На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Теоретические и методологические проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 02.05.2012. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Теоретические и методологические проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи
Введение
1.1. Исторический и научный аспекты изучения
ценностных ориентаций

1.2. Ценностные ориентации студенческой молодежи. Характеристика
социального портрета современного студента



Воспитание ценностных качеств у студенческой молодежи как одно из направлений формирования духовного мира личности - процесс бесконеч¬ный, можно сказать, имеющий начало, но не имеющий конца; про¬цесс, всецело зависящий как от духовного богатства личности, так и от многообразия ее социальных связей и отношений, а также самого харак¬тера отношений, господствующих в обществе. В реализации ос¬новной задачи - глубокого преобразования всех сфер жизни российского общества, ускорения научно-технического прогресса страны, совершенствования механизмов управления экономикой и общественными отношениями в целом - предпо¬лагается значительная перестройка всей педагогической работы в соответствии с новыми важнейшими требованиями к уровню сознательности и организованности, образования и культуры. Это связано, прежде всего, с совершенствованием процесса формиро¬вания личности, которая была бы способна по своим профессио¬нальным качествам, мировоззренческим установкам и ценност¬ным ориентациям активно участвовать в решении назревших проблем нашего общественного развития.
В исследованиях проблем молодежи в бывшем СССР долгие годы использовался традиционный подход, отличительная черта которого - преимущественно идеологическая направлен¬ность. Поскольку проблема молодежи у нас была полностью отдана в сферу деятельности комсомола, то, пожалуй, не было в науке полхода, более заидеологизированного, чем изучение молодежи. Нравственное воспитание молодого поколения, ценностное отношение к труду, формирование "духовного - со-циалистического" облика молодежи, руководящая роль КПСС и комсомола в совершенствовании образа жизни молодежи и т.п. - вот ключевые понятия и темы, которые составляли предмет исследования. Наряду с политизацией проблем моло¬дого поколения следует отметить и налет заботливо опекающего и назидательно-менторского тона, исходящего со сторо¬ны общества в отношении к молодежи, что нашло отражение в длинном ряду исследований.
Вместе с тем следует отметить, что в последнее десятилетие появился и ряд работ, представляющих научный интерес, где проблемы молодежи рассматриваются исходя из трех основ¬ных выполняемых молодежью функций - учебы, работы и се¬мьи. Это направление представлено работами известных ученых социологов, демографов, философов. Следует выделить особо, на наш взгляд, исследования А.А. Матулениса, Б.И. Переведенцева, Н.С. Слепцова, М.Х. Титмы, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкина и др.
Проблемы студенческой молодежи представлены в работах Л.А. Аза, В.Г. Васильева, Н.Ф. Головатого, В.Т. Лисовского, Г.С. Степановой, Н.М. Трофимовой, Л.С. Щенникова, Э.Н.Фаустова и др.
Однако в большинстве этих исследований главное внимание уделяется формированию духовной культуры студенческой молодежи. А проблемы воспитания не только духовных ценностных качеств у студенческой молодежи до сих пор остаются обой¬денными вниманием исследователей, и это не является случай¬ным.
Идеалистическое представление об исчерпывающей роли нравственных, моральных стимулов, противопоставление их материальным в недалеком прошлом дали противоположный результат, в том числе и в нравственном облике молодежи, сформировали ложные стереотипы в ее воспитании и двойственное мышление. Это отразилось и на экономическом мышлении и поведении молодежи.
Игнорирование проблем материального стимулирования, благосостояния студенчества привело к тому, что у части молоде¬жи материальные интересы - заинтересованность в учебной, практической, творческой деятельности и ее результатах - отодвинулись далеко на задний план, а главное место в жизни стали занимать бы¬товые, досуговые интересы. Пассивная жизненная позиция стала социальной нормой для этой части молодежи.
Активная позиция, свойственная для другой части молоде¬жи, пришли в противоречие с экономическими и хозяйственными инте¬ресами государства, проводящего до сих пор неэффективные реформы. И молодые люди, стремящиеся повысить спой уровень образования, квалификации, реализовать себя в труде, сталкиваются в реальной жизни с большими трудностя¬ми, не оправдывающими смысл их стремлений.
Между тем стремление молодого человека к самоосущест¬влению, самореализации, что является вполне нормальным и естественным, должно не подавляться, а поощряться общест¬вом.
Методологически правильный путь в воспитании человека – это, на наш взгляд, рассмотрение его в комплексе ценностей всех общественных отношений и, прежде всего материальных. В этом плане и следует рассматривать объективную закономерность становления и развития личности. Безусловно, конкретный человек обладает определенными чертами, присущими всем людям - способностью трудиться, мыслить и т.д., и вместе с тем особенными, известными только ему, данному социальному коллективу, группе и классу.
И ТАК ДАЛЕЕ
механизм об¬разования ценностного вакуума ускорился, общество начало терять чувство нации, снизился общий уровень культуры, социальной активности.
Политические и экономи¬ческие условия не могли дать иной выход энергии моло¬дых. Процесс заполнения ценностного вакуума начался и с появлением достаточного условия — демократиза¬ции — заработал механизм образования, а затем совер¬шенствования неформальных групп, плюрализации их ценностей, перехода к организационным структурам.
В период реформ этот процесс необратим и протекает достаточно остро.


Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научных разработок вопросов воспитания ценностных качеств у студенческой молодежи. Эта проблема, на наш взгляд, является проекцией общих политических и эконо¬мических проблем на макроуровне, приобретающих в настоя¬щее время для молодежи особенно острый, сфокусированный, а иногда и вопиющий характер.
Естественно, в российском, как и в любом другом обществе, су-ществуют и социальные специфические проблемы молодежи, аналогичные проблемам престарелых, пенсионеров и других малообеспеченных слоев населения. Однако степень их воздей¬ствия на проблему профессиональной подготовки и воспитания студенческой мо¬лодежи на данном этапе развития экономики, на наш взгляд, проявляется в гораздо меньшей мере, чем груз сложившихся общих макроэкономических условий.
Вместе с тем существует тесная обратная связь: обострение специфических проблем молодежи - невостребованность, без¬работица, отсутствие возможностей профессионального роста, проявления себя в общественном производстве, а также неоп¬равданно высокая дифференциация заработной платы и дохо¬дов, отсутствие жилья и т.д. - ведет к усугублению общехо¬зяйственных проблем в области снижения качества подготовки профессиональных кадров, падения уровня интеллектуального потенциала, про¬изводительности труда, снижения объемов производства. Главным, по-видимому, здесь является то, что утрата пози¬тивных социальных ориентиров в молодости ведет к негатив¬ным последствиям и в более зрелом возрасте. В результате со¬здается стереотип человека, неспособного производительно трудиться, не желающего и не умеющего хорошо работать, а старающегося вести паразитический образ жизни.
В данной работе предпринята попытка обобщить известные педагогические концепции

В обеспечении долгосрочных социальных основ развития современного российского общества важная роль отводится твор¬ческому и активному работнику. Особую актуальность в этой связи приобретает повышение социальной и экономической ответственности молодых людей, вступающих в студенческий возраст, формирование позитивных социальных ориенти¬ров у молодежи.

Одно из главных мест в этих условиях при¬надлежит молодежи. На авансцену экономической жизни вы¬ходят новые слои молодежи, несущие неизвестные ранее соци¬альные ориентиры, ценностные установки и экономическое поведение. От того, в каком направлении будет сделан выбор и отношении социальных ориентиров молодежи, зависит и бу¬дущее всего общества.


Цель исследования: обоснование такой модели преподавания в высшей школе, которая бы позволяла развивать компоненты инновационной деятельности у будущих учителей.

Задачи исследования:
- изучение роли студенчества в социальной структуре общества, с ее объективными социально экономическими и социально- демографическими характеристиками, которые дают возможность более четко оценить социолого-психологические факторы социальной активности молодежи.
- анализ требований социальной структуры общества, которые (как бы извне) объективно детерминируют содержание и направлен-ность ценностных ориентаций студенчества;
- изучение ожиданий и запросов студенческой молодежи, которые (как бы изнутри) субъективно регулируют направлен¬ность ее ценностных ориентаций.
- системного анализа студент СГУ как субъект и объект учебного процесса
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы и программно-методической документации; теоретическое моделирование; педагогический эксперимент; а также хорошо известные методы и опросники: методы опроса и беседы, метод статистического анализа, метод пилотажного исследования; опросники Кэттела и Айзенка, а также проективные тесты.
На первом этапе исследования применялась выборка по основному массиву со сплошным анализом данных по всей совокупности студентов. На втором - многоступенчатая комбинированная выборка с обеспечением представительности данных при уровне значимости не менее 0,05. Всего было опрошено 2750 респондентов из всех

Предмет исследования – особенности и возможности педагогического процесса по формированию у студентов социально-значимых ценностных ориентаций.

Объектом исследования является изучение личности студента с формирующимися в ходе учебного процесса ценностными ориентациями.


Гипотезы исследования:

В качестве генеральной гипотезы можно представить педагогический процесс как смоделированный комплекс педагогических воздействий на студентов, направленный на преодоление проблемных факторов формирования
социально значимых ценностных ориентаций студенческой молодежи.
Перед началом исследования были также сделаны следующие предположения:
1. Существующая в настоящее время неоднород¬ность российских и республиканских высших учебных заведений, обусловленная статусом того или иного вуза. Речь идет о различиях между филиалами московских вузов и теми, которые расположены во Владикавказе; между государственными учреждения¬ми высшей школы и сравнительно недавно организованными негосударственными вузами.
2. Названные факторы сказываются на качестве обучения, научно-про-фессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава, на престижности (непристижности) дипломов, перспективах профессиональной карьеры будущих специалис¬тов.
3. Студенчество в качестве временной социальной группы молодежи мож¬но рассматривать в традициях большой теории, т.е. описать как целостную группу с типич¬ными свойствами. Поэтому указанные факторы обусловливают и своеобразие социального портрета, структуры цен¬ностных ориентаций студентов разнотипных вузов.


Положения, выносимые на защиту:
Научная новизна исследования:
Практическая значимость работы состоит в рассмотрении комплекса условий,
Понятийный аппарат.
1. Студенческая молодежь - это демографическая и временная социальная группа учащихся высших учебных заведений с определенным общественным положением, ролью и статусом, кото¬рые детерминируются социально-экономическим состоянием общества.
2. Ценностные ориентации студенческой молодежи – это определенные социальные ценности, выступающие в качестве жизненных приоритетов, основных средств их достижения и регулирующие поведение студентов.
3. Социально-значимые ориентации студентов – это ценностные ориентиры, близко и личностно значимо для них, которые приемлемы и не отторгаемы членами общества.
Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы среди студентов и преподавателей
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Общий объем работы составляет 183 страниц, включающего 11 приложений, 5 таблиц, 2 диаграммы, 2 графика и элементы компьютерной программы диагностики студентов.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
1.


.
Теоретические и методологические проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи

1.2. Исторический и научный аспекты изучения
ценностных ориентаций

Первые представления современных общечеловеческих ценностей сложились, если не говорить о более давних временах, на базе общегуманистических идей в Европе, ко¬торым была придана либерально-индивидуалистическая трактовка, но сама концеп¬ция ценностей стала разрабатываться позже в немецкой литературе в конце XIX - начале XX веков. Сначала речь шла "просто" о ценностях, определение "общечеловеческие" было им придано позже. Под ценностями пони¬мались априорные принципы человеческой деятельности, имеющие всеобщую зна¬чимость. Они использовались в связи с отбором и обобщением исторических фактов (в основном на философско-социологической основе) в исследованиях В. Вильденбанда и Г. Риккарта, с чьими именами обычно и связывается постановка этой проблемы в науке. Переход к выделению и анализу ценностей был намечен в работах М. Шелера, который составил градацию ценностей (чувственные, гражданские, куль¬турные, религиозные); М. Вебера, основное внимание уделявшего уже социальным ценностям, и более определенно обозначился у предтечи идеологии фашизма О. Шпенглера. Последний утверждал, что каждая цивилизация создает свои ценности. Особое внимание социальным ценностям в XX веке уделяли австромарксисты М. Адлер, К Ренпер, американец Дж. Дьюи, испанец Х. Ортега-и-Гассет, француз Э. Мунье. Австромарксисты к числу социальных ценностей относили справедливость, свободу, равенство, заявляя, что человек - всегда цель, а не средство. Дж. Дьюи связывал ценности и с их практической полезностью для общества и относил к ним демократию и свободу. X. Ортега-и-Гассет особенно настаивал на индивидуальности. Э. Мунье, напротив, выступал за коллективизм. Свою иерархию общественных цен¬ностей предложил К. Поппер. Он отдавал предпочтение свободе перед справедли¬востью, считая, что это можно осуществить в "открытом обществе", принципиально отличном от социалистического тоталитаризма. Известный американский современ¬ный философ Дж. Роле, напротив, утверждает, что справедливость - первая необ-ходимость для социальных институтов, а другой современный американский автор Р. Нозик считает, что абсолютной ценностью является "минимальное государство", созданное для защиты людей и не вмешивающееся в процессы естественного развития общества.
Активно разрабатывали и продолжают разрабатывать эту проблему марксисты, противопоставляя идеи прав человека, свободы, демократии теории и практике тоталитарного социализма. В основном в связи с их работами и утвер¬дилось название "общечеловеческие ценности". Какого-то общего перечня этих ценностей не составлялось (почти каждый автор толковал их по-своему), но в исследованиях обычно упоминаются права человека, демократия, свобода, равенство, разделение властей, местное самоуправление, иногда - консти¬туционализм, политический и идеологический плюрализм, все чаще называют социальную солидарность и социальную справедливость. Нередко фигурируют кон¬кретные ценности, например, для некоторых стран это федерализм, для других — парламентаризм, для третьих - свободные выборы.
Из этого перечня видно, что, как правило, общечеловеческие ценности имеют характер принципов, сформулированных на уровне высокой степени обобщения.
В современной научной литературе доминирующие ценностные представления называются ценностными ориентациями.
Ориентация ценностная (англ. - orientation value; нем. - wertorientierung; франц. - orientation de vaieur) - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение [Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 350].
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опы¬та и обнару¬живаются в целях, идеалах, убеж¬дениях, интересах и других про-явлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Систе¬ма ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности [Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1985, с.389].
Ориентации ценностные личности – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Ориентации ценностные личности - продукт со...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.