На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Формирование экологической культуры у младших школьников

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Экология. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2010. Страниц: 121. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ТЕРМИНОВ



Условное обозначение или термин
Обозначение термина
Список использованных источников

1.



Формирование


1.- придавать определенную форму, законченность, создавать, порождать.



Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – 5-е изд., стереотип. – М.: Русс. яз.,1998.-832с., с.763

2.- постепенное создание оперативного поведения, посредством подкрепления последовательных шагов, приближающихся к желаемому результату. Большой толковый психологический словарь Т.2 (П-Я); Пер. с англ./ Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Вече»,2001.- с.432

2.



Экология
1.-др.-греч. ????? — обиталище, жилище, дом, имущество и ????? — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.:Русс.яз,1991- с.917


3.



Экологическая культура



1.-осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека; это мера и способ реализации и развития сущностных сил человека, экологического сознания и мышления в процессе духовного и материального освоения природы и поддержание ее целостности.
Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис д-ра пед. наук. - М, 1998., с.78

2.- включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранительной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: «Академия», 2000. – 160с.

3.-научно-технический прогресс и экологическое образование, утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.-167с.


4.



Экологическое образование



1.-целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.
Коробкин
В.И.,Передельский Л.В. Экология. Изд. 5-е, доп. И переработ.-Ростов на Дону «Изательство Феникс»,2003.-567с.


2.-целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.-167с.


5.

Экологическое воспитание



1.-целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.-167с.

6. Экологическое сознание

1.-восприятие и усвоение норм экологически обоснованного природопользования, понимания себя как части природы, являющейся для человека источником здоровья, воспитания гуманизма, нравственных и эстетических качеств.
Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.-186 с.


7. Экологическая игра
1.-форма экологического образования, основанная на развертывание особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональностей включенности.
Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. –Ростов-на-Дону.: «Издательство Феникс», 1996. -120 с.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...8
РАЗДЕЛ І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания..13
1.2.Теоретические основы экологического воспитания младших школьников………………………………………………………………....……..26
1.3.Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения…………………………………………………………….…..….43
1.4.Методы и формы экологического воспитания…………………….………...52
Выводы по первому разделу………………………………………….…………..65
РАЗДЕЛ ІІ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1.Диагностика уровня сформированности экологической культуры младших школьников……………………………………………………………67
2.2.Организация экспериментального исследования формирования экологической культуры младших школьников на уроках природоведения......................................................................................................74
2.3.Диагностика и результативность экспериментального процесса формирования экологической культуры младших школьников на уроках природоведения………………………………………………………………….91
Выводы по второму разделу……………………………………………………..…..97
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………………………..….103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...105
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………..……………………………………...………..110


ВВЕДЕНИЕ
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. На сегодняшний день у детей, впрочем, как и у взрослых, преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых. В условиях экологического кризиса необходимо создание новой концепции взаимодействия общества с природой. Эта задача носит не только социальный, экологический и технический, но и нравственный характер, поскольку продиктована потребностью сформировать у людей экологическую культуру, основанную на осознании неразрывной связи человека с окружающей средой, ответственное отношение к природе, понимание необходимости ее сохранения для будущих поколений. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Общепризнано, что начальная школа - важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьника к природному и социальному окружению.
Организм ребёнка младшего школьного возраста представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и развития у него многогранных отношений с миром - миром природы и общества. Причём в сознании ребёнка впечатления и знания об окружающем мире - о людях, животных, растениях, о неживой природе - не просто преломляются, они формируют его отношения к миру, влияют на его нравственные качества.
Формирование чувства гражданской ответственности за сохранение жизни на Земле - сложный, длительный, процесс. И педагог - главное действующее лицо в воспитании у детей экологической ответственности, культуры взаимоотношений человека с окружающей средой.
Актуальность воспитания экологической культуры на уроках природоведения в начальной школе обусловлено тем, что естествознание как учебный предмет неразрывно связано с естественными науками. Научное знание заключается в правильном понимании отношений между фактами. Изучение этих связей позволяет выявить определенные закономерности, которые, в свою очередь, дают возможность предвидения и создания новых технологий.
Экологический кризис ставит перед обществом принципиально новые задачи, связанные с осмыслением проблем охраны окружающей природной среды, с развитием у людей новых ценностных отношений к жизни, к окружающей среде, к роли человека в природе.
Проблема формирования экологической культуры личности становится особенно важной в период обучения в младших классах, когда закладываются первые существенные основы отношения к обучению, к окружающему миру и к себе самому, так как возраст младшего школьника сензитивен для целенаправленного формирования психологических новообразований, и происходящие изменения являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Тогда же формируются основы культуры личности (в том числе экологической). Разработка проблем формирования экологической культуры младшего школьника приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром.
Экологическая культура личности отражает её связь с социумом и природой и рассматривается как значимое в социальном плане новообразование, характеризующееся сформированностью экологического сознания, овладением определенной суммой экологических знаний, позволяющих целенаправленно осуществлять экологическую деятельность, руководствуясь ценностным отношением к природе.
Современные тенденции развития экологического образования в отечественной и зарубежной практики показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры младших школьников представляет смешанная модель. При её использовании все учебные предметы сохраняют специфические учебно-воспитательные цели. Координирующую, или центрирующую роль возьмёт на себя один из альтернативных предметов с экологической направленностью – природоведение.
Природоведение – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира.
Вопросы экологического образования и экологической культуры находят отражение в трудах С.Д. Дерябо, А.Н.Захлебного, И.Д. Зверева, А.А. Плешакова, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной, И.В. Цветковой, Г.Ярчука, Г.Ф.Филипчука.
Несмотря на обширные исследования ученых по вопросам экологического образования, проблема формирования экологической культуры младших школьников является недостаточно разработанной и в теоретическом, и в практическом плане. Школьник в основном только усваивает экологические знания, правила и нормы поведения. Однако знание само по себе, если оно не принято личностью как ценность и норма собственной жизни и деятельности, не обеспечивает экологически грамотного и ответственного поведения человека в природной среде, что мы наблюдаем в повседневной жизни.
Социальная и педагогическая значимость развития экологической культуры подрастающего поколения, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы бакалаврской работы: «Формирование экологической культуры на уроках природоведения в начальных классах».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать экспериментальную программу формирования экологической культуры младших школьников на уроках природоведения.
Цель исследования обусловила необходимость решения таких задач:
- изучить теоретический аспект развития экологической культуры учеников начальных классов;
- раскрыть педагогические возможности формирования экологической культуры младших школьников на уроках природоведения;
- определить критерии, показатели и уровни сформированости экологической культуры учеников младшего школьного возраста на уроках природоведения;
- научно обосновать и экспериментально проверить методику
формирования экологической культуры младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры младших школьников на уроках природоведения.
Предмет исследования – методы и приемы формирования экологической культуры младших школьников на уроках природоведения.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, сравнение систематизация и обобщение данных на основе изучения философской, психологической, педагогической и методической литературы.
• эмпирические: эксперимент, анкетирование, беседа с учащимися, наблюдение, изучение продуктов учебной деятельности учащихся, качественная и статистическая обработка полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в историко-педагогическом, теоретико-методологическом анализе проблемы формирования экологической культуры младших школьников, в выявлении и уточнении сущности понятий «экологическая культура», «экологическое образование», «экологическое воспитание», определении методов и приемов формирования экологической культуры младших школьников.
Практическая значимость исследования определена теоретическими положениями и методическими рекомендациями, программой экспериментального исследования обеспечивающей эффективное решение задач формирования экологической культуры у младших школьников на уроках природоведения.
База исследования: Исследование проводилось на базе УВК «Школа-коллегиум» № 14 АР Крым г. Симферополь. В эксперименте приняли участие 40 учащихся вторых классов начальной школы. 2-Б класс (в количестве 20 учеников), 2-А класс (в количестве 20 учеников).
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов к каждому разделу, общих выводов, списка использованных источников и приложений.


РАЗДЕЛ І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия" [30, c.35]. Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.
Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте [30, c.48].
Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно"[30, с.56].
В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным" [30, c.60]. То есть Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному.
Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие философы и педагоги как Ж.-Ж.Руссо (1762 год), Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог - демократ А.Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Ж.-Ж.Руссо в книге "Эмиль, или о воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г.Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В.Г.Белинский (1842 г.), А.И.Герцен (1844 г.), Н.А.Добролюбов (1858 г.), Д.И.Писарев (1861 г.), Н.Г.Чернышевский (1863 г.). Они призывали к введению в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861,1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д.Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы ...так мало оценено в педагогике"[55, с.56].
В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Во второй части "Детского мира", который называется "Из природы", Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает отдельных животных (строение, способ вы ведения потомства, безопасность или опасность для человека). Вот как раскрывается логика природы паука: "Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух"[55, c.226]. ...............


ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Проблема формирования экологической культуры личности становится особенно важной в период обучения в младших классах, когда закладываются первые существенные основы отношения к обучению, к окружающему миру и к себе самому, так как возраст младшего школьника сензитивен для целенаправленного формирования психологических новообразований, и происходящие изменения являются действительно решающими в процессе становления всех сфер личности. Тогда же формируются основы культуры личности (в том числе экологической). Разработка проблем формирования экологической культуры младшего школьника приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром.
Нами был проведен методический эксперимент, который состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем этапе было проведено анкетирование учащихся вторых классов. Была применена трёхуровневая система оценивания экологической культуры: высокий, средний и низкий уровень. Также имели место наблюдение, беседы на уроках природоведение за учащимися, учителем.
Для оптимизации формирования экологической культуры экспериментального класса была разработана программа, с использованием различных методов и приемов, которые были апробированы в учебном процессе на 8 уроках природоведения и внеклассном мероприятии.
На уроках использовали следующие методы и приемы: игра «Природа и человек», «Клубок Лесника», игровой прием «Крестословица», ролевая игра «Узнай меня», «Экологический светофор», «Деревья и кусты», «Почтовый ящик», интерактивные технологии «Карусель», « Микрофон», викторина «Загадки Лесовичка», разработка проекта «Береги природу», работа над экологическими сказками «Родник», «Дождевой червяк». Также применялись экологические ситуации. Особое внимание уделялось практической деятельности учащихся: озеленение класса, изготовление кормушек, подкормка птиц, уход за растениями. Также в экспериментальном классе было проведено воспитательное мероприятие «Берегите природу!»
Через имеющиеся увлекательные задания, игры, экологические сказки, проекты мы содействуем учащихся углублению знаний о значении природы для человека, воздействии человека на окружающую среду, развиваем способность применять уже имеющиеся знания, воспитываем ответственное отношение к природе, повышаем интерес к изучению окружающего мира, воспитываем чувство гордости за природу родного края, т. е. способствуем формированию экологической культуры младших школьников.
Формирующий этап завершён. На основании этого мы проводим контрольный эксперимент. Цель нашего контрольного эксперимента заключалась в выявлении эффективности формирующего этапа эксперимента.
На контрольном этапе экспериментальной работы было проведено повторное анкетирование в обоих классах. Анализ уровня экологической культуры в контрольном и экспериментальном классах показал, что на уроках природоведения у учащихся экспериментального класса уровень экологической культуры повысился.
Сравнение исходного и итогового уровня сформированности экологической культуры младших школьников на уроках природоведения указывает на значительное изменение результатов в экспериментальном классе. Более высокий уровень сформированности экологической культуры мы отметили после проведения формирующего этапа нашего педагогического эксперимента: в экспериментальном классе исходный результат его составлял 15%, итоговый – 35%; в контрольном классе показатели почти не изменились: исходный результат его составлял 25%, итоговый – 30%. Средний уровень сформированности экологической культуры учащихся экспериментального класса повысился на 10% и на 5% выше, чем в контрольном. Низкий уровень сформированности экологической культуры учащихся экспериментального класса понизился на 30 %, а в контрольном классе на 10%.
В результате проведенного контрольного этапа исследования, согласно поставленным задачам, было подтверждено, что благодаря использованию разнообразных методов и приемов на уроках природоведения, которые способствует лучшему пониманию материала, его осмысления, закрепления, происходит формирование экологической культуры младших школьников. Исследование, проводимое в 2 «А» и 2 «Б» классах УВК «Школы-коллегиум № 14» г. Симферополя показало, что экологические игры, проекты, викторины, экологические сказки, проблемные ситуации, включенные в процесс обучения, вызывают большой интерес у младших школьников и могут служить эффективным средством формирования экологической культуры младших школьников на уроках природоведения.
Итак, наш эксперимент показал, что использование экологических игр, викторин, проектов, экологических сказок, проблемных ситуаций на уроках природоведения способствуют формированию экологической культуры младших школьников.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.
2. Алексахина Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.
3. Ананьева С.Г., Шахмотова С.А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2007. - №2.
4. Асадулина С.Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.
5. Бобылева Л. Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа.-2003.- №5.
6. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980. – 284 с
7. Богданец Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. – 2007. - №12.
8. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.
9. Бистрицька В. Ігри - вправи з віршованим супроводом// Дошкільне виховання,-2002,-№3,- С.10.
10. Булатникова Т.Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №12.
11. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999
12. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. // Начальная школа. – 1997. -№4.
13. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала. // Начальная школа. – 2003. – №2.
14. Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения. / Начальная школа. – М.,1995, 6. – С. 53-55.
15. Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. .Дежниковой. – М.: Тобол, 1997. – 96 с.
16. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис д-ра пед. наук. – М., 1998.
17. Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - № 6, 35 – 39 с.
18. Дерим – Оглу Е.Н., Фролова М.А. Экскурсия на лесную опушку. // Начальная школа. – 1997. - №4.
19. Долбаева К.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. // Начальная школа. – 2003. – №6.
20. Ермаков Д.С., петрова Г.Д. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2004, №4.
21. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. – 1998. - №6.
22. Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №4.
23. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе - М.: Педагогика, 1983. - 232с.
24. Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М., 1981.
25. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.-167с.
26. Клепинина З.А., Чистова Л.П. Уроки преподавания природоведения. – М.: Изд. «Просвещение», 1990. – 192с.
27. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
28. Козина Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.; «Академия», 2004.
29. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 1998. - №6.
30. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. – 347с.
31. Коробкин В.А., Передальский Л.В. Экология. Изд.5-е, Ростов на Дону: Издательский центр «Феникс»,2003.-576с.
32. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.-186 с.
33. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.
34. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 480 с.
35. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб.завед.- М.: Издат.центр «Академия», 2000
36. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996.
37. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.
38. Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. // Начальная школа. – 2002. - №3.
39. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу. / Под ред. Н.Ф. Виноградова и др. – М., 2000.
40. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. // Начальная школа. – 1998. - №5.
41. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. – 256с.
42. Педагогика.- Учебник/Под ред. Л.П.Крившенко.-М., 2005
43. Петросова Р. Л. и др. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе, М.: Академия, 1999.
44. Плешаков А. А. Зеленый дом. Методическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1997.
45. Прохорова С.Ю. Тропинка в природу: Организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 157 с.
46. Рыжова Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линия – пресс, 2002. – 192 с.
47. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. // Начальная школа. – 1998. - №2.
48. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: «Академия», 2000. – 160с.
49. Скребец В.А. Экологическая психология.- К.: МАУП, 1998.-142 с.
50. Сорокоумова Е.А. Уроки экологии.: Метод. пособ. – СПб.: АО «Мэрил», 1994. – 32 с.
51. Сосновская Е.Б. Методика преподавания природоведения. – М.:2008.-204с
52. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. - 56с.
53. Cухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянская школа, 1972.
54. Тарасова Т.И. Современные подходы к проблеме экологического образования /Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя начальных классов: Сборник научных трудов. – Борисоглебск, 2003.
55. Ушинский К.Д. Собр. соч.- М., 1948, Т.4
56. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы//Соч.:в6т.-Т.1.-с.36.
57. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Изд. «Академия развития», 1997. – 192с.
58. Ямщикова Н.М. Особенности уровней развития экологической культуры школьников.// Педагогическое образование и наука.-2009, №2.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.