На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовая Учебная мотивация студентов

Информация:

Тип работы: Курсовая. Добавлен: 02.05.2012. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):






Содержание
1. Мотивация как проблема психолого-педагогического исследования 2
2. Проблема мотивации в зарубежной и отечественной науке 22
3. Анализ теоретико-методологических и прикладных подходов к исследованию мотивации учебной деятельности студентов 35
Выводы
Список литературы


1. Мотивация как проблема психолого-педагогического исследования

Процесс реформирования системы образования в России сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Большой акцент делается на необходимости максимального раскрытия и развития личности каждого студента, создании условий для его самореализации и дальнейшего самосовершенствования. Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная педагогика подчеркивает необходимость индивидуализации образовательных программ. А это в свою очередь требует уточнения научных представлений о содержательной и динамической специфике мотивации учебной деятельности современного студенчества (К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Забродин,
В.Д. Шадриков и др.). Тем не менее, отношение самих студентов к процессу обучения может быть не всегда однозначным. Важным вопросом в данной связи выступает проблема побудительных механизмов учебной деятельности или проблема мотивации.
Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека.
Мотивация является основой любой деятельности, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести.
Большое значение мотивации как фактору, влияющему на успешность учения, труда, общения, уровень социальной активности и на развитие личности в целом придают Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова,
В.А. Якунин, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд и многие другие отечественные и зарубежные психологи. На сегодняшний день ни в понимании сущности мотивации, ни в понимании соотношения между мотивацией и мотивом нет единства взглядов, и одной из главных проблем в этой области психологии до сих пор остаётся проблема определения основных категорий: мотив, мотивация, мотивационная сфера.
Впервые термин «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910). Этот термин с тех пор прочно вошел в обиход для объяснения причин поведения животных и человека. В настоящее время мотивация, понимаемая как источник активности и, одновременно, как система побудителей любой деятельности изучается в самых разных аспектах в различных отраслях знания: в физиологии, в общей, возрастной, педагогической психологии, в педагогике и других отраслях.
В целом авторы существующих в настоящее время теорий придерживаются двух точек зрения
1) мотивация – это совокупность мотивов или факторов, которые составляют индивидуальную систему мотивов;
2) мотивация – это динамическое образование, процесс, механизм, т.е. система действий по активизации мотивов определённого человека.
В первом случае мотивация рассматривается как система факторов, детерминирующих поведение и деятельность (В.Н. Мясищев; Ж. Годфруа,
К. Мадсен, К.К. Платонов), как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность, т.е. как весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека (П.М. Якобсон). Дж. Аткинсон, А. Маслоу рассматривают её как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Во втором случае - это процесс образования, формирования мотивов, характеристика этого периода образований и преобразований, т.е. процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов,
В.С. Мерлин). Мотивация трактуется и как процесс детерминации активности человека и животных, формирования побуждения к действию или деятельности (А.Б. Орлов, 1989).
Мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрением человека и особенностями его представлений о себе, личностными свойствами и функциональными состояниями, с переживаниями, со знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей (В.А. Иванников, 1985, 1991). Мотивация представляет собой сложный, противоречивый, непрекращающийся и диалогичный по своей природе процесс, который является сложным социально-психологическим образованием - это субъективно-объективный, личностно-социальный, непрерывный процесс внутренних (изменение иерархии мотивов) и внешних изменений (иные способы реализации мотива), глубинный смысл и природа которого, обусловлены опытом социального бытия человека, системой общественных отношений (И.П. Полякова, 2003). Мотивация, по мнению И.П. Поляковой, объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности и обозначается как побуждение к действию определенным мотивом.
Несмотря на разнообразие подходов, мотивация большинством авторов понимается как система побуждений, вызывающих активность организма, детерминирующих направленность поведения и деятельности человека, а также как совокупность осознаваемых и неосознаваемых психологически разнородных факторов, побуждающих индивида к совершению определённых действий и определяющих их направленность и цели.
В нашей работе мы рассматриваем мотивацию как динамический процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив, который объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели, выступает как побуждение к действию определенным мотивом.
Содержательная характеристика мотивации является одной из актуальных психологических проблем. Ее решение предполагает исследование элементов индивидуальной мотивационной структуры в их взаимной связи, определение роли элемента того или иного уровня в формировании содержания направленности в контексте социальных отношений индивида.
По своей психологической сущности мотивация - это желания и побуждения, вызывающие активность человека и определяющие содержание ее направленности. Исследователи выделяют три класса явлений мотивации: первоисточники активности (потребности и инстинкты), причины выбора направленности поведения (собственно мотивы); регуляторы динамики активности субъекта (переживания и установки).
Трудность состоит в том, что в современной психологии до сих пор не выяснен и не уточнён объём и содержание понятия «мотив». Мотив - это и то, что движет живым существом, ради чего оно тратит свою жизненную энергию . Мотив (в отличие от мотивации) - это и то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий .
В зарубежной психологии раскрытие содержания понятия «мотив» зависит от концептуальных положений, на которых находится тот или иной исследователь. Мотив рассматривается как сила, движущая человеком из глубин бессознательного (3. Фрейд); как устойчивые и переменные факторы мотивации (К. Мадсен); как функциональные переменные (X. Мюррей); как личностные и ситуационные детерминанты поведения (Дж. Аткинсон); как потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен); как установки (А. Маслоу).
З.Фрейд видел источники человеческой активности в бессознательных влечениях. Хотя психоанализ дал немало ценного в частностях, в целом же он пошел не по строгому научному пути. З. Фрейд по существу никак не соотносит психическое ни с функционированием мозга, ни с реальной внешней средой с ее непрерывным воздействием. Рассматривать мотив только как «бессознательную силу» не совсем верно, т.к. в мотиве всегда присутствует такой рациональный компонент как цель, который всегда осознается. Следовательно, в большинстве случаев мотивы осознаваемы. Даже когда речь идёт о действии, которое совершается слишком быстро, это не всегда свидетельствует о бессознательном характере мотива, просто он не получает должного развернутого вербального обозначения. Некоторые «бессознательные» мотивы ранее хорошо осознавались, но постепенно при сходных ситуациях, задачах они стали действовать «автоматически», однако, при затруднении в деятельности они быстро восстанавливают, казалось бы, уже утраченную осознанность.
Другой исследователь, Г. Оллпорт на основе жизненных наблюдений, экспериментальных и клинических данных (собственных и других исследователей) пришёл к выводу о том, что любое действие, первоначально подчиненное какой-то определённой цели и служившее лишь механизмом её достижения, может превратиться в мотив, обладающий самостоятельной побудительной и направляющей силой. Основным условием такого превращения мотивов является несовершенство действия, служившего средством достижения первоначальной цели. Мотив, по Г. Оллпорту, это всегда своего рода стремление к завершению, это неразряженное напряжение, которое должно «замкнуться» на текущей активности .
В исследованиях школы К. Левина категория мотив специально не включалась в систему основных понятий его теории и описывалась такими понятиями, как потребность, квазипотребность, намерение или напряжение. Как указывает Б.В. Зейгарник, под квазипотребностью К. Левин понимал динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения . Левин отделял квазипотребности от устойчивых, «истинных» потребностей. Но при этом он подчеркивал, что по своему строению и механизмам действия на поведение, квазипотребность не отличается от истинных потребностей, так как тенденция вызывать действие является фундаментальной для любой потребности. Это свойство потребности или квазипотребности может быть представлено в координатах «напряженной системы» . Причём, объекты окружающей среды обладают мотивационной силой только до тех пор, пока потребность не удовлетворена. Формально-динамический подход, апеллирующий в основном к энергетическим или векторно-типологическим характеристикам мотивированного поведения, значительно сужает область распространения выводов, полученных в исследованиях школы К. Левина. По мнению В.Г. Асеева, эта область ограничивается диффузными побуждениями низшего структурно-генетического уровня .
Поскольку мотив выполняет целый ряд важных функций: направляющую, стимулирующую, регулятивную, структурирующую, смыслообразующую, отражательную, объяснительную, защитную, нам представляется, что сведение понятия мотив до квазипотребности, значительно сужает понимание его содержания до энергетической составляющей (побуждающей функции).
Другой точкой зрения является понимание мотива как устойчивого свойства личности. Так, например, Дж. Аткинсон определяет мотив как некоторое «нормативное состояние», противопоставляемое состоянию актуально действующего мотива или актуальной мотивации (J.W. Atkinson, 1958). Мы считаем, что нет достаточных оснований для отождествления мотива с устойчивыми характеристиками личности, такими как ценности, мировоззрение или идеалы, так как эти образования лишь принимают участие в формировании мотива, наполняя его содержанием. Такая точка зрения нашла отклик в научных представлениях отечественных психологов (К.К. Платонов, В.С. Мерлин, М.Ш. Магомед-Эминов и др.). Так психологами Грузинской школы понятие «мотив» рассматривается как преходящее состояние, побуждающее человека к действию и исчезающее после удовлетворения соответствующей потребности. Установка, напротив, трактуется как продолжительное, перманентное состояние единства побуждающих и направляющих моментов деятельности, как длительная готовность к активации определенно мотивированной деятельности (А.С. Прангишвили, 1974). Отличие этой трактовки от определения Дж. Аткинсона (а также X. Хекхаузена, но в меньшей степени) состоит в том, что в теории установки мотивом обозначается переменная составляющая мотивации, а в трактовке
Дж. Аткинсона - постоянная составляющая.
Особый интерес представляет бихевиористское понимание мотивации, которое было представлено в работах X. Хекхаузена. Для него характерно признание роли когнитивных структур и процессов в детерминации поведения и деятельности, учет не только биологических (базовые потребности), но и социальных факторов. Главной детерминантой поведения человека выступает внутренний психический процесс принятия решения. По мнению X. Хекхаузена, мотивация - это взаимодействие трех основных факторов: личностного, мотива и ситуационного, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений. Личностный фактор мотивации предстает в качестве сложного образования, включающего ценности. Согласно X. Хекхаузену, процесс мотивации порождается устойчивой личностной диспозицией ценностного содержания, которая и является мотивом. Изучение мотивации в рамках когнитивной психологии способствовало пристальному вниманию к проблемам взаимосвязи между различными элементами мотивации.
Рассматривать мотив, как преходящее состояние, побуждающее человека к действию, с нашей точки зрения, является не совсем правомерным. Действительно, побуждение человека к поступку может быть вызвано возникновением того или иного состояния. Все возможные психические состояния (ощущение дискомфорта, вызванное неудовлетворенной потребностью или беспокойство из-за возможной потери и т.п.) сопровождают мотивы поведения и деятельности, но не определяют их полностью. В то же время мотив - это не любое побуждение (напряжение), а внутреннее осознанное побуждение, которое сопровождает готовность человека к деятельности или поступку и является обусловленным определёнными потребностями и общей направленностью личности.
В то же время мотив нельзя полностью идентифицировать с понятием потребность. Потребность всегда выступает в форме некоторого напряжения, свидетельствующего о наличии определенной нужды, неудовлетворённости, которая мешает нормальному функционированию организма или жизнедеятельности человека. То есть потребность «запускает» механизм для поиска предмета нужды и адекватного способа её удовлетворения. Мотив, напротив, ясно «осознаёт» предмет своего удовлетворения и выбирает способы для его удовлетворения, соотнося их с общей направленностью личности.
В отечественной психологии в качестве мотива также называются самые различные психологические феномены. Мотивы рассматривают как желания, хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик, 1967); как представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович, 1968); как морально-политические установки и помыслы (А.Г. Ковалёв, 1969); как идеалы, интересы, стремления, влечения, актуальные потребности, сильные чувства, убеждения, привычки, подражание (П.М. Якобсон, 1969); как потребности, влечения, стремления, цели, интересы (В.Г. Асеев, 1976); как отражение потребности, а желание, чувство долга, интерес, стимул и т.д. - как возможные формы отражения потребности (Б.Ф. Ломов, 1981); как условия существования (В.К. Вилюнас, 1990). Наконец, мотивы рассматриваются как любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения (Е.П. Ильин, 2002). А.Н. Леонтьев писал по этому поводу: «Создаётся впечатление, что сейчас понятие мотива превратилось в большой мешок, в который сложены самые разнообразные вещи. Среди мотивов или мотивирующих факторов называются, например, аппетит, влечение, импульсы, привычки и навыки, желания, эмоции, интересы, цели или такие более конкретные мотивы, как раздражение электрическим током, ощущение удовольствия, честолюбие, зарплата, идеалы» .
Некоторыми авторами «мотив» приравнивается к потребности (драйву). Потребности рассматриваются как исходные мотивы поведения человека, но обращается внимание на то, что весьма важную роль в мотивации действий играют чувства, интересы, склонности и, что особенно важно, мировоззрение, взгляды, убеждения, идеалы, которым человек подчиняет своё поведение . Эта точка зрения на мотив дает ответ на вопрос: «Почему осуществляется активность человека?», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды (С.Л. Рубинштейн, А.К. Маркова и др.).
Некоторые авторы отмечают, что устойчивые характеристики личности обусловливают поведение и деятельность в такой же степени, как и внешние стимулы, и поэтому считают, что в качестве мотивов наряду с психическими состояниями могут выступать свойства личности: идеалы, установки, склонности, ценности, мировоззрение (В.С. Мерлин, 1971; К.К. Платонов, 1986; М.Ш. Магомед-Эминов, 1987). К мотивационным чертам личности относятся тревожность, агрессивность, уровень притязаний, сопротивляемость фрустрации и т.п. Таким образом, мотив данными исследователями рассматривается как свойство личности.
Ряд психологов мотив трактует как побуждение (И.А. Джидарьян,
В.Н. Мясищев). Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство сторонников данного подхода считают, что мотив — это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку.
Во многих отечественных определениях категории «мотив» в качестве ключевого момента подчеркивается его осознанность. Мотив трактуется как осознанное побуждение к определенному действию, ставшее непосредственной причиной действий человека во внешнем мире (С.Л. Рубинштейн, 1989;
В.И. Селиванов, 1974; В.И. Ковалёв, 1988). Но мотивы, как и потребности, могут характеризоваться разной степенью осознанности. Это признают и отечественные, и зарубежные авторы (К.Н. Корнилов и др., Е.Т. Соколова;
Н. Murray, К. Madsen). А.Н. Леонтьев осознание мотивов вообще считал чем-то вторичным, изначально не данным, требующим специальной внутренней работы. «Мотивы, - писал он, - актуально не сознаются субъектом; когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. Правда, нам не трудно привести их мотивировку, но мотивировка вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив» . Существование неосознаваемых мотивов является экспериментально доказанным фактом. Они (неосознанные мотивы) проявляются в исследованиях восприятия (Е.Т. Соколова, 1976; 1980), установки (А.С. Прангишвили, 1978), мышления, художественного творчества (Ф.Б. Бассин, 1978; П.В. Симонов, 1978) и т.д.
Содержание понятия «мотив» в социально-философском плане раскрывается через такие категории как образ, знание, жизненный опыт, накопленный в прошлом, связанный с теми или иными потребностями, успешно или неуспешно удовлетворенными, или определенными ценностями. Именно этот опыт помогает выбрать оптимальные средства для достижения конкретной цели. В данном понимании мотива учитывается и побудительная причина деятельности - потребность, и направленность деятельности - конкретная цель, согласованная с ценностями личности. В данном случае связь категории мотива с категориями потребность и ценность, определяет мотив через его содержательную сторону (И.П. Полякова, 2003).
Отечественная психология изучает мотивацию на основе субъект - объектной схемы исследования в рамках концепций личности и деятельности, разработанных в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Общие методологические положения о потребностях как первоисточниках мотивации не являются дискуссионными. Расхождения в определениях мотивации обусловлены разным пониманием исследователями мотива, его места в процессе мотивационного отражения реальности и структуры мотивации. Наиболее дискутируемой является проблема соотношения психических реальностей, обозначаемых как потребность, мотив и предмет (цель).
В нашем исследовании мы опираемся на определение мотива в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева. Автор употребляет данный термин не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях, и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» . Мотивация рассматривается не только в качестве структурного компонента деятельности, включая учебную деятельность, но и в качестве одной из характеристик самого субъекта деятельности. Отметим, что понимание мотива как «опредмеченной потребности», по А.Н. Леонтьеву, позволяет определять его как внутреннее побуждение, входящее в структуру самой деятельности и отражающее степень активности личности в этой деятельности. А.Н. Леонтьев отмечал: «В пёстром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током» .
Схема анализа мотива, предложенная А.Н. Леонтьевым, - это уровень субъект - объектных отношений в актуальной деятельности. Мотив, согласно определению А.Н. Леонтьева, означает «то объективное, в чем потребность конкретизируется в данных условиях и на что направлена деятельность, как на побуждающее ее». С точки зрения А.Н. Леонтьева, мотив обнаруживается в деятельности, характеризует деятельность и до деятельности не существует. Решающим для понимания психологической специфики мотива в рамках данного подхода является различение между понятиями «смысл» и «значение», на котором настаивал А.Н. Леонтьев. Значение представляет единицу общественного сознания, выраженную в языке. Отдельный человек не создает, а усваивает значения. Поэтому система значений выступает как знание и принадлежит сознанию. Мотивы деятельности отличаются от мотива как единицы сознания, существующего в форме значения. Они придают деятельности субъективный, личностный смысл; смысл деятельности определяется ее мотивом. Смысл и значение не существуют раздельно: смысл, порождаемый жизнью, воплощается в значениях. Мотивы, с точки зрения
А.Н. Леонтьева, выполняют две функции. Первая состоит в том, что мотивы побуждают и направляют деятельность; вторая - они придают деятельности смысл.
Так С.Л. Рубинштейн полагал, что мотивы поведения - это отраженные в сознании потребности, но не непосредственно данные человеку индивидуальные нужды, а опосредованные общественными потребностями, господствующей идеологией, представлениями индивида о должном и дозволенном . Мотивация, по его мнению, - это субъективная детерминация поведения человека, опосредованная процессом отражения. Таким образом, С.Л. Рубинштейн, определяя психологическое содержание мотива и мотивации, предложил использовать для анализа широкую субъект - объектную схему личностного плана: «человек (как субъект общественного сознания) - мир».
Отношение к мотиву как к личностной характеристике вслед за
С.Л. Рубинштейном обнаруживается в исследованиях П.М. Якобсона,
В.Г. Асеева и др. П.М. Якобсон исходит из общего понимания мотивации поведения как «существенной особенности психических процессов человека» . Расширенное научное толкование мотивации требует изучения тех проявлений психики, которые в известных условиях приобретают свойства побуждения. Феноменами мотивации П.М. Якобсон назвал идеалы, интересы, стремления, влечения, потребности, чувства, моральные убеждения, привычки, подражание. Теоретическое осмысление всего процесса целенаправленного поведения человека предполагало понимание исходных оснований мотивации. Их автор предлагал искать в широкой сфере социального опыта, в системе «индивид - среда».
Концепции мотивов С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева определили различия в изучении мотивации, связанные с психологией личности и психологией деятельности. В последующих концепциях их исходные положения уточнялись и конкретизировались. Так Л.И. Божович, развивая идею А.Н. Леонтьева о мотиве как опредмеченной потребности, расширяет содержание предмета деятельности до уровня жизнедеятельности. Она указывает, что «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» . Такое понимание дает основание для выделения в мотивации группы широких социальных мотивов. Потребности побуждают действия, но они не являются тождественными мотиву. Предмет, служащий для удовлетворения потребности, определяет не саму потребность, а лишь характер и направление деятельности. Смена предмета не составляет содержания развития потребности, а является лишь показателем этого развития. Новые потребности появляются у человека в ходе усвоения новых форм поведения и деятельности. Возрастные изменения мотивации включают не только расширение круга потребностей, но и переход потребности от элементарного уровня к более сложному.
По мнению Л.И. Божович, в случае, когда ведущая потребность не может быть непосредственно удовлетворена, человек способен действовать вопреки потребности, в соответствии с намерением или целью. Намерение представляет собой сложный, опосредованный по своей внутренней структуре акт поведения, побуждающий человека к достижению цели, не имеющей собственной побудительной силы. Цель является обязательным промежуточным звеном, выполнение которого необходимо для удовлетворения имеющейся непосредственной потребности. Этот вывод позволяет понять процесс развития мотивации человеческого поведения как процесс превращения естественных потребностей в духовные по аналогии с развитием психических функций и процессов: из непосредственных они становятся опосредованными, из непроизвольных - произвольными, из неосознаваемых - осознаваемыми.
В работах С.П. Манукяна трактовка мотива как опредмеченной потребности конкретизируется в его отношении к цели деятельности. Мотив порождается конкретным предметным содержанием и, будучи соотнесенным с целью деятельности, образует своего рода направленное пространство, вектор деятельности. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся и актуализирующихся в процессе деятельности. Цель, как феномен опережающего отражения, в тоже время не является исключительно внешним фактором деятельности, поскольку формируется самим индивидом на основе опыта, приобретенного в процессе обучения и воспитания .
Аналогичную схему анализа мотивации предлагает Б.И. Додонов, представляя потребность в форме внутренней программы жизнедеятельности индивида, а цели, понимая как неизвестный предмет, как ценность или узнанный предмет и как мотив - ценность, ставшую целью. Автор исходит из того, что «любое поведение всегда осуществляется вследствие какого-либо внутреннег...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.