На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Символика цвета и света в творчестве И.А. Бунина

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 04.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: 94.

Описание (план):


Оглавление

Введение………………………………………………………………...............3
Глава 1.Цветовые и световые особенности в творчестве И.А.Бунина……..5
Глава 2. Роль колористики в рассказах И.А.Бунина («Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные аллеи», «Руся»)…………………….…………………………………………………......9
2.1. «Господин из Сан-Франциско»……………………………………………9
2.2. О сборнике «Темные аллеи»………………………………………………11
2.3. «Солнечный удар»………………………………………………………..14
2.4. «Чистый понедельник»…………………………………………………….15
2.5. «Темные аллеи», «Руся»………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………...19
Библиографический список……..…………………………….……………….21

Введение
Человек на протяжении всей своей жизни находится в окружении цвета, который во многом формирует его. Цвет интересует специалистов из самых различных областей знаний: физики, физиологии зрения, этнопсихолингвистики, психологии, языкознания. Феномен цвета, его способность влиять на мысли, чувства, характер, настроение, здоровье людей, являлся объектом изучения многих философов, создавших оригинальные колористические учения.
Считается, что система цветообозначений у каждого конкретного народа представляет собой уникальный микромир, в котором находит отражение реальное видение мира и историко-культурные традиции. Единой же, универсальной системы, закрепляющей определенное семантическое значение за каким-либо цветом, не существует. В каждой стране в определенный исторический период складывалась своя колористическая система, отражающая особенности мироощущения и миропонимания того или иного этноса.
Цвет имеет большое значение во всех сферах искусства. Цвето-световые эффекты часто используются композиторами в музыкальных произведениях для усиления эмоционального воздействия; цвет – главнейший элемент в живописи, с помощью которого она отражает видимый мир.
Не менее важную роль играет цветопись в литературе. Большое значение имеют цветовые композиции в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Достоевского, Чехова, Белого, Блока, Волошина, Шмелева, Пришвина и других отечественных классиков, создавших свои символические, колористические системы. Цветовые открытия русской и мировой литературы XIX - начала XX веков были усвоены многими писателями, в том числе и таким мастером живописи словом как И.А.Бунин.
Изучением вопроса символики цвета и света занимались многие ученые: И.В.Гете в трактате «К учению о цвете», Н.Б.Бахилина в монографии «История цветообозначений в современном русском языке», М.Люшер в работе «Цвет вашего характера». Исследованию цветовых и световых особенностей прозы И.А.Бунина посвящены работы О.А. Мещеряковой «Семантика темного в цикле рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи» и Т.Ю.Зиминой –Дырды «Функции цветообразов в портретах персонажей ( на примере прозы Бунина)».
Актуальность изучения символики цвета абсолютно бесспорна. Изучение художественного произведения в аспекте цвета способствует более глубокому пониманию его особенностей, творчества писателя в целом и его мировоззрения.
Цель курсовой работы заключается в исследовании особенностей цветового восприятия мира и его воплощения в прозе И.А.Бунина. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть символику цвета в творчестве Бунина в целом
2. Обозначить функциональный спектр колористики писателя
3. Проанализировать рассказы Бунина «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.



Глава 1. Цветовые и световые особенности в творчестве И.А.Бунина
Световые и цветовые характеристики – отличительная черта творчества И.А.Бунина, причем как прозы, так и поэзии. Бунин постоянно говорил, что не видит различия между стихами и прозой – и тому, и другому, по его мнению, в равной степени должны быть присущи как музыкальность, ритмичность, эмоциональность, так и безыскусная простота. Смирнова так объясняет тягу к цветообозначениям в творчестве Бунина: «Еще в раннем детстве мальчик пережил «помешательство»: на мечте стать художником, на разглядывании неба, земли, освещения» .
В бунинских стихах богатая «палитра» цветов и соцветий. Воистину трудно перечислить найденные художником оттенки синей, голубой, зеленой, желтой красок. Бунин следует здесь традициям русской классической поэзии, но постоянно ищет светлые штрихи, смелые сопоставления, именно в них черпая новый взгляд на мир. Постижение сущего импульсивно, текуче, противоречиво и потому нуждается в постоянном накоплении впечатлений. Смирнова пишет: «Экспрессия художественного видения обусловлена «наглядно» - конкретным состоянием лирического героя, его мечтой, часто невыразимыми снами, душой в сладкой муке зримыми». Это качество Брюсов назвал «мечтательной наблюдательностью». Она и подсказывает Бунину свежие ассоциативные определения: трава в холодном серебре, листва лимонная, невинно голубеющее небо, зелено-серебристый неуловимый свет, созвучные поэтическим исканиям начала XXв. (ср. с поздними образами самого Брюсова: «невинно краснеет гречиха», «синеет младенческий плен»).
Знаковой в контексте нашей работы стала статья Зиминой-Дырды, в которой рассматривается роль цветовых обозначений в портрете персонажей при выполнении замысла автора. По мнению исследователя, цветовые «штрихи» во внешности персонажей приобретают особый смысл и постепенно становятся «визитной карточкой» И.А.Бунина.
Одной из таких «визитных карточек» стал черный цвет (и его варианты): образ смуглой, черноглазой и темноволосой женщины восточного типа превалирует в произведениях И.А.Бунина. Его брюнетки, как правило, имеют «персидскую красоту», обладают шармом, сильным характером и некоторым упрямством. Такова Лика в романе «Жизнь Арсеньева», имевшая в себе силы сначала пойти против общественного мнения и условностей за любимым человеком, а после уйти от него, когда почувствовала себя ненужной ему: «Солнце горячими полосами ходит по ее лицу, по играющим возле лба темным волосам», «она темными глазами смотрела на свечу».
Если с черным цветом во внешности героинь, в основном, связаны положительные черты характера, то к рыжеволосым красавицам у Бунина часто негативное отношение: рыжие женщины, хотя порой и соблазнительны, довольно грубы, неприятны, вольно или невольно приносят несчастье мужчинам и малосимпатичны как герою, так и читателю. Например, в рассказе «Сосед» рыжеволосая циркачка обманула героя и сбежала, подбросив ему, к тому же, свою дочь, и ее воле он невольно
подчиняется: «Попал в цирк, увидал рыжую наездницу, - и, заметьте, далеко не первой молодости, - и через неделю женат…»..............


Заключение
В курсовой работе рассмотрено творчество И.А.Бунина, особое внимание уделено цветовым и световым особенностям произведений писателя. В работе отражены цветовые и световые штрихи некоторых бунинских произведений, в контексте тематики курсовой работы произведен анализ конкретных рассказов автора. В итоге мы можем сделать следующие выводы:
1. Вся русская литература, начиная с фольклора и древнерусской литературы, пронизана цветовой и световой символикой. «Цветовая символика имеет древнейшее происхождение» . Каждый период лишь добавляет свои значения к данным символам.
2. Световые и цветовые характеристики – отличительная черта творчества И.А.Бунина, причем как прозы, так и поэзии. Бунин постоянно говорил, что не видит различия между стихами и прозой – и тому, и другому, по его мнению, в равной степени должны быть присущи как музыкальность, ритмичность, эмоциональность, так и безыскусная простота. Смирнова так объясняет тягу к цветообозначениям в творчестве Бунина: "Еще в раннем детстве мальчик пережил "помешательство": на мечте стать художником, на разглядывании неба, земли, освещения" .
3. Знаковой в контексте нашей работы стала статья Зиминой-Дырды, в которой рассматривается роль цветовых обозначений в портрете персонажей при выполнении замысла автора. Цветовые «штрихи» во внешности персонажей приобретают особый смысл и постепенно становятся «визитной карточкой» И.А.Бунина.
4. Признанный колорист Бунин активно использует цветопись как выразительный художественный прием. Ряд избранных писателем цветов (серый, красный, черный, рыжий) выполняют определенные функции в произведениях, помогают создать завершенный образ персонажа, ярче раскрыть черты его характера, объяснить психологию поведения, вызвать ту или иную ассоциацию.
5. В рассказах из цикла «Темные аллеи» интерес к теме света и цвета особый, так как автор вынес емкое по своей семантике слово темный в название не только одного рассказа, но и всей книги.
6. В колористических решениях писателя доминируют следующие цвета: черный, серый, желтый, белый, красный в сочетании с черным, реже розовый.
Детальный анализ цветописи в прозе Бунина может стать предметом дальнейших научных исследований.


Список литературы:
1. Бунин И. Темные аллеи. Повести и рассказы. – М.: Профиздат, 2005. – 336с.
2. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. - Харьков, 2001-78с.
3. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в современном русском языке. - М.: Наука, 1975. - 287 с.
4. Гете И.В.: К учению о цвете (хроматика). В кн.: Психология цвета. Сб. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук»,1996. - с. 281-349
5. Кандинский В. О духовном в искусстве. //К выставке в залах Государственной Третьяковской гале­реи. - М., 1989. - 300с.
6. Люшер М. Цвет вашего характера // Люшер М. Тайны почерка. М., 1996. - 210с.
7. Каленокав О.В. Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского // Русская речь. - 1982.- № 1. - С. 9-12
8. Архангельский А. Н. Последний классик: вступ.ст. // Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. - М.: Молодая гвардия, 1991. – 256 с.
9. Бабореко А.К. Бунин о музыке и живописи// Вопросы литературы. – 1981. - №7. – С.303-304
10. Бондарев Ю. Человек несет в себе мир. - М., 1990. – 182 с.
11. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. - М., 1969. – 254 с.
12. Волков А. А. Бунин // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). Т. X. Литература 1890—1917 годов. — 1954. — С. 557—573.
13. Герман М. Эхо «Тёмных аллей». Бунин и Монпарнас // Нева. – 2006. - №11. – С.22-27
14. Зимина –Дырда Т.Ю. Функции цветообразов в портретах персонажей ( на примере прозы Бунина)// Вопросы лингвистики и литературоведения. – 2009. - №3(7). –С.18-22
15. Колобаева Л.А. Проза И.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 1998. – 157с.
16. Мальцев Ю.В. Бунин. - М., 1994. – 225с.
17. Мещерякова О.А. Семантика темного в цикле рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи»//Русский язык в школе. – 2005. - №6. – С.65-66
18. Михайлов О. Н. Иван Алексеевич Бунин. Очерки творчества. - М., 1967.- 236с.
19. Николина Н.А. Образное слово И.А. Бунина // Русский язык в школе. - 1990. - №4. – С.31-34
20. Полтавец Е.Ю. Криптография любви: рассказ И.А.Бунина "Чистый понедельник"// Русская литература.- 2001. - №7. - С. 29-32
21. Смирнова А.А. Иван Бунин. Жизнь и творчество. - М.,1991.- 157



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.