На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Автореферат Журналист в поисках информации

Информация:

Тип работы: Автореферат. Предмет: Журналистика. Добавлен: 03.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: 10.

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ЖАНРОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА


Специальность 10.01.10 - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук


Санкт-Петербург
2011

Работа выполнена на кафедре радио и телевидения факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор
Геннадий Васильевич Жирков

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Короченский Александр Петрович
(Белгородский государственный университет);
доктор филологических наук, профессор
Мисонжников Борис Яковлевич (СПбГУ);
доктор филологических наук, профессор
Цвик Валерий Леонидович
(МГУ имени М.В.Ломоносова)

Ведущая организация: Воронежский государственный университет


Защита состоится «____»____________________2011 г. в «____»часов
на заседании совета Д.212.232.17 по защите докторских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199004, Санкт-Петербург, В.О., 1-я линия, д. 26, факультет журналистики СПбГУ ауд. 303.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени
им. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан «_____»__________________2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат филологических наук Л.Г.Фещенко




1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Рубеж ХХ и ХХI веков наглядно продемонстрировал те структурные изменения, которые произошли в мировой медиасистеме с точки зрения ее включенности в процесс глобализации и формирования «информационного общества». Телевидение в подобном контексте оказалось зоной конфликтного противостояния разных взглядов на роль СМИ в жизни общества. Проблема заключается в том, что реальная практика журналистской деятельности поставила перед теорией новые задачи, требующие смены концептуального отношения непосредственно к самим СМИ и анализа тех проблем, которые влечет за собою изменение роли медиа в обществе. Их изучение – насущная потребность теории журналистики. Практики отечественной медиасферы отчетливо понимают тупиковость эксплуатации той модели функционирования медиа, которая спонтанно возникла в середине 1990-х годов на постсоветском информационном пространстве, и ныне обрела черты системы. Последняя эксплуатируется как сложившийся организм, чутко реагирующий на микро- и макроизменения окружающей среды (реальности) во всех ее проявлениях.
В подобной ситуации научный интерес автора исследования направлен, прежде всего, на российское телевидение. Сама история его институализации и эволюции определена хронологическими рамками новейшей истории Российской Федерации, существующей как самостоятельное государство с 1991 года. Некоторые тенденции, которые привели к формированию нынешней системы отечественных медиа, оформлялись несколько ранее. Поэтому мы определяем хронологические рамки исследования изучения медийного пространства с конца 1980-х годов по настоящий момент.
Объективные и субъективные факторы, влияющие на практику функционирования российских медиа, формируют систему жанров отечественного телевидения, которая избрана нами в качестве главного «персонажа» исследования. Ее интенсивно развивающийся характер определяет теоретическую проблематику журналистской деятельности, симптоматичную для последнего времени. Не могут не оказывать на нее влияние и насущные практические потребности телевещательной индустрии, испытывающей воздействие с разных сторон – от социальных настроений и общественного мнения потенциальной зрительской аудитории до политической ситуации и доминирующей цивилизационной проблематики в условиях глобализации информационного пространства.
Образовался разрыв между теми событиями и процессами, которые происходят в стране и мире, с одной стороны, и тем, как и с помощью каких творческих средств эти процессы и события освещаются в телеэфире, с другой. Прежние условия существования телевидения предполагали адекватность теоретических построений (в том числе, и системы жанров) возможностям данного электронного медиа и необходимости решения определенных идеологических задач воздействия на общество. В современных условиях процесс виртуализации реальности, который мы наблюдаем в журналистской практике и деятельности СМИ как субъектов информационной сферы, предопределяет их противоречивые отношения с самой эмпирической действительностью, что очерчивает проблематику, связанную с типологической идентичностью теории жанров в научно-методическом плане, характерном для исследовательской и обучающей деятельности, и реальной практикой функционирования отечественного телевидения.
В то же время в новом веке все отчетливее раскрывается игровая природа телевидения не только как самого массового и суггестивного медиа, но и как оригинального способа интерпретации реальности, отвечающего определенным социально-психологическим потребностям зрителей. Тем самым, телевидение занимает в иерархии современных медиа доминирующую позицию и органично вписывается в сложившуюся систему массовых коммуникаций. При этом происходит трансформация прежней системы жанров, образование новых жанровых моделей интерпретации эмпирической и организации экранной реальностей, расширение совокупного функционала телевидения и телевизионной журналистики.
Следствием этих процессов становится деформация морально-этического контекста телевизионного вещания, когда креативные субъекты телевизионной деятельности апеллируют к снижающей, маргинальной тематике, основанной на провоцировании низких инстинктов и удовлетворении соответствующих потребностей. Тематические предпочтения в подобной эфирной ситуации очевидны: криминал, эротизация контента и сексуализация гендерной проблематики, девиантные ситуации и поступки отдельных индивидуумов и групп индивидуумов, эксцессы политического, экономического и социального порядка, катастрофы, похоронные ритуалы, военные, межнациональные и межрелигиозные конфликты, мистификация истории и биографий отдельных исторических личностей. Вся эта совокупность отклонений от нормы обозначает тягу к сенсационности и предопределяет присутствие в эфире соответствующих персон, которых принято обозначать как «медийные лица».
Вышеизложенные соображения позволяют обратиться к заявленной теме исследования как актуальной и востребованной в современном научном теоретическом тренде.
Заявленная проблематика исследования имеет традиции в современной науке о медиа, труды которой составляют теоретическую базу данной работы, фиксируя степень изученности темы.
Функционирование телевидения в контексте политических и социальных реалий современного российского государства рассматривается в трудах таких исследователей как И.М. Дзялошинский, В.В. Егоров, И.И Засурский, А.Г. Качкаева, С.В. Коновченко, А.Г. Киселев, А.А. Мухин, В.Д.Попов, В.А. Сидоров, С.С. Смирнов, В.Л. Цвик и ряда других. Они анализировали: концентрация СМИ, создание крупных медиаструктур, призванных комплексно решать как проблему экономической состоятельности телебизнеса, так и реализовывать единую информационную политику в существующих условиях правового регулирования профессиональной деятельности .
Предпосылки возникновения и доминирования экономической функции в электронных СМИ были замечены исследователями еще в 1980-90-х годах. При этом Я.Н. Засурский, Е.Л. Вартанова, С.М. Гуревич, А.Н. Назайкин, В.Л. Полукаров, Е.А. Разумов, О.Л. Тульсанова, Е.Е. Корнилова, В.В. Падейский и др. сходились во мнении, что медиасфера становится сферой бизнес-деятельности, где действуют законы экономики, а целеполагающим является понятие прибыли. Этот подход предопределил взгляд на сферу медиа как специфическую область бизнес-деятельности, по-своему влияющей на творческую составляющую телевизионной журналистики.
В ряде работ зарубежных исследователей, посвященных телевидению России, анализируются различные аспекты его функционирования. В этом ряду - коллективная монография Ф. Сиберта, У. Шрамма, Т. Питерсона «Четыре теории прессы» , труды Монро Э. Прайс и Т. Рантанен . Наиболее полной попыткой исследовать состояние дел в электронной медиасфере является монография Э. Мицкевич «Телевидение, власть и зрители в России» . Для этих ученых характерен подход, ориентированный на анализ социально-политической обстановки в конкретный период истории страны. Такой подход к анализу деятельности медиа показывает, что сегодня эфирный контент электронных СМИ зависит не только от экономических, но и от политических, организационных, территориальных, аудиторных и иных социальных факторов. Соответственно данные обстоятельства предопределяют бытование и жанровую структуру телевидения, его форматы и особенности современного телевизионного текста.
При их исследовании, рассмотрении проблем типологической идентификации жанров, видов и форматов действующей системы электронного вещания с учетом перспектив свершающейся ее трансформации автор опирался на традиции отечественной филологической науки. В трудах наиболее видных ее представителей - М.М. Бахтин, А.Н. Веселовский, Г.Д. Гачев, Л.Я. Гинзбург, В.П. Днепров, В.В. Кожинов, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Ю.Н. Тынянов, О.М. Фрейденберг, В.Б. Шкловский, Л.В. Чернец и ряда других - теория жанров занимает одно из системообразующих мест.
Особый раздел филологических дисциплин, к которым обращался автор исследования, был связан с особенностями функционирования медиатекстов в системе современных электронных СМИ. Для понимания особенностей жанрообразования в журналистской практике важны лингвистические и речевые аспекты того, как создаются и реализуются в эфирной практике отдельные программы, проекты и передачи. Этому посвящены книги и работы В.И. Конькова, А.Д. Васильева, М.А. Кронгауза, О.А. Лаптевой, Н.Ю. Ломыкиной, Б.Я. Мисонжникова, С.Б. Рассадина, С.В. Светаны-Толстой, С.И. Сметаниной, О.А. Сусской и других ученых.
С теоретической точки зрения в анализе специфики функционирования, развития и особенностей телевидения как СМК автор опирался на корпус работ отечественных и зарубежных исследователей, определивших принципиальные подходы к рассмотрению и изучению данного медиа. Среди них – труды Т.Э. Адамьянц, Э.Г. Багирова, М.А. Бережной, Ю.А. Богомолова, Р.А. Борецкого, П. Бурдье, В.М. Вильчека, А.М. Зайцевой, А.А. Кащук, Р.Д. Копыловой, Г.В. Кузнецова, М.В. Лукова, М. Маклюэна, В.О. Михалковича, Е.Н. Молчановой, С.A. Муратова, О.Ф. Нечай, В.С. Саппака, , А.Л. Сокольской, В.С. Хелемендика, В.Л. Цвика, В.А. Шкуратова, А.Я. Юровского и ряда других исследователей.
Особое место в структуре исследования занимают вопросы, связанные со спецификой функционирования телевидения в общем цивилизационном контексте, в системе современной медиакультуры. В этом аспекте значительные теоретические предпосылки, помогающие расширить поле анализа и сравнения, автор обнаружил (и воспользовался ими) в работах и исследованиях философов, социологов, теоретиков культуры, практиков различных видов культурной деятельности, в том числе и смежных с телевидением СМК. В этом ряду – труды Б.В. Алперса, А. Базена, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Д. Брайнта и С. Томпсон, Г. Дебора, М.С. Кагана, Н.Б. Кирилловой, Р. Клера, Г. Лебона, Н. Лумана, М.К. Мамардашвили, Р. Меншела, А. Моля, Д. Нейсбита, Л. Рашкоффа, М.И. Ромма, Э. Тоффлера, Л.З. Трауберга, Б.М. Фирсова, Ю. Хабермаса, С.М. Эйзенштейна, Т.Х. Эриксена и других теоретиков и практиков.
Существенной частью в структуре исследования является анали современной и функционирующей системы жанров журналистского творчества, особенностей и разнообразия используемых в практике медиа (и, прежде всего, электронных) видов и форматов вещания, способов организации изначального эмпирического материала, который преобразуется в конкретный информационный продукт, обладающий вполне очевидным и артикулируемым набором имманентных свойств. Причем принципиально существенным для цели исследования было обозначить круг данных научных трендов, как в исторической ретроспективе, так и в современном состоянии. Подобная проблематика освещается в трудах таких отечественных исследователей, как Е.В. Ахмадулин, Г.П. Бакулев, А.С. Вартанов, Н.Л. Волковский, Н.А. Голядкин, А.А.Грабельников, И.Е. Имамова-Стефанчук, И.Г. Кацев, М.Н. Ким, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутина, И.Ю. Лапина, Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова, Г.С. Мельник, А.А. Новикова, Р.В. Овсепян, Е.В. Поберезникова, Е.П.Прохоров, А.В. Черных. Именно в работах этих теоретиков и практиков отечественной журналистики оказался развернут комплекс идей и тем обозначенного выше научного дискурса, связанного с жанровой проблематикой.
Исследование трансформации системы жанров современного телевидения определила научную концепцию работы, направленную на анализ его игровой природы как специфического вида творческой деятельности, имеющей информационный базис и апеллирующей к визуальной составляющей окружающей действительности. Что, в свою очередь, и разворачивает деятельность как самих журналистов, так и СМИ, в направлении виртуализации реальности, фактическому превращению «общества спектакля» в «шоу-цивилизацию». В связи с этим возникла необходимость дать анализ и очертить круг проблем в связи с рассмотрением игры как специфического вида человеческой деятельности, явно транспонируемой в условиях глобализированного общества в способ интерпретации реальности. Именно игра преобразует эмпирическую действительность в виртуальную реальность. Поэтому существенное место в настоящем исследовании заняло рассмотрение самого феномена игры, ролевых функций журналистики, а также их взаимодействия с реальностью российского телевизионного вещания. Теоретической основой в этом разделе работы служили исследования и разработки отечественных и зарубежных ученых. Среди них: Т.И. Апинян, Н.А. Барабаш, М.М. Бахтин, Э. Бентли, Э. Берн, И.Н. Блохин, Р. Кайуа, В.В. Макаров, Г.А. Макарова, О. Маховская, Д. Моррис, А.А. Новикова, Л.Т. Ретюнских, Л.М. Рошаль, Й. Хейзинга, Н.А. Хренов, Э.И Шарипов, С.И. Кронин, Ф. Шиллер, В.Д. Шинкаренко, К.Г. Юнг, Я. Харгривз, А. Китти, К. Хаусман и ряд других.
Обзор научно-исследовательских проблем, затрагиваемых в диссертации, с одной стороны, дал автору необходимую теоретическую базу. А, с другой стороны, показал то, что они еще не изучены в полной мере.
Исходя из степени изученности заявленной в работе проблематики, автор поставил перед собою цель – исследовать эволюцию системы жанров отечественного телевидения в контексте общей трансформации данного электронного медиа в направлении виртуализации реальности и выявления его игровой природы.
В соответствии с поставленной целью исследования в диссертации поставлены следующие научные задачи:
- проанализировать предпосылки, эволюцию и результат развития существующей системы жанров отечественного телевидения;
- определить адекватность существующей системы жанров реальной практике функционирования российских электронных СМИ и условиям журналистской деятельности в РФ;
- раскрыть игровую природу современного телевидения и продемонстрировать ее проявления в медийной практике;
- описать совокупность новых видов, форматов и жанров отечественного телевизионного вещания;
- предложить и теоретически обосновать новые принципы типологической идентификации, основанные на учете всего комплекса функций современных медиа;
- изучить контент отечественного телевидения в аспекте возникающих морально-этических последствий использования возможностей современных жанров и форматов вещания как в практике отдельных субъектов телевизионного эфира (каналов, компаний), так и отдельных тележурналистов;
- проанализировать оригинальность создаваемого отечественного телеконтента и его эстетические, этические и организационные связи с общемировой практикой телевещания.
Для выполнения поставленных задач в исследовании применена методология, которая предполагает использование комплексного междисциплинарного подхода, объединяющего как филологические методы, так и методы других гуманитарных наук: теории журналистики, социальной информациологии, теории массовой коммуникации, эстетики, философии, психологии, связей с общественностью. В ходе анализа автор применял и общенаучные методы: проблемно-хронологический, историко-сравнительный, синхронический, системно-аналитический. Использовались также элементы диахронического метода и системного анализа, контент-анализа.
Эмпирической базой исследования является контент отечественного телевидения практически на всем протяжении существования – с конца 1950-х годов (выборочно) по настоящее время (преимущественно). По мере необходимости привлекались примеры из мировой практики телевещания. Основное внимание автор обращает на постсоветский период развития электронного медиа (с начала 1990-х гг. до 2000-х гг. включительно). Те процессы, которые обозначались тогда, получили развитие и продолжают формировать отечественное информационное пространство сегодня, в условиях глобализации. Они находили отражение в самых разных единицах эфирного контента (здесь и далее – ЕЭК) независимо от их жанровой модификации.
Анализу подвергались не только видовые и форматные признаки (хронометраж, периодичность появления в эфире, режиссерские приемы, структура и т.д.), но и содержательные элементы: фактор интерактивности, наличие/отсутствие ведущих и публики в студии, стилистика речевого поведения участников, драматургические приемы, тематическое и фактологическое наполнение, степень информационной насыщенности и т.п.
Важными источниками диссертации являются действующие законодательные акты РФ (федеральные законы, указы президента РФ, постановления правительства РФ, хартии, кодексы и т.д.). Активно использовались результаты проведенного автором контент-анализа ряда каналов (Первый, «Россия», НТВ, ТНТ, СТС, «Пятый», ТВ-3, «2х2» и др.). В исследовании существенную часть источников составили видеозаписи из текущего архива автора, касающиеся конкретных программ и атрибутируемые по различным периодам истории отечественного телевещания. Кроме того, активно использовались мнения экспертов, полученные в ходе проведения исследования, интервью автора с отечественными теоретиками и практиками медиасферы. Автор опирался в исследовании и на собственный практический опыт профессиональной журналистской деятельности в электронных СМИ.
Конкретный перечень программ, проектов, передач, циклов и иных форм организации эфирного контента, ставших объектами научного изучения, в целях сохранения компактности объема диссертационного текста выделен в специальные приложения, сформировавшие второй том работы (см. приложения 1,2,4,5).
Таким образом, объектом исследования является не только контент отечественного телевещания в соответствии с избранным ракурсом его научного рассмотрения, но и совокупность условий его создания, формирования, структуризации и восприятия аудиторией.
Предметом настоящего исследования является анализируемая номенклатура возникающих и существующих видов, форматов и жанров вещания, их тематическая и креативная специфика в контексте взаимоотношений с реальностью с учетом игровой природы телевидения и виртуализации информационного пространства в условиях глобализации.
Положения, выдвигаемые на защиту:
1. Cуществующая в практике отечественного телевидения современная система жанров генетически восходит к прежним условиям функционирования всей медиасистемы и потому частично сохраняет ее родовые черты. Данная система жанров складывалась и формировалась под значительным доминирующим влиянием типологии жанров, характерных для печатных СМИ и шире – для всей литературной деятельности.
2. Сложившаяся в ХIХ веке литературоцентричная система организации и обработки информации в следующем веке вошла в противоречие с доминантным развитием средств массовой коммуникации. Однако существовавшие традиции и объективные обстоятельства позволили сохранить приоритет вербальной составляющей до середины нового столетия. Но в общем цивилизационном процессе развития культуры лидером восприятия стал визуальный канал коммуникации, что определило его приоритетное положение во второй половине ХХ века в системе массовых коммуникаций.
3. Особенности развития телевидения в данный период вскрыли игровую природу его происхождения и воздействия на аудиторию, что выявило наличие ролевой концепции журналистики как специфического вида креативной деятельности, которая существенно повлияла на виртуализацию всего информационного пространства и расширение способов и видов доставки и организации эфирного контента.
4. Новая ролевая концепция журналистики воздействовала на сущность и смысл функций медиа, предопределив их включение в своеобразную модель взаимоотношений с эмпирической реальностью, определяемую как «шоу-цивилизация». В свою очередь, качество и особенности которой повлияли на содержание деятельности телевидения как наиболее могущественного современного СМИ, постоянно увеличивающего возможности воздействия на аудиторию, в том числе и за счет современных видов, форматов и жанров вещания.
5. Объективные факторы, влияющие на систему электронных СМИ, определили наличие в номенклатуре их функционала, таких функций как экономическая и рекреативная, что способствоввало трансформации контента как с содержательной, так и формообразующей стороны, привело к конвергенции традиционных жанров, появлению новых и расширению прежней типологической триады (информационные, аналитические, художественно-публицистические) с присоединением к ней сегмента развлекательного (игрового) телевидения.
6. С учетом противоречивых и динамично меняющихся обстоятельств функционирования электронных СМИ автор использует новую методическую основу для выявления типологии структурообразующих элементов эфирного телеконтента. В ее основе, с одной стороны, лежат отношения с информационной составляющей эмпирической реальности, а, с другой, амбивалентность тематического наполнения конкретной ЕЭК и формально-структурирующих элементов, определяемых экономическими, организационными, идеологическими и иными факторами.
7. Подобная методология позволяет более адекватно фиксировать, описывать и анализировать существующий телеконтент, учитывая воздействие на него как самих субъектов вещательного процесса, так и творческих индивидуальностей, которые занимаются наполнением эфира соответствующей аудиовизуальной продукцией.
Научная новизна исследования заключается в принципиально новом подходе к анализу современного отечественного телевизионного контента - с точки зрения его структурообразующих элементов (виды, форматы и жанры) и в соответствии с общим контекстом функционирования данного электронного СМИ. Автор основывает свой метод на концепции игровой природы телевидения, которая позволяет рассматривать тележурналистику как совокупность ролей и функций, участвующих в творческом процессе индивидуумов. Полемически интерпретируя сложившуюся систему жанровой типологии в телевизионной журналистике, автор расширяет содержание данной творческой деятельности за счет включения фактора влияния на нее экономической и рекреативной функций.
Подобный подход адекватен тем процессам виртуализации информационных потоков, которые характерны для современного состояния медиакультуры, развивающейся в контексте «шоу-цивилизации», пришедшей в современном социуме на смену «обществу спектакля». Именно интерпретация информации является прагматическим трендом развития телевидения как СМК, позволяющим навязывать аудитории искаженное отражение эмпирической реальности, маскируемое усилением развлекательных элементов эфирного контента.
Такая оценка состояния российского телевидения является для нашего исследования смыслообразующей, раскрывающей теоретические предпосылки для анализа современной медийной ситуации, связанной с повышением суггестивных и манипулятивных возможностей электронных медиа, которые влияют на формирование определенных аксиологических тенденций в сознании массовой аудитории. Игровая природа телевидения определяется как структурообразующий элемент системы жанров, теоретически оправдывающий и объясняющий новую совокупность ценностей и смыслов, которая прямо или опосредованно транслируется в общество посредством телевещания.
Научно-практическое значение исследования заключается в теоретическом обосновании новой типологической идентификации жанровой системы отечественного телевидения, которая основана на реальности функционирования и использования в практике эфирного вещания тех или иных видов, форматов и жанров. Взгляд на телевизионную журналистику как специфический ролевой вид человеческой деятельности в контексте более широкой игровой ситуации и интерпретации эмпирической действительности позволяет обозначить более прагматичный подход к смыслу и структуре деятельности журналиста (либо иной творческой единицы) в системе электронного вещания. Именно в данном случае формируется возможность более лабильного варианта совокупности действий в отношении информации.
Новая методология исследования позволяет не только теоретически описывать и анализировать прагматическую составляющую в функционировании субъектов электронного вещания в том виде, в каком они существуют в настоящий момент, но и определять направления развития российской медиасистемы.
Апробация работы. Основные результаты, выводы и положения исследования нашли отражение в теоретических разработках автора, опубликованных в различных трудах: монографии, учебных пособиях, статьях. Они излагались в докладах, с которыми автор выступал на всероссийских и международных конференциях во ВНИИТР ( 2002, 2003 гг.), в СПбГУ (2002-2005, 2007-2008, 2010 гг.), в МГУ им. М.В.Ломоносова (2004-2005, 2008-2010 гг.), в НовГУ им. Я.Мудрого (2005, 2008 гг.), в ЮУрГУ (2007, 2008 гг.) и других вузах Санкт-Петербурга и России.
Cистематизированные материалы диссертации использовались непосредственно в преподавательской практике автора, в том числе в процессе разработки, внедрения и преподавания курсов лекций «Авторские программы в теле- и радиожурналистике», «Новые жанры и формы вещания в электронных СМИ», «Электронные СМИ и политическая жизнь общества». Материалы исследования использовались автором, как методически, так и практически, во время проведения обучающих научно-практических семинаров с преподавателями различных вузов Российской Федерации, иностранных магистрантов, на курсах повышения квалификации практиков радио и телевидения, организованных при факультетах журналистики СПбГУ (2002-2010 гг.), МГУ имени М.В.Ломоносова (2004, 2010 гг.), НовГУ им. Я.Мудрого (2005 г.), Псковского государственного педагогического университета им.С.М.Кирова (2007 г.), Южно-Уральского Государственного университета (2007, 2008 гг.), Курганского государственного университета (2008 г.).
Принципиальные теоретические разработки, сделанные в ходе проведения исследования, легли в основу подготовки магистерской программы «Спортивная журналистика», в структуре которой значительный сегмент учебного плана посвящен знакомству со всей совокупностью новых видов, форм и жанров электронного вещания. Они использовались непосредственно в процессе обучения магистрантов...........


Положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
Монографии
1. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. CПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2009. – 27,2 п.л.
Статьи в периодических изданиях перечня ВАК:
2. Ильченко С.Н. Игра в политику, или как электронные СМИ могут влиять на общество // Вестник С. –Петерб. ун-та. Серия Филология. 2005. Вып. 1. - 0,5 п.л.
3. Ильченко С.Н. Телевидение по мотивам реальности: от «Общества спектакля» к «шоу-цивилизации» // Вестник С.-Петерб. Ун-та, серия Филология. 2007. Вып. 4. Ч.1. - 0,7 п.л.
4. Ильченко С.Н. Религия на телеэкране: от войны до проповеди (о некоторых парадоксах бытования религии в нашей медиакультуре) // Религиоведение, 2008, №1. - 0,75 п.л.
5. Ильченко С.Н. Проблемы регламентации контента и эротизация медиасодержания отечественного телеэфира // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Филология. 2008. Вып. 3. Ч.2. - 0,5 п.л.
6. Ильченко С.Н. Проблема концентрации электронных СМИ: петербургский опыт // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия Филология. 2008. Вып. 4. Ч.1. – 0,5 п.л.
7. Ильченко С.Н. Концентрация электронных СМИ в Санкт-Петербурге: политическая необходимость и экономическая целесообразность. // Известия Алтайского государственного университета . Серия История, политология. 2009. Барнаул, Изд-во Алтайского государственного университета. Вып. 4/1 (64/1). - 0,5 п.л.
8. Ильченко С.Н. Проект «Имя Россия»: телеидеологема истории. Опыт анализа популярного тренда государственного телеканала // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Филология. 2009. Вып. № 2. Ч. 2. - 0,5 п.л.
9. Ильченко С.Н. Фобии в зеркале телеэкрана: новая реальность // Ученые записки Казанского государственного университета. Том 151. 2009. серия «Гуманитарные науки». Книга 5. Часть 2. – 0,5 п.л.
10. Ильченко С.Н. Об игровой природе телевидения: трансформация реальности // Вестник С.-Петерб. Ун-та. Сер. Филология. 2009. Вып.3. – 0,4 п.л.
11. Ильченко С.Н. Спорт и электронные медиа: аспекты коммуникационного взаимодействия // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия Филология. 2009. Вып. 4. – 0,5 п.л.
12. Ильченко С.Н. «Война и мир» и ХХ век. Экранная судьба романа русского классика // Вестник ВГИК. 2010. № 3-4. – 0,5 п.л.
13. Ильченко С.Н. «Свобода слова» спортивного журналиста (к постановке проблемы) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. История, филология. 2010. Том 9, вып. 6 – 0, 5 п.л.
14. Ильченко С.Н. Телеверсия «Братьев Карамазовых» как игры разума? // Вестник ВГИК. 2010. № 6. – 0,6 п.л.
Учебные пособия:
15. Ильченко С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2003. - 6 п.л.
16. Ильченко С.Н. Технология СМИ. Творческие профессии на радио и телевидении . СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2003. В соавторстве с В.Ф, Позниным и Е.П. Почкай - 5,75/1,0 п.л.
17. Ильченко С.Н. Реклама и связи с общественностью. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. В соавторстве с С.А.Глазковой, М.Н.Кимом, А.Д.Кривоносовым, М.А.Шишкиной и др. – 13/1п.л.
18. Ильченко С.Н. ТВ в эпоху Интернета. СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2005. Совместно с О.А. Окнер.- 6,75/2 п.л.
19. Ильченко С.Н. Современная пресс-служба. СПб.: Факультет журналистики, 2005. Совместно с А.Д. Кривоносовым.- 6,75/4 п.л.
20. Ильченко С.Н. Журналистика в электронных СМИ // Теория и практика массовой информации. Ч.1 СПб.: ИВЭСЭП, 2006. В соавторстве с Г.С. Мельник, С.А. Самолетовым, А.Ю. Скакодубом. - 9,25/1,5 п.л.
21. Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: новые виды и формы вещания. СПб.: Роза мира, 2006. - 8,75 п.л.
22. Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., ИВЭСЭП, 2008. - 10 п.л.
23. Ильченко С.Н. Спортивная журналистика. Часть 1. СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2010. В соавторстве с К.А.Алексеевым. – 10/2 п.л.
Другие научные материалы:
24. Ильченко С.Н. Между истиной и вымыслом: версия «по телевизору» // PR-диалог. 2001. №№3-4. – 0,4 п.л.
25. Ильченко С.Н. Телевидение женского рода // Женщина в массовой коммуникации: штрихи к социокультурному портрету: Сборник статей. СПб, 2002. - 0, 3 п.л.
26. Ильченко С.Н. Опасный поворот, или Заметки о том, как телевидение стало оружием // Невский наблюдатель. 2002. № 1. - 0,3 п.л.
27. Ильченко С.Н. Реальное телевидение со знаком минус // Журналистика в 2001 году. СМИ и вызовы нового века: Материалы научно-практической конференции. Часть VIII. М., 2002. - 0,2 п.л.
28. Ильченко С.Н. Игровое телевидение – новый жанр? // Средства массовой информации в современном мире: Сборник материалов научно-практической конференции/ Отв.ред.В.И.Коньков. СПб, 2002. - 0,3 п.л.
29. Ильченко С.Н. Отрицательное телевидение: не нравится, но смотрим // Организационно-правовые, финансовые и научно-технические аспекты современного телерадиовещания: Сборник материалов 10-й международной конференции. М., 2002. - 0,2 п.л.
30. Ильченко С.Н. Телевидение – манипуляция сознанием? // Электронные СМИ: современное состояние и развитие: Сборник материалов научно-практической конференции. СПб., 2002. - 0,5 п.л.
31. Ильченко С.Н. Этические проблемы игрового телевидения // Средства массовой информации в современном мире: Материалы научно-практической конференции/Отв. ред. В.И.Коньков. СПб.: CПбГУ, 2003. - 0,2 п.л.
32. Ильченко С.Н. Как телевидение играет в познание реальности // Журналистика и социология – 2002. Журналистика как средство общественного познания: Материалы научно-практического семинара. СПб., 2003. - 0,5 п.л.
33. Ильченко С.Н. Электронные СМИ: новая политическая реальность // Журналистика в 2002 году. СМИ и реалии нового века: Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 2-я. М., 2003. - 0,2 п.л.
34. Ильченко С.Н. Жестокие игры современного телевидения// Организационно-правовые, финансовые и научно-технические аспекты современного телерадиовещания: Сборник материалов 11-й международной конференции. М., 2003. - 0,2 п.л.
35. Ильченко С.Н. Телевидение новейшего времени: последствия виртуализации реальности // Техника кино и телевидения. 2003. № 9. - 1 п.л.
36. Ильченко С.Н. Аудиовизуальные СМИ: формирование новой реальности // Журналистика: исследования, методология, практика: сб. статей. СПб., 2004. - 1 п.л.
37. Ильченко С.Н. Игровое телевидение. К проблеме определения жанра // Журналистика 2003: Обретения и потери, стратегии развития: Материалы научно-практической конференции. Часть 2-я. М., 2004. - 0,2 п.л.
38. Ильченко С.Н. Мужские игры на отечественном телеполе // Мужчина и женщина: параллельные миры?: Сборник статей. СПб., 2004. - 0, 7 п.л.
39. Ильченко С.Н. Серийная информационная зависимость телеаудитории: благо или зло? // Организационно-правовые, социальные, финансовые и научно-технические аспекты современного телерадиовещания: Материалы 12-я международной конференции. М., 2004. - 0,2 п.л.
40. Ильченко С.Н. ТВ-игра в диалог: провокация или информация? // Жанры в журналистском творчестве: Материалы научно-практик. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов»/ Отв. ред. Б.Я.Мисонжников. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та, 2004.- 0,4 п.л.
41. Ильченко С.Н. Игры на чужом поле (проблема адаптации форматов развлекательного телевидения в региональном вещании) // Средства массовой информации в современном мире: Сборник тезисов научно-практической конференции/ Отв. ред. В.И.Коньков. СПб.: СПбГУ, 2005. - 0,2 п.л.
42. Ильченко С.Н. Телеигры как способ имитации реальности // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве: Сборник материалов научно-практической конференции . М., 2006. - 0,2 п.л.
43. Ильченко С.Н. Новые телеформаты: зрелище безобразного// Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции/ Отв. ред. В.И.Коньков. СПб.: Роза мира, 2006. - 0,5 п.л.
44. Ильченко С.Н. Как оценить контент? // Телецентр. 2006. № 3.- 0,4 п.л.
45. Ильченко С.Н. Реинкарнация пола. О гендерных перверсиях развлекательного телевидения // Телецентр. 2006. № 3.- 1,0 п.л.
46. Ильченко С.Н. Вербальный экстремизм как дискурс развлекательного телевидения // Экстремизм и средства массовой информации: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под. ред. В.Е. Семенова. – СПб.: Астерион, 2006. - 0,5 п.л.
47. Ильченко С.Н. От «Общества спектакля» к «шоу-цивилизации» // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Тезисы межвузовской научно-практической конференции/Отв. ред. В.И.Коньков. СПб.: Роза мира, 2007. - 0,3 п.л.
48. Ильченко С.Н. Интеллект против страха, или Фобии меняют экранную реальность ТВ // Журналистика в мире политики: спрос на интеллект. Материалы секционного заседания конференции «Дни петербургской философии - 2007». СПб.: 2008. - 0,75 п.л.
49. Ильченко С.Н. Фобии современного телеэфира: устрашающие коммуникации // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научн.-практич. конф. – М.: Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2008. - 0,3 п.л.
50. Ильченко С.Н. Теракт в прямом эфире – мегатренд шоу-цивилизации // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности: сборник научных докладов. В 2 ч. Ч. 2. Международное сообщество и национальные государства в поиске ответов на новые угрозы безопасности / НовГУ имени Ярослава Мудрого. Серия «Научные доклады», вып. 7. – Великий Новгород, 2008. – 0, 5 п.л.
51. Ильченко С.Н. Спорт в электронных СМИ: потребность зрелища //Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып.3/ Под ред. С.Н. Ильченко и В.Г. Осинского. СПб., 2009. – 0,5 п.л.
52. Ильченко С.Н. Проблема типологической идентичности жанровой системы вещания //Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2010. – 0,1 п.л.
53. Ильченко С.Н. Интернет и электронные СМИ: иллюзия конвергенции //Электронные СМИ в эпоху Интернета. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.А. Пронина. СПб., - 2010. – 0,1 п.л.
54. Ильченко С.Н. Новые форматы на Первом канале: кризис жанра или хорошо забытое старое // Средства массовой информации в современном мире: Петербургские чтения: тезисы межвуз. научн.-практич. конф. – СПб.: Роза мира, 2010. – 0,1 п.л.
55. Ильченко С.Н. Судьба жанров в условиях трансформации функций отечественного телевещания // Эволюция жанров в российской журналистике: материалы II и III Всероссийских научно-практических конференций г.Самара 19-20 марта 2010 г. – Самара: Изд-во «Порто-принт», 2010. – 0,3 п.л.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.