На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом «Волжская коммуна» в годы Великой отечественной войны

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Журналистика. Добавлен: 02.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 87. Уникальность по antiplagiat.ru: 79.

Описание (план):



«Волжская коммуна» в годы Великой отечественной войны
Дипломная работа


Самара, 2011

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………..……………..... С. 3

Глава 1. Перестройка деятельности «Волжской коммуны» в условиях Великой Отечественной войны…… С. 9

Глава 2. Организационно-массовая и агитационная работа «Волжской коммуны» в годы Великой Отечественной войны ……………………………………… С. 31

Глава 3. Образ города-труженика в газете «Волжская коммуна» в годы Великой Отечественной войны ………... С. 56

Заключение……………………….………………………….. С. 81

Список литературы …………………………………………. С. 85

Введение


Начало XXI века – закономерное время осмысления итогов века ушедшего, одной из ключевых проблем в котором было развитие средств массовой информации и последствия этого процесса. Деятельность СМИ во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. не знает себе равных в мировой истории. По охвату населения и эмоциональному воздействию, действительно, сравнить ее не с чем. Функционирование средств массовой информации и его результаты в годы войны подтвердили современный закон информационных потоков «Кто владеет информацией, тот управляет системой».
Значение газеты в экстремальных условиях Великой Отечественной войны трудно переоценить. На прессу в военные годы руководством страны возлагались огромные стратегические задачи, и первоочередными были сплочение всех сил во имя победы над фашизмом, помощь народу в осознании необходимости своего патриотического долга. «В годы мира газета – это часть жизни, ее подробность… В годы войны газета – воздух. Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит судьба каждого», – писал в самый разгар войны И.Эренбург[1]. Эти слова точно характеризуют, какой силы заряд оптимизма, уверенности в победе несли со страниц печати журналисты и публицисты, какую роль играли их выступления в воспитании патриотизма.
Война резко поменяла облик советской журналистики и ее систему. Широкое развитие военной печати потребовало существенного сокращения тыловой журналистики, чтобы высвободившиеся материально-технические кадры и ресурсы отправить на фронт. Журналисты становились солдатами – солдатами не только на фронте, но и в тылу.
Работа в условиях военного времени потребовала от редакционных коллективов, находящихся в тылу, сосредоточить главное внимание на положении дел на фронте, работе тыла, важнейших международных событиях. Конечно же, за предвоенные десятилетия советская печать приобрела огромный опыт агитационно-пропагандистской и организаторской деятельности, выработала новые формы и методы работы для освещения важнейших проблем, развернув, к примеру, широкую антифашистскую пропаганду.
Все тенденции печати военного времени нашли отражение в «Волжской коммуне», главном печатном органе Куйбышевского Обкома и Горкома ВКП (б).
В этой связи очевидна актуальность темы данной дипломной работы, которая продиктована необходимостью теоретического осмысления проблем, связанных с развитием «Волжской коммуны» в годы Великой Отечественной войны. Отсутствие исследований по этой теме обосновывает новизну дипломной работы.
Вероятно, в силу своей сложности специфика деятельности региональных СМИ в годы Великой Отечественной войны сегодня остается мало изученной. Исследованию особенностей региональной печати в военное время посвящены единичные труды, а те небольшие работы в юбилейных книгах, в которых и говорится о деятельности «Волжской коммуны» в 1941-1945 гг., носят, скорее, описательный характер и полноценными исследованиями не являются.
Чтобы понять и оценить место и роль газеты в медийном пространстве, обращаемся к трудам по истории и теории журналистики Б.И. Есина, И.В. Кузнецова, Р.П. Овсепяна, Козловой М.М., А.Г. Беспаловой, Е.А. Корнилова, А.П. Короченского, Ю.В. Лучинского, А.И. Станько, Г.В. Лазутиной, А.А. Тертычного, М.Н. Кима и др.[2].
Много фактического материала напрямую касающегося темы нашего исследования содержится в работах историков Е.Л.Храмковой, В.П.Чистякова, К.Я.Наякшина, С.А.Хропова[3].
Рассмотрению тенденций и проблем печати военного времени посвящены статьи И.В.Кузнецова, Н.П.Попова, Р.А.Ивановой и др.[4]. Некоторые проблемы деятельности СМИ в военные годы затрагиваются и в работе А.М.Синещина[5].
Большое количество исследований посвящено изучению деятельности центральной газеты «Правда» в годы войны. Среди них стоит выделить работы Б.П.Балуева, М.Б.Лисицыной, М.М.Меримкиной[6].
Хорошо изучена и фронтовая печать. Это исследования Н.Соболева, И.П.Слободянюка, С.И.Жукова и др. и др.[7]. В монографии С.И.Жукова, содержащей обширный фактический материал, анализируется система фронтовой печати и ее развитие в ходе войны.
Таким образом, тема печати военных лет затрагивалась во многих работах, вышедших в свет еще в советское время и посвященных партийному руководству печатью, идеологической работе партии или же в юбилейных изданиях к годовщинам Победы. К примеру, в 1980 году в Самаре был опубликован межвузовский сборник научных статей «Поволжье в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в котором печати посвящена статья С.Н.Малинчева[8].
Одной из последних работ о тенденциях военной печати явилась статья Ю.Костяковой[9], в которой приводится система принципов подачи информации прессой в годы Великой Отечественной войны, выходившей в тылу. Автор рассматривает принципы на примере тыловой прессы Хакассии, но неоднократно акцентирует внимание на то, что указанные характеристики и тенденции печати военных лет являются типичными для всей советской прессы времен войны – и центральной, и региональной.
Особенно стоит отметить и диссертационное исследование А.И. Ломовцева, выполненное на материале газет Пензенской области в годы войны[10]. Тенденции и характерные особенности советской печати военных лет в этой работе рассматриваются сквозь призму воздействия печати военных лет на массовое сознание.
Собственно описанию деятельности «Волжской коммуны» посвящена небольшая глава «Медаль за бой, медаль за труд» в книге К.Шестакова, выпущенной к 70-летнему юбилею областной газеты[11]. Некоторые публикации из «Волжской коммуны» военных лет и краткая информация о редакторах и журналистах газеты дается в специальной главе «Кровь, пот и слезы: 1941 – 1945» еще одного юбилейного издания[12].
Целью дипломной работы является выявление особенностей работы газеты «Волжская коммуна» в годы Великой Отечественной войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать перестройку деятельности «Волжской коммуны» в условиях войны;
2. Проанализировать организационно-массовую и агитационную работу «Волжской коммуны» в годы Великой отечественной войны;
3. Исследовать образ города-труженика в газете «Волжская коммуна» в годы Великой отечественной войны.
Объектом исследования дипломной работы является деятельность советской прессы в годы Великой отечественной войны, а предметом – деятельность газеты «Волжская коммуна» в годы Великой отечественной войны.
Теоретической базой дипломного сочинения являются труды И.В.Кузнецова, Р.П.Офсепяна, Г.В.Жиркова.
Эмпирической базой работы являются материалы газеты «Волжская коммуна» за 1941 – 1945 гг.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Примечание

1.Правда. 1944. 6 мая.
2.Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981; Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. М., 1997; Овсепян Р.П. История новейшей российской журналистики. М., 2004; Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000; Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. М., 2003; Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001; Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000; Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2006.
3.Храмкова Е.Л. Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Проблемы историографии и источниковедения. Самара, 1993; Чистяков В.П., Наякшин К.Я., Хропов С.А. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны. Куйбышев, 1966.
4.Попов Н.П., Горохов Н.А. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. М., 1981. С. 3-15; Иванова Р.А., Кузнецов И.В. Советская журналистики в годы Великой Отечественной войны // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1985. №1. С. 12-24.
5.Синещин А.М. Всенародная помощь фронту. М., 1975.
6.Балуев Б.П. Газета «Правда» в годы Великой Отечественной войны. М., 1970; Лисицына М.Б. Роль газеты «Правда» в организации и развертывании агитационной работы в тылу в период Великой Отечественной войны // Труды Воронежского университета. Т. 160. 1987; Меримкина М.М. Роль «Правды» в постановке политической агитации на предприятиях в 1941-1942 гг. // Известия Крымского педагогического института. Т. 127. 1985.
7.Соболев Н. Роль печати в идеологической работе партии в тылу врага в годы Великой Отечественной войны (1941-19443 гг.). М., 1964; Слободянюк И.П. Славные страницы истории. Печать подполья и партизан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1972; Жуков С.И. Фронтовая печать в годы Великой Отечественной войны. М., 1986.
8.Малинчев С.Н. Печать в борьбе за перестройку промышленности в начальный период Великой Отечественной войны // Поволжье в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Куйбышев, 1980.
9.Костякова Ю. Система принципов подачи информации прессой в годы Великой Отечественной войны (на примере Хакассии) // Власть. 2011. №3. С. 135 – 138.
10.Ломовцев А.И. Средства массовой информации и их воздействие на массовое сознание в годы Великой Отечественной войны: Автореферат канд. дисс. Пенза, 2002.
11.Шестаков К. Волжская коммуна: По страницам областной газеты. Куйбышев, 1976. С. 79 – 94.
12.Век «ВК». 1907–2007. Газета как зеркало жизни / Сост. А.Г.Ардатов, С.М.Голышков, Е.П.Чепурных. Самара, 2006.


Глава 1. Перестройка деятельности «Волжской коммуны»
в условиях Великой Отечественной войны

С первого дня Великой Отечественной войны средства массовой информации превратились в мощное идеологическое оружие. Война сразу же изменила облик журналистики, ее систему, подход к выбору тем и подаче материалов, поставила новые задачи и определила основные пути ее перестройки. В директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июля 1941 года партийным и советским организациям прифронтовых областей была разработана конкретная программа действия по мобилизации всех сил советского народа на борьбу с фашистами. «Теперь все зависит от нашего умения быстро организовываться и действовать, не теряя ни минуты времени, не упуская ни одной возможности в борьбе с врагом», - подчеркивалось в документе [1]. Как говорил И.Эренбург, цель печати в годы войны – «поставлять душевные боеприпасы фронту», вооружать людей ненавистью к врагу и давать так нужную им веру в скорую победу над жестоким и коварным врагом [2]
«Большевистская газета – это великая сила, ибо она ведет ежедневно, ежечасно пропаганду и агитацию среди огромных масс читателей, мобилизует и организует массы на великие дела, на героические подвиги во имя укрепления мощи нашей Родины, – писала «Волжская коммуна» в 1942 году. – “Печать, – говорит товарищ Сталин, – единственное орудие, при помощи которого партия ежедневно, ежечасно говорит с рабочим классом на своем, нужном ей языке. Других средств протянуть духовные нити между партией и классом, другого такого гибкого аппарата в природе не имеется”. Сила большевистской прессы – в ее связях с массами. Нужно неустанно укреплять и умножать эти связи, непрерывно увеличивать и расширять авторский актив. Только при этом условии газета будет являться действенным оружием нашей партии» [3].
Огромное внимание пресса военного периода уделяла пропаганде патриотизма, «разоблачала» и принижала личности врагов, освещала военные события через призму идеологии – «каждой строкой своей советская пресса звала народ на борьбу за честь, свободу и независимость, на борьбу против фашистских захватчиков»[4].
Эти тенденции прослеживаются как в центральной, так и в региональной прессе военных лет. «Волжская коммуна» – Орган Куйбышевского Обкома и Горкома ВКП (б), областного и городского Советов депутатов трудящихся – не оказалась исключением. ..............


Заключение


Великая Отечественная война внесла серьезные изменения в жизнь страны, над которой нависла страшная угроза, и необходимо было мобилизовать все силы на отпор врагу. Состояние духа и массового сознания в годы войны было важнейшим фактором победы. Средства массовой информации военного времени подтвердили слова К.Маркса, сказанные еще в позапрошлом веке: «Как и сама жизнь, пресса всегда находится в становлении, и ничто в ней никогда не закончено. Она живет в народе и честно делит с ним его надежды и тревоги, его любовь и ненависть, его радость и горести» [1].
«Волжская коммуна», так же как и СМИ в стране в целом, в годы Великой Отечественной войны была мощным средством воздействия на массовое сознание, средством организации, сплочения и мобилизации людей. Воздействие газеты эксплуатировало естественные психологические потребности человека: потребность в безопасности, потребность принадлежать общности, потребность в самореализации и положительных эмоциях. Анализ газет периода Великой Отечественной войны показал, что в условиях военного времени в прессе шла четкая дозировка негативной и позитивной информации, ставшая, на наш взгляд, к концу войны совершенной.
Начавшаяся война потребовала перестройки работы средств массовой информации на новый, военный лад. На второй день войны стал работать правительственный орган – Совинформбюро, в короткие сроки была создана система фронтовой печати. Проблематика советской печати времен войны весьма многообразна: показ военного положения страны боевых действий армии, освещение героизма и мужества советских граждан на фронте и в тылу, единство фронта и тыла, создание образа врага, героя и труженика тыла.
Газета «Волжская коммуна», Орган Куйбышевского Обкома и Горкома ВКП (б), областного и городского Советов депутатов трудящихся, в годы войны продемонстрировала характерные для прессы военных лет тенденции, явившись, во-первых, мощным идеологическим оружием правительства. У газеты с началом войны изменились цели и задачи, изменилась ее система, внешний облик. Сократился тираж, периодичность выхода в свет и количество полос. Изменилась тематика газеты: освещению работы и жизни тыла, рассказу о военных действиях на фронте и пропаганде патриотизма уделялось огромное внимание. Роль корреспондента и редактора газеты военного времени, которые ежедневно готовили к выпуску в свет новые выпуски «Волжской коммуны», сложно переоценить.
Важная в военное время организационно-массовая и агитационная работа областной газеты «Волжская коммуна» велась сразу по нескольким направлениям, среди которых освещение призывов высшего руководства страны (мобилизация, донорство и др.), акций по сбору вещей и продуктов питания для фронтовиков, по сбору материалов, оборудования и денег для фронта, подписка на заем, создание фонда обороны, отлаженная работа отдела писем, пропаганда идей коммунистической партии СССР, агитация народа к самоотверженному труду в тылу. Таким образом, «Волжская коммуна» помогала властям в осуществлении, пожалуй, главного лозунга тыла «Всё для фронта, всё для победы!», выступая организатором. Все эти и другие политические, хозяйственные и военные кампании велись газетой широко и целенаправленно.
Характерной чертой печати военных лет и, в частности, «Волжской коммуны» стала демонстрация патриотической активности трудящихся. Поощрялись различные «почины», движения, инициативы. Особое предпочтение отдавалось социалистическому соревнованию, которое якобы раскрывало величайшие творческие возможности рабочего класса, всех трудящихся в тылу. Впрочем, газета зачастую вместо реальных проблем давала картину интенсивной деятельности и показного благополучия.
Важно, что в сложное военное время, когда вся советская печать являлась мощным идеологическим оружием, в газете «Волжская коммуна» всё же присутствовало журналистское творчество. Во многом благодаря редко, но все же появляющимся на страницах областной газеты жанров зарисовки, очерка и фельетона, рождался образ города-труженика – яркий, уникальный и разноликий. С одной стороны, это тыловики (стахановцы, женщины, взявшие на себя мужскую работу, работающие дети и подростки, и др.), самоотверженным и тяжелым трудом которых на предприятиях области ковалась общая победа; с другой – это обычный провинциальный город (с проблемами в жилищно-коммунальном хозяйстве и не только), жители которого старались сделать свой город лучше, при этом не унывали и умели даже в самые суровые годы отечественной войны радоваться обычным человеческим вещам (запуску троллейбуса, новому году и т.п.).
Словом, в непростые годы Великой Отечественной войны «Волжская коммуна» при всей своей типичности и политизированности оставалась в тыловой Куйбышевской области газетой номер один, выполняя главные функции советской печати – пропагандиста, агитатора и организатора. Являясь мощным идеологическим оружием, газета помогала людям жить, сражаться с врагом и побеждать.
Несмотря на то, что в 2011 году Россия отпраздновала уже 66-летнюю годовщину Великой Победы в Великой Отечественной войне, разговор о своеобразии областной газеты «Волжская коммуна» военных лет еще только начат. Жанр дипломного сочинения позволил рассмотреть лишь основные проблемы, связанные с особенностями деятельности газеты в годы войны. В дипломной работе была предпринята попытка обобщения уже накопленного материала, что позволило проторить дорогу последующим научным поискам и открытиям в этой области.

Примечание

1.Маркс К. Запрещение «Leipziger Allgemeine Zeitung» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. М., 1955-1961. С. 166.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:
1.Волжская коммуна. Май 1941 – июнь 1945.
2.Известия. Июнь 1941 – июнь 1945.
3.Красная звезда. Июнь 1941 – июнь 1945.
4.Правда. Июнь 1941 – июнь 1945.
5.Труд. Июнь 1941 – июнь 1945.

Научно-критическая литература:
1.Балуев Б.П. Газета «Правда» в годы Великой Отечественной войны. М., 1970. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики. М., 2003.
2.Век «ВК». 1907–2007. Газета как зеркало жизни / Сост. А.Г.Ардатов, С.М.Голышков, Е.П.Чепурных. Самара, 2006.
3.Гершберг С. Завтра газета выходит. М., 1966.
4.Грибачев Н. Журналист на войне // Огонек. 1965. №18. С. 12-14.
5.Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. М., 1997.
6.Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981.
7.Жуков С.И. Фронтовая печать в годы Великой Отечественной войны. М., 1986.
8.Иванова Р.А., Кузнецов И.В. Советская журналистики в годы Великой Отечественной войны // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1985. №1. С. 12-24.
9.Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2006.
10.Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Ульяновск, 2000.
11.Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне. М., 1970.
12.Костякова Ю. Система принципов подачи информации прессой в годы Великой Отечественной войны (на примере Хакассии) // Власть. 2011. №3. С. 135 – 138.
13.КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 7. М., 1985.
14.Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
15.Лисицына М.Б. Роль газеты «Правда» в организации и развертывании агитационной работы в тылу в период Великой Отечественной войны // Труды Воронежского университета. Т. 160. 1987.
16.Ломовцев А.И. Средства массовой информации и их воздействие на массовое сознание в годы Великой Отечественной войны: Автореферат канд. дисс. Пенза, 2002.
17.Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. Свердловск, 1997.
18.Малинчев С.Н. Печать в борьбе за перестройку промышленности в начальный период Великой Отечественной войны // Поволжье в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Куйбышев, 1980.
19.Меримкина М.М. Роль «Правды» в постановке политической агитации на предприятиях в 1941-1942 гг. // Известия Крымского педагогического института. Т. 127. 1985.
20.Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. М., 1999.
21.Овсепян Р.П. История новейшей российской журналистики. М., 2004.
22.Попов Н.П., Горохов Н.А. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. М., 1981. С. 3-15.
23.Пронин Е.И. Выразительные средства журналистки. М., 2004.
24.Пронин Е.И. Разомкнутый текст // Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М., 2006.
25.Симонов К., Эренбург И. В одной газете. Репортажи и статьи. 1941 – 1945. М., 1979.
26.Синещин А.М. Всенародная помощь фронту. М., 1975.
27.Слободянюк И.П. Славные страницы истории. Печать подполья и партизан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1972.
28.Соболев Н. Роль печати в идеологической работе партии в тылу врага в годы Великой Отечественной войны (1941-19443 гг.). М., 1964.
29.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.
30.Храмкова Е.Л. Поволжье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Проблемы историографии и источниковедения. Самара, 1993.
31.Чистяков В.П., Наякшин К.Я., Хропов С.А. Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны. Куйбышев, 1966.
32.Шапошников В.Н. Русская речь. Современная Россия в языковом отображении. М., 2008.
33.Шестаков К. «Волжская коммуна»: По страницам областной газеты. Куйбышев, 1976. С. 79 – 94.




Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.