На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. предприятия. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2012. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. 4
1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия 4
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность 4
1.3.Методы определения конкурентоспособности
предприятия. 4
3.3. Стратегия развития предприятия 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 4
ПРИЛОЖЕНИЯ 4


ВВЕДЕНИЕ

Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п. Исследованием этой проблемы занимаются как мировые институты (Всемирный банк, ИКАО, МОТ, ОЭСР), так и отдельные зарубежные и отечественные ученые (Н. Говорова, С. Долгов, М. Портер, и др.). Значимость этой проблемы особенно возрастает в условиях растущей глобальной экономической конкуренции за право каждой страны занять достойное место в системе мирового хозяйства. Конкурентоспособность неразрывно связана с глобализацией, ибо она неопределима вне данного контекста.
Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ — минимизации затрат и дифференциации продукта.
Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг, так как в условиях монополистической конкуренции, которой сейчас можно описать большинство отраслей, конкурентоспособность является основным фактором создания необходимого спроса. Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в и его последующего эффективного развития.
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется фирме в первую очередь для того, чтобы определить в чём её преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
Оценка конкурентной позиции фирмы требуется для:
• разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
• выбора предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции;
• привлечения средств инвестора в перспективное производство;
• составление программы выхода предприятия на новые рынки сбыта и др.
Данный вопрос особо актуален для белорусских предприятий, поскольку многие отрасли испытывают сильную конкуренцию на международном и домашнем рынке, предприятия сталкиваются с трудностями при выходе на эти рынки.
Цель данной работы – всестороннее рассмотрение факторов конкурентоспособности на макро- и микроуровне и путей ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
• дать определение понятию «конкурентоспособность предприятия»;
• изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность;
• изучить методы определения конкурентоспособности;
• разработать предложения по повышению конкурентоспособности.
?
1. ПОНЯТИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1.Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
• конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
• вид производимого товара;
• ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
• лёгкость доступа на рынок;
• однородность рынка;
• конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
• конкурентоспособность отрасли;
• возможность технических новшеств в отрасли;
• конкурентоспособность региона и страны.
Деятельность предприятия направлена на производство продукции, выполнении работ, оказании услуг. Произведенная продукция может быть предназначена либо для производственного, либо для личного потребления. Услуги, оказанные предприятием, могут также иметь производственный и непроизводственный характер (услуги для населения). [3, с.51]
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Поскольку конкуренция предприятий на рынке принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.
Самая важная характеристика продукции, производимой предприятием в рыночной экономике, - её покупаемость, т.е. то, насколько покупатели предпочитают продукцию конкретного предприятия аналогичной продукции других предприятий. Иначе говоря, насколько продукция данного предприятия конкурентоспособна.
Конкурентоспособность продукции – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик производимой продукции, позволяющая ей выдержать конкуренцию на конкретном рынке и в определённом промежутке времени.
Это динамичная характеристика потенциальной способности продукции, а не раз и навсегда приобретённое свойство: оно привязано к определённым рынкам и конкретному времени. Продукция, обладающая конкурентоспособностью на одном географическом рынке, может не иметь этого свойства на другом. И напротив, продукция, терпящая провал, вытесняемая с рынка, через определённое время может пользоваться успехом на нём. Это может произойти по разным причинам, например из-за ухода основного конкурента, удачно проведённой рекламной кампании, роста цен на продукты-заменители. Говоря о конкурентоспособности продукции, мы должны иметь ввиду конкретные рыночные условия. Понятие «конкурентоспособность» не может быть универсальным. [3, с.54-55]
Фундаментальной основой обеспечения конкурентоспособности продукции является формирование и обеспечение её конкурентных преимуществ. В экономической литературе конкурентные преимущества часто отождествляются с конкурентоспособностью. Но между этими понятиями существуют различия.
Конкурентное преимущество продукции – это ярко выраженное проявление превосходства над конкурентами в различных областях. К конкурентным преимуществам относятся низкая себестоимость, качество и технический уровень производимой продукции, наличие развитой сбытовой сети.
Конкурентоспособность продукции в отличие от её конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия (изменения спроса, демографических сдвигов, природных явлений и т.д.). Поэтому конкурентоспособность предполагает умелое маневрирование в рыночном пространстве и во времени и максимальный учёт требований и возможностей конкретных групп покупателей. [3, с.56]
Важнейший составляющий элемент конкурентоспособности – качество товара.
Продукция может удовлетворить ту или иную потребность человека только в том случае, если она обладает качеством, которое определяет её назначение. Качество является важнейшим показателем деятельности предприятия. Вопрос качества – вопрос экономии всех видов ресурсов. В условиях рынка повышение качества продукции определяет темпы технического прогресса, рост эффективности производства, внедрение инноваций, адаптацию предприятия в условиях конкурентной борьбы. [18, с.249]
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия-производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объёма реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала доходной части платёжного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объёма продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, национального богатства и благосостояния народа. [16, с.103]
Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением, т.е. степень пригодности продукции. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Конкурентоспособность отличается от качества товара. Конкурентоспособность определяется той совокупностью свойств, которые представляют интерес для определённой группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности, иные свойства во внимание не принимают.
Один и тот же товар может быть конкурентоспособным на внутреннем рынке и неконкурентоспособным на внешнем. Конкурентоспособность товара меняется в зависимости от конъюнктуры рынка, рекламы и других внутренних и внешних факторов. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен если его стоимость значительно повысилась за счёт придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей для которой он предназначен.
Таким образом, при неизменных качественных характеристиках конкурентоспособность товара может существенно меняться, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействие рекламы и других факторов. [18, с.254]
Целесообразно рассмотреть также коммерческие условия конкурентоспособности. К ним относят:
• ценовые показатели;
• показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
• показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
• показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.
Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.
Такая же картина просматривается и с выполнением условий поставок и платежей. Чем эти условия более гибкие, чем более они соответствуют интересам покупателей, тем предпочтительнее товар в конкретном соперничестве с другими товарами на рынке. В первую очередь это касается сроков и форм поставок товаров и предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и платежей за осуществление поставки.
Также напрямую влияет на конкурентоспособность принимаемые на себя изготовителем товара гарантии и ответственность за выполнение обязательств по поставкам в установленные сроки товаров высокого качества и надежности.
Организационные условия приобретения товаров производителями обеспечивают реальное выполнение коммерческих показателей по конкурентоспособности. К ним относят:
• обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара и к показателям, влияющего на снижение издержек обращения и, значит, на уровень его цены;
• доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия. В основе экономики доставки товаров лежит умение грамотно пользоваться транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
• расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
Существует много подходов к выделению факторов, определяющих конкурентоспособность.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы включают в себя:
• факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;
• активность конкурентов;
• факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;
• наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;
• действия правительства;
• степень приватизации предприятий данной отрасли;
• случайные события.
Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия. Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб - систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий. Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности фирм этой страны. При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства .
На все факторы, кроме последнего, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому более подробно остановимся на внутренних факторах, влияющих на конкурентоспособность организации и подверженных ее прямому воздействию.
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.
Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение. Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.
Под эффективностью издержек подразумевается их оптимизация, которая достижима при оценке вклада каждой фазы производства в общий процесс создания товара с помощью строгого внутрипроизводственного регулирования, включающего стратегический анализ издержек, целенаправленности производственной системы, т.е. соответствие общей стратегии фирмы, оптимизации послепроизводственных издержек и координации связей, возникающих, когда метод какого-либо вида деятельности предприятия - производство, маркетинг, управление финансами и т.д., влияет на стоимость или эффективность других.
Экологическая эффективность означает минимизацию ущерба окружающей среде, что особенно актуально на данном этапе развития экономики Беларуси, и зависит от экологической оптимизации жизненного цикла товара и экологической культуры персонала.
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.
Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия. Психологический фактор не поддается какому-либо политическому манипулированию, а изменяется в течение большого промежутка времени. Поэтому, несмотря на отсутствие убедительных методик изучения, игнорировать его нельзя.
Система внешних и внутренних факторов не претендует на достаточную полноту. Однако, даже в таком виде она показывает, насколько сложна проблема повышения конкурентоспособности и удержания позиций предприятия на рынке.
При оценке конкурентоспособности предприятия предметом пристального внимания должна быть номенклатура выпускаемой продукции и её конкурентоспособность. Именно продукция с её качеством, упаковкой, сервисом, рекламой и т.д. привлекает не только покупателя, но и акционера, бизнесмена, инвестора. [16, с.94]
Факторы конкурентоспособности непосредственно вытекают из методов осуществления конкуренции. Как известно по этим методам конкуренцию подразделяют на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция базируется на отличительной особенности продукции по сравнению с конкурентами. Таким образом, факторы конкурентоспособности можно также поделить на ценовые и неценовые.
Согласно модели стадий экономического развития, экономика на первой стадии развития опирается на факторы производства, обеспечивающие преимущества по издержкам, на второй стадии — на инвестиции, обеспечивающие эффективность производства, а на третьей — на инновации, создающие уникальную стоимость. Таким образом, важность инноваций для конкурентоспособности установлена относительно давно, однако до недавнего времени они рассматривались лишь как один из источников конкурентоспособности.
Предлагать продукцию по более низкой цене, чем конкуренты, означает использование на предприятии новейших технологий, позволяющих производить больше продукции в единицу времени, снижать уровень расходования ресурсов, обеспечивать более низкий уровень издержек производства продукции. Своевременное оформление активной части основных фондов позволяет не допустить наступления морального износа первого вида; это сохраняет ценовые конкурентные преимущества. Не допуская удорожания продукции. Комплексная механизация и автоматизация производства способствуют высвобождению рабочей силы и уменьшают в структуре затрат на продукцию долю расходов на оплату труда.
Следующим фактором, способствующим снижению затрат на продукцию, а значит и возможному снижению цен на неё, является организация логистики на предприятии. В последнее время внимание к логистике значительно возросло, а причина этого – в конкуренции.
Эффективно построенная логистическая цепь обеспечивает такое движение материалов и запасов, которое минимизирует образование ненужных стадий, таких, например, как лишние запасы готовой продукции на складе.
Говоря о ценовой конкуренции, следует отметить, что покупателя интересуют полные затраты на приобретение и использование продукции, т.е. речь идёт о цене приобретения, которая включает в себя продажную цену и затраты на эксплуатацию на весь срок службы данного изделия. [3, с.59-60]
К неценовым факторам конкурентоспособности относятся:
• Обеспечение качества продукции
• Торговая марка
• Организация каналов реализации продукции
• Реклама
• Послепродажное обслуживание
• Новизна продукции.

1.3.Методы определения конкурентоспособности
предприятия.........................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев понятие конкурентоспособности, можно сделать следующие выводы:
Конкурентоспособность продукции носит относительный, а не абсолютный характер: она может обнаружить себя только по отношению к другой продукции.
Конкурентоспособность есть результат совокупного воздействия потребительских и стоимостных характеристик продукции, а также организации деятельности предприятия производителя по сбыту продукции, которая должна соответствовать условиям рынка, конкретным требованиям потребителей по экономическим, качественным характеристикам и по коммерческим условиям реализации.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность, можно разделить на внешние и внутренние, а также ценовые и неценовые.
Внешние факторы включают в себя:
• факторы производства;
• активность конкурентов;
• факторы спроса;
• наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;
• действия правительства и проч.
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.
Ценовая конкуренция предполагает продажу продукции по более низким ценам, чем конкуренты.
К неценовым факторам конкурентоспособности относятся:
• Обеспечение качества продукции
• Торговая марка
• Организация каналов реализации продукции
• Реклама
• Послепродажное обслуживание
• Новизна продукции.
Проанализировав методы оценки конкурентоспособности продукции, можно сделать вывод, что оценка конкурентоспособности складывается из трех этапов:
• анализа рынка и выбора наибольшего конкурентоспособного товара - образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности;
• определение набора сравниваемых параметров двух товаров;
• расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.
Данная оценка является эффективным средством в области повышения качества и конкурентоспособности продукции.
И только после проведенной оценки конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно – сбытовой политике, так как именно в ходе оценки конкурентоспособности определяются все сильные и слабые стороны предприятия.
Анализ результатов теоретических исследований и приоритетных направлений экономического развития Беларуси позволяет сделать вывод о том, что наиболее важными факторами роста конкурентоспособности Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка.

В современных условиях конкурентоспособность учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, ее способность практически внедрять инновации. Высокий уровень образования — важный двигатель национальной экономики, который (наряду с другими факторами) должен быть широко использован в процессе перевода белорусской экономики на инновационный путь и повышения ее конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что понятие конкурентоспособности тесно взаимосвязано с концепцией жизненного цикла товара. На различных стадиях цикла товар имеет различную конкурентоспособность, характерную для данного этапа. Данная взаимосвязь должна учитываться при разработке и реализации инвестиционных проектов: при создании нового товара и проектировании его жизненного цикла необходимо учитывать конкурентоспособность на каждой стадии и строить соответствующие прогнозы прогнозы. Таким же образом необходимо учитывать стадии цикла товара при принятии управленческих решений.
?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конкурентоспособность страны, предприятия и товара: научно-методич. пособие / А. С. Головачёв, С. Л. Гарбацевич. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2001.
2. Экономика предприятия: учебн. пособие в 2-х частях / А. С. Головачёв. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. ч. 2.
3. Экономика предприятия: учебник для вузов / В. Я. Горфинкель; под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Шванара. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара - marketing.spb.ru/read/essai/6.htm
5. Маркетинг, менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер. – Санкт-Петербург: Питер, 1999.
6. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер. – 2-е изд. – Москва: Вильямс, 2001.
7. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. – Москва.: Юрайт – М, 2001.
8. Маркетинговое исследование внешних и внутренних факторов конкурентоспособности фирмы / Млоток Е. / marketing.spb.ru/read/m3/5.htm
9. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке / Млоток Е. / marketing.spb.ru/read/m3/
10. Управление качеством продукции: учеб. пособие / под ред. Н. И. Новицкого. – Москва: Новое знание, 2002.
11. Экономика предприятия: учеб.-методич. пособие / Е. С. Русак, Е. И. Сапелкина. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007.
12. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование / В. Н. Самочкин. – Москва: Дело, 2000.
13. Экономика предприятия: учебное пособие / Г. З. Суша. 2-е изд. испр. и доп. – Москва: Новое знание, 2005.
14. В тени Wal-Mart: Учебник по конкурентной борьбе независимого розничного предприятия с сетевым гигантом / Д. Теейлор, Д. Смоллинг Арчер. – Москва: Изд-во Жигульского, 2002.
15. Как измерить конкурентоспособность предприятия? / Фасхиев Х.А., Попова Е.В. / Маркетинг в России и за рубежом. - 2003.-N 4. - С.53-68
16. Экономика предприятия / В. Я. Хрипач, Г. З. Суша, Г. К. Оноприенко; под ред. В. Я. Хрипача. – 2-е изд. – Минск: Экономпресс, 2004.
17. Экономика предприятия. Курс в схемах / Л. А. Чалдаева. – Москва: Юрист, 2003.
18. Экономика предприятия: учебник / И. Н. Чуев, Л. Н. Чечевицына. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
19. Конкуренция: Теория и практика: учеб. пособие / А. Ю. Юданов. – 3-изд. – Москва: Гном-Пресс, 2000.
20. Крылович, И. Взвешивая риски // Белорус. рынок. 2003. № 36.
21. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Минск: Юнипак, 2004.
22. Факторы повышения конкурентоспособности экономики Беларуси в современных условиях / Широканов Д. / Журнал международного права и международных отношений, № 2, 2006
?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Матрица определения конкурентоспособности предприятия

...............


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.