Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Влияние эффекта замещения и эффекта дохода на величину спроса при изменении цены товара

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 28.04.2012. Сдан: 2011. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема курсовой: "Анализ влияния эффекта замещения и эффекта дохода на величину спроса при изменении цены товара.
Рассмотрите, что такое эффект замещения и эффект дохода, уравнение Слуцкого.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТИ И ЭФФЕКТОВ ДОХОДА И ЗАМЕЩЕНИЯ 5
1.1. Спрос 5
1.2. Эластичность 10
1.3. Эффект замещения и эффект дохода 18
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕНЫ: ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИСТОВ 21
2.1. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу 21
2.2. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ. ЗАДАЧА 36


ВВЕДЕНИЕ
Спрос (в экономике) — это количество товара, которое покупатели желают купить по данной цене. Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.
Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса представляет собой готовность купить определённое количество товара при одной конкретной цене, а полный спрос на товар — это совокупность величин спроса при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены.
Взаимодействие эффекта дохода и эффект замещения. Эти эффекты постоянно взаимодействуют. При покупке нормальных товаров обычного спроса эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, зумовлюючы увеличение объема спроса при снижении цен на товары и услуги. Однако наряду с такими товарами на рынке являются также товары, спрос на которые растет несмотря на то, что доходы потребителей падают. Речь идет о низкокачественные товары - маргарин, овощи низкого качества, поездки в городском транспорте и т.д. При изменении цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. Во-первых, снижение цен на маргарин спричинюватиме роста спроса на него: покупатель предпочитает маргарина, а не маслу, цена на которую значительно выше. Это - эффект замещения. Во-вторых, вследствие действия эффекта дохода потребитель становится немного богаче, а зажиточнее человек потребляет значительно меньше товаров низкого качества или вовсе не потребляет их. На рынке могут возникать и такие ситуации, которые указывают на возможные исключения из закона спроса. Речь идет о таких ситуации, как эффект Гиффена, эффект сноба, эффект Веблена. Эффект Гиффена оказывается в такой ситуации на рынке, когда снижение цен приводит к уменьшению спроса, а рост - к увеличению его. При этом товар низкого качества, который составляет значительную долю в потреблении, называют товаром Гиффена.
Актуальность темы данной курсовой работы определяется следующими положениями. Спрос и предложение реагируют на изменение цены товаров и доходов потребителей по-разному. Любому хозяйствующему субъекту рынка важно знать степень чувствительности спроса (предложения) к изменению цены, которая измеряется с помощью показателя ценовой эластичности. Существует три способа исчисления коэффициента эластичности:
1) исчисление точечной эластичности при незначительных (бесконечно малых) изменениях величины спроса;
2) исчисление дуговой эластичности при значительных изменениях цены;
3) определение эластичности при заданной цене (эластичность в точке).
Коэффициенты ценовой эластичности спроса имеют отрицательное значение, так как показывают обратную зависимость между ценой и объемом спроса.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть понятие спроса, эластичность спроса и ее применение. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы эластичности спроса, в том числе определить понятие эластичности и ее свойства, подробно рассмотреть ценную эластичность, а так же остановиться и на других видах эластичности;
- рассмотреть практическое применение эластичности спроса, а именно такие вопросы, как значение в области ценообразования фирмы и применение теории эластичности.
Данная работы состоит из двух глав, то есть структура ее выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач. При написании работы в качестве основной литературы, были использованы учебники следующих авторов: Нуреев Р.М., Макконелл К., Брю С., Чепурин М.Н. и Булатов А.С.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТИ И ЭФФЕКТОВ ДОХОДА И ЗАМЕЩЕНИЯ
1.1. Спрос
Спрос на какой-либо товар характеризует желание субъекта купить то или иное количество этого товара. Спрос выражают через величину спроса и изменение спроса.
Величина спроса выражается в конкретных количественных показателях продукции, на которую предъявлен спрос за определенный период времени. На объем спроса влияет много факторов, а именно: цена товара, вкусы покупателей, доходы потребителей, цены на товары-заменители, инфляционные ожидания, экономическая политика государства и др.
Зависимость величины объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. В общем виде она может быть представлена выражением
,
где — цена данного товара;
— доход;
— вкусы;
— ожидания;
— цена товара-субститута (заменителя);
— цена на комплементарные (взаимодополняемые) товары.
Если допустить, что в данный период все факторы неизменны, кроме цены данного товара, то зависимость выразится в виде Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах и прочих равных условиях. Его можно представить с помощью экономической (математической) модели одним из двух способов: в виде таблицы (табл. 1.1) или графически (рис. 1.1).

Таблица 1.1 — Соотношение цены и количества покупаемого шоколада «Нур» в августе 2004 г.
руб.
шт.10 1000
6 2200
4 4000

Рис. 1.1 — Кривая спроса

Для построения кривой спроса на оси абсцисс отложим количество покупаемого товара, а на оси ординат — соответствующие цены. Соединив все точки, получим кривую спроса d. Она имеет отрицательный наклон, так как выражает обратную зависимость между ценой и количеством. На практике эта зависимость имеет нелинейный характер. Графическое изображение кривой спроса дает возможность увидеть возрастание абсолютных приращений объема спроса на товар по мере снижения цены. Если кривая спроса выпукла по отношению к началу координат, то она характеризует более быстрый рост объема спроса по отношению к темпу снижения цены. Вогнутость кривой спроса показывает снижение темпа прироста спроса по отношению к темпу снижения цены и характеризует процесс насыщения потребителя товаром.
В целях раскрытия общих принципов, помогающих понять функционирование реальных экономических процессов, будут использоваться линейные функции. Линейная функция спроса имеет вид . Кривая спроса в линейной функции имеет вид прямой линии.
Движение по кривой спроса называют изменением величины (объема) спроса. Предположим, что функция одного покупателя имеет вид . Число 100 показывает массу насыщения, то есть количество товара, которое пожелает приобрести покупатель при нулевой цене (рис. 1.2).

Рис. 1.2 — Кривая спроса в линейной функции.............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спрос относится к основным понятиям рыночной экономики. Спрос – это намерение покупателей приобрести товар или услугу, подкрепленное денежной возможностью. Величина спроса означает количество товара, которое хотят и (главное) могут приобрести покупатели именно по этой цене и именно в это время. Спрос, таким образом, зависит от цены, доходов потребителей, цен на товар конкурентов и т.д. Индивидуальный спрос относится к одному лицу, рыночный спрос характеризует данный рынок, совокупный спрос – все рынки данного товара.
В результате выполненного нами курсового исследования мы можем сделать следующие выводы.
1. Эластичность, введенная в экономическую науку А. Маршаллом, — одна из важнейших экономических категорий, которая характеризует реакцию одной переменной величины на изменение другой.
2. Экономисты исследуют эластичность как спроса, так и предложения. При этом различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной.
3. Прямая эластичность спроса по цене — это степень воздействия изменения цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос. Коэффициент ценовой эластичности Е рассчитывается по формуле:

Если ? (дельта, обозначающая изменение) очень мала, то результат называется точечной эластичностью спроса. Если она велика, то полученный результат обычно называется дуговой эластичностью спроса.
4. Коэффициент эластичности спроса по цене почти для всех товаров является отрицательной величиной, так как при снижении цены объем спроса на товар увеличивается и наоборот. Однако в экономической литературе знак "минус" опускается и коэффициент берется по модулю (в абсолютном значении).
5. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше единицы — неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о единичной эластичности спроса. Существует также предельная эластичность — абсолютно эластичный спрос (коэффи-циент эластичности равен бесконечности) и абсолютно неэластичный спрос (коэффициент эластичности равен нулю).
6. Перекрестная эластичность спроса характеризует относительное изменение величины спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y):

Взаимозаменяемые товары имеют Еxy > 0. Чем выше коэффициент перекрестной эластичности, тем больше взаимозаменяемость двух товаров. Взаимодополняемые товары имеют Еxy < 0. Чем больше отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров. Независимые товары имеют Еxy = 0, т.е. изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой товар. Перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной, т. е. обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой может быть совсем иной.
7. Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода:

где I —доход потребителя.
Для большей части товаров непроизводственного назначения коэффи-циент эластичности спроса по доходу положителен. Он положителен для предметов роскоши, для регулярно используемых, но не являющихся крайне необходимыми товаров и отрицателен для некачественных товаров. Эластичность спроса по доходу показывает перспективность производства. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем благоприятнее перспективы производства данного товара.
Потребители очень сильно реагируют на изменение спроса и предложения. Соответственно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия будет разной. Однако степень реакции в отношении одного и того же вида продукции существенно варьируется. Кто-то реагирует сильнее, кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.
Концепция перекрестной эластичности позволяет понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами.
Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.
8. Эффект дохода (англ. Income Effect) — воздействие изменения реального дохода на спрос потребителя, вызванного изменением цены блага без учёта эффекта замещения.
Эффект замещения (англ. Substitution Effect) — изменение соотношения средств, выделяемых на покупку различных товаров вследствие изменения цены одного из товаров, входящих в набор, потребляемый человеком (потребителем).
9. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода.
Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.
Теория Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, "тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов."


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. 50 лекций по микроэкономике. В 2 т. — СПб.: Экономическая школа, 2004.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 399 с.
3. Ватник П.А. Журнал-учебник "Экономическая школа". Том 5, выпуск 5, 1999 г.
4. Гальперин В.М. Микроэкономика. В 2 т. Т.1 / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. — СПб.: Экономическая школа, 2003. – 622 с.
5. Готовчиков И.Ф. Динамика развития системообразующего ядра российского банковского сектора экономики // Финансовый менеджмент. – 2004. - №1. – С. 17
6. Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ: учебник / Л.С. Гребнев, Р.М. Нуреев. — М.: Вита-Пресс, 2000.
7. Гусейнов Р.М. История экономических учений: учебник / Р.М. Гусейнов, Ю.В. Горбачева, В.М. Рябцева; под общ. ред. Ю.В. Горбачевой. — Новосибирск: ИНФРА-М, 2007.
8. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория: Учебник для Вузов. 3-е изд., 2006. – 689 с.
9. Емцов Р. Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. Гл. 4. М., 2007.
10. Жарковская Е. П. Банковское дело. Серия: Высшее финансовое образование. - М.: Издательство: Омега-Л, 2006.
11. Климов С.М. Микроэкономика: учеб. пособие / С.М. Климов, А.П. Селин, Т.А. Федорова. — СПб.: Знание, 2003.
12. Ильенкова Н. Д. Спрос: анализ и управление. Гл. 2. М.: Финансы и статистика, 2002.
13. История экономических учений: учебник для вузов / Под ред. В.С. Адвадзе, А.С. Квасова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
14. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 638 с.
15. Курс экономической теории: Учеб. для экон. вузов / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой; Моск. гос. ин-т междунар. отношений ( ун-т ) МИД РФ.-4-е изд., доп. и перераб. - Киров: «АСА», 2007. - 743 с.
16. Курс экономики: Учеб. для экон. вузов / Под ред. Б.А.Райзберга.-2-е изд., доп. - М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 2007.-715 с.
17. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича, 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",2001.
18. Микроэкономика / под ред. Яковлевой Е.Б. — М.; СПб.: Поиск, 2002.
19. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуреев. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2006. гл. 3.
20. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 672 с.
21. Симкина Л.Г. Микроэкономика / Л.Г. Симкина, Б.В. Корнейчук. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. – 432 с.
22. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — М.: Юрайт-Издат, 2003.
23. Фишер С., Дорнбуш P., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 7. М., 1993.
24. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2006. – 623 с.
25. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика М.: «Дело» 2006. – 233 с.
26. Экономическая теория. / Под. Ред. Базылева Н.И., Гурко С.П. Минск, БГЭУ, 2007. – 547 с.
27. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 2005. - 632 с.
28. Экономика: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко. – М.: Проспект, 2007. – 457 с.



ПРИЛОЖЕНИЕ. ЗАДАЧА
Решите задачу: Функция спроса на вино имеет вид
Q=0.02*I-2*p, где I - доход, p - цена бутылки вина, Q - количество бутылок вина (спрос). Пусть I=8000, p=40.
1. Если цена вина вырастет до 50, то каким должен стать доход, чтобы спрос на вино оставался прежним? При этом доходе и новой цене сколько бутылок вина будет куплено?
2. Чему равен эффект замещения и эффект дохода при повышении цены на вино до 50?

Решение:
............


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.