На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 12.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление

Введение 3
Глава 1. Подходы к исследованию эмоционально-личностной сферы у детей с физическими недостатками 6
1.1. Исследование образа Я и восприятия себя в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2. Реакция человека на физический недостаток или заболевание 14
1.3. Взаимосвязь психических и физических факторов в возникновении, развитии, и исходе заболевания 22
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками 31
2.1. Цель, задачи, гипотеза.
2.2. Методики исследования
2.3. Характеристика испытуемых 31
2.4. Результаты исследования и их обсуждение 44
2.3 Выводы 59
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения 65

Введение

Актуальность темы.
Образ телесного "Я", который является частью представления человека о себе самом, в немалой степени подвержен внешним воздействиям, протекающим как на вербальном, так и невербальном уровнях. Испытывая их на себе и пытаясь определенным образом интегрировать, человек неизменно соотносит с ними свое восприятие собственного тела. Внешность человека является, однако, лишь одним из аспектов всего образа "Я", несмотря на то, что гомосексуальные средства массовой информации и реклама уделяют ей чрезмерно большое внимание. Если же образ "Я" человека основан исключительно или преимущественно на его телесном образе "Я", высока вероятность, что у такого человека возникнут психологические проблемы. Это относится и к детям. В случае наличия какого-либо физического недостатка происходит изменение Я-концепции и восприятия образа собственного тела.
В данной работе рассмотрены вопросы психологических особенностей восприятия собственного тела детьми с физическими недостатками и сделаны некоторые практически значимые выводы по результатам проведенного исследования.
Акцентировано внимание на специфике состояния системы психической реальности детей на каждой из стадий (фаз) процесса формирования болезни, лечения и реабилитации в целом. Все перечисленное рассмотрено в соответствии с фундаментальными методологическими положениями психики человека, невротических и психосоматических расстройств.
В многочисленных исследованиях сообщается о том, что некоторые заболевания являются психосоматическими расстройствами. Однако, несмотря на большой объем публикаций, необходимо констатировать недостаточную разработку проблемы. Систематических исследований эмоционально-личностной сферы на достаточно больших выборках больных не проводилось, и об особенностях и общей распространенности этих расстройств можно судить, основываясь на сумме отдельных особенностей личности больных.
В связи со значительной вариативностью данных невозможно вынести окончательного суждения и о распространенности отдельных особенностей личности у детей с физическими недостатками.
Цель: исследование особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками.
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1) Провести анализ литературы по проблемам исследования.
2) Подобрать методический комплекс для исследования особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками.
3) Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционально-личностной сферы у подростков с физическими недостатками.
Объектом исследования является эмоционально-личностная сфера подростков с физическими недостатками.
Предметом исследования являются особенности тревожности, самооценки и восприятия собственного тела детьми с физическими недостатками.
Гипотеза: у подростков с физическими недостатками отмечается повышенная тревожность, сниженная самооценка по сравнению с их здоровыми свертсниками.


Глава 1. Подходы к исследованию эмоционально-личностной сферы у детей с физическими недостатками

1.1. Исследование образа Я и восприятия себя в отечественной и зарубежной литературе

Образ Я как особое психическое образование был выделен и охарактеризован У.Джемсом еще в 1892 г. в рамках изучения самосознания. В последнем он различал Я-объект, или Я-познаваемое, и Я-субъект, или Я-познающее. В эмпирических исследованиях основное внимание уделялось Я-объекту, которое впоследствии стали называть образ Я.
Далее в психологии изучалось: 1) содержание образа Я — категории, в которых индивид осознает свои особенности. Последние могут вызывать к себе разное отношение — от восторженного до крайне критического. Осознается как наличие, так и отсутствие у себя тех или иных черт; 2) структурные компоненты образа-Я, куда входят Я-реальное, Я-идеальное, Я-демонстрируемое и т.п. (У. Джемс, К.Роджерс и другие); 3) происхождение образа-Я, которое рассматривается как результат общения ребенка со взрослым (Дж.Мид, М.И.Лисина); 4) регулятивная функция образа-Я, которая была обнаружена: а) в ситуации целеполагания (К.Левин, Ф.Хоппе), б) в ситуациях противоречия между непосредственными желаниями и соответствием поведения собственным ценностям (Р. Викланд), в) в ситуации морального выбора (С.Г.Якобсон, Г.И.Морева), г) в ситуации самовоспитания (Д.Б.Эльконин, Т.В.Драгунова). [18]
Исследователи отмечают, что особое значение регулятивная функция образа-Я имеет в ситуациях расхождения между непосредственными стремлениями и социальными требованиями и ценностями.
Подобное расхождение обнаруживается и в ситуации формирования столь важных качеств личности, как смелость, настойчивость, ответственность и т.п. Совершение поступков, соответствующих этим качествам, зачастую наталкивается на внутреннее сопротивление, обусловленное такими психическими состояниями, как страх, лень, нетерпение и т.п.
Предъявление себе требований, ориентированных на те или иные качества, выражается в постановке соответствующих им целей. Оно предполагает также данность себя как объекта, т.е. связь этих целей с образом Я. Если ребенок не обладает каким-либо из указанных качеств и понимает это, ни само качество, ни соответствующие ему поступки не могут войти в его Я-реальное, содержащее только уже присущие и осознаваемые ребенком характеристики. Компонентом, в котором могут быть представлены отсутствующие качества и поступки, является так называемое Я-идеальное.
В дошкольном возрасте выделение из нерасчлененной структуры образа Я подструктуры Я-идеальное (его называют Я-потенциальное положительное) и наполнение ее определенным содержанием осуществляются только в сотрудничестве со взрослым.
Моральное поведение (соблюдение норм морали в ситуации свободного морального выбора и вопреки искушению нарушить их) де-терминируется структурой и содержанием образа Я ребенка. Эта струк-тура включает три подструктуры: Я-реальное (действительные, в той или иной форме осознаваемые характеристики ребенка); Я-потенциальное положительное (аналог Я-идеального); Я-потенциальное отрицательное (те характеристики, которыми ребенок не хочет обладать). [18]
Большое значение для решения проблемы исследования образа Я имеет работа Р.Бернса "Развитие Я-концепции и воспитание".
"Я-концепция", по мнению автора, - понятия, включающие в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, и в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Положительная "Я-концепция" определяется тремя факторами: твердой убежденностью в эмпанировании другим людям; уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности; чувством собственной значимости. Эти три основные характеристики приобретаются или усваиваются в процессе межличностного взаимодействия в определенной социокультурной среде. Родители, учителя, сверстники предоставляют ребенку необходимую связь, убеждающую его в том, что он нравится, что он способен добиться успеха в том или ином деле и что он вообще обладает значительностью в их глазах. Это касается всех сторон жизни ребенка, его физического развития, социальных навыков, успеваемости, эмоционального тонуса и многого другого. [26]
"Я-концепция" как совокупность установок, направленных на себя, слагается из трех компонентов: "Образ Я" - представления индивида о самом себе (когнитивная состояния); самооценка - аффективная оценка этого представления, которое может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты "Образа-Я" могут вызвать более или менее сильные эмоции (оценочная состояния); потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны "Образом-Я" и самооценкой (поведенческая состояния).
Значение положительной "Я-концепции" в развитии личности можно оценить как средство обеспечения внутренней согласованности. "Я-концепция" формируется в ходе индивидуального развития под влиянием бесчисленных сенсорных импульсов, воспринимаемых нервной системой. И так как это индивидуально для каждой личности, то и "Я-концепция"
Проблемы, связанные с самооценкой и образом "Я", в отечественной психологии традиционно рассматриваются в контексте изучения самосознания (Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, В.В. Столин, И.И. Чеснокова). Доминирует следующее понимание этих проблем: они - образования познавательной природы и констатирующего характера, т.е. в них фиксируются представления ребенка о его наличных качествах и возможностях. [26]
Исследования С.Г. Якобсона и Т.И. Фещенко направлены на изуче-ние двух вопросов. Во-первых, может ли образ "Я" детерминировать не только моральное, но и другие формы поведения детей. Во-вторых, является ли обнаруженный ими способ воздействия взрослого на образ "Я" ребенка и тем самым на его поведение единственным или существуют другие способы такого опосредованного влияния на поведение. ...............

Выводы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. По результатам методики ЦТО обнаружено, что
Эмоциональное состояние подростков, имеющих физические недостатки, тесно связано с тревогой, переживанием безвыходности, страхом, отвращением, отчаянием, переживаниями потрясения и ужаса; отмечается также и психическая напряженность.
2. Уровень ситуативной тревожности среди подростков, имеющих физические недостатки, выше уровня ситуативной тревожности здоровых сверстников, что, вероятно, вызвано увеличением стрессогенных и тревожных факторов в жизни ребенка.
3. Написать об особенностях семейного воспитания и отношения родителей к испытуемым.



Заключение.
Написать заново по результатам работы.
Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967
2. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье: Древние и новые каноны медицины. С-Пб., 1995
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.- М.: Медицина, 1985
4. Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. – М., 1992
5. Клиника и механизмы патоморфоза соматогенных и психических заболеваний. - Св., 1978.
6. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста - М., 1979.
7. Кэмпвел Р. Герой с тысячью лиц. – М., 1997
8. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983
9. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. С-Пб., 1994
10. Никитин В. Н. Энциклопедия тела. М., 2000.
11. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии. М., 1991
12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995
13. Панин Л.Е., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. - М., 1981
14. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. СПб., 2003.
15. Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александров СПб.: ПИТЕР, 2001.
16. Разенкова А. Я. Игры с детьми младенческого возраста // Школьная пресса, 2000.
17. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. M., 1979.
18. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии, т.2. – М.: Педагогика, 1989
19. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2000. - Т.2.
20. Тарнавский Ю.Б. Под маской телесного недуга. - М.: Знание, 1990. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Медицина"; №3).
21. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психологическими расстройствами: Пособие для врачей. С-Пб., 1992
22. Тимошенко Г. В., Леоненко Е. А. Работа с телом в психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2006.
23. Тхостов А. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2002.
25. Якобсон С.Г., Морееа Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. С. 34—42
26. Якобсон С.Г., Тищенко Т.И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников// Вопросы психологии. – 1997. - № 3



Приложения

Приложение 1

Опросник Спилбергера.

.............


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.