На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик общественное мнение

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: 10.

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ


Проблемная ситуация.
Общественное мнение – это, прежде всего, ценностное отношение, позиция, определенной общественной группы по жизненного значимому для нее вопросу. А формирование общественного мнения является показателем важности, значимости вопроса для группы, включенности группы в определенную систему отношений, широты ее общественных интересов, уровней развитости самой группы.
По Б.А. Грушина существует несколько причин затрудняющих процесс формирования общественного мнения россиян. Они таковы: непонимание большинством населения происходящего в стране, потеря базовых ориентиров в жизни и, как следствие, чрезвычайная эмоциональная возбужденность, нестабильность реакций оценок, зависимость высказываний от множества случайных факторов и т.д. Хотя в последние годы ситуация в России начинает меняться в лучшую сторону, - что самым непосредственным образом сказываться на состоянии общественного мнения, - в целом проблема поднятая Б.А. Грушиным сохранила свою актуальность [10, с.25].
Актуальность темы.
XX в., наполненный локальными, региональными и мировыми войнами, обусловил возрастание роли общественности в решении международных вопросов. "Расширяющаяся взаимосвязь мирового сообщества, - писал Г. Моргенау, - означает, что внешняя политика "становится "делом каждого". В этой связи изучение факторов, влияющих на формирование общественного мнения, имеет особую актуальность. Сегодня требуется осознанное восприятие внешнего мира, переоценка имеющихся внешнеполитических представлений, преодоление устаревших образов и стереотипов.
На формирование оценок, которые будут определять общественное мнение, может влиять множество факторов, как личного, так и социального характера. Сюда могут входить возраст, физическое и психологическое состояние, профессиональные и интеллектуальные способности индивида, культура, в которой вырос человек или функционирует организация, политическая и экономическая среда, уровень жизни и образованности в той или иной стране, социальный статус индивида или социальная значимость компании и т.д.
Степень научной разработанности проблемы. Формирование общественного мнения выносится в центр внимания в трудах таких авторов, как: Уледов А.К., Грушин Б.А., Сафаров Р.Я., Коробейников В.С., Возьмитель А.А., Горшков М.К., Аникеев В.И., Герасимов В.М., Гавра Д.П.
Формирование общественного мнения так же рассматривается в концепции «Спирали молчания» Э. Ноэль Нойман.
Объект: формирование общественного мнения.
Предмет: условия и факторы формирования общественного мнения.
Цель: изучить основные условия и факторы, влияющие на формирование общественного мнения.
Задачи:
1.Раскрыть понятие общественного мнения.
2. Охарактеризовать жизненный цикл общественного мнения.
3. Изучить процесс формирования общественного мнения.
4. Определить факторы, влияющие на общественное мнение.
5. Выявить условия формирования общественного мнения.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование.
Гипотеза: в настоящее время на формирование общественного мнения существенное влияние оказывает действующая система норм и ценностей общества.


1 ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ


1.1 Понятие «общественное мнение»
Общественное мнение - это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности [7, с.4].
Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь» итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. В XVII-XVIII вв. словами «общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики и избирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласному обсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин стал общепринятым.
Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизни общества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые и эмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так, если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно тем самым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональные моменты.
Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств, так как оно оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает их. Чувства расположения, симпатии или гнева, ненависти всегда присутствуют в общественном мнении.
Ключевыми понятиями феномена «общественное мнение» являются понятия объекта и субъекта. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъект общественного мнения - это доминирующее большинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности [8, с.86].
Мнения - это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такого взаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестве регулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждении выражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожелания или прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличием противоречивых суждений и высказывается общественностью.
Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, их мировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожелания или требования составляет один из важных признаков общественного мнения. В общественном мнении всегда выражается определенное отношение людей к решению тех или иных вопросов общественной жизни, к деятельности правительства, политических партий, к отдельным личностям. Как мнению большинства общественному мнению присуще внутреннее единство.
Другим важным признаком общественного мнения является то, что оно формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важным признаком общественного мнения является не только то, что оно публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.
Общественное мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознание людей, не основывается на научных положениях, однако нельзя рассматривать наличие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.
Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что с изменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.
В процессе социологического изучения общественного мнения фиксируется прежде всего направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить не только отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных, наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследования являются необходимым элементом принятия управленческих решений.
1.2 Жизненный цикл общественного мнения
Раскрытие проблемы общественного мнения предполагает выявление трех взаимосвязанных аспектов: этапов развития общественного мнения, его функций и факторов. Выделяют стадии становления, функционирования и убывания общественного мнения, а внутри некоторых из них — отдельные временные этапы.
Стадия становления складывается из этапов зарождения и формирования общественного мнения.
1. Первый - это этап зарождения. Здесь происходит становление индивидуально-группового типа общественного мнения. Данный период характеризуется следующими признаками: возникновение личностностного и группового интереса к какому-либо факту, явлению или процессу, осуществление индивидуально-групповой оценки объекта, вызвавшего данный интерес, стремление субъекта к различного рода источникам информации, касающихся объекта, причем первоначально здесь могут преобладать неофициальные источники (слухи, домыслы, собственный жизненный опыт и т.п.). На первом этапе на базе разнообразной информации и в силу ярко выраженного интереса формируются индивидуально-групповые суждения (мнения-оценки). На этом же этапе у субъекта возникает потребность обмена имеющимися ценностно-оценочными мнениями-суждениями. Если такая потребность не возникает, а интерес к проблеме утрачивает силу, то процесс формирования общественного мнения прекращается. На этапе зарождения имеет место определенный интерес многочисленных масс к какому-нибудь объекту и происходит поиск информации о нем. В результате появляются первые индивидуальные оценочно-ценностные суждения, которыми индивиды начинают обмениваться между собой. В ходе этого обмена зарождаются первые групповые мнения, которые социологи называют дообщественным мнением, или протомнением.
2. Второй - это этап непосредственного формирования общественного мнения. Этот этап характеризуется интенсивным обменом индивидуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное, а на его основе - общественное мнение. Данный обмен мнениями может происходить стихийно, как следствие реализации субъектами частных мнений, либо организованно под влиянием целенаправленного идеологического воздействия (средства массовой информации и т.п.). Здесь же в ходе обмена мнениями, получения большого объема дополнительной информации (в ней преобладают уже официальные и более компетентные источники) формируется чувство убежденности в принятой оценке. На этапе формирования протомнение начинает приобретать качества настоящего общественного мнения. Это происходит за счет как стихийного, так и организованного обмена суждениями между отдельными индивидами и группами людей, которые подчас перерастают в борьбу между ними. В результате выявляется доминирующее мнение, вокруг которого концентрируются основные социальные силы. Параллельно может сложиться и основное оппозиционное мнение. На этапе формирования осуществляется становление и разворачивание некоторых основных функций общественного мнения: регулятивной, оценочной, познавательной. Волевой компонент на этом этапе проявляется незаметно.
3. Третий этап - это этап функционирования (действия) общественного мнения. На этом этапе мнение-оценка выступает как суждение большинства. Оно характеризуется выраженной направленностью, содержанием и устойчивостью. На данном этапе доминирует волевой компонент содержания общественного мнения, способствующий его переходу от вербальной формы к поведенческой.
На стадии функционирования, которая не подразделяется на этапы, проявляются все основные функции общественного мнения, причем особенно отчетливо — контрольная, консультативная, директивная, защитная. Происходит институционализация господствующего мнения, которое начинает или оппонировать государству и другим политическим институтам, или играть роль определенного партнера.
Стадия убывания распадается на этап спада и этап отмирания общественного мнения. На этапе спада происходит постепенное снижение интереса большинства людей к объекту общественного мнения, начинает снижаться его интенсивность, сужаются его географические и социальные параметры, теряется острота противостояния между основными крайними позициями в оценке объекта. Это может быть связано с различными факторами – как решением проблемы, удовлетворением интереса, так и осознанием большинством невозможности его удовлетворения, пониманием призрачности ожиданий. В результате раскалывается монолитность и утрачивается действенность общественного мнения. Но полностью оно еще не исчезает, а объект общественного мнения еще продолжает вызывать некоторый интерес масс. На этом этапе оно еще продолжает в определенной степени исполнять такие функции, как оценочная, воспитательная, регулятивная и, частично, контрольная и консультативная [23, с.38].
На последнем этапе—этапе отмирания — общественное мнение теряет основные свои качества и трансформируется в некоторый конгломерат разрозненных оценочных суждений отдельных индивидов и социальных групп. Объект перестает представлять массовый общественный интерес. Он не вызывает дискуссии и разнородные точки зрения, и мнение, основанное на заинтересованной оценке, неизбежно сходит на нет. Одновременно прекращают действие все без исключения функции общественного мнения.
1.3 Пути формирования общественного мнения
Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Эволюция и развитие общественного мнения начинается с установления семейного очага, образования клана и племени.
Если раньше до образования этих союзов действиями человека руководил исключительно эгоизм, то с этих пор начинается впервые регуляция действий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такого регулирования везде и всюду является так называемое общественное мнение, определяющее добро и зло с точки зрения интересов общества, а не с точки зрения одних личных стремлений.
Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы и значения общественного мнения, играющего огромную роль как в примитивных обществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.
Пути формирования и действия общественного мнения характеризуется двумя его составляющими. Оно может возникать и функционировать как стихийно, под влиянием различных, часто противоречивых слухов, домыслов, толкований и оценок, вызванных каким-либо событием, быть результатом столкновения между собой различных социальных интересов и действий. А может возникать и действовать как результат целенаправленного идейно-психологического, политического, воспитательного воздействия, преследующего цель сформировать вполне определенные мнения-оценки.
В силу самой специфики складывания общественного мнения (консолидация различных индивидуально-групповых мнений в мнение большинства в ходе активного обмена этими мнениями), даже возникая стихийно, оно по мере формирования принимает черты упорядоченности, о чем свидетельствует сам факт выработки общего мнения . Да и любая социальная общность объективно стремится к обеспечению внутри себя не только конструктивного, но и идеологического единства. Стихийное и сознательное в содержании механизма формирования и действия общественного мнения проявляется постоянно и во взаимосвязи друг с другом. В ходе общественного развития закономерно возрастает удельный вес сознательного в содержании механизма формирования и функционирования общественного мнения [23, с.92].
Началом формирования общественного мнения выступает информированность, т.е. обладание определенным комплексом знаний по проблеме. Объем и уровень информированность характеризуются диапазоном (некоторая совокупность разноплановых знаний) и глубиной (количеством и качеством сведений по отдельно взятому вопросу), В характеристике общественного мнения важную роль играет компетентность.
Процесс формирования общественного мнения условно разделяется на следующие этапы:
1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания, что связано с процессом первичного ознакомления с какой-либо проблемой на уровне общей информированности;
2) столкновение мнений людей, "обработка" одних мнений другими, которая реализуется через обмен информацией и обсуждение проблемы;
3) распространение сложившегося "типизированного" мнения в определенном социальном ареале с использованием адекватных средств информирования населения;
4) воздействие общественного мнения на поведение людей, социальную практику, что проявляется в конкретно-предметной деятельности социальных групп.
В процессе формирования общественное мнение переходит из одного состояния в другое посредством преобразования индивидуальных мнений в коллективные мнения и переходя из сферы сознания в сферу практической деятельности.
Известный российский исследователь общественного мышления Б.А. Грушин показывает далее несколько основных причин затрудняющих процесс формирования общественного мнения россиян, его анализ и корректную интерпретацию полученных результатов. Они таковы [7, с. 42]:
-непонимание большинством населения происходящего в стране, потеря базовых ориентиров в жизни и, как следствие, чрезвычайная эмоциональная возбужденность, нестабильность реакций и оценок, склонность к шараханьям из стороны в сторону, зависимость высказываний от множества случайных, в том числе латентных, полностью скрытых от исследователя факторов;
-беспримерная дифференцированность в отношении образов и стилей жизни, в том числе этнокультурная и региональная, и, как следствие, резкий плюрализм позиций, возникающий на нестандартных пересечениях множества социально-демографических оснований и с трудом поддающийся привычным классификациям;
-чрезмерная усталость от огромного количества ежедневных забот и страданий и, как следствие, утрата доверия не только у существующей власти, но и к институтам власти как таковым, широкая распространенность общественно-политического абсентеизма, крайних форм выключенности из политического процесса, в том числе из процессов выражения (изучения) общественного мнения;
-ярко выраженная внутренняя противоречивость взглядов, связанная с ориентациями на многие новые ценности при сильной приверженности к большинству старых, и, как следствие, беспрецедентная мозаичность сознания, граничащая с массовой шизофренией;
-очевидное усиление в составе массового сознания множества до- и нерациональных, в том числе откровенно иррациональных, форм его существования и выражения, которые решительно не совпадают с собственно общественным мнением и потому не только не должны идентифицироваться в качестве такового, но и предполагают особые способы (методы и техники) фиксирования анализа;
-резкое оскудение и прямая порча языковых средств выражения имеющегося у масс рационального знания - часть идущего в обществе процесса разрушения естественного языка, затронувшего как его общую семантику, так и лексику непрофессионального гражданского общения.
Хотя в самые последние годы ситуация в России начинает меняться в лучшую сторону, - что самым непосредственным образом сказывается на состоянии общественного мнения, – в целом проблема, поднятая Б. А. Грушиным, сохранила свою актуальность [7, с. 43].
Наряду с социальными предпосылками затрудняющими (или способствующими) процессу формирования общественного мнения существуют и естественные, обусловленные сложностью самого феномена, наличием стадий (этапов) его формирования: от возникновения первых суждений в группе, до уяснения смысла вопроса (проблемы).
Таким образом, общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений, поскольку не бывает полного совпадения интересов людей, их желаний и устремлений.


2 УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
МНЕНИЯ


2.1 Условия формирования общественного мнения
Когда же возникает общественное мнение? Как утверждает большинство ученых, занимающихся исследованием этого феномена, таких факторов несколько, но важнейшими являются социальные интересы людей.
Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающая, существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирования общественного мнения.
Не вызовет больших дискуссий давно известный факт типа «Лошади едят овес.» или «Волга впадает в Каспийское море.», или сообщение о том, что «я только что пришел из театра», а дважды два — четыре. Мы просто констатируем очевидное. Подобное положение вещей можно наблюдать и в сфере общественного сознания. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионное™. Это второе условие появления общественного мнения. Данная проблема или вопрос должны носить дискуссионный характер. Даже типично метафизический подход к обсуждаемой проблеме по принципу «да или нет» порождает различные варианты ответов или путей достижения цели.
Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного мнения — уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает знаний для спора, обсуждения вопроса [5, с.56].
Условия существования или функционирования общественного мнения:
1. Общественное мнение может сложиться только при условии информирования общества. При этом информация может быть реальной, а может быть нереальной.
2. Общественное мнение является достаточно интенсивным и постоянным, чтобы оно могло быть зафиксировано обществом и предано гласности с помощью СМИ. Например, реформирование энергосистемы России началось задолго до начала обсуждения законопроекта
3. Общественное мнение может включать совокупность точек зрения, в которых выражаются интересы различных групп.
4. Общественное мнение всегда идеологизировано и императивно. К примеру, журналист высказал определённую позицию — это идеология. Вследствие этого общественное мнение всегда императивно, т.е. повелительно. Для оценки ОМ необходимо учитывать прежде всего устремления тех или иных социальных групп, которые и отражаются в ОМ.
5. Общественное мнение ситуативно, это очень подвижная и динамичная часть общественного сознания. Оно обеспечивает непрерывную реакцию на ситуацию, ее оценку с точки зрения интересов группы. Благодаря такому свойству ОМ конкретной социальной группы легко поколебать, особенно в том случае, когда имеются специалисты и средства манипулирования ОМ.
6. Общественное мнение стереотипно. Это проявляется как клишированность и стереотипность реакции социального субъекта на ситуацию. Причем стереотипы возникают из прошлого опыта и новая ситуация, как правило, подгоняется под старую, уже известную.
Механизм формирования общественного мнения изучен еще слабо. Безусловно то, что выработка общих мнений предполагает борьбу индивидуальных. Если же общее мнение сформировалось по общезначимым, актуальным и типичным для данного общества вопросам, то оно, приобретая инвариантные черты, выступает как общее мнение, ибо является выражением социального целого. Но дело не только в масштабе проблем, по которым формируется общественное мнение, но и в том, как, с каких позиций вырабатывается сначала коллективное, групповое, а затем межгрупповое суждение, отношение к тем или иным социальным проблемам.
2.2 Факторы формирования общественного мнения
В качестве факторов необходимо назвать общественные потребности и интересы, социальные нормы и ценности и ценностные ориентации субъекта общественного мнения, социально-психологические и идеологические установки, стереотипы общественного сознания, обычаи и традиции. Сильнодействующим фактором выступает общение людей друг с другом, а точнее - различные виды этого общения: формальное (официальное) и неформальное (неофициальное), межличностное и коллективное, межнациональное общение. На общественное мнение влияют социально-экономические, политические, духовные условия их непосредственной жизнедеятельности.
Большую роль в воздействии на общественное мнение играет нравственно-психологическая атмосфера, существующая как в обществе в целом, так и в каждой социальной общности, в недрах которой зарождается то или иное мнение. В рамках нравственно-психологической атмосферы можно указать на социальные чувства, настроения, стремления.
Среди многочисленных факторов, формирующих общественное мнение, на первый план выступают следующие:
- личностные факторы, т.е. совокупность характеристик, включающих физическое и эмоциональное состояние индивидуумов целевой аудитории, их возраст, изменения в потребительских интересах, которые часто связаны с переходными периодами в жизни человека. Кроме этого, на формирование спроса потребителей оказывают влияние род занятий и профессиональная ориентация клиентов, воздействующие на затраты времени, энергии, проведение досуга;
- социальные факторы отражают происхождение людей, их позицию в обществе, уровень социальной обеспеченности и защищенности. Эти факторы прямо влияют на формирование спроса основных потребителей товаров и услуг;
-культурные факторы оказывают большое влияние на потребительские предпочтения. При этом необходимо учитывать и представителей различных субкультур по национальности, религиозным убеждениям, спортивным, музыкальным, игровым интересам. Особенно данные факторы важны при реализации спортивных, музыкальных, культурно-бытовых товаров широкого потребления;
- психологические факторы характеризуют влияние элементов психологического взаимодействия с партнерами, коллегами клиентами. При этом необходимо принять во внимание уровень и качество образования, семейное положение, элементы мотивационной модели, а также восприятие, усвоение, убеждение и реальные возможности установления эффективной обратной связи с общественностью;
- факторы научно-технического порядка отражают уровень научно-технического прогресса с выделением возможностей реализации престижной торговли уникальными видами продукции суперкачества.
К причинам или движущим силам общественного мнения следует отнести массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.
С процессом становления общественного мнения связаны экономические, духовные и социальные потребности. Потребности людей не только влияют на динамику общественного мнения, но выступают в качестве ее главного фактора, так как заключают в себе испытываемые людьми глубокие побуждения к достижению определенных условий жизни и развития. Стремление к удовлетворению потребностей и выражается через оценки, умонастроения, суждения.
В результате складывается общественное мнение, в котором отражается содержание и характер той потребности, которая вызвала его к жизни. Осознанные массовые потребности людей выступают причиной зарождения и формирования общественного мнения в силу того, что выступают в качестве мотивов различных общественно-психологических процессов внутренне присущих самой природе этого мнения.
Возникая на основе потребностей и сохраняя с ними тесную связь, интересы выражают специфическое отношение людей к тем объектам действительности, которые представляют для них большую значимость и эмоциональную привлекательность. По сравнению с потребностями они выступают более сильным побудительным мотивом для возникновения общественного мнения. Те события и явления действительности, которые вызывают к себе интерес не только отдельных людей, но и порождают массовый интерес, становятся центром общественного внимания, оценок и эмоций.
Помимо потребностей и интересов на содержание и направленность общественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двух уровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивым является то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферу разума. В нем могут быть выражены не только ненависть или надежда, но и рационально обоснованная позиция его субъекта [23, с.124].
Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. Что касается демократизации, то можно заметить, что в тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. В современной России так же есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику.
Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей.
Понимание обществом нужности и значимости такого явление, как проявление свободного (не загнанное ни в какие рамки существующего режима) общественного мнения, поможет развиваться общественному мнению с большей интенсивностью и точностью, что постепенно приведёт к пересмотру некоторых общественных и индивидуальных точек зрения на ту или иную общественную проблему.
2.3 Формирование общественного мнения в концепции «Спирали
молчания» Э. Ноэль – Нойман
Суть гипотезы «спирали молчания» заключается в следующем: большинство людей стремится избегать потенциальной социальной изоляции, поэтому, когда они чувствуют, что их мнение отличается от мнения большинства, то, как правило, стараются не раскрывать публично свои взгляды. И, наоборот, те, кто идентифицирует себя с большинством, не стесняется выражать свои пристрастия. И такое поведение приводит к тому, что последние кажутся сильнее, а первые — слабее, чем это есть на самом деле. «Спираль» все более закручивается и дезориентирует окружающих. Стремление на словах следовать социальной желательности, но на избирательных участках вести себя иначе способствовало «взлету» ЛДПР и его лидера, о котором отзываться положительно накануне выборов считалось неприличным [18, с.8].
Рассмотрим ее более детально, опираясь на различные точки зрения и примеры. Так М. Мид пытается показать общее в процессах общественного мнения через пример линчующей толпы. В этом случае, по ее мнению, индивиды действуют спонтанно, ситуативно, то есть поступают так, как им кажется правильным, без согласования с какой либо группой или партией. Участник линчующей толпы не обращает внимание на соблюдение осторожности, ведь он не находится под строгим контролем других, осуждающих или отвергающих его поведение. Он полностью растворился в анонимной массе и, таким образом, освободился от социального контроля, без которого он не может сделать ни шагу в иных условиях – пока находится в поле зрения публики.
Однозначность острой угрозы изоляции для всякого уклонившегося от буйствующей толпы говорит о том, что здесь одна форма проявления общественного мнения. Здесь примером может служить возмущение решением судьи или действиями команды на футбольном поле, разочарование болельщиков. Или дорожно-транспортное происшествие; скажем, иностранный автолюбитель наехал на ребенка: здесь не имеет значения, по своей ли вине ребенок оказался под колесами или это водитель виноват; любому из собравшейся толпы будет ясно, что нельзя принять сторону водителя.
Если в обычных условиях индивид с трудом ориентируется, какое поведение одобряется, в массовой сцене это ясно как день. При этом согласие, которого достигают участники толпы, может иметь различные источники и соответственным образом характеризовать массовые сцены.
Очевидно, существуют временные и вместе с тем сильно зависящие от текущего момента источники, указывающие на объединяющий элемент взбудораженной толпы. Вневременной является общность, обусловленная инстинктивными реакциями: голодные бунты, защита маленького беспомощного ребенка, раненного автоводителем, объединение против чужака, иностранца, выступление за свою команду, в защиту своей нации. Вневременными или, по крайней мере, не зависящим от актуальных событий может быть общее возмущение нарушением обычаев, традиций. Временными же являются массовые демонстрации, основанием для единства которых в условиях смены ценностей служат новые ценности представления. Здесь начинается процесс смены убеждений, демонстративно устанавливается новый порядок, в симпатиях к которому можно без опаски публично признаться. Тем самым обусловленная временем конкретная толпа или масса является типичными проявлениями революционных эпох. Таким образом, можно рассматривать конкретную толпу как чрезвычайно усиленное общественное мнение.
Положение индивида в конкретной толпе совершенно иное, чем в скрытой массе. В спонтанной толпе вообще не требуется обычная тщательная проверка индивидом, что можно или нужно публично обнаруживать: основная пружина – страх перед изоляцией – выключена, индивид чувствует себя частью целого и может не боятся контрольной инстанции.
В отличие от конкретной толпы «латентна», или абстрактная, масса индивидов создает благоприятные условия для возникновения конкретной, «действенной» толпы. Леопольд фон Визе приводит следующий пример: «В августе 1926 г. … заполненный иностранцами автобус был остановлен полицией недалеко от бушевавшего пожара с предписанием – ввиду возможного распространения огня - следовать другим путем. Толпа, вероятно полагавшая, что чужаки приехали поглазеть на пожар, сразу же настроились против них… и, прежде чем полиция смогла помешать, на пассажиров автобуса обрушился град камней, от которых многие пострадали. Лишь благодаря энергичным действиям стражей порядка удалось освободить иностранцев» [18, с.9].
«Организованная толпа» представляет собой устойчивое образование с конкретной целью, имеющее одного или нескольких руководителей, которые образцово создали или образцово повторили создание конкретной «действенной» толпы. Напротив, можно представить себе примитивную спонтанную, неорганизованную толпу, сформировавшуюся без какой-либо цели под влиянием обстоятельств, с самоцелью достичь эмоциональной кульминации, которая обеспечивается участием в спонтанных действиях толпы: чувство общности, интенсивное возбуждение, нетерпение, ощущение силы и неодолимой власти, гордость, разрешение на нетерпимость, нервозность, потеря чувства реальности, безответственные поступки – все кажется возможным, во все можно верить без тщательного обдумывания, никаких требований к выдержке, терпению. Характерным для такой толпы является полная непредсказуемость перехода от одной цели к другой, подверженность влияниям.
Абстрактная, латентная масса и конкретная, действенная толпа действуют по разным законам; это люди, испытывающие и не испытывающие страха перед изоляцией. В конкретной толпе настолько сильна общность, что индивиду не нужно стремиться обезопасить себя – знать, как говорить, как действовать. В такой тесной связи возможны и драматические перемены.
Мода – это общественное мнение. Человека волнует ощущение того, что он движется в одном направлении с другими, это воодушевляет его. Средства демоскопии сегодня позволяют наблюдать накал зрительских симпатий во время Олимпийских игр, чемпионатов мира по футболу или демонстрация многосерийного детектива по телевизору, когда пустеют улицы. Что это – стадное чувство или состояние безопасности, или способ противостоять, действовать; освобожден ли индивид – хотя бы на какое то время – от страха перед изоляцией?
Сегодня средствами демоскопии мы познаем способность квазистатистического органа воспринимать частотные распределения и изменчивость мнений всего окружения с высокой долей чувствительности. Своеобразие этих восприятий среды, оценок мнения большинства людей заключается в том, что они практически во всех группах населения резко меняются одновременно. Здесь должно существовать нечто помимо личных связей индивида – дар восприятия, благодаря которому мы можем наблюдать за большой массой людей одновременно, то есть за сферой, которую называют общественность.
Квазистатистический орган человека – это связующее звено между индивидуальным и коллективным. Имеется в виду способность индивида в связи с людьми, их поступками и идеями воспринимать отношения одобрения или неодобрения, отверженность в среде, а также малейшее их изменение и соответственно способность реагировать на подобные изменения, то есть по возможности не обособляться.
XIX и XX века отмечены противоборством двух взглядов: согласно одному из них, в человеке преобладает чувство стадности как инстинктивного поведения; другой утверждал разумные реакции на опыт взаимодействия с действительностью, и такая позиция лучше согласовывалась с гуманистическим идеалом. С исторической точки зрения можно сказать, что бихевиоризм поглощает обе теории инстинкта. Смешению благоприятствует то обстоятельство, что важный и, несомненно, человеческий способ поведения – подражание – имеет два различных корня, два различных мотива, внешне нераспознаваемых. Здесь мы возвращаемся к различию между подражанием как учебой, подражанием с целью познания, подражанием апробированным способам поведения, чтобы перенять опыт и знание других или позаимствовать аргументы из предположительно умного суждения, предположительно хорошего вкуса, с одной стороны, и подражанием из желания быть похожим на других, подражанием из страха перед изоляцией – с другой. Научные школы, делающие акцент на разумность человека, объявляли подражание целесообразным поведением в обучении, а поскольку эти школы одержали победу над различными теориями инстинктов, то и подражание из-за страха перед изоляцией стало непопулярной темой для изучения [18, с.10].
Рассмотрим учебу, приобретение знаний как мотив подражания. Андрэ Мальро говорит так: мода – это способ поведения, который, пока он нов, можно обнаружить публично, не оказавшись в изоляции, или, спустя одну фазу, нужно демонстрировать публично, если не хочешь оказать в изоляции. Таким образом, человеческое общество может удостовериться в своей сплоченности и достаточной готовности индивида на компромисс.
Стрижку, ношение одежды и обуви Сократ причислял к неписанным законам, на которых основывается общность, в такой же мере, как и тип музыки. Стоит остерегаться вводить новую музыку, это может быть опасным для целостности. Ибо не удается поколебать основ музыки, не покачнув при этом законы государства…
Учитывая игровой характер моды, легко ошибиться относительно ее большой серьезности, значимости как механизма интеграции в общество. При этом не имеет значения, утверждает ли общество свою сплоченность при наличии или в отсутствии разработанного статуса о рангах, то есть, используется ли одежда, обувь, прическа или борода для обозначения ранговых различий или, наоборот. Известно, что игровые свойства моды особенно пригодна для маркировки ранга. Это обстоятельство привлекло намного больше внимания – мода как выражение стремления к дифференциации и престижу по сравнению с более распространенным давлением в сторону конформности, на котором упорно настаивал Джон Локк, когда называл закон мнения законом репутации, или моды.
Недовольство модой как дисциплинирующим средством обнаруживается во многих речевых оборотах негативного характера: капризы моды, дьявол моды, денди, модный франт; с модой ассоциируются понятия внешняя и поверхностная, быстротечная; подражание становится передразниванием.
При проведении демоскопического анализа рынка выяснилось, что потребительницы на вопрос что их больше волнует при покупке платья, довольно часто отвечают: Оно должно быть вне времени. Здесь изливаются потоки гнева против потребительского принуждения, гнева по поводу необходимости компромисса между собственными склонностями и требованиями моды. И это все для того, чтобы не подвергнуться осмеянию в современном обществе, а то и вовсе оказаться отверженными. Чрезвычайно легко доступная наблюдению одежда, которую мы носим – прекрасное средство для выражения духа времени, информирующее также о том, что индивид послушен, что он умеет включиться в общность.
В известной антологии Бендикса и Линсета Класс, статус и власть неодобрительно говориться о том, что в словаре социальных наук мода толкуется чересчур расширительно, что это излишне генерализованный термин, что она применима ко всем элементам социальной и культурной сферы. Ядром столь широкого употребления слова мода является понятие переменчивость.
Относительно всех сфер, не связанных друг с другом, человек может оказаться внутри или снаружи; и он должен внимательно следить за любыми изменениями в своей сфере, чтобы не оказаться в одиночестве. Угроза изоляции существует повсюду, где оценки пробивают себе дорогу в качестве господствующих мнений. Мода – выдающееся средство интеграции. Только ролью моды можно объяснить, почему столь незначительные вещи, вроде формы каблука или воротничка, влияют на содержание общественного мнения, становятся сигналом изнутри или снаружи. При этом оказывается, что все те различные сферы, в которых как-то проявляется мода, как раз взаимосвязаны между собой.................

Список литературы:
1 Бондин В. И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В. И. Бондин // Теория и практика физической культуры, 2004. - №10. – С.151-18
2 Кожевникова Л. Физическое воспитание как средство формирования здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи / Л. Кожевникова // Физическое воспитание студентов, 2010. – № 3. – С. 34-38
3 Бауэр В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. 2001. - № 1
4 Неверович С. Л., Хаточкин В. Г. Спорт и окружающая среда: перспективы развития // Теория и практика физической культуры. 2001.- № 3
5 Рыжов П.А. От влиятельной спортивной державы к здоровой России. // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 1
6 Сутула B. Л. Некоторые противоречия в развитии современной теории спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. - № 4





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.