На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Разработка программной подсистемы обеспечения учебно-методическим материалом

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 02.05.2012. Страниц: 201. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Данный дипломный проект посвящен разработке программной подсистемы обеспечения учебно-методическим материалом. Разрабатываемая система является одним из модулей программного комплекса системы дистанционного обучения «*****» (СДО «*****»).
Система дистанционного обучения «*****» создается по объектно-ориентированной технологии с использованием унифицированных процессов с целью повышения эффективности и качества учебного процесса путем создания условий для применения последних педагогических инновационных методов обучения.
Что подтверждает актуальность темы дипломного проекта.
Первый раздел дипломного проекта посвящен обоснованию актуальности разработки программного комплекса дистанционного обучения (ДО). В нем рассмотрены новые методы получения знаний с учетом растущего уровня информатизации современного российского образования. Также рассмотрены возможности применения информационных и коммуникационных технологий в заочном дистанционном обучении, приведен анализ возможностей программного комплекса ДО, как альтернативы более традиционным средам обучения.
Во втором разделе сделан обзор современных систем дистанционного обучения с упором на программные средства поддержки ДО. Раздел 3 содержит техническое задание на выполнение разработки. Обоснование выбора методов и средств проектирования и разработки программной подсистемы приводятся в разделе 0.
В разделе 5 дается описание основных проблем проектирования, приводится подробное описание модулей и информационных потоков разработанного программного продукта, схемы базы данных.
Разделы 6 и 7 дипломного проекта содержат описание структуры ПП, описание графического интерфейса пользователя, алгоритмы программных модулей и результаты выполнения теста проверки быстродействия.
Организационно-экономическая часть (раздел 8) содержит элементы бизнес-плана разработки, расчет затрат и договорной цены продукта, а также обоснование экономической целесообразности выполнения данной разработки.
В разделе 9, посвященном экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности производится определение оптимальных условий труда программиста, в соответствии с ними приведен проект рабочего места программиста, также приводится расчет освещенности и вентиляции помещения.

Оглавление
Аннотация…………………………………….…………………………………...3
Оглавление 4
Перечень сокращений 7
1. Введение, обоснование актуальности задачи 8
2. Обзор программных решений систем дистанционного обучения гуманитарным дисциплинам 13
2.1 Введение 13
2.2 Обзор некоммерческих программных комплексов ДО 14
2.3 Краткий обзор коммерческих программных комплексов ДО 22
3. Техническое задание 26
3.1 Общие сведения 26
3.2 Назначение и цели создания системы 27
3.2.1 Цель разработки 27
3.2.2 Основные функции 27
3.3 Особенности системы 27
4 Постановка задачи 29
4.1 Описание предметной области. 29
4.2 Приоритеты разработки 32
4.3 Характеристики объекта автоматизации 33
4.3.1 Краткие сведения об объекте автоматизации 33
4.3.2 Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды 33
4.4 Требования к системе 34
4.4.1 Требования к структуре и функционированию системы 34
4.4.2 Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к ее совместимости, в том числе указания о способах обмена информацией 35
4.4.3 Требования к режимам функционирования системы 35
4.4.4 Требование к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы 36
4.4.5 Показатели назначения 36
4.4.6 Требования к надежности и безопасности 36
4.4.7 Требования к эргономике и технической эстетике 36
5. Методы и средства решения задачи 37
5.1. Выбор СУБД и средства проектирования базы данных 37
5.2. Выбор средств разработки для реализации программного модуля ПП обеспечения материалом 42
5.3 Выбор средств разработки для реализации модуля графического интерфейса 46
6 Проект системы 49
6.1 Структура системы 49
6.2 Описание системы 50
6.3 Входная и выходная информация 50
6.4 Потоки данных 52
7.1 Разработка архитектуры системы с использованием технологии RUP 53
7.1.1 Выбор моделей формализации процесса разработки 53
7.1.2 Первый этап – Начало (Inception) 54
7.1.3 Второй этап – Проектирование (Elaboration) 58
7.1.4 Третий этап – Построение (Construction) 61
7.1.5 Четвертый этап –Внедрение (Transition) 67
7.2 Проект базы данных 68
7.3 Описание графического интерфейса пользователя. 69
7.3.1 Интерфейс просмотра авторизованных пользователей СДО «*****» с возможностью предоставления полного доступа к УММ 70
7.3.2 Интерфейс предоставления выборочного доступа пользователей СДО к курсам УММ 71
7.3.3 Интерфейс создания нового текстового курса 72
7.3.4 Интерфейс редактирования и удаления выбранного текстового курса 73
7.3.5 Интерфейс просмотра выбранного курса 74
7.4 Алгоритмы работы модуля обеспечения УММ. 75
7.5 Тестирование подсистемы 76
7.5.1 План тестирования 76
7.5.2 Содержание тестовых случаев 83
7.5.3. Таблица покрытий 89
7.5.4 Таблица тестов 91
7.5.5 Отчет 91
7.5.6 Проверочный лист (Checklist) 92
7.5.7 Код сценариев автоматизированного тестирования 93
8. Организационно-экономическая часть 94
8.1. Организация и планирование работ по теме 94
8.2 Состав, принимающий участие в работе 96
8.3 Расчет договорной цены 97
8.3.1. Материалы, покупные изделия 97
8.3.2. Основная заработная плата научного персонала 98
8.3.3 Дополнительная заработная плата научного персонала 99
8.3.4 Отчисления на социальные нужды 99
8.3.5 Накладные расходы 99
8.3.6 Прочие расходы 100
8.3.7 Стоимость 100
8.3.8 Прибыль 100
8.3.9 Оптовая цена предприятия 100
8.3.10 Договорная цена 100
8.4 Экономическая целесообразность темы 101
8.5 Заключение договора на создание научно-технической продукции 101
8.6 Бизнес-план (основные разделы) 103
8.6.1 Описание продукта или вида услуг 103
8.6.2 Оценка рынка сбыта продукта 103
8.6.3 Конкуренция 103
8.6.4 Реклама 103
8.6.5 План производства 103
8.6.6 Организационный план 103
8.6.7 Юридический план 103
8.6.8 Финансовый план 104
8.7 Выводы 104
8.8 Список литературы 104
9. Охрана труда и экология 105
9.1 Введение 105
9.2 Организация рабочего места 106
9.3 Расчет оптимального освещения 110
9.4 Расчет оптимальной вентиляции 113
9.4.1 Расчёты выделения вредных веществ и влаги 113
9.4.2 Расчёты выделений тепла 113
9.4.3 Определение оптимального режима воздухообмена 115
9.4.4 Расчёт оптимальной вентиляции 116
9.5 Электробезопасность и расчёт заземляющего устройства 119
9.5.1 Защитное отключение в функции тока (ЗОТ) 120
9.6 Выводы 121
9.7 Список литературы 122
Заключение 123
Список литературы 123
Приложения 127
Матрица доступа пользователей СДО 127
Код сценариев автоматизированного тестирования 128
Листинг исходных кодов подсистемы выдачи УММ 133
Публикация 154
DFD диаграмма программной подсистемы 158
Таблица названий тестов ПП 165


Перечень сокращений
1. ДО – дистанционное обучение
2. СДО – система дистанционного обучения
3. ОУДО – образовательные учреждения дистанционного обучения
4. ПО – программное обеспечение
5. ПП – программная подсистема
6. СНИТ – средства новых информационных технологий
7. УММ – учебно-методический материал

1. Введение, обоснование актуальности задачи
Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в настоящее время, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, активизировать умения и навыки самообразования. В итоге образование должно быть таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учится непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования.
По мнению специалистов “Института информатизации образования” ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:
• повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
• обеспечение опережающего характера всей системы образования в целом;
• обеспечение большей доступности образования для желающих путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий.
В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов, который, несомненно, коснулся и России. Для нашего государства информатизация является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования.
В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Исследование рынка труда в России показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не может. Это, например:
• люди, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров;
• обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;
• лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченного времени, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических проблем;
• лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
• лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях;
• корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации;
• лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;
• иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.
Приведенные факты говорят об актуальности осуществления поиска, апробации и внедрения некоторой альтернативной формы получения образования, адекватной развивающемуся информационному российскому обществу. Она должна в полной мере обеспечивать ** на получение образования, обозначенное в Конституции (Ст. 42) и в Законе об «Образовании» (Раздел 1, Ст. 5) и кроме того, быть доступной для всех выше обозначенных категорий лиц, желающих получить современное и качественное образование.
В качестве такой формы получения образования в настоящий момент активно позиционируется дистанционное обучение (ДО). Такой, сравнительно молодой тип получения знаний в настоящий момент актуален, так как позволяет:
• сделать высшее и другие уровни образования доступным для широких слоев населения вне зависимости от места проживания, возрастного ценза, условий жизни и работы на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого и, тем самым, реализовать потребности населения в образовательных услугах, а государства в увеличении объема подготовки высоко профессиональных специалистов, с соответственным уровнем знаний и умений;
• реализовать важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;
• компенсировать сокращение государственного финансирования, повысить социальную и профессиональную мобильность населения;
• сохранять и приумножать знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной системой образования, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ) и решить ряд других социально-экономических задач.
Анализ современных образовательных методик показывает, что дистанционное обучение является эффективной формой получения знаний (также как очная, заочная, очно-заочная и эктернат) при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.
С начала 90-х годов российское образовательное и научное сообщество России стало обращает пристальное внимание на ДО, особенно после принятия в 1995 году Концепции о создании и развитии единой системы ДО в России. Количество образовательных учреждений в той или иной степени использующие технологию ДО стремительно растет. Для координации усилий в области ДО созданы соответствующие структуры в Министерстве общего и профессионального образования РФ, Евразийская Ассоциация ДО, Ассоциация Международного образования, Центр информационно аналитического обеспечения ДО, Межвузовский центр ДО РФ на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и др.
Анализ состояния вопроса в данной области показал, что вследствие большого спроса определенного контингента граждан на предоставление образовательных услуг, на рынке возникают соответствующие предложения, которые проявляется в возникновении и развитии образовательных учреждений ДО (ОУДО). Стоит заметить, что в последнее время такие организации стали работать, руководствуясь научно-обоснованными моделями функционирования учреждений-поставщиков услуг в сфере дистанционного обучения и технологиями ДО, а не только полагаясь на эмпирический опыт, при отсутствии какой-либо формализованной методологии.
Факт, что успешное развитие системы ДО может быть только при дидактически обоснованном использовании СНИТ (компьютеров, телекоммуникаций, систем мультимедиа и др.), являющихся материальной основой СДО – вполне очевиден. Парк этих средств количественно и качественно постоянно растет и совершенствуется, предоставляя богатый набор потенциальных возможностей для обучения.
Таким образом, актуальность разработки программного комплекса ДО, как альтернативы создания более традиционных сред обучения можно выразить в следующих базисных особенностях:
1. «Гибкость». Пользователи СДО работают с системой в удобное для себя время, в удобном темпе и в удобном для себя месте, оборудованном компьютером и оснащенным доступом во Всемирную Сеть. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.
2. «Эффективность» В программных комплексах подобного рода используются новые формы представления и организации информа¬ции, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия обучающимся. Среди них можно выделить
• максимальное использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации. т. е. то, что получило название "мультимедиа";
• нелинейную форму организации материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними, дающая возможность адекватного представления всей взаимосвязи ее различных аспектов.
• присутствие большого количества с**чной информации, причем именно в дополнительной, сопровождающей форме, когда пользователь видит основной предмет изучения в окружении каких-либо других информационных объектов, т. е. любой вопрос (тема, проблема, аспект, идея, документ) всегда ока¬зывается связанным с другими вопросами.
3. «Модульность». В основу программного комплекса ДО закладывается модульный принцип. Каждый отдельный модуль системы (подсистема) адекватен определенному набору функций в определенной предметной области. Это позволяет формировать систему из данного набора модулей, по своему функционалу, архитектуре и реализации отвечающей требованиям заказчика.
4. «Безопасность». Под реализацией безопасности системы ДО понимается не только меры по обеспечению безопасность работы всех пользователей системы (например, реализованная схема для защиты от перехвата пароля), но и защита самой системы и хранящейся в ней информации, причем как снаружи (неавторизованные пользователи, осуществляющие взлом), так и изнутри (например, авторизованные пользователи пытаются получить дополнительные привилегии или осуществить доступ к закрытой для них информации).

5. «Дальнодействие». Вследствие того, что система обучения использует Интернет в качестве архитектурной платформы, расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (физического месторасположения программного комплекса) не является препятствием для эффективного образовательного процесса (при условии качественной работы каналов связи).
6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». При высоком уровне аппаратной производительности и программного быстродействия количество пользователей, одновременно пользующихся системой, не является критичным параметром.
7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая целесообразность разработки, введения в эксплуатацию и поддержки рассматриваемого типа ПО.
В заключение необходимо также отметить, что разработка подобного рода программных комплексов актуальна не только в рамках национальных систем образования, но и в отдельных коммерческих компаниях с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General Motors, Ford и др. Для России такая тенденция также актуальна. В настоящий момент ПО в сфере корпоративного ДО используется во многих банковских системах, РАО «ГАЗПРОМ», Центробанке, Санэпидемслужбе и др. Причем стоит заметить, что многие из этих образовательных систем намного опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-исследовательские разработки.

2. Обзор программных решений систем дистанционного обучения гуманитарным дисциплинам
2.1 Введение
Историко-педагогический анализ проблем становления и развития ДО показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения. В целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов, ведущих подготовку специалистов с использованием новых информационных технологий. В США в системе ДО обучается около 1 миллиона человек. Так, Национальный Технологический Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью дистанционных методов на степень магистра. В более чем половине университетов используется технологии ДО для обучения взрослых. Для ДО широко используется телевидение. В рамках системы публичного телевещания PBS-TV обучается более миллиона студентов.
С начала 90-х годов российское образовательное и научное сообщество России стало обращает пристальное внимание на ДО, особенно после принятия в 1995 году Концепции о создании и развитии единой системы ДО в России. Количество образовательных учреждений в той или иной степени использующие технологию ДО стремительно растет. Для координации усилий в области ДО созданы соответствующие структуры в Министерстве общего и профессионального образования РФ, Евразийская Ассоциация ДО, Ассоциация Международного образования, Центр информационно аналитического обеспечения ДО, Межвузовский центр ДО РФ на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и др.
К сожалению, процесс развития программных комплексов ДО в России отчасти сдерживается традиционными для России причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, высокой стоимости специализированной компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и недостаточной квалификацией в области информационных технологий обслуживающего персонала таких комплексов. Тем не менее, заметна положительная динамика в данной области. Возрастающий уровень научного обеспечения процессов ДО в России подтверждается следующими фактами. Начиная с 1991 года открываются бюджетные и хоздоговорные НИР по проблемам ДО. Так, в 1993 Госкомвуз РФ открыл несколько бюджетных НИР по темам: международный электронный университет, телекоммуникации в образовании, информационные технологии в ДО, ДО с использованием средств массовой информации. Под патронажем Международной Ассоциации Дистанционного Образования было проведено ряд договорных НИОКР.
Большая работа по педагогическому обеспечению СДО ведется в Российской академии образования (РАО). Так, лаборатория ДО Института общего и среднего образования Российской академии образования, под руководством Е.С.Полат разрабатываются теоретические основы и практические курсы для ДО, проблемы эвристического ДО исследуются А.В. Хуторским, ДО внедряется в учебный процесс Университета РАО.
2.2 Обзор некоммерческих программных комплексов ДО
ОРОКС

Обзор отечественных некоммерческих программных комплексов стоит начать с системы ОРОКС (старое название WEB-Tester), разрабатываемой Московским Областным Центром Новых Информационных Технологий (МОЦНИТ) mocnit.zgrad.su при Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ).
Данная система интересна прежде всего тем обстоятельством, что разрабатывается и эксплуатируется высшим учебным заведением и, как следствие, учитывает основные особенности реального учебного процесса в нашей стране. Программный комплекс ОРОКС является многофункциональной сетевой оболочкой для создания учебно-методических модулей и организации обучения с удаленным доступом. Она реализована с использованием WWW CGI-технологии.
С помощью ОРОКСа можно создавать электронные учебно-методические пособия, обучающе-контролирующие системы, системы тестирования и контроля.
Основными направлениями использования ОРОКС в МИЭТ являются:
1. Учебный процесс.
2. Вступительное тестирование абитуриентов.
3. Система дистанционного обучения МИЭТ.
4. Организация взаимодействия с региональными центрами новых информационных технологий.
Система реализована в виде набора скриптов на языке Perl, имеющих интерфейс с SQL-базой данных. Возможные платформы для работы серверной части системы - практически любой Web-сервер, как Unix, так и Win32. В анонсированной на момент подготовки данного материала версии 2.2 разработчики обеспечили интеграцию с популярным Web-сервером Apache.
В качестве отличительных особенностей своей системы разработчики называют следующие:
• Простота функциональных возможностей системы для всех категорий пользователей; отсутствие необходимости изучения специальных программ; удобство, единообразие интерфейса.
• Сочетание в одной оболочке возможностей оперативного создания учебно-методических модулей, проведения обучения и управления учебным процессом.
• Большой объем базы данных для хранящихся учебных модулей и результатов контроля обучения на сервере системы.
• Неприхотливость в отношении используемого "железа" и программного обеспечения.
• Централизованность и устойчивость к взлому.
• Дешевизна. Все инструменты, использованные при создании системы ОРОКС, являются свободно распространяемыми (SQL-сервер MySQL, Standard Perl 5, Apache Web Server).
К достоинствам системы, несомненно, можно отнести:
• возможности разработки и использования групповых и индивидуальных учебных планов пользователей;
• наличие взаимозаменяемых типов интерфейса и дизайна системы (предлагаются три варианта, но можно создать новые);
• настраиваемое меню с возможностью добавления новых пунктов;
• встроенную поисковую систему;
• наличие защищенного каталога электронных учебных пособий.
С сайта ОРОКСа можно переписать демонстрационные версии этой оболочки, а также устанавливаемую на компьютер пользователя автономную систему разработки тестов.
Учебный модуль в системе ОРОКС формируется из блоков разных типов:
- информационные блоки, не требующие ответа: ознакомительные, поясняющие и т. п.;
- контролирующие блоки с вводом ответа.
Блоки могут объединяться в линейную или древовидную структуры.
Информационные блоки представляют собой гипертексты. Система разработки учебного модуля позволяет в текст любого блока модуля вставлять картинки, файлы, видео и другие активные элементы.
Необходимо отметить, что сами разработчики аккуратно используют возможности мультимедиа в своих учебных курсах, специально оговаривая ограниченные возможности передачи больших объемов информации по телекоммуникационным каналам.
Предусмотрены два типа контролирующих блоков по способу ввода ответа:
- выбор одного или нескольких ответов из предложенных вариантов;
- с произвольным вводом ответа. Проверка может осуществляться по логическому шаблону и по ключевым словам.

В учебной системе ОРОКС предусмотрены следующие основные категории пользователей, которые имеют следующие возможности:

1. Обучаемый проходит полный курс обучения или выполняет контрольные мероприятия, просматривает накопленные результаты контроля для себя и своей группы, отправляет сообщения администратору системы, преподавателю-куратору.

2. Преподаватель-куратор формирует рабочую программу дисциплины и индивидуальный график работы обучаемого по данной дисциплине, проверяет контрольные работы (рефераты, доклады и т. д.), просматривает результаты тестирования, осуществляет общий контроль за ходом процесса обучения, отвечает на вопросы, присылаемые обучаемыми.

3. Преподаватель-методист (разработчик учебно-методических модулей) создает и редактирует модули, проверяет их работоспособность, планирует по времени проведение контрольных мероприятий.

4. Учебный администратор осуществляет контроль за успеваемостью и за использованием учебно-методических материалов, выдает рекомендации преподавателю-методисту по совершенствованию системы контроля и обучения.

5. Администратор системы устанавливает программное обеспечение системы, настраивает систему, создает базу данных, устанавливает пароли и ключи для проверки, осуществляет доступ к базе данных и редактирование записей.

Для создания обучающих и контролирующих модулей в системе ОРОКС разработана специальная программа ОСТ, устанавливаемая автономно на персональном компьютере. Это оболочка, которая создает модули на языке JavaScript. Программа является дополнительным инструментом для системы ОРОКС, но может использоваться и отдельно от неё для создания интерактивных модулей, выполняющихся на локальных персональных компьютерах.
Удобный интерфейс программы позволяет строить различные учебные модули в пошаговом режиме, использовать уже готовые компоненты ОРОКСа, а также подготавливать материалы для записи на компакт-диски. Пожалуй, единственным недостатком программы ОСТ является использование в ее интерфейсе жаргона, может быть, и распространенного в молодежной среде, но никак не заслуживающего тиражирования в серьезном продукте даже с целью оживления диалогов.

ПРОМЕТЕЙ

Одним из интересных решений, позволяющих создавать мультимедийные дистанционные курсы, которые могут распространяться также и на компакт-дисках, является система Прометей www.prometeus.ru. Система дистанционного обучения СДО Прометей - программная оболочка, обеспечивающая возможности дистанционного обучения и тестирования слушателей, а также имеющая необходимые средства для управления деятельностью виртуального учебного заведения. Система Прометей имеет модульную архитектуру, поэтому легко расширяется, модернизируется и масштабируется.

Система состоит из следующих модулей:
- Типовой Web-узел - набор HTML-страниц, предоставляющих информацию об учебном центре, списке курсов и дисциплин, списке тьюторов в Интернет или Интранет организации.
- АРМ "Администратор" - обеспечивает выполнение администратором своих служебных обязанностей. К обязанностям относятся: управление системой, разграничение прав доступа к ее компонентам, регистрация новых тьюторов и организаторов.
- АРМ "Организатор" - обеспечивает выполнение организатором своих служебных обязанностей. К ним относятся: формирование групп, регистрация слушателей, контроль над оплатой обучения и рассылкой учебных материалов.
- АРМ "Тьютор" - обеспечивает консультирование слушателей, контроль за их успеваемостью, тестирование, простановку оценок в зачетную книжку, формирование отчетов руководству.
- АРМ "Слушатель" - обеспечивает слушателя всеми необходимыми средствами для успешного изучения курса. Слушатель может общаться с тьютором и коллегами, изучать электронные версии курсов, выполнять лабораторные работы, сдавать тесты, работать над ошибками.
- Модуль "Трекинг" - фиксирует в базе данных все обращения к информационным материалам, расположенным на Web-сервере учебного центра, и отчет о том, кто, когда и что читал или просматривал.
- Модуль "Курс" - обеспечивает доступ к курсам со стороны слушателей, тьюторов, организаторов и администратора. Для каждого пользователя список курсов формируется динамически на основании его членства в группах.
- Модуль "Регистрация" - регистрирует новых слушателей в системе и вносит информацию о них в базу данных.
- Модуль "Тест" - формирует для каждого слушателя уникальное тестовое задание. Сохраняет ответы на вопросы в базе данных, анализирует их и подсчитывает набранный балл. Генерирует подробный отчет о прохождении теста и сохраняет его на сервере для последующего анализа.
- Модуль "Дизайнер тестов" - позволяет в интерактивном режиме создавать новые тесты, расширять и изменять существующие или импортировать тест из текстового файла.

Дизайнер тестов - компонента, выполненная по технологии ASP и устанавливаемая на сервере СДО во время инсталляции комплекса. Предназначена для ввода новых и модификации имеющихся тестовых заданий. Это высокоуровневое программное средство с простым графическим интерфейсом, которое позволяет создавать тесты, используя четыре различных формы вопросов:
- "один из многих" - слушатель должен выбрать из нескольких вариантов ответа один (правильный);
- "многие из многих" - нужно выбрать один или несколько вариантов ответов, которые удовлетворяют условиям вопросов;
- "да/нет/не знаю" - часто используемый вариант теста первого типа;
- "поле ввода" - ответ набирается слушателем в произвольной текстовой форме.

- Модуль "Учет" - обеспечивает контроль над поступлением платежей и рассылкой учебных материалов.
- Модуль "Отчеты" - формирует разнообразные отчеты о деятельности учебного заведения.
- Модуль "Дизайнер курсов" - позволяет в автономном режиме создавать мультимедийные дистанционные учебные курсы с их последующим размещением на сервере учебного центра. Программа ориентирована на пользователя, не искушенного в премудростях информационных технологий, и представляет собой отдельную программу, устанавливаемую на локальный компьютер. Подключение этого компьютера к сети не обязательно.
Завершая рассказ о системе дистанционного обучения Прометей, стоит отметить, что после предварительной регистрации посетителю сайта предоставляется возможность загрузить демонстрационную версию дизайнера курсов, а также воспользоваться тестовым входом и познакомиться с системой в режимах студента и тьютора. Также возможно в качестве студента бесплатно пройти курс "Индустрия туризма", предоставленный Российской международной академией туризма. Вероятно, названный курс содержит обширную информацию, полезную будущим менеджерам туристического бизнеса, но нельзя не отметить, что курс представляет собой просто структурированный текст с небольшим количеством ссылок на адреса ресурсов в Интернет, причем без иллюстраций даже в таких разделах, как "География туризма".


EXTENSIBLE DISTANCE LEARNING SYSTEM (XDLS)

В обзоре средств создания систем дистанционного обучения и разработки учебных курсов для таких систем нельзя не упомянуть об оригинальной разработке Пермского государственного университета - системе eXtensible Distance Learning System (xDLS). Информация о ней представлена на сайте www.xdlsoft.com. На сайте представлена систематизированная информация о принципах разработки и функционирования систем дистанционного обучения и международных стандартах в этой области. Изначально ориентированная на соответствие таким стандартам система построена на основе программного обеспечения, не требующего дополнительного лицензирования, и имеет исчерпывающее техническое описание. Система имеет расширяемую многоплатформенную масштабируемую архитектуру, которая позволяет использовать ее на различных аппаратно-программных платформах (windows, unix). Она поддерживает все основные функции (публикация учебных материалов, тестирование, администрирование) и может быть использована в учебных заведениях и организациях для решения широкого спектра задач - от простого тестирования до организации курсов дистанционного обучения. К сожалению, информации о внедрении системы в родном вузе на сайте программного продукта нет.


DISTANCE LEARNING STUDIO - ELEARNING OFFICE 3000

В рамках проекта "Информационные технологии дистанционного обучения" Санкт-Петербургского Отделения Института Открытое Общество (Фонд Сороса) было разработано инструментальное средство для создания мультимедийных учебных курсов, приспособленных для использования в системах дистанционного обучения российского сегмента сети Интернет, - Distance Learning Studio ("Конструктор мультимедийных дистанционных курсов").
Разработчик - компания Гиперметод - дополнила пакет для компоновки мультимедийных учебных курсов средствами для развертывания в Интернете сервера учебного центра, и с 2002 года разработка стала распространяться как пакет eLearning Office 3000. В основу концепции дистанционного обучения, реализуемой пакетом, положена технология Web-CD, при которой основной массив учебного материала поставляется учащемуся на компакт-диске, а его обновления, оперативные контакты с учебным центром и преподавателями, тестирование знаний и дистанционные семинары осуществляются с использованием Интернет. Если необходимое качество связи не обеспечивается в режиме on-line, взаимодействие учащегося и учебного центра осуществляется с использованием электронной почты. Курс может изучаться и автономно на стандартном мультимедийном персональном компьютере.
При поддержке Института "Открытое общество" в рамках пилотных проектов были созданы нескольких учебных курсов - "Россия. XVII век", "Россия и Восток", "Символика русского дома", курс английского языка "Bensons" (Intermediate Level), "История русской поэзии "серебряного" века". Структура каждого из курсов включает следующие основные разделы:
- лекции, содержащие основной материал, представленный в мультимедийной форме;
- набор тестов, соответствующих основному лекционному материалу и предназначены для самооценки знаний;
- словарь - иллюстрированное толкование ключевых терминов учебного материала;
- поиск - встроенная система полнотекстового поиска по материалам курса;
- связь с учебным центром в Интернет, на котором размещаются обновления и дополнения к курсу.
"Учебные центры" - серверы в Интернет, выполняющие функции сопровождения учебных курсов, поддержки регистрации учащихся, расписания обучения, удаленного тестирования, электронной зачетки и ведомости успеваемости, обновлений основного мультимедийного учебного материала, проведения дистанционных семинаров и занятий, включая Интернет-трансляцию. Между собой учебные центры могут обмениваться информацией, используя возможность экспорта документов в XML-формате.
К настоящему времени функционирует сервер www.elearn.ru, который может выполнять функции учебного центра для курсов, разработанных с использованием конструктора Distance Learning Studio. Часть сервисов в настоящее время является некоммерческим и этот ресурс может быть использован как открытый сайт для проектов, поддерживаемых Фондом Сороса и связанными с ним организациями. Он может функционировать также и как "виртуальная кафедра" для отработки технологии дистанционного взаимодействия кафедр-партнеров и обучения будущих авторов технологии создания мультимедийных дистанционных курсов.
Опыт пробной эксплуатации первых версий пакета Distance Learning Studio - eLearning Office 3000 выявили определенный интерес, причем не только на российском рынке, к технологии дистанционного обучения Web-CD, реализуемой этой системой.
В качестве других примеров использования информационных СДО стоит отметить следующие ВУЗЫ: в Московском энергетическом институте (ТУ) на кафедре радиосистем успешно дистанционно обучались студенты из Рязанского института радиоинженеров (г. Рязань) и Марийского политехнического института (г. Йошкар-Ола). В Московском государственном авиационном технологическом университете (МАТИ) проводится дистанционная подготовка абитуриентов для поступления в университет из числа школьников, проживающих в удаленных районах России. Стали уже классическими примеры экспериментальных комплексов ДО в Московском государственном университете электроники и математики (МИЭМ). Активно внедряются технологии интернет-ДО в ** им. М.И. Ломоносова, Московском государственном авиационном институте (МАИ), Московском государственном институте электронного машиностроения (МИЭМ), Московском государственном университете экономики, информатики и статистики (МЭСИ), Челябинском государственном техническом университете, Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном техническом университете и других вузах.
Британские образовательные услуги уже несколько лет успешно продвигаются на российский образовательный рынок партнером Открытого Британского Университета - Международным Центром ДО (теперь Международный институт менеджмента) «ЛИНК»
Большую активность при продвижении американских образовательных услуг для Вузов России проявляет BMI (Business Management International)- специализированная американская консалтинговая компания со штаб-квартирой в г. Сан-Франциско, штат Калифорния (США). Основные направления деятельности компании, среди прочего, общее образование и профессиональная подготовка для детей и взрослых, бизнес-образование. Все эти образовательные услуги предоставляются посредством использования технологий ДО.
Недавно организованные Российско-финская и Российско-немецкая телеакадемии, обладая современным уровнем компьютерного и телекоммуникационного оборудования, так же активно внедряются в российский образовательный рынок.

2.3 Краткий обзор коммерческих программных комплексов ДО

"МИКРОТЕСТ"

Одной из IT-компаний, наиболее активно развивающей направление дистанционного обучения как составную часть интеграционных проектов и предлагающей услуги в этой области своим заказчикам, является "Микротест". Технология, разработанная специалистами этого системного интегратора, была опробована в рамках реализации проектов в МПС.
По разработанному в Учебном центре курсу было проведено дистанционное обучение свыше 400 специалистов всех 17 железных дорог России. Программа курсов была нацелена на освоение навыков работы с системами видеоконференцсвязи, сетевым оборудованием и программным обеспечением по управлению сетями. Систему дистанционного обучения собственной разработки "Микротест" использует и для подготовки своих сотрудников. Такая система развернута на интранет-сайте компании.

Отличительные особенности данной системы:

- сбалансированность методических и технологических аспектов обучения в предлагаемом комплексе

- благодаря использованию корпоративных сетей передачи данных (СПД) в настоящее время системой предоставляются возможности, недоступные интернету, - например, возможность проведения учебных видеоконференций в полноэкранном режиме и с высоким качеством.

В данный момент в комплексе "Микротест" завершается второй из проектов по дистанционному обучению в МПС, - по подготовке администраторов сетей. Всего предполагается обучить 350 человек. В планах - совершенствование технологий и методик дистанционного обучения, предложение заказчикам новых компонентов, например, полностью интегрированного с технологиями обучения "конструктора" для быстрого создания учебных курсов.

"СТ Курс"

Летом прошлого года свой программный продукт "СТ Курс", предназначенный для организации дистанционного обучения, представила российская компания Cognitive Technologies.

Содержание курсов и программу обучения заказчик этого продукта (равно как и многих других СДО) будет определять и размещать в системе самостоятельно. В качестве возможных направлений применения "СТ Курса" Cognitive рассматривает общее бизнес-образование, специализированное обучение, мониторинг уровня знаний персонала, сертификацию клиентов и т. п. К особенностям технической стороны "СТ Курса" можно отнести высокую скорость обработки запросов пользователей и небольшой объем передаваемых данных, что позволяет комфортно работать обладателям низкоскоростных линий связи.

В режиме самостоятельного обучения слушатели и преподаватели курса работают с СДО "СТ Курс" в любое удобное время; в лекционном режиме - участники курса в определенные дни и часы недели находятся в виртуальном классе и взаимодействуют друг с другом в интерактивном режиме посредством чатов.

В качестве дополнительных возможностей для учащегося разработчики отмечают словарь, список литературы, графические иллюстрации, аудиозаписи, видеоролики, а также средства самоконтроля. Кроме того, посетитель сайта www.ctkurs.ru имеет возможность пройти ознакомительное обучение, зарегистрировавшись в качестве гостя.

“ИнтраЗнание”

Один из последних по времени анонсов был сделан компанией "Город-Инфо", выпустившей новую версию системы интерактивного обучения "ИнтраЗнание". Система предназначена для самостоятельного обучения сотрудников предприятий навыкам работы с офисными приложениями, а также для проведения других обучающих курсов. Новая версия с расширенным функционалом включает в себя модуль дистанционного обучения - электронные учебники; модуль практических интерактивных тренингов по пройденным курсам и модуль аттестации.


Особенности системы:

- строится на основе веб-технологий и использует интерактивные Shockwave-ролики,

- визуальные и звуковые "подсказки" обеспечивают наглядность и эффективность обучения.

-данные о результатах тестирования и уровне квалификации сотрудников доступны для просмотра как администратором системы, так и руководством компании.

В качестве "клиентского" приложения используется стандартный веб-браузер, что избавляет от необходимости устанавливать программу на каждое рабочее место. Система является открытой, заказчик может расширять ее, добавляя новые учебные курсы.
Первая версия была предназначена для дистанционного обучения офисным приложениям Word, Excel, Outlook, Explorer и в качестве корпоративного инструмента была установлена в компании "Татнефть" и в Министерстве Финансов РФ. В настоящее время число пользователей "ИнтраЗнания" составляет примерно 1100 человек. Исходя из потребностей заказчика, система может продаваться как вместе с контентом, так и без него.


" Батисфера "

Большинство известных СДО предполагает для использования развитую инфраструктуру связи для работы через интернет. Но далеко не каждое отечественное учебное заведение пока имеет возможность использовать интернет-технологии в процессе обучения. Поэтому, с учетом российских условий, имеет смысл рассмотреть вариант реализации учебных курсов на компьютерах, связанных в локальные вычислительные сети организации и распространение учебных материалов на магнитных носителях и CD.

Одним из сторонников такой формы обучения является компания "Информпроект" - разработчик "Программы для проектирования и выполнения мультимедийных обучающих работ "Батисфера", ориентированной на учебные заведения разного уровня и профиля.

По утверждению разработчиков, "Батисфера" отличается от известных систем дистанционного обучения необходимой степенью адаптации к российской системе образования - требования к техническому оснащению максимально приближены к российским реалиям. Кроме того, данную систему отличает возможность сборки в единой обучающей среде готовых учебных материалов, выполненных в разных программных средах, а также вариативность ее использования. Так, один из вариантов предполагает возможность передачи учебных материалов слушателям по электронной почте или на дискетах. А второй, возможный при наличии в учебном заведении доступа в интернет, состоит в использовании "Батисферы" в качестве системы дистанционного обучения.

По мнению разработчиков проекта, в большинстве обучающих программных продуктов, представленных на российском рынке, программная оболочка довольно жестко привязана к контенту. "Батисферу" же можно сравнить с кубиками, из которых преподаватель, не имеющий навыков программирования, может построить свой курс, выбрав по своему желанию количество лекций, тематику, и т.д. Преподавателю достаточно переложить свою методику обучения на компьютер, используя алгоритм формирования лекций, лабораторных работ и тестов, при этом подойдут любые программные средства, которыми он привык пользоваться.


"Батисфера" состоит из двух блоков. Первый из них «Tutor» - это средство разработки курса, который преподаватель устанавливает на своем компьютере. Tutor позволяет создавать учебный материал любых типов и форм: лекции, домашние задания, лабораторные и контрольные работы, тесты, интерактивные зачеты, экзамены, электронные учебники. Причем преподаватель может при желании регламентировать время выполнения проверочной работы и устанавливать порядок допуска к следующему заданию. Второй блок «Reader» (прокатчик курса) - предназначен для учащихся. Он позволяет прослушать лекцию, выполнить лабораторную и контрольную работу, домашнее задание, сдать зачёт и экзамен в интерактивном режиме, занести результаты тестирования в текстовый файл, отправить его по электронной почте или распечатать. Блок Reader устанавливается на ПК обучаемых.

В будующем планируется выпуск новой версии данной системы - "Батисфера 3.0". От предыдущей она будет отличаться расширенными функциональными возможностями и соответствием рекомендациям Министерства образования РФ.
3. Техническое задание
3.1 Общие сведения
Полное наименование подсистемы: обеспечение учебно-методическим материалом СДО «*****».
Заказчиком данной программной подсистемы (далее ПП) ***** в лице. Данная работа проводится в рамках разработки комплекса программных модулей и дальнейшей их интеграции в единую систему дистанционного обучения (далее СДО «*****»).
Разработчик: Начало работ: 3 октября 2005 года.
Планируемый срок окончания работ: декабрь 2006 года.
Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы оформляется в виде журнала проведения работ (Вид: дата – проведенная работа).
3.2 Назначение и цели создания системы
3.2.1 Цель разработки
Данная система создается с целью повышения эффективности и надежности учебного процесса и для создания условий внедрения педагогических инновационных методов.
В качестве объекта рассматриваем организацию процесса обучения на отделении ** ОЛ *****. Ранее в процессе обучения для обмена учебными и методическими материалами использовалась обыкновенная почта, что требовало больших временных затрат и было весьма ненадежно. В данный момент решено, что часть процесса обучения будет происходить посредством Интернет, то есть будет разработана система обучения, использующая Интернет как платформу для взаимодействия ученика (Актора) и учителя (Тьютора).
3.2.2 Основные функции
Основными функциями подсистемы обеспечения учебно-методическим материалом СДО «*****» являются:
• создание / редактирование / удаление курсов из БД тем,
• создание / редактирование / удаление вопросов к темам,
• создание / редактирование / удаление тестов к темам,
• определение уровня доступа пользователей к методическому материалу.
При использовании данной подсистемы к комплексе СДО «*****» ожидается уменьшение времени ожидания при взаимодействии Актора и Тьютора (увеличение динамичности обучения) при сохранении высокой надежности и защищенности как самой системы, так и ее данных.
3.3 Особенности системы
Особенностью подсистемы обеспечения учебно-методического материала является выборочное предоставление доступа к учебным курсам. Доступ к материалу предоставляется ученику в том случае, если он успешно освоил предыдущий теоретический курс и предоставил ответы на вопросы курса, удостоверяющие его знания. Права до...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.