На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Социологический анализ малых групп в Доме детского творчества

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Социология. Добавлен: 10.05.2012. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: 96.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________3
1. Сущность и особенности социометрии____________________________5
1.1 Сущность социометрического опроса, его назначение и сфера применения, требования к проведению_____________________________5
1.2 Классификация социометрических критериев выбора и требования к их формулировке__________________________________________________9
1.3 Методы обработки и интерпретация данных социометрии_________13
2. Анализ взаимоотношений в малой группе с использованием социометрии на примере МКОУДОД Дом детского творчества _______________________________________________________17
2.1 Характеристика МКОУДОД Дом детского творчества и постановка цели исследования___________________________________17
2.1.1 Общие сведения об учреждении_____________________________17
2.1.2 Структура управления_____________________________________18
2.1.3 Характеристика структуры персонала________________________19
2.2 Разработка инструментария исследования______________________23
2.3 Проведение социометрического опроса и обработка его результатов25
3. Выводы и предложения
3.1Общие выводы по результатам социометрического опроса
3.2 Рекомендации и ожидаемые последствия их внедрения
Заключение
Литература
Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы
Наряду с формальной структурой, отражающей обязательную, нормативную сторону организации, в любой социальной группе всегда складываются неформальные межличностные отношения, которые зависят от ценностных ориентаций ее членов, особенностей восприятия людьми друг друга и т. п. Знание нюансов «личных» аспектов трудовых взаимоотношений очень важно для руководителя группы.
В любом коллективе складываются неформальные отношения взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. От качества этих отношений во многом зависит производительность труда и удовлетворенность сотрудников работой; неблагополучный психологический климат в группе приводит к нестабильности производственных показателей.
Социометрические исследования дают возможность выявить:
• структуру и динамику внутригрупповых отношений;
• уровень развития группы;
• степень сплоченности-разобщенности группы;
• особенности социально-психологического климата группы;
• причины и движущие силы конфликтов (межгрупповых и внутригрупповых, межличностных и личностно-групповых);
• «статус» (внутригрупповую авторитетность) членов группы;
• неформальных лидеров, заслуживающих выдвижения в официальные руководители;
• неформальные группировки и т. д.
Эти данные позволяют руководителю выявлять благополучные или конфликтные участки внутригрупповых отношений, выяснять причины возможных проблем и разрабатывать эффективные мероприятия по их устранению, комплектовать совместимые рабочие группы, а кроме того, - распознавать неформальных лидеров («звезд») и делать их своими союзниками.
Рассмотрению особенностей данного исследования и посвящена наша курсовая работа.
Цель курсовой работы – исследование сущности и особенностей социометрического опроса и его практическое применение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы социологического анализа малых групп;
- Рассмотреть классификацию социометрических критериев выбора, методы обработки и интерпретации полученных данных;
- Изучить межличностные отношения в коллективе МКОУДОД Дом детского творчества г.Нолинска;
- Разработать рекомендации по улучшению межличностных отношений.
Объект исследования педагогический коллектив МКОУДОД Дом детского творчества г.Нолинска.
Предмет исследования уровень внутригрупповых отношений сотрудников внутри коллектива МКОУДОД Дом детского творчества. Период исследования 2011 год.


1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИИ

1.1Сущность социометрического опроса, его назначение
и сфера применения

Метод социометрического опроса был разработан в 1930-х гг. американским социологом Дж. Морено и получил широкое распространение как в социологии, так и в социальной психологии. Этот метод направлен на изучение и измерение непосредственных контактов и межличностных отношений. Он используется преимущественно для анализа поведенческих
ситуаций в малой группе.
Сущность этого метода состоит в исследовании структуры межличностных
отношений в малой группе путем изучения выборов, сделанных ее членами по тому или иному критерию.
Социометрические методики используются социологами для выявления:
? неофициальных лидеров малых групп, т.е. таких их членов, которые оказывают наибольшее воздействие на других;
? «изгоев» коллектива, т.е. людей отвергаемых большинством группы;
? кандидатов, заслуживающих рекомендации к выдвижению на должности официальных руководителей коллективов;
? характера социально-психологического климата коллектива и тенденций его трансформирования;
? дифференциации первичных (т.е. официально не разделяющихся на более мелкие составляющие) коллективов на реально сложившиеся в нем социально-психологические группировки;
? причин и движущих сил внутриколлективных конфликтов (межличностных, личностно-групповых и межгрупповых);
? многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность первичных трудовых коллективов и иных малых социальных групп.
Достоинствами социометрии являются возможность за короткое время собрать значительный материал, который поддается статистической обработке и может быть представлен наглядно, а также возможность регистрации отношений между всеми членами малой группы. Одновременно к числу ее недостатков относится фиксация преимущественно эмоциональных отношений, выраженных в симпатиях и антипатиях опрашиваемых в данный момент времени, невозможность выявления истинных мотивов сделанных выборов, а также возможность отражения в числе сделанных выборов не столько сплоченности, сколько дружеских связей в малой группе [5, с. 58].
Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов.
На подготовительном этапе исследователь определяет проблему, выбирает
объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-
демографическими характеристиками группы.
На первом этапе исследователь входит в прямой контакт с членами группы,
стремится внушить им доверие к себе. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание социометрических критериев.
Второй этап – это проведение собственно опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек или анкет, заполнение их
опрашиваемыми, сбор карточек.
Третий этап – включает обработку информации, представление ее в свернутом виде; проверку надежности полученных данных.
Завершающий этап предполагает получение выводов и рекомендаций.
Социометрический опрос имеет свои особенности. Его суть состоит в том, что респонденту предлагается по тому или иному критерию (вопросу) выбрать одного или нескольких членов группы. В его ходе задается вопрос,
затрагивающий жизненные интересы каждого из членов группы, что предъявляет особые требования к этическому аспекту проводимых исследований. Результатом измерения (ответом на вопрос) является не характеристика респондента (т.е. знание признака, измеренного в том или ином типе шкалы), а отношение между респондентами.
Поскольку для социометрического опроса необходимы списки членов группы, нарушается анонимность опроса, поэтому требуется специальная процедура ее обеспечения: после проведения инструктажа исследователь на время покидает помещение, в котором проводится опрос, с тем чтобы члены группы могли присвоить каждому из занесенных в список свой, неизвестный исследователю номер. Чтобы избежать снижения искренности ответов, применяются специальные процедуры: тщательно разъясняется научный характер опроса, гарантируется сохранение тайны либо исследователь ставится в ситуацию, когда он не знает, под каким номером «скрывается» тот или иной член группы.
Специфичны также способы обеспечения репрезентативности данных социометрического опроса, так как отсутствие в группе во время опроса лишь одного респондента может фатальным образом сказаться на представительности полученных данных.....................


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной курсовой работы были изучены теоретические основы социометрического исследования. Практическое применение данной методики проводилось на основе межличностных отношений МКОУ ДОД ДДТ . Была определена проблема, цели и задачи исследования.
В качестве инструмента для изучения психологического климата и взаимоотношений в трудовых коллективах организации была разработана специальная социометрическая карточка, куда были включены указанные выше вопросы.
В соответствии с полученными социологическими данными были построены социоматрицы и социограммы, вычислены индивидуальные (персональные) и групповые социометрические индексы. Индексы служат для количественной характеристики взаимоотношений в коллективе и статуса отдельных его членов. Они вычисляются на основе результатов социометрического опроса по определенным формулам. Существуют два класса социометрических индексов. Персональные социометрические индексы отражают социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам коллектива. Групповые социометрические индексы характеризуют коллектив в целом.
В ходе проведённого анализа была определена статусная иерархия в группе, выявлены лидеры и отверженные, было установлено, что коллектив является не достаточно сплочённым в формальной и неформальной обстановке. В целом, ситуация в коллективе была определена как предконфликтная, что обусловлено наличием группировок и отверженных членов, предвзятым отношением руководителя к отдельным сотрудникам, а также конфликтом между руководством и сотрудниками.
Полученные результаты позволили разработать рекомендации по оптимизации морально-психологического климата в группе, которые будут доведены до сведения руководства организации. Они ложатся в основу принятия решений по повышению эффективности и качества управления, а значит, они имеют высокую практическую значимость. Следование им позволит, на наш взгляд, улучшить морально-психологические условия труда и оптимизировать психологический климат в группе.


ЛИТЕРАТУРА
1. Адамчук В.В., Ромашов О.В. Экономика и социология труда:Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Андриенко Е. В.Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко, под ред. В. А. Сластёнина. – 2-е изд., доп. - М. : Академия, 2003.
3. Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — СПб.: СПбГУ, 2002.
4. Валиева Н. Н. Методология, методика и техника прикладных социологических исследований: лекции. ? М: Центр, 2007.
5. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.
6. Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология. ? М, 1999.
7. Конфликтология: Учебник для вузов/Под ред. В.П. Ратникова. – М.:ЮНИТИ-ДИАНА, 2002.
8. Ковалевская Е.В. Социология: Уч.пособие, практикум по дисциплине/Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.- М.:МЭСИ,2004.
9. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. — М.: Прогресс, 1999.
10. Морено Д. Социометрия : экспериментальный метод и наука об обществе / Д. Морено. – М. : Академический Проект, 2001.
11. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. – Киев, 1992.
12. Орлова Н. В. Психологический климат : диагностика и предупреждение кризиса / Н. В. Орлова // Справочник по управлению персоналом. – 2003. – №10.
13. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология: Профессиональное образование. – М.: Инфра – М, 2004.
14. Управление персоналом: Учебник/Под ред. Т.Ю. Базарова. – 2-е изд.- М.: ЮНИТИ,2003
15. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. — М., 1998.
16. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Изд-во Наука, 1972.


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.