На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста на базе детского сада № 54 г. Демитровград

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.05.2012. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: 73.

Описание (план):


на тему: «Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста»


Содержание


Введение……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования……………….5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы……………………..5
1.2 Психологические особенности ребенка от 1 до 3 лет жизни……….8
1.3 Особенности восприятия художественного произведения детьми раннего возраста………………………………………………………………….12
1.4 Педагогические требования к работе по речевому развитию детей раннего возраста посредством фольклора…………………………………….16
Глава II. Практическая часть……………………………………………..22
2.1. Констатирующий эксперимент……………………………………….22
2.2. Формирующий эксперимент………………………………………….23
2.3. Контрольный эксперимент……………………………………………30
Выводы и методические рекомендации………………………………….32
Список литературы……………………………………………………..…..34
Приложения………………………………………………………………….35


Введение

Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия. В эти годы возникает любовь к книге, зарождается потребность в постоянном общении с ней. Дошкольники широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров.
Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…», сказки «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк»), дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощь («Репка», «Кот, петух и лиса»). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка.
Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины. Фольклор не позволяет «скатиться» к обыденности, не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям. Может быть, поэтому они так трепетно откликаются на поэтику фольклора.
В статье 2 Закона РФ «Об образовании» отмечено, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В реализации данных задач прекрасным подспорьем может стать именно фольклор. Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоко нравственный, свободный дух России.
В ст. 14 Закона «Об образовании» РФ отмечается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
В Федеральных государственных требованиях (приказ № 655 Минобрнауки РФ) одними из основных требований к содержанию основной общеобразовательной программы в дошкольном возрасте являются формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, владение элементарными этнокультурными представлениями.
Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.
На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи - и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.
Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации. Фольклорный материал прекрасно подходит для решения этой задачи, так как ребенку слушая и повторяя сказки, потешки, прибаутки приходится представлять то, о чем идет речь в тексте.
Проблема исследования: низкий уровень развития речи у детей раннего возраста.
Противоречия:
• между требованиями ФГТ детей дошкольного возраста в образовательных областях «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» и содержанием данного компонента базовой программы ДОУ;
• между стремлением педагогов развивать у детей дошкольного возраста этнокультурные представления и низким уровнем их профессиональной компетентности в данном вопросе;
• между очевидной необходимостью вовлекать родителей в данный образовательный процесс, и низким уровнем осознания родителями данной необходимости.
Объект исследования: процесс развития речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: система игр и занятий с использованием малых фольклорных форм.
Цель исследования: повышение уровня развития речи детей раннего возраста средствами фольклора.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, и передовой опыт по теме исследования.
2. Провести мониторинг развития речи детей раннего возраста.
3. Разработать систему игр и занятий с использованием фольклора и внедрить его в практику образовательного процесса ДОУ
4. Привлечь к участию в данном процессе педагогов и родителей.
5. Провести анализ результатов
База исследования:
1 младшая группа Центра развития ребенка – детский сад № 54 «Рябинка» г. Димитровграда.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.
Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, С. Л. Новоселова,
Н. М. Аксарина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Нормативными документами подтверждается необходимость использования фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Фольклор - устное народное творчество, существующее в виде: сказок, потешек, загадок, песен. Фольклор не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображает новые социальные изменения.
В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики – пословицам, песням, загадкам, обрядам, отличая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского в этнографическом и педагогическом плане проанализировать детские игры и их роль в физическом, нравственном, речевом развитии детей. Другой исследователь А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.
В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, видный собиратель фольклора - П.В.Кириевский говорил, что: - «тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит.»
С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.
А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Наше исследование продолжает разработку этой проблемы, связанной с использованием малых форм фольклора в развитии познавательной активности детей, формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора..............


Выводы и методические рекомендации

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, расцветет всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду.
Проблема развития речи необычайно актуальна в раннем возрасте. Результаты практической деятельности показали эффективность использования малых фольклорных форм для решения данной задачи.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Но к подбору произведений для детей раннего возраста нужно подходить с учетом их возрастных особенностей. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям.
Все окружающие ребенка предметы уже на втором году его жизни выступают перед ним в связи с человеком и его деятельностью. Так малыш учится ориентироваться в окружающем его мире. Вот почему полезно подбирать произведения, в которых точно и лаконично говорится о человеке и его действиях. Используя потешку, обратить внимание на куклу, как объект, имитирующий человека: у куклы - глаза, руки, ноги. Она может стоять, ходить, топать ножками и т.п. Чтение потешки нужно сочетать с показом, синхронно отображающим ее содержание в действии.
К концу второго года необходимо учить малышей слушать не только рифмующийся текст, но и прозу. Русские народные сказки откроют новую страницу эмоциональной жизни ребенка.
Педагог, работающий с детьми раннего возраста, должен хорошо знать возрастные особенности, тонко чувствовать микропериоды перехода от возраста к возрасту, и вместе с тем видеть индивидуальность каждого малыша.
Третий год жизни знаменателен вступлением ребенка в период дошкольного детства. Этот период детства заключает огромные потенциальные возможности. В это время происходят значительные изменения в развитии его активной ориентировки, возрастает устойчивость внимания.
Малыши чутки к окружающему миру, и главное, нацелены на поиск информации.
Поэтому с помощью фольклорного произведения нужно закреплять и расширять знания детей о домашних животных, птицах. Воспитывать гуманистическое отношение к ним на эмоциональной основе.


Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –24
4. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992
5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). _ СПб.: «Паритет», 2005.
6. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. воспитание.-1985
7. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм// Дошк. воспитание.-1991
8. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972.
9. Криницына Н. Дети любят потешки // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-
10. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
12. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. Дошкольное воспитание. - 1990, № 4,7,10
13. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984.
14. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
15. Тарасова Т. Мальчик – пальчик, где ты был? (о роли игр – забав в жизни дошкольника) // Дошк. воспитание.-1995.-№12.
16. Чуковский К.И. от двух до пяти. - М., 1980



Содержание приложения

1. Диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста.
2. План работы с детьми по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2009-2010гг.
3. План работы с родителями по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» на 2009-2010гг.
4. Консультации для родителей.
5. Развлечение для детей 2–3 лет «В гости к Хозяюшке».
6. Анкета для родителей.
7. Непосредственно организованная образовательная деятельность по развитию речи с использованием фольклора в 1 младшей группе. Тема: «Наша Маша маленька».


Приложение 1
Диагностика развития речи детей младшего дошкольного возраста
Критерии
..........


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.