На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ООО «АРДИНСКИЙ ХЛЕБ»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 99. Уникальность по antiplagiat.ru: 57.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ …………………..……………………..9
1.1. Теоретические основы стратегического планирования
на предприятии………………………………………………………………..9
1.2. Методы разработки стратегических планов развития
предприятия …………………………………………………………………16
1.3. Роль стратегического планирования в развитии предприятия ………28
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО «АРДИНСКИЙ ХЛЕБ»…………………………………………………37
2.1. Общая характеристика ООО «Ардинский хлеб»……………..………37
2.2. Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия………………………………...........................52
2.3. Анализ стратегического развития предприятия……………………68
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ООО «АРДИНСКИЙ ХЛЕБ»……73
3.1 Анализ внешней и внутренней среды…………………………………73
3.2. Инвестиционный проект по производству вафельных тортов……………………………………………….………………………...76
3 Оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта……...86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….99


ВВЕДЕНИЕ

Не более десяти лет назад стратегическое управление не воспринималось как ключевой фактор успеха предприятия, более того, сомнению подвергалась сама необходимость какого-либо планирования в столь сложных и неопределенных экономических условиях. Зачастую можно было услышать: «Семьдесят лет планировали – достаточно, теперь мы идем к рынку». Затем ситуация несколько изменилась.
На любом предприятии постоянно решаются проблемы, связанные с повышением эффективности производства, сокращением затрат, увеличением объемов сбыта, улучшением рекламы и другие. Проблемы на всех уровнях управления возникают автоматически, в связи с необходимостью ежедневного управления и контроля. Стратегические проблемы, если их специально не выявить, могут остаться незамеченными на фоне текущей деятельности. Предприятия обычно крайне медленно реагируют на изменение ситуации, необходимость отвлечься от существующих проблем и заняться решением стратегических задач. Как отмечает И. Ансофф, когда у менеджеров все-таки остается время для стратегии, оперативных проблем уже просто не существует, либо они уже значительно ослаблены, либо, наоборот, их интенсивность поднялась до критической точки.
Так как обнаружить наличие стратегических проблем весьма сложно, необходимо уделять им особое внимание. Иначе усилия работников предприятия могут быть направлены на повышение эффективности оперативных управленческих решений как раз в тот момент, когда адекватный ответ на стратегические угрозы может привести к радикальному улучшению деятельности предприятия. Лишь те управляющие, которые стали ориентироваться на использование профессиональных методов управления, смогли адаптировать свои предприятия к условиям рынка.
Несмотря на различие путей развития, общим для всех является то, что сегодня практически любое российское предприятие представляет собой инвестиционный проект или их совокупность. Проект необходимо разработать, проанализировать его сильные и слабые стороны, предоставить потенциальным инвесторам, обеспечить его финансирование, а также эффективно управлять процессом его реализации. Но кто возьмет финансировать данный проект, если на предприятии нет эффективной системы стратегического управления, нет четких и ясных стратегий развития и целей, к которым стремиться данное предприятие.
Современные стратегии организаций должны базироваться не на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон как основы конкурентных преимуществ, а на познании и развитии внутреннего потенциала организации и стремлении так изменить свое внешнее окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование. Те организации, которые пойдут иным путем (путем реализации пассивных стратегий или эволюционного развития), рискуют оказаться в организационном вакууме. Иными словами, может оказаться, что во внешнем окружении не будет соответствующей им ниши.
Таким образом, выбор и разработка стратегий развития становиться насущной потребностью предприятия, действующего в современной рыночной среде.
Целью работы является выбор стратеги развития производственной деятельности ООО «Ардинский хлеб». Постановка цели потребовала решения следующих основных задач:
– исследовать теоретические и методологические аспекты стратегического планирования на предприятии;
– дать общую характеристику предприятия;
– провести финансовый анализ деятельности ООО «Ардинский хлеб»;
– обосновать роль стратегического планирования в деятельности предприятия.
Материалами для практической части исследования служат официальная бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Ардинский хлеб».
При проведении исследования применялись системный подход, такие общенаучные методы, как аналогия, сравнение и обобщение; экономико-статистический и нормативный методы, а также специальные методы: динамический и структурный (горизонтальный и вертикальный) анализ показателей работы предприятия; расчет и анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ.
В процессе работы над использованы законодательные и нормативные акты РФ, труды ведущих экономистов по экономическому и финансовому анализу деятельности предприятия таких, как Савицкая Г.В., Крейнина М.Н., Шеремет А.Д. и др, оперативная, статистическая, бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Ардинский хлеб» за 2008-2010 годы.


?
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии

Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».
В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.
По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы правил:
1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.
2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.
Стратегии имеют несколько отличительных черт:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы..............


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.
Актуальность выбора темы работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг. В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.
Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выбора и реализации стратегии развития и осуществления стратегического управления.
Следует признать, что организация может обходиться и без стратегии и стратегического управления. Стратегическое управление является скорее витамином, чем обязательным компонентом. Однако, в современных условиях стратегическое управление можно сравнить с сильно действующем витамином, который следует употреблять очень осторожно, чтобы дать организации больше сил для нормального функционирования и развития, а не навредить ей до смерти. Поскольку ритм современной жизни очень сильно отличается от того, что было 30, 20 и даже 10 лет тому назад, поскольку и применение витамина «стратегическое управление» должно отличаться от того, что было раньше. Современные стратегии организаций должны базироваться не на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон как основы конкурентных преимуществ, а на познании и развитии внутреннего потенциала организации и стремлении так изменить свое внешнее окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование. Те организации, которые пойдут иным путем (путем реализации пассивных стратегий или эволюционного развития), рискуют оказаться в организационном вакууме. Иными словами, может оказаться, что во внешнем окружении не будет соответствующей им ниши.
Принципы деятельности ООО «Ардинский хлеб» представляются следующими:
u Обеспечение выпуска качественной продукции, пользующейся доверием у покупателей.
u Обеспечение устойчивого и рентабельно работающего производства.
u Защита и забота о работнике предприятия и его семье.
u Соблюдение законодательства Российской Федерации, Республики Марий Эл.
u Обеспечение экологически безопасного производства.
В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем. Основные потребности потребителей продукции ООО «Ардинский хлеб» приведены ниже:
u Качество продукции и ее экологическая безопасность.
u Умеренная цена.
u Удобство расположения торговых точек.
Исходя из выше приведенного анализа ООО «Ардинский хлеб», миссия предприятия представляется следующей: «Удовлетворение потребности населения района в качественной и доступной продукции хлебопечения».
Долгосрочные цели ООО «Ардинский хлеб».
7. Сохранить лидирующие позиции на рынке продуктов хлебопечения Килемарского района(более 50 процентов).
8. Ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией).
9. Повысить уровень фондовооруженности труда (на 15 процентов) и сократить прямые затраты рабочего времени (на 15 процентов).
10. Увеличивать объемы инвестиций, направляемых в социальную сферу предприятия (довести долю отчислений от прибыли на социальные нужды до 30 процентов от нераспределенной прибыли).
11. В коммерческом отделе создать подотдел маркетинговых исследований.
12. Укрепить позиции предприятия в глубинке.
Краткосрочные цели ООО «Ардинский хлеб».
6. По планово-экономическому отделу:
u Разработать план реализации на будущий год.
u Составить бизнес-план по производству нового вида продукции-вафельных тортов.
7. По коммерческому отделу:
u Подготовить информацию о структуре реализации по географическому принципу.
u Сделать конкретные предложения о населенных пунктах, где в первую очередь необходимо строить торговые представительства, а в которых ограничиться завозом в существующие магазины или торговлей с колес.
u Подготовить информацию для передачи образующемуся подотделу по маркетингу по поставщикам, клиентуре, проводившимся исследованиям и т.д.
8. По отделу труда и заработной платы.
u Произвести мониторинг рабочей силы на вопрос замещения вакантных должностей в образующихся отделах.
u Составить положение об отделе стратегического развития.
u Определиться с изменившейся организационной структурой: кто?, кому? и на каких основаниях должен подчиняться и с каким отделом сотрудничать.
u Определить количество и размер оплаты труда персонала в открываемых магазинах.
9. По производственному отделу.
u Составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет.
u Составить программу модернизации оборудования.
u Решить вопрос с автофургонами для выездной торговли.
10. По бухгалтерии.
u Рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике, и если нет, то указать на «белые» пятна, доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе.
u Предоставить отчет по вопросу о правовом положении и деятельности муниципальных предприятий и выяснить наиболее выгодные стороны данной деятельности в плоскости уменьшения налоговых отчислений и приоритетности функционирования (с использованием сторонних экспертов).
Данные цели-задания должны быть доведены до руководителей соответствующих подразделений за 3 месяца до наступления отчетного периода. С каждым из руководителей проводится личное совещание директором ООО «Ардинский хлеб» для утверждения всех основных моментов. За месяц до отчетного периода проводится общее совещание всей дирекции завода для окончательной оптимизации позиций и для координирования собственных действий.
Таким образом, при данном количестве полученной информации и в результате проведенного анализа, стратегия ООО «Ардинский хлеб» в современных экономических условиях представляется следующей: «Удержание ведущего положения на рынке продуктов хлебопечения в Килемарском районе (ограниченный рост) и продвижение собственной продукции на территориальные рынки района».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акмаева Р.И. Стратегический менеджмент. Р.И. Акмаева/Учебное пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 419 с.
2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. –И. Анософф/ С.-Пб.: Питер, 2009. – 342 с.
3. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. В.А. Баринов/Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 237 с.
4. Бухалков М.И. Планирование на предприятии. М.И. Бухалков/Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 415 с.
5. Вишневская О.В. Направленность стратегического развития предприятия: модели, контроль и управляющие воздействия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №5. – С.58-66.
6. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. А.Л. Гапоненко/Учебник. – М.: Омега-Л, 2011. – 464 с.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент. И.Н. Герчикова/Учебник, 4-е изд. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 512 с.
8. Глухов В.В. Менеджмент. В.В. Глухов/Учебник, 3-е изд. – С.-Пб.: Питер, 2008. – 608с.
9. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. В.А. Горемыкин/Учебник, 7-е изд. – М.6 Юрайт, 2012. – 695 с.
10. Грибов В.Д. Менеджмент. В.Д. Грибов/Учебное пособие. – М.: КноРус, 2011. – 280 с.
11. Гуляев С.Л. Оценка привлекательности стратегических зон хозяйствования для малых предприятий с учетом региональных условий хозяйствования // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009.-№3. – с. 31-53.
12. Гуськов Ю.В. Стратегический менеджмент. Ю.В. Гуськов/Учебное пособие. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2011. – 189 с.
13. Долгов А.И., Прокопенко Е.А. А.И. Долгов/Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2008. – 280 с.
14. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Е.Л. Драчева/Учебник. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
15. Екатериновская М.А. Стратегический менеджмент. М.А. Екатериновская/Учебное пособие. – М.: Компания Спутник +, 2008. – 234 с.
16. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - №2. – с.3-26.
17. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Л.Г. Зайцева/Учебник. – М.: Магистр, 2011. – 526 с.
18. Зачем выяснять «зачем»? // Босс: Бизнес: организация, стратегия, системы. 2010. - №1. – с.74.
19. Зельдович Б.З. Менеджмент. Б.З. Зельдович/Учебник. – М.: Экзамен, 2007. – 592 с.
20. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент.В.Н. Зиновьев/ Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 424 с.
21. Зуб А.Т., Локтионов М.В. Стратегический менеджмент. – М.: Генезис, 2011. – 848 с.
22. Зубкова А.Г., Мусаева Д.Э. Стратегический менеджмент. А.Г.Зубкова/Учебник. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
23. Ильин А.И. Планирование на предприятии. А.И. Ильин/Учебное пособие. – М.: Новое знание, Инфра-М, 2011. – 667 с.
24. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Г.Б. Казаначевская/Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 346 с.
25. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А.А. Канке/Учебное пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. – 384 с.
26. Кнышова Е.Н. Менеджмент. Е.Н. Кнышова/Учебное пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2010. – 512 с.
27. Комплексный экономический анализ предприятия. Под ред. Н. Войтоловского, А. Калининой. – С.-Пб.: Питер, 2010. – 256 с.
28. Коротков Э.М. Менеджмент. Э.М. Коротков/Учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 640 с.
29. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент. – М.: Академия, 2011. – 205 с.
30. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. Н.Ю. Круглова/Учебник. – М.: Высшая школа, 2008. – 492 с.
31. Крымов С.М. Стратегический менеджмент. – М.: Академия, 2011. – 208 с.
32. Купцов М.М. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. – М.: РИОР, Инфра-М, 2011. – 183 с.
33. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. Ю.Н.Лапыгин/Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 236 с.
34. Лясников Н.В., Дудин М.Н. Стратегический менеджмент. Н.В. Лясников/Учебное пособие. – М.: КноРус, 2011. – 256 с.
35. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент.Ю.А. Маленков/ Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 224 с.
36. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Справочное пособие. – М.: Инфра-М, 2011. – 288 с.
37. Маховикова Г.А., Кантор Е.Л., Дрогомирецкий И.И. Планирование на предприятии. – М.: Юрайт, 2010. – 140 с.
38. Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. - №5. – с. 3-10.
39. Менеджмент. Учебник. Под ред. И.Н. Шапкина. – М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2011. – 690 с.
40. Набиев Р.А., Локтева Т.Ф. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.
41. Одинцов В.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. – М.: академия, 2008. – 256 с.
42. Одинцова Л.А. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: академия, 2009. – 267 с.
43. Осипов Г.В., Лисичкин В.А., Корягин Н.Д. Менеджмент. Учебник. – М.: Норма, Инфра-М, 2011. – 528 с.
44. Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: КноРус, 2011. – 496 с.
45. Песоцкая Е.В., Русецкая О.В., Трофимова Л.А. Менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт, 2011. – 656 с.
46. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Учебно-практическое пособие. – М.: Юрайт, 2010. – 448 с.
47. Разу М. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2011. – 320 с.
48. Савельева Н.А. Стратегический менеджмент. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 382 с.
49. Савкина Р.В. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 324 с.
50. Симунин Е.Н., Васильцова В.М., Симунина Т.А., Васильцов В.С. Планирование на предприятии. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2010. – 336с.
51. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятия. Учебник. – М.: Инфра-М, 2011. – 378 с.
52. Смекалов П.В., Бадмаева Д.Г., Смолянинов С.В. Анализ финансовой отчетности предприятия. Учебное пособие. – С.-Пб.: Проспект науки, 2009. – 472 с.
53. Сосненко Л.С. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009. – 256 с.
54. Ткачук Л.Т. Менеджмент. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 539 с.
55. Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Экономика, 2011. – 479 с.
56. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. – СПб: Питер, 2010. – 448 с.
57. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 468 с.
58. Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. Учебник. – М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. – 285 с.
59. Ширяев В.И., Баев И.А., Ширяев е.В. Управление предприятием. Учебное пособие. – М.: Либроком, 2010. – 272 с.
60. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. Учебное пособие, 2-е изд. – С.-Пб.: Питер, 2009. – 320 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.