На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Исследование основных групп факторов, оказывающих воздействие на учет и анализ производственных затрат предприятия. Общие принципы калькулирования себестоимости работ в строительной организации, факторы и направления снижения затрат предприятия.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Бухгалтерский учёт. Добавлен: 13.06.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


5
Введение

Затраты представляют собой средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции (работ, услуг), получения доходов и прибыли. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, находят отражение различные стороны производственно - хозяйственной деятельности предприятия.
Поэтому, учет и анализ затрат - это важнейший инструмент управления предприятием. Данные учета затрат являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Изучение структуры себестоимости продукции позволяет произвести объективную оценку уровня показателей прибыли и рентабельности, достигнутого предприятием.
Дипломная работа посвящена учёту, анализу затрат и калькулированию себестоимости строительных работ в ЗАО «Кубаньгазстрой». Закрытое акционерное общество учреждено в порядке и на условиях, установленных Законами РФ «Об акционерных обществах». Полное фирменное наименование общества - закрытое акционерное общество «Кубаньгазстрой».
Целью данного предприятия является получение конечного результата своей деятельности - добавочной стоимости, то есть прибыли. И здесь очень важно иметь четкое представление о том, какие затраты необходимы для производства той или иной продукции, в данном случае для осуществления строительства подземных коммуникаций. Важно правильно определить пути снижения затрат, наиболее эффективные методы их учета и анализа.
Тема дипломной работы актуальна, так как в настоящее время в условиях мирового кризиса на первое место выходит эффективность управления составом и структурой произведенных затрат как важнейшего элемента себестоимости строительного производства. В связи с продолжающейся интеграцией в мировое экономическое пространство данный показатель приобретает первостепенное значение. Кроме того, показатель производственных затрат и связанный с ним показатель себестоимости строительства влияет на эффективность производственно - хозяйственной деятельности, так как именно он отражает конкурентные преимущества того или иного экономического субъекта по сравнению с конкурентами. От уровня производственных затрат зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ производственных затрат и себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, дать оценку работы предприятия по использованию своих возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Производственные затраты и себестоимость продукции находятся во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменений условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико - экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и зависит от величины затрат на производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически, в течение года, в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.
Объектом исследования в данной дипломной работе являются затраты предприятия, калькулирование себестоимости, эффективное управление себестоимостью.
Целью дипломной работы является выявление и анализ резервов снижения производственных затрат и себестоимости строительных работ, а также разработка новых способов и методов по совершенствованию управление затратами. На основе детального анализа себестоимости строительства будут предложены мероприятия и резервы снижения производственных затрат и дано их экономическое обоснование.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- определить и теоретически исследовать основные группы факторов, оказывающих воздействие на учет и анализ производственных затрат предприятия;
- определить общие принципы калькулирования себестоимости работ в строительной организации;
- выявить особенности учета затрат на ведение строительных работ;
- на основе анализа себестоимости строительства определить факторы и выявить направления снижения затрат строительной организации.
Предметом исследования является взаимосвязь состава и структуры производственных затрат с показателями финансово - экономической деятельности предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории и вопросов, связанных с производственными затратами, себестоимостью и финансово - экономической деятельностью предприятия, стратегическим планированием себестоимости продукции.
Проблемы учета и анализа себестоимости, путей снижения себестоимости явились предметом исследования в трудах Аносова В.А., Бакаева А.С., Барышникова Н.П., Бердникова Т.Б., Бреславцева Н.А., Волкова Н.Г., Ефимцева П.П., Кондракова Н.П., Могиленских О.П. Каращенко В.В., Никольской Э.В., Платонова Н.М., Шнейдемана Л.З. и других.
Научная новизна дипломного исследования состоит в разработке инновационных подходов к формированию, распределению и использованию ресурсов предприятия. Основные положения исследования, составляющие научную новизну, сводятся к следующему:
- уточнено содержание понятий «расходы», «затраты», «издержки» и «себестоимость», так как часто в нормативно-правовых актах и профессиональной литературе происходит смешение этих понятий;
- выявлена роль себестоимости в управлении производством;
- выявлены и обоснованы резервы и пути снижения себестоимости ЗАО «Кубаньгазстрой».
Практическая значимость дипломной работы заключается в доведении теоретических положений исследования до практического уровня реализации путем выработки конкретных выводов и рекомендаций. Основные практические результаты исследования заключаются в определении дополнительных резервов и путей снижения себестоимости, и, следовательно, в повышении прибыли и рентабельности предприятия.
1. Общие принципы калькулирования себестоимости работ в строительной организации

1.1 Понятие издержек производства, их виды и состав

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящие к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Таким образом, расходы организации представляют собой совокупность использованных ею средств, относящихся к активам, если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет, то есть доходы организации уменьшаются.
Под затратами понимается использование капитала на приобретение видов ресурсов (трудовых, материальных) для осуществления предпринимательской деятельности организации.
Учет затрат и калькулирование являются основой для принятия большого числа управленческих решений.
Приобретенные ресурсы числятся в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания доходов, на извлечение которых и были использованы данные ресурсы. В момент признания доходов произведенные затраты признаются в качестве расходов. Если затраты не признаны в отчетном периоде в качестве расходов из-за отсутствия приходящихся на них доходов, то они должны включаться в расходы в последующие отчетные периоды.
В условиях рынка издержки производства имеют существенное значение. Во-первых, они определяют обычно минимальный уровень цены товаров. Во-вторых, определяют поведение предприятия на рынке. Так, чем ниже издержки производства (при сохранении качества продукции), тем больше у предприятия возможностей для экономического маневра.
С позиции отдельного предприятия экономические издержки - это те выплаты, которые данная фирма обязана произвести, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь их от использования в альтернативных производствах.
В зависимости от собственности и системы учета экономические издержки производства могут быть внешними и внутренними. Внешние издержки - денежные выплаты поставщикам трудовых услуг, сырьевых, материальных и других ресурсов. Они называются бухгалтерскими издержками производства и соответствуют затратам на наших предприятиях. Внутренние издержки - денежные расходы на ресурсы, принадлежащие предприятию. В состав внутренних издержек включают нормальную прибыль предпринимателя (чтобы удержать его в этой сфере деятельности), доход на собственный дополнительно используемый ресурс и другое.
Кроме них применяются постоянные и переменные издержки производства, которые в совокупности образуют полные или валовые.
Постоянные - это такие издержки производства, величина которых не меняется в данный период времени при увеличении или уменьшении объема производства. К ним относятся: часть ежегодной амортизации зданий и оборудования, заработная плата высшего управленческого персонала и ведущих специалистов, рентные платежи, страховые взносы и так далее. Постоянные издержки обозначаются как «FC».
Переменные - издержки производства, величина которых меняется в зависимости от объема производства. К ним относятся: заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, топливо, энергию и тому подобное. Переменные издержки обозначаются как «VC».
Переменные издержки в зависимости от динамики изменения делятся на три вида: пропорциональные, дигрессивные и прогрессивные. Пропорциональные переменные - это такие издержки, которые изменяются в относительно той же пропорции, что и производство продукции (Q). Дигрессивные переменные - издержки, которые изменяются в относительно меньшей пропорции, чем производство продукции Прогрессивные переменные - издержки, которые изменяются в относительно большей пропорции, чем производство продукции. Так, в тяжелый финансовый период предприятие может определенное время осуществлять производство при ценах, которые покрывают только переменные издержки. В этом случае предприятие несет убытки, равные постоянным издержкам. Однако такие же издержки были бы и тогда, когда производство вообще бы остановилось, но в этом случае предприятие ушло бы из рынка, и это место было бы занято конкурентами.
Валовые (общие или суммарные) издержки производства - это сумма постоянных и переменных издержек производства при данном объекте производства, обозначаются как «ТС». Важное значение в условиях рынка имеют и средние издержки производства в расчете на единицу продукции.
Постоянные издержки FC
Средние постоянные = - = AFC (1)
Количество продукции Q

Переменные издержки VC
Средние постоянные = - = AVC (2)
Количество продукции Q

Валовые издержки ТС
Средние постоянные = - = АТС (3)
Количество продукции Q
Средние издержки обычно используются для сравнения с ценой, которая указывается в расчете на единицу продукции, и при этом можно рассчитывать прибыль на единицу продукции.
Получается, что при малом объеме выпускаемой продукции производство будет неэффективным, так как оборудование окажется недогруженным, а по мере увеличения загрузки оборудования и роста квалификации рабочих будет увеличиваться эффективность производства, что приведет к снижению средних переменных издержек производства. На основе использования величины валовых издержек производства и выручки от продажи продукции можно определить область прибыльного производства продукции, точку безубыточности, максимальную прибыль, область убыточного производства.
Предельными называются дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции (обозначаются как «МС»).
Под структурой издержек понимается процентное соотношение переменных и постоянных издержек предприятия в составе валовых.
Самой характерной причиной такого структурного различия издержек производства может быть то, что на предприятии низкая степень автоматизации [15, с. 310]. Такой низкий уровень автоматизации на предприятии приводит к высокой доле ручного труда, увеличению численности рабочих, росту доли заработной платы в издержках производства и росту доли переменных издержек. В этом случае доля амортизации оборудования невелика, что сказывается на низкой величине постоянных издержек производства.
Калькулирование на любом предприятии организуется в соответствии с определенными принципами, соблюдение которых необходимо в системе бухгалтерского и финансового учета. Однако и в управленческом учете их, как правило, придерживаются.
Первый принцип - это научно обоснованная классификация затрат на производство. Для отдельных отраслей промышленности, а также ряда отраслей сферы материального производства с учетом их особенностей разработаны и утверждены специальные отраслевые рекомендации по планированию и учету себестоимости.
Второй принцип - установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов (рабочие места, бригады, цехи и так далее). Под объектом калькулирования понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для реализации на рынке.
Затем следует разграничение затрат по периодам. При этом необходимо руководствоваться принципом начисления. Его сущность состоит в том, что операции отражаются в бухгалтерском учете в момент их совершения и не увязываются с денежными потоками. Доходы и расходы, полученные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого периода независимо от фактического времени поступления (или выплаты) денежных средств. Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами (расходами) отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде.
Например, расходы по оплате труда включаются в себестоимость не в момент выдачи денег из кассы, а на дату возникновения задолженности организации перед своими работниками.
Третий принцип состоит в раздельном учете по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям. Данный принцип нашел свое отражение в Законе РФ «О бухгалтерском учете» и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [2, с. 8; 10, с. 15].
Система управления затратами представляет собой комплекс взаимосвязанных инструментов воздействия на процесс потребления ресурсов, а также порядок и методы воздействия. Система управления затратами должна обеспечивать достижение оптимального уровня затрат при заданных параметрах социально-экономического развития предприятия. Элементы системы управления представлены на рисунке.

5
Рисунок. Элементы системы управления
1.2 Сущность и структура себестоимости продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.
Иными словами, она показывает, во что обходится каждой организации производство и сбыт (реализация) продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, её достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.
В статье «Анализ себестоимости продукции в современных условиях» автор Никольская Э.В., доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» Московского государственного университета печати, определяет себестоимость важнейшим качественным показателем, характеризующим эффективность хозяйствования коммерческого субъекта. В данной статье автор описывает как изменился подход к показателю себестоимости продукции в связи с переходом от командно-административной системы управления производством к рыночной системе управления.
Себестоимость продукции как обобщенный показатель имеет следующее значение:
выражает результаты всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
образует основу цены товаров;
является одним из основных элементов, определяющих величину прибыли и конечном итоге результат финансовой деятельности предприятия.
Чем экономнее организация использует материальные, трудовые и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем эффективнее производственный процесс, тем больше будет прибыль.
Одним из важнейших условий получения достоверных данных о себестоимости продукции и финансовых результатах деятельности организации является четкое определение состава производственных затрат. От того, какие затраты сопряжены с производством продукции, а какие формируются под воздействием других явлений, зависит величина финансовых результатов (прибыли), правильность и достоверность исчисления налога на прибыль. Поэтому и необходимо определение состава затрат, образующих себестоимость продукции.
Следует отметить, что в системах финансового и управленческого учета подходы к формированию себестоимости различны. В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картинку о затратах. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости. В калькулировании могут участвовать даже те затраты, которые не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в финансовом учете.
В хозяйственной практике выделяются следующие основные виды себестоимости: [37, с. 151]
1. В зависимости от соотношения затрат:
индивидуальные, которые определяются индивидуальными затратами конкретной организации;
среднеотраслевые - определяются средними затратами при производстве продукции в данной отрасли;
2. В зависимости от способов расчета:
плановая - определяется на основе плановых затрат производства;
фактическая - отражает действительные затраты на данном предприятии;
3. В зависимости от последовательности формирования затрат на предприятии:
цеховая - включает все затраты цехов на изготовление продукции;
производственная - включает все затраты предприятия в целом на производство продукции, то есть цеховую себестоимость и общезаводские расчеты;
полная - включает производственную себестоимость и внепроизводственные расходы.
В статье «Процесс управления затратами коммерческой организации», автором которой является профессор Московского государственного университета печати Мерзликина Е.М., говорится о том, что для детального анализа себестоимости продукции необходимо совершенствовать процесс управления затратами организации, чтобы иметь необходимую информацию для проведения анализа.
Для учета себестоимости строительно-монтажных работ и определения финансового результата строительными организациями следует руководствоваться нормативными документами по бухгалтерскому учету - в первую очередь, Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
В соответствии с п. 8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по выполнению строительно-монтажных работ должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация основных фондов;
прочие затраты.
В «Материальных затратах» отражается стоимость:
приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции;
покупных материалов, используемых в процессе производства продукции для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции или расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды;
покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии;
работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонами предприятиями;
приобретаемого со стороны топлива всех видов;
потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
Из затрат на материальные ресурсы, включаемых в себестоимость строительных работ, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса. Возвратные отходы оцениваются двумя способами:
по пониженной цене исходного материального ресурса (если отходы еще могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами, для нужд вспомогательного производства или реализованы на сторону);
по полной цене исходного материального ресурса (если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса). Строительная организация может исходя из принятых объектов учета и экономической целесообразности самостоятельно расширять номенклатуру статей затрат на производство строительных работ.
В статью «Материалы» включаются затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды материальных ресурсов. Указанные затраты определяются исходя их стоимости приобретения этих ресурсов, расходов на доставку до приобъектного склада и заготовительно - складских расходов, включая затраты на комплектацию материалов, осуществляемую конторами материально-технического снабжения или управлениями производственно-технологической комплектации.
В «Затратах на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате работников предприятия, которые заняты в основной деятельности. Кроме того, в состав затрат на оплату труда включается стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам, а также стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование), оставшихся в личном постоянном пользовании другие выплаты и тому подобное.
Начисленная зарплата отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные», 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
В «Отчислениях на социальные нужды» - обязательные отчисления, по установленным законодательством нормам, органам Государственного социального страхования, Пенсионного фонда, Государственного фонда занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции.
В «Амортизации основных фондов» - сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
Предприятия, осуществляющие свою деятельность на условиях аренды, по элементу «Амортизация основных фондов» отражают амортизационные отчисления на полное восстановление, как по собственным, так и по арендованным основным фондам.
К «Прочим затратам» относятся налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и по обязательному страхованию имущества предприятия, а также платежи по кредитам в пределах ставок и другие.
Структура затрат ЗАО «Кубаньгазстрой» приведена в таблице 1 в качестве примера соотношения разных затрат и их динамики за ряд лет.
Таблица 1 - Структура затрат предприятия,%
Элементы затрат
2006
2007
2008
1. Материальные затраты
65,6
62,9
60,3
2. Затраты на оплату труда
15,0
11,7
11,9
3. Отчисления на социальные нужды
3,2
3,0
4,7
4. Амортизация основных фондов
11,1
7,5
7,4
5. Прочие затраты
5,1
14,9
15,7
Исходя из анализа данных таблицы можно сделать выводы. Во-первых, за период с 2007 по 2008 год происходит постепенное снижение доли материальных затрат в общей структуре предприятия на 2,6%. Во-вторых, возрастает доля отчислений на социальные нужды на 1,7%. В-третьих, снизилась доля амортизации основных фондов в размере 0,1%, что вызвано следующим:
темпы выбытия основных фондов превышают темп их ввода;
переоценка основных фондов не соответствовала уровню инфляции.
В-четвертых, в структуре себестоимости возросли прочие затраты на 0,8%. Это обусловлено увеличением процентных ставок по кредитам, ростом командировочных расходов и расходов на рекламу. Для анализа деятельности предприятия важное значение имеет структура себестоимости. На структуру себестоимости продукции влияют следующие основные факторы: характер производства, его технический уровень, трудоемкость выпускаемой продукции, виды материальных ресурсов.
На основе удельного веса отдельных элементов затрат в себестоимости промышленной продукции можно выделить следующие группы отраслей промышленности: трудоемкие - в структуре себестоимости продукции, в которой преобладающую часть составляют затраты на оплату труда и социальные нужды; материалоемкие - химическая промышленность, пищевая, швейная; энергоемкие - цветная металлургия, производство легких металлов.
Калькуляция себестоимости позволяет не только определить себестоимость единицы продукции (изделия), но и:
- выполнить анализ по элементам затрат, с целью вскрытия и использования резервов по экономии ресурсов;
создать базу для определения цены;
обеспечить бухгалтерский учет;
эффективнее организовать производственный процесс, уменьшая расходы материальных ресурсов и обеспечивая экономию труда за счет внедрения прогрессивной техники и лучшей организации труда.
Группировка затрат по статьям калькуляции отражает их состав в зависимости от:
направления расходов: на производство или на его обслуживание;
места возникновения расходов: основное производство, вспомогательные службы, обслуживающие хозяйства.
Типовая группировка затрат по статьям калькуляции включает следующие статьи расходов:
Сырье, основные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты (за вычетом возвратных отходов).
Вспомогательные материалы.
Топливо на технологические цели.
Энергия на технологические цели.
Основная заработная плата производственных рабочих.
Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
Отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
Расходы на подготовку и освоение нового производства.
Общепроизводственные расходы.
Итого: цеховая себестоимость продукции.
Общехозяйственные расходы.
Потери от брака.
Прочие производственные расходы.
Итого: производственная себестоимость товарной продукции.
Внепроизводственные (коммерческие) расходы.
Итого: полная себестоимость товарной продукции.
Калькуляционные статьи расходов делятся на простые, состоящие из одного экономического элемента и комплексные, которые состоят из экономически разнородных, но имеющих одинаковое производственное назначение элементов.
По способу отнесения затрат на себестоимость продукции при её калькулировании они группируются в прямые (приложение 1), непосредственно связанные с изготовлением определенной продукции и относимые на её отдельные виды или заказы, и косвенные (приложение 2), связанные с работой цеха или предприятия в целом. Эти затраты часто делятся на три группы: на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные.
К косвенным относят также внепроизводственные (коммерческие) расходы: по таре и упаковке; транспортировке продукции; стандартизации и унификации продукции; отчисления на централизованную подготовку кадров; на научно-исследовательские работы; отчисления на освоение новой техники и так далее. Такие затраты могут быть распределены между себестоимостями каждого вида продукции (работ, услуг) только на основе специальных расчетов.
По степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на постоянные и переменные. Первые или незначительно, или совсем не зависят от изменения объема производства и включают оплату труда высшего персонала, расходы на содержание здания, оборудования и так далее. Вторые затраты находятся в прямой зависимости от изменения объема производства и включают оплату труда рабочих, расходы на сырье, материалы, топливо и так далее. Но отдельные расходы иногда невозможно отнести ни к постоянным, ни к переменным, так как они включают элементы и тех и других расходов. Такие расходы принято называть условно-постоянными или условно-переменными в зависимости от преобладания в них постоянных или переменных частей [24, с. 211].
По отношению к производственному (технологическому) процессу затраты подразделяются на основные и накладные (приложение 3). К основным относят затраты, связанные с выполнением технологического процесса изготовления продукции
Эти расходы занимают наибольший удельный вес в общей сумме расходов, они являются основой для обычного вида деятельности организации, достигая в отдельных отраслях 90% себестоимости. К накладным - затраты, связанные с организацией, управлением, технологической подготовкой производства и обслуживанием его, то есть общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
В зависимости от участия в производственном процессе затраты делятся на производственные и внепроизводственные (коммерческие). В производственные включают все расходы, связанные с изготовлением товарной продукции (изделий, работ, услуг) предприятия и образующие ее производственную себестоимость. Внепроизводственные, (коммерческие) затраты связаны с реализацией продукции (сдачей работ) потребителям. Сюда включают транспортные расходы, не возмещаемые покупателями, и сбытовые расходы.
Кроме группировки затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям в экономической теории и на практике применяются и другие классификации затрат по различным признакам.
1.3 Роль калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в управлении производством

Калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета существовала не всегда, и ее возникновение непосредственно связано с развитием производительных сил общества. В современной экономической литературе калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.
Появление калькуляции связано с зарождением мануфактурного производства. Формирование производительных сил общества, самого способа производства совершенствовали приемы и методы калькулирования. Наиболее стремительное развитие калькулирование как инструмент оценки рентабельности товаров, как способ преодоления конкуренции получило в условиях промышленного производства.
Задача калькулирования - определить издержки, которые приходятся на единицу их носителя, то есть на единицу продукции (работ, услуг), предназначенной для реализации, а также для внутреннего потребления. Конечным результатом является составление калькуляций. В зависимости от целей калькулирования различают плановую, сметную и фактическую калькуляцию. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей [23, с. 14].
Плановая калькуляция составляется на плановый период на основе действующих на начало этого периода норм и смет.
Сметная калькуляция рассчитывается при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при отсутствии норм расхода.
Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Она используется для контроля за выполнением плановых заданий по снижению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.
Калькулирование позволяет изучить себестоимость полученных в процессе производства конкретных продуктов.
Предпосылкой калькулирования является учет производственных издержек (производственный учет). Он первичен по отношению к калькулированию.
Производственный учет, будучи частью бухгалтерского учета, предполагает сбор информации об издержках предприятия, документальное оформление хозяйственных операций, так или иначе связанных с производственными затратами. В системе производственного учета такая информация обобщается, группируется по различным признакам и анализируется. Лишь на базе информации, подготовленной определенным образом в системе производственного учета, возможно калькулирование. Другими словами, речь идет о калькуляционном учете, обеспечивающим группировку издержек в таком аналитическом аспекте, который делает возможным процесс калькулирования.
Между калькулированием и производственным учетом существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Так, базой для расчета себестоимости единицы продукции является информация, собранная в системе производственного учета. Калькулирование себестоимости конечного продукта предопределяется системой и организацией производственного учета. С другой стороны, степень детализации производственного учета зависит от задач, стоящих перед предприятием в области калькулирования.
Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) условно можно подразделить на три этапа. На первом этапе исчисляется себестоимость выпущенной продукции в целом, на втором - фактическая себестоимость по каждому виду продукции, на третьем - себестоимость единицы продукции, выполненной работы или оказанной услуги. В действительности процесс калькулирования является более сложным и чередуется с процессом учета затрат. После распределения первичных затрат калькулируется себестоимость продукции вспомогательных производств. На этом этапе калькулирование усложняется, так как необходимо учесть предоставление взаимных услуг.
Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции могут чередоваться и в основном производстве. Калькулирование себестоимости продукции является объективно необходимым процессом при управлении производством. Функционировавшие ранее калькуляционные системы преследовали одну цель - оценить запасы готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, что необходимо для внутрипроизводственных целей и для составления внешней отчетности, а также для определения прибыли. Несмотря на важность этой задачи, прежние системы калькулирования не содержали информации, пригодной для решения многих управленческих задач.
Современные системы калькулирования более сбалансированы. Содержащаяся в них информация позволяет не только решать традиционные задачи, но и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как:
целесообразность дальнейшего выпуска продукции;
установление оптимальной цены на продукции;
оптимизация ассортимента выпускаемой продукции;
- целесообразность обновления действующей технологии и станочного парка;
- оценка качества работы управленческого персонала.
Современное калькулирование лежит в основе оценки выполнения принятого предприятием или центром ответственности плана. Оно необходимо для анализа причин отклонений от плановых заданий по себестоимости. Данные фактических калькуляций используются для последующего планирования себестоимости, для обоснования экономической эффективности внедрения новой техники, выбора современных технологических процессов, проведения мероприятий по повышению качества продукции, проверки проектов строительства и реконструкции предприятий.
Наконец, калькулирование является основой трансфертного ценообразования. Трансфертная (внутренняя) цена применяется при коммерческих операциях между подразделениями одного и того же предприятия. Наибольшую актуальность вопросы формирования трансфертных цен имеют при наличии права у подразделения предприятия самостоятельно выходить на внешних покупателей. В этом случае от правильно формирования трансфертной цены будет зависеть общее финансовое положение организации. Если же продукция подразделения полностью потребляется внутри предприятия, то трансфертная цена является лишь учетной категорией, необходимой для обеспечения хозяйственных связей между внутренними подразделениями предприятия, но при этом она не влияет на конечные результаты организации.
Таким образом, производственный учет и калькулирование являются основными элементами системы управления не только себестоимостью продукции, но и производством в целом.
На этапе становления рыночных отношений, когда продажную цену готового изделия или выполненной работы устанавливают по соглашению сторон, а в условиях дефицита мнение поставщика является определяющим, формирование и анализ себестоимости единицы изделия (работы) становятся как будто не только не нужными, но иногда мешающими при диктате цен. Но в условиях насыщения рынка товарами и появления конкуренции между производителями значение калькуляций плановой и фактической себестоимости отдельных видов продукции должно неизмеримо возрасти. Это не означает, что надо добиваться наиточнейшего исчисления себестоимости продукции путем отнесения наибольшего числа статей затрат прямым путем и нахождения наиболее точной базы распределения косвенных расходов, что пропагандировалось до последнего времени.
В будущем предпринимателей, держателей акций, инвесторов все больше и больше будет интересовать информация о продажных ценах, затратах на производство, спросе, конкурентоспособности, рентабельности продукции (работ, услуг), выпускаемой организацией. А потому уже сейчас полезно изучить принципы и методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции с тем, чтобы знать, какая бухгалтерская информация о затратах наилучшим образом может быть использована для принятия решений [23, с. 18].
2. Особенности учета затрат и анализа себестоимости строительства в ЗАО «Кубаньгазстрой»

2.1 Учет затрат на выполнение строительных работ

В системе нормативного регулирования вопросов бухгалтерского учета, связанных с выполнением договоров на строительство в Российской Федерации, существует следующее понятие.
Договор на строительство - документ, устанавливающий обязательства сторон, участвующих в его заключении и выполнении по новому строительству, реконструкции, расширению, техническому перевооружению, ремонту действующих предприятий, зданий, сооружений, а также производству отдельных видов и комплексов подрядных работ, являющихся объектами строительства [1, с. 356]. Например, в договоре строительного подряда №30 от первого ноября 2008 года представлен перечень обязательств заключивших его сторон (приложение 4). Сторонами, участвующими в заключении и выполнении договора являются инвестор, застройщик и подрядчик. Инвестор - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения собственных, заемных и привлеченных средств в создание и воспроизводство основных средств.
Застройщик - инвестор, а также иные юридические и физические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству. Заказчиком по договору №30 является коллектив застройщиков в лице Юдина А.А.
Подрядчик - это юридическое лицо, выполняющее подрядные работы по договору на строительство. Согласно договору №30 подрядчиком выступает ЗАО «Кубаньгазстрой».
Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 устанавливает, что объектом бухгалтерского учета у заказчика (застройщика) являются фактические затраты по объекту строительства, производимые при выполнении отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору на строительство. ЗАО «Кубаньгазстрой» выполняет строительно-монтажные работы по объекту согласно договору.
Подрядчик при исполнении договора на строительство должен формировать информацию по объектам бухгалтерского учета по ряду показателей: по затратам подрядных работ по объектам как в отчетном периоде, так и сначала выполнения договора подряда на строительство; по незавершенному производству по каждому объекту бухгалтерского учета, в том числе по принятым и оплаченным работам, которые выполнены привлеченными организациями. Также по авансам, полученным от заказчика в счет выполняемых работ; по доходам, полученным от заказчиков за сданные объекты. А также показать финансовый результат.
Цена договора строительного подряда является важным условием. Она складывается из компенсации издержек подрядчика и причитающихся ему вознаграждений и может быть как приблизительной, так и твердой. Если цена договора определена путем составления сметы, то такая смета с момента утверждения ее заказчиком становится неотъемлемой частью договора строительного подряда.
Помимо этого в договоре должны быть определены продолжительность гарантийного срока, в течение которого подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда. Сдача результата работ подрядчиком должны быть оформлены соответствующим актом, который подписывается обеими сторонами (приложение 5).
Раздел четвертый положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94 определяет, что в соответствии с заключенным договором на строительство расчеты между заказчиком и подрядчиком могут осуществляться в виде авансов (промежуточных платежей) за выполненные подрядчиком работы на конструктивных элементах или этапах, а также после завершения всех работ на объекте строительства.
Для целей бухгалтерского учета расчеты у заказчика (застройщика) и подрядчика за выполненные работы и оказанные услуги отражаются исходя из договорной стоимости (твердой цены). Это означает, что в договоре подряда ни подрядчик, ни заказчик не могут увеличить или уменьшить стоимость выполняемых работ, которой определяется цена. Если договором подряда предусмотрено поэтапное выполнением работ, то первоначальной ценой является сумма цен каждого этапа.
Раздел пятый положения по бухгалтерскому учету 2/94 раскрывает состав затрат подрядчика по договорам на капитальное строительство. Они складываются из всех фактических произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, то есть с использованием в процессе строительства объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов.
Затраты формируются по объектам учета с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения, то есть окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику.
Кроме затрат, предусмотренных сметой, в стоимость выполненных работ включаются прочие расходы, не предусмотренные единичными расценками на строительно-монтажные работы. Как правило, в строительстве объектом учета затрат является каждое отдельно строящееся здание или сооружение (с относящимися к нему оборудование, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями газоводоснабжения, теплопроводов и тому подобное), на строительство которого должны быть составлены отдельные проект и смета. Но по условиям договора таким объектом может быть создание одновременно одного или нескольких объектов либо выполнение различных видов работ на одном объекте. Вместе с эти в строительстве допускается объединение объектов учета по разным договорам, если они заключаются в виде комплексной сделки или относятся к одному проекту. Тогда при определении финансового результата необходимо исходить из того, каким методом организация учитывала затраты: позаказным (этот метод в строительстве считается основным) или методом накопления затрат за определенный период. В первом случае расходы учитываются по объектам учета, то есть в соответствии с договором учитывается отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства, по которому затраты считаются нарастающим итогом до окончания выполнения работ и сдачи их заказчику.
Согласно Положению об учетной политике в ЗАО «Кубаньгазстрой» при ведении нескольких видов деятельности обеспечивается аналитический учет затрат по видам деятельности в разрезе субсчетов. Накладные расходы в строительстве отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Затраты на проведение текущего, среднего, капитального ремонтов включаются в себестоимость по мере их возникновения. Распределение расходов на содержание машин и механизмов на объекты калькулирования производится пропорционально прямым затратам. К прямым затратам относятся: заработная плата работников основного производства, надбавка за вахтовый метод работы, стоимость израсходованных строительных материалов.
Услуги подрядчика, входящие в состав накладных расходов, относятся на конкретный объект до момента их распределения. При оказании подрядных услуг субподрядным организациям, стоимость накладных расходов в размере 70% стоимости оказанных услуг относятся на счет 90.3 до момента их распределения. Распределение накладных расходов производится на объекты калькулирования пропорционально заработной плате работников основного производства свыше двадцати тысяч рублей по одному объекту (приложение 6).
Себестоимость выполнения строительно-монтажных работ отражается на счете 20 «Основное производство» с выделением объектов или этапов работ и группируется по статьям затрат (материалы, расходы на оплату труда, на содержание строительных машин и механизмов, амортизационные отчисления, накладные расходы) в корреспонденции с кредитом счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию» и так далее.
Общехозяйственные расходы, накапливаемые на счете 26, списываются подрядчиком ежемесячно в качестве условно-постоянных расходов на счет 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж». При этом калькулируется полная производственная себестоимость работ [23, с. 14]. Списание накопленных затрат со счета 20 осуществляется по мере сдачи произведенных работ заказчику и подписания соответствующих актов в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Порядок сдачи работ определяется исключительно условиями договора подряда.
Учет затрат обслуживающих производств и хозяйств на предприятии осуществляется на забалансовом счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». По дебету этого счета отражаются прямые расходы, связанные с выполнением работ и оказанием услуг. Суммы фактической себестоимости выполненных работ и оказанных услуг списываются с кредита счета 29 в дебет счетов учета затрат подразделений-потребителей работ и услуг, а также на счет 91 «Прочие доходы и расходы (приложение 7).
Расходы на содержание аппарата управления строительной организации относятся на накладные расходы основного производства. Подрядчики (генподрядчики) ежемесячно уменьшают величину накладных расходов на сумму затрат по обслуживанию субподрядчиков, списывая их со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Подрядные строительные организации по кредиту счета 90, субсчета «Выручка» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отражают стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. Основанием для расчетов между заказчиком и подрядчиком служат Акт о приемке выполненных работ (форма №КС-2) и Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3) (приложение 8).
Организация учета производственных затрат и порядок исчисления фактической себестоимости продукции во многом зависят от типа производства, количества видов выпускаемой продукции или выполненных работ, характера производства, его организации и технологии. Они зависят также от структуры управления производством, уровня механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ и методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции [25, с. 49].
Ежемесячно в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов строительная организация определяет свой финансовый результат от выполнения строительно-монтажных работ и прочей деятельности. Подрядчик может применять два метода определения финансового результата в зависимости от принятых форм определения дохода. Доход может определяться по отдельным выполненным работам и по объекту строительства: по отдельным выполненным работам и оказанным услугам (конструктивным элементам) или этапам либо по объекту строительства в целом.
В первом случае доход определяется с применением или без применения счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» в зависимости от того, что предусмотрено в проекте и целях строительства, а также в учетной политике организации и в договорах между заказчиками и подрядчиками. Если договором подряда предусмотрены расчеты между заказчиком и подрядчиком с применением счета 46, используется метод «Доход по стоимости работ по мере их готовности». По дебету счета 46 отражается договорная стоимость отдельных этапов работ, принятых и оплаченных заказчиком согласно договору, а по кредиту этого счета отражается договорная стоимость работ после того, как весь объект будет сдан заказчику. Иначе говоря, счет 46 заменяет счет 62 в тех случаях, когда окончательный расчет за полностью выполненную работу будет произведен в будущем.
Финансовый результат у подрядчика рассчитывается за определенный период времени после завершения отдельных работ по конструктивным элементам или этапам как разница между объемом выполненных работ и приходящимися на них затратами (расходами). Эти затраты определяются, как правило, расчетным путем или прямым методом. Метод расчета финансового результата таким способом разрешается, когда объем выполненных строительных работ и затраты на них достаточно оценены. Объем выполненных работ определяется исходя из договорной цены и применяемых методов расчета До 2004 года данный метод определения финансового результата подрядчики использовали не очень часто, ведь остатки по счету 46 включались в расчет облагаемой базы по налогу на имущество. Поэтому организациям выгоднее было накапливать стоимость выполненных строительных работ на счете 20, на котором они отражаются по фактической, а не по договорной стоимости, как на счете 46. Но с 2004 года остатки по счету 46 не учитываются в целях исчисления налога на имущество, поэтому теперь этот метод использовать тоже выгодно [14, с. 167].
Для расчетов подрядчиков с заказчиком за выполненные работы применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 №100. В частности, на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы составляется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС_3). Она предоставляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком - заказчику (застройщику).
В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не входящие в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы.
При этом необходимо учитывать, что Справка о стоимости выполненных работ и затрат заполняется на основании данных Акта о приемке выполненных работ (форма №КС-2), который применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и другого назначения.
Второй метод «Доход от стоимости объекта строительства» предусматривает определение финансового результата у подрядчика при окончательном (полном) завершении строительных работ по объекту как разница между договорной стоимостью законченного строительством объекта и его производственными затратами. В бухгалтерском учете подрядчика затраты накапливаются и влияют на финансовый результат только после полного завершения всех работ на объекте строительства [30, с. 85].
Финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный месяц определяется ежемесячным сопоставлением дебетового оборота по субсчетам счета 90 и кредитового оборота по счету 90 (субсчет «Выручка). Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается со счета 90 субсчета «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки», где выявляется результат финансово-хозяйственной деятельности организации (чистая прибыль или чистый убыток). По окончании отчетного года счет 99 закрывается заключительной записью декабря. Сумма чистой прибыли (убытка) отражается по дебету счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и, наоборот - при чистом убытке. На отчетную дату счет 90 сальдо не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 (кроме субсчета «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счете 90.9
ЗАО «Кубаньгазстрой», выполняя строительно-монтажные работы, использует метод «доход по стоимости работ по мере их готовности». Стоимость работ в соответствии с договором составляет 53302,65 рублей, в том числе НДС 18% - 8130,91 рублей.
Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в течение одного месяца после подписания Акта о приемке выполненных работ обеими сторонами.
2.2 Определение себестоимости строительных работ
Планирование затрат осуществляется путем разработки смет, которые нужны предприятию для достижения своих целей. Под определением себестоимости продукции понимается исчисление затрат, приходящихся на единицу продукции.
Данные о себестоимости продукции (работ, услуг) - основа для принятия решений по управлению Вашим предприятием. Повышенные темпы роста себестоимости единицы продукции по сравнению с ростом отпускных цен на нее являются сигналом к пересмотру системы организации производства, модернизации технологий с целью снижения себестоимости. Анализ себестоимости продукции подразделений предприятия дает возможность оценить результаты их работы за отчетный период. Используя данные о себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, можно сделать вывод о целесообразности содержания вспомогательных производств по сравнению с приобретением выпускаемых ими полуфабрикатов, выполняемых работ и услуг у сторонних организаций. Объектами калькулирования себестоимости являются отдельные виды продукции, работ, услуг, продукция (работы, услуги) отдельного подразделения предприятия, вся товарная продукция предприятия.
Руководство предприятия должно довести до разработчиков смет информацию о влиянии на смету политики перспективного планирования. Основой разработки всех смет является программа сбыта работ. В каждом отделе предприятия разрабатывают свою часть сметы и представляют ее для свода. Все эти части объединяют в обобщающую смету. Таким образом, на первом этапе исчисляется плановая себестоимость всех работ, а затем выполняется расчет себестоимости по каждому виду работ.
Во всех случаях при калькулировании широко используют два понятия - нормативные затраты и сметные затраты. Смета относится ко всей деятельности или операциям на предприятии, а норма дает ту же информацию в расчете на единицу выполняемых работ. Иными словами, норма позволяет дать оценку затрат на единицу производства, а смета - на весь объем деятельности.
Процесс планирования не должен останавливаться на согласовании указанных смет. Периодически плановые показатели следует сравнивать с фактическими и принимать соответствующие меры, обеспечивающие достижение запланированных результатов. Планирование затрат на производство и выполнение работ важно прежде всего для оптимальной ценовой политики предприятия. Полная себестоимость работ, планируемых к выпуску в предстоящем году, определяется в обобщающем документе - смете затрат на производство и выполнение работ.
Техническая документация устанавливает объем и содержание работы, которую должен выполнить подрядчик, а также требования, предъявляемые к объекту строительства с точки сложности конструкции, качества, технологических характеристик, физических и других параметров.
Смета - обязательный документ строительного подряда, поскольку определяет цену самого объекта, а также цену приобретаемого оборудования, материалов, энергоисточников и так далее. Смета позволяет:
- рассчитать объем выполняемой работы по себестоимости;
- определить прибыль от выполнения работ;
- оценить трудоемкость и материалоемкость;
- прогнозировать потребность в оборотных средствах, вложенных в запасы, затраты и готовую продукцию;
- планировать затраты по элементам.
В случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабочей документации или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства, составляются локальные сметы (приложение 8). В других случаях составляется калькуляция продукции, работы или услуги.
Расчет сметы затрат на производство за месяц показан в таблице 2.
Таблица 2 - Смета затрат на производство, тыс. руб.
Элемент затрат
Сумма затрат
Материальные затраты, в том числе:
91025
сырьё
63151
топливо
27780
электроэнергия
94
Затраты на оплату труда
5310
Отчисления на социальные нужды
1381
Амортизация
124
Прочие расходы
78671
Итого затраты на производство:
176511
Затраты, списанные на непроизводственные счета:
241
капитальное строительство
180
транспортные услуги сторонним организациям
61
Прирост (уменьшение) остатков незавершенного производства
7
Полная производственная себестоимость
176759
Сначала определяется сумма затрат на сырьё, топливо, энергию как произведение общего расхода сырья (топлива, энергии) за месяц и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.