На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Изучение влияния установок и отношений семьи к дошкольному учреждению на поведение дошкольников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2012. Страниц: 113. Уникальность по antiplagiat.ru: 72.

Описание (план):


Дипломная работа
На тему: Изучение влияния установок и отношений семьи к дошкольному учреждению на поведение дошкольников.

План

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа.............................................................................................................
1.2 Содержание понятия агрессивности в психологии.................
1.3 Психологическая характеристика ребенка старшего дошкольного возраста
1.4 Характеристика и классификация поведения старших дошкольников. Агрессивное поведение
1.5 Взаимосвязь родительско-детских отношений и агрессивности детей дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ БЕСЕД, СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ДОУ, ГЭП НА ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ДОУ
2.1 Виды и методы, способы консультирования педагога-психолога в ДОУ
2.2 Психолого-педагогические задачи ГЭП.


ГЛАВА 3.
3.1 Организация эмпирического исследования.
3.2 Оценка результатов исследования

3.3 Предложения по улучшению отношения родителей к ДОУ, и вследствие этого поведения ребенка при помощи психологической консультации


Заключение
Список литературы
Приложения


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для современного этапа развития рос-сийского общества характерно нарастание тенденций к проявлениям агрес-сивности как в сфере социального взаимодействия в целом, так и семейного в частности. Это оказывает существенное влияние на личностное становление подрастающего поколения, на дальнейшее развитие личности как гражданина, родителя, профессионала. Соответственно возрастает и потребность психологической и педагогической науки в выявлении объективных и субъективных факторов, особенностей агрессивного поведения личности в семье, особенно на ранних этапах ее развития и социализации. Рассматривая агрессивность как свойство личности, проявляемое, как правило, в не соответствующих принятым нормам формах поведения, важно исследовать не только факторы, влияющие на агрессивность детей, но и формы ее проявлений в зависимости от особенностей детско-родительских отношений. Необходимо разрабатывать соответствующие методы и средства коррекции агрессивного поведения личности в семье, технологии психологического консультирования родителей и педагогов по проблеме.
Проблема исследования. Психологический феномен агрессии человека, в частности ребенка, представлен в многочисленных работах, опирающихся на известные концепции агрессии (А. Ардри, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Д. Зилманн, К. Лоренц, Н. Миллеер, Р. Уолтере, 3. Фрейд); в исследованиях проблемы детской агрессивности (Дж. Боубли, К. Бютнер, В.В. Ковалев, Г. Парене, А. Фрейд, Э. Эриксон), детско-родительских отношений (А. Адлер, К. Бютнер, А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ф. Дольто, В.Н. Дружинин, К. Роджерс, Р. Сире, Б. Скиннер, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Дж. Уотсон, Э. Фромм, Э.Г. Эйдемиллер, Э. Эриксон).
В исследованиях в значительной мере освещены психологические осо-бенности агрессивности личности: факторы, специфика, динамика, последствия, контроль, получены данные о связи агрессивности личности детей с неблагоприятными социальными условиями, нарушениями процесса социализации, стилями семейного воспитания, насильственной воспитательной практикой и общением, уровнем общей и правовой культуры общества, психологической культуры главных агентов социализации, средствами массовой информации (Г. Аммон, А. Басе, К. Бютнер, Н.Д. Левитов, Г. Крайг, Д. Креч, К. Левин, М.И. Лисина, Г.М. Миньковская, А.Ф.Полис, М. Раттер, Т.Г. Румянцева, Р. Сире, В.Я. Титаренко, Б. Холыст); проанализирована взаимосвязь агрессивности с другими свойствами, характером, темпераментом, личностными чертами, состоянием здоровья, рассмотрена специфика ее проявлений в разных возрастных и половых группах (Б.Г. Ананьев, М.И. Буянов, В.И. Гар-бузов, Ж. Годфруа, А.И. Захаров, П.А. Ковалев, В.В. Лебединский, Д. Май-ерс, Ю.Б. Можгинский, В.Н. Мясищев, А.А. Реан, И.А. Фурманов, X. Хекхау-зен, К. Хорни).
В то же время до настоящего момента в исследованиях не уделено должного внимания вопросу изучения агрессивности в единстве анализа ее индивидуально-типических характеристик у детей на ранних этапах развития и социализации в семье с различными психологическими типами родительского отношения. Такого рода целостный анализ возможен с позиций системного подхода к изучению личности, в рамках которого агрессивность может быть представлена как нормативно-адаптивное и деструктивное свойство личности, проявляемое в форме негативизма, физической, вербальной или косвенной агрессии, которая вносит в межличностные отношения негативные эмоции, злонамеренные мысли и вредоносные действия.
Актуальность проблемы и недостаточная разработанность этого вопроса предопределили объект, предмет, цели и задачи исследования.
Цель исследования - выявить психологические особенности проявле-ния агрессивности как деструктивного и нормативно-адаптивного свойства личности детей в системе детско-родительских отношений.
Объект исследования - агрессивность как деструктивное и норматив-но-адаптивное свойство личности.
Предмет исследования - психологическая специфика проявлений аг-рессивности у детей в зависимости от психологического типа отношения родителей к ребенку.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что: одним из факторов, обуславливающих агрессивное поведение старших дошкольников являются внутрисемейные установки и отношения родителей к ДОУ.
Психологическое консультирование, индивидуальные беседы, и совместная деятельность педагога-психолога и ДОУ, ГЭП и родителей оказывает существенное влияние на отношение родителей к ДОУ, и в следствие этого на особенности поведения ребенка.
Задачи исследования:
1. Обобщить и систематизировать различные точки зрения на проблему агрессивности детей и выявить психологические факторы, предопределяющие специфику ее проявлений в системе детско-родительских отношений.
2. Разработать психологическую типологию детско-родительских отношений, определяющих специфику проявлений агрессивности у детей, охарактеризовать каждый тип и определить существующие взаимосвязи между ними.
Выделить и рассмотреть сущностные характеристики проявлений аг-рессивности как деструктивного и нормативно-адаптивного свойства личности ребенка и раскрыть специфику ее проявлений в зависимости от доминирующего типа родительского отношения.
4. Обосновать критерии и охарактеризовать показатели проявлений агрессивности и динамики их развития у детей.
5. Провести эмпирическое исследование с целью выявления взаимосвязи показателей агрессивности детей с психологическими типами родительского отношения, общего и особенного в ее проявлениях, обусловленных влиянием различных типов отношения родителей к ребенку.
6. Разработать и апробировать программу психологической коррекции агрессивности у детей младшего школьного возраста и технологию психологического консультирования родителей по проблеме взаимоотношений с детьми, проявляющими агрессивность.
Теоретико-методологической основой исследования явились положения отечественной психологии о системном строении свойств личности (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Д.И. Фельдштейн, A.M. Матюшкин); многомерно-функциональный подход к ана-лизу базовых свойств личности и индивидуальности с позиций целостного единства динамического, мотивационного, регуляторного, эмоционального, продуктивного их компонентов (А.И. Крупное), неоднократно подтвержденный в целом ряде исследований (О.Б. Барабаш, Н.Н. Будрейка, СМ. Зиньков-ская, О.М. Пономарева, В.П. Прядеин, А.Э. Пятинин, И.В. Тучак); положения о личности как продукте системы значимых отношений и переживании как внутреннем психическом механизме, организующем особенности сознания и формы поведения детей (Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, О.С. Никольская, А.С. Спиваковская).
Теоретической основой исследования явились рассматриваемые во взаимосвязи подходы к проблеме агрессии, разработанные А. Андри, А. Бандурой, Л. Берковицем, Дж. Доллардом, К. Лоренцем, Р.Уолтерсом, З.Фрейд; теории агрессивности личности Г. Аммона, Л. Берковица, П.А. Ковалева, A.M. Матюшкина, В.В. Панкратова, К.К. Платонова, А.А. Реана, X. Хекхаузена; взгляды на исследуемую проблему, реализованные в ряде научных работ (Д. Бэрон, А. Басе, И. Гофман, А. Дарки, К. Изард, М. Майерс, Р. Мэй, А.К. Осницкий, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов, К. Хорни); концепции детско-родительских отношений и теории детской агрессивности (А. Адлер, А. Бандура, Э. Берн, Л. Берковиц, Л.С. Выготский, А.Я. Варга, О.С. Никольская, А.В. Петровский, Р. Роджерс, Р. Сире, Б. Скиннер, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, Дж. Уотсон, А. Фрейд, Э. Фромм, Г. Аммон, Д. Гарбарино, В.В. Знаков, В.Е. Каган, Р. Кэмпбэлл, Ю.Б. Можгинский, Г. Парене, А.Ф. Полис, В.Я. Титаренко, Б. Холыст).
Методы исследования. В работе использовались методы теоретического анализа источников, отражающих позиции авторов по проблемам детско-родительских отношений, агрессивности и агрессивного поведения личности; анализа и интерпретации данных, полученных на этапах диагностики, психокоррекции и психологического консультирования. С целью диагностики показателей и форм агрессивности у детей применялась методика А. Басса, А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого. Психологические типы родительского отношения определялись с помощью опросника А.Я. Варги, В.В. Столина. При обработке полученных результатов применялись статистические методы с использованием пакета «SPSS for Windows 10.1». В процессе коррекцион-ной деятельности применялись проективные тесты «Несуществующее животное», «Автопортрет» Р. Бернса, тест-метафора «Музыкальные инструменты» В.В. Гудимова, «Цветопись» А.Н. Лутошкина, цвето-рисуночный тест А.О. Прохорова, Г.Н. Геннинга с целью определения настроения, психических состояний, самооценки детей, проявлений агрессивности во внутрисемейных отношениях. В психологическом консультировании (с использованием элементов схем консультирования А.А. Бодалева, В.В. Столина, Е.Г. Си-ляевой) применялась методика В.В. Столина, А.И. Тащеевой «Родительское сочинение», направленная на выявление изменения характера родительского отношения к детям в индикаторах проявлений симпатии-антипатии, близости-отдаленности, уважения-неуважения.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Родительско-детские отношения как предмет психологического анализа

Семья - колыбель духовности и любви, наисвятейший и самое дорогое богатство каждого человека.
В философской литературе понятия "семья" определяется так: "Семья - это важнейшая форма организации личного быта, которая основана на браке и родин-них отношениях, то есть на многосторонних отношениях между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, которые живут вместе и ведут общее хозяйство. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воссоздании самого человека и в продолжении человеческого рода".
Человек является общественным существом. Это значит, что она не может существовать сама по себе. Вся ее жизнь связана с разными людьми, человеческими объединениями, обществами или группами. Среди них важнейшая роль принадлежит семье, ведь она закладывает основу жизненного опыта личности, в ней происходит становление человека. Благодаря поддержке и беспокойству близких мы учимся ходить и разговаривать, потом писать и читать, делать выбор и принимать решение. В семье формируется наш первый жизненный опыт.
Судьба человека, ее умственное развитие, способности в значительной степени зависят от того, которым было воспитание и обучение в первые годы ее жизни. Научные работники утверждают, что семья - первая школа интеллектуального, морального, эстетического и физического воспитания.
Для маленького ребенка семья - это целый мир, в котором она живет, действует, делает открытие, учится лю-бити, ненавидеть, радоваться, сопереживать.
Родительские отношения по своей природе неоднозначны и противоречивы: ребенок есть для родителей, с одной стороны, самой ценной и уникальной личностью (личностное начало родительских отношений), а из другого - предметом воспитания и педагогических влияний родителей (предметное начало).
Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, можно полагать следующее:
1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребёнка.
2. Для благополучного развития ребёнка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.
Личностное начало оказывается в бесоценном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствию конкретных ожиданий и требований к ребенку и тому подобное.
Предметное же начало оказывается в наличии у родителей внешней оценочной позиции относительно ребенка, родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий относительно нее, а также в стратегии поведения родителей, направленного на воспитание определенных способностей, качеств характера и тому подобное. Эти две составляющие не являются разными типами или формами отношений, они складывают два аспекта, имеющихся в каждом конкретном случае.
Однако современное семейство, как и общество в целом, испытало значительные изменения, сегодня наблюдается кризис семьи: социально-экономический, психолого-педагогический, социальнопедагогический. Семья уже не выполняет в необходимом объеме свою основную функцию - воспитание и обучение детей. Например, растет тенденция рожать и воспитывать ребенка в неполной семье; растет количество неблагополучных семейств, в которых родители не в состоянии (или не желают) воспитывать детей.
Уверенность и робость, сдержанность и бурная, искренность и склонность к неправде, доверие и страх - все эти черты ребенок приобретает именно в семье. Личность, которая растет в атмосфере искренних чувств, правдивости, глубокого доверия, постоянной поддержки, взаимоуважения и требовательности, с большой вероятностью реализует себя в современном мире.
В благополучных семьях, где родители не имеют негативных привычек, уважают и понимают друг друга и своих родителей, они будут идеалом, к которому будет стремиться ребенок. Каждый ребенок уже из раннего детства начинает фиксировать и повторять все действия и поступки своих родных, можно сказать, отражает их. Несдержанные родители, которые раздражаются по наименьшему поводу, нередко, сами того не подозревая, формируют похожий тип поведения у своего ребенка.
А. Макаренко считал, что "воспитание детей – самая главная область нашей жизни. Наши деть - это граждане нашей страны и граждане мира. Наши деть - это будущее отца и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши деть - наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость. Плохое воспитание - это наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной"........................


Заключение
Проблема агрессивности личности актуальна в современных условиях в связи с нарастанием тенденций к ее проявлениям в не соответствующих принятым нормам формах поведения в системе семейных (детско-родительских) и социальных отношений.
Проблема агрессивности личности современных детей представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, опирающихся на известные концепции агрессии, теории агрессивности личности и концепции детско-родительских отношений, в которых в значительной мере освещены факторы, специфика, динамика развития и последствия; выявлены зависимость от неблагоприятных социальных условий, обусловленность нарушениями процесса социализации и насильственной воспитательной практикой, уровнем общей, правовой культуры общества и психологической главных агентов социализации. В исследованиях исчерпывающе проанализирована и установлена взаимосвязь агрессивности личности детей с другими свойствами, характером, темпераментом и чертами, статусом, успешностью в обучении, состоянием здоровья; выявлена специфика проявлений в тендерных различиях и на разных возрастных этапах развития. Вместе с тем, в исследованиях не было уделено, на наш взгляд, должного внимания вопросу изучения агрессивности детей в единстве анализа ее индивидуаль-но-типических характеристик с различными психологическими типами ро-дительского отношения на ранних этапах развития и социализации ребенка в семье.
С позиций системного подхода к изучению личности, многомерно-функционального подхода к исследованию ее сущностных свойств, специ-фика проявлений агрессивности (как свойства нормативно-адаптивного и деструктивного, несущего в межличностные отношения негативные эмоции, злонамеренные мысли и деструктивные действия) у детей на ранних этапах развития и социализации в семье в работе исследовалась нами целостно, в единстве анализа ее индивидуально-типических характеристик с психологическими типами родительского отношения.
В результате теоретического и эмпирического исследования проблемы агрессивности детей, а также ее динамического изучения в работе с родите-лями и детьми (консультирование и психокоррекционная работа), получены следующие результаты:
1. Установлено, что особенности агрессивности у детей как свойства деструктивного, ненормативного в проявлениях и нормативно-адаптивного, нейтрального в нравственном плане, зависят от влияния специфики микросреды семьи, психологии взаимоотношений в ней, специфики родительского отношения - культурно-исторического явления, характеризующегося в настоящее время как опасно-агрессивное: угрожающее здоровью, развитию и жизни детей, попирающее их индивидуальность, самобытность, блокирующее развитие личности.
Выявлены наиболее значимые социально-психологические факторы, предопределяющие образование у детей в системе детско-родительских от-ношений деструктивной в проявлениях агрессивности: социально-неприемлемый образ жизни семьи, нарушения в ее структуре и функционировании, внутрисемейном общении и взаимодействии, психологическое, физическое, сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку. В группе семей с прямым десоциализирующим влиянием (криминально-аморальных, с культом насилия и жестокости, алкогольной и наркотической субкультурой) факторами, предопределяющими образование у детей болезненно-патологической агрессивности, криминальной агрессии, являются: трансляция образа жизни, делегирование характерных для микросреды требований, демонстрация агрессивных моделей поведения, проявления жестокости. Фактором, предопределяющим образование у детей деструктивной в проявлениях агрессивности, конфликтности и враждебности в семьях с кос-венным десоциализирующим влиянием (неполных, конфликтных, педагогически несостоятельных), является микросоциальная ситуация развития, сенситивная к их обретению. Установлено, что в системе современных детско-родительских отношений реализация личностью агрессивности в основном выступает как вредоносное поведение: насильственное, доминантное, конфликтное, провокационное, неуправляемое, неподконтрольное, эмоционально-неустойчивое.
2. Выявлен ведущий фактор, определяющий образование деструктив-ной в проявлениях агрессивности у детей, различающихся микросоциаль-ной ситуацией развития: психологический тип отношения родителей к ре-бенку. На основе проведенного анализа источников по исследуемой проблеме уточнено понятие «агрессивность», под которой понимается психологическое свойство, обретающее у детей преимущественно под влиянием психологического типа родительского отношения и его субъективно-личностного освоения нейтральный или деструктивный характер, суть которого в стабильности проявлений в индивидуально-типических формах (физической, вербальной, косвенной, негативизме) негативных эмоций, злонамеренных мыслей и вредоносных действий в широком спектре социальных ситуаций.
3. Установлено, что свойственные психологическому типу родительского отношения «гиперсоциализация» авторитарно-агрессивные тактики родителей формируют у детей опосредованно проявляемые ими ответно-агрессивное отношение к родителям. Характерное для психологического типа родительского отношения - «отвержение» эмоциональное и физическое дистанцирование, формирует у ребенка способность к агрессивному противостоянию родителям. Свойственное типу родительского отношения «ин-фантилизация» доминантно-подавляющее отношение родителей, обесценивающее личностные достижения и устремления ребенка, и, характерное для типа отношения «симбиоз» психологическое оккупирование родителями ребенка, подавляющее его как личность, формирует у детей выученную беспо-мощность и эгоизм, негативизм и враждебность. Показано, что принципи-альным в становлении деструктивной агрессивности у детей является личностный фактор - влияние субъективного переживания-освоения психологически неблагоприятных типов родительского отношения - «авторитарной гиперсоциализации», «симбиоза», «инфантилизации» и «отвержения», психологической сутью которых является лишение детей возможности субъективного самовыражения, блокирование их личностного развития и становления индивидуальности.
4. Под воздействием психологически неблагоприятного типа отношения родителей основа свойства агрессивности у детей, активно вступая во взаимодействие с другими структурами личности, переходит на новый уровень, представляя собою более сложное образование - сущностное свойство, обладающее возможностями системоообразования, определяющего психический склад личности. Дефицит благотворного родительского отношения и социализации проявлений агрессивности у детей способствует становлению ее как сущностного свойства личности с закрепленными механизмами и формами реализации, приобретающими по мере их взросления более враждебную выраженность. Под влиянием насильственного, доминантно-подавляющего или отстраненно-подавляющего, в целом агрессивного отношения родителей, внутренние условия развития детей, активизируемые их субъективными переживаниями, становятся личностными и начинают регулировать взаимодействие с окружающим миром, определяя тип поведения как агрессию и индивидуально-типические формы проявлений агрессивности: физическую, вербальную, косвенную, негативизм.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бене, Е. Детский тест Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. - №2. – С. 14 – 41.
2. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 2000. – 400с.
3. Бруменская, Г. В., Карабанова, О. А., Лидерс, А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Педагогика, 2000. – 300с.
4. Варга, А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере энуреза) // Вестник МГУ. Психология. 1985. №4.
5. Гипенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240с.
6. Гозман, Л.Я., Шлягина, Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 1985. - №2. – С. 186 – 187.
7. Голод, С.И. Стабильность семьи. – СПб.: Наука, 2000. – 136с.
8. Гордон, Т. Повышение родительской эффективности. – Екатеренбург: АРД ЛТД, 2001. 150с.
9. Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 1998. – 40с.
10. Демьянов, Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб.: Нева, 2001. – 224с.
11. Джайнотт, Х. Родители и дети // Знание. – 1996. - №4. – С. 17 – 29.
12. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Нева, 2005. –336с.
13. Захаров, А.И. Психотерапия неврозов у детей подростков. М.: Педагогика, 2001.-190с.
14. Клинические и организационные основы реабилитации психических больных/ Под ред. М.М.Кабанова, К. Вайзе - .М.: Проспект, 2001.-300с.
15. Козловская, Г. В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста в условиях шизофреногенной семьи //Социокогнитивное развитие ребенка в раннем детстве. – М.: Проспект,2005. - 214с.
16. Костицкий, В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. – С. 32.
17. Кэмпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. – М.: Знание,2002. – 190 с.
18. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Нева, 2000. – 150с.
19. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Академия, 2001. – 240с.
20. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.
21. Навайтес, Г. Семья в психологической консультации. – М.: Академия, 2000. – 224с.
22. Овчарова , Р.В. Практическая психология для родителей. – М.: БЕК, 2005. – 360 с.
23. Папп, П. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 288с.
24. Пезешкиан, Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М.: БЕК, 2003. – 380с.
25. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: Педагогика, 200. –200с.
26. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание. 2001. – 400с.
27. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: БЕК, 2000. – 380с.
28. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 1998. -672с.
29. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. – М.: БЕК, 1999. – 160с.
30. Психология. Учебник. – М.: Проспект, 12006. – 584с.
31. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 120 с.
32. Сатир, В. Как строить себя и свою семью. – М.: БЕК, 2005. – 300с.
33. Сатир, В. Психотерапия семьи. – СПб.: Нева, 2000. – 283с.
34. Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 200. – 208с.
35. Сидаренко, Е. А. Опыт реориентационного тренинга. – СПб.: Нева, 2005. – 205с.
36. Столин, В.В. Самосознание личности. М.: Проспект,2000.-200с.
37. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2006. – 480с.
38. Хоментаускас, Г. Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 1989. – 160с.
39. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб.: Нева, 2006. – 365с.
40. Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкий В.В. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях. – М.: Педагогика, 2004. – 96с.
41. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис, В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656с.


Приложение 1
ОПРОСНИК АСВ
для родителей детей в возрасте 3 – 10 лет
Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов".
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на "Бланке для ответов" обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны – зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше 5.
...............


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.