На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Налоговая льгота как правовая категория

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 02.05.2012. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
1. Правовые льготы: понятие и признаки
2. Классификация налоговых льгот
3. Налоговая льгота как элемент правового статуса налогоплательщика
Литература


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с использованием налоговых льгот, которые, являясь инструментом налоговой политики, в настоящее время вызывают различные оценки и являются предметом наиболее острых дискуссий.
Среди межотраслевых проблем особое место занимает проблема налоговых льгот, изучаемая в различных аспектах: юридическом, политическом, нравственном, социологическом, историческом, философском и экономическом.
Налоговые льготы являются формой практической реализации регулирующей функции налогов, в связи с чем налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики.
В налоговых системах таких зарубежных стран, как США, Франция, Германия, налоговые льготы нашли достаточно широкое применение: социальные льготы, призванные обеспечить равенство и справедливость, льготы, стимулирующие экономическое развитие, инвестиционную деятельность, способны гибко изменяться в зависимости от приоритетного направления развития отраслей производства.
На протяжении всего советского периода существования российского государства многочисленные налоговые льготы устанавливались либо непосредственно правовыми актами о конкретных налогах , либо правовыми актами об установлении определенных налоговых льгот .
Российская Федерация только в последние годы столкнулось с проблемой необходимости эффективного управления объемами допустимой оптимизации, четкой правовой регламентации пределов, оснований и принципов законной минимизации налоговых платежей.
Использование в качестве допустимого инструмента законной оптимизации института налоговых льгот во всем мире зарекомендовало себя в качестве достаточно надежного механизма обеспечения баланса публичных и частных интересов в процессе налогообложения, однако следует отметить, что в настоящее время положения российского законодательства о налогах и сборах в части установления порядка и пределов такой оптимизации только формируется.

2.1. Правовые льготы: понятие и признаки

Происходящие в современном российском государстве преобразования в политической, правовой, политической сферах меняют характер общественных отношений , изменяя, соответственно, и юридические нормы, регламентирующие данные отношения, в связи с чем происходит трансформирование целей, способов, социальной направленности правового опосредования запросов отдельных групп населения .
Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы .
В условиях формирования рыночных механизмов роль льгот резко возрастает, поскольку установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п.
Широкое использование льгот в правовом воздействии символизирует собой расширение диспозитивных и поощрительных (в определенной степени) методов, создает новый морально-психологический и юридический климат в обществе, в связи с чем очевидны важность и значение данного механизма правового регулирования .
В теории права практически отсутствуют крупные работы специалистов по исследованию данной проблемы. Д.Н. Бахрах в опубликованной в 1989 г. статье под названием «Правовые льготы» склонятся к тому, что «юридическая наука пока еще дала четкого определения этого очень распространенного явления» .
Проведя исследование работ, посвященных изучению проблемы льгот, ограничений и стимулов в праве, следует отметить, что в основном они представляют собой специальные сборники со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты и касаются четко определенных льгот , предоставленных законодателем отдельным категориям граждан. При этом авторы, ограничиваясь характеристикой и непосредственно самим понятием «льготы», практически всегда называют только рассматриваемые льготы.
Так, необходимо выделить работы А.В. Малько, опубликовавшего ряд статей в рамках теории государства и права, посвященных льготам, привилегиям, поощрениям ; А.А. Югова и В.В. Сорокина, рассматривающих льготы для граждан, работающих в сельских местностях ; Н.В. Артамонова, исследующего льготы, установленные для офицеров, мичманов, сверхсрочнослужащих и членов их семей ; М.Е. Панкина, изучающего льготы для рабочих и служащих ; И.С. Морозовой, разрабатывающей проблемы льгот в отечественном праве, затрагивающие вопросы теории и практики льгот в российском праве и проблемы их эффективности ; Е.М. Белогорской, перечисляющую права и льготы, предоставляемые молодоженам и семьям, имеющим детей ; Л.Я. Гинцбурга и Н.М. Смирновой, рассматривающих льготы, установленные для граждан, проживающих и работающих на Крайнем Севере ; Г.С. Симоненко, называющего льготы для работающих пенсионеров . Кроме того, отдельные работы посвящены льготам и компенсациям пострадавшим от репрессий .
В Большом юридическом энциклопедическом словаре содержится следующее определение льготы: «Льгота – частичное или полное освобождение от выполнения обязательств, преимущество, дополнительное право, предоставляемое категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам» .
В Словаре русского языка «льгота» определена как право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общих правил; предоставление кому-нибудь преимуществ; частичное освобождение от выполнения установленных для всех правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения (непосредственно налоговые льготы) .
В настоящее время значительно вырос статус правовых льгот в связи с тем, что все более активно проявляется их общественная ценность.
Несмотря на то что в настоящее время достаточно остро стоит вопрос о создании теории правовых льгот, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний анализ этого многогранного явления, институт льгот исследуется правовой наукой в недостаточной степени, хотя их статус в последнее время значительно вырос.
Цель любой льготы (а именно цель имеет первостепенное значение, так как не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы) должна отвечать объективным потребностям, в противном случае данное правовое явление не сыграет своей роли в регулировании социальных связей .
Эффективность правовых льгот напрямую зависит от того, насколько точно и полно при постановке цели законодатель учитывает духовные и материальные условия жизни общества, ценностные ориентиры субъектов права, сложившиеся социальные связи .
Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России , развития местного самоуправления и т.п.
Направленные на побуждение субъекта к более высокому уровню активности правового поведения, льготы имеют общей целью согласование (гармонизацию) интересов личности, социальных групп, государства .
Как указывалось выше, авторы и теоретики трактуют понятие «льгота» по-своему.
Так, коллектив авторов академического курса «Общей теории государства и права», в числе которых и А.В. Малько, трактуют данное понятие как «правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных и особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» .
По мнению И.С. Морозовой, правовые льготы – это «юридическое средство, с помощью которого создается режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющее для последних компенсационное, стимулирующее или гарантирующее значение» .
Д.Н. Бахрах определил правовой льготу как специальную юридическую норму, устанавливающую дополнительные права, привилегии для определенных категорий граждан и применяемую в процессе исполнительно-распорядительной деятельности .
По нашему мнению, правовая льгота – это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей .
Исходя из предложенного определении данного понятия, представляется возможным выделение следующих признаков правовых льгот::
1) они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Так, освобождение иностранцев от воинской службы не является правовой льготой, так как продиктовано соображениями политического характера (например, безопасность государства), связано с отсутствием у них российского гражданства;
2) правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни .
При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и увеличению злоупотреблений .
Таким образом, льготы – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера;
3) правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества . Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе .
В связи с чем, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие признаки, присущие самостоятельному правовому институту льготы:
1) льготы как юридическое облегчение;
2) льготы как специальная норма;
3) льготы как механизм дополнения основных прав лица особыми, специальными возможностями;
4) льготы как элемент специального правового статуса лица;
5) льготы как правовое средство;
6) льготы как способ юридической дифференциации.
Рассматривая понятие правовой льготы, целесообразно обратить внимание на такие правовые феномены, как привилегия и гарантия, которые хотя и имеют внешнее сходство, все же отличны друг от друга .
Привилегия – отрицательное отклонение, не установленное в законе, зачастую неправомерное, призванное улучшать положение одних лиц, одновременно ухудшая положение других, в то время как льгота – правомерное облегчение .
М.Н. Козюк считает, что «привилегия – разновидность льготного способа регулирования общественных отношений, когда преимущество устанавливается, как правило, исключительной нормой и когда законодатель вольно или невольно допускает чрезмерное улучшение положения субъектов» .
Гарантия же включает в себя кроме льгот и другие юридические средства, такие как поощрения, наказания, запреты, обязанности и др., и является более широкой по объему, нежели льгота .
Таким образом, признаки правовой льготы состоят в следующем:
1) льгота представляет собой исключение из правил, являясь способом юридической дифференциации. Льготы, закрепленные законодателем, призваны создавать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности отдельным субъектам права;
2) льгота – это правомерное исключение, закрепленное в нормативных актах, принимаемых компетентными органами, которые представляются определенным субъектам права и не носят персонифицированный характер;
3) льгота есть средство правовой поддержки отдельных лиц для более полного удовлетворения интересов и облегчения условий жизнедеятельности;
4) льгота, выполняя компенсационно-стимулирующие функции, означает предоставление дополнительных прав и освобождений от определенных обязанностей .
Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять за счет распределения социальных благ и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом .
С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты , поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере) .
С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом .
И.С. Морозова в своей статье «Место и роль льгот в правовой политики государства», содержащей тезисы выступления автора на конференции «Приоритеты правовой политики в современной России», отмечает, что правовые льготы, призванные достигать согласование интересов личности, социальных групп, государства, выполняют компенсационную и стимулирующую функции, раскрывая данные понятия .
По мнению И.С. Морозовой, компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин.
Так, вовлечение в трудовую деятельность инвалидов по зрению было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда . Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы инвалидам по зрению приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей .
Важнейшее компенсационное значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам .
Нам представляется, что в данном случае льготу можно определить как особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т.д. .
Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.
Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения (правовое дозволение – предоставляемая субъекту нормами права возможность самостоятельно осуществлять свои интересы), поощрения и т.д. . Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, больше, чем у дозволений, ибо льгота – дополнительная возможность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права, а с другой стороны, меньше, чем у поощрений .
Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате которого субъект вознаграждается, т.е. для него наступают благоприятные последствия .
Исходя из предложенного определения понятия правового поощрения, представляется возможным выделить признаки правового поощрения, которые, на наш взгляд, заключаются в следующем:
1) заслуженность поведения, т.е. заслуженный добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением общепризнанного полезного результата, требующего поощрения;
2) добровольность, поскольку в поощрительной норме содержится призыв совершить желательный для общества и государства, но не обязательный для каждого субъекта поступок .
Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага в связи с чем поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий .
Поощрение – разновидность одобрения. Если последнее – родовое понятие (более широкое), то первое – видовое. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения – юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг;
3) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества;
4) роль юридического стимула, как правило самого действенного по сравнению с субъективными правами, рекомендациями, льготами и др.
Вместе с тем поощрение играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект ;
5) юридическое одобрение в форме вознаграждения добровольного заслуженного поступка.
Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения.
В результате анализа названных признаков, следует сделать вывод, что основная функция поощрения заключается в стимулировании, одобрении и награждении заслуженного поведения. Льгота же далеко не всегда устанавливается за определенные заслуги, и стимулирующую функцию она осуществляет в большей степени наряду с компенсационной.
Экономисты определяют налоговую льготу как форму практической реализации регулирующей (стимулирующей) функции налогов, а налоговое льготирование – как одно из основных методов государственного налогового регулирования .
В настоящее время в налоговой теории существуют различные точки зрения на сущность налоговых льгот. Так, А.В. Брызгалин относит налоговую льготу к факультативному элементу, указывая, что налоговая льгота необязательный элемент налогообложения, однако она может быть установлена налоговым законодательством ....
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.