На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности развития навыка чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2012. Страниц: 94. Уникальность по antiplagiat.ru: 93.

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
Глава I. Общая характеристика чтения учащихся младшего школьного возраста
I.1. Общая характеристика понятия «письменная речь» 6
I.2. Особенности овладения чтением в младшем школьном возрасте 12
I.3. Нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста 19
Глава II. Исследование состояния чтения у учащихся младшего школьного возраста общеобразовательных школ
II.1. Общее положение эксперимента 32
II.2. Характеристика экспериментальных методик 35
II.3. Анализ результатов эксперимента 43
II.4. Рекомендации по организации логопедической помощи детям с трудностями овладения чтением 61
Заключение 79
Список литературы 82
Приложения 94



Введение
Актуальность исследования. Одной из ключевых позиций образования является его направленность на формирование личности учащегося - носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, ведь речь - это один из основных видов коммуникативной деятельности человека, осуществляемый посредством использования средств языка для общения, а чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие у младших школьников универсальных учебных действий и увеличение удельного веса самообразования.
Однако, наблюдаемая в последнее десятилетие тенденция российской системы образования к интеграции различных групп детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную школу, и сокращение штатной должности специальных служб поддержки внутри данных учреждений, предъявляет дополнительные требования к профессиональной деятельности педагога начального образования, прежде всего с точки зрения владения им коррекционными технологиями. Одной из наиболее распространенных и своеобразных с точки зрения возможностей обучения детей в условиях интеграции, и одновременно относящихся к группе «риска» с позиции успешности школьного обучения являются дети с нарушениями речи, которые могут быть выявлены уже на начальных стадиях школьного обучения. Стойкие ошибки чтения и письма представляют собой наиболее распространенную форму трудностей овладения школьной программой у детей младшего школьного возраста, часто оказывающихся в числе «неуспевающих». В частности серьезным препятствием на пути формирования развитой языковой личности младшего школьника является дислексия – традиционно определяемая как специфическое нарушение процесса чтения, стойкая неспособность к овладению письменноречевой деятельностью, проявляющаяся в ошибках технической и смысловой сторон чтения. В связи с этим педагог должен владеть определенными логопедическими технологиями по профилактике и коррекции дислексий и дисграфий. Несмотря на сравнительную представленность данной проблемы в логопедической литературе, она по-прежнему не теряет своей актуальности, т.к. возникает необходимость изучения механизмов возникновения стойких трудностей при овладении чтением у учащихся не имеющих официального логопедического диагноза.
Ее исследованием занимаются специалисты самых различных направлений - неврологи и психиатры, логопеды и психологи, ведь нарушение развития речи может приводить к целому ряду неблагоприятных для развития младшего школьника последствий.
Проблеме устной и письменной речи посвящены работы Лурия А.Р. (1963), Корнева А.Н. (1994), Лалаевой Р.И. (2004), Ястребовой А.В. (1996), Ефименковой Л.Н. (2006) и других специалистов. Однако, несмотря на множество работ и на большой интерес исследователей к этой проблеме, все еще нуждаются в дальнейшем изучении такие проблемы письма, как его психологическое содержание и структура, психолингвистический аспект, генезис и взаимоотношение с другими высшими психическими процессами, взаимосвязь механизмов устной речи и письменной и т.д.
Таким образом, проблема состояния устной и письменной речи у учащихся младшего школьного возраста общеобразовательной школы является одной из самых актуальных проблем современной логопедии, так как выявляется все больше и больше детей, имеющих нарушения устной и письменной речи.
Цель исследования: теоретически изучить и практически выявить типологические ошибки чтения у учащихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс чтения у учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: типология ошибок и трудностей чтения у учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза иследования: мы предполагаем, что у учащихся младшего школьного возраста будут пристутствать различные типы нарушений чтения, проявляющихся в ошибках: постановки ударения, смешения оптически сходных букв, пропуски букв, которые могут выступать в качестве предпосылок к дислексии.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме нарушений чтения детей младшего школьного возраста.
2. Выбрать методики для исследования нарушений чтения.
3. Провести исследование, направленное на изучение трудностей при овладении чтением у младших школьников и выделение типологических групп предпосылок дислексии.
4. Разработать методические рекомендации педагогам по профилактике дислексии и коррекции трудностей чтения в условиях общеобразовательного учреждения.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, 10 таблиц, 1 диаграммы, заключения, список литературы включает 57 наименований и 4 приложений.


Глава I. Общая характеристика чтения учащихся младшего школьного возраста
I.1. Общая характеристика понятия «письменная речь»
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием младшего школьника и служит показателем его общего развития. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие младшего школьника позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Речь может быть устной и письменной. И устная речь и письменная - это две отдельные формы существования языка. Оба эти вида речевой деятельности: произносительно-слуховая и писано-зрительная вполне равноправны.
Что касается письменной речи, то письменная речь – это форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме и включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: рецептивный (чтение) и продуктивный (письмо) (А. Н. Корнев, А. А. Леонтьев, Л. С. Цветкова,) [29,51].
Термин «письмо» объединяет три разных категории явлений: вид особой семиотической системы, способ перекодирования устного языка в письменный и особую форму коммуникации. Они представляют его лингвистические аспекты. Письмом считают и способ перекодирования, то есть набор правил перехода от одной системы символов к другой (от звукового языка к письменному), именуемой правописанием.
Анализируя процесс письма, Е. В. Гурьянов указывает, что на ранних этапах процесс овладения навыком письма распадается на ряд отдельных осознаваемых действий, например выделение звука, который следует обозначать соответствующей буквой, нахождение данной буквы, правильное изображение данной буквы в письме и т.д. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма.
Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. При овладении письмом эти операции предстают в развернутом виде (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова). А. Н. Корнев выделяет как особое явление навык письма (психомоторный, а не языковой феномен) [18].
А.Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» выделяет конкретные операции письма.
- Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого-то к действию и т. д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать. Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова.
- Анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, количество, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов.
- Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
- Моторная операция процесса - воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. ............

Заключение
В ходе работы нами был проведен анализ педагогической, психологической, психофизиологической литературы, посвященной изучению психологической структуры чтения; освещена функциональная структура чтения, описаны основные симптомы дислексии, классификации дислексии, роль зрительной памяти в механизмах чтения и его нарушениях.
Чтение – это специфический феномен, поэтому оно изучается такими дисциплинами как психология, педагогика, физиология, лингвистика, логопедия.
Как любая психическая деятельность, чтение имеет три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную. Исследователи выделяют три основных операции процесса чтения: зрительное восприятие букв, слогов, слов; операция перевода графемы в ее акустический, речедвигательный аналог и операция выбора необходимых артикулем для озвучания написанного. Описанные механизмы, по мнению ученых, обеспечивают техническую сторону чтения, которая является основой для формирования смысловой стороны чтения. Понятийная сторона чтения рассматривается как основная цель чтения. Сложность психологической структуры чтения свидетельствует о том, что его физиологическая основа обеспечивается целым комплексом совместно функционирующих зон головного мозга.
Оценка сформированности навыка чтения у ребенка традиционно включает анализ технической и смысловой сторон. Техническую сторону характеризует скорость, правильность и способ чтения. Смысловую сторону – цельность и связность пересказа прочитанного текста. Нарушение любого из перечисленных параметров может приводить к дислексии.
Техническая форма дислексии проявляется в низких показателях скорости чтения, в непродуктивном способе чтения, в большом количестве ошибок чтения, при этом, смысловая сторона чтения остается сохранной. Семантическая форма дислексии характеризуется тем, что при достаточно высоких показателях технической стороны понимание читаемого остается на достаточно низком уровне. Смешанная форма дислексии является самой сложной по своей структуре. При данной форме дислексии нарушения технической стороны чтения сочетаются с недостаточностью смысловой стороны чтения. Механизмы возникновения смешанной формы дислексии у младших школьников остаются неясными.
Однако применительно к младшим школьникам все же вернее было бы говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения чтением. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения.
Причины, вызывающие эти трудности, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Для выявления состояния письменной речи учащихся младшего школьного возраста общеобразовательных школ было проведено исследование, основной целью которого была разработка методических рекомендаций по коррекционной работе с учащимися, имеющими те или иные нарушения устной и письменной речи.
Данное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 24 г. Нижнего Новгорода. Всего в исследовании приняло участие 60 учащихся. По русскому языку класс учатся по программе «Планета знаний» Возраст испытуемых от 7 до 10 лет.
Обследование состояния чтения проводилось по метдике М.Н. Русецкой. Согласно этой методике сформированность навыка чтения оценивалась по следующим параметрам: скорость, способ чтения, правильность чтения и понимание прочитанного.
Специфических нарушений чтения у учащихся младшего школьного возраста не выявлено, т.к. нет стойких повторяющихся ошибок. Также у весомого большинства способ чтения продуктивный и не страдает понимание прочитанного.
Изучение состояния чтения должно быть всесторонним. При обследовании чтения должны быть использованы различные пробы и методики. Их нужно использовать строго дифференцированно, в зависимости от уровня владения ребенком навыкам чтения, а также в порядке постепенно возрастающей сложности, начиная с самых простых. Но единая стандартизированная методика оценки уровня сформированности чтения отсутствует.
Таким бразом, гипотеза подтвердилась лишь чстично. В целом же комплексное изучение состояния чтения позволяет выявить специфические ошибки. Это позволит правильно квалифицировать дефект, отграничив его от сходных состояний.


Список литературы
1. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Интеллектуальные нарушения: Учебное пособие. – М., Педагогическое общество России, 2004. – 448 с.
2. Барылкина Л.П. и др. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей и логопедов. – М.: 5 за знания, 2005. – 128 с.
3. Брехунова Г.Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи// Логопед. – 2007. – № 4 – с. 76-80.
4. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у учащихся младшего школьного возраста// Логопед. – 2005. – № 3 – с. 84-94.
5. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей домладшего школьного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2005. – 127 с.
6. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с.
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
8. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения/ Вступительная статья и подготовка к изданию Калягина В.А. – СПб.: КАРО, 2006. – 304 с.
9. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.
10. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 335 с.
11. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2006. – 159 с.
12. Ивановская О.Г. и др. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 544 с.
13. Игнатьева Т.В. Контрольные тексты для проверки техники чтения. 1-4 кл. – Тула: Родничок; М.: Астрель, 2001. – 104 с.
14. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе. – М., 2004. – 116 с.
15. Кобзарева Л.Г. и др. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР: Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Учитель, 2003. – 217 с.
16. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.
17. Коньшина Н.А. Обогащение словарного запаса учащихся младшего школьного возраста с ОНР// Логопед. – 2005. – № 3 – с. 95-101.
18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1994. – 288 с.
19. Кузьминова С.А. Использование речевой ритмики для профилактики дисграфии у учащихся младшего школьного возраста// Логопед. – 2004. – № 3 – с. 94-104.
20. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у учащихся младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 204 с.
21. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма/Р.Е.Левина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 35. Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 368 с.
22. Логопедия: Методическое наследие/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
23. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2006. – 128 с.
24. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Гном и Д, 2006. – 136 с.
25. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2006. – 184 с.
26. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. – М.: Гном и Д, 2006. – 88 с.
27. Максимук Н.Н. Сборник текстов для изложений: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с.
28. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие. - М.: Просвещение, 1984.
29. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
30. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы// Логопед. – 2004. – № 1 – с. 4-10.
31. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков// Логопед. – 2004. – № 2 – с. 4-14.
32. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления// Логопед. – 2004. – № 4 – с. 13-25.
33. Мисаренко Г.Г. Типологические трудности овладения письменной речью// Логопед. – 2005. – № 3 – с. 4-11.
34. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
35. Парамонова Л.Г. Как повысить грамотность учащихся младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2005. – 304 с.
36. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Союз, 2004. – 240 с.
37. Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –158 с.
38. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 445 с.
39. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.
40. Прищепова И.В. Дизорфография учащихся младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.
41. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1/ сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина. – М.: Посвещение, 2002.
42. Ракитина В.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста: Пособие для логопеда: в 3 вып. Вып. 1: Животные в загадках в алфавитном порядке. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 140 с.
43. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: РИО «Самовар», 1998.
44. Рик Т.Г. Доброе утро, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1998.
45. Рик Т.Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: РИО «Самовар», 1998.
46. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
47. 70. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.
48. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1-2 классы/ авт.-сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 134 с.
49. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы/ авт.-сост. Е.П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 154 с.
50. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у учащихся младшего школьного возраста: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
51. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2005. – 319 с.
52. Татаринова И.А. Работа над деформированными текстами на логопедических занятиях с младшими школьниками// Логопед. – 2008. – № 2 – с. 78-86.
53. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. – Киров: ГИППВ, 1997. – 272 с.
54. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
55. Фуреева Е.П. и др. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 208 с.
56. Хохлова С.П. Узнай буквы, прочитай слова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 32 с. (Конфетка).
57. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, 1995. – 304 с.


Приложение 1. Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) по Корневу А.Н.

Текст для оценки техники чтения

Как я ловил раков Слов
............


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.