Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ВЕРХНЕУРАЛЬСКА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 11.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: 87.

Описание (план):


ГОУВПО “Челябинский государственный университет”
Миасский филиал
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления


Курсовая работа


АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ВЕРХНЕУРАЛЬСКА




Выполнила: студентка группы МУ-301
Васильева Татьяна

Научный руководитель:
Конакова Ольга Владимировна


Миасс 2010
2
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
1. Теоретические основы проведения анализа социально-экономического положения МО…………………………………………….6
1.1 Понятие муниципального образования и его социально-экономическое положение…………………………………………………......6
1.2 Основные задачи, стоящие перед анализом социально-экономического положения МО……………………………………………….8
1.3 Методики оценки социально-экономического положения МО…10
2. Характеристика объекта исследования…………………………16
2.1 Общая характеристика города Верхнеуральск…………………...16
2.2 Характеристика уровня жизни населения…………………………18
2.3 Экономическая база города Верхнеуральск……………………....24
2.4Характеристика городского хозяйства, социальной сферы и сферы услуг……………………………………………………………………………...30
3.Анализ проблем муниципального образования и выявления путей их решения……………………………………………………………..41
3.1Общая оценка положения города Верхнеуральск………………...41
3.2 Ранжирование проблем МО………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………..45
Список используемой литературы………………………………….47
Приложение…………………………………………………………….49


3
Введение
В современных условиях продолжающегося перехода России к рыночным отношениям происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития. Требуется их активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти.
Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.

4
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.
Проблемы развития муниципальных образований стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления обусловила формирование достаточно широкой палитры подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.[10]
Целью курсовой работы является выявление проблем на основе анализа социально-экономического положения на уровне муниципального образования г. Верхнеуральска Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть социально-экономическое положение муниципального образования;
- охарактеризовать объект исследования;
- провести анализ по основным показателям социальной, экономической и демографической сферам развития МО за определенный период времени;
5
- проанализировать проблемы муниципального образования и выявить пути
их решения.
Объектом исследования является МО г. Верхнеуральск.
Предметом исследования - социально-экономическое положение данного города.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистика по Челябинской области, и МО Верхнеуральского городского округа.





6
1. Теоретические основы проведения анализа социально-экономического положения МО
1.1 Понятие муниципального образования и его социально-экономического положения
Муниципальное образование — населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
-сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
-городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
-муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные
полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
-городской округ — городское поселение, которое не входит в состав
7
муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
-внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; [2]
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Понятие “социально-экономическое развитие” не может быть применено к каждому муниципальному образованию, хотя в соответствии с
Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” формально это не так. Под строгим смыслом слов здесь понимается то, что экономические законы и законы развития общества (социальные законы) не являются проявлениями чьей-либо субъективной воли, а отражают объективные экономические и
8
социальные связи. Таким образом, не каждое муниципальное образование может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие.
В настоящее время в России идет процесс формирования муниципальных образований, т.е. в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации идет установление границ муниципальных образований. Во многих случаях границами муниципальных образований становятся границы административно-территориального деления субъекта Российской Федерации.
Административная граница выбиралась из различных критериев, главным из которых был критерий, обеспечивающий более удобное управление территорией. Вопросы, связанные с социальным развитием, в значительной степени были вторичными даже по отношению к экономическим вопросам. В этой связи в отношении муниципальных образований, не являющихся компактными поселениями, необходимо проводить дополнительное исследование на предмет их возможности развиваться в качестве целостного социально-экономического образования.
Таким образом, комплексное социально-экономическое развитие относится к муниципальным образованиям, которые являются самостоятельными поселениями. Для остальных муниципальных образований вопрос их самостоятельности в смысле осуществления
собственных планов социально-экономического развития должен быть дополнительно исследован в каждом отдельном случае. [13]

1.2. Основные задачи, стоящие перед анализом социально-экономического положения МО

9
Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Анализ осуществляется путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода (год, квартал и др.) с плановыми, а также с фактическими показателями за предшествующие периоды.
Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять. Результатом анализа должны быть предложения по улучшению состояния дел в муниципальном образовании.
Основными исходными данными для проведения экономического анализа являются данные, получаемые от органов государственной статистики, других органов государственной власти и местного самоуправления.
Кроме статистических показателей, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны
учитываться мнение населения, оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и др. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности и объективности.
Качество анализа в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.
Основные задачи, стоящие перед анализом социально-экономического положения территории являются следующие:
1. Организация получения достоверной информации о социально-экономическом положении МО.
2. Оценка и системный анализ информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер социально-экономических изменений.
10
3. Обеспечение органов управления, учреждений и организаций, а также граждан полученной информацией.
4. Разработка прогнозов социально-экономического развития и рекомендаций по преодолению негативных тенденций.
В современных условиях повышение значимости уровня муниципального управления требует от органов управления городом принятия обоснованных решений о стратегии социально-экономического развития. Неотъемлемым инструментом традиционного стратегического менеджмента является SWOT-анализ. [13]

1.3.Методики оценки социально-экономического положения МО ................


45
Заключение
В соответствии с поставленной задачей было определено понятие муниципального образования и социально-экономического положения и развития.
Муниципальное образование — населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения
В ходе курсовой работы был проведен анализ социально-экономического положения города Верхнеуральск.
При анализе социально-экономического положения г. Верхнеуральск за основу была взята методика «Подходы Фонда «Институт экономики города»».
Согласно выбранной методике был произведен расчет показателей, характеризующих социально – экономическое положение города.
А именно, характеристика уровня жизни населения, экономическая база города Верхнеуральска, характеристика городского хозяйства, социальной сферы и сферы услуг.
Подводя итоги по характеристики уровня жизни населения можно сказать, что происходит сокращение численности населения. Рождаемость увеличивается, цепной прирост населения постепенно растет. Высокая средняя заработная плата.
Делая выводы по экономической базе города Верхнеуральска, можно сказать, что за три года с 2006 по 2008 год она потерпела серьезные изменения. Спад сельскохозяйственной промышленности, спад
промышленного производства. Высокий уровень безработицы. Но успешно развивается инвестиционный капитал.
Сделав анализ характеристики городского хозяйства, социальной сферы и сферы услуг можно сказать, что обеспеченность жильем с каждым
46
годом растет. В сфере здравоохранения наблюдается нехватка медицинского персонала. Уровень преступности в среднем выше, чем по Челябинской области.
Подводя итоги можно сказать, что город постепенно развивается. На ближайшее будущее главной целью города должно стать развитие экономической и социальной базы города Верхнеуральск.


47
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Режим доступа [garant.ru от 25.04.07]
4. Закон РФ №8-ФЗ от 08.01.1998 г « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации (с изменениями на 25 июля 2002 года)». Российская газета № 8 от 16.01. 1998 г.
5. Подходы Фонда «Институт экономики города» к разработке системы индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований
6. Муниципальные образования Челябинской области. Основные социально-экономические показатели: Стат.сб. В 2 ч. Часть 1/ Челябинскстат .– Челябинск, 2009. – 177 с.
7. Муниципальные образования Челябинской области. Основные социально-экономические показатели: Стат.сб. в 2ч. Часть 2 /Челябинскстат – Челябинск, 2009. – 248 с.
8.Бочкарева Т.В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования. -- М.: МОНФ, 2003. - 360 с.
9. Васильев А.А. Муниципальное управление. Конспект лекций. - Н.Н., 2000. - 530 с.
10.Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 2004. - 249 с.
11.Государственное и муниципальное управление. Справочник. / Под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. - М., 2003. - 320 с.
12. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. М.: Мысль, 2002. - 247 с.
13. Методические рекомендации по формированию концепции социально-
экономического развития муниципального образования / под ред. В.Е.
48
Рохчина. -- М.: РИЦ Муниципальная власть, 2000. - 152 с.
14. Устав Верхнеуральского Муниципального района от 24 июня 2004 года.
15 Основы стратегического управления. П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. /Учебное пособие. - М., 2005.
16. chelindustry.ru/ - Челябинская область
17. verhneuralsk.ru/upravlen
18. verhneuralsk.wen.su/



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.