На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности нарушений словоизменения имени существительного у дошкольников с ОНР

Информация:

Тип работы: Курсовая. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Развитие речи ребенка в онтогенезе 6
1.2. Характеристика общего недоразвития речи. Клинические варианты ОНР 10
1.3. Особенности употребления слов дошкольниками с ОНР 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 25
2.1. Программа и организация исследования 25
2.2. Характеристика испытуемых 30
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО У ДЕТЕЙ С ОНР И ДЕТЕЙ БЕЗ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ 31
3.1. Результаты сопоставления особенностей словоизменения имени существительного у детей с ОНР 31
3.2. Обсуждение полученных результатов 34
Заключение 36
Список литературы 39
Приложение 42



ВВЕДЕНИЕ

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
В исследованиях многих авторов (Г.С. Гуменная, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка.
У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.
Согласно современным представлениям, развиваемым в лингвистике, психологии, психолингвистике, слово рассматривается как одна из основных единиц языка, имеющая сложное строение, где выделяются следующие составные части: предметная отнесённость, или денотативное значение, сигнификативное значение, коннотативный компонент. Слова связаны друг с другом смысловыми связями, которые организуют семантические поля. По мере развития словаря слово включается в сложную систему парадигматических и синтагматических связей.
Слово как элемент системы кодов языка, обозначающих любые явления и отношения, занимает центральное место в процессе формирования сознания.
Психолингвистический подход позволяет выявить особенности овладения лексикой детей с общим недоразвитием речи. Они являются следствием ограниченного запаса представлений, малой активизации словаря в различных видах деятельности, недостаточностью дифференциации сходных объектов, что в целом сказывается и на уровне развития сознания дошкольников.
Все сказанное определяет актуальность темы настоящего исследования.
Цель данной работы исследовать особенности нарушений словоизменения имени существительного у дошкольников с ОНР.
Объектом исследования явилась теория и практика логопедии, предметом исследования – особенности овладения словоизменением имени существительного детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: предполагалось, что состояние словоизменения имени существительного у детей с ОНР будет иметь характерные особенности, по сравнению с детьми без речевой патологии.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Выявление значение словоизменения в речи ребенка.
2. Определение проявлений общего недоразвития речи у детей.
3. Определение особенностей словоизменения имени существительного у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности использования, полученных в его ходе данных для повышения эффективности коррекционной работы с дошкольниками, имеющими ОНР.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Развитие речи ребенка в онтогенезе

Слово как единица языка принадлежит одновременно двум его сторонам - лексике и грамматике, является объектом лексикологии и грамматики как разделов науки о языке. В отличие от лексикологии, грамматика изучает те общие свойства слов, те общие значения, которые находят в языке специальное обобщенное выражение; на основании таких общих свойства слова и их видоизменения (словоформы) группируются в грамматические классы, раз-ряды, типы [32].
Грамматический строй языка и его лексика неразрывно связаны друг с другом. Грамматические закономерности проявляются в лексике - в словах и их сочетаниях. Лексические свойства слов оказывают влияние на их грамматические свойства.
Важным звеном, связующим лексику с грамматикой, являются словообразование и словоизменение. Словоизменение служит отнесению производных слов к определенным грамматическим классам, разрядам.
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.
В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера. Развитие лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающей действительности. Важным фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.
В конце первого и начале второго года жизни ребёнка постепенно всё большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса (поворот головы, фиксация взгляда). В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. В этот период развития речи ребёнка появляются первые нерасчленённые слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного ребёнком слова, состоящие в основном из ударных слогов (молоко – «мокко», собака – «бака»). На этом этапе слово не обладает ещё грамматическим значением. Слова-представления на этом этапе выражают либо повеление (дай, на). Либо указание (там), либо называют предмет (киса), или действие (бай) [5].
В дальнейшем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, у ребёнка происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай). В этот период у ребёнка быстро начинает расти запас слов, который к концу 2 года жизни составляет около 300 слов различных частей речи.
Первая стадия развития детских слов протекает по типу условных рефлексов. В возрасте от 1,5 до 2 лет ребёнок переходит от пассивного приобретения слов к активному расширению своего словаря.
«В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Одно и то же слово может означать и предмет, и признак, и действие. Параллельно с этим происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации.
В качестве основных, выделяются следующие компоненты значения слова:
1. денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей денотата (стол – это конкретный предмет);
2. понятийный, или концептуальный, или лексико-семантический, компонент, отражающий формирование понятий, отражение связей слов по семантике;
3. коннотативный компонент – отражение эмоционального отношения говорящего к слову;
4. контекстуальный компонент значения слова (холодный зимний день, холодный летний день)» [13].
В процессе онтогенеза значение слова не остаётся неизменным, оно развивается. «В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово…развитие слова не закончилось, оно только началось; оно вначале является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» [4 с.130].....................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ теоретических и практических аспектов нарушений словоизменения имени существительного у детей с ОНР позволяет выделить следующие основные моменты.
Слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме.
Словоизменительные средства служат формированию лексического значения производного, отнесению производных слов к определенным грамматическим классам.
Одни языковые группы в процессе онтогенеза речи усваиваются детьми раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.
До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, немотивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.
Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, им требуется длительное специальное коррекционное воздействие.
В экспериментальной части нашего исследования был проведен сравнительный анализ особенностей словоизменения имени существительного у детей–старших дошкольников с ОНР и детей этого возраста без патологии.
Результаты исследования показали, что по всем компонентам словоизменения имени существительного дошкольники без речевой патологии опережают своих сверстников с ОНР.
Средний балл по всем тестам у дошкольников с ОНР составляет 1,97, у дошкольников контрольной группы – 4,47.
При этом, наименее значительные различия по словоизменению между детьми наблюдаются по результатам теста на дифференциацию единственного и множественного числа существительных
Это позволяет предположить, что дети достаточно часто слышат в быту примеры такого рода словоизменения.
Наиболее значительные различия между детьми имеют место по результатам теста на согласование прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа, поскольку эта функция речи у подавляющего большинства детей с ОНР сформирована слабо.
Указанные результаты дали возможность определить основные направления коррекционной работы по оптимизации такой речевой функции речи, как словоизменение имени существительного у детей с ОНР и предположить, что выполнение в ходе логопедической работы упражнений на наиболее слабо развитые компоненты словоизменения позволит ликвидировать указанный компонент недоразвития речи.
Основные направления логопедической работы по преодолению нарушений словоизменения имени существительного у детей с ОНР должны предусматривать, прежде всего, обогащение словарного запаса, а также расширение лексикона и речевых навыков.
При этом основной упор должен делаться на те компоненты словоизменения имени существительного, которые, как это было установлено в практической части исследования развиты наиболее слабо.
Таким образом, в настоящей работе были рассмотрены и обобщены различные аспекты нарушений словоизменения имени существительного у детей с ОНР, определены направления и методические черты коррекционной работы по его развитию у дошкольников с ОНР.
Сказанное позволяет считать цель исследования достигнутой, гипотезу – подтвержденной, и сформулировать следующие выводы:
1. Выявлено, что слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Словоизменительные средства служат формированию лексического значения производного, отнесению производных слов к определенным грамматическим классам. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме.
2. Установлено, что у дошкольников с ОНР речевые процессы формируются по тем же законам, что и у детей без речевых нарушений, но в более поздние сроки, характеризуются бедностью и недифференцированностью словарного запаса, недостаточностью глагольного словаря, затруднением процесса словообразования.
3. Выявлено, что словоизменение имени существительного у детей с ОНР менее развито по сравнению с контрольной группой детей без речевых нарушений. Средний балл по всем тестам у дошкольников с ОНР составляет 1,97, у дошкольников контрольной группы – 4,47. Различия по всем тестам между группами детей имеют достоверный характер.
4. Наименее значительные различия по правильности словоизменения имени существительного между детьми, наблюдаются по результатам теста на дифференциацию единственного и множественного числа существительных, наиболее значительные - по результатам теста на согласование прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы логопедии: преодоление речевых нарушений у детей и взрослых: Сборник научных трудов/ МГПИ.-М., 1980.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М.: Академия, 2000.
3. Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб.: Детство-пресс, 2004. -65с.
4. Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 1956.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
6. Жукова Н.С. И др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. –М.: Просвещение, 1990.
7. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994.
8. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи -Новосибирск, 1975.
9. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте (пер. с чешского) / Под ред. и с предисл. В.К.Трутнева и С.С. Ляпидевского. М., 1962.
10. Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словарная работа в детском саду. - Запорожье, 1975.
11. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. –М.: Просвещение, 1984.
12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973.
13. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр "Академия", 2001.
14. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. – М., 1982.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
16. Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
18. Негневицкая Е.О., Шахнарович О.М. Язык и дети –М., 1984.
19. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – Межвузовский сборник трудов. Под ред. Л.И. Беляковой, МГПИ. М., 1985.
20. Новиков Л.А. Современный русский язык Спб.: Лань, 2003.
21. Овчинников В.Н. Функциональные типы высказываний в детской речи: /автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1982.
22. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
23. Петрова В.Г., Белякова И.В., Кто они, дети с отклонениями в развитии, М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
24. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. Издательский центр "Академия", 2001.
25. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
26. Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста //Под ред. Ф.А. Сохина –М., 1979.
27. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей/ Под ред. Власовой Т.А. и др. – М., 1982.
28. Филичева Т.Б. , Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду –М.: Просвещение, 1987.
29. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина –М.: Просвещение, 1989.
30. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. –М.: просвещение, 1966.
31. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин –Л., 1987.
32. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику -М.: Изд-во Росс. От-го ун-та, 1995.
33. Шахнарович А.М. Психолингвистичесские проблемы овладения словом как наименованием //Теоретические и прикладные проблемы речевого развития –М., 1979.


ПРИЛОЖЕНИЯ
Протокол логопедического исследования
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения (число, месяц, год)
Дата обследования (число, месяц, год)
Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах
и месяцах, например, 4 года 5 мес.)
.............


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.