-варяжского каганата, вытеснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники обращались за союзом к константинопольскому императору.
В такой сложной ооетановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы, которые стали зародышем оформления единой восточнославянской государственности.
В IX в. в результате многовекового развития восточнославянского общества образовалось раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве. Постепенно в Киевской Руси объединились все восточнославянские племена.
Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.
В данной работе, будет рассмотрено древнерусское государство и право


I. Возникновение государственности у древних славян
Территория, на которой начала складываться древнерусская государственность, находилась в месте пересечения путей, по которым шла миграция народов и племен, пролегали кочевые трассы. В III в. господствовавших в южнорусских степях сарматов потеснили германские племена готов, спустившихся по Днепру и Дону. В IV в. они образовали довольно сильное государство, покорившее славянские племена.
В конце IV в. готов начали вытеснять гунны, пришедшие с востока. В союзе с аланами и антами они разгромили готов и двинулись дальше на запад, захватывая Центральную Европу. Территория, на которой осели славяно-русские племена, распадалась на две полосы: степную и лесную, граница между которыми проходила с юго-запада на северо-восток, от устья Десны до устья Оки.
Плодородная степная полоса постоянно становилась ареной для жестоких набегов кочевников, орды которых непрерывно исходили из восточных степей. Хозяйственный и общественный быт жителей русского Юга в этих условиях не мог оставаться стабильным и устойчивым. Постоянная борьба с кочевниками, изменение границ, миграция, невоз-можность интенсивного освоения пашенных пространств и т.п. — все это наложило отпечаток на сам способ существования южнорусских городов и княжеств (Киев, Чернигов, Туров, Галич и др.).
В лесной полосе хозяйственная и политическая жизнь складывались более спокойно и обстоятельно. Здесь не было столь благоприятных географических и климатических условий как в степной полосе (множество мелких рек, перелески, пересеченная местность затрудняли земледелие), но большая защищенность благоприятствовала развитию промыслов, строительства. Трудности, связанные с обработкой земли (корчевание, выжиг леса и т.п.) способствовали развитию и сохранению коллективных форм землепользования, сохранению общинного духа, а значит — укреплению основ государственности (Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов и др.).
Равнинный характер территории Русского государства способствовал постоянному ее расширению, перемещению государственных границ. Этому способствовали и другие причины: легкость передвижения по речным путям и натиск кочевников с юга, заставлявший население степных районов мигрировать з лесную зону. Позже (XVI—XVII вв.) русская колонизация устремится в восточные районы страны (Урал, Сибирь, Дальний Восток).
Южнорусские степи были ареной бесконечной борьбы перемещающихся племен и народов. Нередко анты, аланы и славянские племена нападали на пограничные территории Византийской империи.
В VII в. в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось сильное хазарское государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского царства (каганата) простиралась до Днепра и Черного моря. В начале VIII в. арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение и через Северный Кавказ глубоко вторглись на север, дойдя до Дона. Много славян — союзников хазар — были взяты в плен.
С севера в русские земли проникают «варяги» (норманны, викинги). В начале VIII в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование. В Тмутаракане (на Таманском полуострове) образуется столица русско-варяжского каганата, вы-теснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники обращались за союзом к константинопольскому императору.
В такой сложной обстановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы, которые стали зародышем оформления единой восточно-славянской государственности.
Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные
формирования — «союзы союзов». Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен слилась в территориальный союз, получивший название «Русская земля». Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.
В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включало территории других славянских племен — древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.
Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными. Во второй половине XI — начале XII в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества-полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.
Русская государственность основывалась на двух формах территориальной пространственной организации. Первую представлял огромный конгломерат сельских общин (миров, вервей), население которых традиционно занималось сельским хозяйством: земледелием, скотоводством, промыслами и т.п.
Вторую форму составляла все увеличивающаяся со временем численность городов и городских поселений. Как и в Европе, на Руси эти города возникали или в качестве крепостей, форпостов, замков и т.п. или — торговых центров, крупных поселений, пунктов пересечения торговых и караванных путей.
Одним из главных экономических признаков города было наличие рынка, являвшегося его центром. Даже в так называемых княжеских городах, призванных обеспечивать княжеский двор необходимыми ему продуктами и предметами, рынок играл важную роль.
Население городов составляли торговцы и ремесленники разных рангов. Довольно рано они стали объединяться в профессиональные корпорации, основанные на собственных традициях, правилах и нормах, имеющие четкую организацию и руководство (гильдии, цехи).
Город в качестве политико-административной единицы обладал особой территорией. Он мог быть самоуправляемой единицей (как Новгород) или находиться под властью и контролем князя или феодала..................


Заключение
Создание писаного свода законов непосредственно связано с принятием христианства и введением института церковных судов. Ведь раньше, до середины XI века княжескому судье не был необходим писаный свод законов, т.к. ещё были крепки древние юридические обычаи, которыми князь и княжеские судьи руководствовались в судебной практике. Также господствовал состязательный процесс (пря), при котором тяжущиеся стороны фактически руководили процессом. И, наконец, князь, обладая законодательной властью, мог в случае необходимости восполнить юридические пробелы или разрешить казуальное недоумение судьи.
Также для большей убедительности утверждения о том, что на создание Русской Правды оказали влияние памятники церковно-византийского права, можно привести следующие примеры:
Русская Правда умалчивает о судебных поединках, несомненно, имевших место в русском судопроизводстве XI - XII веков, утвердившихся ещё в указанном мною ранее «Законе Русском». Также замалчиваются и игнорируются многие другие явления, имевшие место быть, но противоречившие Церкви, либо действия, подпадавшие под юрисдикцию церковных судов, но на основании не Русской Правды, а церковных законоположений (например, обида словом, оскорбление женщин и детей и др.).
Даже своим внешним видом Русская Правда указывает на свою связь с византийским законодательством. Это небольшой кодекс вроде Эклоги и Прохирона (синоптический кодекс).
В Византии по традиции, шедшей от римской юриспруденции, усердно обрабатывалась особая форма кодификации, которую можно назвать кодификацией синоптической. Образец её был дан Институциями Юстиниана, а дальнейшими образчиками являются соседи Русской Правды по Кормчей книге - Эклога и Прохирон. Это - краткие систематические изложения права, скорее, произведения законоведения, чем законодательства, не столько уложения, сколько учебники, приспособленные к легчайшему познанию законов.
Сравнивая Русскую Правду с памятниками византийского церковного права, суммируя вышеизложенные наблюдения, я пришёл к выводу, что текст Русской Правды сложился в среде не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, целями которой и руководствовался в своей работе составитель данного памятника права.
Желая утвердить семейственные связи, нужные для безопасности личной в новых обществах, все народы германские давали родственникам убитого право лишить жизни убийцу или взять с него деньги, определяя разные пени или виры (Wehrgeld) по гражданскому состоянию убитых, ничтожные в сравнении с нынешнею ценою вещей, но тягостные по тогдашней редкости денег. Законодатели берегли жизнь людей, нужных для государственного могущества, и думали, что денежная пеня может отвращать злодеяния. Дети Ярославовы, как увидим, отменили даже и законную месть родственников.
Хотя некоторые выводы А.А.Зимина и Л.В.Черепнина остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского права в IX - X веках от правового обычая и обычного права), их наблюдения доказывают, что Русская Правда - это не просто запись обычного права отдельного племени. Не являясь сторонником норманской теории происхождения Древнерусского государства, я поддерживаю точку зрения А.А.Зимина. Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.
Бесспорно, Русская Правда является уникальнейшим памятником древнерусского права. Являясь первым писаным сводом законов, она, тем не менее, достаточно полно охватывает весьма обширную сферу тогдашних отношений. Она представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права и процесса.
Русская Правда является официальным актом. В самом её тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав Мудрый, Ярославичи, Владимир Мономах). Русская Правда также является памятником феодального права, всесторонне защищая интересы господствующего класса и откровенно провозглашая бесправие смердов и холопов.


Список литературы
1) Головатенко А.Г. «История России: спорные проблемы». М.: Школа-Пресс. 1994г.
2) Греков Б.Д. «Киевская Русь». М., 1953г.
3) Громов М.Н. Козлов Н.С. «Русская философская мысль 10-17вв.» изд-во МГУ, М. 1990г.
4) Дроянов И.Я. «Киевская Русь: Очерки социально-экономической Истории». Л., 1974г.
5) Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть пошла Русская земля» // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - начала XX в. М., 1991г.
6) Зимин А.А. «Холопы на Руси» М., 1973г.
7) Зуйков В.В. «Пособие по истории Отечества», М., 1994г.
8) Исаев И.А. «История государства и права России» Москва, изд. «Юрист», 1993г.
9) Исаев И.А. Золотухин Н.М. «История политических и правовых учений России XI-XX вв.» Юрист, М, 1998г.
10) «История государства и права СССР» /Под ред. Ю.П.Титова.- М.,1988г.
11) «История отечественного государства и права». Часть II Москва, изд. «Юридический колледж МГУ», 1996г.
12) «История политических и правовых учений» под ред. Нерсесянца В.С., Инфра-м, М, 1996г.
13) «История России с древности до наших дней». под ред. М.Н.Зуева, М.: Высшая школа, 1994г.
14) «История России» под ред. А.Д. Сахарова: Т.I,М.,1996г.
15) Карташев А.В. «Очерки по истории русской церкви». Т.I. М.: Наука, 1991г.
16) Кацва Л.А., Юрганов А.Л. «История России VIII-XV вв.» М.: МИРОС-Аргус, 1995г.
17) Ключевский В.О. «Русская история. Полный курс лекций в трёх книгах» Москва, изд. «Мысль», 1993г.
18) Ключевский В.О. «Курс русской истории: часть I» М., 1987г.
19) Платонов С.Ф. «Курс лекций по русской истории». М., 1990г.
20) Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв». М.: Наука, 1982г.
21) Свердлов М.Б. «От Закона Русского к Русской Правде» Москва, изд. «Юридическая литература», 1988г.
22) Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.». М., 1982г.
23) Седов В.В. «Происхождение и ранняя история славян». М., 1979г.
24) Соловьев С. М. Сочинения. Книга II. «История России с древнейших времен». Тома 3-4. М., 1988г.
25) Тихомиров М.Н. «Древнерусские города». М., 1956г.
26) Тихомиров М.Н. «Крестьянские и городские восстания на Руси XIXIII вв.» М., 1955г.
27) Черепин Л.В. «Общеполитические отношения в Древней Руси и Русская Правда». М., 1969г.
28) Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», Юрист, М., 1996г.
29) Юшков С.В. «Общественно-политический строй и право Киевского государства». М., 1949г.
30) Юшков С.В. «Очерки по истории феодализма в Киевской Руси». М., 1989г.
31) «История отечественного государства и права» под ред. Шатковская Т.В. Ростов-на-Дону 2002г.
32) Владимирский-Буданов М.Ф. «Обзор истории русского права» М. 2005г.


Глоссарий
гривна – основная денежная единица в Киевской Руси.
• куна – мелкая денежная единица Киевской Руси, составляющая в XI веке 1| 25 часть гривны.
• вира – уголовный штраф за убийство в Киевской Руси.
• изгой – 1) человек, вышедший из своего общественного состояния, например освобожденный холоп, князь, потерявший княжество. 2) человек, изгнанный из общины.
• гридин – младший дружинник, служащий при дворе князя в Киевской Руси.
• отрок - младший дружинник, служащий при дворе князя в Киевской Руси, помогавший вирнику в уголовном суде и сборе виры.
• вирник – судья по уголовным делам из членов княжеской дружины.
• детский - младший дружинник, выполняющий отдельные поручения в суде, служащий при дворе князя в Киевской Руси.
• Мечник – младший дружинник, вооруженный мечом, присутствовавший при проведении следствия, суде, сборе штрафов в Киевской Руси.
• челядь – население феодальной вотчины Древней Руси, находящееся в разной степени зависимости от феодала (холопы, закупы, смерды и др.)
• холоп – зависимый от господина патриархальный раб, входящий в состав челяди, обслуживавшей его дом, двор, хозяйство.
• смерд – земледелец, член общины, первоначально свободный человек, попадавший постепенно в зависимость от князя.
• рядович – временно зависимый человек, работающий по ряду, по договору в хозяйстве князя.
• ратаинный - пашенный староста. Ратай – пахарь, земледелец..
• закуп – человек, попавший в долговую кабалу, работающий за купу.
• тиун (тивун) – приказчик, наблюдающий за хозяйством князя. Позже – помощники наместников и волостелей. Они осуществляли сбор податей, помогали в ведении судебных дел.
• огнищанин – управляющий княжеским огнищем (домом, двором, хозяйством)
• мир – территориальная соседская община (северный новгородский термин)
• вервь – территориальная соседская община (южный киевский термин)
• рота – клятва, присяга в Древней Руси.
• рез – процент, рост; месячный рез – месячный процент.
• родовая община - объединяла членов одного рода, имеющих коллективную собственность.
• "уроки"- 1) фиксированный размер дани в средневековой Руси. 2) Урок – постановление.
• погост – административно – хозяйственная единица, место сбора дани в средневековой Руси.
• полюдье — сбор дани со всего свободного населения ("людей"), хронологически охватывающее конец VIII — первую половину Х в., а локально и до XII в.
• Путь "из варяг в греки"- великий водный торговый путь из Скандинавии в Византию, который в летописи называется путем "из варяг в греки". Этот путь шел с севера на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в Ладожское озеро (озеро Нево), далее по реке Волхов в озеро Ильмень, из него по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к верховьям Днепра, и уже по Днепру к Черному морю.
• ушкуй – ладья, ушкуйники – новгородцы, плавали в поисках богатств по северным рекам к к. IX века, облагали данью подвластные племена..
• бортничество — сбор меда диких пчел.
• язычество – поклонение силам природы и культ предков.
• капище – место, где приносились жертвы богам.
• волхв – языческий жрец, колдун.
• идол – изображение языческого бога.
• тризна – языческое торжество, посвящённое поминанию умерших
• Боярская дума – совет, при помощи которого, Великий князь управлял территорией. В совет входили старшие дружинники — местная знать, представители городов, иногда духовенство.
• волость - административно-хозяйственная единица в Древней Руси.
• стан, становище - административный центр, место пребывания должностных лиц, место взимания пошлин.
• феодальная вотчина (отчина, т.е. отцовское владение) - не только отчуждаемое (с правом купли-продажи, дарения), но и передаваемое по наследству крупное частное землевладение в Х—XII вв. в Киевской Руси. Вотчина могла быть княжеской, боярской, монастырской, церковной.
• ярлык - грамота на княжение от ордынского хана.
• ордынский выход - ежегодная дань Орде
• баскаки- наместники в русских землях в 50-60-е годы XIII века.
• пайдза - золотая дощечка, пропуск, через ордынскую территорию.
• бесермены - мусульманские купцы, которым на откуп отдавался сбор дани
• “дикое поле”- разоренные монголами земли от Северного Причерноморья до Оки и Угры.
• улус- часть монгольской территории.
• курултай - съезд монгольской знати
• калита - кошель для денег




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.