На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Особенности правового положения прокурора в российском гражданском судопроизводстве

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 02.05.2012. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

ГЛАВА 1. Становление правового статуса прокурора в российском гражданском процессе

ГЛАВА 2. Понятие прав, свобод и законных интересов,
защищаемых прокурором

ГЛАВА 3. Особенности предъявления прокурором исков (заявлений)
в защиту прав, свобод и законных интересов граждан
как средство реализации правозащитных функций прокурора

Выводы
Литература

Введение

Сегодня защита прав и свобод человека и гражданина имеет особое значение.
Ст.2 Конституции Российской Федерации определяет права и свободы человека как высшую ценность и возлагает на государство обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина .
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его органы и должностные лица):
- признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или в силу гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;
- соблюдает эти права и свободы, то есть не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации;
- защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений.
Одним из органов государства, в чьи обязанности входит защита прав и интересов человека и гражданина, является прокуратура. П.2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре» на нее возложен целый комплекс полномочий, направленных на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурор, с целью реализации правозащитной функции, в соответствии с действующим законодательством наделен правом применения различных актов прокурорского надзора.
При выявлении нарушений прав и свобод человека вправе использовать: уголовное преследование при наличии оснований полагать, что нарушение имеет характер преступления; возбуждение производства об административном правонарушении; опротестование акта, нарушающего права человека; внесение представления об устранении нарушений прав и свобод .
Кроме того, ч.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает в качестве надзорного правомочия прокурора право на обращение в суд для защиты прав и свобод граждан. Закон, в частности, определяет, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Реформирование института прокурорского надзора в России сопровождается изменением процессуально-правового статуса прокурора в гражданском судопроизводстве. В 2003 году в законную силу вступил ГПК РФ, существенно изменивший статус прокурора в гражданском процессе.
ГПК РФ разграничил формы участия прокурора: прокурор либо обращается в суд с исковым заявлением или с заявлением по делам, вытекающим из публичных правоотношений, и по делам особого производства и обладает, за некоторым исключением, процессуальными правами и обязанностями истца или заявителя, либо вступает в процесс, начатый по инициативе других лиц, в целях дачи заключения по делу, с правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
Принимая ГПК РФ, законодатель не учел всего объема отправных положений Федерального закона о прокуратуре (который принят в развитие ст.129 Конституции РФ), в связи с чем существенным образом ограничил круг гражданских дел с участием прокурора. Если в рамках ст.41 ГПК РСФСР прокурор мог вступить в дело по инициативе суда, признавшего необходимость его участия, то действующий ГПК РФ четко закрепляет (ч.3 ст.45) перечень гражданских дел, в которых участие прокурора обязательно лишь в силу прямого указания закона.
Вместе с тем существуют определенные ситуации, когда никто, кроме прокурора, не может исправить сложившееся положение и восстановить нарушенные права граждан и публичных образований. К сожалению, приходится констатировать, что о прокурорской защите нарушенных прав юридических лиц речи вообще не идет.
Вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права . И это, несмотря на то, что роль прокурора в гражданском процессе, кажется, уже четко определена.
Исходя из изложенного, актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях действия ГПК РФ предъявление прокурором исков в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве является одной из реальных возможностей прокуратуры в сфере охраны и защиты таких прав.
Именно поэтому требуется объективное, научно обоснованное осмысление роли прокуратуры как органа государства, осуществляющего свои правозащитные функции, в том числе, посредством использования судебных процедур.
Необходимо усовершенствовать механизм защиты прокурор прав, свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве Российской Федерации.


ГЛАВА 1. Становление правового статуса прокурора в российском гражданском процессе

В период формирования в России правового государства происходит реформирование всей правовой системы.
Существенные изменения претерпело и гражданское процессуальное законодательство, поскольку стало очевидным, что многие его нормы устарели.
Государственной Думой Федерального Собрания РФ 23 октября 2002 года был принят новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ). Он вступил в действие с 1 февраля 2003 года.
Внесенные в закон изменения преследовали цель совершенствования правового регулирования процессуальной деятельности, обеспечения свободы личности, оптимального соотношения публичного и частного в гражданском процессе.
В связи с этим особый интерес представляет действующий в российском гражданском процессуальном праве институт защиты публичных интересов прокурором и иными уполномоченными органами.
При подготовке ГПК РФ 2002 года высказывались мнения юристов о том, что данный институт не соответствует произошедшим изменениям в общественно-политической и экономической жизни страны, участие прокурора и иных уполномоченных органов в гражданском процессе несет в себе угрозу свободе личности, является неоправданным вмешательством в частноправовые отношения граждан .
Эти опасения были восприняты законодателем, в связи с чем в порядок гражданско-процессуальной защиты прав и интересов других лиц были внесены существенные изменения.
Тем не менее, этот институт был сохранен в ГПК РФ, что вновь вызвало многочисленные диспуты по поводу необходимости существования такового.
Несомненно, что изучение истории создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа в современных условиях.
Истоки защиты прокурором прав, свобод и законных интересов граждан нужно начинать искать с исторического осмысления роли прокуратуры в системе государственных органов.
Прокуратура как самостоятельный государственный институт была учреждена Петром I в 1722 году. Указ Петра I от 12 января 1722 году гласил: «Быть при Сенате генерал-прокурору». Прокуратура задумывалась Петром I как надзирающий орган за правопорядком, деятельностью государственных органов, как «око государево». Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов императора, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами в достаточной степени защитить свои интересы .
Таким образом, изначально на прокуратуру была возложена функция защиты прав, причем, в силу традиционно имеющихся факторов, на первом месте стояли интересы императора и государства, а также церковных структур. Однако в равной степени на прокурора возлагалась и обязанность защиты всех тех лиц, которые сами не могут защитить свои интересы.
И до 1864 года прокурорский надзор осуществлялся не только за соответствием закону деятельности поднадзорных органов, но и надзор вообще за их деятельностью, в том числе за поведением чиновников.
Прокуратура Российской Империи практически всегда была верным стражем царского самодержавия, являлась органом сугубо реакционным.
В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоановны, прокуратура практически бездействовала.
В своих прежних прерогативах прокуратура была восстановлена в период царствования Елизаветы Петровны. Как и во всех направлениях государственной и политической деятельности, она стремилась восстановить реформы своего отца и многого в этом достигла.
Указом Императрицы от 12 декабря 1741 года была восстановлена прокуратура в рамках Указа Петра I от 1722 года. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.
В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 года «Учреждение о губерниях», в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.
При Павле I, одержимом идеей «все созданное Екатериной II изменить и переделать», был существенно ослаблен прокурорский надзор, в значительной мере были сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. Однако в целом прокуратура продолжала оставаться активно действовавшим государственным органом.
Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II.
Еще до судебной реформы, в 1862 году, Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи». В «Основных положениях о прокуратуре» были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи.
К их числу относятся:
- единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора;
- осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры;
- осуществление «верховного» надзора в Российской Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции);
- строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров;
- независимость прокуроров от «местных» влияний при принятии ими любого решения.
С начала проведения правовой реформы 1864 года полномочия прокурора были сужены в интересах укрепления судебной системы.
В ходе реформы полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве подверглись серьезным изменениям в направлении перенесения основных функций прокуратуры в сферу судопроиз¬водства.
В гражданском процессе прокурор выступал, как прави¬ло, с заключением после состязания сторон. Если дело пред¬ставляло публичный интерес, то прокурору предоставлялось право выступать в качестве «главной стороны», состязаясь с другой стороной в качестве истца или ответчика и защищая не права лиц или ведомств, а самую силу закона .
Однако при участии прокурора в гражданском процессе он не наделялся правом на предъявление иска в защиту интересов государства и общества.
Правовой статус прокурора в гражданском судопроизвод¬стве предопределялся отсутствием в последнем публичных начал и несвязанностью гражданского оборота с экономичес¬кой и социальной функциями государства.
Царская прокуратура была упразднена в 1917 году. Декретом о суде №1, и до 1922 года прокуратура в России отсутствовала, поскольку молодое Советское государство видело в ней оплот царских порядков и монархических законов. И в первое время сама мысль о восстановлении прокуратуры считалась реакционным поползновением.
Развернулась широкая дискуссия по вопросам функционирования и полномочий прокуратуры.
Однако объективные условия возродили в 1922 году прокуратуру в России. В числе основных причин такого возрождения определялась необходимость единой общероссийской законности, единого централизованного органа, осуществляющего надзорные функции.
В 1924 году была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которая действовала на основании Положения о Верховном суде СССР от 23 ноября 1923 года, а позже Положения о Верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР от 24 июля 1929 года.
На Прокуратуру Верховного суда СССР возлагались:
- наблюдение, с точки зрения Конституции СССР и общесоюзного законодательства, за законностью постановлений наркоматов СССР и других центральных учреждений СССР, постановлений ЦИК союзных республик и их президиумов;
- наблюдение за законностью действий ОГПУ;
- надзор за законностью решений, приговоров и определений Верховного суда СССР и наблюдение за правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства в практике судебных учреждений СССР и союзных республик.
В связи с необходимостью дальнейшего укрепления законности во всесоюзном масштабе постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была образована Прокуратура СССР, а 17 декабря 1933 года утверждено Положение о Прокуратуре СССР.
В нем были определены функции прокуратуры и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора, которые в основном сохранились и поныне:
- общий надзор;
- надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции;
- надзор за предварительным расследованием;
- надзор за правильным и единообразным применением законов судебными органами;
- надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.
Очередным важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 года Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили дальнейшее развитие идеи о назначении законности в государстве и о роли органов прокурорского надзора в ее неуклонном обеспечении.
С принятием Конституции 1977 года связаны дальнейшие шаги по обеспечению надлежащего надзора за законностью. Одним из них было решение о выработке Закона о прокуратуре СССР. Такой закон был принят 30 ноября 1979 года. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, основные направления их деятельности.
Положение прокурора в гражданском судопроизводстве было определено законодателем как положение должностного лица, осуществляющего надзор за всем, что происходит в суде, в том числе и за деятельностью самого суда на всех стадиях рассмотрения дела, включая надзор за соблюдением сроков рассмотрения дел и исполнением решений.
Согласно ст.12 ГПК РСФСР в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 августа 1980 года , прокурор был обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.
Итак, основной чертой деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве в советский период стало усиление вмеша¬тельства государства в «частноправовые отношения» и тем самым в споры, рассматриваемые в рамках гражданского про¬цесса.
Это проявилось, в том числе в предоставлении прокурору широких полномочий в гражданском судопроизводстве, позволяющих ему «как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс» (еще ст.2 ГПК 1923 года).
Впоследствии регламентация полномочий прокурора в граж¬данском процессе направлялась на осуществление им надзо¬ра за законностью рассмотрения гражданских дел в судах.
Таким образом, в советский период прокуратура была чрезмерно идеологизирована, фактически надзирала за исполнением постановлений партии и правительства, выполняя эту функцию и при осуществлении надзора за судами.
Очевидно, что такое положение прокурора несло в себе противоречие с рядом норм и принципов гражданского процессуального права, на что обращалось внимание в литературе . Это противоречие должно было найти свое разрешение в законодательном порядке, и в нормативных актах стали появляться нормы, по-иному, нежели ГПК РСФСР, определяющие положение прокурора в гражданском процессе.
Такие изменения были впервые отражены в Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , в котором уже не упоминалось об осуществлении прокурором надзора за рассмотрением гражданских дел судами, а указывалось на то, что прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, рассматривают жалобы на вступившие в законную силу судебные решения.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» внес много нового в теорию и практику прокурорского надзора.
Законом в связи с происшедшими в нашем обществе изменениями, были существенно ограничены объем и полномочия прокурорского надзора по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
Это стало результатом столкновения различных концепций развития прокуратуры. В некоторых из них просматривалось стремление к значительному сокращению функций прокуратуры, превращению ее лишь в орган уголовного преследования, поддержания обвинения в суде.
В Конституции РФ 1993 года деятельность органов прокуратуры регламентируется ст.129, включенной в раздел «Судебная власть», хотя прокуратура не входит в систему судебной власти.
Согласно ст.129 Конституции РФ, прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Организация и порядок деятельности прокуратуры регламентируются федеральным законом.
В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Непосредственно участие прокурора в гражданском процессе регламентируется ст.35-36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурор или его заместитель, независимо от участия в судебном разбирательстве, вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и принести протест на незаконное или необоснованное решение суда.
Однако указанные нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» существенно противоречат нормам ГПК РФ, которым, в частности, не предусмотрено право прокурора на обращение в суд в защиту государственных и общественных интересов, право истребования из судов гражданских дел, принесения протестов по любому делу, независимо от участия в нем прокурора, а также право на вступление в дело (для дачи заключения) по любому делу, если этого требуют защита прав граждан и охраняемые законом интересы общества и государства.
В связи с этим в последние годы наряду с необходимостью реформирования прокуратуры неоднократно проводилась мысль о ликвидации одного из основных видов ее деятельности – общего надзора как высшего надзора за исполнением законов и соответствием законам подзаконных актов.
Приводились доводы о том, что прокуратура не справляется с надзорными функциями ввиду их огромного объема, поскольку резко увеличилось количество поднадзорных органов, в том числе предприятий различных форм собственности .
Авторы Концепции судебной реформы в Российской Федерации предложили реформировать органы прокуратуры, пересмотреть вверенные ей функции .
Основная проблема, вокруг которой, как и в 60-х годах XIX века, развернулась широкая дискуссия, стала звучать следующим образом: «должна ли будущая прокуратура сохранить ту сферу деятельности, которую мы привыкли называть общим надзором, останется ли прокуратура органом, на которую возложен надзор за законностью в стране, или станет лишь властью обвинительной, органом уголовного преследования» .
Долгие годы исследовавший деятельность прокуратуры В.М.Савицкий признал, что российская прокуратура сегодня – рудимент тоталитарной системы советского периода. Стержневой функцией прокуратуры автор видел лишь осуществление уголовного преследования, то есть предлагал вернуться к положению органов прокуратуры в России с 60-х годов XIX века до 1917 года.
Вместе с тем высказывались позиции, которые сводились к общему выводу: «в настоящее время не нужны радикальные перемены в положении прокурора» . Склонившись к данной точке зрения, законодатель сохранил и укрепил позиции прокуратуры в системе государственных органов, обеспечил ее независимость, расширил некоторые направления ее функционирования и, наконец, содержание деятельности прокуратуры тесно связал с надзором за исполнением законов, что и определяет предназначение прокуратуры в государстве. И все же участие прокурора в гражданском судопроизводстве в настоящее время существенно ограничено.
Задачи и основные направления деятельности прокуроров в гражданском судопроизводстве сформулированы в Конституции Российской Федерации, Основах гражданского судопроизводства, ГПК РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», а также в приказах Генерального прокурора Российской Федерации.
Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.
В соответствии с требованиями, вы...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.