На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Формирование навыков работы с мифологическими сказаниями у младших школьников

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 02.05.2012. Страниц: 80. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Методические и литературоведческие основы работы с мифологическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе
1.1 Общее понятие мифа и мифологии в литературоведческой традиции……………………………….…………………………………………..7
1.2 Значение мифа в развитии литературного искусства…………………….14
1.3 Анализ учебных программ по литературному чтению для начальных классов....................................................................................................................21
1.4 Методические аспекты работы с мифологическими сказаниями на уроках чтения…………..………………………………………………………………...30
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков работы с мифическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе
2.1. Описание содержания работы по выявлению уровня представлений у младших школьников о мифологических сказаниях………………………….38
2.2. Описание содержания работы по формированию навыков работы с мифологическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе………………..……………………………………………………………41
2.3. Качественно-количественный анализ результатов исследования по формированию навыков работы с мифическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе….……………………………………………………………56
Заключение……………………………………………………………………...60Список используемой литературы...…………………………………………62
Приложение……………………………………………………………………..67
Введение
Народная педагогика – это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, это наши истоки. Забывая свои корни, человек разрывает связь времен и поколений. Именно об этом говорил историк В.О. Ключевский: «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека этот нажитой скарб обрядов, обычаев и всяких условностей, и он все забудет, всему разучится и должен будет начинать сначала» [47 : 81].
Одним из источников изучения народа служат мифологические произведения, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. «Мифы – предельно короткие по форме, безгранично глубокие по смыслу, охватывают буквально все темы, затрагивая жизненные и всегда злободневные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении. Эти фундаментальные начала – познание и нравственность, а также взаимосвязь мира природы и внутреннего мира человека – и определяют доминанту творчества народа» [6 : 8].
Ознакомление с мифическими произведениями важно для младших школьников тем, что они уже начинают не только познавать окружающий мир, но и пытаются осмыслить его и свое место в нем. Чтение мифов развивает воображение и фантазию детей, способствует развитию своей точки зрения на мир, помогает проникнуть в область всемирной культуры.
Актуальность данной темы в том, что формирование эстетически развитого читателя, имеющего широкий читательский кругозор, развитый художественный вкус, немыслимо без изучения мифологии – одного из важнейших жанров литературы. Так как в силу своего разнообразия мифические произведения зафиксировали модель человеческой нравственности и до сегодняшнего дня сохранили важность образовавшихся в древности устоявшихся моральных законов, поэтому изучение мифов помогает приобщать школьников к важнейшим общечеловеческим духовным ценностям, формировать их нравственную позицию, которая отвечает задачам литературного образования. При изучении мифов у юных читателей возникает связь между конкретным и абстрактным, происходит создание адекватных образов в их мышлении. Помимо этого, мифические произведения способствуют культурному развитию юных читателей, подготавливают его к восприятию мирового искусства, так как многочисленные сюжеты и образы мифов вошли во многие произведения мировой культуры: в живописи, художественной литературе, музыке, балете.
Объектом исследования является проблема изучения мифических сказаний на уроках чтения в начальной школе.
Предмет исследования – разнообразие приемов и методов, используемых в работе по формированию навыков работы с мифическими сказаниями у младших школьников на уроках чтения.
Цель исследования: раскрыть возможности наиболее эффективного формирования навыков чтения учащихся при изучении мифических сказаний на уроках чтения в начальных.
Гипотеза исследования следующая: изучение мифов в курсе литературного образования младших школьников станет успешным и результативным, будет способствовать более углубленному восприятию художественных произведений, повысит общеобразовательный и культурный уровень учеников, если при этом:
- учитываются возрастные особенности младших школьников в аспекте восприятия мифов;
- последовательно (поэтапно) изучаются мифических произведения, на основе которых формируются представления о специфике мифов;
- теоретический и наглядный материал, предлагаемый на уроках по изучению мифических произведений, стимулирует познавательную деятельность школьников, вызывает интерес к ней, способствует обогащению словарного запаса.
Задачи исследования:
1) проанализировать, литературоведческих, философских и методических работы с целью уточнения теоретических подходов к изучению мифологии и определения понятия «миф» применительно к литературному образованию в начальной школе;
2) рассмотреть состояние проблемы на разных этапах развития школы и в практике школьного изучения мифологии на современном этапе;
3) выявить особенности восприятия мифов школьниками начальной школы, а также их уровень знаний и умений, связанных с изучением мифических произведений;
4) разработать вопросы и разнообразные виды заданий, которые обеспечивали бы поэтапное формирование у учащихся знаний о мифах, их специфических особенностях, повышали бы уровень самостоятельности школьников;
5) теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы уроков по изучению мифов в плане выявления ее практической значимости для современной школы.
В исследовании были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- наблюдение и анализ реального учебного процесса;
- анализ программ и учебников чтения;
- тестирование учащихся по теме «Мифы Древней Греции»;
- обобщение собственного педагогического опыта работы в качестве учителя начальных классов;
- количественный и качественный анализ, полученных данных в ходе эксперимента.
В работе были использованы научные и методические разработки: О.В.Джежелей [13], Н.Н.Светловской [43, 44], М.П.Чередниковой [50], Н.Н.Иванова [17], Е.М. Мелетинского [29], А.Ю. Никитченкова Т.В. [32] и других.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении представлен план предстоящей работы, ее цель, актуальность, методы и задачи.
В 1 главе представлен теоретический материал по теме исследования и описана методика изучения мифических произведений в начальной школе.
Во 2 главе предложена опытно-экспериментальная работа по изучению мифов младшими школьниками на уроках чтения, состоящая из трех этапов.
В заключении содержатся результаты проведенной работы, подведены итоги, даны рекомендации.
Список используемой литературы содержит весь материал, который использован при написании данной работы и состоит из 57 источников.
Приложение содержит необходимый дидактический и наглядный материал для работы по изучению мифологии на уроках чтения в начальной школе.
Базой для проведения исследования стал 4 «А» класс школы-лицея № 1 г. Славянска-на-Кубани, где проходила педагогическая практика.
Практическая значимость и целесообразность работы заключается в уточнении организации работы по изучению мифологии младшими школьниками на уроках чтения.


Глава I. Методические и литературоведческие основы работы с мифологическими сказаниями на уроках чтения в начальной школе
1.1 Общее понятие мифа и мифологии в развитии мировой культуры и литературоведческой традиции
«Мифы – это произведения, созданные фантазией народа, в которых передаются представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях» [53 : 218].
Миф как первоначальная синкретическая форма культуры представляет значительный интерес для изучения в рамках самых различных дисциплин, что обусловлено целым рядом причин, в частности его особой креативной ролью не только в истории культуры, но и в современном социокультурном пространстве.
Первобытное общество развивалось медленно, знания об окружающем мире возрастали неощутимо для людей. Определенная часть таких знаний выражалась и фиксировалась в форме мифов.
Мифы – образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать и чего делать нельзя.
Слово «миф» иначе означает предание, сказание или рассказ. В наглядно-образной форме объяснялись явления природы и обще¬ственной жизни. Но не только познавательную функцию выпол¬няли мифы. Не менее, а может и более важной их функцией была нормативно-регулятивная функция. Мифы несли в себе также и идеологическую нагрузку. В них содержались правила поведения людей, однако излагались они применительно к конкретным лю¬дям (часто богам) и конкретным ситуациям. По существу, мифоло¬гия представляла набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. В них также давалось их объяснение, причем делалось это довольно причудливо. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.
Мифы объясняли многие стороны человеческого жития: происхождение дня и ночи, тайну появления человека, орудий труда и оружия, культурных растений и домашних животных, характер от¬ношений в семье и другое. Но все же, главное в мифах – это их норма¬тивная, предписывающая часть, которая аккумулировала опыт че¬ловечества и доводила его до сведения каждого члена первобытно¬го общества.
Миф – как объяснение мира – предшествовал науке, зачатки которой зародились внутри него; а как эмоциональное мироощу¬щение – он выработал художественные средства воздействия на человека, перенятые у него искусством, и первоначально являв¬шимися его нераздельной частью [31 : 12].
В мифологическом мышлении преобладало эмоционально-ассоциативное начало. У наших древних предков аб¬страктное мышление только-только начинало формироваться, и должны были пройти многие тысячелетия, пока человечество не овладело понятийным, абстрактным и логическим мышлением. На том же этапе возникновение мифологического мышления и использование его в качестве формы передачи знаний и правил поведения людей в обществе было гигантским шагом вперед [31 : 17].
С развитием человеческого общества познание закономерно¬стей объективного мира, рост господства человека над внешними силами подрывают ту основу, на которой вырастает мифология. Но на базе первобытных мифов, на определенном уровне развития логического мышления происходит сложный процесс формирова¬ния национальных и мировых религий, для возникновения кото¬рых имелись, конечно, и иные причины, в частности, социально-политического характера.
Исследователь мифа сталкивается с рядом про¬блем, например с тем, что миф исторически измен¬чив, он эволюционировал от ранних форм архаического мифа первобытной эпохи до форм более поздних, переходящих в эпос и сказку. Широкая амплитуда содержания мифа, включающая в себя такие типологически различные формы, как архаи-ческий миф и миф современный, приводит исследо¬вателей к мысли, что «мифа» не существует как некой типовой формы, а есть лишь локализован-ные в определенной культуре мифы, обусловлен¬ные данным культурным контекстом.
О ранних формах мифа можно судить только ги¬потетически, некоторое представление о них дают мифы народов с традиционной первобытной куль¬турой, изучением которой занимается этнография. Народы с богатой мифологической традицией, как правило, находились на стадии дописьменной куль¬туры и передавали свои знания устно и через пере¬водчика этнографу, при переводе и записи какие-то сведения неизбежно терялись, что-то подверга¬лось искажениям. Порой исследователи всего лишь пересказывали мифы, и они утрачивали многие важные элементы, тесно связанные со своеобрази¬ем и сущностью данной культуры, ее морфологией.
Наибольшей достоверностью отличается амери¬канская мифология, которая записывалась с наи¬большей тщательностью исследователями, живши¬ми в непосредственной близости с коренным насе¬лением и хорошо знающими особенности их куль¬туры. Африканская мифология записывалась коло¬низаторами и миссионерами самых различных на¬родов, и, к сожалению, даже видные исследовате¬ли, занимавшиеся мифологией, зачастую не владе¬ли языками африканских народов.
Безусловной вторичностью обладают египетская, греко-римская и вавилонская мифологии, как и не¬которая часть индийских и китайских мифов. Миф подвергался здесь обработке письменностью, лите¬ратурному «выпрямлению» и переложению.
В зависимости от функций и сферы проявления в настоящее время следует выделить следующие формы бытования мифа в культуре: первобытный или архаический миф – миф доклассового общества, мифы древних цивилизаций (египетские, шумерс¬кие, вавилонские, греческие, иранские, китайские, индийские и другие мифы) и современные мифы массового сознания [40 : 176].
Первобытный миф репрезентировал специфику и характер мифологического мышления в наибо¬лее полной, канонической форме. Данная форма мифа была теснейшим образом связана с ритуаль¬ной и культовой практикой и передавалась устно. Первобытный миф реконструируется с помощью обращения к современным народам с традицион¬ной культурой.
Следующая форма мифа – мифы древних циви¬лизаций – дошли до нашего времени в более пол¬ном виде, но также не представляют собой целост¬ного явления, сохранилась лишь небольшая их часть в различных трактовках и более поздних наслое¬ниях, причем конъюнктурные соображения дости¬гали порой такой силы, что исправления древних текстов напрочь искажали первоначальный смысл мифа. Например, сведения о египетской мифоло¬гии были получены из «Книги мертвых» и надгроб¬ных надписей. Наиболее известная и популярная греческая мифология сохранилась также фрагмен¬тарно, сведения о мифологических сюжетах можно почерпнуть из эпоса Гомера и Гесиода, драматичес¬ких произведений Эсхила, Софокла и Еврипида, лирики Алкея и Сапфо, из исторических сочине¬ний Геродота и Фукидида и географических сочи-нений Страбона. Греческая мифология собиралась и систематизировалась такими известными автора¬ми, как Аполлодор из Афин, написавший «Мифо-логическую библиотеку» (II век до нашей эры), Гигин, ав¬тор труда о легендах, связанных со звездами, и «Fabulae» – справочника по мифам, который ис¬пользовался как учебник (II век до нашей эры), Диодор Сицилийский, автор «Исторической библиотеки» (около 90 - 21 до нашей эры) [21 : 44].
Совершенно особое место занимают новейшие мифы массового сознания, представляющие собой реликтовые структуры мифомышления, превращен¬ные формы общественного сознания политические, социальные, псевдонаучные, художественные и другие мифы.
Культурологический подход к мифу рассматри¬вает его в плане культурогенеза, происхождения различных форм культуры, в системе культуры. Исследуется место и роль мифа в системе социо¬культурной регуляции, взаимодействие мифа с мо¬ралью, правом, наукой, искусством, религией; рас¬сматривается роль мифологии в разные периоды развития культуры - от древности до современного мифотворчества, изучаются новые формы мифоло¬гии: политическая, социальная, художественная, а также причины устойчивости мифологического со¬знания [25 : 86].
Культурологический подход в качестве методо¬логического ключа к мифу позволяет предельно расширить контекст для адекватного понимания и интерпретации мифа, поскольку теоретическая реконструкция мифа невозможна кие контекста кон¬кретной культуры [25 : 87]. Изучение мифологического пара¬метра культуры – одно из перспективных направле-ний в развитии современной культурологической те¬ории. Условно к этому направлению исследований могут быть отнесены работы А.Ф. Лосева, Б.С. Ерасова, П.С. Гуревича, В.П. Шестакова.
Этнографическая традиция изучения мифа рас¬сматривает древнейшие мифы народов, находящих¬ся на ступенях доклассового общества, и их функционирование в первобытной культуре. Исследу¬ется роль мифа в традиционном обществе, а также его связь с ритуалом и другими элементами куль¬туры. С помощью изучения мифов и ритуалов пред¬принимаются попытки получения адекватного пред¬ставления о жизнедеятельности первобытного че¬ловека и эволюции мифологического мышления. Это направление в изучении мифа зачастую назы¬вается позитивистским, хотя следует отметить, что этнографы и антропологи от объективных эмпирических фактов переходят к обобщениям, носящим зачастую субъективный характер [5 : 117]. Видные предста¬вители этнографической традиции внесли свой вклад в разработку философии мифа, например Э. Тайлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский.
Филологический подход характеризуется внима¬нием к мифу в качестве ранней формы повествова¬тельной традиции, а также как истоку древнейших литературных жанров. Филологи изучают конкрет¬ные мифологические тексты с точки зрения языко¬вых особенностей и выразительных средств поэти¬ки мифа, проводят компаративистские исследова¬ния для выявления бродячих сюжетов, сходных символов, текстовых инвариантов в различных мифологиях народов мира [26 : 88]. Анализируют связь мифа со сказкой и другими видами фольклорной традиции. Важной составляющей филологического изу¬чения мифа является рассмотрение мифа и мифо¬логем в современном литературном процессе, изучение мифологизма в творчестве писателей и по¬этов. В этой области также имеется огромный мате¬риал для исследования, так как без обращения к мифу трудно понять современную художественную литературу и искусство, которые используют ми¬фологические аллюзии, символы, образы.
Ответвлением от филологической традиции яв¬ляется структурно-семиотический подход к мифу, рассматривающий его как древнейшую знаковую форму, изучающий глубинную мифологическую се¬мантику и фольклорные архетипы. Развитие семи¬отического подхода к мифу связано с использова¬нием точных наук в гуманитарных исследованиях [49 : 21]. Предтечами семиотического подхода к мифу и фоль¬клору являются О.М. Фрейденберг, В.Я. Пропп. Семиотический метод в исследовании мифа в на-шей стране применяли Вяч. Вс. Иванов, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров Б.А. Ус¬пенский, а за рубежом, прежде всего, – К. Леви-Строс, Р. Барт.
Философская интерпретация мифа имеет давнюю традицию, с мифологией связан и генезис филосо¬фии как рефлексии над развитым мифологическим опытом, древняя философия имеет выраженные черты мифологизма. Философское осмысление мифа занимается рассмотрением проблемы мифологичес¬кого сознания как ключа к пониманию природы и сущности сознания, а также смысла существования, бытия человека в культуре. Разворачиваясь в рус¬ле определенных философских построений, философия мифа исследует миф как способ освоения действительности сознанием, как прорыв к реаль¬ности. Для современных философов проблема мифа коррелирует и с важнейшей проблемой человечес¬кой рациональности. В то же время миф является ключом к работе бессознательного, поскольку там, где ставится проблема бессознательного, речь обя¬зательно пойдет и о мифе, связь мифологии и бес¬сознательного не вызывает сомнений [6 : 64].
Особенно интенсивно философия мифа развива¬лась в XIX столетии в работах представителей немец¬кого романтического движения Ф. Шлегеля, Ф. Шел¬линга. Проблематика мифа исследовалась Ф. Ницше, А. Бергсоном. Среди основополагающих трудов, во многом сформировавших философскую традицию изу¬чения мифа в XX столетии, следует в первую очередь назвать исследования Дж. Фрэзера, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Й. Хейзинги, Э. Кассирера, М. Элиаде, Р. Барта, Г.Г. Гадамера [5 : 121].
Следует отметить, что множественность тракто¬вок мифа не допускает упрощения и редукции мифа к однозначным характеристикам, а разнообразие теоретических подходов позволяет изучить отдель¬ные аспекты мифа, проанализировав которые, мож¬но получить объемное представление о сущности и роли мифа в культуре.
Внимание исследователей в нашем столетии об¬ращено не только на архаичные формы мифа, на место мифотворчества в сознании древнего челове¬ка, но и на современные политические, литератур¬ные и другие мифы, возникшие в сфере идеологи¬ческой и обладающие значительным суггестивным воздействием на самые широкие слон общества. Без обращения к мифу сегодня практически нельзя по¬нять общественную психологию и явления массовой культуры, невозможно осмыслить и феномен творчества.
Универсальный характер мифа позволяет рас¬сматривать культуру не как нечто фрагментарное, а как целостное, поскольку миф синтезирует и свя¬зывает различные явления философии, религии, морали, литературы, искусства, истории, науки, политики. Сходство сюжетов, образов и поэтики мировых мифологий говорит о принц...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.